Проект «Знакомство с электричеством и электробезопасностью» проект по обж (старшая группа) на тему. Реферат: Электробезопасность на производстве Связь электричества и магнетизма

Шамраев Е.Д. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»

Шамраева С.Н. 1

1 МБОУ "Пятницкая СОШ"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У игр с напряженьем печальный итог - не любит шутить электрический ток!

Актуальность: Электрический ток очень прочно вошел в жизнь современного человека. Но данный помощник требует бережного обращения, иначе может случиться непредвиденная ситуация.

Цель: Показать условия, когда электрический ток становится безопасным.

Задачи: выяснить, что такое электрический ток, чем опасен электрический ток для детей, показать способы защиты от негативного действия тока.

В настоящее время невозможно прожить без электричества. Современная жизнь настолько электрифицирована, что ни дома, ни в школе, ни на даче мы не обходимся без электрических приборов. В связи с этим возрастает потенциальная опасность электротравматизма, а также возрастает опасность возникновения пожаров от несоблюдения правил пожарной безопасности. Особая категория населения, попадающая в группу риска - дети . Для исключения случаев электротравматизма среди детей и подростков необходимо формировать психологию их безопасного поведения вблизи энергообъектов и в быту, знаний об электричестве, умений обращения с электрическими приборами.

Среди детей разных возрастов, случаи электротравматизма распределяются неравномерно, в большей мере под воздействие электрического тока попадают дети младшего школьного возраста. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию именно с данной возрастной категорией, однако учить элементарным правилам можно и нужно начинать с раннего детства.

Но для начала давайте ответим на вопрос: что же такое электрический ток?

Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике. Движение происходит под воздействием электрического поля.

На протяжении всей своей истории, человек сталкивался с электрическими явлениями. Впервые на электрический заряд обратил внимание древнегреческий ученый Фалес Милетский за 600 лет до н. э. .Он обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать легкие предметы (пушинки, кусочки бумаги). А уже в 1826 г. Немецкий физик Георг Ом открыл свой основной закон электрической цепи - Закон Ома устанавливает, что сила постоянного электрического тока в проводнике прямо пропорциональна разности потенциалов(напряжению) U между двумя точками участка цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка:

Этот закон не сразу нашел признание в науке, а лишь после того, как Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби, К.Гаусс, Г.Кирхгоф и другие ученые положили его в основу своих исследований.

В 1881 году на Международном конгрессе электриков именем Ома была названа единица электрического сопротивления R=1 OМ. Сопротивление ограничивает силу тока и преобразует электрическую энергию во внутреннюю. Так что, сопротивление кожи при контакте является определяющим фактором, который ограничивает ток.

Из истории электробезопасности

Первые представления об опасности электрического тока, о том, что электрический разряд действует на человека, стало очевидным в последней четверти XVIII века. Одно из первых обстоятельных описаний этого действия принадлежит Марату, видному деятелю Великой французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Англичанин Уориш, итальянцы Гальвани и Полетто и ряд других ученых установили, что на человека действует разряд, полученный не только от источника статического электричества, но и от электрохимического элемента. Однако никто из названных исследователей не указал на опасность этого действия на человека. Впервые установил эту опасность изобретатель первого в мире электрохимического высоковольтного источника напряжения В. В. Петров.

Создав в петербургской Медико-хирургической академии хорошо оборудованную для своего времени физическую лабораторию, В. В. Петров приступил к систематическому изучению действия электрического тока на организм животного и человека, а также к разработке мероприятий по защите человека от тока. Закономерно, что именно в этой академии был проведен ряд интересных исследований механизма взаимодействия электрического тока с человеком, имевших, правда, не только защитную, но и терапевтическую направленность. В 1863 г. француз Леруа-де-Меркюр привел описание производственной электротравмы на постоянном токе, а в 1882 г. австрийский ученый С. Еллинек описал первую электротравму на переменном токе.

С первых же номеров основанный в 1880 г. русский журнал «Электричество» начал систематическую публикацию на своих страницах сообщений о несчастных случаях, вызванных электрическим током. Такие же публикации стали появляться и в других русских технических журналах. Например, в журнале «Электротехник» только за период с 1898 по 1903 г. приведены данные более чем о 20 электротравмах, сопровождавшихся тяжелым исходом.

Уже в первые годы развития электротехники была достаточно четко выявлена меньшая опасность постоянного тока.

Опасность поражения электрическим током при эксплуатации электротехнического оборудования возникла, собственно говоря, лишь в результате широкого применения переменного тока частотой 50 Гц. Однако обстоятельных данных о механизме действия электрического тока на человека в то время еще не было. Неизвестны были и достаточно простые и эффективные защитные мероприятия. Поэтому есть все основания считать, что электробезопасность как проблема возникла в последней четверти XIX века и именно к этому времени относятся первые попытки ее разумного разрешения.

Действие электрического тока на организм

Электрический ток, проходя через тело человека, оказывает тепловое, химическое и биологическое воздействия. Тепловое действие проявляется в виде ожогов участков кожи тела, перегрева различных органов, а также возникающих в результате перегрева разрывов кровеносных сосудов и нервных волокон. Химическое действие ведет к изменению физико-химического состава крови и других содержащихся в организме растворов, а значит, и к нарушению нормального функционирования организма. Биологическое действие электрического тока проявляется в опасном возбуждении живых клеток и тканей организма. В результате такого возбуждения они могут погибнуть.

Воздействие электрического тока индивидуально:

1. Порог ощущения электротока у женщин на 30 %, а у детей на 50% ниже, чем у мужчин.

2. Для одного человека электрический ток может быть уже неотпускающим (судорожное сокращение мышц кистей рук), а для другого только слабо ощутимым.

3. Люди с большей массой тела и лучшей физической подготовкой переносят воздействие электрического тока легче.

4. Больные (особенно с нервными расстройствами, кожными и сердечно-сосудистыми заболеваниями) переносят воздействие электрического тока тяжелее.

5. Повышенная чувствительность к электрическому току отмечается при утомлении и в состоянии опьянения.

6. Чем более сосредоточен и внимателен человек в момент воздействия электрического тока, тем меньше он пострадает.

Основным фактором, определяющим величину сопротивления тела человека, является кожа, ее роговой верхний слой, в котором нет кровеносных сосудов. Этот слой обладает очень большим сопротивлением, и его можно рассматривать как диэлектрик. Внутренние слои кожи, имеющие кровеносные сосуды, железы и нервные окончания, обладают сравнительно небольшим сопротивлением. Внутреннее сопротивление тела человека является величиной переменной, зависящей от состояния кожи (толщины, влажности) и окружающей среды (влажности, температуры и т. д.).

Поражение человека электротоком зависит от пути прохождения, вида тока (постоянный или переменный), силы и точки соприкосновения (сопротивления). Большое значение в исходе поражения имеет путь тока. Поражение будет более тяжелым, если на пути тока оказывается сердце, грудная клетка, головной и спинной мозг.

Электрический ток - невидимая опасность

Электричество приносит много пользы человеку. Но оно опасно, особенно для детей. Если взрослый человек уже обладает определенным жизненным опытом и знает элементарные правила безопасности, то дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают своими органами чувств.

