Графика современный город сен дени 1973 год. Сен дени во франции. Значение аббатства для страны

Графика современный город сен дени 1973 год. Сен дени во франции. Значение аббатства для страны

10.04.2018

Северный пригород Парижа Сен-Дени, находящийся в 9 км от центра города, знаменит благодаря расположившемуся на этой территории бенедиктинскому аббатству.

Базилика Сен-Дени, которая является усыпальницей французских королей, была построена в XII веке и стала первым сооружением во Франции, выполненным в готическом стиле.

Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis)

В древние времена на месте Аббатства было римское поселение. По легенде, примерно в середине III века на это место с отрубленной головой в руках пришел Дионисий, первый епископ Парижа, казненный на Монмартре.

Предание гласит, что когда Дионисию отрубили голову, он не упал, а подошёл к своей голове, взял ее в руки и направился по северной дороге в сторону от Парижа. Пройдя несколько километров, тело его упало возле небольшой деревушки, названной позже Сен-Дени (в переводе с фр. — святой Дионисий), где и было похоронено.

С благословения святой Женевьевы, в 475 г. над гробницей святого возвели церковь. Аббатство рядом с церковью, ставшее в средние века главным монастырем Франции, было построено в середине VII века по приказу короля Дагобера I. После его смерти тело короля было захоронено на территории этого аббатства. Также здесь находится могила короля Хлодвига, первого франкского властителя, принявшего христианство.

В XX веке в Сен-Дени археологами было обнаружено нетронутое погребение VI века — супруги короля Хлотаря I, меровингской королевы Арегонды. Всего в аббатстве похоронено 25 королей Франции, 10 королев, 84 принца и принцессы.

История Аббатства Сен-Дени

Первая церковь, построенная над могилой святого Дионисия, перестраивалась несколько раз. Сначала при короле Дагоберте I, затем в правление Пипина Короткого (на старом фундаменте были возведены новые стены).

К началу XII века аббатство стало очень сильным и влиятельным. Однако, к этому времени оно находилось не в лучшем состоянии, к тому же требовалось расширить его территорию, сделать несколько новых построек. Началась масштабная реконструкция под руководством аббата Сугерия, который контролировал каждый этап в ее проведении.

Сугерий был незаурядным и просвещенным деятелем своего времени, уважаемый и ценимый монархами и высшим светом общества. Он был советником у таких французских королей как Людовик VI и Людовик VII.

Строительство новой базилики аббатства Сен-Дени растянулось на 21 год. По замыслу аббата, новый храм должен был стать символом возросшего влияния Франции в Европе и мире, но при этом сохранить свой привычный образ. Аббат воплотил в архитектуре базилики многие из своих оригинальных идей. В облике церкви смешалось несколько архитектурных традиций, породивших новое направление — готический стиль.

При Сугерии был отреставрирован трехнефный зал, возведен новый хор, трансепт, полностью перестроена крипта. Именно Сугерий придумал высокие витражные окна с изображением исторических и библейских сцен, а также витражную розу — круглое окно над входом. Реконструкция церкви продолжалась и после смерти аббата Сугерия.

В начале XIII века по приказу короля Людовика IX в базилику был перенесен прах предшествующих ему монархов. И с этого времени церковь стала служить королевской усыпальницей.

Строительство базилики не прекращалось на протяжении многих веков, постоянно вносились какие-то изменения и достройки, поэтому церковь Сен-Дени сохранила до наших дней лишь часть своего первоначального облика.

Во время Гугенотских войн и Столетней войны аббатство сильно пострадало.

В конце XVIII серьезный ущерб был нанесен королевской усыпальнице, считается, что скульптуры монархов были повреждены именно в это время. Внутренние помещения базилики хотели коренным образом перестроить и организовать в соборе капеллу Бурбонов, но, к счастью, этот проект осуществить не удалось.

Самый большой урон базилике нанесла Великая Французская Революция — аббатство разграбили; мощи королей были свалены в ров и сожжены; большая часть уникальной коллекции хранившихся здесь произведений искусства была утрачена.

Большая удача, что сохранилось само здание — Национальное собрание изначально подписало указ о сносе собора, который позже отменили. Во время правления императора Наполеона в соборе хотели сделать мавзолей, что также не было воплощено в жизнь.

В 1869 году базилика была восстановлена. Реконструкцией занимался выдающийся архитектор Виоле-ле-Дюка. Это был поистине великий человек, который посвятил всю свою жизнь восстановлению выдающихся памятников архитектуры Франции, которые находились в ужасном состоянии. Благодаря ему у нас сейас есть возможность насладиться величием и красотой Нотр-Дама, Мон-Сен-Мишеля и других прекрасных сооружений, которые могли бы исчезнуть, как это произошло с Бастилией.

