Картотека игр «Игры с рифмами. Словесно – логическая игра «Рифмушки по картине «Зимние развлечения»

Картотека игр «Игры с рифмами. Словесно – логическая игра «Рифмушки по картине «Зимние развлечения»

Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них.

«Игру в хоккей не забыли? – интересуется педагог. И уточняет: – Удар и где может оказаться шайба?»

Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шайбы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».

Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как перемещает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторыми ребятами индивидуально.

«Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру „Доскажи словечко“ („Подбери рифму“), – сообщает воспитатель. – Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:


На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!

Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)


И качаются игрушки -
Флаги, звездочки…
– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)


Нити пестрой мишуры,
Колокольчики…
– Шары!

(«Шары или дары?»)


Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
– Снегурки!

Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!

Январь

Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, – начинает занятие педагог. – Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».



Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2–3 ребят. Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.

Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:


Заглянул щенок в окошко:
– Чем же лакомится… (кошка)?

– Ходят всякие тут, ишь!
– Смотрит зло на кошку… (мышь).

– Может, хватит, мышка, злиться?
– Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес
Под кроватью спящий… (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»


* * *
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова


На веселых,
На зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все… (на головах).
По горам
На самокате
Ездят там
Бычки… (в томате)!
А один ученый кот
Даже водит… (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах»,пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Ход занятия

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.

«Это сказка в стихах», – поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение, и что это – сказка или рассказ.

Занятие 3. Обучение рассказыванию

по картине «Зимние развлечения»

Цель. Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, какое время года наступило, какой сейчас месяц зимы.

Выслушав ответы детей, педагог продолжает: «Зима – чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года написаны и книги, и картины. Вам не показалось странным, что я сказала „картины написаны“? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал (а не нарисовал) картину».

Педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения» (серия «Четыре времени года», автор О. Соловьева (М.: Просвещение)). (Детей следует усадить как можно ближе к мольберту.)

«Как можно назвать картину? – спрашивает воспитатель. – Какое время года и какое время суток запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день теплый и солнечный?

Однажды в зимний теплый солнечный день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?»

Ребенок начинает рассказывать о детях, катающихся с горки.

«Давайте повнимательнее рассмотрим, что происходит на горке», – предлагает воспитатель.

Выслушивает и оценивает высказывания детей. Просит ребенка рассказать о том, как дети катаются с горки.

Затем педагог начинает рассказ: «Однажды в теплый зимний день дети выбежали на участок. Один ребенок сразу же побежал на горку…» – воспитатель передает слово ребенку.

Педагог привлекает внимание ребят к снеговику. Кто-нибудь из детей обобщает результат наблюдений в маленьком рассказе.

«Посмотрите, не забыли ли малыши о своих пернатых друзьях», – напоминает педагог.

Дети рассказывают о том, какие птицы изображены на картине, кто их кормит.

Выслушиваются 2–3 рассказа. Воспитатель оценивает рассказы. Хвалит ребенка, сумевшего избежать повторов в рассказе. Подчеркивает, что это достигается последовательным описанием законченных частей картины (катание с горки, у снеговика, около кормушки для птиц). Обращает внимание детей на удачно найденные сравнения, описания.

В заключение педагог предлагает вниманию детей свой образец рассказа (если дети рассказывали хорошо, образец можно не давать): «В солнечный зимний день выбежали ребята на участок. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки. А сверху уже что-то кричат ему. Наверно, просят поскорее освободить путь.

Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла оттепель, и у снеговика отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке.

„Не бойтесь, птички, не обидим“, – говорит птицам мальчик в пальто с меховым воротничком, протягивая им ветку рябины».

В заключение педагог читает стихотворение С. Черного «Волк» и «дарит» детям новую зимнюю загадку:


Пришел Яшка -
Белая рубашка,
Где он пробегает -
Ковром устилает.
(Снег)

Вы пробовали сочинять стихи? У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, со­чинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариан­тов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». В методической литературе они представлены у А.К. Бондаренко, Г.А. Тумаковой и др. Ограниченное коли­чество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка ве­лико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка Л.М. Малы­шева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот ин­терес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступе­ней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».

Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объяс­няет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смыс­ловые связи между словами - таким образом, фонетика рождает мысль».

