Обучение представляет собой управляемый, специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения обучаемых, развитие потенциальных возможностей и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Формирование элементарных знаний об устройстве природы и ее закономерностях;
Развитие речи, расширение словарного запаса;
Стимулирование общения детей друг с другом; проведение ролевых игр;
Развитие художественного восприятия.
4. Четвертый год жизни:
Укрепление здоровья, закаливание организма; выработка правильной осанки; формирование активной двигательной деятельности;
Стимулирование интереса к жизни взрослых, сосредоточение внимания на предметах и явлениях социокультурной среды;
Развитие способности к элементарному анализу, умения устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами окружающей среды;
Развитие речи, умение грамотно строить предложения;
Развитие умения слушать, умения следить за событиями произведений (книги, мультфильмы и т. д.);
Развитие элементарных математических представлений (один/множество, больше/меньше и др.);
Формирование положительного отношения к труду;
Развитие интереса к различного рода играм, командным соревнованиям;
Развитие эстетических и музыкальных способностей.
Укрепление здоровья ребенка является основным фундаментальным компонентом воспитательного процесса на всех возрастных этапах, определяющих развитие и обучение. Цели обучения непосредственно в сфере образовательного процесса могут варьироваться. В качестве критерия будут выступать возрастные параметры, а также специфика того или иного учебного предмета. Что же касается непосредственно физического воспитания, то здесь особых вариаций нет. В данном случае цель обучения - это прежде всего формирование адаптационных механизмов (защитно-приспособительных сил - химических, физических и др.) и укрепление иммунитета ребенка.
К факторам, снижающим защиту организма ребенка, относятся: голодание, утомление, переживания, нарушение режима дня. Факторы, повышающие защитные силы организма: прогулки на веселое настроение.
Соответственно, задача воспитателя в данной области будет заключаться, с одной стороны, в нейтрализации и снижении воздействия на физическое развитие ребенка факторов, ослабляющих его иммунную систему; а с другой - в формировании и стимулировании защитно-приспособительных сил организма ребенка за счет правильно организованного режима питания, системы физических упражнений, закаливания, благоприятной психологической атмосферы и т. д., профилактики инфекционных и хронических заболеваний, а также профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи. Также важно учитывать особенности окружающей среды, в которой находится ребенок, соблюдение санитарно-гигиенических норм в системе, направленной на обучение.
Цели обучения, принципы и задачи, таким образом, являют собой сложный социально-педагогический комплекс, обусловленный непосредственно спецификой сферы обучения, ожидаемым результатом, а также социально-историческим контекстом.
Признанный путь формирования знаний, умений, навыков у конкретного индивида - обучение. Оно может осуществляться как в интересах усвоения содержания образования (т.е. в интересах некоторой системы), так и при обучении по отдельным элементам объективизированного опыта (т.е. вне целей и подчинения какой-либо долговременно реализуемой системе).
Определение обучения как передачи знаний от учителя ученику широко использовалось в 60-70-х гг. XX в., однако, понимая, что это не главное, иногда пояснялось, что знания - это не предмет, который можно просто передать из руте в руки. Для передачи знаний нужна активность ученика.
В традиционной педагогической литературе последних двадцати лет обучение чаще всего определяется процессуально:
«Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, коммунистического воспитания и общего развития обучаемых» 1 .
«Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся» .
«Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» .
«Обучение - общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» .
«Обучение - целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды» .
«Обучение-упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели» .
В свете рассмотренных в предыдущем разделе сведений о деятельности и активности сформулируем следующие определения.
Обучение - совместная деятельность или система действий преподавателя и субъектов учения, направленная на усвоение последними избранных преподавателем или предписываемых программой учебной дисциплины элементов объективизированного опыта человечества.
В традиционной дидактике под содержанием обучения обычно понимается то, что подлежит изучению (учебная информация или изучаемый объект). Это естественно следует из рассмотрения обучения как процесса передачи информации, поскольку обозначает то, что передается в обучении. При этом игнорируется, что ученик должен что-то делать во время обучения. При использованном здесь деятельностном подходе содержанием обучения становится не то, что передается, а то, что делается для усвоения учебной информации. При этом акцентируется не то, что передается, а то, какими действиями обеспечивается усвоение объекта изучения.
Объект изучения (изучаемый объект, изучаемые сведения) - часть содержания объективизированного опыта человечества, выделенная и подготовленная преподавателем для усвоения субъектом учения при обучении на конкретном занятии.
Учебная информация - информация, описывающая объект изучения.
Учебная информация - не только вербальные сведения, но и подлежащие практическому освоению присущие объекту изучения процессуальные, операционные сведения, действия и их структуры.