Архитектор Виоле-ле-Дюк вместе с бароном Гилерми смог воссоздать и внутренне убранство собора. Основной целью здесь было восстановление захоронений королей. Помощь в реконструкции усыпальницы оказал также Александр Ленуар. Основатель музея французских памятников спас от разрушения множество ценных захоронений, впоследствии перенесенных в Сен-Дени.

В 1817 году король Людовика XVIII приказал перенести в аббатство тела королевы Марии-Антуанетты и ее сына Людовика XVI, который так и не успел взойти на трон. С этого времени Сен-Дени стало вновь выполнять функции усыпальницы королей.

В 1820 году в Сен-Дени же был погребён герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С 1830 г., с июльской революции, захоронения в аббатстве прекратились.

Значение Аббатства Сен-Дени

В прошлом аббатство имело очень сильное влияние и вес в государстве, в средние века было главным монастырем Франции. Здесь проходили обучение наследники престола, проводилась коронация королев (королей обычно короновали в Реймсе).

В средние века монастырь вел довольно активную благотворительную деятельность, монахи занимались просветительской работой, в аббатстве был открыт приют, бесплатная больница, школа и дом престарелых. В Сен-Дени хранились важнейшие реликвии монархов — королевский штандарт (орифламма), меч Карла Великого и другие предметы-символы королевской власти.

Ни одна военная кампания, вплоть до XV века, не обходилась без торжественной службы в аббатстве Сен-Дени, во время которой королю вручалась орифламма. Главный исторический документ Франции — Великая летопись, рассказывающая о важнейших событиях в истории страны, также велась в Сен-Дени.

Аббатство Сен-Дени имеет огромное значение в культуре и искусстве Франции и всего мира. Помимо того, что аббатство являлось усыпальницей французских монархов, при его строительстве появились ранее неизвестные в искусстве средства выражения и архитектурные решения.

Именно с базилики Сен-Дени началось развитие готического стиля в архитектуре, прекрасным образцом которого она и является. Для этого стиля характерны узкие стремящиеся ввысь башни, заостренные арки, обилие резных деталей на фасаде здания, стрельчатые витражные окна.

К слову, основы искусства средневековых витражей также были заложены при строительстве церкви Сен-Дени. Они являются одним из ее главных украшений.

Удивительно элегантный храм с богатым внутренним убранством, гробницы французских королей и королев, надгробные плиты, скульптуры и барельефы… Все это действительно впечатляет и поражает воображение.

Как добраться до Аббатства Сен-Дени

В Сен-Дени добраться несложно, можно доехать на метро — тринадцатая линия метро Парижа в направлении конечной станции Saint-Denis-Universite напрямую ведет к базилике, остановка Basilique St Denis. А также можно добраться на RER (скоростной общественный транспорт, обслуживающий Париж и его пригороды), по линии D, до остановки Saint Denis.

Вход в собор до приалтарной части бесплатный, но там придется смотреть на гробницы королей из-за заграждения. Вход в некрополь и кассы находятся с правой стороны собора.

Базилика или аббатство Сен-Дени (построено в 625 г.), расположенная в Париже, ничем не уступает известному во всем мире Нотр-Дам-де-Пари. Готический собор аббатства посвящен Св. Дионисию, чья могила, по преданию, находится как раз под его стенами. Сен-Дени называют усыпальницей французских королей, поскольку 35 монарших особ похоронены под его стенами. Во время правления короля Людовика 9 были построены 16 гробниц невиданной роскоши, они напоминают соборы в готическом стиле или саркофаги с фигурами святых.

История Аббатства

Во время Великой Французской Революции базилику разграбили, останки похороненных королей и королев сбросили в ров. Но в середине 19 века в Сен-Дени были перезахоронены Людовик 16, Мария-Антуанетта, и другие принцы и принцессы, скончавшиеся в эмиграции. В 1824 г. в аббатстве был погребен Людовик 18.

Однако с 1830 г. здесь перестали хоронить монархов, поэтому плита, которая была приготовлена для изгнанного Карла 10, осталась неиспользованной. На сегодняшний день базилика является величайшим памятником архитектуры и любимым местом туристов. В 2004 году здесь было похоронено сердце малолетнего Людовика 17, который так и не взошел на свой престол.

Особенности архитектуры

Изначально Сен-Дени должен был стать крепостью, но в 8 веке его стены не выдержали натиска войск короля Сигеберта, поэтому церковь нуждалась в перестройке и реставрации. Свой современный облик аббатство получило при Карле Великом, а стиль, в котором был построен Сен-Дени, стал важной частью всей мировой архитектуры.

Собор был расписан лучшими европейскими мастерами, здесь можно увидеть витражи «гризайль», великолепный мозаичный пол, массивные каменные скульптуры и многое другое. Все витражи являются частью одного целого, поскольку общая картина отражает Первый Крестовый поход и его вехи. Еще на прекрасных стеклах можно узнать и события, связанные с посещением Святой Земли Карлом Великим.

