Душевная деградация человека. А.П. Чехов.

Душевная деградация человека. А.П. Чехов. "Ионыч". Краткий анализ анализ рассказа ионыч

Губернский город С. На службу в этот город назначен доктор Дмитрий Ионович Старцев. Здесь же живет семья Туркиных, слывущая культурной и образованной. У каждого из членов семьи свои таланты: хозяин семьи устраивает домашние спектакли, сам принимает в них участие, считается большим шутником и острословом. Жена его, Вера Иосифовна, романистка, а дочь, Екатерина Ивановна, пианистка. Туркины, приглашая в дом гостей, "подчуют" их своими талантами. Доктор Старцев посещает их. Хозяйка дома читает свой невероятнейший роман о придуманной жизни. Старцев осознает, что роман плохой, но думает, что слушать его приятно. Затем Котик, дочь Туркиных, играет на рояле виртуозные произведения. Плохо или хорошо, но она очень старается. Вера Иосифовна рассказывает: чтобы избежать дурного влияния общества, их дочь получила домашнее образование. Во время вечерней трапезы своими талантами блещет хозяин дома. Он придумывет какой-то свой язык, исковерканный русский, и постоянно говорит на нем. Прием окончивается коронным номером. Лакей Павлуша в специально придуманной позе, голосом, который, вероятно, кажется уместным для фразы: «Умри, несчастная!», - произносит это.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Неудачное сватовство Старцева

Туркина-старшая страдает мигренью. Врачи из города бессильны. Вера Иосифовна обращается к Старцеву, чтобы тот помог ей вылечиться. Теперь доктор посещает Туркиных часто, уделяет много внимания Екатерине Ивановне. Но она «вся в музыке». Старцев пытается выяснить отношения с Котиком, и она предлагает встретиться на кладбище ночью. Доктор ждет на кладбище, а возлюбленная не приходит на свидание. Дмитрий Ионович решает сделать предложение Екатерине Ивановне и едет на следующий день в дом Туркиных. Доктор думает, что у невесты будет неплохое приданое. Возможно, будущие тесть и теща настоят на том, чтобы он оставил службу. Но все эти мысли Старцева были напрасны, Котик ему отказывает. Она любит не его, а искусство, и вся жизнь ее теперь посвящена искусству. В течение трех дней Дмитрий Ионович не находит себе места от душевных терзаний. Затем жизнь его возвращается в обычное русло.

А.П. Чехов. "Ионыч". Краткое содержание. Проходит четыре года...

Через четыре года доктор Старцев предстает перед читателем толстым с одышкой человеком. Он ни с кем не общается, ему не интересно. Старцев много работает, т.к. считает, что человеку нельзя жить без труда. У Веры Иосифовны день рождения, и она приглашает Старцева на прием. Приезжает и Катерина Ивановна. Но доктор считает, что она очень подурнела, и его все в ней раздражает. Вечер проходит как всегда. Вера Иосифовна читает свой бредовый роман, Котик нудно и громко играет на рояле. Старцев очень рад, что свадьба не состоялась. Он и Котик беседуют в саду наедине. Она уже осознает, что бездарная пианистка, а мама такая же романистка. Доктор жалуется на серую однообразную жизнь. В его мыслях уже нет больше стремления к благородным поступкам, как раньше. Котик считает, что это здорово - помогать людям. Поначалу что-то происходит в душе доктора от мыслей о прежней жизни, но вспомнив о количестве денег, которые он зарабатывает, гонит прочь нелепые мысли. Старцев не желает ужинать, собирается домой. Напоследок лакей показывает все тот же номер. Старцев едет домой и размышляет о том, насколько безнравственен город, если лучшие его обитатели такие недалекие, бездарные, пошлые. Доктор не принимает больше приглашений в дом Туркиных, хотя Котик забрасывает его записками.

А.П. Чехов. «Ионыч». Краткое содержание. Проходит еще несколько лет...

Проходит несколько лет: Старцев становится очень толстым, много работает, имеет практику в городе и большое состояние. Ионыч - так теперь его называют. Он по-прежнему один. Главное в его жизни - деньги. В доме Туркиных все, как всегда: Иван Петрович шутит, Вера Иосифовна мучает гостей романами, а Котик самозабвенно музицирует.

