Сочинение сказок по картам проппа. Собственные сказки по методу проппа Индивидуальные карточки тема сказки

Сочинение сказок по картам проппа. Собственные сказки по методу проппа Индивидуальные карточки тема сказки

Доброе утро, дорогие родители!

Предлагаю Вам со своими малышам поиграть в очень интересные игры по самым известным детским сказкам.

Перед Вам странички — поле и карточки к ним.

Игры рассчитаны как для самых маленьких малышей, чтобы просто знакомить их с самыми известными сказками, так и для детей более старшего возраста в качестве ролевых игр, игр на тренировку памяти, внимания логики, а главное, мелкой моторики пальцев рук и развития речи.

Здесь можно скачать сами игры по сказкам и мультфильмам:

В них входят такие всем известные сказки и мультфильмы как: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Крокодил Гена и его друзья» .

Какие могут быть варианты игр по сказкам с малышами:

1. Для начала распечатайте карточки и поля для них, заламинируйте или обклейте скотчем, разрежьте на маленькие карточки. А теперь можно и поиграть.

Возьмите поле, например, со сказкой «Колобок», расскажите сказку малышу при этом раскладывайте карточки с персонажами по ячейкам поля. Потом расскажите сказку и в процессе предлагайте самому малышу раскладывать героев сказки по ячейкам.

2. Другой вариант разложите всех героев по ячейкам, а потом предложите закрыть малышу глаза, уберите кого-нибудь, например, волка и пусть малыш отгадает, кто пропал.

3. Разложите карточки с героями в порядке появления их в сказке, а теперь перемешайте их и предложите малышу установить правильную последовательность.

4. Когда малыш будет хорошо знать всех героев сказки познакомьте его со следующей сказкой и поиграйте в аналогичные игры. Потом можно попробовать поиграть сразу в две игры, например, рассортировать героев из двух сказок по их ячейкам. Когда и это будет легко удаваться малышу, добавьте больше героев и больше полей.

Если у Вас родились какие-то еще возможные идеи игр по карточкам пишите в комментариях)))

Всем удачи, воспитывайте умничек)

Лидия Пирогова

Хочу познакомить вас с дидактическим пособием гостях у сказки ". В группе мы сейчас реализуем одноимённый проект, поэтому я решила создать такое пособие с целью , чтобы расширить и закрепить знания детей о сказках . В данное пособие включила только русские народные сказки . Планирую так же создать подобное дидактическое пособие по авторским сказкам и к 135-летию К . И. Чуковского.

В интернете нашла картинки к сказкам , распечатала их на цветном принтере, наклеила на плотную бумагу, вырезала, получилось много карточек с сюжетными картинками из сказок . Распечатала так же текст сказок . Каждую сказку поселила в домик - конверт, пронумеровала. Вот так получилось :


Дети очень любят слушать сказки , потому что после прочтения мы обязательно играем, соревнуемся в знании сказок .

Вот некоторые задания, которые дети с удовольствием выполняют : "Расскажи сказку по картинкам ", "Помоги герою вернуться в свою сказку " (к героям одной сказки попал персонаж из другой сказки , "Выложи картинки по содержанию сказки (алгоритм) ", "Из какой сказки герой ?",


"Кто быстрее выложит по порядку карточки" (используется 2 набора одинаковых карточек) .



В пособие включены сказки для детей разного возраста, т. к. я работаю в разновозрастной группе.



Публикации по теме:

Аннотация к игровому пособию Игровое пособие по профориентации предназначено для получения знаний о видах железнодорожного транспорта и.

Дидактическое пособие «Яблоня». Данное пособие предназначено для работы с детьми с 3до 7 лет. Описание пособия: На матерчатом основании.

Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Календарь», которое будет полезно как детям всего дошкольного возраста (от 2 до 7 лет).

Дидактическое пособие "Полянка" Цель: Формирование познавательно - исследовательских умений на основе сенсорных представлений. Задачи:.

Дидактические игры с пособием «Шкаф с одеждой» -«Из чего шьют одежду?»- знакомство с видами тканей, беседа о них: как делают, из чего.

Дидактическое пособие «Сказочный мир» ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд № 1 Дидактическая пособие «Сказочный мир» Уважаемые коллеги, свое выступление начну со слов. Слайд № 2 Сказка – умница.

Конспект занятия во второй младшей группе «В гостях у сказки» в рамках проекта «В гостях у сказки» Программное содержание: Закрепление в памяти детей знакомой сказки; Развитие коммуникативных навыков, творческих.

