С его ветвей уж ядовит стекает дождь. Стихотворение «Анчар. Анчар - воплощение мирового зла

С его ветвей уж ядовит стекает дождь. Стихотворение «Анчар. Анчар - воплощение мирового зла

А.С. Пушкин 4 года пребывал в ссылке за свое вольнодумство (1920-1924 гг.). После освобождения цензура не только не оставила его в покое, но и усилила контроль. Александр Сергеевич очень скоро увидел, что свободное творчество для тружеников пера его времени – лишь несбыточная мечта. Тем не менее, Пушкин не оставил перо и свои резкие, но справедливые мысли. Известно, что, узнав о гонениях, поэт хотел перебраться на Кавказ, но власть не дала разрешения на переезд.

В 1828 г. власть обвинила поэта в создании произведений с противоправительственными тенденциями. Их обнаружили в поэме «Гаврилиада» и стихотворении «Андрей Шенье». За Пушкиным приказали установить секретное наблюдение. Оказавшись заложником таких тяжких обстоятельств, Александр Сергеевич взял в руки свое традиционное оружие против гонений властей – перо и бумагу. Так и появилось стихотворение .

На момент создания стихов поэт находился в имении Вульфов Малинники под Тверью. Над произведением автор работал на протяжении сентября-ноября 1828 г. Результатом кропотливого труда стал лаконичный, но емкий текст. Все благодаря оригинальной аллегории. Пушкин использовал рассказы путешественников, побывавших на острове Ява. Они утверждали, что на острове есть дерево анчар. Оно способно источать вещество, отравляющее воздух, а его сок может запросто лишить жизни. Аборигены отравляли соком анчара стрелы, предназначенные для убийства врагов. Собирали же сок только те, кого вожди приговорили к смертной казни.

На наших землях первые упоминания о ядовитом дереве появились на рубеже XVIII –XIX. В периодических изданиях распространились публикации об анчаре, поэтому Пушкин имел о нем достаточно сведений. Исследователи предполагают, что главным источником для поэта стала заметка Ф.П. Фурша, врача, работавшего в Ост-Индийской компании. Рассказы путешественников считаются полулегендарными, но они стали прекрасной почвой для создания аллегорического образа деспотичной власти, убивающей тех, кто ставал на ее пути.

Следует учесть и те, что незадолго до появления «Анчара» Пушкина, П. Катенин (поэт-современник Александра Сергеевича) создал поэму «Сожаления». В ней говорится о «дереве жизни», которое толковалось как милосердие, добро царя. Многие исследователи считают, что анчар – антитеза к образу из поэмы Катенина, так как, по сути, его можно считать «деревом смерти».

1832 г. – дата появления «Анчара» в печати в альманахе «Северные цветы». Даже «экзотическая» аллегория не смогла скрыть настоящий смысл произведения. Глава третьего Отделения Бенкендфорд в образах всемирного зла увидел отображение тирании царской России. Пушкину пришлось объясняться.

Стихотворение получило широкое распространение только после смерти Александра Сергеевича. Ее, например, использовал философ И. Ильин, чтобы охарактеризовать переворот, который привел царскую России к гибели. Исследователи творчества поэта называли «Анчар» выстрелом, от которого Пушкин медленно погибал.

Текст стихотворения «Анчар» Пушкина был написан в 1828 году. Произведение создано после двух южных ссылок. Поэт использует более сложный, торжественный язык и приемы аллегории. В основе стихотворения - сюжет древней легенды о ядовитом дереве, растущем в безлюдной пустыне. В современных Пушкину периодических изданиях появлялись материалы о том, что на востоке для смазки оружия используют яд анчара. Добыча его связана с опасностью для жизни.

Основная тема, звучащая в произведении - тема свободы, неволи и власти. Она раскрывается в сюжете стихотворения, близкого по стилистике к жанру притчи. В первой части стиха повествуется о природе. В далекой безлюдной пустыне растет дерево анчар. Порожденное природой в день гнева, это дерево несет гибель всему живому. Его крона и корни, мертвые листья пропитаны смертоносным ядом. Ничто живое, ни птицы, ни хищные звери не смеют приблизиться к нему, и даже дождь, попав на ветви, стекает с них уже ядовитыми каплями. Пролетая мимо дерева смерти, его боится коснуться даже черный вихрь. Вторая часть стиха раскрывает отношения людей: всесильного господина и подневольного раба. Один наделен властью, а участь другого – быть его послушным орудием. Поэт показывает социальные отношения в человеческом обществе. Обществе, в котором законы бесчеловечны, а судьбой человека имеет полное право распоряжаться наделенный властью. Господин посылает раба в мертвую долину за ядом. Он знает, что обрекает его на смерть. Об этом знает и раб, который не смеет противостоять воле властного хозяина своей судьбы. Покорный слуга беспрекословно подчиняется приказу и доставив господину черную ядовитую смолу, молча гибнет у его ног. Александр Сергеевич Пушкин рассматривает тему общемирового зла и тирании в общефилософском аспекте. Корень зла - в законах, допускающих полную власть одного человека над другим. Носитель зла – владыка-князь, который использует яд, добытый ценой человеческой жизни для того, чтобы пропитать им оружие и отнять жизни у тысяч других. Но не меньшее зло олицетворяет и безропотный послушный раб, в котором законы сильных мира сего убили волю и личность.