Чехов "Ионыч". Анализ рассказа

Какую основную мысль хочет донести до нас Чехов этим рассказом? В начале произведения перед нами предстает главный герой, молодой доктор Старцев, в голове которого зреют благородные мысли о труде, сочувствии к людям, наконец, любви. Но, читая рассказ далее, мы видим - все толще становится наш герой и его кошелек, все меркантильнее его мысли. Чехов показывает, как среда может «засосать» человека. Он превращается в бездушную амебу, которую уже ничего, кроме денег, не интересует. Ионыч не может, а скорее всего, и не хочет бороться с серой действительностью. Деньги сделали свое дело: в конце рассказа доктора интересуют только они.

"Ионыч". Чехов. Анализ

Серая безнравственная среда в рассказе представлена семьей Туркиных. Автор очень иронично описывает всех ее членов. Все их действия, повторяющиеся на протяжении рассказа, смешны и пошлы. И это лучшие люди в городе. Герои Чехова, как всегда, очень колоритны. Они заставляют нас задуматься: не я ли один из них?

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

Удивительная вещь — классика! Перечитывая произведения мастеров слова на новом этапе своей жизни, не перестаешь удивляться тому, что заново открывается в процессе чтения. Примером могут стать рассказы Чехова. Они дают возможность оценить нынешнее время, критерии, которыми определяются жизненные интересы, действия, когда материальные ценности берут верх над духовностью, когда ради наживы человек не жалеет даже себя самого. Особенно интересен в этом плане рассказ «Ионыч». Написан он в 90-е годы XIX века. В это десятилетие в творчестве Чехова все слышнее мотивы движения, перемен.

Герои Чехова испытываются причастностью к жизни, своей способностью услышать время, понять вопросы времени, определяются качеством мечты и способами ее реализации. Но ведь все это проблемы и нашего времени. Поэтому подходы к изучению рассказа -Ионыч», пониманию сути главного героя могут быть разными. Если каждое художественное произведение мы оцениваем с позиции единства содержания и формы, то, говоря о содержании, можно поставить следующую цель: проследить, как человек, поднимаясь по ступеням вверх по лестнице материального благополучия, еще быстрее катится вниз к моральному опустошению; проследить, как меняется его отношение к людям; увидеть картины падения человека, чтобы не повторять его ошибок.

События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти маленькие промежутки времени происходят большие перемены в жизни и облике героя. Сюжет развивается тем быстрее, что фон (город С. и семейство Туркиных), на котором развертывается действие, остается совершенно неподвижным от начала до конца. Время идет, а жизнь в доме Туркиных стоит, как заколдованная, точно время минует их.

Уже в первой главе настораживает замечание автора о главном герое, что он поддается общему увлечению, оценивая мастерство Котика. Кажется, ничто пока еще не предвещает краха, но это слово невольно обращает на себя внимание, как другие замечания автора: своих лошадей у него еще не было; «Когда еще я не пил слез из чаши бытия … » (строки из романса). Будут и лошади, притом тройка с бубенчиками, и кучер в бархатной жилетке, и будут слезы. Но это потом. А пока он молод, здоров, у него интересная работа, благородная цель — помогать страдальцам, служить народу. Он полон надежд, ожидания счастья, не чувствует усталости. Это то, что называют ароматом молодости. Хотя эпиграфом по всему повествованию лучше всего подойдут слова самого Ионыча: «Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся».

Их скажет герой чуть позже, когда еще не потеряет способности давать честную оценку своим действиям. В рассказах Чехова часто встречаются интересные характеристики жизни: сонная, куцая, бескрылая, бесцветная. Думается, что все они точно выражают тот процесс, что происходил с молодым доктором. Если в 1 главе, которую можно назвать экспозицией, дается только намек, то во второй он уже жертва, хотя до гибели еще далеко. Сцена несостоявшегося свидания на кладбище дает понять, что иллюзия кончилась. «Я устал», — говорит он, и читателю становится грустно, обидно и жаль Старцева, который еще так недавно возвращался домой улыбаясь. Нам не хочется прощать ему ни его рассудительности, ни его солидности, и становится досадно, что он утратил прежнюю свежесть и непосредственность.

Глава 3 — это новый и переломный момент в жизни доктора: начало заката его молодости и обозначившейся меркантильности, когда он думает не о любимой, а о приданом, когда предает юношескую мечту и идею, заложенную в его профессии («К тому же, если ты женишься на ней, < … > то ее родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе … Ну, что ж? В городе, так в городе»). Автор обращает внимание и на то, как был одет Старцев («Одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук, который как-то все топорщился и хотел сползти с воротничка, он в полночь сидел в клубе … »), Автор не щадит Старцева, потому что он больше не любит своего героя, вступившего в новую фазу своей жизни. Его слова о любви, сказанные Котику, совсем не сходились с мыслями о приданом, которые крутились в его голове, когда он нанес визит Туркиным, чтобы сделать предложение.

