Слова на которые падает логическое ударение. Логическое ударение. методическая разработка. Логические и грамматические паузы

Интонация незаменима в вербальном общении, и если бы её не существовало, люди бы попросту друг друга не понимали.

С её помощью мы можем различать эмоции собеседника, узнавать его личное отношение к тому, что он говорит, выделять главное из речи и многое другое.

Представьте себе ситуацию: вы посетили лекцию профессора, который вёл её совершенно безэмоционально - он просто бубнел полтора часа. Что у вас отложится в памяти после неё? Ответ: ничего. Если вы не робот, идеально запоминающий информацию, то вы сразу же всё забудете. Отсюда напрашивается вывод, что , прежде всего, необходима для того, чтобы мы понимали речь друг друга, а уже после - для ее окрашивания эмоционально.

Логическое ударение в речи - один из ключевых компонентов интонации

Что такое логическое ударение? Постараемся объяснить это простыми словами. Логическое ударение в речи необходимо для того, чтобы выделить какое-то слово или фразу из общего текста, подчеркнув их значимость. Рассмотрим пример: фраза «я куплю тебе мороженое» может быть произнесена в 5 разных ударениях, отчего поменяется её эмоциональный окрас.

Можно сказать: «Я куплю тебе мороженое» (не Маша, не Дима и не Петя, а именно Я). Или так: «я КУПЛЮ тебе мороженое (тогда вы подчеркнёте, что именно купите лакомство, а не украдёте его у прохожего и т.д.). Обратите внимание, что логические ударения в тексте можно выделить, просто написав нужное слово или фразу с заглавных букв. Однако же во время устного общения, подчеркнуть значимость слова или отдельной фразы можно лишь выдержав паузу: «Я куплю..тебе…мороженое» - помедлив после «куплю» и перед «мороженое», вы подчеркнёте слово «тебе», тем самым дав понять своему собеседнику, что именно ему достанется лакомство. Вот, что такое логическое ударение.

Паузы и логические ударения: немного об эмоциональном ударении

Как выделять логические ударения в тексте и речи вы уже поняли, а теперь стоит упомянуть об эмоциональном (его ещё называют эмфатическим) ударении. По сути, это разновидность логического ударения, но со своими нюансами.

Важнейшее отличие эмоционального ударения от логического заключается в нестандартном использовании гласных и согласных звуков.

К примеру, сказав: «Какой прекрааасный день»,- вы подчеркнёте интонацией свою положительную эмоцию. Это значит, что день вам и вправду нравится, и ваш собеседник сразу же это поймёт. Что касается отрицательных эмоций, то они в устной речи передаются посредством удлинения согласных. Например, «какой же ты всё-таки м-м-мерзавец». Вы наверняка не раз слышали, как недовольный чем-либо человек растягивает согласные звуки. Теперь же вы знаете, почему так происходит.

Паузы и логические ударения как способ скрасить нашу речь

Из статьи вы поняли всю и логических ударений. Правильная их постановка поможет вам лучше коммуницировать с людьми, а также выступать публично с большей убедительностью. Учитесь проявлять свои эмоции в речи, и вы научитесь располагать к себе людей, будет это деловая встреча, публичное выступление или привычное межличностное общение!

Не только логические паузы помогают нам точно и ясно донести авторские мысли до слушателей. Этому способствует также правильная расстановка и соблюдение логических ударений .

Логическим ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или речевом такте. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу выделяется в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется – тактовое логическим ударением.

    "Теперь конец СЕНТЯБРЯ , / а ветлы / еще не пожелтели ".

Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль, поэтому ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. Логическое ударение может стоять на любом значимом слове, где бы оно ни находилось - в начале, середине или в конце речевого такта. Но, часто логически ударное слово стоит в конце речевого такта, что свойственно русской интонации.

Во фразе может быть несколько логических ударений (по числу речевых тактов), но одно из них является главным ударением фразы- фразовым ударением . Главное логическое ударение подчиняет себе все остальные ударные слова фразы, точно так же, как рядовое ударное слово подчиняет себе все безударные слова своего речевого такта.

