Образовательные системы представляют собой основной объект обновления и реформирования в условиях переходного периода при развитии общества. Содержание образования, а также его дальнейшая реализация позволяют воплотить цели, которые ставятся обществом перед новым поколением, и укрепить незыблемые ценности. Но при этом успешная реализация установленных реформ представляет собой достаточно сложную и труднодостижимую задачу, которая подразумевает тщательное планирование, грамотно разработанную стратегию, особое внимание к ресурсам и, конечно же, приверженность данной цели тех людей, которые занимаются ее реализацией.
Реформы, затрагивающие образовательные системы, затрудняются в реализации еще и тем, что их проведение осуществляется в таком обществе, где инфраструктура и преподаватели не обеспечиваются соответствующим количеством ресурсов.
Предыдущая советская система отличалась наличием достаточно жестких учебных планов, составление которых осуществлялось централизованно. Такие планы основывались на том, что ученики постоянно зарабатывали факто-логические познания в различных предметах, направленных на узкие специализации. Основной акцент делался на науку, а также на инженерное дело, в то время как каким-либо педагогическим инициативам со стороны учителей или школьного руководства практически не отводилось никакого места.
Образовательные системы СССР предусматривали наличие общего учебного плана для всех обслуживаемых школ, и его составление осуществлялось под пристальным руководством со стороны правительственных учреждений. Производство учебников осуществлялось монопольно государством, и при этом они были абсолютно бесплатными. Таким образом, полностью отсутствовала структурированная система оценки образовательных стандартов в масштабе нации, а все потребности определялись в соответствии с централизованным планированием распределения рабочих сил.
Российское общество постоянно перестраивается и параллельно старается переоценивать свои цели и ценности, что влечет за собой демократизацию в образовательной сфере. Индивидуализация, гуманизация, а также использование новых концепций гражданского образования – образовательные системы нынешнего времени выделяют место для указанных этих факторов. Во многом это обеспечивается за счет широчайшего разнообразия доступных типов общеобразовательных заведений (наподобие ФРГ), а также вариативности образовательных программ, что имеет непосредственную связь с развитием нынешней сети негосударственных общеобразовательных учреждений.
На сегодняшний день Министерство образования РФ использует такую систему, которая является предельно схожей с немецкой, но все-таки представлена в гораздо более упрощенном виде:
Помимо всего прочего, в последнее время проводится активная индивидуализация обучения, что также сказывается на качестве образовательной системы.
В России достаточно давно уже используется расширенная система обеспечения знаниями детей дошкольного возраста. На данный момент управление образовательными системами уделяет ей достаточно большое внимание, поэтому она по-прежнему играет огромную роль в процессе решения различных вопросов раннего воспитания и образования детей. Сегодня система построена таким образом, чтобы полностью соответствовать запросам детей в возрасте 3-7 лет, при этом ясли могут посещаться малышами возрастом от 1 до 3 лет, а в редких случаях допускается даже уход за детьми в возрасте от двух месяцев до года. В преимущественном большинстве детские сады финансируются государством, а также муниципальными или ведомственными органами.
В последнее время управление образовательными системами привело к тому, что люди начали открывать большое количество частных или же получастных детских садов, но их объем на данный момент составляет еще менее 8% от общего. Даже в современных муниципальных садах сохраняется тенденция к тому, чтобы родители оплачивали приблизительно 10-15% от предоставляемых услуг, причем система их посещения является достаточно гибкой, и при желании взрослые всегда могут выбрать какой-то определенный вид посещения их ребенком, который они посчитают наиболее удовлетворительным – это полный или неполный рабочий день, полная или неполная рабочая неделя и т. п.
Также стоит отметить, что сохраняется тенденция построения откровенных и доверительных отношений между родителями и персоналам, благодаря чему воспитатели могут узнать множество интересных факторов о личности и каких-либо индивидуальных потребностях конкретного ребенка. За счет этого постепенно выстраивается и индивидуализация обучения.
Достаточно важным является тот факт, что детские сады представляют собой многофункциональные учреждения, которые вдобавок к образовательным берут на себя социальные, попечительские и здравоохранительные функции.
Немало внимания уделяется тому, чтобы стараться выявлять различные недостатки в интеллектуальном и физическом развитии учеников. Серьезную роль в разработке всевозможных учебных программ и планов, а также в дальнейшей диагностике детей отводится профессиональным психологам. Для лечения ребят, имеющих какие-либо физические отклонения, принято приглашать физиотерапевтов, в то время как в некоторых садах предусмотрено наличие бассейнов и спортзалов, где проводятся коррекционные работы. Также могут привлекаться логопеды, оказывающие помощь в области коррекции глотания и дефектов речи.