Однако органы чувств человека не способны определить наличие напряжения, а дети не понимают его опасности. Все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами.

Но ограничение допуска к электрооборудованию — это не единственная мера. Главное внимание надо сосредоточить на обучении детей основам безопасности.

Дети должны понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.

Дети любят коллективные игры с воздушными змеями, но проводить их можно только на открытых площадках вдали от линий электропередач. Потоком воздуха змей может быть заброшен на провода, а это уже серьезная предпосылка поражения электротоком.

Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр — прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко представлять.

К моменту, когда детям предоставляется свобода выхода во двор, у них должен быть выработан инстинкт:

    не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение);

    не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;

    не играть вблизи опор ВЛЭП;

    обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.

Оставаясь один дома, он не должен:

    заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы;

    прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой;

    оставлять включенными электроприборы;

    при обнаружении запаха горелой изоляции или искрения необходимо сразу сообщить взрослым, позвонить в МЧС - 112.

Находясь на улице в компании сверстников, дети совершают «героические» поступки, демонстрируя свою ловкость, смелость, меткость и другие качества. Они могут пытаться разбить изоляторы на ВЛ, залезть на высоту по опоре ЛЭП, забыв под влиянием озорников обо всех уроках безопасности или открыть замки шкафов с электротехническим оборудованием.

Все эти случаи взрослые просто обязаны обговорить с детьми, и не один раз.

Даже в школе под контролем учителя во время занятий на уроках труда или на лабораторных работах по физике или химии существует опасность получения электротравм. Чтобы их избежать, ребенок должен внимательно выполнять все указания преподавателя, не заниматься самостоятельными экспериментами и озорничать.

Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются:

    поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;

    своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов;

    постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;

    периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.

Заключение

Электричество и электробезопасность - технические области науки, сложные для изучения и понимания детьми. Как убедить в необходимости соблюдения правил электробезопасности, которые в большинстве запрещающие, а не разрешающие?

10 «НЕ» в быту и на улице

    НЕ тяни вилку из розетки за провод

    НЕ беритесь за провода электрических приборов мокрыми руками

    НЕ пользуйся неисправными электроприборами

    НЕ прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам

    НЕ лезь и даже не подходи к трансформаторной будке

    НЕ бросай ничего на провода и в электроустановки

    НЕ подходи к дереву, если заметил на нем оборванный провод

    НЕ влезай на опоры

    НЕ играй под воздушными линиями электропередач

    НЕ лазь на крыши домов и строений, рядом с которыми проходят электрические провода.

Методы обучения должны быть доступными, должны развивать у детей интерес, отражать особенности изучаемого материала.

Я предлагаю свою работу, как способ пропаганды электробезопасности.

Что такое сила тока, надо твердо с детства знать,Провода рукой не трогать, гвоздь в розетку не вставлять!Осторожным быть ты должен и не лазать по столбам,Ведь на них, вполне возможно, ток идет по проводам!Если ты увидишь провод или кабель у земли,Никогда его не трогай, в МЧС скорей звони!Телевизор и компьютер, как уходишь выключай,Свет на кухне или в ванной погасить не забывай!Сам утюг чинить не вздумай, есть на то специалист,Что и как включить подумай, не спеши, не суетись!Электричество опасно, если правила не знать,Ведь электробезопасность надо строго выполнять!Электричество ребята - это свет, тепло, уют,Без него и мамы сладкий вам пирог не испекут!Всем запомнить надо строго эти правила и знать,Что такое сила тока, силу надо уважать!!!

Я презентовал свой проект для учащихся нашего класса и других начальных классов нашей школы. Я думаю, он поможет ребятам лучше запомнить правила электробезопасности.

Мы отвечаем за свою безопасность.Берегите себя, помните правила электробезопасности!

Список использованной литературы и интернет сайтов:

    Гулиа Н.В. Удивительная физика. Москва, Издательство НЦ ЭНАС, 2005г

    Манонлов В. Е. Основы электробезопасности. Изд. 3-е, перераб. и доп. Л., «Энергия», 1976 (Электронная электротехническая библиотека)

    Пёрышкин А.В. «Физика 8 класс». - М., Дрофа, 2010.

    Энциклопедический словарь юного физика. Москва, Педагогика, 1991г

    http://www.krugosvet.ru/ - онлайн энциклопедия;

    http://www.uznaete.ru/ - интересные вопросы и ответы.

    http://www.wikipedia.org

    www.glu-suh.ru/informacziya/pozharnaya-bezopasnost.html?start=3

Цель : формирование представлений у детей об электричестве и правилах электробезопасности.

Задачи :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы живем в мире полном опасностей. Подстерегают они нас везде: и дома, и в природе, и на улице. Наибольшей опасности подвергаются дети из-за их еще небольших знаний. И чтобы жизнь их была более безопасной нужно помочь им усвоить правила безопасности.

Электричество – это то, что всегда вокруг нас, но так как оно нам не видимо дети совсем о нем не задумываются. В результате чего, мной была выявлена проблема того, что у детей совсем не сформированы представления об электричестве и электробезопасности. Также мало об этом задумываются и родители.

Из всех своих наблюдений и заключений я выбрала для себя работу в этой направленности, и в итоге было принято решение выполнения педагогического проекта «Знакомство с электричеством и электробезопасностью».

Данный проект актуален потому что в нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т. д.). Электроэнергия – наш незаменимый помощник. Но для тех, кто не знает или пренебрегает правилами электробезопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами, нарушает правила поведения вблизи электрообъектов, электроэнергия таит в себе смертельную опасность. Зачастую виновниками поражения электрическим током являются дети. Именно поэтому профилактика электротравматизма приоритетная проблема общества, требующая решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

В связи с этим роль детского сада совместно с родителями - доступно разъяснять детям основы безопасности жизнедеятельности, используя самые разнообразные формы и методы обучения, донести до них значимость данной темы.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к элекропознанию и электробезопасности.

Новизной проекта является то, что он ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

В процессе реализации проекта прогнозируется:

Проект «Знакомство с электричеством и электробезопасностью»

Актуальность:

В настоящее время широчайшее использование электроэнергии в быту приводит к значительному риску электротравматизма. Электрический ток является фактором повышенной опасности (по условиям воздействия его на организм человека), поэтому требует большего внимания при его использовании в быту не только взрослыми, но и особенно детьми. Во всех несчастных случаях, связанных с электричеством, основными причинами электротравм являются недооценка, нарушение и даже игнорирование правил, а иногда и незнание опасности действия электрического тока. А недостаточная осведомленность детей о правилах использования электричества приводит к значительному риску электротравматизма.

Возрастная группа : старшая группа.

Цель : формирование представлений у детей об электричестве и правилах электробезопасности.

Задачи :

  1. Познакомить детей с электричеством.
  2. Закреплять знания об электроприборах.
  3. Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами.
  4. Показать связь между прошлым и настоящим.
  5. Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами.
  6. Приучать к соблюдению правил электробезопасности.
  7. Развивать мыслительную активность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
  8. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

Срок реализации : 2,5 недели.

Участники : воспитатели, дети, родители.

Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий, краткосрочный.

Взаимодействие с социумом : сотрудники библиотеки.

