Как изменится егэ по русскому языку в. Изменения в егэ. Обществознание – существенные изменения

В 2014-2015 учебном году будут внесены такие изменения:

1. Допуск к ЕГЭ получат только ученики, успешно написавшие выпускное сочинение (проведение зачетного сочинения – в декабре, оценка по системе зачет/незачет, возможны 2 попытки написания сочинения: в декабре с возможностью пересдачи в феврале.)

2. При поступлении в вуз, учащиеся смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ по русскому языку, представив в ВУЗ свое выпускное сочинение. Оценивать сочинения ВУЗы будут самостоятельно. Также, абитуриенты смогут получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ, имея золотую или серебряную медаль, медали Олимпийских и Паралимпийских Игр, Чемпионата мира, заняв призовые места на всероссийских олимпиадах школьников. Список личных достижений и возможность получения за них дополнительных баллов ВУЗы определяют самостоятельно.

3. В ЕГЭ по иностранному языку появится устная часть «говорение».

А позже 2015 года, будут рассматриваться такие изменения, как:

1. Вопрос об отмене блока «А» (возможно размещение заданий блока «А» в открытом доступе);

2. Рассматривается введение профильного и базового уровня ЕГЭ: -базовый – решение блока «В» (максимально до 70 баллов); -профильный решение блоков «А» и «С» (максимально до 100 баллов).

В перспективе планируется дать возможность учащемуся выбрать не только блок экзамена, но и сам курс: например, базовый по одному предмету и более продвинутый - по другому. Т.е. школьники получат право выбирать те предметы, которые им интересны и получать по ним более глубокие знания.

3. Планируется создать по всей территории РФ Независимые центры прохождения ЕГЭ, которые смогут принимать госэкзамены несколько раз в год. В ряде регионов такие центры уже работают в «пилотном» режиме. Возможно, что три попытки сдать экзамен будут бесплатными, а последующие – на возмездной основе (для покрытия расходов на организацию ЕГЭ).

Изменения, которые коснулись учебных предметов:

В ЕГЭ по русскому языку будет расширена часть «С», появится двухуровневая система сдачи экзамена: для поступления в гуманитарные ВУЗы, выпускники будут сдавать экзамен на профильном уровне, а для поступления в технические ВУЗы – на базовом и будет введена устная часть.

В ЕГЭ по математике появиться также двухуровневая система сдачи экзамена: для поступления в технические ВУЗы, выпускники будут сдавать экзамен на профильном уровне, а для поступления в гуманитарные ВУЗы – на базовом.

В ЕГЭ по обществознанию рассматривается вариант появление устной части.

В ЕГЭ по физике рассматривается предложение о введении физики в качестве обязательного к сдаче ЕГЭ предмета.

В ЕГЭ по географии, биологии, литературе и истории возможно появление устной части. Также, в ЕГЭ по литературе рассматривается вопрос о проведение экзамена в форме сочинения.

Рассматривается вариант введения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.

Однако, согласно решению Минобрнауки РФ, с 2015 г. планируется введение ряда преобразований в системе ЕГЭ. Какие предстоят изменения в ЕГЭ - 2015? Сегодня мы подробнее рассмотрим данный вопрос как в «глобальном» плане, так и в разрезе учебных дисциплин.