Проблема человеческого закона, иерархии общества, мирового зла возрастает в стихотворении до вселенских масштабов. А аллегория слишком прозрачна, чтобы не вызвать к поэту множества вопросов от руководителя 3-го Отделения тайной канцелярии. Читать стих Пушкина «Анчар» на уроке по литературе можно на сайте.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.

В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

План анализа стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
1. История создания произведения
2. Композиция (построение художественного произведения)
3. Тема, главная мысль и идея стихотворения
4. Характеристика лирического героя
5. Приемы раскрытия образов
6. Жанр произведения
7. Размер и ритм стихотворения
8. Моё отношение к произведению

1. Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместие Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря).

Можно предположить, что дата — 9 ноября 1828 года — была поставлена автором в черновой рукописи намеренно. Для поэта стихотворение «Анчар» было знаковым и ему было важно привязать его к конкретному историческому периоду. Психологическое состояние Пушкина во время работы над произведением было не лучшим. Он находился под неусыпным оком цензуры. Поэт хотел уехать то за границу, то на Кавказ. Но разрешения на эти поездки он не получал. Положение Александра Сергеевича ещё усложнялось и тем, что по делу о стихотворении “Андрей Шенье” постановлением Государственного совета за ним был учрежден секретный надзор.

В литературоведческой среде известны споры о том, что подвигло поэта написать стихотворение в стиле восточной легенды. Вероятнее всего, побудительным мотивом к написанию послужило прочтение им в русской периодике заметки врача голландской Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша о зловещем дереве, древе яда. Предполагают, что Пушкина, тонкого ценителя «звукообразов», увлекло необычное слово «анчар» и запомнился сам факт существования рокового, всеустрашающего дерева.

Также в истоках создания стихотворения лежит тот факт, что «Анчар» — это поэтический ответ на укоры Катенина, который в неявной форме осуждал работу Пушкина «Стансы», отыскав в ней мотивы лояльности царю.

2. Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу:
— завязка произведения,
— основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но»)
— скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

В стихотворении всего девять строф. В завязке (первые пять строф) автор представляет нам анчар. Анчар – это название индийского дерева, сок которого содержит в себе смертельный яд. Жители Востока рассказывали о нём много легенд.

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

3. О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём.

Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

В начале стихотворения автор вводит понятие «анчар», это «древо яда». Ядом, который присутствует в дереве, пропитано всё, от корней до листьев. Всякое живое существо, приближающееся к страшному дереву, гибнет. Ни зверь, ни птица не подходят к нему, зная его вредоносное свойство. А высшее существо на земле – человек, посылает к дереву другого человека за смертельной смолой.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.

4. Лирический герой — «условное литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтом». Ставить знак равенства между личностью поэта и лирическим героем не следует.

Мысли, чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Он повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти. Но зловещий холодок, грозные интонации присутствует в его рассказе. Далее градус повышается. Лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. А человек, которого природа наделила высшим разумом (!) отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть к происходящему.

5. Приемы раскрытия образов (на примере пейзажа)
Главная задача заключается в том, чтобы понять, как пейзаж способствует раскрытию замысла стихотворения. Пейзаж аскетичен и выразителен. Пейзаж в стихотворении несёт негативную нагрузку, он – олицетворение смерти. Всё, что перед нашими глазами, пропитано трагизмом.

Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила…напоила» «Вихорь набежит…мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»

6. Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

7. Размер и ритм
Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.

Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».

Двухударная: «И застывает ввечеру»

«Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.

Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная.

Вывод: объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

8. Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.

Казалось бы, Пушкин рассказал нам просто притчу, но эта притча – дремлющий вулкан.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Лирическое стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал, находясь в Тверском имении Вульфов. Год создания произведения — 1828 -й. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь, великий поэт сочинял свое мятежно-философское произведение, которое облек в форму небольшого стиха.