В процессе реализации проекта прогнозируется :

Познакомить детей с электричеством;

Закрепить знания об электроприборах;

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;

Показать связь между прошлым и настоящим;

Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами;

Приучать к соблюдению правил электробезопасности.

№ п/п

Мероприятия

Интеграция областей

Срок проведения

Ответственные

Практичес-кое прило-жение

I этап - целеполагание

Анкетирование родителей «Электроприборы, их использование детьми дома»

17.04.2017

Воспитатель

Анкета

Чтение сказки «Как лиса и волк узнали об электричестве» (дать детям представление об электричестве, электроэнергии; расширять представления детей, о том где живёт электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами; воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию мира.)

Речевое развитие

18.04.2017

Воспитатель

Картинки животных, картинки с правилами

Рассматривание иллюстраций по правилам электробезопасности (учить внимательно рассматривать иллюстрации, вызвать эмоциональный отклик на рисунки)

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

17.04.2017 – 21.04.2017

Воспитатель

Иллюстрации и альбомы в уголке безопасности

Раскраски для детей «Бытовая техника»

Художественно-эстетическое развитие, познавате-льное развитие

20.04.2017

Воспитатель

Рисунки бытовой техники

Просмотр с детьми мультфильмов «Фиксики» (расширять представления об электричестве)

Познавательное развитие

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

II этап – разработка проекта

Изучение информации интернет-ресурсов

с 17.04.2017

Воспитатель

Оформление наглядного материала для родителей «9 правил электробезопасности для взрослых и детей»

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

Папка-передвижка

Изучение познавательной литературы на тему «Электричество и электробезопасность»

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

Подбор литературы для проекта

Речевое развитие

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

Создание презентаций для НОД и бесед

17.04.2017-21.04.2017

Воспитатель

III этап – выполнение проекта

Утренняя гимнастика «Мы - электроприборы»

(знать об особенностях работы разных домашних электроприборов; уметь представлять их в воображении; выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво)

Физическое развитие

24.04.2017 – 28.04.2017

Воспитатель

Рассказ «Откуда берётся электричество» (познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток», «электроподстанция»)

Познавательное развитие,

24.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

НОД: Чтение художественной литературы Нефедова К.П. «Бытовые электроприборы. Какие они?» (знакомство с бытовыми электроприборами, для чего они, знакомство с правилами пользования ими)

Речевое развитие

24.04.2017

Воспитатель

Картинки с изображением электропри-боров

С/р игра «Магазин бытовой техники» (продолжать развивать игровые умения детей, объединять несколько взаимосвязанных действий в единый сюжет; развивать диалогическую речь, распределять роли)

Социально-коммуникативное развитие

24.04.2017

Воспитатель

Бытовая техника, касса, деньги

Д/и «Собери картинки» (собрать разрезанные картинки электроприборов, назвать их и какие действия они выполняют)

Социально- коммуникативное развитие

25.04.2017

Воспитатель

Настольно- печатная игра

НОД: Рисование «Нарисуй самый опасный элекропредмет» (закреплять знания детей о предметах быта; упражнять в умении аккуратно раскрашивать рисунок; объяснять свой выбор)

Художественно-эстетическое развитие

25.04.2017

Воспитатель

НОД: «Электричество в природе» (дать представление о том, что электричество существует и в природе, правила безопасного поведения)

Социально-коммуни-кативное развитие,

25.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

Опыт с воздушными шарами (познакомить с безопасным электричеством (статическим), показать, что человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения)

25.04.2017

Воспитатель

Воздушные шары

Беседа «Электричество – наш помощник, электричество – нам опасно!» (систематизировать знания детей о пользе электричества в быту и вреде, наносимом окружающей среде)

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

26.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

НОД: Аппликация «Телевизор» (продолжать

учить пользоваться ножницами, закреплять навыки аккуратного наклеивания, развивать фантазию)

Художественно-эстетическое разви-тие

26.04.2017

Воспитатель

Изображения телевизоров

Разгадывание загадок (закреплять знания детей о бытовых предметах; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь)

Познавательное развитие, речевое развитие

26.04.2017

Воспитатель

Иллюстрации к ответам

Рассказ «Что было – что есть» (рассказать об усовершенствовании предметов быта, развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы)

Познавательное развитие, речевое развитие

27.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды

НОД: «Правила безопасности» (закрепить правила обращения с электричеством, пользования электроприборами, соблюдать меры безопасности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

27.04.2017

Воспитатель

Проектор, слайды, иллюстрации правил безпасности

НОД: Рисование «Правила безопасности» (закреплять имеющиеся знания, упражнять в аккуратном рисовании, закрашивании, развивать творчество и воображение)

27.04.2017

Воспитатель

Д/и «Угадай что звучит» (развивать слуховое восприятие, закреплять знание элекроприборов)

Социально-коммуникативное развитие

27.04.2017

Воспитатель

Проигрыва-тель, диск

Чтение «Кот Федот» (закрепление знания правил электробезопасности; учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями)

Речевое развитие

28.04.2017

Воспитатель

Иллюстрации к сказке

Фокусы для детей (развивать интерес детей; разоблачение фокусов и объяснение детям, развитие исследовательских способностей)

28.04.2017

Воспитатель

Деревянные палочки, сахар, перец, расческа, шерстяная ткань, шарики из пенопласта, оргстекло

Составление правил «Моя электробезопасность» (обобщение изученного материала, закрепление пройденного)

28.04.2017

Воспитатель

Игра-ходилка по правилам электробезопасности

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

28.04.2017

Воспитатель

Настольно- печатная игра, кубик, фишки

IV этап – подведение итогов

Систематизация собранной информации

29.04.2017

Воспитатель

Оформление стенгазеты «Электробезопасность»

02.05.2017

Воспитатель, дети

Стенгазета

Выставка рисунков для родителей «Самый опасный электропредмет»

Художественно- эстетическое развитие

02.05.2017

Воспитатель, дети

Рисунки детей

Итоговое мероприятие: викторина об электричестве

Социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

02.05.2017

Воспитатель

Выводы:

Краткосрочный проект «Знакомство с электричеством и электробезопасностью» был успешно реализован. Были выполнены познавательные, исследовательские и творческие задачи. Дети активно и заинтересованно принимали участие в реализации проекта.

Активную деятельность проявили и родители, они ответственно сотрудничали в подборе материалов, средств для знакомства детей с электричеством и электробезопасностью. Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице, иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл, к чему в результате родители и начали стремиться.

Активное сотрудничество и помощь проявили сотрудники библиотеки в подборе материала по электробезопасности.

Исходя из реализованного проекта и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что у детей сформировалось осознанное отношение к своей безопасности и максимальная активность в самостоятельном познании мира, расширились представления о способах охраны здоровья и безопасного поведения. В процессе игровой деятельности ребята применяют полученные знания на практике: правила безопасного использования электричества в быту, правила поведения при нахождении рядом с объектами, находящимися под напряжением. В процессе творческих игр дети с большим интересом берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усложняют типичные формы их поведения и нормы взаимоотношений.

В процессе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи.


Виды поражения электрическим током.

Проходя через живой организм эл. ток производит действие:

1. Термическое --в ожогах определённых участков, нагреве кровеносных сосудов, крови, нервов.