Общие изменения в ЕГЭ - 2015

  • Русский язык и математика, являющиеся обязательными для сдачи, получили еще и «двухуровневый» статус. Теперь в гуманитарный ВУЗ будет достаточно сдать на базовом уровне, а вот по русскому следует готовиться к профильному экзамену. При поступлении в технические ВУЗы, наоборот, учитываются итоги профильного экзамена по математике, а русский можно сдать на базовом уровне. Такая «двухуровневая» система в 2015 году станет обязательным условием. Прочитать, как писать ЕГЭ по русскому, вы можете .
  • При поступлении в ВУЗ будет учитываться аттестационный средний балл, а также личные достижения потенциального студента. Если данные факторы будут рассматриваться наряду с результатами ЕГЭ, то это может оказать положительное влияние на решение вопроса о приеме абитуриента. Ведь появится возможность оценить личностные характеристики потенциального студента, его умение ежедневно «перерабатывать» и усваивать большое количество учебной информации.
  • Следующая новость по теме «ЕГЭ» - в 2015 году гуманитарные предметы будут содержать устную часть (включая аудирование), что позволит экспертам получить объективную оценку знания учащихся. Для этого были созданы специальные экспериментальные площадки для отрабатывания данной технологии. Несомненно, подобная методика аудиозаписи ответов значительно повысит «прозрачность» экзамена - «говорение» не оставляет возможности списать, а сразу выявляет истинный уровень знаний и подготовки абитуриента. Хотите узнать последние новости по ЕГЭ? вы можете получить самую актуальную информацию.
  • В 2015 году планируется хранение КИМов на специальных охраняемых складах, а доставка в учебные учреждения будет осуществляться непосредственно перед началом экзаменов. Такая предосторожность значительно сократит риск утечки информации.
  • Разработка различных вариантов КИМов ЕГЭ для регионов с разницей во времени.
  • В новом формате появится возможность сдать ЕГЭ на продолжении учебного года - с этой целью будут созданы независимые центры. Сегодня данный вопрос активно прорабатывается Минобрнауки РФ.

Обратите внимание: в середине года (декабрь) ученики будут писать итоговое сочинение, по результатам которого будет приниматься решение о допуске к ЕГЭ – 2015.

О главных изменениях по ЕГЭ – 2015 вы можете узнать, просмотрев это видео

Новые КИМы ЕГЭ – список изменений

КИМ разрабатываются Федеральным Институтом Педагогических Измерений (ФИПИ) и используются для проверки уровня обученности абитуриента по определенному предмету. Другими словами, КИМ – те же тесты ЕГЭ. Количество вариантов КИМ очень велико, поэтому практически невозможно совпадение двух одинаковых тестов в одном классе.

Таким образом, потребует от абитуриента максимальной трудовой отдачи, а вероятность найти вариант- «клон» практически равна нулю.

Какие общие изменения в КИМ ЕГЭ – 2015? Рассмотрим по пунктам:

Русский язык: изменения в ЕГЭ – 2015

Новые тесты ЕГЭ по русскому в 2015 году претерпят важные изменения – работа будет состоять из 2 частей, включающих 25 заданий. В часть 1 входит 24 задания с кратким ответом, а в часть 2 – 1 задание с развернутым ответом (сочинение).

Уважаемые коллеги!

Изменений в Едином государственном экзамене в 2015 году предстоит немало . Одна из перемен связана с возможностью неоднократной сдачи экзаменов. Рособрнадзор уже отправил в регионы проект расписания ЕГЭ-2015, в котором такая возможность закреплена. Согласно проекту, ведомство впервые планирует проведение в феврале экзаменов по географии для тех выпускников, которые закончили изучение этого предмета в 10-м классе. Также на этом этапе выпускники прошлых лет получат возможность сдать ЕГЭ по русскому языку. На основе этих экзаменов и планируется отработать технологию неоднократной сдачи ЕГЭ.

В апреле будут сдавать экзамены выпускники прошлых лет и текущего года, имеющие допуск педагогического совета, а в мае-июне – все категории участников ЕГЭ.

Дополнительного этапа в июле в 2015 году не предусмотрено. Для тех, кто получил неудовлетворительные результаты в экзаменационную кампанию 2015 года, прорабатывается вопрос о возможности пересдачи экзаменов осенью.

А, В и С в КИМах больше не будет.

В контрольных измерительных материалах (КИМ) единого государственного экзамена 2015 года планируются и содержательные, и организационные изменения.

Теперь каждый вариант будет состоять из 2 частей, в котором задания представлены со сквозной нумерацией, без буквенных обозначений А, В и С.

По большинству учебных предметов сокращено количество заданий с выбором одного ответа. Изменена и форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, теперь надо будет цифрой (а не крестиком, как раньше) записать номер правильного ответа.