В этом году за «неблагонадежным» Александром Сергеевичем была установлен секретный полицейский надзор, который привел к душевному разочарованию поэта и желанию противостоять цензуре . Что беспокоило поэта, когда он писал «Анчар», анализ имеет глубочайший философский смысл.

Вконтакте

Экзотическая сказка о вселенском зле

Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

Важно! После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.

История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.

Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории .

В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

Лексика

В описании аскетичной природы местности, где произрастает анчар, звучат трагические нотки одинокой судьбы и дикого вселенского ужаса:

«В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной…»

Мрачная характеристика, представляющая читателю само дерево, слышится в парадоксальной фразе, описывающей это чудовищное растение: «зелень мертвая ветвей». Традиционно зелень символизирует процветание и жизненную силу, но зелень в кроне грозного Анчара несет мучительную смерть. Поэт использует яркие художественные средства , с помощью которых иллюстрирует фатальную трагическую развязку легенды в стиле восточного фольклора. Для этого он применяет архаичные старославянские выражения, усиливающие негативную торжественность и гнетущую эмоциональность текста:

  • «вихорь черный»;
  • «по бледному челу»;
  • «лист его дремучий».

Древняя легенда, не имеющая названия, об источнике вселенского зла, растущем «на краю пустыни», написана Пушкиным в литературном стиле эпического философского сочинения . Некоторые эксперты жанр стихотворения называют балладой – песней, с драматическим развитием сюжета.

Смысловая линия

Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

«А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы»

Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его коварных и агрессивных замыслах .

«И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом»

Особенность сюжета

Сюжет стихотворения отражает личные представления Александра Сергеевича Пушкина о добре и зле, является типичной иллюстрацией гражданской лирики великого русского поэта начала девятнадцатого века. Анчар, символизирующий смертельное зло, полезен для тирана, обладающего абсолютной властью, который использует покорного раба для уничтожения других людей. Грозное дерево, «порожденное природой» в пустыне, символизирующее жизнь, становится источником смерти в руках властительного злодея и бессловесного раба – соучастника бесчеловечного преступления.

Построение композиции

В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

  • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
  • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.

Главная тема

Центральный образ стихотворения – дикое одинокое дерево Анчар, растущее в пустыне и творящее погибель всему живому – и зверям, и людям.

Тема одиночества явно просматривается в описании дерева, порожденного природой в день гнева.

Произведение звучит как глубокая библейская притча, в которой заключен тайный смысл несправедливого угнетения деспота и раба с молчаливого согласия сторон.

Ритмический строй

Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

Анализ стихотворения Анчар

Вывод

Стихотворение несет в себе философский смысл. В «Анчаре» Пушкин показал не только собственное видение добра и зла, тирании и рабства, но и создал живописный образ легендарного ядовитого древа, расширяющийся до символа зла вселенского масштаба.

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

Краткий анализ

История создания стихотворения – оно написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первой говорится о дереве, источающем яд, во второй – о человеке, который, повинуясь приказу своего господина, принес “смертельную смолу ” и умер, сам отравленный ею.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “вихорь черный н а древо смерти набежит “, “послушно в путь потек “.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой “, “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой “.

Инверсии – “зелень мертвую “, “густой прозрачною смолою “, “вихорь черный”.

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Что касается сюжетной основы, то его история создания интересна тем, что вдохновили поэта сразу два источника: одна из старых легенд о ядовитом растении и заметки некоего доктора Фуше, который рассказывал о якобы растущем на Яве дереве, к которому посылали преступников, наказанием для которых была смерть, чтобы те принесли яд вождю племени. Пушкин вдохновился этим сюжетом, но переделал его в соответствии со своим художественным замыслом.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека.для усиления этой мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон.

Таким образом, идея заключается в том, что “непобедимый владыка” , который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесенный им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево. Такова главная мысль произведения.

Композиция

Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.

Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.

Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

Средства выразительности

Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  • метафоры – “ природа жаждущих степей его в день гнева породила “, “ вихорь черный на древо смерти набежит “, “ послушно в путь потек “;
  • эпитеты – “ в пустыне чахлой и скупой “, “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “;
  • сравнения – “ анчар, как грозный часовой “;
  • инверсии – “ зелень мертвую “, “ густой прозрачною смолою “, “ вихорь черный”.

В нем также легко проследить антитезу “царь – раб” . Для ее создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом “послушно”.

При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.