Система образовательных организаций рассматривает начальную школу как первую ступень образования, когда детям даются фундаментальные знания, необходимые им для последующего обучения. На данный момент в школе представлены три основные системы начального образования, основывающиеся на традиционной системе и различных теориях, разработанных видными отечественными педагогами. Все эти системы в основном направляются на нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, а доступ в школу открыт для всех детей, достигших возраста шести лет. На данный момент будущие первоклашки в обязательном порядке должны проходить процедуру тестирования перед зачислением в школу, где они проходят проверку интеллектуального уровня.
Вместе с различными общепринятыми образовательными предметами многие современные школы уже со второго класса начинают преподавать детям иностранные языки, что в дальнейшем собираются сделать повсеместно. Также стоит отметить, что в недалеком будущем уже планируется введение такой системы, при которой дети со второго класса будут обучаться навыкам работы на компьютере.
Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.
Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.
За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.
Среди современных видов учебных заведений наиболее популярными в России являются гимназии, лицеи и общеобразовательные школы.
Лицей представляет собой тип учебного заведения, который активно начал внедряться еще с начала 90-х годов прошлого века. При этом стоит отметить, что такое название достаточно часто носят различные средние учебные заведения, в которых организовано углубленное изучение дисциплин по определенному профилю.
Формирование системы образования привело к тому, что у лицеев и гимназий появилось достаточно большое количество схожих особенностей, но в то же время они принципиально различаются в некоторых моментах. В основном лицейское образование актуально в УО, имеющих физико-математический уклон.
Государственная образовательная система построена таким образом, что у преимущественного большинства людей понятие «гимназия» ассоциируется с определенной элитарностью, то есть с такими престижными учреждениями, в которых дети могут получить образование за счет связей и богатства, и где их стараются активно подготавливать к работе на различных руководящих постах.
На самом деле характеристика образовательных систем показывает, что такой формат используется в закрытых учебных заведениях, которые в большинстве случаев являются частными. Именно они предоставляют возможность на основной и старших ступенях школьного обучения вносить в образовательные планы новые предметы, среди которых логика, экономика, филология или какие-либо другие, необходимые для более эффективного ведения конкретной деятельности (например, предпринимательской). При этом гимназии в большинстве своем представляют собой государственные образовательные учреждения среднего типа, и здесь получают знания дети, имеющие повышенную мотивацию к обучению.
Точно так же, как и в остальных типах таких заведений, здесь предлагается возможность получения такого образования, которое будет достаточным для дальнейшего обучения в университете. Стоит отметить, что именно это составляет существенное различие между гимназиями России и Германии, так как в последней их окончание позволяет только поступать в вуз. Помимо того, формирование коллективов учащихся в таких заведениях в России начинается еще с первого класса. При желании можно перейти из другого формата школы в подобные учебные заведения, причем переводиться можно как на основной ступени образования, так и по ее завершении. В таком случае выпускникам девятого класса также вручают аттестаты о получении основного среднего образования, после чего они уже самостоятельно принимают решение о том, нужно ли им оставаться здесь для получения полного среднего или отправиться в какое-нибудь учреждение с профессиональным уклоном.
Рассмотрим более подробно понятие «образовательная система». В педагогике образовательной является всякая система, цели которой связаны с обучением, развитием и воспитанием.
Некоторые исследователи считают, что образовательной системой является всякая специально организованная система, предназначенная для включения человека в культуру (прошлую, настоящую и будущую), обеспечения безопасного хода эволюционного развития культуры , т.е. для того, чтобы выработать и сформировать определенную готовность к действию, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области .
Длительный и сложный процесс развития образовательных систем в каждой стране мира приобретает специфические черты, но общим их свойством является ориентация на непрерывность образования. Принципы построения образовательных систем непрерывного образования продиктованы объективными потребностями цивилизации. К ним относятся:
Ориентация образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации; -широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
Гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения;
Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых системой, право каждого человека после базовой школы на выбор своей стратегии дальнейшего образования и развития;
Интеграция формальных и неформальных видов образования, создание целостного «образовательного поля», которое превращает общество в «обучающее» и «обучающееся»;
Широкое использование электронных технологий в целях образования на любом этапе жизнедеятельности людей (работа, отдых и т.д.) .