Математика: база или профиль?

На ЕГЭ по математике будут проводиться экзамены базового и профильного уровня.

КИМы базового уровня будут состоять из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом.

По словам разработчиков, структура и содержание КИМ базового уровня дают возможность проверить умения решать стандартные задачи практического содержания; проводить простейшие расчёты, оценку и прикидку; логически рассуждать; действовать в соответствии с несложными алгоритмами; использовать для решения задач учебную и справочную информацию; решать в том числе сложные задачи, требующие логических рассуждений.

Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, в стобалльную они не переводятся и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы.

Эти результаты позволят выпускнику получить аттестат и поступать в вуз по некоторым гуманитарным направлениям, где не требуются результаты ЕГЭ по математике.

Что касается ЕГЭ по математике профильного уровня, то первая часть КИМ будет содержать задания с кратким ответом, вторая часть – задания с кратким и развёрнутым ответом.

КИМ ЕГЭ профильного уровня созданы на основе экзаменационной модели ЕГЭ 2014 года и проверяют умения: выполнять вычисления и преобразования; решать уравнения и неравенства; выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами; строить и исследовать математические модели. Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе, и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.

Русский язык из двух частей

По этому предмету планируются изменения структуры КИМ: исключена часть с выбором варианта ответа. В первой части будет 24 задания с кратким ответом. Во второй – одно задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение выпускников создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

ЕГЭ по физике

Каждый вариант состоит из двух частей. По сравнению с экзаменационными материалами ЕГЭ-2014 число заданий сокращено с 35 до 32. На два задания уменьшено число расчётных задач, входящих в последнюю часть работы, и на одно задание базового уровня по электродинамике.

ЕГЭ по биологии

Общее число заданий в экзаменационной работе уменьшено с 50 до 40, из них останется 25 заданий с выбором одного верного ответа, вместо 36, как было в ЕГЭ в 2014 году. Число заданий с развёрнутым ответом увеличится – с 6 до 7.

ЕГЭ по обществознанию

За счёт сокращения по одному заданию в каждом из пяти содержательных блоков, в каждом варианте число заданий, направленных на проверку определённых умений, сократилось на два. Также будет введено задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина.

ЕГЭ по иностранному языку

С 2015 года на ЕГЭ по иностранному языку в штатный режим вводится раздел «Говорение» – устная часть, причем выпускник сам решает, сдавать ли ему устную часть или нет. Однако этот выбор влияет на получение максимальной оценки за экзамен. 100 баллов можно получить, если выпускник сдаёт и письменную, и устную части. Максимальные баллы за письменную часть – 80, за устную – 20. Минимальное количество баллов – 22.

Если выпускник решит сдавать устную часть, то ЕГЭ по иностранному языку будет проходить для него в два дня: день для сдачи письменной части и отдельный день для устной части экзамена. При этом апелляция подается единожды ко всем частям работ сразу.

Процедура сдачи устной части экзамена полностью автоматизирована и проходит за компьютером с использованием специализированного программного обеспечения. В одной аудитории организуется от 1 до 10 персональных компьютеров с необходимой аудиогарнитурой.

Участнику экзамена последовательно отображаются задания в формате текста и изображений с описанием задания на выбранном языке. Экзаменуемый в форме монологических высказываний последовательно даёт ответы на задания, а запись устных ответов осуществляется на электронный носитель.

Участник ЕГЭ будет иметь возможность проверить качество записи своего голоса как перед экзаменом, так и прослушать свой ответ после экзамена.

На данный момент выпускники могут выбирать следующие иностранные языки: английский, испанский, французский и немецкий. В перспективе планируется расширить список иностранных языков, по которым будет приниматься ЕГЭ.

Не планируется существенных изменений в КИМ ЕГЭ-2015 по химии, географии, истории, информатике и ИКТ, истории, литературе.