    " Дочь , / Екатерина Ивановна , / молодая девушка , / играла НА РОЯЛЕ " .

Способы выделения ударных слов различны: они выделяются повышением, понижением, замедлением или усилением голоса, а также при помощи пауз. Все способы выделения ударного слова обычно используются в сочетании друг с другом.

Выделение ударных слов зависит от контекста и действенных задач. Тем не менее, существуют законы и правила постановки логических ударений. Законы всеобщи, и соблюдаются всегда, правила предписывают.

Закон нового понятия

Слова, которые обозначают новые, незнакомые по предыдущему тексту понятия (названия лиц, предметов, свойств; действий и т.д.), выделяются ударением. Знакомые понятия, такие, о которых ранее уже упоминалось, как правило, не являются ударными. Они могут быть выделены лишь в тех случаях, когда этого требует смысл или особое построение фразы.

« Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…»

При инверсии на определениях выраженных прилагательным

«Снег, / игольчатый и рыхлый ,/ падал гроздьями».

Противопоставления

Противопоставляемые слова интонационно выделяются. Противопоставление обычно имеет две части. В одной что-то отрицается, ради утверждения чего-то в другой. Иногда одна из частей противопоставления только подразумевается (скрытое противопоставление). Независимо от того, в каком порядке расположены части противопоставления, то, что утверждается, выделяется сильнее и обязательно понижением голоса как главное ударение.

«Я б не стал курить махорку ,

а достал бы я «Казбек» » .

«Не казнь страшна , - / страшна твоя немилость » .

«Не род , / а ум поставлю в воеводы».

Утверждаемыми понятиями являются «Казбек», «немилость», «ум», поэтому они требуют понижение голоса и значительного его усиления. Слова «махорку», «казнь» и «род» являются отрицаемыми понятиями и требуют повышения голоса (без его усиления).

«Вам бы, знаете, во флот

С Вашим аппетитом».

Слово «во флот» является скрытым противопоставлением (во флот, а не в пехоту).

Сравнения.

При сравнении обычно выделяется только то, с чем сравнивается предмет, свойство и т.д. Союзы, при помощи которых образуется сравнительный оборот, не могут быть ударными.

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро , весела,

Как жизнь поэта , простодушна,

Как поцелуй любви , мила».

Нераспространенное предложение.

В нераспространенных предложениях, которые обычно состоят из подлежащего и сказуемого, как правило, ударение ставится на последнее слово. Следовательно, при прямом порядке слов в таких предложениях ударным становится сказуемое, а в инверсированных предложениях – подлежащее. Когда подлежащее и сказуемое являются новыми понятиями, они оба выделяются. Сказуемое, смысл которого как бы заключен в подлежащем, не выделяется, на каком бы месте в нераспространенном предложении оно не стояло.

«Суровая зима . Но: Зима сурова я».

Пояснительные слова при глаголе .

Если в предложении имеются дополнения или обстоятельства, поясняющие глагол , то ударение получают именно они, а не глагол. Сами же глаголы выделяются только в нераспространенных предложениях, когда они стоят на втором месте, а также при противопоставлении и перечислении. Наречия при глаголе требуют ударения, если они по смыслу почти заменяют глагол. Но качественные наречия не требуют ударения.

«Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри » .

Здесь ударение получили обстоятельство времени (осенью ) и обстоятельства места (из Бахчисарая , в Ялту , через Ай-Петри ), которые поясняют глаголы.

«Я всю дорогу / бегом бежала. Но: Я всю дорогу / бежала ».

Здесь выделено наречие бегом, и глагол бежала . Слово «бегом» по смыслу может заменить глагол «бежать».

Перечисление. Однородные члены предложения .

Перечислению свойственен особый «ход голоса» -повышение и логическая перспектива. На перечисляемых словах голос все время повышается, показывая, что мысль еще не окончена и будет продолжена, и только на последнем из них, если оно заканчивает фразу, голос понижается. Сила выделения перечисляемых слов все возрастает. Однородные члены предложения (выраженные одним словом или словосочетанием), иногда целые предложения требуют интонации перечисления.