Субъект обучения - учебная группа вместе с преподавателем, хотя преподаватель (субъект преподавания) осуществляет преподавание (деятельность по управлению усвоением избранных элементов объективизированного опыта субъектами учения), а субъекты учения (учащиеся, студенты, слушатели) при этом осуществляют учение (действия или деятельность, направленные на усвоение изучаемого объекта).
Субъект учения - индивид, осуществляющий учение.
Напомним, что для любого образования прямое или опосредованное (через посредство программ, методических рекомендаций, учебных пособий) участие преподавателя в обучении принципиально необходимо, именно оно вносит в деятельность субъекта учения системность результатов, предусмотренных избранным образованием. Именно в действиях преподавателя воплощена часть объективизированного опыта человечества, связанная со сведениями о процессах управляемого усвоения его элементов. Этой частью объективизированного опыта субъект учения не владеет, поскольку для этого нужна соответствующая психолого-дидактическая подготовка, однако именно внесение преподавателем в обучение результатов подготовки и делает управляемое усвоение более эффективным и целенаправленным, чем самостоятельное.
Даже самостоятельно усваивая содержание рекомендованных учебных пособий и осуществляя таким образом самостоятельную работу, субъект учения участвует в обучении, поскольку учебные пособия подготовлены преподавателем и даже рекомендованная очередность усвоения содержания учебных пособий представляет собой управление усвоением.
Целью любого обучения является овладение субъектом учения деятельностью определенного вида.
Приведенное утверждение является психологическим положением, оно заимствовано из работы Н. Ф. Талызиной , однако для излагаемой частной теории обучения это утверждение становится базовым, поскольку без него невозможна реализация деятельностного подхода к обучению. В традиционной педагогической литературе обычно рассматривается не цель обучения, а его функции: образовательная (передача содержания образования), развивающая, воспитывающая.
Цель обучения - формирование у субъекта учения умения осуществлять осваиваемую деятельность или ее элементы, совокупность которых и составляет умение осуществлять осваиваемую деятельность:
Результаты обучения - изменения в психике субъекта учения, создающие условия для выполнения им деятельности нового для него вида.
Принятая формулировка цели обучения сразу определяет значение каждого частного результата обучения. Основным результатом является формирование умений, поскольку именно умения являются деятельностями, освоив которые индивид развивается сам (обогащая свою психику новыми психическими возможностями) и приобретает новые убеждения (поскольку освоенная деятельность позволяет ему самому убедиться в справедливости изученного).
Знания имеют важнейшее значение для освоения деятельности, обеспечивая прежде всего эрудицию, без которой невозможно формирование мотива деятельности. Выбор способа реализации мотива производится на основе правовых знаний и убеждений, составляющих ценностные ориентации личности. Для сознательного планирования любой деятельности субъект нуждается в знании ее закономерностей, в ориентировочной основе деятельности. Для выполнения действия необходимо знание ориентировочной основы действия. Знания способствуют и расширению у индивида потребностей, того, что становится необходимым ему для полноценной жизни.
Навыки необходимы для выполнения с требуемым качеством операций, входящих в состав любого действия, поскольку именно выполнение операций и реализует запланированную активность индивида, а убеждения обеспечивают ценностные ориентации индивида.
«Таким образом, вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения и навыки их применения - перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах...
Анализ целей обучения должен быть проведен вначале на макроуровне - указание всех тех изменений, которые должны быть внесены в личность учащихся на данной ступени обучения или в процессе изучения данного предмета. После этого необходим микроанализ. При определении целей обучения на этом уровне анализ должен быть доведен до указания конкретных видов» . Напомним, что необходимую деятельность по структуре можно сформировать и латентно, предписывая выполнение субъектом учения специфических действий, входящих в эту деятельность.
Дидактическая задача занятия - цель обучения, подлежащая достижению на конкретном занятии, сформированная в виде результатов, которые должны возникнуть у субъекта учения после занятия.
Необходимость введения этого понятия обусловлена тем, что конечная цель обучения - освоение деятельности определенного вида - чаще всего не может быть достигнута на одиночном занятии: прежде всего необходимо изучить (или дополнить на лекции) ориентировочную основу (теорию) для планирования осваиваемой деятельности; рассмотреть средства и способы такой деятельности, применяемые при различных условиях; сформировать на практическом занятии (или на тренировке) необходимые операционные навыки. Для достижения конечной цели обучения субъекту обучения приходится решить несколько дидактических задач, в каждой из которых достигаются частные цели, обеспечивающие достижение цели обучения.
Таким образом, для конкретного занятия преподавателем выбирается объект изучения, формулируется дидактическая задача занятия и разрабатывается содержание обучения. Соотношение содержания обучения и его результатов показано на рис. 17.