Алла Сушилина Методическое пособие-театр в чемодане "В гостях у сказки" Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает,когда.

Цель урока: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

Задачи урока:

  • Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах множественного числа.
  • Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
  • Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

  • На ковре-самолете
  • В сапогах-скороходах
  • На крылатом коне
  • На сивке-бурке
  • На коньке-горбунке
  • На сером волке
  • На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

  • Колечко
  • Клубок
  • Перышко

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

  • Скатерть-самобранка
  • То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

  • Двое из сумы
  • Джин из бутылки
  • Волшебная лампа Алладина
  • Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

  • Живая и мертвая вода
  • Молодильные яблоки
  • Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

  • Барабан
  • Дудочка
  • Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

  • Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
  • Гребешок – лес
  • Полотенце – речка
  • Щетка, зуб – горы
  • Другие средства:
  • Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2. Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю что”).

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски, заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

“Дом с колокольчиком” /звучит голос/
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром,
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая, седая старушка,
И сразу откроет дверь
Старушка приветливо скажет:
– Входи, не стесняйся, дружок! –
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”, “Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

  1. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к бабушке отнести горшочек масла и пирожок.
  2. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно.
  3. Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
  4. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф. Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости, где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.
  5. Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время
  6. И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.
  7. Стали они жить – поживать, горя не знать
  8. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

    А тут и Красная шапочка подошла.

    Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи. Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,
В тесной маленькой избушке,
Было пять сыновей
И все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами
Вот с такой головой
Вот такой бородой
Ничего не ели
Целый день глядели
И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа.

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

  1. Сказка “Про добрую девочку Машу”.
  2. Сказка “Заколдованная царевна”.

Важно своевременно уделить внимание развитию речи ребенка, в частности научить его рассказывать о чем-то, то есть составлять связный рассказ. Начать лучше с чего-то знакомого, к примеру, со сказок, которые ребенку ни раз читали родители и, может быть, малыш-дошкольник даже знает их наизусть. Мы предлагаем вашему вниманию карточки с иллюстрациями к популярным детским сказкам, по которым с ребенком можно поиграть. Это своего рода мнемотаблицы - серии картинок, фиксирующих образы сюжетов сказки по порядку.

В 3 года ребенку можно распечатать эти карточки или просто показывать на экране. Разрезать не нужно. Рассказать сказку, обязательно показывая пальчиком все события на рисунках. Затем предложить ребенку самому рассказать эту сказку по картинкам - мнемотаблице.

Когда это освоено, разрезаем мнемотаблицу на карточки. Пусть малыш самостоятельно вспомнит, какие события сказки были вначале, какие потом, восстановит последовательность событий.

К возрасту старшей группы детского сада игру еще более усложним. Все разрезанные карточки выкладываем перед ребенком. Теперь ему придется сначала определить, к какой сказке относится картинка, а потом ее место по порядку.

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам "Колобок", "Репка", "Бычок, смоляной бочок", "Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Курочка Ряба".

  • Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним его сказки сказка , 162kb.
  • Конспект открытого урока тема: Анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , 67.79kb.
  • Викторина по сказкам Пушкина: Назовите правильно все сказки А. С. Пушкина: Сколько , 36.66kb.
  • Александра Сергеевича Пушкина. Желаем Вам приятного путешествия в мир сказки! викторина , 32.61kb.
  • А. П. Гайдар «Чук и Гек» А. Н. Островский «Без вины виноватые» М. Ю. Лермонтов «Маскарад» , 57.01kb.
  • Сказки пушкина что за прелесть эти сказки! , 144.65kb.
  • , 41.63kb.
  • Внеклассное мероприятие "Путешествие по дорогам сказок". Тема занятия: Числа , 116.79kb.
  • Конкурс «Биография А. С. Пушкина» Где родился А. С. Пушкин? (в Москве) Когда он родился? , 64.01kb.
  • Литературное чтение.

    2Б класс.

    Учитель: Романова Тамара Дмитриевна.

    Тема : Сказки А.С.Пушкина.

    Цели:

    Оборудование

    Ход урока:

    I. Организационный этап.

    1. Чтение наизусть:

    Древний гений человечий,

    Живую прелесть русской речи,

    Что с детских лет нам так мила,-

    Все в нем Россия обрела.

    Мороз и солнце…Строчка- ода.

    Как ярко белый свет горит!

    Доныне русская природа

    Его стихами говорит.

    Н. Доризо

    На доске портрет А.С.Пушкина.

    II.Закрепление и обобщение.


    1. Игра «Молчанка»

    1. Жил-был поп,
    Пошел поп по базару

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная куда…

    1. Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    1. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.