2. Электролитическое --разложение крови и других органических жидкостей.

3. Биологическое --раздражение и возбуждение живых тканей организма, что сопровождается непроизвольными судорожными сокращением мышц, в том числе мышц сердца и лёгких.

В результате всего этого могут возникнуть различные нарушения в организме плоть до полной остановки работы сердца и лёгких.

Всё это приводит к двум поражениям: электрическим травмам и электрическим ударам.

Электрическая травма --это чётко выраженное местное повреждение тканей организма, вызванное воздействием эл. тока или дуги. Обычно это поражение кожи, связок и костей. В большинстве случаев эл. травмы излечиваются полностью или частично. В отдельных случаях может наступить смерть.

Различают следующие эл. травмы: эл. ожог, эл. знаки, металлизация кожи и механические повреждения.

Эл. ожог --самая распространённая эл. травма.

Ожоги бывают двух видов: токовый и дуговой.

Токовый ожог-- возникает при прохождении тока через тело при этом наблюдаются ожоги.

Дуговой ожог-- является результатом воздействия на тело эл. дуги, здесь наблюдается высокая температура -- до 3500.

Эл. знаки --метки на теле серого цвета--при прохождении эл. тока.

Металлизация кожи --проникновение в кожу мелких частичек металла, расплавленных эл. дугой.

Эл. удар --это возбуждение живых тканей при прохождении эл. тока. Их бывает четыре по мере тяжести:

Клиническая (мнимая) смерть --переходный период от жизни к смерти, наступающий с момента прекращения работы сердца и лёгких. У человека находящегося в состоянии клинической смерти отсутствуют все признаки жизни. Однако, организм ещё не погиб, продолжаются обменные процессы.

Причина смерти от эл. тока--прекращение работы сердца, лёгких, эл. шок.

Фибриляция --это хаотические быстрые сердечные сокращения.

Сопротивление тела человека при сухой чистой коже--от 3000 до 100 000 ом.

Основные факторы влияющие на исход поражения током.

Величина тока, проходящего через человека является основным фактором, обуславливающим исход поражения. Человек начинает ощущать прохождение переменного тока промышленной частоты (50 гц) величины 0.6-1.5 мА, а пост тока -- 5-7мА это так называемые пороги ощущения токов. Большие токи вызывают у человека судороги.

При 10-15 мА боль становится едва переносимой, а судороги такие что человек не может их преодолеть.

Длительность прохождения тока через тело человека оказывает влияние на исход поражения: чем продолжительнее действие тока, тем больше вероятность тяжелого смертельного поражения.

Путь тока в теле пострадавшего играет существенную роль в исходе поражения. Так если на пути тока жизненно важные органы--сердце, лёгкие, головной мозг, то опасность поражения весьма велика.

Род тока и частота постоянный ток менее опасен чем переменный примерно в четыре раза однако это справедливо до 250-300 в. Увеличение частоты ведет к увеличению опасности.

Основные меры защиты от поражения эл. током являются:

Обеспечение недоступности токоведущих частей, находящихся под напряжением для случайного прикосновения, устранение опасности поражения при появлении напряжений на корпусах, кожухах;

Защитное заземление, зануление, защитное отключение;

Использование низких напряжений;

Применение двойной изоляции.

Классификация помещений по опасности поражения током:

1.Помещения без повышенной опасности --это сухие, бес пыльные помещения с нормальной температурой. Пример : жилые помещения.

2.Помещения с повышенной опасностью :

Сырость, относительная влажность 75%;

Высокая температура более 30 градусов;

Токопроводящая пыль.

Пример : цехи механической обработки, металлические полы, металлические лестницы.

3.Помещения особо опасные :

Сырость 100%;

Химически активная среда.

Защитное заземление.

Преднамеренное соединение с землёй и других конструктивных, металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением, но могут оказаться под напряжением при случайном соединении с токоведущими частями. Задача защитного заземления--устранение опасности поражения тока человека в случае прикосновения к корпусу, оказавшемуся под напряжением.

Область применения защитного заземления трёхфазные сети питания до 1000 в. с изолированной централью.

Принцип действия защитного заземления--снятие напряжения между корпусом, оказавшемся под напряжением, и до безопасного значения. Так разница при защитном заземлении и без по току будет примерно в 150 раз.

Заземляющие устройства --это совокупность заземлителя--металлических проводников.

Заземлители бывают искусственные и естественные.

Заземляющие проводники обычно изготавливаются из листовой стали.

Оборудование подлежащее заземлению--это металлические нетоковедущие металлические части электрооборудования, при этом в помещениях с повышенной опасностью или особо опасных заземлений установки выше 12 вольт переменного или 110 вольт постоянного тока.

Зануление.

Занулением наз. присоединение к неоднократно заземленному нулевому проводу питающей сети корпусов и других металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением.

Задача зануления та же что и защитного заземления.

Принцип зануления --превращения пробоя на корпус в однофазное короткое замыкание (т.е. замыкание между фазой и нулевым проводом) с целью вызвать большой ток, способный обеспечить срабатывание защиты, т.е. отключить установки от питающей сети. Такой защитой являются: плавкие предохранители, автоматы.

Область применения зануления: трёхфазные четырех проводные сети до 1000 в. с глухо-заземленной нейтралью.

Защитные средства

Защитные средства делятся на три группы: изолирующие, ограждающие, предохранительные.

Изолирующие --обеспечивают изоляцию человека от токоведущих частей, а также от земли. Изолирующие защитные средства делятся на основные и дополнительные.

Основные изолирующие средства --способны длительное время выдерживать рабочие напряжения (до 1000 в. -- резиновые перчатки, инструмент с изолированными рукоятками).

Дополнительные изолирующие средства --до 1000 в. диэлектрические калоши, коврики.

Ограждающие средства --временное ограждения--щиты, переносное заземление.

Предохранительные --защитные очки, противогазы, предохранительные пояса.

пораженному эл. током

Т.К. срочное прибытие медиков маловероятно, то каждый работающий с эл. должен уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Первая помощь при поражении эл. током состоит из двух этапов: освобождение от действия эл. тока и оказание ему медицинской помощи. Поскольку длительное прохождение эл. тока--критерий очень опасный, то очень важно как можно оперативной освободить пострадавшего от воздействию эл. тока. Также надо быстро начать оказывать первую медицинскую помощь и вызвать врача, пусть даже если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

Высвобождение человека от действия эл. тока: отключение--с помощью ближайшего рубильника, если неизвестно где он находится или он далеко расположен, то нужно рубить провода топором с деревянной ручкой (до 1000 в.). Если пострадавший находится на высоте, то при отключении напряжения он может упасть--принанять меры чтобы человек не получил новых травм. Кроме того при отключении напряжения может погаснуть свет. Если одежда сухая то можно попытаться оттащить за неё человека, при этом не касаясь тела. Если напряжение до 1000в. попробовать оттолкнуть пострадавшего от токоведущих частей сухой палкой или наоборот откинуть провода от человека, для этих же целей можно использовать сухую верёвку. Если нельзя ничего предпринять произвести короткое замыкание.

Меры первой помощи

Если пострадавший в сознании, но был в обмороке уложить на подстилку, обеспечить покой и ждать врача. После поражения эл. током нельзя двигаться тем более работать.