Что нужно знать, перед тем как ехать в Сен-Дени?

  1. Собор всегда открыт для всех желающих, кроме дней, когда совершаются обряды венчания или отпевания.
  2. Начиная с 1 мая, посещать Сен-Дени можно в любое время с 12:00 до 18:15, но вот с 1 сентября график меняется: собор работает с 10:00 до 17:15.
  3. Чтобы увидеть усыпальницу монархов, нужно приобрести билет по цене 7,5 евро. Детям до 18 лет не нужно покупать входной билет, студенты в возрасте от 18 до 25 должны заплатить 4,5 евро. Остальная часть аббатства открыта для бесплатного посещения.

Как добраться?

Добраться до аббатства проще всего на метро, линия М13, выходить на станции Basilique St Denis . 
|
|
|
|
|
|
Аббатство Сент-Дени."Здесь короли уснули вечным сном..."

Сен-Дени, знаменитое аббатство и знаменитый собор, находится всего в девяти километрах от парижского собора Нотр-Дам де Пари, ведёт к нему королевская дорога к Сен-Дени. По этой улице короли Франции ехали на богомолье. По этой улице их увозили на последнюю прогулку по Франции - к месту упокоения.

Статуя легендарного Дени
Основателем Сен-Дени считается св. Дени (Деонисий), который, согласно сообщенному в VI веке Григорием Турским преданию, был одним из тех семи миссионеров-епископов, что пришли в эти места из Италии, чтобы принести язычникам-галлам христианскую веру. Святой Дени и стал одним из первых здесь христианских мучеников: по приказу императора Валериана он был обезглавлен на Монмартре в 258 году, но не упал, а пошел прочь из города, к северу, неся перед собой отрубленную голову, и только в тогдашнем Католакусе (в нынешнем Сен-Дени) упал и был похоронен в восточной части этого города рядом с двумя другими мучениками за веру.

Дагоберт, аббат и монахи Сен-Дени.

В начале IV века, при Константине, гонения на христиан затихли, над могилой был воздвигнут первый молельный дом, который в 475 году перестроила св. Женевьева, а между 630 и 638 годами была построена церковь, ставшая к VI веку центром аббатства, а после того, как король Дагобер пожелал быть захороненным здесь, место это стало некрополем французских королей. Король Пипин Короткий перестроил церковь и освятил ее в присутствии самого Карла Великого.

Тогда же здесь было устроено хранилище, где и в пору, когда короли стали венчаться на царство в Реймсе, по прежнему хранились королевские сокровища и символы власти - и корона, и скипетр, и перстень..

Сугерий из Сен-Дени. Средневековый витраж

Друг и будущий советник Людовика VI Сюжер (Сугерий в русской транскрипции) жил в монастыре с десяти лет и учился тут грамоте вместе с будущим королем. Когда он стал настоятелем в Сен-Дени, здесь началось строительство и уже можно было увидеть первые достижения французской готики.

Saint Denis around 1830. Artist: C. Studer.Окрестности Сент-Дени.1830.Кисти Студера

Это здесь монахи писали по-французски свои летописи и знаменитые Большие Хроники, доведя их до эпохи Людовика XII. Так что в тёмные века Сен-Дени был центром истории и литературы, центром учености. Здесь сложились самые долговечные и прочные из ритуалов монархии.

Это здесь на протяжении доброй тысячи лет в час королевских похорон звучал знаменитый возглас: «Король умер, да здравствует король!» Клич этот говорил о непрерывности власти, о ее преемственности и надежности. Иные из королей (скажем, Пипин Короткий) предпочитали не ездить в Реймс и венчаться на царство в престижном Сен-Дени, где хранились не только королевские регалии, но и алое военное знамя аббатства с золотыми языками пламени - орифламма, которое с XII по XV век служило и королевским штандартом.

Под готическими сводами базилики происходили самые памятные события французской истории. Это сюда Жанна д"Арк, раненная в 1429 году под Парижем, приходила освятить свое боевое оружие. Под этими сводами король Генрих IV отрекался от протестантской веры отцов, здесь он служил мессу, которой стоили ему власть и Париж. Именно здесь короновали французских королев, на протяжении веков - от Анны Бретонской до Марии Медичи. Здесь златоуст Боссюэ произносит свои надгробные речи.

В 1130 году первым королевским храмом почитался не собор, а французский монастырь Сен-Дени. Со времен короля Дагоберта потомки Хлодвига избрали эту святыню своей усыпальницей; три рода, сменяя друг друга, правившие Францией, погребали там умерших; Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Лысый покоились в королевском склепе подле Дагоберта и его сыновей, Гуго Капета, его предков (герцогов Франции) и потомков (королей).

По сравнению с рядами этих гробниц Ахен казался промежуточным этапом, молодым побегом, цветением плевела. В крипте Сен-Дени уходили в землю корни монархического древа, корни королевства, которое Хлодвиг с помощью Бога и Святого крещения основал на руинах римского могущества.