    « Кабы я была царица»,-

    Говорит ее сестрица,-

    То на весь крещенный мир

    Приготовила б я пир».

    « Кабы я была царица»,-

    Говорит ее сестрица,-

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна»

    « Кабы я была царица»,-

    Третья молвила сестрица,-

    Я б для батюшки царя

    Родила богатыря»..

    1. Царь с царицею простился,
    В путь- дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна.

    Ждет- пождет с утра до ночи,

    Смотрит в поле, инда очи

    Разболелись глядючи

    С белой зори до ночи.

    Не видать милого друга!

    Только видит: вьется вьюга,

    Снег валится на поля,

    Вся белешенька земля…

    2.- К некоторым сказкам А, С. Пушкина композиторы написали музыку.

    Интерактивной доске).

    Первое чудо- белочка

    Видит, белочка при всех

    Золотой грызет орех,

    Изумрудец вынимает,

    А скорлупку собирает,

    Кучки равные кладет

    И с присвисточкой поет

    При честном, при всем народе

    « Во саду ли, в огороде

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой,

    Разольётся в шумном беге-

    И останутся на бреге

    Тридцать три богатыря,

    В чешуе златой горя…

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть;

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выступает будто пава;

    Сладку речь-то говорит,

    Будто реченька журчит.

    3. Шкатулка с « золотыми» орехами- вопросами, индивидуальные карточки. Проверка ответов на интерактивной доске (работа в парах)

    Кем хотела быть старуха?

    4. Викторина. Учащиеся по желанию срывают с « дуба» листочки с вопросами:

    Что « Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки

    Насквозь…? (Яблоко)

    Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана

    Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

    (Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете

    Всех милее, всех румяней и белее?)

    Ответы на интерактивной доске учащиеся проверяют с помощью звукового сигнала.

    1. Работа на интерактивной доске- « Установите соответствие» Учащиеся
    выходят по желанию к доске

    Царь… (Салтан) Царевна…(Лебедь)

    Князь.. (Гвидон) Сватья баба…(Бабариха)

    Работник… (Балда) Пес….(Соколко)

    Дядька… (Черномор) Остров…(Буян)

    6. Знакомство со сказкой « О медведихе ».

    А.С. Пушкин написал шесть сказок. Шестая сказка называется

    « Сказка о медведихе». Но закончить поэт не успел. В тридцать семь лет

    Пушкин был убит на дуэли французом Дантесом.

    Приглашение к прочтению .

    СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ.

    Как весенней теплою порою

    Выходила медведиха

    По муравушке валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Он во руках несет рогатину,

    А нож-то у него за поясом.

    А мешок-то у него за плечьми.

    Как завидела медведиха

    Мужика со рогатиной,

    Заревела медведиха,

    Стала кликать малых детушек,

    Своих глупых медвежатушек.

    Перестаньте играть, валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Становитесь, хоронитесь за меня.

    Уж как я вас мужику не выдам

    И сама мужику.... выем.

    Медвежатушки испугалися,

    За медведиху бросалися,

    А медведиха осержалася,

    На дыбы подымалася.

    А мужик-то он догадлив был,

    Он пускался на медведиху,

    Он сажал в нее рогатину,

    А мужик-то ей брюхо порол,

    Брюхо порол, да шкуру сымал,

    А поклавши-то домой пошел.

    "Вот тебе, жена, подарочек,

    Не звоны пошли по городу,

    Пошли вести по всему по лесу,

    Что убил мужик его медведиху,

    Распорол ей брюхо белое,

    Медвежатушек в мешок поклал.

    Про свою ли сударушку,

    Черно-бурую медведиху.

    Ах ты свет моя медведиха,

    На кого меня покинула,

    Вдовца печального,

    Вдовца горемычного?

    Уж как мне с тобой, моей боярыней,

    Веселой игры не игрывати,

    Милых детушек не родити,

    Медвежатушек не качати,

    Не качати, не баюкати. -

    В ту пору звери собиралися

    Ко тому ли медведю, к боярину.

    Приходили звери большие,

    Прибегали тут зверишки меньшие.

    Прибегал туто волк дворянин,

    У него-то зубы закусливые,

    У него-то глаза завистливые.

    Приходил тут бобр, торговый гость,

    У него-то бобра жирный хвост.

    Приходила ласточка дворяночка,

    Приходила белочка княгинечка,

    Приходила лисица подьячиха,

    Подьячиха, казначеиха,

    Приходил скоморох горностаюшка,

    Приходил байбак тут игумен,

    Живет он байбак позадь гумен.