Если пострадавший без сознания, но с устойчивым дыханием--уложить, расстегнуть одежду и пояс, привести в сознание--нашатырным спиртом или просто побрызгать водой.

Если пострадавший плохо дышит судорожно, прерывисто, необходимо делать искусственное дыхание и массаж сердца.

Если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни--надо считать что он находится в состоянии "клиническая смерть" и немедленно приступать к оживлению. И делать это надо до прихода врача т.к. смерть может констатировать только он.

Производство искусственного дыхания

Искусственное дыхание обеспечивает быстрое насыщение крови пострадавшего кислородом. Кроме того искусственное дыхание вызывает рефлекторное возбуждение дыхательного центра головного мозга, что обеспечивает восстановление естественного дыхания.

Наиболее эффективный способ искусственного дыхания "изо рта в рот". В выдыхаемом воздухе достаточно кислорода.

Перед тем как начать делать искусственное дыхание необходимо быстро:

1. освободить пострадавшего от стесняющей одежды--расстегнуть галстук, ворот, брюки.

2. уложить на спину.

3. раскрыть рот, пальцами обследовать полость рта, носовым платком удалить слизь, слюну и др.

4. раскрыть гортань, чтобы обеспечить беспрепятственный проход воздуха в лёгкие. Запрокинуть голову, положить под затылок руку, а второй рукой надавливать на лоб.

По окончании подготовительных операций оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего. При этом он должен охватить своим ртом весь рот пострадавшего и своей щекой зажать ему нос. В 1 минуту следует делать 10-12 вдуваний. при наличии воздуховода вдувание производить через него.

Массаж сердца

Массаж сердца--искусственное ритмичное сжатие сердца пострадавшего, имитирующее его самостоятельное сокращение. При оказании помощи поражённому эл. током проводить непрямой массаж сердца--ритмичное надавливание на грудь, т.е. на переднюю стенку грудной клетки.

Подготовка к массажу сердца проводится одновременно с подготовкой к искусственному дыханию. Оказывающий помощь располагается справа от пострадавшего, наклоняется над ним, определяет положение нижней трети грудины, кладёт ладонь на неё, на неё вторую и ритмично надавливает на грудную клетку. Надавливать надо с частотой 1 раз в секунду. Через 4-6 "ударов сердца" произвести один "вдох". После появления сердцебиения проводить эту операцию в течении 5-10 минут.

Устранение фибриляции сердца с восстановлением работы сердца может быть достигнута путём кратковременного воздействия большого тока на сердце пострадавшего. В результате мощного импульса происходит сокращение всех волокон сердечной мышцы, которые до этого сокращались не ритмично. Дефибрилятор--это, в основном, конденсатор ёмкостью 6 мкФ и рабочим напряжением 6 тыс. в. Разрядный ток 15-20 А, длительностью 10 мк секунд. Это делает только врач.

Не отпускающий ток --10-15мА при 50 гц, 50-60мА для постоянного тока--пороговый не отпускающий ток.

Ток 25-50 мА (50 гц) воздействует на мышцы не только рук, но и туловища, в том числе на мышцы грудной клетки, движение которой сильно затрудняется. Длительное воздействие этого тока может вызвать прекращение дыхания, после чего может наступить смерть от удушья.

Ток от 100 мА до 5 А переменного тока и от 300 мА до 5 А постоянного тока -- через 1-2 секунды фибриляция сердца. При этом прекращается кровообращение, в организме возникает недостаток кислорода, что в свою очередь приводит к прекращению дыхания, т.е. наступает смерть.

Токи более 5А фибриляцию сердца не вызывают. При таких токах происходит немедленная остановка сердца минуя состояние фибриляции. Если действие тока оказалось кратковременным 1--2 секунды и не вызвало повреждений сердца, после отключения тока, как правило сердце самостоятельно продолжает свою деятельность. Переменный ток более опасен, но в пределах от 0 до 50 гц, дальнейшее повышение частоты несмотря на рост тока, проходя через тело человека, сопровождается снижением опасности, которая полностью исчезает при 450-500 Кгц. Но эти токи сохраняют опасность ожогов.

Электробезопасность

система
организационных
и
технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей
от вредного и опасного воздействия электрического тока,
электрической дуги, электромагнитного поля и разрядов статического
электричества.

Характеристика зависимости поражения человека электрическим током

Поражение человека электрическим током возможно только

возможно при:
прикосновении к открытым токоведущим частям оборудования и
проводам;
прикосновении к корпусам электроустановок, случайно оказавшихся
под напряжением (повреждение изоляции);
шаговом напряжении;
освобождении человека, находящегося под напряжением;
действии электрической дуги;
воздействии атмосферного электричества во время грозовых
разрядов.

Электрический ток, проходя через тело человека,
оказывает на него сложное воздействие:
термическое;
электролитическое;
биологическое;
механическое.

Воздействие электрического тока на организм человека

Термическое действие тока проявляется в ожогах тела,
нагреве и повреждении кровеносных сосудов, нервов, крови, мозга
и других органов, что вызывает их серьезные функциональные
расстройства.
Электролитическое действие тока проявляется в
разложении крови и других жидкостей в организме, вызывает
значительные нарушения их физико-химического состава, а также
ткани в целом.
Биологическое действие тока выражается главным образом в
нарушении биологических процессов, протекающих в живом
организме, что сопровождается разрушением и возбуждением
тканей, а также сокращением мышц.
Механическое действие тока проявляется в разрывах кожи,
кровеносных сосудов, нервной ткани, а также вывихах суставов и
даже переломах костей вследствие резких непроизвольных
судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего
через тело человека.

Виды поражений электрическим током

электрические травмы - электрические ожоги,
электрические знаки,
электрометализация кожи,
электроофтальмия и механические повреждения;
электрические удары относятся к виду поражений,
которые имеют место при воздействии малых токов
(порядка нескольких сотен миллиампер) и напряжения до
1000 В

Электрические травмы

Электрический ожог может быть при действии электрической дуги
(дуговой ожог) или прохождение тока через тело человека в
результате контакта его с токоведущей частью (токовый ожог).
Электрические знаки (знаки тока или электрические метки)
представляют собой омертвевшие пятна на коже человека,
подвергшегося действию тока.
Электрометаллизация кожи обусловлена проникновением в
верхние ее слои мельчайших частичек металла, расплавившихся под
действием электрической дуги.
Электроофтальмия - воспаление наружных оболочек глаз,
возникающее в результате воздействия потока ультрафиолетовых
лучей.
Механические повреждения возникают в результате резких
непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием
тока.

4 степени электрического удара

В зависимости от возникающих последствий
электрические удары делят на четыре степени:
I – судорожное сокращение мышц без потери сознания;
II – судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но
с сохранившимися дыханием и работой сердца;
III – потеря сознания и нарушение сердечной
деятельности или дыхания (или того и другого);
IV – состояние клинической смерти (отсутствие дыхания
и кровообращения).

Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током

Тяжесть поражения электрическим током зависит от целого
ряда факторов:
значения силы тока;
рода и частоты электрического тока;
пути прохождения тока через человека;
длительности прохождения тока через человека;
напряжения;
электрического сопротивления тела человека и его индивидуальных
свойств;
площади и плотности контакта с токоведущими частями;
условий окружающей среды.
Основным фактором, обусловливающим ту или иную
степень поражения человека, является сила тока.

