Формирование ууд во внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности материал на тему Личностные ууд примеры внеурочной деятельности

Формирование ууд во внеурочной деятельности. Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности материал на тему Личностные ууд примеры внеурочной деятельности

Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.

Создание комфортной образовательной среда способствует становлению личностных характеристик младшего школьника, описанных в стандарте как "Портрет выпускника начальной школы", в основе которых лежит результат сформированное универсальных учебных действий (УУД) и духовно-нравственного воспитания и развития.

Компетентностью педагогов в области достижения младшими школьниками метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Реализацией системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности;

Применением учителями эффективных способов, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;

Действующей моделью мониторинга внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности

1. Образовательная программа начального общего образования.

2. Договоры с учреждениями дополнительного образования.

3. Положение о внеурочной деятельности.

4. Положение о "Портфолио ученика начальной школы".

5. Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образования.

6. Должностная инструкция учителя начальных классов.

Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.

Задачи внеурочной деятельности:

1. формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

2. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

3. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

4. развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);

5. углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;

6. организация информационной поддержки учащихся;

7. совершенствование материально-технической базы.

Принципы организации внеурочной деятельности:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом с учетом социокультурных особенностей гимназии, программы развития;

Разнообразив направлений и форм организации внеурочной деятельности;

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения;

Реализация потребностей обучающихся и их родителей;

Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года;

Реализация возможностей учебно-методических комплектов, используемых в образовательном процессе.

Виды деятельности младших школьников:

Учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность, в том числе коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

Индивидуальная учебная деятельность (в том числе самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

Игровая (в том числе и высшие виды игры - игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

Творческая (в том числе художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив);

Трудовая (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Спортивная (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях);

Деятельность по самоуправлению (участие в жизнедеятельности детской организации);

Свободное общение (самопрезентация, тренинг, дискуссия, беседа).

Направления внеурочной деятельности:

1. спортивно-оздоровительное;

2. духовно-нравственное;

3. общеинтеллектуальное;

4. общекультурное;

5. социальное.

Формы организации:

Секция школьного научного общества,

Психологический тренинг,

Литературное объединение,

Студия, практикум,

Олимпиада,

Спортивная секция.

Условия реализации программы внеурочной деятельности:

Проектирование и реализация рабочих программ внеурочной деятельности;

Кадровое обеспечение;

Методическое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение.

Технологии организации внеурочной деятельности

Использование технологий деятельностного типа для формирования отдельных видов УУД:

Мониторинг внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям.

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

Творческая самореализация детей;

Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

Психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

Сохранение имиджа школы как общественно активной, развитие традиций школы;

Формирование единого воспитывающего пространства;

Развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

Активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

Использование потенциала открытого образовательного пространства.

Таким образом, создание условий для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы и формирования универсальных учебных действий является целью организации внеурочной деятельности.

Карты достижения личностных и метапредметных результатов в первом классе представлены в приложении 2.

2 .2 Внеурочная деятельность младших школьников по русскому языку как средство формирования универсальных учебных действий

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определена актуальность понятия "функциональная грамотность", основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. Достаточно большие требования на современном этапе предъявляются к формированию функциональной грамотности младшего школьника, которая создает оптимальный уровень языкового и речевого развития для начального языкового образования, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями.

Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной языковой грамотности и внеурочную деятельность. Программа трактует ее как личностно ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы.

В связи с этим можно рассмотреть деятельность в начальной школе работы кружка-лаборатории "Юный лингвист", в основу которой положена учебно-исследовательская деятельность. Эта деятельность направлена на развитие личности, приобретение функционального навыка исследования языка как универсального способа освоения действительности, активизацию личностной позиции, когда школьники могут самостоятельно получать новые знания. Роль учителя заключается в организации учебно-исследовательской деятельности, создании творческой атмосферы, обеспечении мотивации, инициировании и осуществлении педагогической поддержки детей, их сопровождения.

При проектировании исследовательской деятельности младших школьников по русскому языку наиболее приемлемой можно считать модель следующего вида:

Столкновение с языковой проблемой;

Планирование деятельности;

Сбор научных фактов по проблеме;

Экспериментирование, практическое применение полученных языковых знаний;

Выводы на основе анализа и обобщения полученных данных;

Анализ и самооценка собственной деятельности.

Приведем пример организации учебно-исследовательской деятельности при изучении фразеологизмов в лаборатории "Юный лингвист" в 3-м классе.