Педагогическая практика показывает, что образовательные системы должны быть ориентированы на создание целенаправленно выстраиваемых совокупностей условий, способствующих развитию человека. Это составляет суть образовательных услуг, предоставляемых обучающемуся образовательной системой. Оказание этих услуг является предметом профессиональной педагогической деятельности учителей и других педагогических работников, а также руководителей образования .
Определенность образовательной системы, индивидуальность ее облика задается целями, содержанием и характером педагогического процесса, субъектами которого выступают ученик и педагог-профессионал.
В качестве примеров образовательных систем можно назвать:
Системы образования (система образования Российской Федерации; система образования региона - субъекта РФ; муниципальная система образования);
Образовательное учреждение;
Образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.
Рассмотрим структуру некоторых из указанных выше образовательных систем.
Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» компонентами указанной образовательной системы являются взаимодействующие:
Преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;
Сеть реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
Органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Следует отметить, что структуры региональной и муниципальной систем образования адекватны приведенной выше структуре системы образования в Российской Федерации.
Системообразующими факторами в системах образования выступают цели систем образования. Каждый из выделенных выше компонентов системы образования Российской Федерации сам является сложной образовательной системой.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые разделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы решают задачи формирования общей культуры личности, адаптации индивида к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие типы программ:
Программы дошкольного образования;
Программы начального общего образования;
Программы основного общего образования;
Программы среднего (полного) общего образования.
С позиций современной педагогической науки в структуру общеобразовательной программы как системного объекта включены следующие компоненты:
Целевой компонент;
Технологический компонент (используемые при реализации образовательной программы дидактические системы, педагогические технологии, методики, методы обучения и воспитания);
Организационно-педагогический компонент (используемые организационные формы обучения и воспитания; режимные условия реализации образовательной программы);
Диагностическое сопровождение образовательной программы (дидактическая диагностика, социально-педагогическая диагностика учителей и учащихся, диагностика личностного самоопределения учащихся);
Педагогическая поддержка ученика в образовательном процессе (сохранение здоровья, поддержка в обучении и личностном самоопределении);
Результат реализации образовательной программы.
По мнению ряда исследователей, государственные образовательные стандарты являются отражением нового типа взаимоотношений общества и государства, реализующих наиболее полно права человека и гражданина и основанных на принципе взаимного согласия государства и общества в вопросах формирования и реализации политики в области образования. Эти взаимоотношения предполагают, что государство, влияя на качество и условия осуществления образования, защищает ученика от некачественного образования, выступает социальным гарантом его права на образование с учетом потребностей и возможностей.
В современной педагогической литературе образовательные стандарты гарантируют определенный уровень образования и рассматриваются как:
Признанный государством и обществом уровень образованности населения, гарантирующий ему дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям;
Обязательные условия, без выполнения которых невозможно сохранение и воспроизводство культуры;
Эталон, с помощью которого любой человек может судить о своем развитии и качестве предоставляемых ему образовательных услуг .
Государственные образовательные стандарты в современном российском школьном образовании нормативно представлены в виде федерального и национально-регионального компонентов. В школьной практике документально они существуют в виде базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
В настоящее время федеральный компонент государственных образовательных стандартов определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты учитываются при формулировании цели образовательной программы, конструировании ее учебного плана (на основе стандарта - базисного учебного плана). Они выступают факторами, детерминирующими цель и содержание образования реализуемой образовательной программы.
Сеть общеобразовательных учреждений представляет собой совокупность образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм. Структура образовательного учреждения как образовательной системы представлена в главе 4.
В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями.
Органы управления образованием и соответствующие управленческие службы подробно представлены в главе 5.
При рассмотрении различных образовательных систем с позиции управления ими необходимо раскрыть такие понятия, как «управление системами образования» и «управление образовательным учреждением».
По мнению некоторых авторов, управление системой образования выражается в сознательном регулировании процесса ее развития в целях создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных потребностей личности на всех этапах обучения на основе максимального использования научного и культурного, экономического потенциала города, региона . Управление образовательным учреждением мы рассмотрим в главе 4.
В научной теории управления используется понятие объект управления. Оно трактуется как область, сфера, в которой осуществляется управление. В качестве объектов управления могут выступать общеобразовательная школа, педагогический коллектив.
Субъектом управления является тот, кто реализует управление - директор школы и его заместители.
На практике довольно часто в качестве субъекта и объекта управления выступает система, определяемая как «система управления» («управляющая система»). В этом случае объект управления именуется «управляемой системой».