Надгробие Карла У!!!

После коронации владыка Франции возлагал корону и символы своей власти к гробницам, где покоились его предшественники. Он приезжал туда, чтобы взять орифламму, когда отправлялся в военный поход. Здесь возносились молитвы о даровании победы и велась хроника подвигов. «Главное аббатство» обрастало преданиями, вокруг него слагались исполнявшиеся во время рыцарских собраний эпические песни.

В них вославляли легендарного Карла Великого, «милую Францию», воспевали других владык и блеск их побед. Утопавший в королевских дарах, монастырь процветал. Он возвышался над огромным парижским виноградником и ярмаркой Ланди. На корабли, прибывавшие по Сене, грузили бочки молодого вина и отправляли дальше, в Англию или Фландрию.

Работа Ф.Бенуа

На рубеже XII века вслед за подъемом сельского хозяйства и торговли неуклонно возрастало богатство монастыря, а престиж его рос вместе со славой парижских государей. Мало-помалу сюда, в королевство, символом которого стала лилия, перетекали главные христианские силы, покидая империю, некогда возрожденную в Германии династию Оттонов. Реванш старой Франции над тевтонской гегемонией. Каролингская традиция, поглощенная могущественными Капетингами, возвращалась к своим истокам — теперь уже на равнине Франции, а не Франконии. Новое искусство, возникшее в Сен-Дени, в первую очередь знаменовало этот отлив.

Монастырь возник по воле одного человека — аббата Сугерия. Монах, не отличавшийся благородным происхождением, был другом детства короля. Эта дружба вознесла его на самую вершину политического влияния. Сугерий лучше других понимал символическое значение монастыря, настоятелем которого он стал.

Возложенную на него задачу он считал величайшей честью, а значит, дело, которому он посвящал себя, следовало окружать великолепием. Сугерий был бенедиктинцем, в его представление о монашеской жизни не входило понятие бедности или полного отказа от мира: он следовал клюнийской концепции. В его глазах аббатство Сен-Дени, как потом Клюни для аббата Гуго, находилось на вершине земного мироустройства и должно было блистать к вящей славе Господней.

Заботясь о «внешнем благородстве», Сугерий превратил богатства монастыря в великолепное обрамление богослужений. Между 1135 и 1144 годами в ответ нападавшим на него приверженцам совершенной бедности он начал перестраивать монастырскую церковь и обновлять ее убранство, трудясь во славу Господа, святого Дионисия, а также во славу французских королей, мертвых (покоившихся в его владениях) и живого (своего друга и благодетеля).

Осенью 1792 года после провозглашения Франции республикой, в базилике Сен-Дени, где уже много веков находили свое пристанище короли Франции, начались разрушения и оскрвернения могил, что по сей день считается одним из самых позорных эпизодов французской революции.

В разгар революции, в 1793 году, Конвент издал декрет, по которому должны были быть истреблены все могилы и мавзолеи бывших французских королей, размещавшиеся не только в аббатстве Сен-Дени, но и «повсюду, на территории всей Республики». В октябре того же года во Франсиаде приступили к вскрытию склепов.

«Осквернение королевской усыпальницы Сен-Дени», художник Юбер Робер (масло, холст Музей Карнавале).

Начали с могилы маршала Анри де ла Тюренна, останки которого, к общему изумлению, оказались неистлевшими. Второй открыли гробницу короля Генриха IV, останки которого тоже хорошо сохранились. Труп вытащили из гроба и в саване бросили в проход; потом «короля» поставили, но какая-то женщина пощечиной сшибла его опять на пол.

Кенотаф Людовика XIV:

К трупу подбежал солдат и саблей отрезал у «короля» часть бороды, чтобы сделать себе усы… Потом были вскрыты гробницы королей Людовика XIII и Людовика XIV, но стал распространяться невыносимый трупный запах, который пробовали заглушить уксусом и рассеять ружейными выстрелами, но тщетно. Тогда революционные солдаты вырыли две огромные ямы и в них без разбора свалили всех королей, принцев и героев…

Еще более печальная участь постигла сердца королей, хранившиеся в отдельных запечатанных сосудах. На них набросились художники, так как из сердец выделялась жидкость, служившая незаменимым по прочности лаком для покрытия картин.

И большая часть королевских сердец исчезла… Хотя некоторые королевские мавзолеи были разрушены, что-то удалось спасти благодаря неутомимым стараниям А. Ленуара, который и перенес оставшееся в музей Малых августинок.Во время революции хотели даже уничтожить все склепы, а собор превратить в общественный рынок, сделав его капеллы торговыми лавками...

Визит Дагоберта в Сент-Дени

Посмертное надгробие Драгоберта

Справа от клироса находится гробница короля франков Дагоберта I — самый любопытный памятник XIII века с новой статуей короля и статуей королевы Нантильды. Барельефы этой гробницы аллегорически изображают освобождение души из бренного тела и встречу ее на небе.