Страдал Старцев после отказа Котика всего три дня: «Сердце его перестало беспокойно биться и, видимо, навсегда». Четыре последующих года (всего четыре!) принесли Старцеву большую практику, тройку лошадей с бубенчиками. Он не ходит среди людей, а ездит мимо них. В Пантелеймоне, как в зеркале, расплывчато отражается Старцев: чем больше (Пантелеймон) рос в ширину, тем печальнее вздыхал, — не то же ли происходило и со Старцевым?

Только Старцев молчал, не вздыхал и не жаловался — жаловаться было некому и даже просто поговорить было не с кем. В гостях «Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо. Он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

Каковы его новые развлечения, если от театра, концертов он уклонялся? Самым сильным, кроме карт, было развлечение, в которое он втянулся незаметно, это — по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой. Семь строк, — а какая картина нравственного падения человека! А каков запах денег! Здесь и горе, и страдание, и слезы, и тревоги, и надежды, и смерть. Он копит деньги, а не впечатления от жизни. Он не читает в них страницы человеческих судеб, он их считает. В этом полное отчуждение от людей. И это страшно. Что пока еще осталось от прежнего Старцева?

Безусловно, ум, который выделяет его из числа обывателей; остались убеждения, но он их хоронил в глубине души; осталось трудолюбие, но оно теперь стимулировалось не благородными стремлениями, а интересами наживы, о чем он сам говорит так: «Днем нажива, а вечером клуб». Лечение сельских больных стало второстепенным, здесь он принимал спешно, а главное — городские больные, которые платят наличными. Осталась энергия, но она обратил ась в суету в погоне за наживой (каждое утро уезжал, а возвращался домой поздно ночью). Осталась способность наслаждаться. Но чем? В молодости — природой, беседами с Котиком, любовью к ней, позднее — удобствами, а теперь пороками: игрой в карты и стяжательством.

Понимает ли Старцев, что с ним происходит? Дает ли отчет своим действиям? Пожалуй, да. Когда Котик, вернувшись из Москвы, стала говорить, что она неудачница, что жила иллюзиями, а у него настоящая работа, благородная цель в жизни, что она помнит, как он любил говорить о своей больнице, что это счастье — быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу, он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас. Теперь уж точно навсегда.

В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол. Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему.

Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.

Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.

Но при осмыслении рассказа «Ионыч» можно продумать и другой аспект, связанный с его художественным своеобразием, построив разговор на изучении времени. Категория времени может быть выделена даже как основная. Если ученик поймет движение времени, то все, что происходит со Старцевым, он тоже поймет.

Итак, в рассказе использовано время в 10 лет. На поверхности ясно видно будто бы поступательное движение: молодой герой -возмужание — старость. А в глубине обратное движение: от живых реакций к омертвению, потере нормальных человеческих чувств.

И заглавие предвосхищает финал. Повествование рассказа ведется в главе V, последней, в настоящем времени, а в главах
I-IV — в прошедшем. Это композиционное построение тоже интересно, так как именно в главе V временной центр повествования. Здесь наиболее ярко выражено отношение автора к герою. В главах I-IV — экскурс в прошлое, где анализируется обстановка жизни и
внутренние ресурсы доктора Старцева, которые привели его к Ионычу.

В рассказе постоянно повторяются слова: еще, уже, прежде, теперь, повторяются ситуации, поступки, движения и мысли. Например, время оставляет свою печать на внешнем облике Веры Иосифовны; Иван Петрович совсем не меняется, он застыл и физически, и духовно. Более сложными оказались отношения со временем у Котика: меняется и ее внешность, и внутренний мир, произошла переоценка ценностей. Она смогла понять свою ординарность, но отношение ее к Старцеву прежнее: желаемое принимается за действительное.

Почему наибольшему испытанию временем подвергается главный герой? Старцев не выдерживает испытания временем, не
выдерживает проверки на сопротивляемость футлярной среде, хотя считает, что на обывателей не похож (глава IV: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его». И в конце главы IV — о семье Туркиных: «Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так миль! и дороги когда-то, он вспомнил все сразу — и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагические позы Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город).