«Вот уж и стука , / и крика , / и бубенцов не слыхать».

«Мелькают мимо/ будки ,/ бабы ,/

Мальчишки ,/ лавки , / фонари /,

Дворцы ,/ сады ,/ монастыри …»

Определения, выраженные существительным в родительном падеже.

«Из окон соседа / раздавалась музыка».

«Отселе я вижу / потоков рожденье,/

И первое / грозных обвалов / движенье.»

Обращение.

Обращение в начале фразы выделяется логическим ударением и паузой. В середине и в конце фразы обращение не требует ударения и является частью речевого такта.

«Виктор , / подай мне мячик ».

«Прошу тебя(,) доченька, / не уходи ».

«Не кричи (,) Лена».

Выделение повторяющихся понятий.

« Еду, еду в чистом поле;/

Колокольчик динь-динь-динь …/

Страшно, страшно поневоле /

Средь неведомых равнин».

Обобщающие слова принимают логические ударения.

«Теперь уже ни гор,/ ни неба,/ ни земли –// ничего не было видно».

Под ударением мы понимаем выделение определенной части речи усилением звука или сменой интонации, то есть акустическими способами. Если для обозначения ударения в слове "молоко" мы будем произносить последнюю букву более громко, то для выделения логического ударения нужно повысить тон. Также основным отличием логического ударения будет выделения не одной определенной буквы, а слова или группы слов в предложении.

Например, разберем предложение "Дима играет в компьютер". Если мы воспользуемся логическим ударением при произнесении имени мальчика, то этим выделим, что речь идёт конкретно о Диме, а не о Вите или Антоне. Если ключевым словом будет "играет", то для собеседника важно, что он именно играет в компьютер, а не ломает его. Аналогично, если под логическое ударение попадает слово "компьютер", значит важно, что это не приставка или ноутбук.

Разновидности логического ударения

Различают такие виды логического ударения, как:

  • тактовое логическое ударение;
  • фразовое логическое ударение.

Если в тактовом мы выделяем нужное слово интонационно, то во фразовом выделяется главное для нас логическое ударение из всей фразы.

Тактовое мы разобрали на примере выше. Пример фразового логического ударения:

" Сестра моя, Саша , красивая девочка , играла в шахматы ."

Использование логического ударения

Существует несколько правил:

  • логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях (при сопоставлении это правило не используется);
  • если при повторении каждое последующее слово усиливает значение и смысл предыдущего, то требуется логическое ударение на каждом слове с возрастающим усилением;
  • перечисления требуют самостоятельного логического ударения;
  • логическое ударение ставится на именах существительных и глаголах.

Внимательно прочитайте текст и выделите наиболее значимы слова или словосочетания. Чтобы не потерять внимание слушателя постарайтесь при прочтении текста избежать выделения большого количества слов. Если эта задача оказалась затруднительной, можно выделять ключевые слова через примерно равные промежутки времени.

Не забывайте об интонации. Злоупотребление изменением силы голоса может оставить плохое впечатление. Люди могут подумать, что вы говорите с ними свысока.

Паузы и правильное использование логического ударения помогут вам красиво изложить текст.

Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» - слово «сыр» - глав­ное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.

Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без вы­деления голосом слова, несущего сановной смысл, зву­чит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.

«Ударение, - писал Станиславский,- указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1

Логическое ударение достигается различными сред­ствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на вы­деляемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, не­обходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рас­сказ автором.

Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступле­нием осени. Поэтому при чтении следует выделить логи­ческим ударением именно те слова, при помощи кото­рых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и пе­редает чувства, связанные с ее приближением:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман ,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Постановка логического ударения без предваритель­ного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.

Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он ус­тупил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.

Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.

Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмот­рим, как эта фраза будет восприниматься.

У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).

У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).

У меня вчера очень болела голова (не просто боле­ла, а очень сильно).

У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).

У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).

Существуют правила постановки логических ударе­ний, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.