    Прибегал тут зайка-смерд,

    Зайка беленький, зайка серенький.

    Приходил целовальник еж,

    Все-то еж он ежится,

    Все-то он щетинится.

    Словарная работа

    Отколь ни возьмись, мешок за плечми, хоронитесь за меня».

    Эти слова устаревшие, но когда-то они существовали в

    Активной речи, употреблялись в литературных произведениях.

    III. Итог урока.

    Сказки А.С. Пушкина-наука о жизни, которую он передал нам и на которой

    Выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз

    И каждый раз открывать для себя что-то новое.

    Комментирование оценок.

    IY. Домашнее задание: составить викторину по сказкам, выучить отрывок

    Из любой сказки наизусть.

    Литературное чтение.

    2Б класс.

    Учитель: Романова Тамара Дмитриевна.

    Тема : Сказки А.С.Пушкина

    Цели: познакомить с неизвестными страницами жизни А.С.Пушкина, расширить знания детей о творчестве поэта-сказочника; развивать творческие способности, уверенность в собственных силах; воспитывать любовь к чтению.

    Оборудование : портрет А.С.Пушкина; книжная выставка сказок А.С.Пушкина;»дуб» со съёмными бумажными листочками, шкатулка с «золотыми» - орехами-вопросами; листки с кроссвордами для домашнего задания. Индивидуальные карточки, выставка детских рисунков на тему « Сказки А.С. Пушкина»; контрольные листы; текст сказки « о медведихе»; интерактивная доска»; учебник.

    Ход урока:


    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Примечание

    I.Организационный этап

    II. Закрепление и обобщение

    Приглашение к прочтению .

    III. Итог урока

    IV/Комментирование оценок.

    Y/Домашнее задание: составить викторину по сказкам, выучить отрывок

    Из любой сказки наизусть.


    1. Чтение наизусть:

    Все в нем Россия обрела- свой

    Древний гений человечий,

    Живую прелесть русской речи,

    Что с детских лет нам так мила,-

    Все в нем Россия обрела.

    Мороз и солнце…Строчка- ода.

    Как ярко белый свет горит!

    Доныне русская природа Его стихами говорит.

    Н. Доризо

    2.- К некоторым сказкам А.С.Пушкина композиторы написали музыку.

    Послушайте фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова

    « Сказка о царе Салтане» (Прослушивание сопровождается иллюстрациями на

    Интерактивной доске).

    Вспомните о каких трёх чудах говорилось в сказке?

    Первое чудо- белочка

    Видит, белочка при всех

    Золотой грызет орех,

    Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает,

    Кучки равные кладет

    И с присвисточкой поет

    При честном, при всем народе

    « Во саду ли, в огороде

    Второе чудо- тридцать три богатыря.

    Море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой,

    Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге-

    И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя…

    Третье чудо- прекрасная царевна Лебедь

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть;

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава, Выступает будто пава; Сладку речь-то говорит Будто реченька журчит.

    5.Работа на интерактивной доске- «Установите соответствие» Учащиеся выходят по желанию к доске

    Царь… (Салтан) Царевна… (Лебедь)

    Князь.. (Гвидон) Сватья баба… (Бабариха)

    Работник… (Балда) Пес… .(Соколко)

    Дядька… (Черномор) Остров… (Буян)

    6 . Знакомство со сказкой «О медведихе ».

    Заставка на интерактивной доске- названия всех сказок А.С.Пушкина.

    А.С. Пушкин написал шесть сказок. Шестая сказка называется « Сказка о медведихе». Но закончить поэт не успел. В тридцать семь лет Пушкин был убит на дуэли французом Дантесом.

    Чтение учителем отрывка сказки.

    Приглашение к прочтению . СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ

    Как весенней теплою порою

    Из-под утренней белой зорюшки,

    Что из лесу, из лесу из дремучего

    Выходила медведиха

    Со милыми детушками медвежатами

    Погулять, посмотреть, себя показать.

    Села медведиха под белой березою;

    Стали медвежата промеж собой играть,

    По муравушке валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Отколь ни возьмись мужик идет,

    Он во руках несет рогатину,

    А нож-то у него за поясом.

    А мешок-то у него за плечьми.

    Как завидела медведиха

    Мужика со рогатиной,

    Заревела медведиха,

    Стала кликать малых детушек,

    Своих глупых медвежатушек.

    Ах вы детушки, медвежатушки,

    Перестаньте играть, валятися,

    Боротися, кувыркатися.