Говоря об образовательных системах с позиции объектов управления, необходимо обратить внимание на то, что большое число компонентов этих систем наделены субъектными свойствами.
Например, если рассматривать такую образовательную систему, как школа, с управленческих позиций, то объектами управления будут выступать учителя и ученики. Одновременно учителя являются субъектами управления образовательным процессом, а ученики наделены субъектными свойствами при управлении самообразованием, саморазвитием, самореализацией.
Воздействие на объект, обладающий собственными субъектными способностями, волей, ценностями и целями, предполагает не одностороннее управление данным объектом, а взаимодействие субъекта и объекта управления. Таким образом, управление системами образования имеет двусторонний характер.
Образовательную систему как объект управления на примере образовательного учреждения более подробно мы рассмотрим в главе 5.
4. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с принятой Государственным Советом РФ и Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. отечественное образование должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности управленческих структур в сфере образования. В Концепции подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты 1 .
Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и ведомства.
Понимание роли государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений. Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования. В общественной составляющей можно выделить внутренние (внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление) и внешние (представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития) компоненты.
Общественность - это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием. Это могут быть структуры, не связанные непосредственно с системой образования (объединения работодателей, творческие союзы, научные учреждения), объединяющие работников образования (например, ассоциация педагогов-исследователей, ассоциация руководителей школ), объединяющие участников образовательного процесса (родителей, учащихся), и др. Эти структуры могут быть постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнерства) и временными (собрания, совещания, конференции).
Выражать интересы определенных социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования. К общественности можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, не зависимых от органов управления образованием.
Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление. Кроме того, можно выделить основные признаки государственно-общественного управления: совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами; процедура принятия решения государственным органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.
Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, наличия структур, представляющих ее интересы, в том числе от экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, экспертизе образовательных результатов и организовывать общественное обсуждение проблем образования, - необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования. В этом контексте принципиально новый проект в сфере отечественного образования, получивший определение «национального», дает общественным институтам возможность реального участия в принятии важнейших решений.
Республика Мордовия активно включилась в реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». Приказом Министерства образования РМ утвержден список гражданских экспертных организаций для осуществления экспертной оценки лучших учителей общеобразовательных учреждений для получения денежного поощрения и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Это организации, функционирующие в различных областях общественной жизни (Республиканская общественная организация «Союз женщин Мордовии», Союз журналистов Республики Мордовия, Совет ректоров вузов Республики Мордовия, Мордовская республиканская организация профсоюза работников народного образования и др.) 2 .
От простого финансового участия общественности в деятельности образовательного учреждения удалось существенно продвинуться до понимания ее роли в управлении образовательным учреждением. Паритетное участие общественности, власти, учеников и педагогов в управлении образовательным процессом обеспечивает условия формирования нового общественного договора между обществом, властью и школой, родителями, учителями и учениками. Во всех общеобразовательных учреждениях республики действует структура управления, в которой в той или иной мере представлена общественная составляющая (советы общеобразовательных учреждений, педагогические советы, методические объединения, творческие группы). Эти формы государственно-общественного управления в системе образования действуют вполне эффективно, имеют конкретные планы, программы, деятельности и т. д. Сформированы и функционируют попечительские советы, органы соуправления родительской общественности, ученического самоуправления в разных моделях и вариантах (от совета старшеклассников до президентской республики). Во всех муниципальных образованиях Мордовии действуют советы управления образованием. В состав большинства советов (коллегий) входят представители гражданских институтов. В ГО Саранск, например, функционируют коллегия, общественный совет по взаимодействию учреждений образования с родителями и общественностью, экспертный совет, городской методический совет.
В республике создано некоммерческое партнерство «Ассоциация лучших школ Республики Мордовия», цели которого - активное участие в развитии системы образования республики, совершенствовании республиканской образовательной политики, а также активное содействие духовно-нравственному воспитанию детей и учащейся молодежи. С 2006 г. функционируют Мордовское региональное и муниципальные отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», главной целью которой является привлечение институтов гражданского общества к постоянному обновлению отечественного образования, повышению конкурентоспособности образовательной сферы, воспитанию и профилактике асоциального поведения молодежи.
