Достижение индивидуальности. Индивидуальные достижения при поступлении в вуз. Дополнительные баллы за индивидуальные достижения. Олимпиады и интеллектуальные конкурсы


Деловые партнеры иногда интересуются достижениями друг друга. Тому, кто хоть раз на своем рабочем месте действовал целенаправленно, всегда будет что сказать. Главное понимать, что такое достижение. Здесь ответим на ряд вопросов, с которыми чаще всего сталкивается специалист. Что такое значимые достижения? Как определить и сформулировать основные, главные, высшие или выдающиеся достижения? Личные и профессиональные достижения - что писать в резюме? Какие достижения лучше указывать? Отвечаем по порядку.

Вы можете рассказать о целях своей профессиональной деятельности? Надеемся, что можете - все материалы сайта вам в помощь. Цели говорят о том, каких результатов человек хочет добиться. Это информация о будущем. Вопрос о достижениях предполагает рассказ о том, каких результатов удалось добиться. Это информация о прошлом, свершившемся, уже достигнутом к настоящему моменту. Если вы хотя бы раз ставили перед собой ясные, четкие цели и хотя бы раз их успешно достигали, получая тот результат, который изначально планировали, то знаете главное. В целом, достижение - это ранее запланированный и к настоящему времени успешно достигнутый результат.

Между целями в работе и достижениями в работе очень много общего. Существенная разница - время. Цели отражают цифры и факты, которые необходимо получить за определенный период (или к определенному сроку), и заявляются, как правило, в будущем времени. Достижения отражают цифры и факты, которые были получены специалистом в определенный период своей деятельности, и заявляются, как правило, в прошедшем времени. Принципы формулировки сообщений о целях и достижениях очень похожи. Хотите пример? В качестве примера приведем два предложения. Задание: постарайтесь не догадаться где заявлен планируемый, а где полученный результат.

  • к третьему кварталу текущего (2006) года разработать систему технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм;
  • во втором квартале текущего (2006) года разработана система технического оповещения о концентрации в воздухе... выше предельно допустимых норм.

Справились с заданием? Нет? Отлично. Вероятно, вы прекрасно владеете информацией о том, как правильно сформулировать информацию о достигнутом результате. А сейчас отметим главное.

Когда в резюме или на собеседовании возникает вопрос о достижениях, это значит, что просят рассказать о результатах, которые получены вами в работе в определенный период времени. Например, на прежнем рабочем месте или в прежней должности, в ходе работы над определенной темой или в результате решения определенных проблем и задач - в зависимости от того, о каком конкретно периоде спрашивают. Иногда в вопросе о достижениях такой период не обозначается явно. Это значит, что запрашиваемый период - вся ваша трудовая деятельность.

Готовим предварительный список достижений

Чтобы понять, какими достижениями обладаете сегодня, можно проделать простую вещь. Взять список прежних целей, которые вы ставили перед собой в запрашиваемые периоды профессиональной деятельности. Отобрать из них достигнутые. Переписать их формулировки в прошедшем времени. Первая часть материала готова.

Теперь припомните, не случалось ли вам когда-нибудь на пути к запланированному результату получать результаты незапланированные, но неожиданно важные, имеющие существенное значение для кого-то или чего-то? - для кого или чего именно пока безразлично. Случалось? Тогда их тоже запишите. Вторая часть материала готова.

По сути, у вас получился список полученных результатов в разные периоды вашей профессиональной деятельности. Для чего заявляются такие списки? Вашего делового партнера интересует чем вы можете оказаться полезны для него, организации, целевых групп. Владельцем каких внутренних богатств и активных ресурсов являетесь. Именно активных, которые уже позволили вам достичь определенных результатов. Пассивные ресурсы - которые «теоретически» вроде бы есть, но фактически не используются, - реальных деловых партнеров интересуют не всегда. Почему?