    Уж как знать на нас мужик идет.

    Становитесь, хоронитесь за Уж как я вас мужику не выдам

    И сама мужику.... выем.

    Медвежатушки испугалися,

    За медведиху бросалися,

    А медведиха осержалася,

    На дыбы подымалася.

    А мужик-то он догадлив был,

    Он пускался на медведиху,

    Он сажал в нее рогатину,

    Что повыше пупа, пониже печени.

    Грянулась медведиха о сыру землю,

    А мужик-то ей брюхо порол,

    Брюхо порол, да шкуру сымал,

    Малых медвежатушек в мешок поклал,

    А поклавши-то домой пошел.

    "Вот тебе, жена, подарочек,

    Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,

    А что вот тебе другой подарочек,

    Трои медвежата по пять рублев".

    Не звоны пошли по городу,

    Пошли вести по всему по лесу,

    Дошли вести до медведя черно-бурого,

    Что убил мужик его медведиху,

    Распорол ей брюхо белое,

    Брюхо распорол да шкуру сымал,

    Медвежатушек в мешок поклал.

    В ту пору медведь запечалился,

    Про свою ли сударушку,

    Черно-бурую медведиху.

    Ах ты свет моя медведиха,

    На кого меня покинула,

    Вдовца печального,

    Вдовца горемычного?

    Уж как мне с тобой, моей бояр Словарная работа : « Объясните слова муравушка, промеж собой,

    Отколь ни возьмись, мешок за плечми, хоронитесь за меня»

    Эти слова устаревшие, но когда-то они существовали в

    Активной речи, употреблялись литературных

    Произведениях.

    1. Сказки А.С. Пушкина-наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще раз перечитать сказки А.С.Пушкина, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что-то новое.


    На доске портрет А.С.Пушкина. ученик рассказывает о Пушкине:

    В семье Пушкиных было пятеро детей.

    Александр рос молчаливым и замкнутым ребенком. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям нанимали гувернеров- иностранцев. Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Благодаря книгам он в совершенстве знал французский язык и литературу.

    С раннего детства будущий поэт был окружен вниманием и заботой своей няни Арины Родионовны. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. А.С.Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создавал свои сказки.

    Его сказки удивительные, добрые. Весёлые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вспомним некоторые из них

    2.Игра «Молчанка»

    Четыре ученика читают наизусть отрывки из сказок, остадльные на листочках записывают названия сказок.

    1.Жил-был поп,

    Пошел поп по базару

    Посмотреть кой- какого товару.

    Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда…

    2.Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года…

    3.Три девицы под окно Пряли поздно вечерком

    « Кабы я была царица»,- Говорит ее сестрица,-

    То на весь крещенный мир

    Приготовила б я пир».

    «Кабы я была царица»,-

    Говорит ее сестрица,-

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна « Кабы я была царица» Третья молвила сестрица,-

    Я б для батюшки царя

    Родила богатыря»..

    4.Царь с царицею простился,

    В путь- дорогу снарядился,

    И царица у окна

    Села ждать его одна.

    Ждет- пождет с утра до ночи,

    Смотрит в поле, инда очи

    Разболелись глядючи

    С белой зори до ночи.

    Не видать милого друга!

    Только видит: вьется вьюга,

    Снег валится на поля,

    Вся белешенька земля…

    Проверка названий сказок в парах.

    3. Шкатулка с « золотыми» орехами- вопросами, индивидуальные карточки. Проверка ответов на интерактивной доске (работа в парах)

    Как называлось жилище старика со старухой?

    Сколько раз закидывал невод старик в море?

    Кем хотела быть старуха?

    Какое желание рыбка так и не выполнила?

    Ответы: Землянка. Три раза. Дворянкой, царицей, владычицей морской. Стать старухе владычицей морской.

    4.Викторина .

    Учащиеся по желанию срывают с « дуба» листочки с вопросами:

    Какими словами петушок предупреждал царя Дадона об опасности?

    («Кири -ку-ку! Царствуй,лежа на боку».)

    Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (Повар, плотник, конюх).

    Как поп должен был с Балдой рассчитываться? (В год по три щелчка по лбу.)

    Что просил себе на обед поп? (Вареную полбу). Что это такое? (Каша).

    Работал Балда за семерых, а ел…(за четверых).

    Что«Так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки

    Насквозь…? (Яблоко) Сколько раз Гвидон отправлялся в царство славного Салтана

    И в кого он превращался? (Три; муха, комар, шмель.)

    Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

    С какими словами обращалась злая царица к зеркальцу?

    (Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)