В содержании преподавания можно выделить три важнейшие группы действий: направление действий субъектов учения (указание объектов изучения или содержания информации, подлежащей изучению, источников информации, рекомендации по очередности и методикам изучения) ; контроль хода учения (основной целью которого является анализ хода усвоения с целью оказания помощи субъектам учения и корректирования учения); информирование субъекта учения (непосредственное сообщение субъектам учения информации, подлежащей усвоению, или разъяснение непонятного при консультировании).
В высшей школе ведущим в преподавании должно быть направление действий субъектов учения, поскольку студенты - люди взрослые, добровольно выбравшие путь достижения определенного образования и осознающие те потребности, которые они удовлетворяют получением высшего образования. Отмеченные обстоятельства позволяют рассматривать студентов вузов как субъектов деятельности, создав все условия для того, чтобы учение стало подлинной деятельностью, т.е. чтобы оно и планировалось, и в основном осуществлялось самим студентом (что соответствует андрагогической парадигме).
Рис. 17.
В зависимости от того, какая структура действий становится ведущей в деятельности преподавателя, можно различать три вида преподавания, рассмотренные в табл. 5.
Особое значение в действиях преподавателя по управлению учением имеет выбор действий субъекта учения.
Утверждение об адекватности учения: для усвоения любого изучаемого объекта необходимо обеспечить выполнение субъектом учения деятельности или действий, адекватных деятельности, воплощенной в этом объекте; действий, которые должны применяться при использовании этого объекта по назначению, чтобы реализовать существенные свойства этого объекта.
Игнорирование этого положения может привести к получению совсем не тех результатов обучения, на которые рассчитывает преподаватель. Например, изучение художественной литературы в общеобразовательной школе с акцентом на выделение и анализ «образов» действующих лиц вряд ли можно считать адекватными действиями по усвоению элементов объективизированного опыта: ведь эти произведения создавались совсем не для такого разбора. Подобные действия формируют у учащихся искаженное отношение к художественной литературе, которая рассматривается уже не как источник наслаждения и средство сопереживания, а как простой источник информации, подлежащий сухому рассудочному анализу. Эмоциональный заряд таких произведений при этом отходит на второй план.
Таблица 5
Зависимость вида преподавания от степени сформированности деятельности студентов
Уровень осознанности потребностей студентами |
Уровень сформированности учения как деятельности |
Структура действий преподавателя |
1. Предписывающее (информирующее) преподавание |
||
Не осознана |
Не сформирован |
Разъяснение потребности, возбуждение интереса, увлечение, стимулирование, формулирование мотива, акцент на долженствование, информирование, контроль и оценивание усвоения |
2. Поддерживающее (консультирующее) преподавание |
||
Осознана |
Навыки планирования деятельности у студента не сформированы |
Актуализация потребности, поддержание мотивации, помощь в конкретизации цели и плана деятельности, помощь в выполнении наиболее трудных действий, оценивание в интересах стимулирования активности |
Осознана |
Навыки планирования и реализации деятельности у студента сформированы |
Направление внимания студента на узловые моменты; селекция направлений поиска, осуществляемого студентом; усиление положительных эмоций достижения цели; рецензирование результатов; обсуждение самооценки |
Следствие недостаточности описания: невозможно освоить работу с любым объектом только на основе вербальных репродукций для усвоения описания требуемых действий с объектом.
Возможно, это утверждение кому-то покажется трюизмом, однако практика обучения при недостаточной доле практических занятий до сих пор сохраняется, и не только для технических учебных дисциплин. Объясняется это и недостатком ресурсов, помещений, оборудования, и просто тем, что учебный процесс, состоящий из одних лекций, проще и организовать, и обеспечить.
Консультации преподавателя объективно необходимы, поскольку для развития интеллекта учение должно требовать от студента волевых усилий, разрешения учебных проблем в еще не освоенной деятельности (аналог зоны ближайшего развития у детей), т.е. в той сфере, в которой помощь преподавателя в той или иной мере необходима. Поэтому контроль хода учения должен быть не столько стимулирующим (принуждающим к систематическому «выполнению уроков», как это установилось в школьной практике), сколько корректирующим методику учения, рекомендующим изменить составленный план, обращающим внимание на пропуски существенного в выполненных действиях, помогающим студенту преодолеть возникшие трудности, превысившие достигнутые им возможности.
Контроль глубины усвоения предписанного содержания образования на экзаменах преследует в основном цели сертификации получаемого студентом образования, по уровню усвоения содержания конкретной учебной дисциплины, который удовлетворяет требования общества (государства) к образованию этого вида или к осваиваемой специальности.