Любая деятельность начинается с мотива, который выступает как побуждение к действию. При этом учащиеся обнаруживают границы собственного незнания. Перед школьниками появляется проблема, которую необходимо решить. Мотивом для исследования фразеологизмов стала ситуация, когда при изучении художественных произведений на уроках литературного чтения и при чтении дома дети встретились с малопонятными для них выражениями. Похожие выражения звучали и от многих взрослых. Возникали затруднения в понимании прочитанного или услышанного.

Таким образом, перед младшими школьниками встала задача: изучить принятые в русском языке незнакомые им выражения - фразеологизмы.

Исследовательская деятельность, в том числе и учебная, предполагает выработку гипотез. В данном случае гипотеза состояла в следующем: изучив устойчивые выражения, поняв их смысл, можно не только лучше понимать художественные произведения и окружающих людей, но и обогатить свою речь.

При планировании учебно-исследовательской деятельности было бы предложено детям ответить на вопросы "Что я хочу знать о фразеологизмах? и "Зачем мне это надо знать?".

Ответы на первый вопрос показали, что дети хотят знать

Смысл, значение широко распространенных фразеологизмов;

Историю возникновения устойчивых выражений в русском языке;

Роль фразеологизмов в русском языке, а также исследовать фразеологизмы в других языках и сопоставить их с русскими.

Ответ на второй вопрос предполагает практическое использование приобретенных знаний.

Самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой занимает поиск информации, или сбор научных языковых фактов. Успех такой деятельности напрямую зависит от того, умеет ли младший школьник искать нужную информацию и обрабатывать ее.

В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить их ускоренному поиску и обработке информации. Сегодня существуют альтернативные источники информации: базы данных библиотек, учебная, научная и художественная литература, базы данных сети Интернет.

Сбор научных фактов при изучении фразеологизмов был бы организован в виде представления учащимся системы заданий.

Задание 1. Среди имеющихся у вас выражений выберите те, которые кажутся вам знакомыми, но их значение вы понимаете не до конца или совсем не понимаете.

Выполняя это задание, дети объединялись бы в группы примерно по 5 человек. Каждая группа использовала бы свой набор фразеологизмов, по ходу выполнения задания, обмениваясь карточками друг с другом.

Таким образом, учащиеся были бы поставлены в условия учебного сотрудничества, когда нужно делиться с товарищами собственным опытом.

Задание 2. Распределите все отмеченные выражения между членами группы. Найдите их значения.

Для выполнения этого задания целесообразно сформировать небольшие группы по интересам, примерно по 3 человека. Работа по определению значений устойчивых выражений была бы организованна в компьютерном классе с использованием Интернет-ресурсов. Для этого заранее были бы подобраны адреса сайтов с учетом их безопасности для детей. После выполнения задания дети смогли бы обмениваться полученной информацией, зачитывая наиболее понравившиеся выражения.

Таким образом, проведение данных заданий способствовало бы расширению словарного запаса учащихся, отрабатыванию умения работать со словарем, словарной статьей, развитию коммуникативных навыков, а также повышению информационно-коммуникативных компетенций школьников. В результате получились бы небольшие словарики фразеологизмов, которые затем можно было бы распечатать и использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Задание 3. Что такое фразеологизмы? Как они возникли в русском языке?

Снова работа в группах. Для ответов на вопросы они смогли бы использовать лингвистические словари, статьи, энциклопедии, выписывать то, что им казалось важным и существенным. Обмениваться найденными сведениями и обсуждать полученную информацию, учащиеся фиксировали бы их на общем листе, располагая в логическом порядке. Таким образом, углублялись бы знания о фразеологизмах, дети учились бы работать с информацией, выделяя нужное и отбрасывая второстепенное, продолжалось бы формирование навыков учебного сотрудничества, т.е. школьники учились учиться.

Функциональная грамотность, помимо умения учиться, также предполагает толерантное, уважительное отношение к другим народам и их культурам. Одним из условий формирования функционально грамотной языковой личности мы считаем умение выстраивать диалог культур, позволяющий вести разговор с обществом. Это значит, что человек способен понимать взгляды представителей разных культур, времен и возрастов, различая свою и чужую точки зрения; обращаться к текстам иной культуры при решении учебных проблем; с пониманием относиться к иному образу мира в произведениях иной культуры.