Степень поражения током

Для характеристики воздействия силы электрического тока
на человека установлены три критерия:
пороговый
ощутимый
ток
(наименьшее
значение
силы
электрического тока, вызывающего при прохождении через организм
человека ощутимые раздражения);
пороговый неотпускающий ток (наименьшее значение силы
электрического тока, вызывающего непреодолимые судорожные
сокращения мышц руки, в которой зажат проводник);
пороговый фибрилляционный ток (наименьшее значение силы тока,
вызывающего при прохождении через тело человека фибрилляцию
сердца – хаотические и разновременные сокращения волокон
сердечной мышцы, полностью нарушающие работу сердца как
насоса).

Пути прохождения электрического тока в организм человека

Значительно
опасными
считаются
пути
прохождения через жизненно важные органы (сердце,
легкие, головной мозг):
«голова – рука»;
«голова – ноги»;
«рука – рука»;
«руки – ноги».

Характерные пути тока в теле человека

Причины поражения человека электрическим током

Поражение человека электрическим током возможно только
при замыкании электрической цепи через тело человека. Это
может быть при:
двухфазном включении в цепь;
однофазном включении в цепь – провода, клеммы, шины и т.д.;
контакте человека с нетоковедущими частями оборудования (корпус
станка,
прибора),
конструктивными
элементами
здания,
оказавшимися под напряжением в результате нарушения изоляции
проводки и токоведущих частей.

Двухфазное включение в цепь а – изолированная нейтраль; б – заземленная нейтраль; А, В, С – фазные провода; РЕМ – нулевой защитный и нулево

Двухфазное включение в цепь
а – изолированная нейтраль;
б – заземленная нейтраль;
А, В, С – фазные провода;
РЕМ – нулевой защитный и нулевой рабочий проводники,
объединенные в один проводник

Однофазное прикосновение в сети с заземленной нейтралью а – нормальный режим работы; б – аварийный режим работы(повреждена вторая фаза); R0

– сопротивление заземления нулевого провода;
Rк – сопротивление замыкания провода на землю

Однофазное прикосновение в сети с изолированной нейтралью а – нормальный режим работы; б – аварийный режим работы(повреждена вторая фаза)

Меры защиты от действия электрического тока

изоляция токоведущих частей (нанесение на них диэлектрического
материала – пластмасс, резины, лаков, красок, эмалей т.п.);
двойная изоляцию – на случай повреждения рабочей;
воздушные линии, кабели в земле;
ограждение электроустановок;
блокировочные
устройства,
автоматически
отключающие
напряжение электроустановок при снятии с них защитных кожухов
и ограждений;
малое напряжение (не более 42 В) для освещения в условиях
повышенной опасности;
изоляцию рабочего места (пола, настила);
заземление или зануление корпусов электроустановок, которые
могут оказаться под напряжением при повреждении изоляции;
выравнивание электрических потенциалов;
автоматическое отключение электроустановок;
предупреждающая сигнализация (звуковая, световая) при
появлении напряжения на корпусе установки;
надписи, плакаты, знаки;
средства индивидуальной защиты.

ГОСТ 12.1.030 защитному заземлению подлежат:

1. Металлические нетоковедущие части оборудования, к
которым возможно прикосновение людей;
2. Все электроустановки в помещениях с повышенной
опасностью и особо опасных, а также наружные
электроустановки при напряжении 42 В переменного
тока и 110 В постоянного тока;
3. Все электроустановки переменного тока в помещениях
без повышенной опасности 380 В и переменного 440 В и
выше;
4. все электроустановки во взрывоопасных зонах.

Виды защитных средств от поражения электрическим током

Электрозащитные средства разделяют на:
изолирующие (основные и дополнительные);
ограждающие;
предохранительные

Основные изолирующие защитные средства

Основные изолирующие защитные средства обладают
изоляцией, способной длительно выдерживать рабочее напряжение
электроустановки, и поэтому ими разрешается касаться токоведущих
частей, находящихся под напряжением. К ним относятся:
в электроустановках до 1000 В – диэлектрические перчатки,
изолирующие штанги, изолирующие и электроизмерительные клещи,
слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками, а
также указатели напряжения;
в электроустановках выше 1000 В – изолирующие штанги,
изолирующие и электроизмерительные клещи, указатели напряжения,
а также средства для ремонтных работ под напряжением выше 1000
В.

Дополнительные изолирующие защитные средства

Дополнительные изолирующие защитные средства не
способны выдержать рабочее напряжение электроустановки. Они
усиливают защитное действие основных изолирующих средств,
вместе с которыми они должны применяться. Дополнительные
средства самостоятельно не могут обеспечить безопасность
обслуживающего персонала. К ним относятся:
в электроустановках до 1000 В – диэлектрические галоши и ковры, а
также изолирующие подставки;
в электроустановках выше 1000 В – диэлектрические перчатки, боты
и ковры, а также изолирующие подставки.

Изолирующие защитные средства 1, 3 – изолирующие штанги; 2 – изолирующие клещи; 4 – диэлектрические перчатки; 5 – диэлектрические боты; 6 – д

Изолирующие защитные средства
1, 3 – изолирующие штанги; 2 – изолирующие клещи; 4 – диэлектрические перчатки;
5 – диэлектрические боты; 6 – диэлектрические галоши; 7 – резиновые коврики
и дорожки; 8 – изолирующая подставка; 9 – монтерские инструменты с изолированными
ручками; 10 – токоизмерительные клещи; 11, 12, 13 – указатели напряжения

Ограждающие защитные средства

Ограждающие защитные средства предназначены для
временного ограждения токоведущих частей и предупреждения
ошибочных операций с коммутационными аппаратами.
К ним относятся: временные переносные ограждения – щиты и
ограждения-клетки, изолирующие накладки, временные переносные
заземления и предупредительные плакаты.

Предохранительные защитные средства

Предохранительные защитные средства предназначены для
индивидуальной защиты работающих от световых, тепловых и других
воздействий.
К ним относятся: защитные очки; специальные рукавицы,
защитные каски; противогазы; предохранительные монтерские пояса;
страховочные
канаты;
монтерские
когти,
индивидуальные
экранирующие комплекты и переносные экранирующие устройства и
др.

Первая помощь при несчастных случаях, вызванных поражением
электрическим током, состоит из двух этапов:
освобождение пострадавшего от действия тока;
оказание пострадавшему доврачебной помощи.

Правила оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током

При поражении электрическим током необходимо как можно
скорее освободить пострадавшего от действия тока, поскольку
тяжесть электротравмы зависит от продолжительности его действия.
Признаки, по которым можно быстро определить состояние
пострадавшего:
сознание: ясное, отсутствует, нарушено (пострадавший заторможен),
человек возбужден;
цвет кожных покровов и видимых слизистых (губ, глаз): розовые,
синюшные, бледные;
дыхание: нормальное, отсутствует, нарушено (неправильное,
поверхностное, хрипящее);
пульс на сонных артериях: хорошо определяется (ритм правильный
или неправильный), плохо определяется, отсутствует;
зрачки: узкие, широкие.