На каждой стороне галереи, окружающей клирос, тоже находятся гробницы со статуями, и среди них усыпальница одного из храбрейших героев французского рыцарства — «благородного месси-ра Бертрана де Гесклена, графа Лонгвиль и констебля французского». На левом глазу статуи — рубец от удара копьем, полученным самим рыцарем в одном из сражений. Неподалеку от этой гробницы разместился памятник Людовику де Сансера — товарищу де Гесклена по оружию.

Из других памятников интересна гробница короля Генриха II и Екатерины Медичи, сделанная из белого мрамора и украшенная двенадцатью колоннами смешанных ордеров. На углах гробницы установлены бронзовые статуи, аллегорически символизирующие четыре христианские добродетели, и статуи, изображающие покойных, лежащих на гробницах (мертвых и нагих), и живых, стоящих на коленях и молящихся. Памятник этот был сооружен при жизни Екатерины Медичи, но королева посчитала, что нагие статуи непристойны, и их заменили драпированными, которые в настоящее время видны налево от самой гробницы.

Надгробия Людовика и Анны

В таком же стиле сооружена и гробница Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, возведенная в XVI веке Жаном Жюстом. Королевская чета на этом памятнике тоже в двух видах: сначала в лежачем положении на саркофаге, потом над ним — на коленях. Изящно изваянные арки украшены статуэтками, изображающими 12 сидящих апостолов. Небольшие барельефы, украшающие цоколь, запечатлели вступление Людовика XII в Милан в 1499 году, переход через Генуэзские горы в 1507 году, победу при Аньянделе и покорение Венеции.

В отделении, оформленном в виде часовни, особенно замечательны две коленопреклоненные статуи: Марии-Антуанетты в венчальном платье и Дианы Французской, владелицы Монморанси. По воле короля Людовика XVIII эта часовня была сооружена в 1826 году: ее окружала низкая мрачная аркада приблизительно охватывающая то место, где могли быть зарыты трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Сначала казненных во время революции короля и королеву похоронили на кладбище святой Магдалины, бросив трупы в общую могилу и засыпав их необожженной известью.

Людовик Х!!!

Людовик!У

Надгробие Людовика XVII и сосуд с его сердцем. Аббатство Сен-Дени.

Сосуд с сердцем Людовика XVII. Аббатство Сен-Дени.

Четыре плиты перед клиросом обозначают вход в склеп, устроенный по повелению Наполеона. Сначала подземелья находились только под одной частью церкви, но когда они заполнились гробницами, Людовик XIV после смерти своей супруги приказал увеличить их для королей Бурбонского дома, и тогда к подземельям прибавили часть склепа.

Одежда Людовика ХУ!!! в Сент-Дени

Когда началась революция, Конвент, как указывалось выше, приказал уничтожить королевские гробницы, так как нации нужны были пушки и снаряды, для чего и решили воспользоваться находящимся на гробницах металлом. Останки покоившихся здесь в течение веков королей и героев опустили в два рва, засыпанных известкой. Правда, сохранился рассказ о том, что останки Анри де ла Тюренна сначала «подарили» бывшему привратнику храма, который поместил их в деревянный ящик и полтора года показывал всем любопытствующим; а желающим продавал вырванные у маршала зубы.

Наполеон I в 1806 году своим декретом спас здание церкви от полного разрушения, восстановил монастырский капитул, состоявший из каноников, и богослужение. Королевские склепы он назначил местом погребения для себя и своих наследников, но только один из принцев этого семейства был погребен в них — Карл Наполеон, сын его брата Людовика. Впоследствии гроб этого принца был перенесен в Сен-Ле, близ аббатства Санлис, и поставлен рядом с гробом Карла Бонапарта — отца Наполеона.

Франциск!!

Впоследствии, после реставрации Бурбонов в 1817 году, Людовик XVIII повелел достать прах своих предков, и по приказу короля начались специальные поиски, в результате которых с трудом были найдены останки прежних королей. Их извлекли из общего рва и уложили в найденные и восстановленные мавзолеи, которые сначала поместили в подземном склепе, а потом установили на прежние места. Сам Людовик XVIII и несколько детей королевской фамилии — единственные из Бурбонов, погребенные в Сен-Дени после Реставрации.

Сент-Дени в 1860

Карл X умер в Австрии, где и был погребен; Луи-Филипп назначил местом погребения для себя и членов своей семьи замок Дрё. Он умер в 1850 году в Англии и был погребен в Вейбрижде… Декретом 1859 года Наполеон III назначил Сен-Дени местом погребения членов императорской фамилии, и тогда же началась полная реставрация собора. Однако и Наполеон III нашел свою могилу в чужой земле…

Реликварий Франциска! с сердцем монарха

Останки Людовика XVI и Марии Антуанетты, которые удалось отыскать в 1815 году захоронили в середине крипты в отдельном месте, над котором установили две черные мраморные плиты.