С целью формирования уважительного отношения к языкам других народов детям было бы предложено поискать фразеологизмы в других языках, сравнить их с устойчивыми выражениями русского языка. Так, можно организовать работу по поиску фразеологизмов в языках народов, населяющих нашу страну, или обратиться к языкам народов, живущих по соседству с Россией. В первую очередь мы обратились бы к национальному составу класса, а также исследовали бы тот язык, который дети изучают на уроках иностранного языка (английский).

Были бы сопоставлены фразеологизмы из разных языков, в результате чего дети пришли бы к идее об оригинальности фразеологии каждого языка, о том, что в нем отражаются ценности, идеалы, представления людей о мире, о своей жизни. Таким образом, формируется отношение к языку как к культурной ценности.

При изучении роли фразеологизмов в русском языке были бы использованы лингвистическое наблюдение и лингвистический эксперимент. Например, ученикам было бы дано задание дома подобрать художественные произведения, в которых встречаются фразеологизмы. Далее на одном из занятий лаборатории в этих произведениях школьники находили бы, подчеркивали и выписывали фразеологизмы, объясняя их значения, заменяли устойчивые выражения обычными словами и сравнивали получившиеся у них тексты.

Исходный текст

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Измененный текст

Когда-то я с ним дружил. Но однажды он (в плохом настроении был, что ли?) стал со мной драться. Я быстро побежал домой! С трудом спасся! Зато теперь к нему не хожу. И больше к нему не приду никогда!

Учащиеся делают вывод о том, что фразеологизмы нужны для выразительности речи, ее образности, яркости и точности.

Фразеологизмы часто используются в народных сказках и детских стихотворениях.

Приведем примеры:

Говорят, у мамы

Руки не простые.

Говорят, у мамы

Руки золотые.

Погляжу внимательно,

Погляжу поближе.

Маме руки глажу,

Золота не вижу.

(М. Родина)

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: "Не дерись,

Не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!"

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

(В. Орлов)

Наблюдая за фразеологизмами в художественных текстах, младшие школьники упражняются в их нахождении, распознавании, приобщаются к культуре, видят примеры выражения эмоций с помощью фразеологизмов.

Позиция в образовании "знания ради знаний" уходит в прошлое. Ее место занимает другая: знания необходимо уметь применять в жизни для решения практических задач. Это значит, что исследовательская работа предусматривает наличие не только теоретической, но и практической части, экспериментирование, использование знаний на практике.

Можно предложить детям разнообразные творческие задания:

Сочинить рассказ или сказку с использованием понравившихся фразеологизмов;

Выполнить рисунки, отражающие прямой смысл фразеологизмов;

Составить и разгадать кроссворд; написать репортаж, взять интервью;

Придумать фантастический рассказ или мистический триллер.

В качестве примера можно привести историю, которую сочинил третьеклассник Даниил К.:

Иван, родства не помнящий

Жил-был мальчик. Родители его очень любили и заботились о нем. Мальчик любил играть в хоккей. Когда он вырос, то не захотел зарывать свой талант в землю и уехал с командой в другой город.

Родители очень скучали по мальчику, а тот все откладывал в долгий ящик поездку домой. Он вел себя, как двуликий Янус: в телефонных разговорах все обещал приехать, но обещания не выполнял.

Наверное, мальчик думал только о себе и не заботился о своих родителях. Ведь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы помнить о своих близких.

На основе анализа и обобщения проведенной учебно-исследовательской работы школьники совместно с учителем формулируют выводы. В ходе работы школьники начинают понимать и воспринимать фразеологизмы как проявление богатства русского языка. Они приходят к осознанию того, что устойчивые выражения обогащают нашу речь, делают ее образной, яркой, эмоциональной и включают фразеологизмы в свою речь. Кроме того, дети учатся писать научные статьи и доклады, выступать с ними, публиковать в школьном журнале.

В конце занятия мы бы провели анализ и самооценку собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе.

Таким образом, через организацию учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время у младших школьников формируется по русскому языку формируются следующие УУД:

Способность к целеполаганию и планированию;

Поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания;

Практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

Самоанализ и рефлексия;

Развитие коммуникативной компетенции.

Все это способствует формированию функционально грамотной языковой личности младшего школьника и повышению ее уровня.