Логическим ударением выделяются:

1. Новые понятия, явления, действующие лица, о ко­торых говорится впервые:

Был мальчик, звали его Филипп.

(Л. Толстой «Филиппок»)

Деревья весело шумели,

«когда вернулась к нам весна;

и только ель одна меж ними

была безмолвна и мрачна.

Деревья жалобно

шумели, когда настали холода;

лишь ель молчала равнодушно

и зеленела, как всегда.

(А. Плещеев «Ель»)

3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значе­ние имеет процесс, действие) в нераспространенном
предложении:

Подули студеные ветры .

(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

Побежали оба Мороза...

(«Два мороза»)

4. Существительное в родительном падеже при соче­тании с другим существительным:

Вот уже темнеют реки ,

тянет кверху дым костра.

(А. Твардовский «Осень»)

5. Существительное, стоящее после прилагательного:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

(А. Пушкин «Зимнее утро»)

Однако, если читающий хочет особо выделить приз­нак предмета, особенность действующего лица, подчерк­нуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:

Январь. Начало года.

Морозец во дворе.

Хорошая погода

бывает в январе:

(Н Саконская «В гостях у Ленина»)



6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Мороз десятиградусный

трещит в аллеях парка.

(3. Александрова «Лыжники»)

7. Пояснение при глаголе:

Мигом команда моя разбежалась...

(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

8. Слова, выражающие сравнения:

Нашу речку, словно

в сказке ,

за ночь вымостил мороз.

(С. Маршак «Елка»)

9. Слова, обозначающие перечисление или счет:

Проходят , встают предо мною

деревни , поля и леса ,

и месяц над самой трубою,

и липа напротив крыльца.

(М. Исаковский «У самой границы»)

10. Обращение, стоящее в начале фразы:

Соседка , слышала ль ты добрую молву?

(И. Крылов «Мышь и крыса»)

Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:

Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!

(Русская народная сказка «Колобок»)

Не плачь , зайчик!

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:

Баран разбежался - да бац , бац , начал осаживать волка по бокам.

(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)

12. Слова, выражающие вопрос:

Кто там?

13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:

Поздняя осень .

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

(А. Пушкин)

Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необос­нованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постанов­ке логического ударения только на рифмующихся сло­вах смысл четверостишия будет искажен:

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад !

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

И, наоборот, при верном выделении наиболее важ­ных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

Лучше б сне г да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись , к югу

Журавли летят.

(А. Фет «Осень»)

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допу­стимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).

Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет -

логическое ударение можно сделать не на существитель­ном «сердце», а на прилагательном «пустое», если чи­тающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Задания

1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тет­радь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем то темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику.

Мы идем по темному ельнику .

Кто кинул луком в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

Что сделал Клим?

Кинул луком Клим в Луку.

Чем Клим кинул в Луку?

Кинул луком Клим в Луку.

4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выде­ляются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти сло­ва следует выделить.

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне…

Словесное ударение (или просто ударение) - это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе: Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты.

Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Нормы ударения -- одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека -- освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).

Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

Разноместность -- это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый -- имконопись, на второй -- экспемрт, на третий -- жалюзим, на четвёртый -- апартамемнты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.

Подвижность -- это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водам -- вомду, хожум -- хомдишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой -- как неправильный. Сравните: поломжил, магамзин -- неправильно; положимл, магазимн -- правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: имскристый и искримстый.

В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

Закон аналогии. В данном случае большая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. В таких словах, как гламжение, квамшение, крамшение, упромчение, обеспемчение, сосредотомчение, намемрение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!

Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопромвод, мусоропромвод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

Тенденция грамматикализации ударения -- развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: приструмните, принумдите, пригумбите и приструнимте, принудимте, пригубимте.

Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.

Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.

Профессиональное произношение: имскра (у электриков), компамс (у моряков), мальчикомвый (у продавцов), прикумс, амлкоголь, шпримцы (у медиков) и т. п.

Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токамрь, конкумрс, насмомрк, призрамк, деспомт, симвомл, воздумх, жемчумг, эпиграмф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.