В ЕГЭ 2015 года были внесены изменения, которые относятся ко всем предметам. Они касаются структуры КИМов:

  • работы по каждой из дисциплин разбиты на две части (первая содержит базовые вопросы, вторая – усложненные);
  • задания имеют сквозную цифровую нумерацию без букв;
  • короткие ответы изменили свою форму, их нужно записывать как номер правильного варианта, а не как крестик.

Изменения в – значительные.

ЕГЭ по математике в 2015 году будет проводиться в двух версиях – профильной и базовой. Первая предназначается для учащихся, которые поступают в технические ВУЗы и должны иметь хорошую подготовку по этому предмету. Вторую могут выбрать выпускники, которым математика не нужна для будущей учебы и работы. Оценка за базовый экзамен не может учитываться при поступлении в ВУЗ.

Профильный КИМ создан на базе прошлогоднего. В него внесены следующие изменения:

  • во вторую часть включена задача высокой сложности, которое проверяет умение использовать полученные знания на практике и работать с моделями;
  • из первой части исключили одно задание;
  • вопросы №16 и 17 второй части изменили форму и тематическое содержание.

Базовый КИМ не содержит задач повышенной сложности. Он имеет форму теста, на все вопросы которого необходимо дать краткие ответы.

Изменения в – значительные.

Для того чтобы разграничить аттестации по итогам 9 и 11 классов, содержание ЕГЭ по русскому языку в 2015 году полностью пересмотрено. Число заданий в тесте уменьшилось с 39 до 25 и они представлены в другом формате. Максимальный балл снизился с 64 до 55. Также в тест добавлено одно лексическое задание.

Изменения в – значительные.

Число вопросов ЕГЭ по биологии в 2015 году уменьшилось с 50 до 40. При этом из тестирования исключено 9 заданий с короткими ответами (вместо 36 их стало 25) и добавлена одна развернутая задача.

Изменения в – значительные.

ВЕГЭ по иностранным языкам в 2015 году будет включена устная часть, проверяющая умение учащихся говорить. Вопросы на аудирование А1-А7 преобразованы в задание 2 на определение соответствий по прослушанному тексту.

Изменения в – значительные.

ВЕГЭ по обществознанию в 2015 году внесены следующие коррективы:

  • из всех тематических блоков исключено по одному вопросу с выбором ответа из нескольких вариантов;
  • вопросы № 4,9,12,16 и 20 представлены в виде задания с множественным выбором;
  • добавлен новый вопрос №21 на знание основ Конституции;
  • число заданий уменьшилось с 37 до 36, максимальный балл – с 62 до 60;
  • время экзамена стало больше на 25 минут.

Изменения в – значительные.

Число вопросов в ЕГЭ по физике в 2015 году уменьшилось с 35 до 32. Из теста исключили две расчетные задачи и один базовый вопрос. В результате уровень сложности работы существенно снизился.

Изменения в – не значительные.

НововведенияЕГЭ по химии в 2015 году заключаются в следующем:

  • сокращено количество общих вопросов (с 28 до 26);
  • максимальный балл уменьшился с 65 до 64;
  • задача на определение молекулярной формулы будет оцениваться по другим критериям, максимальный балл за ее решение увеличился с 3 до 4.

Изменения в – не значительные.

Вопросы ЕГЭ по географии в 2015 году, которые включены в первую часть, будут расположены в другом порядке.

Изменения в – не значительные.

Структура ЕГЭ по информатике в 2015 году была оптимизирована:

  • число вопросов уменьшилось с 32 до 27 за счет их объединения по темам;
  • максимальный балл снизился с 40 до 35.

Изменения в – не значительные.

ЕГЭ по истории в 2015 году будут иметь другую периодизацию. В тест добавлен вопрос на тему Великой отечественной войны (№15), а также исключены два базовых задания.

Изменения в – не значительные.

ЕГЭ по литературе в 2015 году будет проводиться с использованием КИМов новой структуры. Других изменений внесено не было.

Каждую осень, едва отметив 1-е сентября, мы с осторожностью ждем, какие изменения в ЕГЭ произойдут в этом году? Давайте разбираться.