Непосредственное сообщение студентам информации, подлежащей усвоению, необходимо в эпоху массовых тиражей учебников и широкого распространения средств информатизации только при чтении лекций по проблемным вопросам, требующим синтеза многих источников информации и еще не освещенным в учебной литературе. Н. И. Пирогов в середине XIX в. призывал сделать лекции ничем не заменимыми. К сожалению, непосредственное информирование приходится применять в условиях недостаточного количества учебной литературы, при котором источники учебной информации становятся малодоступными для студентов. Именно поэтому Н. Е. Жуковский в 30-е гг. XX в. считал, что лекция была и остается наиболее экономным способом передачи информации студентам. Часто и до сих пор сообщение информации является наиболее привычным содержанием преподавания.
Возвращаясь к рис. 17, следует отметить, что среди действий, составляющих учение в высшей школе (содержание учения), можно выделить три важнейшие группы действий: восприятие учебной информации, ее осмысление и запоминание, формирование операционных навыков и освоение деятельности в целом. Ведущими действиями для учения в высшей школе являются действия по освоению изучаемой деятельности; все остальные действия осуществляются в интересах достижения именно этой цели.
В условиях направленности экзаменов на репродукцию усвоенной информации без опоры на необходимые для любого специалиста справочники и утвержденные методики ведущим становится запоминание информации (к сожалению, порой без должного ее понимания). Конечно, запоминание в ходе учения необходимо, но оно должно касаться смысловых аспектов, запоминания точных формулировок (когда искажение формулировки может приводить к искажению смысла), запоминания источников, которые будут использоваться при осуществлении осваиваемой деятельности и способов ориентировки в них.
Простейшими результатами обучения являются навыки, которые могут формироваться неосознанно - в процессе многократного повторения операций. Различие уровней результатов обучения отражено на рис. 18.
Рис. 18.
Примечание: обратите внимание на то, как разная символика линий увеличивает информативность схемы: деятельность управляется мотивом (штрихпунктир- ная линия) и представляет собой умение (сплошная стрелка), на умение влияют ценностные ориентации (пунктирная), но управляет им знание ООД (штрихпун- ктирная стрелка); на действие влияют знание ООд и наличие навыка (пунктирные стрелки), но управляется оно частной целью (штрихпунктирная линия) и т.д.
Навык - автоматизированное выполнение операции, не требующее постоянного контроля сознания. Это уровень освоения операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, на уровне умственных действий без постоянного контроля сознания.
Навык - результат операционного уровня, не связанный с целепо- лаганием, поэтому применительно к действиям это понятие не должно применяться.
Знания - усвоенные или познанные индивидом вербальные, образные, символические или операционные (манипулятивные) сведения, произвольно воспроизводимые или используемые в речи или действиях.
Критерий знаний также неотделим от действий. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание - понятие относительное. «Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать» . Таким образом, и знания (а не только умения) связаны с деятельностью, при которой они усваиваются.
Умение - уровень освоения составного действия или деятельности, позволяющий индивиду осуществлять ее осознанно и с необходимым уровнем качества.
Убеждения - знания или способы действия, осознанно принятые субъектом в качестве эталонов для принятия решений или оценивания.
Убеждения суть продукт убеждающего обучения и усвоения избранной системы или совокупности элементов объективизированного опыта (в убеждения входят и ценностные ориентации).
Вновь обратимся к рис. 17. Совокупность первичных результатов обучения - навыков и знаний - обеспечивает овладение субъектом учения операционной основой осваиваемой деятельности или навыками выполнения операций, ориентировочной основой деятельности ООД, обеспечивающей планирование осваиваемой деятельности, и ориентировочной основой действий ООд, обеспечивающей выбор операций и безошибочное выполнение действий, формирование убеждений, а на их основе и ценностных ориентаций личности, обеспечивающих нравственное становление субъекта, целеполагание и выбор им способа удовлетворения осознанной потребности, расширение эрудиции субъекта и его развитие. Совокупность перечисленных результатов приводит к совершенствованию существующих и становлению новых качеств личности, требуемых для выполнения осваиваемой деятельности с требуемым качеством.
Наряду с этим в результатах обучения нельзя игнорировать и эмоциональные аспекты. Как следует из рассмотренного, результаты обучения весьма широки и разнообразны. Традиционный акцент на знания недопустимо редуцирует как само учение, так и контроль его результатов на экзаменах, приводит к перегрузке памяти и практически проверяет не уровень усвоения, а способность индивида к запоминанию изученного. Тем не менее очень часто контроль результатов обучения называют контролем знаний, создавая неправильную ассоциацию, выделяющую знания как главный и единственный объект контроля (а следовательно, как главную цель обучения).