От того, что вы владеете, к примеру, какими-то знаниями и навыками, вашим коллегам, клиентам и т.д. ни жарко, ни холодно. Владеете, и замечательно. Ваши знания и навыки становятся интересны, когда с их помощью удается достичь нужного результата. Тогда вы демонстрируете наличие, качество и пользу своего ресурса - ресурса, который действительно есть, который вы с удовольствием используете и который постоянно оттачивается в опыте. Тогда речь идет о специальных знаниях и ключевых навыках, которые позволили вам получить то, о чем вы рассказываете. Информация о достижениях говорит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Имея список своих достижений и рассказывая о них в резюме или на собеседовании, вы информируете реального или потенциального делового партнера о двух вещах. О том, каких результатов смогли достичь сами или помогли достичь другим (какие надежды на вас можно возложить, в чем вы можете оказаться особенно полезны). О том, какими активными ресурсами (способностями, возможностями, знаниями, навыками) располагаете, чтобы достичь подобных или других нужных компании результатов.

Выбираем значимые

Итак, мы с вами составили предварительный список результатов профессиональной деятельности. Теперь среди них будем искать настоящие достижения. Готовы?..

Что такое и какие бывают значимые достижения? Люди по-разному оценивают значимость того или иного результата в своей работе. Поэтому каждый специалист самостоятельно принимает решение, о каком из них стоит рассказывать. Однако, говоря о достижении, стоит помнить о двух вещах.

1) . Это должен быть результат, который оказался для кого-то полезным - важным, нужным, имеющим определенное значение для конкретного человека, группы людей или компании в целом.

В зависимости от того, кому именно результат работы, о котором вы рассказываете, принес больше пользы (оказался более важен), он может быть отнесен к одной из двух категорий:

  • личное достижение;
  • профессиональное достижение.

2. Результаты, которые могут, но пока еще не принесли пользу другим людям. Даже если речь идет об уникальном открытии, знании, изобретении или создании чего-либо, что рождает в вас чувство профессиональной гордости и потенциально имеет большое значение для других, но еще не востребовано ими, еще не принесло им конкретной пользы, такой результат на данный момент времени должен именоваться личным достижением в профессиональной деятельности. Помните, что вопрос о достижении касается уже полученного. Здесь важно не впадать в иллюзии, а объективно оценивать, чем действительно располагаете сегодня. В данном случае сегодня вы располагаете чем-то, что может помочь кому-то завтра. Ключевые словосочетания: «вы располагаете» и «может помочь кому-то». Несмотря на то, что подобные результаты работы относятся к категории личных достижений, для ваших потенциальных партнеров они могут оказаться важным конкурентным преимуществом.

Будем рады видеть в комментариях информацию о ваших профессиональных достижениях.


Итак, каждый человек - личность. Он такой потому, что наделен этим с рождения, природой, небом, удачей. Не нам об этом знать на сто процентов. Но факт есть факт, потому каждый человек обладает своими чертами личности, возможностями, своими, ни с кем не сравнимыми талантами и своим образом жизни. Человек должен сам понять, каков он, каково его предназначение, он должен почувствовать свое место в жизни и пойти верным путем. Вторым шагом этого верного пути должно быть самоусовершенствование, стремление к бесконечному улучшению и развитию полученных им дарований. Развить знания, навыки, приобрести интересы. Сказав это другими словами, человек стремиться стать универсальным. Но именно в этих ситуациях наиболее четко проявляются различия и противоречия внутри самого индивида.

Важная черта, которая изменила все положение человека в мире, это время. Время стало не просто независимым, идущем от Бога и неуправляемым, как не интересующий и независимый с человеком фактор. Время рассматривалось лишь как огромный ареал культурного пространства, как эпоха, например. Впервые, именно в эпоху, эпоху Возрождения, человек, наконец-то, стал жить во времени, в какой-то мере, он даже стал им управлять. Это может означать то, что появляются зачатки развития прогрессивного разума, то есть, человеку уже почти свойственно прогнозировать будущее, начиная пока с самых маленьких временных границ. Индивид уже осознал, насколько важно время, насколько оно ценно.