Итоговое сочинение

По поручению Владимира Путина в школы вернется обязательное сочинение. Итоговое сочинение будет проводится в 11 классе в качестве промежуточной аттестации. Писать его выпускники будут в своих школах уже 3 декабря 2014 года, а пересдавать 4 февраля и 6 мая.

Без зачета по данной работе выпускник не допускается до ЕГЭ. Для обучающихся с ограниченными возможностями и детей-инвалидов сочинение будут заменено изложением.

Итоговое сочинение может принести до 10 дополнительных баллов при поступлении (если конкретный вуз его учитывает).

Объявлено пять основных направлений тем итогового сочинения:

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

5. Чем люди живы?

На основе этих направлений будут разработаны конкретные темы сочинений, разные для каждого часового пояса.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Несмотря на внедрение итогового сочинения, эссе из части С сохранилось в том же виде.

Но в целом КИМ по русскому языку претерпели существенные изменения. Во-первых была исключена часть А, которая состояла из 30 тестовых заданий. Теперь работа состоит из 2х частей.

Первая — включает 24 задания с кратким ответом (в ответе может быть число, слово, словосочетание, последовательность чисел или слов)

Вторая — одно задание №25, представляющее собой сочинение по предложенному тексту (по-старому — С1).

Демовариант ЕГЭ-2015 по русскому языку (с ответами)

Если сравнить КИМы 2014 года с демовариантом 2015, то мы получим следующее сопоставление заданий:

№ задания по 2015 № по 2014 тема
1 А27 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2 А8
3 А12 Лексическое значение слова
4 А1 Постановка ударения
5 А5 Лексические нормы
6 А3 Морфологические нормы (употребление форм слова)
7 А5 Синтаксические нормы
8 А14 Правописание корней
9 А15 Правописание приставок
10 А17 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН)
11 А16 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
12 А18 Правописание НЕ и НИ
13 А19 Слитное, дефисное и раздельное написание слов
14 А13 Правописание Н/НН в суффиксах различных частей речи
15 А23 Знаки препинания в простом осложненном предложении
16 А21 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
17 А22 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
18 А25 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
19 А26 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
20 А28 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
21 А29 Функционально-смысловые типы речи
22 А30 Лексическое значение слова. Группы слов по употреблению и происхождению
23 В7 Средства связи предложений в тексте
24 В8 Языковые средства выразительности
25 С1 Сочинение

Как Вы видите, количество заданий в ЕГЭ по русскому языку сильно сократилось (39→25), соответственно уменьшился и максимальный первичный балл 64→55.

МАТЕМАТИКА

С учебного года 2014-2015 планируется введение двух отдельных экзаменов по математике — базового и профильного. Однако за регионами остается выбор сдавать математику по-старому (по образцу 2014г).

1. Базовый

Базовый экзамен по математике предназначен для выпускников, изучающих математику для общего развития, а также для абитуриентов, планирующих поступать на специальности, для которых не требуется высокий уровень владения математикой. Результаты базового экзамена не переводятся в баллы и не учитываются при поступлении в вуз.

КИМ базового экзамена по математике составляется только из заданий базового уровня сложности с кратким ответом. КИМ будет содержать 20 заданий, которые проверяют:

— умение решать стандартные задачи практического содержания

— умение проводить простейшие расчеты, оценку и прикидку

— умение логически рассуждать

— умение действовать в соответствии с несложными алгоритмами

— умение использовать для решения задач учебную и справочную информацию

— умение решать в т.ч. сложные задачи, требующие логического рассуждения

Продолжительность экзамена — 180 мин.

2. Профильный

Профильный экзамен рассчитан на выпускников и абитуриентов, планирующих использовать математику для профессиональной деятельности. Результаты профильного экзамена по математике переводятся в стобалльную шкалу. Модель профильного экзамена разработана на основе ЕГЭ по математике — 2014 с некоторыми изменениями:

— во 2-й части добавлено задание высокого уровня сложности с развернутым ответом

— из 1-й части исключено задание базового уровня

— несущественные изменения коснулись заданий 16 и 17 (С2 и С3 — по 2014).