Развивающие цели обучения иностранному языку заключаются в развитии всех сторон личности обучаемых: их мировоззрения, кругозора, мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, потребности в дальнейшем познании, самообразовании и самовоспитании.
Сущность развивающего компонента заключается в том, что процесс овладения языком направлен на развитие у учащегося как субъекта деятельности, личности таких свойств, сторон, процессов, механизмов, которые играют наиболее важную роль для процесса познания, воспитания, учения, а, следовательно, и для становления индивидуальности. В процессе овладения иностранным языком развиваются следующие способности к познавательной деятельности:
а) перцептивного уровня
- осмысленность восприятия, распределение внимания, слуховая дифференциация, непроизвольное запоминание и пр.;
б) моделирующего уровня
- антиципация (прогнозирование) структуры фразы, текста, содержания высказывания; догадка на основе словообразования, контекста; анализ, синтез, сопоставление, ассоциация к словам , аналогия, абстрагирование и обобщение, выполнение логических операций в процессе восприятия информации;
в) репродуктивного уровня
- вызов из памяти слова или речевого образца, имитация, дискурсивное осознание правил-инструкций, памяток и т.д.;
г) продуктивного уровня
- конструирование речевых единиц разных уровней, трансформация, комбинирование, импровизация в процессе порождения самостоятельного высказывания; способность к эмоционально-оценочной деятельности, а именно: выражение чувств и эмоций; коммуникабельность как явное и неявное выражение своего отношения к людям; самооценка своих высказываний, действий, успехов и т.д.; развитие способностей к рефлексии и критическому мышлению.
Таким образом, развивающее воздействие на школьников оказывает формирование у них в процессе обучения иностранному языку учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений и навыков.
Учебно-организационные умения и навыки формируются в учебном процессе 1) при использовании разных режимов работы: учитель – класс, учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс и др.; 2) в самостоятельной работе учащихся по устной речи (лабораторный практикум, звукозапись и др.); 3) в самостоятельной работе по чтению и письму; 4) при использовании тестовой методики контроля, осуществлении самоконтроля и самокоррекции.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки развиваются за счёт организации работы с учебным материалом при соответствующей его подаче. Так, умение абстрагироваться формируется при работе с речевыми образцами, типовыми предложениями, когда учащийся овладевает грамматикой, идя от общего к частному. Многие упражнения формируют у учащихся умение дифференцировать, например, по признакам числа, времени, модальности. Развитие понятийных форм мышления осуществляется при работе над языковым материалом, например, лексикой, идиоматикой языка.
Развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков осуществляется и при обучении логичности в построении иноязычных высказываний, при чтении, в ходе решения речевых задач.
Учебно-информационные умения и навыки формируются как при работе над устной речью, так и при чтении. В первом случае учащиеся определяют, какую информацию он хочет передать или получить, во втором – что «вычитать» из текста, где получить дополнительную справку, чтобы лучше понять текст (учебник, словарь, справочник). Для этого нужно уметь пользоваться справочной литературой и другими источниками получения информации.
Формирование учебно-коммуникативных умений обусловлено самой природой учебного предмета «Иностранный язык». Устная и письменная речь служат и средством, и целью изучения языка. Овладение иностранным языком предполагает формирование умений строить высказывание различных типов: сообщение, убеждение, описание и т.д.; пользоваться разнообразными вопросами; передавать содержание прослушанного, прочитанного в разном объёме.
Персональные цели обучения – это поведенческие или гностические принципы, которые студенты идентифицируют как важные для собственного обучения. Они могут относиться к общим рабочим привычкам, отдельным предметам, темам обучения или всему вышеперечисленному.
Личные цели обучения напрямую влияют на улучшение качества обучения и успеваемости и повышают способности студентов, а также оказывают влияние на становление студентов в качестве активных участников учебного процесса, их возможность стать независимыми и мотивацию их на большие достижения.
Предыдущие исследования в мотивации и эффективности студентов показали, что студенты, которые устанавливают свои собственные рабочие цели, как правило, достигают большего, чем те студенты, перед которым цели ставит преподаватель.
Первая группа студентов отличается большей уверенностью и берет на себя более сложные задачи, независимо от способностей, а их самооценка и установка на освоение и решение задачи остается высокой даже в случае провала.
Когда студентам помогают вникнуть в их собственные процессы мышления и обучения, они более предрасположены думать об эффективности стратегий, которые они использовали для достижения целей обучения. Планирование действий, мониторинг процесса на пути достижения цели и оценка результатов могут помочь студентам достичь большего контроля над своими процессами мышления и обучения и учат их «учиться».