Важным в расширении государственно-общественного характера управления образованием стал переговорный процесс, в рамках которого происходит обсуждение актуальных вопросов образования, вырабатываются принципиальные решения в образовательной политике. Хорошо зарекомендовали себя республиканские и муниципальные родительские собрания, где рассматриваются вопросы реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением. Одной из площадок, на которых взаимодействуют различные институты гражданского общества, имеющие отношение к образованию, выступает коллегия Министерства образования Республики Мордовия (в состав коллегии входят представители общественных организаций, учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования). Коллегия является важным механизмом участия гражданских институтов в выработке государственной образовательной политики. На заседаниях коллегии представители родительской общественности, работодатели активно вовлекаются в обсуждение проблем, касающихся содержания общего образования и контроля его качества. Особенно ярко это показывают заседания коллегии, на которых рассматриваются вопросы введения итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, перспективы реализации приоритетного национального проекта в сфере образования.
Наряду с участием республики в федеральном эксперименте по проведению государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ с 2005 г. в республике апробируется новая форма итоговой аттестации учащихся в 9-х классах. Во время итоговой аттестации в пунктах проведения ЕГЭ обязательно присутствие общественного наблюдателя.
Достаточно широко в республике используется проведение общественной экспертизы. Более 10 лет при Министерстве образования РМ действует Республиканский экспертный совет, в состав которого входят представители учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, представители общественности. В его обязанности входит экспертная оценка и утверждение программ элективных курсов, факультативов, учебных предметов регионального компонента школьного образования.
Основополагающим моментом в совершенствовании государственно-общественного управления образованием в регионе можно назвать становление управляющих советов образовательного учреждения, представляющих собой особым образом организованное пространство, где учащимися, родителями, педагогами, управленцами программируется будущее школы. К основным задачам совета относятся определение основных направлений развития образовательного учреждения, особенностей его образовательной программы; обеспечение качества образовательных услуг; повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; содействие созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса; содействие созданию здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении.
Основными факторами, определяющими эффективность создания Управляющего совета, являются готовность руководителей образовательного учреждения к продуктивному диалогу с участниками образовательного процесса и представителями общественности; сформированность в образовательном учреждении органов школьного самоуправления, общественных организаций, представляющих педагогическое сообщество, родительское сообщество, детские общественные организации и ассоциации выпускников; наличие опыта решения проблем с использованием способов коллективной деятельности, навыков программирования будущей совместной деятельности.
Модернизация образования - это общенациональная задача, которая не может осуществляться как ведомственный проект. Сегодня роль общественного участия в управлении образованием остается явно недооцененной. Эффективная система государственно-общественного управления региональной системой образования может строиться только на основе подлинной открытости системы образования, на формировании ее сетевого взаимодействия с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития.
Расширение общественного участия в управлении образованием ориентировано на широкий круг субъектов системы образования, которые можно объединить в такие группы, как Министерство образования РМ, муниципальные органы управления образованием, органы местного самоуправления; администрация образовательного учреждения, педагогические работники, обучающиеся общеобразовательного учреждения; родительская общественность, потенциальные социальные партнеры, представители органов общественно-государственного управления образованием, представители благотворительных организаций.
Существующие сегодня проблемы связаны с отсутствием необходимых правовых, экономических и управленческих знаний у представителей общественных структур, неготовностью общественных институтов к взаимодействию с образовательными институтами. Поэтому разнообразные меры по изучению общественного мнения, привлечению общественности к аттестации образовательных учреждений, экспертизе образовательных результатов, организации общественного обсуждения проблем образования являются необходимым условием повышения уровня общественной активности в сфере образования. Важнейшим направлением в этом контексте стало размещение результатов инновационной деятельности, учебно-методических материалов и т. д. на сайтах школ и педагогов. Сегодня в республике у всех общеобразовательных учреждений есть свои сайты. В связи с этим сформировано открытое, социально-ориентированное образовательное пространство. Важным средством обеспечения информационной открытости государственного общеобразовательного учреждения призван стать публичный отчет образовательного учреждения как формы широкого информирования общественности, особенно родительской, об образовательной деятельности учреждения, основных результатах и проблемах его функционирования и развития.
Очевидно, что эффекты расширения общественного участия в управлении образованием не могут быть сведены к формальному росту количества советов, сайтов и публичных отчетов. Действительным показателем системных эффектов реализации этого направления является признание общественности как полноправного субъекта образовательной региональной политики.
5. Становление и развитие научных основ управления
Создателями научного управления считаются Ф.Тейлор и его последователи - Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбреты, С. Томпсон и др. Они показали на практике, что управление, осуществляющееся на научных принципах, позволяет получать значительно более высокие результаты, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте.