Между тем, личность человека остается несформированной. Здесь играет роль сверхличности, идеальной, непобедимой, самой главной, без самокритики, в отсутствии негативных качеств, а с другой стороны, роль как бы не личности, не до конца личности, скажем. И то и другое совмещено в одном человеке, поэтому нельзя утверждать о наличии истиной индивидуальности. Тут еще нет чего-то, что сделало бы его особенным. Ведь даже взять некоторую группу предметов, например, карандаши - они тоже все разные, отличаются друг от друга цветом, формой, длиной. Конечно, эти отличия делают каждый по-своему особенным. Но это повседневно и не вечно. Все это не содержит настолько содержательной информации, чтобы понять личность, эти отличия не столь существенны, или, не столь видны, чтобы можно было понять сущность каждого индивида, каждой индивидуальности. Но это не означает, что личность не состоялась, что это плохо и недоделано. Да, нельзя понять истину личности, да, все не настолько точно. Но посмотрите, как все идеализировано, как гармонично. Ведь в этом главный отличительный плюс такого возвышения личности. Это огромная культурная ценность, большая ценность эпохи, огромный скачок в понимание сущности человека. Значит, есть то, над чем можно работать дальше, значит, все хорошо и путь выбран достаточно правильно. Исторически очень важно понимание индивида в эпоху Возрождения. По сравнению со средневековым восприятием личности, человек этой эпохи может называться зрелым, он обладает особой мощью, что придает некую безграничность. Словом, можно смело сказать, что человек данной эпохи является человеком ренессансным.

Одним из проблемных пунктов для соискателей является графа «Достижения». Не стоит прислушиваться к заложенной с детства установке, что хвастаться не хорошо, это не тот случай. Лучше посмотреть примеры профессиональных достижений в резюме и отталкиваться от них, ориентируясь на свой личный опыт.

Возможные варианты

Найти образец достижений практически нереально, но есть основные моменты, на которые можно ориентироваться при заполнении указанной графы. Например, для сферы торговли подойдут такие формулировки:

  • увеличил объем продаж сверх установленной нормы на 15% за последние полгода работы на должности продавца;
  • сохранил всех основных клиентов в кризисный период;
  • обеспечил расширение рынка сбыта за счет развития сети филиалов в районных центрах, что способствовало увеличению прибыли компании на 11%;
  • отвоевал ранее занятые конкурентами ниши в крупных торговых сетях, увеличив продажи в 1,3 раза;
  • разработал новую тактику поиска покупателей, что позволило за год работы привлечь более 50 новых клиентов, 6 из которых являются крупными;
  • неоднократно по результатам организованных опросов входил в тройку лидеров по качеству обслуживания клиентов в качестве оператора колл-центра.

Для людей, работа которых связана с бумагами, ведением учета, планированием можно использовать такой пример:

  • на должности главного бухгалтера успешно прошла 3 налоговые проверки;
  • ускорил документооборот на предприятии путем введения и разработки совместно с отделом программирования электронной базы;
  • организовал успешный переход крупного предприятия с версии 1С:Бухгалтерия 7.7 на 8.3;
  • нашел несоответствие в себестоимости продукции, из-за которого завышалась ее цена и делала продукт неконкурентоспособным, исправление ошибки привело к переоценке стоимости и возобновлению продаж;
  • повысил эффективность работы планового отдела на 80% за счет внедрения автоматизации расчетов, это позволило сократить штат экономистов в 2 раза.

Специалисты в сфере компьютерных технологий в зависимости от своей специализации могут выбрать, что писать, из такого списка:

  • повысил эффективность работы компании путем налаживания функционирования серверов, благодаря этому число аварийных сбоев сократилось в 3 раза;
  • провел эффективный анализ технического обеспечения компании и смог сократить 20% средств, выделенных на приобретение новой техники;
  • командой под моим руководством был разработан интернет-магазин компании и продвинут в ТОПы поисковых систем;
  • создал программу, позволяющую оптимизировать документооборот на предприятии;
  • обеспечил возможность контроля, ограничил доступ к ресурсам, тематика которых не связана с профессиональной деятельностью.

Грамотная формулировка

Указывая свои достижения, не забывайте, что они должны отражать не ваши повседневные обязанности, а именно то, что выходит за их границы. Они должны показывать, что специалист проявил инициативу или выполнил указание руководителя, которое выходило за рамки его предыдущего опыта.

Описывая достижения важно понимать, что потенциальный работодатель должен увидеть проблему и ваши действия. Важен также полученный результат.

Например, эта формулировка прослеживается в таких вариациях:

  • внедрил систему спутникового контроля за торговыми агентами, что позволило повысить эффективность продаж на 23% за год;
  • обучил за 2 недели новых сотрудников так, что позволило им сразу же выйти на установленный в компании уровень продаж;
  • провел тренинг по обслуживанию клиентов, объяснил основные функции менеджера, благодаря этому количество купленных туристических туров увеличилось на 18% по сравнению с таким же периодом в прошлом году;
  • руководя отделом доставки смог добиться сокращения сроков обработки заказов в 2 раза с помощью введения системы логистики и обучения персонала;
  • организовал и провел полномасштабное исследование рынка кисломолочной продукции в городе, что дало возможность внедрить новый продукт;
  • провел успешные переговоры, благодаря которым поставщик предоставил скидку, и компания смогла сэкономить более 7% от суммы, выделенной на установку нового программного обеспечения.