Развитие личных целей обучения включает в себя этапы:
Все этапы цикла имеют большое значение, и на практике они перетекают друг в друга. Процесс имеет циклический характер. При этом учитель играет важнейшую роль на протяжении всего процесса, а не только на стадиях развития и отчетности.
Учебные заведения должны будут выбрать наилучший способ управления разработкой, мониторингом и отчетностью личных целей обучения студентов. Этот способ зависит от организации учебного заведения. Как и большинство инициатив, процесс разработки, мониторинга и отчетности в сфере персональных целей обучения будет работать лучше всего, когда будет понятен всем участникам.
Данный процесс включает в себя, прежде всего, обсуждение учебного процесса между студентом и преподавателем. Продуктивность таких обсуждений лежит в основе всего процесса. Также оно должно проводиться в духе открытости и сотрудничества и повышать уровень разнообразия учебного процесса.
Беседы об обучении провоцируют студентов думать:
Перед началом работы со студентами над развитием системы личных целей обучения учителям важно сделать упор на совместную работу для обсуждения и определения существующих целей обучения, а затем для рассмотрения примеров допустимых и недопустимых целей (например, слишком амбициозных или, наоборот, недостаточно амбициозных, слишком расплывчатых, недостижимых и других).
Разработка общего понимания целей обучения дает сотрудникам общий язык для общения. Постановка целей, принятие личной ответственности за свое обучение и оценка своих способностей может затем стать обычной частью дискуссии в учебном коллективе.
Персональные цели обучения являются неотъемлемой частью системы Викторианских основных образовательных стандартов (ВООС, VELS) , педагогики, отчетности и ключевым элементом планирования учебных программ.
Личные цели обучения – ось учебного процесса. Следующая информация предназначена для помощи учителям, занимающимся развитием систем личных целей в образовательной сфере.
Персональные цели обучения являются неотъемлемой составной частью системы Викторианских основных образовательных стандартов (ВООС, в анг. – VELS) . Одним из основных принципов ВООС является развитие у студентов трех основных способностей:
Процесс разработки, мониторинга и отчетности в сфере личных целей обучения является неотъемлемой частью всех этих сфер и помогает студентам достичь успеха в них, но, прежде всего, прослеживается тесная связь между этими процессами и областью персонального обучения. Данная область характеризуется поддержкой развития автономности учащихся, здраво оценивающих себя как участников образовательного процесса, которые способны «управлять их собственным обучением и ростом путем их мониторинга, а также создания и анализа своих целей обучения». (Викторианские основные образовательные стандарты, 2005 )
Индивидуальные цели обучения также вплетены в системы принципов обучения и преподавания P-12 .
Принципы обучения и преподавания P-12 свидетельствуют о том, что студенты учатся лучше всего, когда:
Установление личных целей обучения, в частности, относится к принципам под номерами два и пять.
Второй принцип фокусируется на создании учебной среды, которая способствует независимости, взаимодействию и самомотивации. Преподаватели поощряют и поддерживают студентов, берущих ответственность за свое обучение, и стремятся структурировать опыт, чтобы дать студентам возможность самим делать выбор.
Пятый принцип работает с оценкой как составной частью обучения и преподавания, при активном участии студентов в процессе оценивания, а также при поощрении рефлексии и самооценки.
Для получения дополнительной информации о принципах обучения и преподавания см.: http://www.education.vic.gov.au/studentlearning/teachingprinciples/default.htm . Материал по ссылке содержит подробную информацию о шести обозначенных выше принципах, тематические исследования, часто задаваемые вопросы, инструменты сбора данных и контактные данные.
Отдел консультации по оцениванию Департамента образования сосредоточен на трех основных целях проведения оценивания:
Существует особенно тесная взаимосвязь между оценкой как обучением и процессом развития и мониторинга личных целей обучения. При оценке в качестве обучения студенты могут контролировать свой учебный процесс и использовать получаемую в итоге обратную связь для адаптации и корректировки своих целей и реальных обстоятельств.
Оценка как обучение играет важную роль в улучшении результатов обучения – не только потому, что студенты активно участвуют в процессе оценивания, но и потому, что она развивает навыки, которые лежат в основе эффективного развития, мониторинга и отчетности в сфере личных целей обучения.
Шаблон вторичной учебной карты (средняя школа) включает в себя страницу личных целей обучения. Следующие разделы должны заполняться каждый семестр:
Шаблон первичной учебной карты (начальная школа) не включает в себя страницу персональных целей обучения, но учебные заведения могут сами добавлять ее по желанию. Тем не менее шаблон имеет раздел для комментариев учащихся касательно их прогресса в течение семестра.
Учащиеся должны осознавать, что процесс установления личных целей является ключевой частью их обучения.
