Кафедра психологии развития и возрастного консультирования. Кафедра психологии развития и возрастного консультирования Область научных интересов

Кафедра психологии развития и возрастного консультирования. Кафедра психологии развития и возрастного консультирования Область научных интересов

Солдатова Елена Леонидовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Психология развития» Южно-Уральского Государственного Университета, Председатель экспертного совета по психологии Министерства образования и науки Челябинской области, руководитель Челябинского регионального отделения Федерации психологов образования России и председатель регионального отделения Российского психологического общества.

Е.Л. Солдатова - автор многочисленных научных и учебно-методических публикаций. Среди них: учебное пособие под грифом УМО «Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонтогенез» (в соавторстве с Г.Н. Лавровой, 2004); монографии «Психология нормативных кризисов взрослости» (2005) и «Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости» (2007).

Научные интересы связаны с психологией развития личности. Диссертационная работа посвящена исследованию феномена креативности в структуре личности. Изучались особенности развития креативности в подростковом возрасте методом тренинга, роль развивающей среды (семьи) в развитии креативности, структура креативности. В настоящее время в сфере научных интересов - роль семьи в развитии личности на разных возрастных этапах.

Публикации

  1. + - Нормативные кризисы развития взрослого человека (реферат докторской диссертации)

    Стремительные изменения в обществе стимулируют взрослого человека к непрерывному развитию, а лабильность социальных норм размывает ориентиры развития личностной идентичности. Среди различных форм идентичностей наиболее общими и разделенными являются возрастные ориентиры как основа самоидентификации взрослых людей. Естественное противоречие между стремлением соответствовать социальным ожиданиям, в том числе и возрастным, и мотиваций к сохранению собственной индивидуальности ведет к внутренним конфликтам и, как следствие, к кризисам развития личности, которые усугубляются неустойчивыми внешними ориентирами. Изучение системных закономерностей кризисов личности (причин, особенностей проживания, условий и ресурсов) позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности взрослого человека в периоды кризисов. Это одна из существенных причин, которой вызвана необходимость разработки общепсихологической концепции кризиса развития личности. Среди современных психологических теорий распространены концепции, акцентирующие внимание на различных, часто прямо противоположных, аспектах кризисов в жизни человека: распространенным является понимание кризиса как проявления болезни, нарушения здоровья человека на уровне функционирования его организма или развития личности (Х. Ремшмидт, 1994, П.И. Буль, 1974, М.С. Лебединский, 1971, В.Е. Рожнов, 1982); часто понятие кризис ассоциируется с угрозой, риском, опасностью, катастрофой. Широкое распространение получило прочтение китайского определения кризиса - «полный опасности шанс» (Л.Ф. Брюдаль, 1998). Понимание кризиса как нормативного явления связано с представлением о нормативном ходе жизни (Здравомыслов А.Г., 1986) или с возникновением новых потребностей и перестройкой мотивационной сферы личности (Кон И.С., 1988), с вхождением в новую событийную общность (Слободчиков В.И., Исаев, 1998), с профессиональным развитием (Зеер Э.Ф.1998, Сыманюк Э.Э, 2003, 2005). Понимание кризиса как состояния, порождаемого вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом присутствует в описаниях многих типов кризисов (Р.А. Ахмеров, 1994; Маничев С.А., 2001; Ремшмидт X., 1994; Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А, 2002 и др.). Существует традиция понимания кризиса как частного случая критической ситуации (Герасимова В.С., Гамезо М.В., Горелова Г.Г., Орлова Л.М., 1999). Разнообразие и противоречие многочисленных подходов к изучению кризисов с очевидной необходимостью доказывает актуальность разработки концептуальной модели психологического кризиса личности. Процесс моделирования любой психологической реальности требует устойчивых оснований - определенных норм, в которых модель будет вести себя предсказуемо. Следовательно, необходимо в качестве концептуальной модели кризиса выбрать некие нормативные кризисы личности, определив их критерии, свойства, и условия, описать процессы, закономерности. Изучение нормативных кризисов личности позволит понять природу иных кризисов личности.

    Http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/psiholog/SoldatovaEL.doc

Солдатова Елена Леонидовна, Челябинск

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования. Сертифицированный специалист в области психотерапии, консультирования и ведения групп, в психодиагностическом тестировании в сфере профдиагностики.

Декан факультета психологии, заведующая кафедрой психологии развития и возрастного консультирования Южно-Уральского государственного университета.

Член президиума УМО по психологии по классическому университетскому образованию. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки. Председатель экспертного совета по психологии Министерства образования и науки Челябинской области. Заместитель председателя Общественной Палаты г. Челябинска.

Руководитель Челябинского регионального отделения Российского психологического общества, член Координационного совета РПО. Председатель Челябинского регионального отделения Федерации психологов образования России. Действительный член комитета по геронтопсихологии Европейской Федерации психологических ассоциаций.

В 1996 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Креативность в структуре личности», в 2007 г. - докторскую диссертациюна тему «Нормативные кризисы развития личности взрослого человека».

Возглавляет кафедру «Психология развития» с 1999 года - со дня её основания.

