Краткий психологический словарь. Большой психологический словарь Краткий психологический словарь под редакцией

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Термин направленности личности восходит к работам В.Штерна (Richtungsdipositionen) и переводится как «доминирующее правильное отношение». Решение вопроса направленности всегда предполагает указание того, на что направлена личность, поэтому говорят о направленности интересов, вкусов, взглядов, желаний человека, что указывает на избирательность, индивидуальность и неповторимость индивида.

Направленность выступает в качестве ведущей содержательной характеристики личности, ее системообразующим свойством, определяющим весь ее психологический склад.

В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «субъективные отношения личности» (Ломов), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили), «основная жизненная направленность» (Ананьев).

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления :

1) понимание направленности через потребности и мотивы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов);

2) теория значимости (Н.Ф.Добрынин);

3) теория отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов);

4) теория установки (Д.Н.Узнадзе).

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (словарь)

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дается следующее определение направленности личности: «Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» (Психология. Словарь./Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – с. 230).

В этом же словаре раскрываются составляющие направленность личности компоненты.

Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Интерес может перерасти в склонность.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение личности.

Иллюзии восприятия (- ошибка, заблуждение) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «Иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений (см. рис. 1).

К другому классу Иллюзии относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками. Некоторые Иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п.

Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т.д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению.

В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. Отраженная субъектность).

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. У здоровых людей бывают И. физиологические и физические, патогенетически не связанные с нарушениями мышления или сознания. Пример физической иллюзии: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная; физиологическая иллюзия: из двух равных линий, снабженных на концах острыми углами, направленными внутрь или кнаружи, первая кажется более короткой.

  • Иллюзии аффективные - возникают под влиянием аффекта - страха, тревоги, при депрессии.
  • Иллюзии вербальные - содержат отдельные слова или фразы.
  • Иллюзии сознаваемости - ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора, эти И. являются признаком формирования галлюцинаций и бреда. Син.: И. воплощенной сознаваемости.
  • Иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] - форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару - одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы И.у. объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. И.у. используются как один из методических приемов для исследования установки.
  • Иллюзии эпилептические - нарушения восприятия, представляющие собой существенные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальных эпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага в коре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают И.э. перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженно и не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенно сопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот, «никогда не виденного», «никогда не слышанного», «никогда не пережитого»). К этой группе относятся И.э. бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептических сноподобных состояниях.

Иллюзия - в основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN 5-93878-086-1.Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь — основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. В словаре более 1600 статей, более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими изданиями (`Психологический словарь`, 1983, 1996) вырос вдвое. Словарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.
Большой психологический словарь можно назвать фундаментальной книгой, которая представляет огромный интерес не только студентам, специалистам, но и людям, психологическое знания для которых стало незаменимой потребностью для удовлетворения познавательных, профессиональных и личных интересов.Предисловие.
Персоналии.
Список авторов.
Список сокращений и список символических обозначений.
Словарные статьи А -Я
Тематический предметный указатель.
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
Смежные информационно-кибернетические науки.
Смежные медико-биологические науки.
Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
Отрасли психологии.
Возрастная психология и психология развития.
Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
Инженерная психология, психология труда и эргономика.
Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
Нейропсихология.
Общая психология.
Психология ощущений и восприятия.
Психология внимания.
Психология памяти.
Психология мышления и воображения.
Психология эмоций, мотивации и воли.
Парапсихология.
Педагогическая психология и психологическая служба образования.
Психогенетика.
Психолингвистика и психосемантика.
Психология искусства, психология творчества.
Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
Психология управления.
Психометрика.
Психомоторика.
Психотерапия и психокоррекция.
Психофизика.
Психофизиология и психофармакология.
Сексология и сексопатология.
Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
Специальная психология.
Этнопсихология.
Юридическая психология.
Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
Деятельностный подход.
Поведенческая психология.
Гештальт-психология.
Когнитивная психология.
Культурно-историческая психология и психология деятельности.
Психоанализ.
Другие.
Персоналии.

Составитель Л.А. Карпенко

Статьи словаря раскрывают содержание основных понятий важнейших отраслей современной психологической науки. Особое внимание обращено на психологические термины, встречающиеся в общественно-политической литературе, книгах и статьях по философии, социологии, педагогике, управлению, науковедению. Рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами психологии.