Проводя с детьми игры серии «Подбери рифму», мы, по существу, зна­комим детей с механизмом подбора рифм при сочинении стихов, загадок и т. д. Очень важно, что эти игровые упражнения составляют систему заня­тий по обучению детей технике стихосложения. Начинать играть с неслож­ных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать на протяжении всего учебного года с детьми подготовительной к школе группы, а затем и после, со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать риф­мы, но и составить подобные упражнения самим.

Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :

1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:

Зайка - сайка; глобус - автобус.

2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:

Бычок - бочок; коза - глаза.

3 .Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названи­ем части предмета, изображенного на второй картинке:

Мышка - кастрюля - крышка; уха - луковица - шелуха.

4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:

а) Назвать предмет обобщающим словом:

Подушка - кукла - игрушка; дверь - медведь - зверь.

б) Подобрать к названию предмета синоним:

Кошка - корзина - лукошко; полка - корзина - кошелка.

в) Дать предмету меткую характеристику:

Лейка - Баба Яга - злодейка; морковка - лиса - плутовка.

г) Подобрать метафору:

Банка - руль - баранка; листья - метла - Анисья.

д) Рифма может отражать отношения и связи между объектами:

Кости - дети - гости; ручка - девочка - внучка.

5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:

а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:

Барабан - ягненок - баран; носорог - молоко - творог.

б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:

Леденец - ворона - птенец; пена - Буратино - полено.

6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на вто­рой картинке в уменьшительной форме:

Кошка - рыба - рыбёшка; кольцо - пальто - пальтецо.

7 .Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):

а) Образовать множественное число существительных:

Топор, шар. Топоры - шары.

Банка, танк. Банки - танки.

б) Образовать новые слова с помощью суффиксов:

Флаг, утюг. Флажок - утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка - шапчонка.

8 .Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.

Горошины - взъерошенный; лопаты - лохматый.

9. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:

Акула - нырнула; синица - снится.

10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:

Шоколадка - сладко; слониха - тихо.

Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную ак­тивность детей. Возбудить у ребенка желание думать, вращаться в кругово­роте мыслей, логических задач, оживить его представления - это и есть осу­ществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и са­моразвития» (Н. Подъяков). В подобных играх происходит ста­новление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувству­ет себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекатель­ны, удивительны, интересны и азартны, позволяют педагогу решать образо­вательные и воспитательные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.

Елена Шакурова
Дидактическая игра на развитие речи «Подбери рифму»

очень любят мыши. (сыр) .

в синем море. (корабли) .

на небе ночном сияет. (луна) .

у мамы подгорел. (пирог) .

с мамой мыли мы. (полы) .

везет песок нам. (грузовик) .

хоботом трубит нам. (слон) .

ходят в ясли. (малыши)

висит груша. (высоко)

Юсь-юсь-юсь

я прививок не. (боюсь) .

Ель-ель-ель

сел корабль дном на. (мель) .

Ель-ель-ель

за окошком жужжит. (шмель) .

Выпал у меня молочный. (зуб) .

виляет хвостиком. (щенок) .

на пригорке большой. (дом)

подточил я. (карандаш) .

Ирк-ирк-ирк

Идем мы завтра с папой в. (цирк) .

очень остро режит. (ножик) .

умчался в даль мой звонкий. (мяч)

с блинами хороша. (сметана) .

от мороза красный. (нос) .

на красный свет конечно. (стоп)

дают от кашля нам. (сироп)

взвылся ввысь воздушный. (шар)

в лесу расцвел душистый. (ландыш) .

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию авторскую игру «Подбери фишку». Данное дидактическое пособие будет полезно как для педагогов,.

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ» Цель игры: научить детей основным цветам - красный, желтый, зеленый, синий; а также научить группировать предметы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с авторской игрой. Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра называется: " Подбери лепесток". Целью данной игры является: обогащение словаря детей. Предназначена игра для возраста.

Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй.

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать к заданному образцу геометрической.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: учить читать слоги и слова. Задачи: - учить ребёнка составлять слова.

Дидактическая игра "Подбери заборчик елочки" Королева Екатерина Александровна Дидактическая игра для детей второй младшей группы "Подбери.