Область научных интересов:

  • психология развития;
  • психология личности;
  • эго-идентичность в периоды нормативных кризисов;
  • развитие и диагностика креативности;
  • консультирование и психологическое сопровождение семьи.

Специалист в области индивидуального и семейного консультирования, ведения групп, психологического сопровождения личности в кризисах.

Читает курсы:

  • «Психология развития»,
  • «Онтогенетические концепции развития личности»,
  • «Психологическое сопровождение развития личности в семье и семейное консультирование»,
  • «Акмеология и кризисы зрелого возраста»,
  • «Супервизия и сопровождение профессионального развития психолога» и др.

Руководитель магистерских программ «Психология развития и возрастное консультирование», «Психология и психодиагностика в образовании».

Основатель олимпиадного психологического движения среди школьников Челябинской области. Инициатор проектов, направленных на пропаганду психологических знаний среди населения.

Участие в научно-исследовательских проектах:

  • грант РГНФ №06-06-85615а/У «Психологическое сопровождение молодых людей в период нормативного кризиса перехода к взрослости» (2006 - 2007);
  • научно-исследовательская работа по заданию Минобразования РФ (1999-2001) «Исследование места креативности в структуре личности»;
  • грант РОСобразования, Программа «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005), № 10525 «Разработка научно-методических основ содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1-5 видов)»;
  • проект «Обеспечение мониторинга службы практической психологии и оказания психологических услуг в образовании» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».
  • учебное пособие под грифом УМО «Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонтогенез» (в соавторстве с Г.Н. Лавровой, 2004);
  • монография «Психология нормативных кризисов взрослости» (2005);
  • монография «Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости» (2007).

Награды:

  • Грамота Министерства образования РФ.
  • Грамоты Губернатора Челябинской области.

1996 г. – присвоена степень кандидата психологических наук. Кандидатская диссертация на тему «Креативность в структуре личности» по специальности 19.00.01. – Общая психология, история психологии.

2007 г. – присвоена степень доктора психологических наук. Докторская диссертация на тему «Нормативные кризисы развития личности взрослого человека» по специальности 19.00.01. – Общая психология, психология личности, история психологии.

2003 г. – Сертифицированный специалист в области психотерапии, консультирования и ведения групп (The Concord Institute, Massachusetts, United States (Сертификат)и Институт психотерапии и консультирования «Гармония», С-Петербург (Диплом).

2012г. – Сертифицированный специалист в психодиагностическом тестировании в сфере профдиагностики (Британское Психологические Общество, профессиональный реестр (Сертификат1 , Сертификат2).




Участие в профессиональных общественных организациях

    Член президиума Учебно-методического объединения по психологии по классическому университетскому образованию.

    Председатель Челябинского регионального отделения Российского психологического общества.

    Председатель Челябинского регионального отделения Федерации психологов образования России.

    Председатель экспертного совета по психологии Министерства образования и науки Челябинской области.

    Заместитель председателя Общественной Палаты гор. Челябинска.

    Основатель олимпиадного психологического движения среди школьников Челябинской области.

Награды

    Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования».

    Грамота Министерства образования РФ.

    Неоднократно отмечена грамотами Губернатора Челябинской области.

Преподавательская деятельность

Руководитель магистерских программ:

- «Психология развития и возрастное консультирование»;

- «Психология и психодиагностика в образовании».

Учебные курсы: «Психология развития», «Онтогенетические концепции развития личности», «Психологическое сопровождение развития личности в семье и семейное консультирование», «Акмеология и кризисы зрелого возраста», «Супервизия и сопровождение профессионального развития психолога» и др.

Область научных интересов

    психология развития;

    психология личности;

    эго-идентичность в периоды нормативных кризисов;

    развитие и диагностика креативности;

    консультирование и психологическое сопровождение семьи.

Специалист в области индивидуального и семейного консультирования, ведения групп, психологического сопровождения личности в кризисах.

Автор многочисленных научных и учебно-методических публикаций. Среди них: учебное пособие под грифом УМО «Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонтогенез» (в соавторстве с Г.Н. Лавровой, 2004); монографии «Психология нормативных кризисов взрослости» (2005) и «Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости» (2007).

Участие в научно-исследовательских проектах

1. грант РГНФ №06-06-85615а/У «Психологическое сопровождение молодых людей в период нормативного кризиса перехода к взрослости» (2006 - 2007);

2. научно-исследовательская работа по заданию Минобразования РФ (1999-2001) «Исследование места креативности в структуре личности»;

3. грант РОСобразования, Программа «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005), № 10525 «Разработка научно-методических основ содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1-5 видов)»;

4. проект «Обеспечение мониторинга службы практической психологии и оказания психологических услуг в образовании» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».

Защищенные под руководством профессора Е. Л. Солдатовой диссертации

2007 г. – Смирнягина М. М. Психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности, канд. диссертация

2010 г. – Шляпникова И. А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости, канд. диссертация

2011 г. – Андреева Н. Ю. Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания, канд. диссертация

2011 г. – Трусова Н. В. Развитие первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности в условиях среднего профессионального образования, канд. диссертация

2012 г. – Шевченко А. А. Защитно-совладающее поведение лиц с профессиональными деструкциями, канд. диссертация.