Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Особенности использования логопедом здоровьесберегающих технологий в рамках работы логопедического пункта в доу Нетрадиционные логопедические технологии

Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Особенности использования логопедом здоровьесберегающих технологий в рамках работы логопедического пункта в доу Нетрадиционные логопедические технологии

«Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев»

Сухомлинский

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы:

Логопедический массаж

Массаж языка

Су-Джок – японская технология пальцевого массажа

Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом

Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений

Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней

Имаготерапия – театрализация

Куклотерапия


Сказкотерапия

Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка - Крупотерапия – игры с крупой

Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с песком и другим природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Использование нетрадиционных форм работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам описывали такие как, -Евстигнеева, .

Игры с природным материалом - водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами - включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:

Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук

Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности - - Способствуют расширению словарного запаса

Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза

Позволяют развивать фонема тический слух и восприятие

Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма

Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде

Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации)

Играть с песком и другими природными материалами можно не только на улице, но и дома, в детском саду, в логопедическом кабинете. Примеры некоторых упражнений.

- «Чувствительные ладошки». Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он. Открыть глазки, рассказать, что чувствовали (ответы детей). Сделать то же самое, повернув ладошки другой стороной. Рассказать о своих ощущениях.

Пройтись пальчиками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рисунки: солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Выложить деревянными палочками, каштанами, желудями, камешками геометрическую фигуру, букву.

Можно на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера, отрабатывая слоговую структуру слова.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, желудей, каштанов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.


Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

- «Человечек». Указательный и средний пальцы руки «бегают» по песку. Это упражнение помогает разобраться детям со сложными понятиями сверху, снизу, вперед, назад, левый, правый, выучить названия пальцев.

- «Золушка». В песке смешивают желуди и каштаны. Ребенок сортирует в другие две миски.

- «Вылови предмет». Ребенку предлагают «выловить» из песка задуманный предмет (синий квадрат, красный круг и т. д.)

- «Где спрятались зайцы?» ребенку предлагают построить из теплого влажного песка заборчик вокруг домика. По заданию логопеда помещает зайчика за заборчиком, у домика, перед заборчиком, на домике и т. д.

- «Дорожки». Педагог предлагает ребенку через воронки разного размера просыпать песок и определить узкую, широкую дорожку, по которым пройдут мишка, зайка.

- «Песочный домик». Педагог предлагает ребенку построить домик с тремя

комнатами. Поселить человечка в комнате соответствующей месту нахождения заданного звука в слове (начало, середина, конец)

- «Послушай и повтори». Игра, направлена на развитие слухового внимания и памяти. Педагог говорит слова, а ребенок отстукивает количество слогов с помощью грецких орехов или каштанов.

Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами. Широко известны такие приемы:

Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.

Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.

Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв. - Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые; Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком).

Массаж с дарами природы . Приспособления для самомассажа. С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами:

Прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;

Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;

Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.

Упражнение «Сосновая шишка».

Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки.

Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях.

Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, право - Упражнение «Еловая шишка».

Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями.

Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук.

Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком и другим природным материалом?

Для специалиста действуют три правила:

Присоединение к ребенку.

Картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм картины, ощутив ее неповторимый образный строй - все это входит в понятие присоединения. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице или на подносе с крупой. Рассматривая картину ребенка, специалист сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, или «пальчикового бассейна», перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии и игр с другим природным материалом дает положительные результаты:

У детей повышается эмоциональный фон;

Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

Дети чувствуют себя более успешными;

На занятиях нет места монотонности и скуке.

(Статья подготовлена учителем-логопедом ГБДОУ №70)

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

1. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия.

Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Массаж и самомассаж.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

  • массаж и самомассаж лица;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • плантарный массаж (массаж стоп);
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • массаж языка.

Это массаж, выполняемый самим ребенком (взрослым, подростком), страдающим речевой патологией, является средством дополняющим воздействие основного массажа.

Цель логопедического массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.

Показания для массажа:

  • Дислалии;
  • Различных видах дизартрии;
  • Алалии
  • Неврозоподобном заикании;
  • Послеоперационном периоде при ринолалии;
  • Нарушения тонуса мышц приводящие к нарушениям голоса.

Релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций. Эти задачи успешно решаются на занятиях театральной деятельностью, логоритмикой, во время динамических пауз на занятиях и в сюжетно-ролевых играх.

2. Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.

Перспективный план работы с педагогами

№ п/п

Сроки

Обсуждение плана работы с детьми, предусматривающего связь учителя – логопеда с педагогами МДОУ На протяжении года
Участие в педсоветах МДОУ и методической работе. сентябрь – май
Ознакомление педколлектива с результатами обследования речи детей. 1-15 сентября
Консультация для воспитателей “Состояние речевого развития детей” (результаты обследования речи детей всех групп МДОУ). сентябрь – октябрь
В течение года консультирование членов педколлектива по интересующим вопросам раздела логопедии. В течение года
Семинар-практикум: Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений Ноябрь
Семинар-практикум по развитию речи “Использование игр и упражнений по развитию речи в различных режимных моментах в ДОУ” декабрь
Консультация “Развитие физиологического и речевого дыхания” январь
Консультация: “Развитие фонематического слуха у детей с использованием различных игр и упражнений” февраль
Семинар-практикум
“Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий”
Март
Практикум: “Инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе по автоматизации и дифференциации звуков” Апрель
Отчет: Результаты коррекционной работы Май

Перспективный план работы с родителями

№ п/п Содержание работы Сроки
Первичные беседы с родителями, сбор анамнеза сентябрь
Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений. октябрь
Оформление информационного стенда для родителей 2 р. в месяц
Посещение родительских собраний (ответы на интересующие вопросы)
Консультации:
  1. “Требования, предъявляемые к речи ребёнка” (во всех группах)
  2. “Игры которые лечат и развивают речь”.
сентябрь-ноябрь
Консультация: “Показатели речевого развития ребенка” октябрь
Практикум: “Домашняя игротека – знакомство с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление речевых навыков с использованием инновационных и здоровье сберегающих технологий” ноябрь
Семинар-практикум “Тренируем пальчики и развиваем речь” ноябрь
Консультации для родителей: “Развитие речевого дыхания с помощью специальных упражнений” декабрь
Консультация: “Развитие речи с помощью здоровьесберегающих технологий” январь
Практикум: “Инновационные технологии в работе по автоматизации звуков” февраль
Лекторий для родителей: “Профилактика нарушений письменной речи”. март
День открытых дверей. Цель: приглашение родителей для просмотра занятий (вторник, четверг)
Как подготовить ребенка к школе. Необходимость устранения нарушений речи в дошкольном возрасте. (вторник, четверг)
Отчетный речевой утренник май

Порохова Эльвира Геннадьевна,

МКДОУ д/с «Рябинка» город Тайшет

Всем добрый день! Нашу встречу я хочу начать со следующих слов:

Здоровье - бесценный дар,

потеряв его в молодости

не найдёшь до самой старости.

Так гласит народная мудрость.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

Работа логопеда в системе оздоровления детей занимает немаловажное место, так как от логопеда зависит своевременное выявление речевых отклонений у воспитанников, логопед ведет профилактическую работу, следит за соблюдением единого речевого режима в ДОУ и дома, планирует индивидуальную работу, обеспечивает личностно - ориентированную направленность процесса оздоровления детей.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда - обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Задачи:

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
  • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития;

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая, тонирование.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
  3. Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су - Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

Предлагаю остановиться на первой группе технологий, направленных на осуществление основной профессиональной деятельности.

1. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Для этого собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point.

Одним из видов артикуляционной гимнастики является БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА . Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.

Выполнение или невыполнение ребенком определенной артикуляционной позы, может сказать о зрелости или незрелости артикуляционной мускулатуры, а также по некоторым признакам мы можем судить и о более глубоком нарушении, свидетельствующем о неврологических нарушениях, о стертой форме дизартрии. При которой процесс работы над звуком затягивается и автоматизации идет дольше, чем у детей с простым нарушением речи, либо звук вообще не может автоматизироваться в речи.