Ф.Тейлор - создатель первой теории «научного управления», разработанной в начале XX в., критиковал современную ему практику управления и утверждал, что для повышения эффективности управление должно осуществляться на основе определенных законов, правил и принципов . Он полагал, что одни и те же принципы могут быть с равным успехом приложены не только к предприятиям, но и к различным видам социальной деятельности.
К основным задачам управления Ф.Тейлор относил: равномерное разделение работы между исполнителями в соответствии с их способностями; четкое определение заданий, даваемых работникам; определение рациональных технологий работы и обучение им подчиненных при условии, что каждый будет использовать их и работать в полную силу; материальное поощрение за выполнение заданий и одновременная организация системы штрафов за непродуктивную работу, справедливое ее применение. Работник не должен думать о том, как «делать» работу, какие инструменты для этого необходимы, какие методы нужно использовать, чтобы добиться хороших результатов. Все это должно четко определяться администрацией, которая поощряет или наказывает исполнителей в зависимости от результатов. Личное суждение работника, по мнению Ф.Тейлора, следует заменить научной организацией труда, предполагающей выработку многочисленных правил, законов и формул. Задача работников - только исполнять. Поэтому важнейшими элементами в механизме научно обоснованного управления Ф.Тейлор считал задания, премии и штрафы.
В основе теории Ф. Тейлора лежит механическая модель организации, т.е. представление об идеальной организации, работающей по принципу отлаженного часового механизма. В такой организации влияние индивидуальных особенностей работников и их интересов на конечные результаты сведено к нулю. Недостатком этой теории является ее ориентация лишь на создание стабильно функционирующей организации, в ней ничего не говорится об управлении развитием предприятия. Ф.Тейлор акцентирует внимание на обеспечении продуктивной работы каждого исполнителя, но если общие цели деятельности поставлены неправильно, то, какой бы производительной ни была работа исполнителей, организация в целом окажется неэффективной .
Первой целостной теорией управления, получившей в дальнейшем название классической, считается теория современника Ф.Тейлора, французского исследователя А.Файоля. Она представлена в его работе «Общее и промышленное администрирование», опубликованной в 1916 г. Многие ее идеи, развитые последователями А.Файоля, прежде всего Л.Гьюликом и Л.Урвиком, не потеряли своего значения и сегодня.
В отличие от Ф.Тейлора А.Файоль исследовал собственно управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. С его точки зрения, управлять - значит предвидеть (т.е. учитывать будущее и вырабатывать программу действий), организовывать (т.е. строить материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (т.е. заставлять персонал работать надлежащим образом), координировать (т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать (т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям) .
Так же, как и Ф.Тейлор, А.Файоль полагал, что существуют общие принципы управления, следование которым необходимо для обеспечения эффективности управления. Хотя А.Файоль считал эти принципы основными, по его мнению, число принципов управления неограниченно. В управлении нет ничего постоянного и абсолютного. Один и тот же принцип в схожих условиях почти никогда не применяется: надо учитывать различные меняющиеся обстоятельства, индивидуальные особенности людей, то, что в настоящее время называют «текучестью кадров», и многие другие факторы. То есть принципы должны быть гибкими и надо уметь ими оперировать.
А.Файоль считал, что функции управления выполняются на разных уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых исполнителей. Большое внимание он уделял координации целей и действий. Он сравнивал организацию с человеческим организмом: управление, ставя цели, выполняет функции мозга и так же, как мозг руководит деятельностью остальных органов, координирует деятельность рядовых исполнителей.
Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он впервые рассмотрел управление как универсальный процесс и выделил его составляющие. Также он первым перестал рассматривать управление исключительно как функцию высшего руководства. Исследователь показал важнейшее значение формальной структуры организации, т.е. способа группировки работ и распределения полномочий и ответственности, для ее эффективности и предложил принципы построения такой структуры. Так же, как и Ф.Тейлор, А.Файоль не рассматривал вопросы управления развитием организации. В основе его теории лежит предельно упрощенная модель человека.
Э. Мэйо, основоположник поведенческого подхода к управлению, разработал теорию управления, получившую название теория человеческих отношении. Если в центре классической теории управления находится формальная структура, то в центре теории человеческих отношений - неформальная структура. Ближайший соратник Э. Мэйо Ф. Ротлисбергер определил неформальную структуру как совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций. Они не могут быть регламентированы в рамках формальной структуры, но существенно определяют поведение людей в организации }