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность

Из опыта работы учителя МБОУ «Гимназия №5» г. Камень-на-Оби Чекалиной Елены Сергеевны

2014г

«Коммуникативная атака»

В Древнем Риме ежегодно проводился смотр красоты. В нём принимали участие самые богатые женщины города. Там блистала КОРНЕЛИЯ ГРАКХ. Она многих затмевала своей красотой и дороговизной украшений. После смерти мужа ее долго не было видно, через несколько лет она снова вышла на подиум без единого украшения.

Корнелия, где твои бриллианты? Где фамильные драгоценности?

Сейчас покажу!- ответила красавица и вывела своих 12 …детей.

Вот мои драгоценности!

Так может сказать любая мать, про своих детей. А у педагога драгоценности – ученики. Если ваши ученики успешны, значит вы достигли цели.

Сегодня я поделюсь с вами наработками по формированию УУД через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться - познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

На слайде вы видите 4 группы УУД. По критериям давайте назовем их.

Синий – познавательные

Зеленый – регулятивные

Желтый – личностные

Красный - коммуникативные

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Упражнение “Снежинка” (почему у всех получается по – разному)

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: - сложите лист пополам

Опять сложите пополам

Снова оторвите правый верхний уголок

Сложите лист пополам

Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

А почему? Как вы думаете? (все люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что изучив нормативные документы, примерные программы внеурочной деятельности, мы все работаем вроде бы одинаково, но в то же время, по- своему.

Кружок «Перворобот»

На занятиях этого кружка мы работали с конструктором «Лего», который предназначен для начальной школы. Комплект включает в себя 12 заданий, которые разбиты на 4 раздела, по 3 задания в каждом. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. В каждом разделе уч-ся занимаются технологией, сборкой и программированием несложных моделей с электромоторами. На одном из занятий, тема которого «Птицы» на разных этапах формируются следующие универсальные учебные действия:

Познавательные – умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки, эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о птицах,

Определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

Умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

Работа по составлению программы запуска данной конструкции формирует познавательные УУД.

Занятия конструированием, программированием, исследованиями, написание отчетов, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся.

Кружок «Будь здоров»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Будь здоров! » включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации рассматриваем различные задачи, по вопросам изучения самого себя, отношения к учебной деятельности, даем оценку поступкам. Например, изучая тему зимние виды спорта, говоря о зимней параолимпиаде, мы говорили о людях с ограниченными возможностями здоровья. Ребята на этом занятии давали нравственную оценку поступкам людей, заслуживающих уважения. Были высказывания ребят о том, что люди без ног, добились очень многого, им было очень тяжело, а я не делаю зарядку по утрам. Все это позволяет ребятам задуматься, оценить себя, свои поступки. И даже после этого занятия мы продолжали следить за результатами параолимпиады, болеть за наших спортсменов.

Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Общество немыслимо вне общения. В последнее время в науке наряду с понятием “общение” используется понятие “коммуникация» Коммуникация - более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Развитию коммуникативных навыков у учащихся мне помогает работа кружка «Будь здоров». Эти занятия помогают ребятам через игру выстраивать общение.

Если ребенок выбирает себе задание подготовить и провести игру, то у него формируются познавательные УУД

Кружок «Проектирование»

Когда нам предложили выбрать данное направление, было немного страшновато. С 1 класса организовать совместную учебно-познавательную деятельность, имеющую общую цель, направленную на достижение общего результата, было очень сложно. Начинали мелкими шагами. В помощь привлекали родителей. Для проектов выбирали темы, интересные детям. «Моя семья», «Комнатные растения – целители», «Ши да каша – пища наша», азбука пословиц о здоровье. «Птицы – наши друзья»

Познавательные УУД формируются при подготовке сообщений, в процессе бесед, выступлений,

Регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах работы над проектом.

Развитие личностных УУД можно увидеть при участии ребят в индивидуальных проектах. Выступив на городском конкурсе «Я – исследователь» и получив хорошую оценку, ребята получили не только удовлетворение от этой работы, но и самоутвердились. Выступая перед одноклассниками получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята тоже самоутверждались, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД.

Кружок «Умники и умницы»

Целью данного кружка является : развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, значит формирование познавательных УУД .

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

ИТОГ. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружка нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться..

ХЛОПОК. упражнение.

Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка.

Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе(делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, быть здоровыми и жизнерадостными.

Говоря о формировании УУД это упражнение тоже показывает, что невозможно формировать их только на уроках или только во внеурочной деятельности. УУД формируются как в урочной, так и внеурочной деятельности.