Правила оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током (при напряжении до 1000 В)

При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от
токоведущих частей можно воспользоваться любыми непроводящими
ток предметами: обмотать руку шарфом, оттянуть его за одежду,
встать на сверток сухой ткани, сухую доску.
Даже голой рукой можно оттянуть за сухую одежду,
отстающую от тела (за ворот, хлястик, полу пиджака).
Нельзя тянуть за брюки или обувь, которые могут оказаться
сырыми или иметь металлические детали, соприкасающиеся с телом.

Освобождение пострадавшего от действия тока в установках до 1000 В оттаскиванием за сухую одежду

Правила оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током (при напряжении более 1000 В)

Если в установке напряжением более 1000 В быстрое
отключение невозможно, то пользоваться какими бы то ни было
подручными средствами вроде палки, доски или сухой одежды
нельзя.
В этом случае необходимо надеть диэлектрические перчатки и
боты и оттащить пострадавшего от частей установки, находящихся
под напряжением, пользуясь изолирующими защитными средствами,
рассчитанными на это напряжение (штанги, клещи для
предохранителей или коврики), либо вызвать автоматическое
отключение установки, устроив в ней короткое замыкание на
безопасном расстоянии от пострадавшего.

Освобождение пострадавшего от действия тока в установках выше 1000 В отбрасыванием провода изолирующей штангой

Шаговое напряжение

Шаговое напряжение – разность потенциалов между двумя
точками на поверхности земли в зоне растекания тока, которые
находятся на расстоянии шага (0,8 м).
Причиной появления шагового напряжения является
образование электрических потенциалов на поверхности земли в
пределах поля растекания тока (замыкание в грунте, возникающее при
падении электрического провода на землю, замыкание токоведущих
частей на заземленный корпус, между точками земли или другой
поверхности, на которой стоит человек обеими ногами)

Шаговое напряжение

Шаговое напряжение зависит от:
силы тока;
распределения потенциала по поверхности земли;
длины шага;
положения (расстояния) человека относительно заземления;
направления по отношению к месту замыкания.

Шаговое напряжение и человек

Шаговое напряжение считается безопасным, если оно не
превышает 40 В.
Чем ближе будет находиться человек к месту прикосновения
провода с землей, тем под большим шаговым напряжением он
окажется.
На расстоянии более 20 м от места замыкания токоведущей
части на землю потенциал снижается весьма значительно.
Если человек оказался под действием шагового напряжения,
то выходить из зоны растекания электрического тока необходимо
мелким шагами (на длину ступни), скользя подошвой обуви по земле,
не поднимая ног.

В соответствии с Правилами устройства электроустановок
(ПУЭ) в отношении опасности поражения людей электрическим
током различаются:
1. Помещения без повышенной опасности, в которых
2.1 сырости
или токопроводящей
пыли; повышенную или
отсутствуют
условия, создающие
опасность. полов (металлические, земляные,
2.2 особую
токопроводящих
2.Помещениякирпичные
с
опасностью,
железобетонные,
иповышенной
т.п.);
характеризующиеся
2.3 высокой
температуры; наличием в них одного из
следующих одновременного
условий,
создающих
повышенную
2.4 возможности
прикосновения
человека к
опасность:
имеющим соединение с землей металлоконструкциям
зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т.п., с
одной
стороны,
и
к
металлическим
корпусам
электрооборудования – с другой.

Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током

3.
Особо опасные помещения, характеризующиеся
наличием одного из следующих условий, создающих
особую опасность:
3.1 особой сырости;
3.2 химически активной или органической среды;
3.3 одновременно двух или более условий повышенной
опасности
4.
Территории
размещения
наружных
электроустановок. В отношении опасности поражения
людей
электрическим
током
эти
территории
приравниваются к особо опасным помещениям.

Характеристика производственных помещений по электробезопасности

Сырыми помещениями называются помещения, в которых
относительная влажность воздуха длительно превышает 75 %.
Пыльными помещениями называются помещения, в которых
по условиям производства выделяется технологическая пыль в
таком количестве, что она может оседать на проводах, проникать
внутрь машин, аппаратов и т.п.
Жаркими помещениями называются помещения, в которых
под воздействием различных тепловых излучений температура
превышает постоянно или периодически более 1 сут. + 35 °С
(например,
помещения
с
сушилками,
сушильными
и
обжигательными печами, котельные и т.п.).
Особо сырыми помещениями называются помещения, в
которых относительная влажность воздуха близка к 100 % (потолок,
стены, пол и предметы, находящиеся в помещении, покрыты
влагой).
Помещениями с химически активной или органической
средой называются помещения, в которых постоянно или в течение
длительного времени содержатся агрессивные пары, газы,
жидкости, образуются отложения или плесень, разрушающие
изоляцию и токоведущие части электрооборудования.

Статическое электричество

Заряды статического электричества образуются при деформации
твердых тел, разбрызгивании жидкостей, при перемещении (трении)
твердых, сыпучих и жидких тел.
Под статическим электричеством принято
понимать электрические разряды, находящиеся в
состоянии относительного покоя, распределенные на
поверхности или в объеме диэлектрика или на
поверхности проводника тока.
Перемещение
зарядов
статического
электричества
в
пространстве обычно происходит вместе с наэлектризованными
телами.

Действие статического электричества на организм человека

Для человека разряды статического
представляют прямой опасности.
электричества
не
Воздействие статического электричества на человека может
проявляться в виде слабого длительно протекающего тока или в
форме кратковременного разряда, проходящего через его тело.
Такой разряд вызывает у человека рефлекторное движение.
На теле человека статическое электричество может
накапливаться:
при ношении обуви с непроводящими электричество подошвами,
при ношении одежды и белья из шерсти, шелка и искусственных
волокон;
при выполнении ряда ручных операций с веществамидиэлектриками.

Нормирование электростатического поля

Нормируемым
параметром
напряженность поля Е,(В/м)
ЭСП
является
Предельно допустимые уровни напряженности
электростатического поля (ЕПД) устанавливаются в
зависимости от времени пребывания персонала на
рабочих местах и не должны превышать:
при воздействии до 1 ч – 60 кВ/м;
при воздействии свыше 1 до 9 ч величина ЕПД
определяется по формуле:
ЕПД 60 Т,
где Т – время, ч.

Мероприятия по защите от статического электричества

Для предупреждения возможности возникновения
опасных
искровых
разрядов
статического
электричества
с
поверхности
оборудования,
трубопроводов, а также с тела человека необходимо
обеспечить стекание зарядов следующими способами:
отводом зарядов путем заземления оборудования и
коммуникаций;
обеспечением постоянного электрического контакта с
заземлением тела человека;
отводом зарядов путем уменьшения удельных объемных
электрических сопротивлений;
нейтрализацией
зарядов
путем
использования
радиоизотопных,
индукционных
и
других
нейтрализаторов.

Атмосферное электричество

Разряды атмосферного электричества – молнии
могут явиться причиной взрывов, пожаров и поражения
людей.
Молния

искровой
разряд
статического
электричества, аккумулированного в грозовых облаках.
Энергия искрового разряда молнии и возникающие при
этом токи представляют опасность для человека, зданий
и сооружений.