ОТ РЕДАКЦИИ

"Краткий психологический словарь" рассчитан на широкий круг читателей, у которых возникает необходимость получить информацию о содержании понятий, используемых современной психологией. В словаре представлены основные отрасли психологии, теоретические направления и концепции, методы психологических исследований, история психологии в ее важнейших чертах.

Специфика "Краткого словаря" наложила определенные ограничения на полноту словника. В результате многие узкоспециальные понятия инженерной, медицинской психологии, патопсихологии, психофизиологии, психофизики и других отраслей психологической науки либо не вошли в словарь, либо включены в статьи более общего характера. Той же спецификой объясняется и сжатость изложения. Связи между статьями (курсивом выделяются отсылки к другим статьям) позволяют читателю получить относительно полный объем сведений, относящихся к интересующему его предмету. В состав словаря не включены термины, которые хотя и используются в психологической литературе, но не являются собственно психологическими и входят в систему других наук1 (философии, педагогики, анатомии, физиологии и т. п.).

Читатель при желании может получить необходимую информацию об этих терминах в специальных энциклопедических и справочных изданиях.

В словаре применяются обычные для справочного издания сокращения. Так, вместо полного названия статьи в ее тексте приводятся лишь первые буквы составляющих это название слов. Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над словарем.

АВТОРЫ СЛОВАРЯ

Абраменкова В. В., Аванесов В. С, Агеев В. С, Андреева Г. М., Асмолов А, Г., Баканов Б. Н., Белкин П. Г., Березанская И. Б., Богомолова Н. Н., Бодалев А. А., Брушлинский А. В., Бурно М. Е., Вавилов В. А., Величковский Б, М., Венда В. Ф., Вербицкий А. А., Вилюнас В. К., Гигщенрейтер Ю. Б., Гозман Л. Я., Гримак Л. П., Гройсман А. Л., Гурёенидзе Г. С, Гуревич К. М., Данилова Н. Н., Донцов А. И., Егоров В. В., Елисеев В. А., Емельянов Е. Н., Ермолаева Е. П., Ерофеев А. К., Жабицкая Л. Г., Жуков Ю. М., Заргаров В. А., Зейгарник В. В., Зюбан А. Л., Иванников В. А., Ильясов И. И., Капустин С. Л., Карпенко Л. А., Китов А. И., Ковалев Г. А., Ковалева В. М., Кон И. С., Кондратьев М. Ю., Конопкин О. А., Костинская А. Г., Коченов Ц. М., Кроник А. А., Ламм А. А., Лебедев В. И., Лейтес Н. С., Леонова А. Б., Леонтьев А. А., Либих С. С., Липкина А. И., Мироненко В. В., Назаретян А. П., Немов Р. С., Нечаев Н. Н., Обухова Л. Ф., Ольшанникова А. Е., Орлов Ю. М., Парыгин Б. Д., Петренко В. Ф., Петровская Л. А., Петровский А. В., Петровский В. А., Платонов К. К., Подольский А. И., Пузырей А. А., Равич-Щербо И. В., Радзиховский Л. А., Ройтбак А. И., Ротенберз В. С., Рощин С. К., Семенов В. Е., Семенцов В. С., Симонов П. В., Слободчиков В. И., Соколова Е. Т., Спиркин А. Г., Тихомиров О. К., Тутунджан О. М., Умрихин В. В., Фабри К. В., Феденко П. Ф., Фейгеноерв И. М., Фельдштейн Д. П., Хараш А. У., Хомская Ё. Д., Шерковин Ю. А., Швырков В. Б., Щедрина Е. В., Эткинд А. М., Юревич А. В., Юркезич В. С., Ядов В. А., Ярошевский М. Г.

КРАТКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Заведующая редакцией Р. К. Медведева

Редактор А. Н. Голубев

Младшие редакторы Ж. Я. Крючкова и Я. С. Молчанова

Художник Н. М. Биксентеев

Художественный редактор Г. Ф. Семиреченко

Технический редактор Ю. А. Мухин

Сдано в набор 15.08.84. Подписано в печать 21 12.84. Формат 70х108 1/32. Бумага типографская № 2. Гарнитура "Литературная".

Печать высокая. Усл. печ. л. 18,90. Усл. кр.-отт. 18,90. Уч.-изд. л. 27,80. Тираж 500 000(1-260 000) экз. Заказ № 473.

Цена 1 р. 60 к. Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7. Типография изд-ва "Уральский рабочий". 620151, Свердловск, пр. Ленина, 49.