Левон V (царь Киликийской Армении) (1342—1393)

Даже от разрисованных граффити мраморных статуй в коронах (которые регулярно отмывают) исходит особое достоинство. Опираясь на охраняющих их львов, они лежат в боковых нефах с улыбкой на губах.

Филипп III Смелый

Так что у вандализма здесь богатая традиция.

В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.

Гробница Констанции Кастильской и Людовика VII

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты

Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году, это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII, под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII).

Роберт II Благочестивый (972—1031) и его жена Констанция Арльская (ок. 986—1032)

В базилике похоронены почти все короли Франции, а также несколько других монархов. Останки королей, умерших до возведения аббатства, были перенесены из разрушенного аббатства Сен-Женевьев

Гробница Карла I Анжуйского.

Гробница Карла Мартелла.

Посмертное надгробие Карломана II.

Фрагмент надгробия Людовика VI в Сен-Дени

Посмертное надгробие Ирментруды Орлеанской.

Посмертное надгробие Констанции Арльской.

Гробница Генриха II и его жены Екатерины Медичи.

Гробница Левона V де Лузиньян.

Гробница Филиппа IV.

Базилика Сен-Дени. Эффигии (слева по часовой стрелке) Бертрана Дюгеклена, Карла VI, Изабеллы Баварской, Людовика де Санкерр, Карла V, Жанны де Бурбон.

В наши дни с превращением Сен-Дени в промышленный район, базилика стала любимым местом развлечения тамошней молодежи. Убранство хоров XVII века власти из соображений безопасности вынесли из церкви и отправили в один из парижских музеев. Теперь, чтобы войти в базилику, сначала нужно миновать будку сторожа на западной стороне. Ее построили, пытаясь как-то прекратить осквернение церкви. Собор Сен-Дени встает посреди унылых зданий, словно раненый и увечный, встает укором и позором Франции.

Льёт лунный свет на скепсис бытия

Сквозь кружево уснувшей базилики.*
Мне кажется, что здесь бродила я,
Благословляя мраморные лики.

В мерцании обличий - витражей
История на цыпочках проходит:
Любовь и смерть. предательство пажей
В безмолвии запечатлелись вроде…

Здесь галльское язычество сплелось,
Не признавая боли пораженья,
С распятием, замученным насквозь,
С отчаяньем предсказанного тленья.

Французский мастер утверждал не зря,
Что видит здесь сквозь облако тумана
Траву на опустевших алтарях,**
Как старые бинты на свежих ранах.

Судьбы гримасы - нам контрастный душ.
Где в каждой капле шорох обозначен:
То пенится канканом в «Мулен Руж»,
То в Сен-Дени по каролингам*** плачет.

В кофейнях шум, и ласковый дымок
Напоминает: ужин рядом где-то.
А в лунном свете всемогущий Бог
Над Сен-Дени остался до рассвета.

(Стэлла Свердлова)

Колоритная страна, которая является лидером в списке популярных туристических направлений, славится своим культурным и архитектурным наследием. Достопримечательности Франции, такие как Эйфелева башня, пещера Ласко, Лувр, Триумфальная арка и многие другие притягивают туристов, мечтающих прикоснуться к истории.

Готический собор и королевская усыпальница

Однако есть и менее известные памятники, о которых необходимо рассказать. Аббатство Сен-Дени, расположенное в девяти километрах от Парижа, признано символом средневековой страны. Сыгравшее важную роль в истории Франции, оно и сейчас представляет собой большую ценность. Это не только первый готический собор Европы, но и усыпальница правивших королей.

Находящаяся в регионе Иль-де-Франс, индустриальном пригороде Сен-Дени, Basilique Saint-Denis ничем не уступает красивейшим соборам государства, известным во всем мире. Базилика, построенная в XII веке, стоит над гробницей святого Дионисия, казненного на Монмартре. Старинная легенда гласит, что после того как первому епископу Парижа отрубили голову, он взял ее в руку и пошел к северу от города. Возле одной деревеньки, получившей название Saint-Denis, великомученик упал и больше не поднимался. В 475 году на месте захоронения тела появилась первая базилика, а через несколько веков к ней пристроили бенедиктинский монастырь, который становится одним из главных в стране.

Строительство церкви, ставшей символом величия Франции

XII век ознаменован тем, что в Сен-Дени разворачивается масштабная стройка. Здесь возводится новая просторная церковь, ставшая тем самым сооружением, после которого по всей стране распространяется готический стиль. Строительство новой базилики длилось около двадцати лет, и она должна была стать символом возросшего влияния Франции на весь мир.

