Штерн
(Stern) Вильям
(1871-1938) - немецкий психолог и философ.
Учился в Берлинском университете у Эббингауза. В 1897-1916 гг. в Университете в Бреслау сначала доцент, затем профессор. Штерн выступил как оригинальный ученый в пяти областях психологии: 1) он заявил о проблеме индивидуальности в психологии - "О психологии индивидуальных различий" ("Uber Psychologie der individuellen Differenzen", 1900) переработано в книгу "Дифференциальная психология" ("Die Differentielle Psychologie" 1911); 2) он внес свой вклад в юридическую психологию. В 1902 г. появилась работа "К психологии свидетельских показаний" ("Zur Psychologie der Aussa-ge"); 3) в этот же период он начинает изучение психологии ребенка: в 1907 г. выходит его "Язык детей" ("Die Kindersp-rache") и в 1908 г. "Память, свидетельские показания и ложь в раннем возрасте" ("Erinnerung, Aussage und Luge in der ersten Kindheit"); 4) в его публикациях этого периода представлена и прикладная психология - "Прикладная психология" ("Angewandte Psychologie", 1903), в которой Штерн вслед за Мюнстербергом развивает понятие психотехники. В 1906 г. Штерн основал Институт прикладной психологии в Берлине и "Журнал прикладной психологии"; 5) в 1900 г. он начал работы по основанию философии критического персонализма. В 1906 г. вышел первый том его фундаментального трехтомного труда "Личность и вещь" ("Person und Sache"). Последний - третий - том вышел в 1924 г.
Наибольшую популярность и признание получили исследования Штерна в области детской и педагогической психологии. Пользуясь методом тестов, он вводит понятие коэффициента умственной одаренности (IQ), в книге "Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста" (М., 1915). В вышедшей вслед за этой книге "Психология раннего детства до шестилетнего возраста" (М." 1915) Штерн излагает теорию психического развития ребенка. В 1916 г. Штерн становится преемником Э. Меймана в Университете в Гамбурге на посту заведующего психологической лабораторией и одновременно редактором "Журнала по педагогической психологии" (Zeitschrift fur padagogische Psychologie). Он содействовал основанию Гамбургского" психологического института (1919), который становится крупным исследовательским центром в области Педагогической и профессиональной психологии. В 1925-1928 гг. Штерн уделял большое внимание изучению подросткового и юношеского возр,астов (Начало зрелости - "Anfange der Reifezeit", 1925). В 1933 г. Штерн эмигрировал из Германии в Голландию. Здесь он работал над книгой "Общая психология на основе персонализма" ("Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage", 1935). В 1934-1938 гг. - профессор Дьюкского университета в США.
Интенсивная и плодотворная деятельность Штерна в различных областях психологии представлена в советской психологической литературе с неодинаковой полнотой. Наименее известной остается его деятельность в области психологических и философских проблем личности.
Лит.:
Аllроrt G. The personalistic Psychology of William Stern. - In: Wolman В. В. (ed.). Historical roots of contemporary psychology, chap. 15. N. Y., 1968.
Вильям Штерн (1871-1938) - немецкий
психолог и философ, считается одним из
пионеров дифференциальной психологии и
психологии личности. Оказал большое влияние
на зарождающуюся детскую психологию.
Штерн был одним из первых психологов,
поставивших в центр своих исследовательских
интересов анализ развития личности ребенка.
Главная задача: изучение целостной личности,
закономерностей ее формирования.
Это было особенно важно в начале века, так как
исследования детского развития в то время сводились
преимущественно к изучению познавательных
процессов. Штерн также уделил внимание этим
вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи.
Результаты этой работы нашли отражение в книге
Штерна «Язык детей " (1907). Однако он стремился
исследовать не изолированное развитие отдельных
когнитивных процессов, а формирование целостной
структуры, персоны ребенка.
Теория конвергенции
Штерн считал, что личность - самоопределяющаяся,
сознательно
и
целенаправленно
действующая
целостность, обладающая определенной глубиной
(сознательным и бессознательным слоями).
Он исходил из того, что психическое развитие – это
саморазвитие, которое направляется и определяется той
средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила
название теории конвергенции, так как в ней учитывалась
роль двух факторов - наследственности и среды - в
психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн
анализировал на примере некоторых основных видов
деятельности детей, главным образом игры.
Развитие
Штерн
понимал
как
рост,
дифференциацию и преобразование психических
структур. При этом он понимал развитие как переход
от смутных, неотчетливых образов к более ясным,
структурированным и отчетливым гештальтам
окружающего мира. Этот переход к более четкому и
адекватному отражению окружающего проходит
через несколько этапов, характерных для всех
основных психических процессов. Психическое
развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию,
но и к самосохранению, т.е. к сохранению
врожденных особенностей каждого индивида,
прежде всего индивидуального темпа развития.
Дифференциальная психология
Штерн доказывал, что существует не только
общая для всех детей определенного возраста
нормативность,
но
и
нормативность
индивидуальная, характеризующая конкретного
ребенка.
В числе важнейших индивидуальных
свойств он как раз и называл индивидуальный
темп
психического
развития,
который
проявляется и в скорости обучения. Нарушение
этого индивидуального темпа может привести к
серьезным отклонениям, в том числе к
неврозам.
Штерн также был одним из инициаторов
экспериментального исследования детей,
тестирования.
В
частности,
он
усовершенствовал
способы
измерения
интеллекта детей, созданные А. Вине,
предложив измерять не умственный возраст,
а коэффициент умственного развития - IQ.
Сохранение
индивидуальных
особенностей возможно благодаря тому, что
механизмом психического развития является
интроцепция, т.е. соединение человеком своих
внутренних целей с теми, которые задаются
окружающими.
Фрустрация, задерживая интроцепцию,
заставляет ребенка всмотреться в себя и в
окружающее для того, чтобы понять, что именно
нужно ему для хорошего самоощущения и что
конкретно в окружающем вызывает у него
отрицательное отношение.
Целостность развития проявляется не
только в том, что эмоции и мышление тесно
связаны между собой, но и в том, что
направление развития всех психических
процессов идет одинаково - от периферии к
центру. Поэтому сначала у детей развивается
созерцание
(восприятие),
потом
представление (память), а затем мышление.
Большое значение имело исследование
Штерном
своеобразия
аутистического
мышления, его сложности и вторичности по
отношению к реалистическому, а также
анализ роли рисования в психическом
развитии детей.
Главным здесь является обнаружение
роли схемы, помогающей детям перейти от
представлений к понятиям. Эта идея Штерна
помогла открытию новой формы мышления наглядно-схематического, или модельного.
Работа В. Штерна представлена в его книге
«Умственная одаренность: Психологические
методы испытания умственной одаренности в их
применении к детям школьного возраста»
(1997).
В ней говорится о том, что в юношеском
возрасте
возникает
новое
качество
самосознания. Штерн приписывает данному
возрасту следующие характеристики:
самонаблюдение,
самооценка,
самооформление,
самоизбежание.