Прямой удар молнии вызывает следующие воздействия на
объект:
– электрические, связанные с поражением людей
электрическим током и появлением перенапряжений на
пораженных элементах.
– термические, связанные с резким выделением теплоты
– механические, обусловленные ударной волной,
распространяющейся от канала молнии, и
электродинамическими силами, действующими на
проводники с токами молнии.

Вторичные проявления
Электростатическая индукция
Электромагнитная индукция
Занос высоких потенциалов

Защита от атмосферного электричества

Молниезащита комплекс защитных устройств,
предназначенных для обеспечения безопасности людей,
сохранности зданий и сооружений, оборудования и
материалов от возможных взрывов, загораний и
разрушений

Молниеотводы

Молниезащита от прямых ударов молнии в наземные
объекты осуществляется в виде специальных устройств,
называемых молниеотводами.
По конструкции молниеотводы подразделяются на:
стержневые;
тросовые.

Устройство молниеотвода 1 – молниеприемник; 2 – токовод; 3 – заземление; 4 – мачта

1
4
2
3

Молниеотводы

Одиночный стержневой молниеотвод – один вертикальный
молниеотвод, устанавливаемый на защищаемом сооружении или
вблизи него.
Двойной стержневой молниеотвод – два одиночных
стержневых молниеотвода, совместно действующих и образующих
общую зону защиты.
Многократный стержневой молниеотвод – три и более
одиночных стержневых молниеотвода, совместно действующих и
образующих общую зону защиты.
Одиночный тросовый молниеотвод – устройство, образуемое
горизонтальным тросом, закрепленным на двух опорах, по каждой
из которых прокладывается токоотвод, присоединяемый к
отдельному заземлителю у их основания.

Категории молниезащиты

В зависимости от взрывопожароопасности объектов,
среднегодовой продолжительности гроз, а также от
ожидаемого количества поражений молнией в год
устанавливаются
3
категории
устройства
молниезащиты.

Категории молниезащиты
Устанавливаются 3 категории устройства молниезащиты и
2 типа (А, Б) зон защиты объектов от прямых ударов
молнии.
По третьей категории организуется защита объектов,
По второй категории осуществляется защита
относимых
по ПУЭ
к пожароопасным
зонам классов
П-I, П-II, с
К
первой
категории
относятся
объекты
объектов, относимых по классификации по ПУЭ к
П-IIа при расположении
объектов
в местностях соотсредней
взрывоопасными
зонами
независимо
взрывоопасным
зонам
классов
В-Iа,
В-Iбместа
и
грозовой деятельностью
20 ичасов
год и более. (зона грозовой
защиты
расположения
объекта
от впродолжительностью
интенсивности
В-IIа в местностях
со средней
гроз
типа А,Б).
деятельности
(тип
зоны
защиты
объектов А).
10 часов в год и более.
По третьей категории производится защита наружных установок
Тип зоны защиты А или Б
и открытых складов

Здания и сооружения, отнесенные по устройству
молниезащиты к первой и второй категориям, должны
быть защищены от прямых ударов молнии, и вторичных
проявлений через наземные и подземные металлические
коммуникации.
Здания и сооружения, отнесенные по устройству
молниезащиты к третьей категории, должны быть
защищены от прямых ударов молнии и заноса высоких
потенциалов через наземные металлические конструкции.

Зоны защиты молниеотвода

Зона защиты молниеотвода – это часть
пространства, внутри которого здание и сооружение
защищено от прямых ударов молнии с определенной
степенью надежности.
Зона защиты типа А обладает степенью надежности
99,5 % и выше, а зона защиты типа Б – 95 % и выше.

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

Знайте, что электрический ток повреждает ткани не только в месте его приложения, но и на всем пути прохождения через тело человека.

Основные пути прохождения электрического ока через тело человека: рука-рука, рука-нога, рука-голова, голова-нога.

Человек после такого воздействия может находиться в состоянии «мнимой смерти»: очень бледен, дыхания не слышно, пульс еле прощупывается, он очень слабый и редкий.

ПОМНИТЕ! При наличии даже слабого и редкого пульса нельзя проводить непрямой сердца.

Электротравма может возникнуть при попадании под шаговое напряжение, возникающее при обрыве и падении на землю провода, действующей воздушной линии 0,38 кВ и выше. При этом путь тока не прерывается.

Земля является проводником тока.

Поражение электрическим током происходит, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих различные электрические потенциалы.

Вокруг оборванного и лежащего на земле провода образуется опасная зона радиусом 5-8 м. при входе в эту зону человеку грозит смертельная опасность, если он даже не коснулся провода.

БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ

Для исключения поражения электрическим током запомните следующие меры предосторожности:

Не перегружайте электросеть.

Технические средства защиты от коротких замыканий (автоматические выключатели, пробочные предохранители) в квартирной сети всегда должны быть исправны. При этом не пользуйтесь так называемыми «жучками».

Не ремонтируйте и не заменяйте под напряжением поврежденные выключатели, розетки, ламповые патроны, приборы и светильники. Выполняйте эти работы только после отключения сети.

Следите за исправным состоянием изоляции электропроводки, электроприборов, а также шнуров с помощью которых они включаются в сеть. При обнаружении повреждения изоляции шнура или провода его следует отключить от электросети и оголенное место аккуратно и плотно обмотать 2-3 слоями изоляционной ленты.

Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприбора в электросеть - сначала подключайте шнур к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратном порядке.

Не пользуйтесь неисправными электроприборами, оголенными концами провода вместо штепсельных вилок, а также самодельными электропечами, нагревателями и т.п.

Отключайте электроприборы когда выходите из дома, даже на 5 минут.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРЕКРАТИТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕНСКОГО ТОКА НА ПОСТРАДАВШЕГО

Немедленно освободите пострадавшего от контакта с электрическим током.

Отключите электроприбор, которого касается пострадавший.

Отключите участок электрической цепи или оборудования выключателем или рубильником.

Оборвите провода (сухой доской, палкой, бруском, топором, лопатой с деревянной ручкой и т.п.) с обеих сторон от пострадавшего или перерубите (перекусите кусачками) электрические провода, каждый в отдельности, чтобы избежать короткого замыкания.

Примите меры к освобождению (отрыву) пострадавшего от токоведущих частей, к которым он прикасается, если отключить электроустановку нельзя.

Наденьте на руки резиновые перчатки (при их отсутствии оберните руки сухой тряпкой), если вы намереваетесь дотронуться до пострадавшего, находящегося под воздействием тока.

Изолируйте себя от земли резиновым ковриком (сухой доской, брезентом в несколько слоев).

Возьмите пострадавшего за одежду и освободите от токоведущих частей.

Помните, пострадавшего нельзя брать за открытые части тела, пока он находится под действием тока.

Видеофильм по электробезопасности

Смешарики: азбука безопасности "Тушение электроприборов. Часть первая"

Смешарики: азбука безопасности "Тушение электроприборов. Часть вторая"

Источник: www.27.mchs.gov.ru

19.03.2014 12:27

Лента новостей

  • 19:22
  • 13:02
  • 20:02
  • 15:42
  • 13:32
  • 18:32
  • 17:22
  • 20:12
  • 18:03
  • 15:52
  • 11:52
  • 20:52
  • 18:52
  • 16:42