Имел ли он право на такое мнение в 1 главе? Да. В главе 1 отношение автора к происходящему совпадает с отношением Старцева. Он упоения в отношении к Туркиным не испытывает. У него есть свои идеалы, мечты. А вот в главе IV Старцев теряет это право, он только по инерции отличает себя. Он не видит изменений в себе. Он застывает во времени, как и каламбуры Ивана Петровича. Именно в этот период жизни проходит Старцев испытание на любовь. Из всего потока времени, отпущенного на жизнь Старцева (10 лет), автор выделяет два дня, страницы из глав 2-3, где он рассказывает о любви героя.

Именно в эти два дня проявились те свойства натуры, которые могли бы вывести его из среды обывателей, и те, которые не смогли противостоять («Я не видел вас целую неделю, < … > а если бы вы знали, какое это страдание! < … > я не слышал вас так долго.»). Я страстно хочу, я жажду вашего голоса». «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек … она казалась ему очень умной … С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно … ». И в этой же главе чуть дальше: » … К лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать … делать глупости …

К чему поведет этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»). Когда человек начинает задавать подобные вопросы, значит, в отношениях что-то не так, как должно быть, если это любовь. И не удивляет финал главы 2: «Я устал … Ох, не надо бы полнеть!», Невелика глава, но как емко сказано о переменах в докторе Старцеве, об обозначившихся противоречиях. В главах 2-3 автором внимательно исследуется кульминационный момент, связанный с любовью героя, потому что для чеховских героев именно любовь часто становится испытанием на прочность, на звание личности. Любовь — это выход в мир, так как в любви человек становится внимательнее к жизни вообще. Так и влюбленного Старцева начинают волновать философские вопросы, состояние души. Он не только открывает мир, но и сам доступен миру. Но огонек гаснет.

Кто повинен в том, что кусочек рассудка погасил этот огонек? Екатерина Ивановна? Старцев? Нет. Причина тому — обедненность чувств. Рядом с его восторженным состоянием стоят прозаические вопросы. Это готовит читателя к тому, что гармонии не будет. И еще интересна повторяемость ситуаций, когда герои меняются ролями: Старцев — Котик, Котик — Старцев. Это помогает понять иллюзорность мечтаний и реальность. Десять лет вместил рассказ. И целую жизнь. Если жизнь можно вместить в рассказ, то чего она стоит? Теперь даже Иван Петрович смотрится более живым и способным на проявление чувств, чем доктор Старцев.

Сочинение

Что важнее — жить

Или притворяться, что живёшь?

П. Коэльо

Рассказы А. П. Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: «Краткость сестра таланта». Какова же проблематика рассказа «Ионыч». А. П. Чехов поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, ренегадство, влияние окружающей среды на человека, обывательство и мещанство. Однако центральное место в произведении занимает проблема перерождения личности, духовной деградации. На примере Дмитрия Ионовича Старцева Чехов показывает падение души человеческой.

Что же превратило молодого, энергичного, мыслящего Дмитрия Ионовича Старцева в раздражительного, безнравственного стяжателя Ионыча? Огромное влияние на духовную деградацию главного героя оказалась среда, в которую ему волей судьбы пришлось попасть. По приезде в губернский город он ставил перед собой высокие цели — помогать несчастным, больным людям, но чем больше «варился» в обществе скучных, необразованных и никчёмных обывателей, тем больше становился на них похожим. Единственной нитью, которая могла спасти его от духовного перерождения, была любовь. Её сила возвышала Дмитрия Ионовича над серой однообразной действительностью. Но тут следует обратить внимание на «холодный тяжёлый кусочек» в голове главного героя. Перед тем как поехать на свидание, которое Екатерина Ивановна назначила на кладбище, он задумывается: «А к лицу ли ему, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам…». Перед нами открываются такие черты характера главного героя, как самолюбие и «барские замашки». И именно этот самый «холодный кусочек» после того, как любовь была отвергнута, разрастается до невиданных размеров и заменяет душу. Дмитрий Ионович становится таким же обывателем, как и другие жители города. Это отражается в его имени.

Авторскую позицию довольно сложно проследить. На мой взгляд, А. П. Чехов не обвиняет главного героя в желании иметь хороший дом, жить в достатке. Он лишь желает показать на примере Ионыча, что любой труд обесценивается, если не вкладывать в него частичку своей души.