Продолжительность экзамена — 235 мин.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

В ЕГЭ по обществознанию произойдут существенные изменения:

— в каждом из 5-ти блоков-модулей будет сокращено по одному заданию

— задания на обращение к социальным реалиям (4, 9, 12, 16, 20) даны в виде задания на множественный выбор (как в В4 и В7 — по 2014)

— удалены задания В4 и В7

— добавлено задание 21, проверяющее знание основ конституционного стоя РФ, прав и свобод человека и гражданина

— общее количество заданий сократилось 37→36

— изменился максимальный первичный балл 62→60

— в ответе на задания 1, 2, 5-7, 10, 13, 14, 17, 18, 23 теперь требуется писать цифру

— усовершенствованы критерии оценки заданий 32(С5), 35(С8) и 36(С9)

— увеличено время выполнения работы 210→235 мин.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В ЕГЭ по иностранным языкам вводится устная часть, но она будет добровольной. Заработать 80 баллов можно и без неё (выполнив все остальные задания верно), но претенденты на высокий балл будут вынуждены «говорить». Максимально за устную часть можно получить 20 баллов.

Кроме этого задания по аудированию (А1-А7) с выбором ответа будут трансформированы в задание №2 на установление соответствия с теми же объектами контроля.

Информатика и ИКТ

В КИМ по информатике сократилось общее число заданий 32→27 и первичных баллов 40→35.

Уменьшение количества заданий произведено за счет укрупнения тематики заданий и сведения близких по теме и сложности заданий в одну позицию. Такими «увеличенными» позициями стали:

— хранение информации на компьютере

— формальное исполнение алгоритмов

— технология вычислений и визуализации данных с помощью электронных таблиц

— скорость передачи звуковых и графических файлов

Часть 2 (задания с развернутым ответом) не изменилась, но в связи с сокращением общего числа заданий, количество баллов за эти задания увеличилось.

БИОЛОГИЯ

Во-первых существенно уменьшилось количество заданий 50→40.

Во-вторых сокращено число заданий с выбором ответа 36→25.

В-третьих увеличено количество заданий с развернутым ответом 6→7.

ФИЗИКА

Отныне работа по физике состоит из 2-х частей. Первая часть состоит из 24 заданий: 9 заданий с выбором ответа и 15 заданий с записью ответа в виде числа или последовательности чисел. Вторая часть работы состоит из 3 заданий с записью ответа числом (25-27) и 5 заданий с подробным описанием решения.

Общее количество заданий в работе сокращено с 35 до 32. При этом на 2 задания уменьшено количество расчетных задач, входящих в последнюю часть работы, и на 1 зад. уменьшено число заданий базового уровня по электродинамике.

ГЕОГРАФИЯ

С 2015 года школьники получат возможность сдавать ЕГЭ по географии по окончании 10 класса.

Претерпела изменения структура КИМ (изменена последовательность заданий в 1 части работы).

ИСТОРИЯ

Нового учебника по истории, как заявил министр, в этом году не будет, но в связи с реализацией концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории потребовались некоторые изменения в КИМ ЕГЭ по истории.

Добавлено задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15).

Также с целью проверки знаний по истории России 20 века, добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914-1944, 1945-1991 (задание 19).

Исключены задания А2 и А7, которые касались знаний основных фактов и явлений по периодам: 8 — 17 вв., 18 — середина 19 вв.

ЛИТЕРАТУРА

В КИМ 2015 по литературе произошло только одно структурное изменение: работа теперь состоит из 2х частей, а не из 3х (В1-В12 и С1-С4 находятся в 1 части, но обозначаются только цифрами 1-16).

ХИМИЯ

1. Уменьшено кол-во заданий базового уровня 28→26

2. Ответ на задания 1-26 теперь записывается цифрой

3. Максимальный первичный балл снижен 65→64

4. Изменена система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества (3→4 баллов).