На сегодняшний день в русском языке твердый знак (Ъ) несет только разделительную функцию.
Чаще всего твердый знак используется между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем, который начинается на е, ё, ю, я. Например, слово "объявление" состоит из русской приставки об- и корня -яв- , который начинается на я . В данном случае приставку и корень следует разделить твердым знаком.
Еще несколько примеров употребления разделительного твердого знака между приставкой и корнем: сверхъестественный, съёжиться, предъюбилейный и т.д.
Разделительный твердый знак также употребляется в сложных словах между двумя корнями, когда первый корень представлен числительными двух-, трех-, четырех- , а второй корень, как и в первом случае, начинается на е, ё, ю, я. Например: двухъярусный, трехъярусный, четырехъярусный.
Третий случай, когда в словах употребляется разделительный твердый знак – когда в слове присутствует иноязычная приставка, оканчивающаяся согласной буквой, и корень, начинающийся на е, ё, ю, я. Примеры: адъютант, трансъевропейский, конъюнктура и др.
Также существуют случаи, когда разделительный твердый знак пишется внутри слова (фельдъегерь, изъян ).
Следует помнить, что твердый знак никогда не пишется:
Таким образом, разделительный твердый знак в русском языке используется в четырех случаях:
Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.
Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.
Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.
В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.
После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.
Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:
Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.
Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:
Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.
Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.
При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.
В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.
Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:
В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:
В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:
Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:
В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:
Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.
Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.
В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.
Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.
В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.
Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.
Разделительный ъ перед буквами е (ё) , ю , я , и пишется:
Например: разъ езд, съ емка, предъ юбилейный, объ явить, двухъ ярусный .
Разделительный ь пишется перед е (ё) , ю , я , и во всех остальных случаях. Например: в стать е, ружь ё, бь ют, друзь я, ручь и .
Примечания
- ъ не пишется перед а , о , у , э (сагитировать, подоконник, суметь, сэкономить ), а также в сложносокращенных словах (например: детясли ).
- ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад- , ин- , кон- , об- , суб- , транс- и после первой части сложного слова (адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, фельдъ егерь ).
- ь пишется в некоторых иноязычных словах после о (баталь он, почталь он, буль он, компань он и др.).
После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы согласно произношению, например: играть - сы грать, искусный - безы скусный, безы дейный .
Буква и сохраняется:
Примечание
В сложносокращенных словах после предшествующей согласной буква и сохраняется, например: спорти нвентарь .
(1
оценок, среднее: 5,00
из 5
)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Карточка 1
Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.
Образец: въезд.
В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.
Карточка 2
Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: отъезд .
Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Карточка 3
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.
Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.
...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Карточка 4
Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь - показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,
мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
Карточка 5
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
Образец: (Лиса ) лисья нора ,
(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,
(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.
Карточка 6
Запиши слова в два столбика: в первый - слова с разделительным мягким знаком, а во второй - слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).
............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Карточка 7
Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.
Карточка 8
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Карточка 9
Запиши слова в два столбика.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.
..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Карточка 10
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли........................................... . 4. Илья любит пенки с...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто...................................... осенью.
Карточка 11
Спиши, вставив пропущенные буквы.
1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.
.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Карточка 12
Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.
...……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 13
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Как-то в блюдеч..ке в..ренья.......................................................................................
Я (на) шел ст..хотворен..е. .......................................................................................
Я, конеч..но, сразу сел......................................................................................
И в..рен..е быстро сел. .......................................................................................
И тепер.. для продолжен..я........................................................................................
Этого ст..хотворен..я.......................................................................................
Нет ни капел..ки в..рен..я. ...........................................................................................
Тест «Разделительные знаки»
Ученик..........................................................
1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?
а) сразу после приставок;
2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень?
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз -
делительным твердым знаком?
а) на согласную;
б) на гласную.
5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.
6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.
А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.
мягкий знак.
а) жизн..;
б) счаст..е;
в) б..ет;
г) пис..мо.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.
а) у...ехал
б) пред...явить
в) в..ет;
г) об..яснить.
Тест: « Разделительный мягкий знак»
Ученик
1 уровень
Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.
2 уровень
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил.
С деревьев осыпались.
На веревке сушится.
3 уровень
Исправь ошибки.
Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.
Тест: «Разделительные ь и ъ»
Фамилия, имя...............................................
1.
Выбери правильный ответ.
Разделительный
ь
пишется:
а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;
б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами
е, ё, я.
2. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь показывает, что
а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;
б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.
3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.
Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
4.
Подчеркни
слова
с разделительным
мягким знаком.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.
5. Распредели слова в три столбика: 1 - с разделительным мягким знаком; 2 - с мягким знаком - показателем мягкости согласного; 3- с разделительным ъ.
Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..лик, с...емка.
.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................
Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .
Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .
Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).