Такие формулировки дают будущему работодателю увидеть ваши достижения в работе, для резюме они должны быть сформулированы кратко и четко.

Стоит ли добавлять себе заслуги

Если вы хотите получить должность, то учтите, работодатели заинтересованы в подборе профессионалов. Если вам нечем похвастаться, вы кардинально меняете сферу деятельности или впервые трудоустраиваетесь, то лучше эту графу вовсе пропустить.

Учтите, любые достижения рекрутер в состоянии проверить, будь-то:

  • повышение продаж на 40% благодаря изменению стратегии ведения переговоров;
  • введение автоматизации учета на розничных торговых точках;
  • разработка новых продуктов на должности технолога;
  • введение новой системы стимулирования труда, повышающей производительность рабочих.

Работодатель вряд ли захочет брать на работу человека, который приписал себе несуществующие достижения в резюме, пытаясь тем самым повысить вероятность трудоустройства.

Размытые фразы в резюме

Рекрутер хочет в резюме видеть реальные достижения, а не общие формулировки. Существует перечень фраз, какие лучше не использовать. Среди них:

  • повышение эффективности работы отдела;
  • создал новый отдел и наладил его работу с «0»;
  • проводил обучение новых сотрудников;
  • качественно выполнял свою работу;
  • за 4 года работы не получил ни одного выговора;
  • обеспечение роста продаж в установленном регионе;
  • ведение учета на закрепленном участке.

Такие формулировки не привлекут кадровика. Они просто дают понять, что человек ходил на работу и делал порученные задания. Это совсем не те достижения, какие можно указать в резюме и на которые должен обратить внимание работодатель. В этой графе необходима конкретика с указанием внедренных программ, процентов повышения продаж, количества привлеченных клиентов, уровня роста прибыли предприятия, которые можно отнести к списку ваших достижений.

36. Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве критериев ранжирования списков поступающих.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений. Для учета индивидуального достижения, указанного в Правил приема, не требуется представление таких документов.

37. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета приемная комиссия Университета ИТМО может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца;

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;

3) наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

4) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет);

5) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

6) оценка, выставленная приемной комиссией Университета ИТМО по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

38. При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно .

39. Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов устанавливается Университетом ИТМО самостоятельно.

40. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются Университетом ИТМО в соответствии с Правил приема и указываются в правилах приема, утвержденных Университетом ИТМО самостоятельно.

2.ПЕРЕЧЕНЬ ОЛИМПИАД И ИНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И (ИЛИ) ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОТОРЫХ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ НАЧИСЛЕНИИ БАЛЛОВ

Поступающие на обучение в Университет ИТМО имеют право предоставить дипломы (сертификаты) нижеперечисленных олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с начислением за них баллов за индивидуальные достижения по каждой позиции один раз.

Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов

Тип достижения Наименование Баллы
спортивные достижения Золотой значок ГТО, полученный в 10-11 классах 1
спортивные достижения Наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, полученных в 10-11 классах 10
спортивные достижения Обладатель 4-10 мест на Олимпийских играх, Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх, чемпионате мира, чемпионате Европы, обладатель 2-10 мест на первенстве мира и первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 9
спортивные достижения Обладатель 1-5 мест на Чемпионате, Кубке и Первенстве Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 6
спортивные достижения Обладатель 1-5 мест на Чемпионате, Первенстве субъекта Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, подтвержденных дипломом, или заверенным спортивной федерацией итоговым протоколом, или итоговым результатом на официальном сайте спортивной федерации, полученных в 10-11 классах 3
наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием Аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании с записью об отличии 3
осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности Книжка волонтера или справка об участии с записью о деятельности суммой не менее 10 часов и не менее, чем на двух мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями 1
итоговое сочинение в выпускных классах Зачет 1
Всеукраинская олимпиада 10
Всебелорусская олимпиада Диплом победителя или призера 10
Всероссийская олимпиада, полученная в 10 или 11 классе Диплом победителя или призера III этапа (региональный этап) по математике, или физике, или астрономии, или информатике, или химии, или биологии, или обществознанию, или иностранному языку, или экономике 8
Международная математическая олимпиада (IMO) Диплом участника 10
Международная олимпиада по физике (IPhO) Диплом участника 10
Международная олимпиада по информатике (IOI) Диплом участника 10
Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию Диплом победителя или призера в составе команды 10
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 60 баллами по профильной дисциплине и полученная в 7-9 классах Диплом победителя или призера профильной олимпиады 2
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 60-74 баллами по профильной дисциплине и полученная в 10 или 11 классе 3
олимпиада из списка Российского совета олимпиад школьников, подтвержденная 75 баллами по профильной дисциплине и полученная в 10 или 11 классе, не учитываемая при поступлении без вступительных испытаний, не позволяющая засчитать 100 баллов за ЕГЭ по профильной дисциплине Диплом победителя или призера профильных олимпиад за 2018, 2019, 2020 года 5
Выписка из решения оргкомитета Международной олимпиады Университета ИТМО по математике 10
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Выписка из решения оргкомитета Международной олимпиады Университета ИТМО по информатике 10
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Конгресса молодых ученых Университета ИТМО, полученный в 10-11 классах 5
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Балтийского научно-инженерного конкурса, полученный в 10-11 классах 7
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Конкурса докладов Летней школы лазерных технологий, полученный в 10-11 классах 5
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера конкурса социальных проектов учащихся школ "Ты нужен людям", полученный в 10-11 классах 2
олимпиады и конкурсы, организованные Университетом ИТМО Диплом победителя/призера Международного конкурса по маркетингу «BigGame by Marketoruim. Секция Junior», полученный в 10-11 классах 2
действующий международный языковой сертификат (уровень не ниже Advanced/C1) TOEIC, TOEFL (CBT 250-263; IBT 100-107), IELTS (от 7.0), Cambridge (CPE, CAE), TestDAF (TDN 4 и TDN 5), ZOP, KDS, GDS, Goethe Zertifikat C1/С2, DSD II, ZMP, DALF, TCF, DELE, HSK 5, HSK 6 3
инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее» 3
Сертификат победителя финального этапа, полученный в 10-11 классах 3
Конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» Сертификат призёра финального этапа, полученный в 10-11 классах 2
Конкурс «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!» Сертификат участника финального этапа, полученный в 10-11 классах 1
конкурс «Начни IT» Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 3
олимпиада «ИТМО Вконтакте» и Олимпиада «Вконтакте» Диплом победителя или призера 10
всемирная Робототехническая Олимпиада (WRO) Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 10
Robocup Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 8
РобоФест Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 8
Конкурс эссе для иностранных граждан Победитель 5
форум «Проектория» Сертификат победителя 2
ITMO.STEP Диплом победителя/призера, полученный в 10-11 классах 2
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы» Призёр (участник научно-технологической образовательной программы «Большие вызовы») 5
ЦифRU Сертификат о прохождении обучения на онлайн-платформе «ЦифRU» с указанием не менее 5 модулей 5
Конкурсы проектов всероссийских или международных проектных школ и хакатонов «Практики будущего» Кружкового движения Национальной технологической инициативы Победитель или призёр 1
Nord School CTF-2019 Диплом победителя очного тура 4

Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность лич­ности на успех, является потребность в достижении. Сущест­вуют две психологические теории, объясняющие ее природу. Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетичес­ких факторов в формировании потребности в достижении; вторая - подчеркивает роль социальных факторов в форми­ровании этой потребности. В конце 70-х гг. американским психологом Ауке Теллегеном в исследованиях (на основе ме­тода сравнения однояйцовых близнецов) с использованием многоаспектного опросника, позволяющего оценить выра­женность у личности определенных черт характера, высококоррелирующих с проявлением потребности в достижении, был сделан следующий вывод: жажда успеха, честолюбие и склонность упорно добиваться цели на 46% определяются ге­нами, хотя в большей мере потребность в достижении форми­руется у личности под воздействием социальных факторов.