При монастыре находилась художественная школа, которой руководил аббат Сюже (Сугерия). Благодаря ему и его идеям католическую общину построили в новом стиле, получившем название "архитектура света". Смешавшиеся традиции зодчества породили готическое направление: заостренные узкие башенки, высокие колонны, богато декорированный фасад кардинально отличались от тяжеловесных романских сооружений.

Особое внимание уделялось стрельчатым окнам, украшенным витражами на тему жития святых. Самые талантливые мастера работали над интерьером и постепенно расширяли круг сюжетов, которые использовались в композициях. Круглые окна, получившие название "витражная роза", стали визитной карточкой соборов, построенных в готическом стиле.

Готика как воплощение новых идей и старинных традиций

Базилика, выросшая в предместье Сен-Дени, определила развитие архитектурного стиля средневековой Франции, оказав огромное влияние на зодчество в целом. Если говорить о более поздних постройках, то они выполнены в романтическом стиле.

Так случилось, что именно готическая архитектура, ставшая попыткой подойти с критической точки зрения к изучению прошлого, выразила наглядно несколько идей, витавших в обществе. В архитектуре религиозного памятника по воле аббата Сугерия нашли отражение две идеологические стратегии, которые работали на то, чтобы укрепить королевскую власть. С одной стороны, необходимо было возродить старинные традиции, когда монархи зарекомендовали себя достойными наследниками законной правящей династии. С другой, стоило обратить пристальное внимание на пропаганду новых идей, которых ждали простые люди страны, чтобы оценить величие прошлого.

Различия во внешнем облике достопримечательности

На протяжении нескольких веков продолжалось строительство свидетельствовавшей о величии Франции церкви Сен-Дени, во внешний облик которой постоянно вносились различные изменения. Во времена Средневековья базилика, окруженная мощными стенами с бойницами, больше напоминала фортификационное сооружение, чем религиозный памятник. Аббат Сугерий сделал все, чтобы величественная достопримечательность приобрела воздушные очертания и легкость.

Современники видят лишь часть первоначального облика главной религиозной святыни Франции. До наших дней дошли украшенная витражами галерея, западный фасад сооружения, мозаичный пол, который создавали талантливые итальянские мастера. Кроме того, уцелели некоторые надгробия французских монархов, выполненные с ювелирной точностью и такой детализацией, что можно разглядеть ажурные узоры на ткани.

Значение аббатства для страны

Монахи Сен-Дени, имевшего сильный вес и влияние в мире, вписывали в летопись, ставшую официальной историей Франции, происходящие в стране события. В монастыре, который занимался благотворительной деятельностью, проводились коронации королев и обучались наследники престола. Монахи открыли приют для нуждающихся, бесплатную больницу, школу для простолюдинов, занимались просветительской работой. Здесь же хранились самые главные реликвии французских правителей, которые символизировали королевскую власть.

Аббатство Сен-Дени, отражавшее все амбиции набирающей силу монархии, играло значительную роль в национальной политике французских королей, которых почитали как представителей Бога на земле.

Пережившая разрушение усыпальница

Через сто лет Людовик IX издает указ о том, чтобы все останки правителей были перенесены в аббатство, получившее прозвище "некрополь королевских особ". Роскошная усыпальница напоминала настоящий музей, состоящий из изящных саркофагов. Здесь находилось 119 захоронений, принадлежавших королям, королевам, принцам и принцессам страны. Во времена революции в XVIII веке усыпальницы правителей подвергаются разрушению: бесчинствующие мятежники, разорявшие аббатство, переплавляют бронзовые надгробия и выбрасывают останки в ров.

К сожалению, большая часть роскошной коллекции произведений искусств, которые здесь хранились, утрачена навсегда. Революционеры планировали разрушить и здание базилики, и лишь по счастливой случайности этого не произошло.

Реставрация историко-архитектурного комплекса

Только в 70-е годы XIX столетия, когда закончилась эра потрясений, власти принимают решение о реставрации старинного комплекса. Бенедиктинское аббатство на деньги пожертвований и при финансовой поддержке аристократов Франции превращается в памятник национального значения. Известный зодчий Виолле-ле-Дюк, инспектировавший все религиозные постройки, в течение 20 лет восстанавливает историко-архитектурный ансамбль, находившийся в ужасном состоянии. Он воссоздает и внутреннее убранство, чтобы восстановить королевские захоронения.

Помимо монархов в аббатстве покоятся и другие знатные особы, которые повлияли на историю страны. С 1830 года, после июльской революции, здесь перестали находить последний приют короли, однако стены интереснейшей достопримечательности Франции пополнялись новыми останками.

13 лет назад здесь похоронили сердце юного Людовика XVII, не взошедшего на престол. Дело в том, что с давних времен существует традиция, согласно которой у королей извлекают внутренние органы, а скелет освобождают от плоти. И сердца монархов всегда хоронили отдельно от их тел.