Спасибо за внимание.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

“Развитие навыков должно предшествовать развитию ума.”
Аристотель

“Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо без первых
трудно научиться последней”.
Сенека

Задачи формирования универсальных учебных действия (далее – УУД) поставлены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, принятой в конце 2009 года. Данная концепция ставит перед школой главную цель: “Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”. Формирование личности и её становление происходит на всех возрастных этапах. Для благополучного развития личности важно расширение её социальных связей в процессе взросления, идентификация её с различными социальными структурами. Главная роль при этом отводится семье и школе.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона “Об образовании”, Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года.

Новые жизненные условия выдвинули перед системой образования задачи формирования, в первую очередь, людей инициативных, самостоятельных, мыслящих, и, конечно, знающих. Система образования - один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.

Способствовать реализации эти задач, должна по решению Минобрнауки концепция формирования УУД.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

Основными функциями УУД являются:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и другие люди”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. То есть возможность обеспечить учащегося такими способами деятельности, через которые он сможет реализовать себя, самосовершенствоваться.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

В процессе учебных занятий должны быть сформированы такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность.

Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Таким образом, получается, что целью развития УУД является формирование разумного человека, умеющего принимать правильные решения в сложных ситуациях. Для достижения этого результата в человеке должны быть в равной степени быть развиты такие качества, как нравственность, мышление, система знаний.

У В.Н. Зайцева в его работе “Практическая дидактика” это триединство наглядно представлено в виде изображение куба в трехмерной системе координат. При этом, при отсутствии одной из составляющих результат достигнут не будет, такая личность будет не только бедой отдельного индивидуума. Получается, что весь образовательный процесс где бы он не происходил есть совокупность трех факторов: нравственное воспитание, развитие мышления, обучение системы знаний.

Развитие УУД в школе достигается через:

1. Учебная деятельность учащихся и учителя на уроке.

2. Внеклассная работа.

3.Внеурочная деятельность.

Хочу представить свое видение и опыт реализации личностных УУД через внеурочную деятельностью .

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально- технических и иных условий. Она должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО, п.18.2.2) или основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, п. 18.2.2).

Как практик, я исхожу из того, что приоритетом в процессе обучения (формирования УУД) является формирование нравственности, воспитанности учащегося. Какие же признаки воспитанной личности востребованы обществу? Так: доброта, культура общения, трудолюбие, нравственность. Причем эти качества воспитываются в личности последовательно. Каждое из вышеназванных качеств требует определенной целенаправленной деятельности педагога, ведь не существует отработанной технологии воспитательной работы, да и не может быть – каждый ребенок отдельная личность. Именно поэтому в 90-х годах и вводились личностно-ориентированные методы образования.

Особенностью нашей школы является специфический контингент учащихся – их высокая мотивированность на спортивный результат. При общении с детьми сразу видна взаимосвязь физического здоровья с умственными способностями. Усиленные физические нагрузки способствуют развитию высших психических функций – памяти, мышления, речи и восприятия. Наша направленность - волейбол, который характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них. Кроме того, в психоэмоциональной области развивается упорство, настойчивость, умение работать в команде, ответственность.

Кружок “Учимся экспериментировать” создан на базе 7-х классов.

Основными задачами программы кружка являются подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, объяснению детям, что практически все явления окружающие нас, основаны на физических законах и объяснимы с точки зрения физики, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.

Формирование у детей способности к самостоятельности в принятии решений, инициативности, способностями к творческому мышлению было одной из главных наших целей.

Изначально при организации кружка встала проблема: как заинтересовать детей, как привлечь их внимание к занятиям, как создать мотивацию на совместную работу? Было принято решение, что наглядное проведение опытов привлечет их внимание: “Услышал - и забыл, увидел - и запомнил, сделал - и понял”.

После просмотра видеофрагмента о сталактитах и сталагмитах в пещерах мы провели обсуждение того, как можно провести этот эксперимент в “домашних” условиях, определили план действий и приступили к реализации намеченного. Таким образом, работа кружка началась с постановки опыта по выращиванию кристаллов из солевого раствора. Процесс требовал аккуратности и настойчивости – килограмм соли не желал быстро растворяться в 1,5 литрах воды. Обсуждение явления растворимости и диффузии дало возможность высказать свое мнение каждому, задать вопросы не только мне, как преподавателю, но и обсудить с одноклассниками. Роль учителя в этом процессе в корне изменилась – “с детьми на равных”. Более живое общение с учащимися, не навязывание им готовых решений проблемы и не руководство их действиями, а возможность самим искать решение, добывать знание.