Цель: сформировать представление о рифме

Задачи:

Уточнить понятие скороговорка.

Развивать у детей дикцию.

Познакомить с понятием «рифма».

Научить придумывать простейшие рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Материалы и оборудование : мяч, карточки из книги «Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия»

1. Речевая разминка

Дикционное упражнение: произнести интонационно, выделяя поочередно выделенное слово:

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Мы в слова играем - вместе сочиняем ,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши , веселимся от души!

Дети с педагогам вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Затем они, по желанию, произносят любые скороговорки.

И разучивают новые:

Покупая попугая,

Покупайте, не пугая:

Попугаи с перепугу

Перебудят всю округу. (Генрих Варденга)

На балу случилась драма:

Благородный кавалер

Из-под носа знатной дамы

Утащил один эклер.

И еще один эклер,

И еще один эклер,

И еще один эклер -

Вот тебе и кавалер. (Петр Синявский)

2. Речевая ситуация

Беседа

Воспитатель: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?

Дети: Час! Час!

Воспитатель: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.

Воспитатель (дети)

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Да ладоши не жалей (лей-лей)

Бей в ладоши веселей (лей-лей)

Сколько времени сейчас (час-час)

Сколько будет через час (час-час)

И неправда, будет два (два-два)

Думай, думай, голова (ва-ва)

Как поет в селе петух (ух-ух)

Да не филин, а петух (ух-ух)

Вы уверены, что так (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

(ведущий держится за ухо)

Или может сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

(ведущий показывает на локоть)

А вот это что у нас? (нас-нас)

(ведущий показывает на нос)

Вы хорошие всегда (да-да)

Или только иногда (да-да)

Не устали отвечать (чать-чать) при ответе «нет» штраф

Попрошу вас помолчать (-)

Игра окончена. А те, кто «проштрафился» и отдал свой фант ведущему, ждет выполнения веселого задания.

Воспитатель: С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Благодаря рифме, стихи получаются складными. Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. Например, кошка - ложка, шишка-мышка, ель-мель, роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т.д. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

После этого дети находят рифму встихотворениях «Ели» и «Ванечка - пастух»

Ели

Ели на опушке-

До небес макушки -

Слушаю, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод. (Ирина Токмакова)

Ванечка - пастух

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки,

И играет для овечек

На свирели человечек.

Это Ванечка, пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обдит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом! (Юнна Мориц)

Игра «Придумай рифму»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках рифмованный мяч. Давайте поиграем в рифмованные слова.

Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Друг (лук), ворона (корона), дело (смело), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка), дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка), карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж)…

Игра «Найди пару»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой.

Воспитатель: Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Где обедал воробей?

В зоопарке у … (зверей).

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

Игра «Подскажи слово» по стихотворению Джона Чиарди.

Об удивительных птицах

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг -

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу -

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Идет с помощью заданий и упражнений, представляемые им как игры.

Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро ответить на вопросы:

  • О каком объекте идет речь?
  • Какими признаками наделен объект?
  • Какие действия он совершал?
  • Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминают эти вопросы и, затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект (-ы) по признаку (-ам).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры:

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Н-р: Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью достоверности.

Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путанник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра .

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговороках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить их значение в тексте.

Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот».

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания. Н-р: веселый – грустный веселый праздник грустная мелодия

Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания.

Н-р: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимических пар.

Игра «Доскажи словечко».

Цель:

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. См. приложение № 2.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку — рифму. Например:

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

Игра «Склад — несклад».

Цель:

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая – бодатая, жевалка — глоталка.

Возможно усложнения: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч либо передавать какой-нибудь предмет.

Итог:

Ребенок умеет подбирать рифму к слову.

Игра «Чистоговорки».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры:

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са – са – са –

Прилетела в сад оса.

Ща – ща – ща –

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

На-р: воспитатель говорит «В море плавает тюлень..»

Ребенок продолжает «По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Н-р: «В море плавает олень,

По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

Игра «Исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

Игра «Сочиним стишок и его запишем».

Цель:

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его схемами.

Примечание:

  • схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.
  • на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

Итог:

Ребенок умеет схемами записывать рифмовку.