Продемонстрирую некоторые способы (пробы) определения степени нарушения речевой моторики. Для этого прошу вас выполнить вместе со мной следующее:

  1. Вытянули язык вперед «стрелочкой», «иголочкой», так чтобы он не соприкасался с нижней губой, не дрожал, не отклонялся в сторону (у ребенка отмечаем, нет ли признаков рвотного рефлекса, посинения кончика языка);
  2. Держим высунутый язык перед собой, и одновременно следить глазами за пальцем, двигающимся влево-вправо (следим, нет ли отклонения языка вслед за движением глаз и пальца);
  3. Поднимаем при широко открытом рте язык кверху и удерживаем его так несколько секунд. Следим за количеством слюны под языком. Если она быстро накапливается, это свидетельствует о неврологическом нарушении, ребенку следует рекомендовать обратиться к неврологу с подозрением на стертую форму дизартрии.

2. Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например: звук А - разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У - губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя. Звук О - чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены. Звук И - губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э - высовываем язык вперед и грозим пальчиком. Звук К - руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К. Звук С - насосы, накачиваем шину. Звук Ш - развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

Работа с аудиторией: При помощи упражнений предлагаю вам прочесть заданный слог. А теперь сами напишите любой слог.

Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

3. Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений:

  • «Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
  • «Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.
  • «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.

Коктельные трубочки для игр: «Буль - буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку»,

«Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»; Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки»

4. Игровой массаж и самомассаж БАТ

Использую его для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.

Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши - вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.

Расположение БАТ на голове:

  • точка на лбу между бровями;
  • точка по краям крыльев носа (снимаем заложенность носа и восстанавливаем обоняние);
  • точки на ушной раковине - Аурикулярный массаж (аурикула - ушная раковина).
  1. Самомассаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
  2. При этом используем такие приёмы массажа, как разминание, растирание, поглаживание.
  3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
  4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
  5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

Взяли ушки за макушки

(Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…(Несильно потянуть вверх)

Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.

(С постепенным продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:

(Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять...

(Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

В качестве уникального средства для развития речи, поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки кисти рук использую достижение восточной медицины - элементы СУ-ДЖОК - терапии.

Применяю 2 предмета:

1. Массажный шарик - прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.

Предлагаю вам выполнить короткое упражнение массажным шариком.

Я мячиком круги катаю, взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом - пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до покраснения и появления ощущения тепла. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов.

Вторая группа технологий направлена на предотвращение усталости, расслабление тела, профилактику нарушений зрения, повышение сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов.

1. Зрительные тренажеры

Использую в работе тренажеры Ковалева для снятия усталости с глаз и развития глазодвигательных мыщц.

  • "Флажки"

Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

Так, зеленый цвет (цвет оптима)-вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

Красный цвет - используем для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Желтый цвет- центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

  • "Солнышко"

Изготовила 2 рукавички, сшитые из темной ткани, в центре ладошек расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагается молча следить за движением солнышка, рука отводится в сторону, затем ее убираем, двигаем другой рукой. Движения идут вправо- влево, вверх - вниз. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко, потом закатилось за гору спать…».

Хочу дать совет, как в домашних условиях можно посоветовать родителям использовать свето - цветотерапию. В зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения - накинуть на светильник шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещения, а создает мягкий лечебный свет.

2. Релаксационная гимнастика, кинезиологическая гимнастика

Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!

Для изображения оловянных солдатиков встать прямо, сжать пальцы в кулак, сосредоточить внимание на напряжении в мышцах рук, ног и корпуса. После напряжения рук и ног расслабить всё тело. Наши ручки и ножки висят, как у тряпичной куклы, посмотрите на куклу (кукла сидит на стульчике перед детьми).

Кинезиологическая гимнастика представлена несколькими блоками упражнений, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы письма.

Для подготовки к восприятию текста (к чтению) использую в работе следующие упражнения:

  • Мельница - перекрестные движения ладоней к коленям
  • Движение глаз по знаку бесконечности - демонстрируется карточка перед глазами детей
  • Зевание со звуком
  • Подышать животиком
  • Музыкотерапия и тонирование

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Давайте все вместе сейчас потонируем:

  • «Мычание» - расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.
  • «А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.
  • «И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:

  • повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
  • корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • повышается речевая активность;
  • развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
  • формируются двигательные умения и навыки
  • формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис
  • уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 3 года колеблется от 80 до 90 %.

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.