Персональные цели могут помочь студентам преодолеть разрыв между тем, чего они достигли, и тем, чего они хотят достичь. Эффективные личные цели обучения:
Важно, чтобы студенты развивали чувство собственности по отношению к своим целям обучения. Сочетание обсуждения, рефлексии и обмена опытом поможет студентам выработать ответственность и целый ряд навыков и стратегий для достижения целей. Для получения дополнительной информации см.: Примеры целей обучения, связанных с целым рядом областей Викторианских основных образовательных стандартов в разделе «Проформы и другой иллюстративный материал».
К способам поддержки студентов на пути развития личных целей обучения относятся:
Публикация или презентация могут быть разработаны с использованием различных программных приложений, а результаты могут быть добавлены в портфолио студента. Работа также может быть выполнена коллективно для оценки общего уровня разработки и подготовки;
Стратегии достижения персональных учебных целей следует рассматривать, пока студенты достигают поставленных целей, и также на протяжении всего процесса контроля. При планировании и работе по этим стратегиям студентам нужна помощь в разработке простых и четких стратегий.
Стратегии должны строиться с опорой на стиль обучения студентов, их способности к самостоятельному обучению, личностные характеристики, конкретные, установленные студентами цели обучения.
Некоторые способы поддержки студентов при определении и построении стратегий включают в себя:
Например, если задачей будет узнать правильные виды задаваемых вопросов, которые помогли бы мне понять что-либо лучше, то студенты могут определить, какие вопросы задавать (закрытые или открытые вопросы и их разъяснение), а также рассмотреть целесообразность. При планировании контроля их успеваемости студенты могут перечислить такие вопросы: «Могу ли я представить то, что я слышал или читал?», «Понимаю ли я это?», «Что я буду спрашивать?» Студенты смогут составить план задаваемых вопросов в своих классах и могут записывать в своем дневнике об улучшении своего обучения с помощью заданных вопросов. Эту запись можно использовать в качестве доказательства для контроля и отчетности достижения своих целей.
Мониторинг нуждается в отражении. Отражение приводит к выводам о степени успеха или прогресса и позволяет объяснить отсутствие улучшения. Оно также обеспечивает основу для разработки будущих целей и осмысления достигнутого.
Когда учителя помогают студентам размышлять и контролировать свой прогресс на пути к достижению цели в области обучения, они просят студентов думать о своем обучении.
Студенты также должны создать осознанное и глубокое понимание собственного поведения и обучения.
Студенты нуждаются в простых способах обзора и записи своего прогресса обучения в течение семестра, и они должны разработать стратегии, что будет иметь значение в качестве доказательства прогресса на пути достижения цели. Доказательство должно быть конкретным.
Некоторые пути поддержки студентов по отображению и контролю их целей включают в себя:
Дополнительные сведения приведены в следующих документах:
Goal Setting Action Plan Form Term One
Student Learning And Improvement Reflection Form
Personal Learning Goals Pro Forma One
Personal Learning Goals Pro Forma Two
Student Success Plan and Portfolio Examples
Когда студенты сообщают о прогрессе в достижении своих личных учебных целей обучения, то им необходимо составить краткий отчет об их обучении и степени достижения своих целей. При подготовке отчета о персональных учебных целях студенты используют:
Студенческие комментарии на табеле отчета являются кульминацией процесса мониторинга – это суммирование и окончательная оценка прогресса, достигнутого на пути к достижению целей, поставленных в начале семестра.
Учителя должны выделять время для студентов, чтобы они могли подумать о своем прогрессе и подготовить свой отчет. Это упражнение является важным, так как помогает студентам думать:
Хотя отчет о личных целях обучения создается ближе к концу семестра и может рассматриваться в качестве конечной точки прогресса, это также можно рассматривать как начало следующего цикла развития, мониторинга и отчетности о личных учебных целях для следующего семестра.
Предложения для помощи студентам в написании отчета включают в себя:
Каждая школа организует разработку, мониторинг и отчетность по личным учебным целям обучения и комментариям студентов, которые будут варьироваться от школы к школе. Студенты должны иметь возможность записывать информацию в различных форматах (Word, plain text, handwritten), в зависимости от того, что практикуется в этой школе. Эти процессы должны быть безопасны и должны обеспечивать конфиденциальность личности студента в сообщении своих личных учебных целей учителю/учителям.
В начальной школе это может быть наиболее подходящим процессом, организованным каждым классным руководителем как часть подпрограммы класса.
В средней школе этот процесс может быть организован с помощью субъектов или различных кружков (например, это может быть в центре внимания в программе английского языка), с помощью пасторских групп или домашних групп.
Студенты могут заполнять шаблоны с использованием соответствующего программного обеспечения или базы данных, для упрощения этого процесса. Одной из моделей является использование запоминающихся шаблонов, в которые студенты записывают свои комментарии.