По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потреб­ность в достижении, в успехе - одна из фундаментальных со­циальных потребностей человека; она не наследуется, а фор­мируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стрем­лении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сде­лать что-то лучше, чем раньше, оригинально решить возник­шую проблему. Эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Среди социальных потребностей личности чаще всего есть одна или несколько преобладающих, которые влияют на ее направленность, идеа­лы, жизненные цели, стремления. Если преобладает потреб­ность в достижении, то личность получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем исполне­ния какой-либо деятельности, так как это различие имеет для нее особое эмоциональное значение. «Достигающей личнос­ти» нередко безразлично, что представляет собой эта деятель­ность, главное для нее - это возможность повысить уровень исполнения своих действий. «Достигающие личности» состав­ляют золотой фонд человечества», - утверждает Ю.М. Орлов.

Потребность в достижении начинает формироваться во взаимоотношениях ребенка с матерью. Сравнительные иссле­дования семей, где обоих родителей отличает высокая потреб­ность в достижении, показали, что их дети могут и не иметь ее в такой ярко выраженной степени. Более того, у детей, матери которых обладают очень сильной потребностью в достижении, эта потребность не развивается или развивается слабо поскольку матери с высокой потребностью в достижении ориентированы главным образом на успехи вне семьи. Им не удается сохранять необходимый уровень эмоциональных кон­тактов с ребенком, чтобы стимулировать в нем развитие этого качества. Наивысшая потребность в достижении наблюдается у детей, чьи матери имеют достаточно времени для общения с ребенком, особенно в дошкольном возрасте. Теплые эмоциональные отношения в семье, в частности между матерью и ре­бенком и между матерью и отцом, сочетающиеся с умеренной потребностью в достижениях у матери и демократической си­стемой социального контроля в семье, способствуют разви­тию у ребенка сильной потребности в достижении. В семьях с суровой дисциплиной и жестким контролем, ориентирован­ным на обнаружение ошибок и промахов в поведении детей, создаются условия, в которых эмоциональное значение нака­зания за неудачу становится больше эмоционального значе­ния поощрения за успех. Тогда потребность в достижении не формируется, а вместо нее складываются структуры защитно­го поведения, которые в психологии называют потребностью в избегании неудачи.



Итак, образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в ча­стности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой со­зревает человеческая потребность в достижении или в избегании неудачи.

Индивидуально-психологические особенности личности значимые в предрасположенности личности к успешному по ведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного Я. На основе обобщения огромного количества данных X. Хекхаузен заключил, что начиная с 2-3,5 лет в центр переживания ребенка находятся самостоятельно достигнуты результаты деятельности, хотя эти результаты еще не оцениваются как успех или неуспех. В возрасте 3,5 года у детей наблюдаются аффективные реакции на успех и неудачу. Постепенно ребенок учится воспринимать успех или неудачу, связывая их со своими собственными возможностями, однако, не различая вначале такие понятия, как «усилия» и «способности». Затем усилия и способности вычленяются из общего представления о возможностях и начинают восприниматься независимо друг от друга. В школьные годы (в ходе обучения) у ребенка склады­вается представление о связи между собственными возможно­стями и объективной трудностью задачи, что определяет субъ­ективную вероятность успеха. После 9- 10 лет ребенок в пол­ной мере овладевает понятием субъективной вероятности ус­пеха, которое предполагает отделение понятия «способности» от фактора «усилия». Начиная с 12 лет, дети уже в состоянии и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи соотнести оценку сво­их усилий со своими способностями. Ребенок начинает объяс­нять успех или неудачу исходя из наличия или отсутствия уси­лий, из способностей, легкостью или трудностью задания, ве­зением или невезением. Д. Мак-Клелланд проследил развитие мотивации достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7-8 лет вплоть до 20-летнего возраста и сделал вывод, что в ес­тественных условиях жизни человека мотив достижения суще­ственно не изменяется.

Таким образом, формирование у личности ориентации на успех, инициативы, самостоятельного жизнетворчества должно базироваться на более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке адекватных соци­альных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения с учетом различных путей ее развития. «Пере­программирование» поведения личности с «пораженческой» модели на «достиженческую» является решаемой задачей, но достижение позитивного результата на этом пути требует значительных усилий, так как связан с изменением многих мотивационных компонентов структуры личности, в целом всего образа Я.

Литература :

1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитанием., 1986. С. 119-246,352-366.

2.Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49-127.

3.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52-73.

4.Хекхаузен X Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78-145.