Не окончив 10-го класса, Е. Винокуров в январе 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951 .
Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», печатал юную Беллу Ахмадулину, лучшие стихи Леонида Мартынова, Бориса Слуцкого, вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова. С 1971 по 1987 год был заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир». Под редакцией Винокурова вышла антология «Русская поэзия XIX века» (1974 ).
Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А.В. Василевский, поэтесса О.А. Николаева, историк П.А. Кошель, поэтесса И.В. Ковалёва, поэт и журналист А.А. Дидуров.
В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956 ), «Признанья» (1958 ), «Лицо человеческое» (1960 ), «Слово» (1962 ), «Музыка» (1964 ), «Характеры» (1965) , «Ритм» (1966 ), «Зрелища» (1968 ), «Жест» (1969 ), «Метафоры» (1972 ), «В силу вещей» (1973 ), «Сережка с Малой Бронной» (1975 ), «Контрасты» (1975 ), «Жребий» (1978 ), «Благоговение» (1981 ), «Бытие» (1982 ), «Космогония» (1983 ), «Ипостась» (1984 ), «Участь» (1987 ), «Равноденствие» (1989 ).
В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм».
Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966 ), «Остается в силе» (1979 ) и «Аргументы» (1984 ), книг переводов «Собратья» (1980 ), «Из поэзии Востока» (1980 ), «Многоголосье» (1981 ) и «У вечных рек» (1983 ).
Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.
В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947 ; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными. Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту.
Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955 ) Винокуров рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.
Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокуров часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного
Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории, отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961 ), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-1982 ; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта.
Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам». О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С. Маршак, М. Светлов, Б. Ахмадулина и другие поэты.
Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993), русский поэт.
Родился 22 октября 1925 в Брянске в семье военного М.Н.Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, тогда же вышла первая его книга Стихи о долге, в 1956 - сборники Синева, вызвавший одобрение Б.Л.Пастернака, и Военная лирика, за которыми последовали сборники Признанья (1958), Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Музыка (1967), Характеры (1965), Ритм (1966), Зрелища (1968), Жест (1969), Метафоры (1972), В силу вещей (1973), Сережка с Малой Бронной (1974), названием для которого послужило созданное в 1953 одноименное стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике 20 в., положенное в 1958 на музыку А.Я.Эшпаем; Контрасты (1975), Дом и мир (1977), Жребий (1978), Благоговение (1981), Бытие (1982), Космогония, Ипостась (оба 1984, Государственная премия СССР, 1987), Участь (1987), Равноденствие (1989).
В русле своей основной темы - духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, - поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия.
Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека - это «вечное усилие подняться над самим собой».
В многочисленных статьях о литературном творчестве (сборники Поэзия и мысль, 1966, где, в духе научно-технической эйфории 1960-х годов, прокламируется тождество поэтического и научного мышления; Остается в силе: О классике и современности, 1979, существенно корректирующий рационализм предшествующего постулата и др.). Автор повести По законам военного времени (1980, совм. с Н.Арсеньевым), переводов.
Евгений Михайлович посвящает свои юные годы служению родине, успешно добиваясь звания командира взвода остротой ума и постоянным усердием. В более зрелом возрасте Винокуров углубляется в рифму, удостаиваясь звания советского поэта, и работает в литературном отделе журнала, открывая советскому миру множество юных дарований и принося в мир свое видение истинного стиха. Творения Евгения Михайловича удостаиваются высоких оценок большого количества критиков, некоторые из которых составляют объемные рецензии на его стихотворения. Трудящиеся, которым посвящает Винокуров свои творения, так же по достоинству оценивают их. Некоторые из работ поэта перекладываются на мелодии, образуя наиболее известные из советских народных песен. Имя Евгения Михайловича обретает известность и поднимается в совершенно различных кругах общества.
Стихотворения поэта продолжают традиции философской лирики таких известных авторов, как Тютчев и Баратынский, поднимая в своих строках многообразие социалистических проблем, проникая в самые недра выбранного вопроса. Большая часть произведений Винокурова написана на военную тематику, преподнесенную без излишней сентиментальности и героизма.
) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987).
После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга . В 1951 году окончил , тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Бориса Пастернака . «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века , положенное в 1958 году на музыку Андреем Эшпаем .
Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского . Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли .
Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь» , печатал юную Беллу Ахмадулину , лучшие стихи Леонида Мартынова , Бориса Слуцкого , вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова . С по 1987 год был заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир» . Под редакцией Винокурова вышла антология «Русская поэзия XIX века» ().
Длительное время вёл творческий семинар в , его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский , поэтесса О. А. Николаева , историк П. А. Кошель , поэтесса И. В. Ковалёва , поэт и журналист А. А. Дидуров .
"Даровиты и требовательны к себе молодые поэты: москвичи Е. Славоросова и Г. Калашников, Т.Филатова из Киева, Л.Алзоева из Улан-Удэ, Э. Блинова из Казани. Все они мои ученики по «Зеленой лампе»
- Е. Винокуров. Нужна ли поэзия? // Журнал «Смена», Май 1985, № 1392.
Евгений Михайлович Виноку́ров
(22 октября 1925, Брянск - 23 января 1993, Москва) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член КПСС с 1952 года.
Биография
Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.
Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Б. Л. Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в1958 году на музыку А. Я. Эшпаем.
Возглавив вместе со С. П. Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», открыл в 1954 году юную Б. А. Ахмадулину, напечатал лучшие стихи Л. Н. Мартынова, Б. А. Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н. А. Заболоцкого и Я. В. Смелякова. С 1971 по 1987 год был зав. отделом поэзии журнала «Новый мир». Большого внимания заслуживает вышедшая под редакцией Винокурова антология «Русская поэзия XIX века» (1974).
Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский, поэтесса О. А. Николаева, историк П. А. Кошель, поэтесса И. В. Ковалёва, поэт и журналист А. А. Дидуров.
Умер 23 января 1993 года. Кремация состоялась на Донском кладбище, урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Награды и премии
Государственная премия СССР - за сборники «Бытие» и «Ипостась» (1987)
орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
медали
Творчество
Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского. Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли.
- Вольфганг Казак
Книги
«Стихи о долге», 1951
«Синева», 1956
«Военная лирика», 1956
«Признанья», 1958
«Лицо человеческое», 1960
«Слово», 1962
«Музыка», 1964
«Земные пределы», 1965
«Поэзия и мысль. Статьи», 1966
«Ритм», 1967
«Голос», 1967
«Москвичи», или «В полях за Вислой сонной…», 1968, 1974
«Зрелища», 1968
«Избранное. Из девяти книг», 1968
«Жест», 1969
«Метафоры», 1972
«В силу вещей», 1973
«Контрасты», 1975
«Пространство», 1976
«Остается в силе. Статьи», 1979
«Бытие», 1982
«Аргументы», 1984
«Ипостась», 1984
«Самая суть», 1987