Стоит отметить, что у наших детей в связи с ориентацией на волейбол выработался инстинкт быстрого принятия решений и получения результата. Смысл деятельности понятен, а вот реализация требует усилий. По очереди трудились все, и, в конечном итоге, дело было сделано. Вожделенная “бусинка” была погружена в раствор – вот только вместо шелковой нити обычная. Уже позже, через 5 месяцев, будет видно к чему приведет этот опыт и это станет вопросом для обсуждения. Зато пока, на целых 5 месяцев внимание к лаборантской, где на шкаф были водружены опытные образцы, было обеспечено. Практически каждый день по очереди учащиеся просили разрешения посмотреть как там “растет” наш кристалл. Объяснение с молекулярно-кинетической точки зрения скорости этого процесса, практический опыт по определению размеров и скорости движения молекул, примеры по тысячелетнему росту сталактитов и сталагмитов оказались не столь убедительны, как наглядная реализация. Паломничество в лаборантскую не прерывалось. Это был целый обряд: взять стул, снять обувь, встать на стул и заглянуть в банку. Это уже позже, спустя почти полгода, они увидят к чему приведет постоянное сотрясение ими банок с опытным образцом. А пока каждую неделю “кружковцы” собираются за “круглым столом” (“Как рыцари” - шутят девочки) и мы проводим очередное занятие.

Эксперимент – наблюдение – обсуждение. Не навязываю готовый сценарий, это невозможно сейчас, не руковожу процессом, а направляю их деятельность. Дети каждый раз приходят с тренировки уставшие, внимание рассредоточено. Нужна разрядка – дело, активность, а не слушание.

Наблюдая за тем, как проходит эксперимент, осуществляя его своими руками, дети получают опыт самостоятельного мышления и получения знаний. И эти опыты они точно будут помнить, потому что увидели, сделали, получили сами, да и сам предмет “физика” уже не вызывает страх.

Наиболее трудоемким, а по результативности наиболее значимым для развития личности детей стала подготовка и проведение в рамках месячника естественно-математических наук открытого занятия для учащихся 5-6 классов. Проведение этого праздника потребовало длительной подготовки, как для учителя, так и для обучающихся. План мероприятия был непростым: семь ведущих, заменяя друг друга, рассказывали и показывали физические опыты, в том числе было много и поэзии. Родителям кружковцев так же пришлось подключиться к этому делу.

Следует отметить, что много проблем с подготовкой к проведению мероприятия возникало у мальчиков-экспериментаторов. Большинство из них стали пропускать репетиции, что, в прочем, вполне объяснимо: спортивный уклон школы, многочисленные тренировки и соревнования. Встала проблема срыва мероприятия. В какой-то момент девочки взяли дело в свои руки и высказали пожелание отстранить мальчишек и взять их выступления на себя. Дело требовала значительное количество времени, этот ценный ресурс необходимо было правильно рассчитать, распределить так, чтобы хватило времени и на спорт, и на уроки. Нельзя не подчеркнуть как важно это умение для развития самостоятельной личности. Перед мальчиками встали вопросы по формированию личности: “Какое значение имеет для меня это мероприятие?”. И второй, наверное, более важный для будущих мужчин вопрос самооценки: “Могут ли меня заменить девчонки?!”. То, что решение для мальчиков “шаг-поступок”, формирующее их личность, было принято, хорошо стало видно, когда, открыв дверь в кабинет физики, они убедительно попросили доверить им роль экспериментаторов. Больше проблем с их посещаемостью на репетиции не возникало.

Особенно хочется отметить, что в процессе подготовки к мероприятию в кружок записались и другие дети, которым стало интересно принять участие в празднике. Однако, роли были распределены. При этом одна из новеньких девочек стала активно участвовать во всех делах, предлагать свою помощь, хотя не всегда эта помощь была уместна и целесообразна. Но важно сказать о том, что другие дети не показывали ей свое отношение, не говорили, что она больше мешает, чем помогает. Общая работа, одна цель сплотила детей, проявилось такое человеческое качество, как поддержка и деликатность. В итоге детьми принято решение, что пусть девочке не достанется ни слов, ни опытов, но она получит роль организатора фронтальных опытов со зрителями, будет выносить необходимое оборудование. Ее помощь оказалась незаменимой. Таким образом, ребенок через трудности и страстное желание принять участие в мероприятии одержал победу, так как добился своей цели – быть полезным, социально значимым, что благоприятно сказалось и на самооценке личности.