Со своей стороны я не испытываю ни жалости, ни сочувствия к главному герою, мне кажется, что он сам виноват в духовном падении. Несомненно, противостоять влиянию среды очень сложно, к тому же когда пошлость заразительна. Но ведь главный герой ещё молод, он может всё изменить, однако вместо этого он опускает руки, плывёт по течению, изменяет себе и свои целям. С подобной проблемой мы сталкиваемся в произведении Лескова «Премудрый пескарь». И пескарь Иваныч, и Ионыч только притворяются, что живут, ведь как можно жить, не имея перед собой никаких целей? Это скорее примитивное существование. Кажется, что такие понятия, как обывательство и мещанство должны были бы исчезнуть из нашей жизни. Но к большому сожалению, сталкиваемся мы с ними очень часто. Сколько людей в наши дни живут «в футляре», они приходят в этот мир ни с чем и уходят, не оставив ни малейшего напоминания о себе.

Таким образом, А. П. Чехов на примере рассказа Ионыч показывает, как легко может духовно деградировать человек, как свободная мыслящая натура может стать никчемным обывателем.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» переносит читателя в 19 век. Его действия разворачиваются в небольшом провинциальном городке. Главный герой произведения – земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Именно его жизнь представляет собой основную сюжетную линию рассказа, дополнительной является линия, посвященная семье Туркиных. Композиция произведения, как и сюжет, несложная. Оно поделено на пять частей, которые охватывают определенные временные отрезки с центральным событием. Расположены части во временной и логической последовательности.

Первая часть не столько событийная, сколько описательная. В ней автор кратко рассказывает о городе С., акцентируя внимание на его серости и однообразности. Главным достоинством города оказывается семья Туркиных, описанию ее членов А.П. Чехов посвящает объемный абзац. Уже в этой части читатель знакомится с Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой перспективный доктор получает приглашение в гости от Туркина. Пребывание Старцева в усадьбе интересной семьи и есть главное событие данной главы рассказа.

Между событиями первой и второй главы проходит больше года. За это время Старцев ни разу не был у Туркиных, но вот получил письмо от Веры Иосифовны. Таким образом, в центре второй части снова оказывается посещение Старцевым Туркиных. В этой главе в сердце молодого человека зарождаются теплые чувства к Екатерине Ивановне. Он пытается добиться сердца красавицы. Таким образом, на передний план выступают отношения молодых людей и ключевые события, связанные сними.

Чехов располагает ситуации так, чтобы напряжение читателя и героев росло. Он расширяет локус сюжета, вводя в текст описание городского кладбища. Мрачное место служит не только фоном событий, но инструментом психологизма. так и не дождался Котика на кладбище. Он направляется домой. На этой ноте заканчивается вторая часть.

Третья часть посвящена событиям, которые произошли на второй день после несбывшегося свидания на кладбище. Дмитрия Старцева мы застаем на пути к Туркиным с серьезным намерением сделать предложение Екатерине Ивановне. Чехов ненадолго «проникает» в мысли Дмитрия Ионыча, чтобы читатель понял истинные мотивы поступка доктора, его сомнения.

Ядро третьей части – разговор Дмитрия Ионыча и «по душам». Дополняется он описанием поведения родителей девушки. Это часть, в которой «у Старцева перестало беспокойно биться сердце». Его самолюбие уязвлено и это первый толчок к душевной деградации.

Четвертая глава описывает события спустя четыре года после отказа Екатерины Ивановны Старцеву. В ней Дмитрий Ионыч и Котик предстают в обликах контрастных тем, что мы наблюдали в первых частях. Автор описывает «новые» будни Старцева и его приземленные цели. Он кратко рассказывает о жизни Котика на протяжении указанного промежутка времени.

Эта часть уже не столько описательная, сколько психологическая: каждый поступок героев можно объяснить обстоятельствами их жизни, о которых читатель узнал ранее. В некоторых абзацах Чехов позволяет себе лаконично прокомментировать внутреннее состояние Старцева, хотя обычно автор предпочитает оставаться незамеченным.

Главное события этой главы – встреча с Екатериной Ивановной, во время которой очерствевшая душа Ионыча таки вырывается наружу, хоть и ненадолго. Котик же признает свои ошибки, насколько искренне – дело другое.

Пятая часть – финальная. От других она отличается предельным лаконизмом. А.П. Чехов рассказывает о судьбе каждого героя, демонстрируя, к чему привели их поступки. Эта главу стоит рассматривать параллельно с первыми двумя, чтобы увидеть контраст между старыми и новыми образами героя.

Сюжет, композиция рассказа «Ионыч», система образов произведения на первый взгляд простые, но каждая из этих деталей продумана до мелочей, как и связь между ними. Наверное, это один из секретов актуальности рассказа.