Памятник старины, который поможет окунуться в историю

Изящная базилика Сен-Дени на сегодняшний момент является действующим католическим храмом и открыта для всех туристов, желающих взглянуть на святое место. Национальный памятник, на фасаде которого можно увидеть табличку, установленную в честь раненной в окрестностях Жанны д"Арк, позволит каждому окунуться в атмосферу старины и подышать воздухом истории.

К сожалению, на правом берегу Сены, на той территория коммуны, где находится Сен-Дени, довольно высок уровень преступности, и чаще всего туристы не посещают аббатство, не входящее в экскурсионную программу. Однако этот уголок, превратившийся в необычный музей надгробной скульптуры Средневековья, стоит того, чтобы с ним лично познакомиться и насладиться его удивительной красотой.

К северу от Парижа, в его индустриальном пригороде, находится место, которое можно назвать сосредоточением мощи и духа Франции. Здесь находится базилика Сен-Дени , красивейший памятник готической архитектуры. Возведение этого сооружения дало толчок к распространению во Франции готического стиля при постройке католических соборов.

Базилика Сен-Дени, Париж – история названия.

Название базилики связано с легендой о казни первого епископа города Парижа Дионисия (по-французски его называли Дени). По преданию, его обезглавленное римским палачом тело, пройдя с отрубленной головой в руках 6 км, упало в окрестностях поселения Катуллиакум. Впоследствии на этом месте и была возведена часовня.

Аббатство Сен-Дени, Париж.

В 1625 году французским королем Хлодвигом, придерживающимся христианской веры, здесь было основано аббатство Сен-Дени. С тех пор оно неразрывно связано с монархическими династиями. Многие века базилика Сен-Дени в Париже была местом последнего упокоения для 35 особ королевской крови и 84 наследных принцев и принцесс.


Помимо роли усыпальницы аббатство Сен-Дени в Париже стало местом хранения главного штандарта Франции и торжественных богослужений перед военными походами. Здесь обучались принцы, и возлагались короны на головы королев, в числе которых была и дочь Ярослава Мудрого Анна. В стенах Сен-Дени велась и хранилась главная летопись истории Франции.

С годами обитель стала заниматься благотворительными делами: организовала бесплатную лечебницу, школу для простолюдинов, дом для присмотра за пожилыми людьми. Прежние постройки к этому времени обветшали и частично разрушились. Поэтому в 30-х годах XII столетия настоятель Сугерий начал перестройку базилики Сен-Дени в Париже и возведение дополнительных построек. Замыслы Сугерия простирались дальше, чем простая реконструкция. Новое сооружение должно было свидетельствовать о величии Франции. Благодаря воплощению в жизнь нестандартных идей, получился храм, который можно назвать первым храмом, построенным в готическом стиле. Круглые цветные окна, расположенные над входом, получили название витражная роза. Именно они, а также высокие витражи стали визитной карточкой готических соборов.


Во времена Французской революции комплексу Сен-Дени был нанесен огромный ущерб: пострадали бесценные произведения искусства. Разнузданная толпа вскрыла гробницы и разрушила надгробные изваяния, а королевские останки были сожжены. Здание базилики, как и Бастилия, должно было быть разрушено. Лишь благодаря счастливой случайности этого не произошло.


Базилика Сен-Дени – реставрация.

После того как эра потрясений закончилась, в 1846 году было принято решение о реставрации историко-архитектурного комплекса. При финансовой поддержке барона Гилерми, архитектор Виоле-ле-Дюк провел восстановительные работы, которые длились 24 года. Второй этап реставрации велся с 30-х по 60-е года XX столетия.


Построенная во времена средневековья, базилика Сен-Дени в Париже больше напоминала фортификационное сооружение, чем храм. Через глубокий ров с водой был переброшен подъемный мост, ведущий к защищенным двумя башнями воротам. Стены имели бойницы и крепостные зубцы.

После творческой перестройки, затеянной Сугерием, храм приобрел более величественные и воздушные очертания. Результат был настолько ошеломляющим, что епископ, освящающий его, приказал возводить соборы по образу базилики Сен-Дени.


Базилика Сен-Дени в наши дни.

До наших дней сохранился западный фасад здания, датируемый XII столетием, галерея, украшенная витражами, на которых запечатлены сцены, рассказывающие о крестовых походах и жизни святых. Уцелели скульптурные декоры внутреннего убранства, надгробные изваяния французских королей. Некоторые из них выполнены с такой детализацией, что можно различить узор на ткани. Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров. Благодаря окнам верхнего яруса и огромным витражам нижнего, храм Сен-Дени ярко освещен. На фасаде здания закреплена памятная табличка, установленная в честь знаменитой Жанны д’Арк, раненной в окрестностях Сен-Дени во время битвы за Париж.

Окунуться в атмосферу прошлого и подышать воздухом истории может любой посетитель базилики Сен-Дени в Париже во Франции. Наиболее подходящее для этого время – конец июня, когда проходит ежегодный фестиваль хоровой и классической музыки.