Для всех ребят подготовка и проведение праздника стало примером того, как упорная индивидуальная и совместная работа дает свои плоды, воплощается в жизнь. Они увидели и остались довольны результатом собственного труда, достижением планируемого результата. Кроме того, это дало возможность лучше и глубже узнать предмет "физика", найти в нем для себя что-то новое и неожиданное. Для личности, которая только формируется, нет ничего более ценного, чем понимание того, что ты имеешь в своей жизни то, что стало результатом твоего труда, тех приложенных усилий по достижению желаемого. Но чтобы достичь результата, необходима самодисциплина и стремление довести дело до конца. В процессе общей работы: формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры.

За этот учебный год на занятиях кружка было проделано много опытов и наблюдений: инерции и оптике, механическом и воздушном движении, деформации и силе атмосферного давления. В следующем году мы продолжим эту работу: через возможности предмета формировать позитивные качества личности или личностные УУД.

Каждое время диктует свои правила. И то, что сейчас мы называем личностным универсальным учебным действием раньше решалось как вопросы нравственно-этического воспитания. Хочу закончить цитатой из концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России: “Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - важнейшее условие успешного развития России”.

Формирование УУД во внеурочной деятельности

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен

строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.

Стивен Кинг

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.

Главное условие для успешного формирования УУД –

включение обучающихся в активную внеурочную деятельность .

Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организую внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).

Как же я это делаю?

- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую

процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно -

познавательной деятельности ;

- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

- создаю доброжелательную атмосферу ;

- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и

адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой

деятельности .

- обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    терпимость, дружелюбие:

    никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

- Применяю ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

Лично стные УУД формирую задавая вопро сы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют тему и цель занятия.

Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:

- "найди отличия"

- "на что похоже?";

- поиск лишнего;

-"лабиринты";

- упорядочивание;

- "цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- работа со словарями;

Познавате льные УУД формирую, побуждая учащихся к

действию: «Под ума йте », «Выполни те задание »,

«Проана лизируйте», «Сделайте вывод..»

Работая над формированием рег уля тивных УУД , учу конкретным спо собам действия: планировать, ставить це ль, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.

Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:

- "преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "найди ошибки"

Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- "отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Я занимаюсь с детьми 1 класса. Уровень подготовленности на

момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги.

Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам

трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно

обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на занятии идёт формирование всех четырех видов универсальны х учебных действий.

С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) . К ним относятся:

целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему занятия.

Проводя занятие кружка «Наша планета» по теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.

- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в тетради). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:

- личностные (формирование интереса)

- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии.

- А, если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на голубую тучку.

«Интеллектуальные витаминки» - рабочие тетради по внеурочной деятельности, которые содержат задания на развитие: продуктивности мышления, пространственного мышления, числовых навыков, системного анализа, словесной гибкости, способности к рассуждению, вербального восприятия, умений работать с информацией, представленной разными способами.

Для формирования УУД во внеурочной деятельности использую следующие виды работ:

«Соревнование».

Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на

ватмане. Результаты фиксируются на доске.

« Задания для девочек и мальчиков».

На доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков.

Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.

Карточки с заданиями.

Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и

выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.

Работа с карточками разных цветов и формы.

Инсценировка сказок.

Конкурс чтецов.

Творческие задания.

Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся

познавательных УУД и творческих способностей.

Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:

Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.

    Придумай свои знаки поведения, рисунки.

Разгадывание кроссвордов.

Викторины по пройденной теме.

Сочини стих, небылицу.

Выполни иллюстрацию к сказке.

Игровые занятия.

Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками.

Её можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности.

1ступенька – всё понял, могу помочь другим.

2 ступен ька – понял, но нужно ещё поработать.

3 ступен ька – не понял, нужна помощь.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это

фундамент для формирования ключевых компетенций

обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя

равноправными участниками образовате льного проце сса. Они сами

себя стараются научить, самостоятельно добыва я знания, учат

других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения

учитель может им помочь, направить и х действия. Главным во

внеурочной деятельности становится сотрудниче ство, возникает

взаимопонимание между всеми участниками, повышается

работоспособность и мотивация к учению.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной

деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.