Некоторые школы предлагают безопасный « Drop box» онлайн, где студенты могут хранить на компьютерном сервере школы копии своих личных учебных целей, которые они напечатали в Word . Документы в « Drop box» могут быть доступны только учителям.
Студент может добавлять копии, редактировать их в течение семестра и отправлять сообщение в « Drop box» для безопасного хранения. К концу семестра преподаватель может вернуть окончательный и отредактированный вариант каждому студенту, чтобы они могли оценить то, как они продвинулись на пути достижения своих учебных целей в области обучения, которые они установили, а также записать свои будущие цели обучения.
Преподаватель может вырезать и вставлять студенческие цели и комментарии из их документа Word , а также свои собственные комментарии в отчет в конце семестра.
Студенты устанавливают личные учебные цели в начале первого семестра. Эти цели могут являться общим или конкретным предметом. Это будет сделано до начала учебы, чтобы определить наиболее важное в контексте своей программы. В последующих отчетах студенты могут изменять, адаптировать и добавлять это к своим текущим целям в этом разделе.
Для получения отчета в конце первого семестра учитель и студенты комментируют, насколько они хорошо достигают поставленных целей. Раздел «Мои будущие цели» заканчивается для облегчения установки целей на второй учебный семестр. Будущие цели обучения могут быть похожими или дополненными по отношению к прошлым целям, а также могут быть совершенно другими.
В конце второго учебного семестра учитель и студенты комментируют прогресс в достижении поставленных целей. Раздел «Мои будущие цели» завершается, чтобы облегчить установку новых учебных целей на первый семестр следующего года.
В течение первого и второго семестров студенты внимательно следят за прогрессом в достижении поставленных целях. Студенты могут продолжать контролировать свои цели на постоянной основе в свое свободное время независимо от структурированных занятий в школе.
Есть несколько способов, с помощью которых школы могут включать в учебный план разработку личных целей обучения. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, которые будут разными для каждой из школ. Ниже приведены примеры того, как личные учебные цели студентов могут быть разработаны в школах.
В этой модели студенты развивают личные цели обучения как часть их обучения в конкретной предметной области. Сфера «персонального обучения» является хорошей зоной для фокусировки на обучении, оценке и отчетности в рамках субъекта.
Преимущество такого подхода заключается в том, что процесс разработки, мониторинга и отчетности по целям обучения может содержаться в конкретной предметной области с одним преподавателем, участвующим в процессе. Этот подход не требует дополнительных мероприятий в рамках школы.
Преимущественным недостатком является то, что только один преподаватель участвует в процессе. Цели обучения могут быть более конкретным предметом или остаться конкретным предметом, не могут рассматриваться как часть единого обучения студентов и не интегрированы также в планирование учебных программ и организационных структур.
В этой модели домашняя группа или учитель пасторской заботы отвечает за руководство, поддержку и работу со студентами в их домашней группе по разработке, контролю и отражению их личных целей обучения. Выделяется время на постоянной основе в домашней группе для студентов для возможности обсудить, написать или подумать о развитии и достижении поставленных учебных целей. Учитель домашней группы лично беседует с каждым из студентов первые две недели в течение первого и третьего сроков (семестров), когда студенты разрабатывают свои цели, а затем поддерживает студентов в процессе мониторинга и отчетности о прогрессе, достигнутом в течение оставшейся части семестра. Идеально, когда учитель домашней группы обучает студентов хотя бы в одном из его предметов.
Перевод: Вячеслав Гладков
Теория обучения. Конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».
Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.
Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.
Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.
Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.
Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.
Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида – следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.
Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.
Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.
Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.
Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» – «дидактика» – «методика» – «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование – процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.
Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.
Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.
Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.
Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.
Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.
Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.
Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.
Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.
Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.
Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.
Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.
Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.
Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.
Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.
Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.
Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.
Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением – процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.
Обучение выполняет одну из основных задач развития личности – передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.
Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности – важнейшая задача дидактики начального обучения.
Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу – овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.
Обучение – особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.
Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.
Мотивация – это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.
Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.
Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).
Обучение возникло еще на самых ранних стадиях развития человечества и заключалось в передаче молодым поколениям опыта предков. Древний охотник должен был научиться владеть оружием, приготовить пищу, изготовить орудия труда, защититься от недругов. Подобный вид обучения характерен и для животного мира, когда мать учит своих детенышей охотиться, укрываться от врагов. Древний человек смотрел на своих старших сородичей, наблюдал за их речью, поведением и пытался повторить все то, что они делали. Таким образом, получалось, что ребенок занимался самообразованием, ведь в примитивных племенах не было специально подготовленных педагогов.
В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.
Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.
Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение – это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.