В современном ТА существуют три школы, каждая из которых имеет свою теоретическую модель и набор терапевтических техник.
Классическая школа ближе всего придерживается разработанного Э. Берном и его коллегами подхода. В ней используется широкий диапазон аналитических моделей с целью усилить понимание Взрослого и в то же время возбудить интерес Ребенка. Первый шаг человека состоит в том, чтобы развить свою способность понимать, как он создает себе проблемы. Здесь особое внимание уделяется групповому психотерапевтическому воздействию как главному методу. Во взаимодействии проигрывается неразрешенная в детстве ситуация, а роль психотерапевта заключается в том, что он способствует развитию группового процесса, а затем знакомит с приемами, помогающими справиться со своими проблемами.
С точки зрения классической школы, одна из важных задач для психотерапевта - дать личности новые Родительские послания. Пэт Кроссман предложила «три пи» (три английских слова): разрешение, защиту и силу (власть), выполнение которых должен обеспечить психотерапевт для достижения эффективного результата.
Школа повторного принятия решения. Боб и Мэри Гулдинг выдвинули новый терапевтический метод, сочетающий в себе теорию ТА и технику гештальт-терапии, разработанную Фредериком (Фрицем) Перлзом. Ранние решения, принимающиеся скорее под действием чувств, нежели мышления, возможно изменить. Достичь этого можно с помощью работы с фантазиями и сновидениями или благодаря работе над ранней сценарной записью, в которой человек вспоминает и вновь проживает травмирующие события, а затем изменяет решение на новое. Здесь акцент делается на личной ответственности, а психотерапевт выступает в роли наблюдателя, группа - в роли свидетелей и дает позитивные поглаживания, которые усиливают процесс изменения. Выражение чувств является самым главным, наряду с пониманием происходящего.
Школа Катексиса. Арон и Джэки Шифф создали центр для лечения психических больных, используя метод, который они назвали воссозданием Родителя, или перевоспитанием. Суть его заключается в том, что сумасшествие является результатом действия разрушительных и непоследовательных посланий Родителя. Терапевт выступает в роли позитивного и последовательного Родителя, дающего шанс подавить эго-состояние «сумасшедшего Родителя» и изменить свое воспитание. В терапии со здоровыми людьми особое внимание уделяется работе с искажениями и итерированиями. Группа должна представлять собой реактивное (отзывчивое) окружение, живо реагирующее друг на друга. «Заботливая конфронтация» выражается в борьбе за активное решение проблем, а не преследование и заключает в себе прямое требование, основанное на позиции (Я +, Ты +).
Цель изменения в ТА
Одним из аспектов пристального внимания Э. Берна была проблема излечения, которое он связывает с понятием автономности (независимости) - поведением, мыслями и чувствами, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не на сценарные убеждения. Автономность не означает постоянного нахождения во Взрослом компоненте, выбор эго-состояния реагирования происходит свободно. Она характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности.
Осознание - это способность воспринимать чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает ощущения о мире под определения своего Родителя, таким образом заменяя целостное на фрагментарное восприятие реальности в угоду своему мнению.
В процессе развития большинство из нас систематически обучаются тому, как заглушить осознание. Нас учат утилитарному отношению к различным вещам, зафиксированному в словесных определениях сценарному представлению о себе и мире. Здесь обнаруживает себя тенденция к самоподкреплению и стабилизации. Таким образом формируется своеобразная контрольно-пропускная инстанция для истолкования вновь поступающих данных. Избирательность доступа в осознание выглядит так: согласующаяся информация допускается и структурируется сознанием, а противоречащая и вызывающая беспокойство вытесняется, игнорируется как несуществующая. В соответствии с этим осуществляется регуляция коммуникативного поведения человека: он стремится участвовать в тех ситуациях, где его Я-концепция подкрепляется и избегает или игнорирует моменты, способные болезненно нарушить или поколебать созданную устойчивость.
Спонтанность - способность выбирать из всего, а не только сценарно установленного, разнообразия и диапазона чувств, мыслей и поведения. Такой человек реагирует прямо и открыто, не искажая поступающий образ мира в угоду Родительским определениям. Спонтанность предполагает, что человек волен свободно реагировать из любого эго-состояния. При этом он может вести себя как Взрослый, используя эго-состояние Взрослого; или при желании войти в своего Ребенка и вновь воскресить в себе те творческие способности, ту интуицию и интенсивность чувств, которыми обладал в детстве. Он способен также прореагировать из Родителя, тем самым проигрывая стереотипы, которым научился у других. И независимо от этого спонтанный человек будет свободен в своем выборе реагирования на конкретную ситуацию, не подчиняясь устаревшим Родительским правилам.
Интимность представляет собой открытое выражение аутентичных (= подлинных) чувств и желаний между людьми, исключающими возможность рэкета (= набор сценарных типов поведения, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением) или игр. Находясь в интимности, человек смещается в Свободного Ребенка, предварительно убедившись в безопасности своих действий благодаря заключению контракта со Взрослым и осуществлению Родителем необходимой защиты.
Берн связывает излечение с полным разрывом со сценарием и выработкой нового пути развития. Не находясь в состоянии пассивности, человек занят решением проблем, он адекватно воспринимает и реагирует на реальность, не игнорируя и не искажая ее. Причем такое сценарное излечение может быть поведенческим, аффективным, когнитивным или комбинацией этих трех факторов. Другими словами, из сценария можно выйти, изменив свое поведение, чувства или мысли.
Ряд авторов предлагают соматический подход, состоящий в том, что человек, желающий выйти из сценария, должен изменить телесные ощущения. Например, он может снять постоянное мышечное напряжение или избавиться от каких-либо психосоматических расстройств. Чтобы терапия, принесла пользу, не обязательно быть немощным и больным. Самодостаточный и цельный человек проходит терапию для того, чтобы получить от жизни еще больше, совершенствуя себя. Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на излечение личности. Понимание и осознание проблем представляют собой инструмент, а само излечение состоит из принятия решения на изменение и затем активного процесса по его реализации.
Взаимоотношения в терапии ТА базируются на посылке о том, что все люди открыто коммуникативны (ОК), при этом пациент и психотерапевт рассматриваются как равные и стоящие на одном уровне люди. Используемый принцип открытой коммуникации подразумевает разговор на простом языке с использованием обычных слов. Кроме того, пациенту рекомендуется читать книги по ТА и пройти вводный курс. Если психотерапевт делает какие-либо записи в процессе работы, то они всегда открыты для доступа пациента. Благодаря всем этим подходам последний хорошо осведомлен обо всем происходящем и принимает активное сознательное участие в процессе терапии.
Началом работы стоит считать осознание своего несовершенства на фоне потребности в изменении: «Все, дальше так продолжать жить я не хочу!» Когда человек оказывается способным смело заглянуть в глаза своим неудачам, проблемам и задуматься, а затем начать поиск помощи извне (в противовес уничтожающим внутренним тенденциям), то стоит познакомить его с тремя типами «успеха», чтобы он смог сам определить свое местонахождение. А последующее превращение в Победителя (Я+, Ты +) следует считать конечным результатом терапии.
Трансактный анализ в свое время приобрел образ популярной психологии благодаря стремлению своего основателя Эрика Берна к тому, что в теории в ТА сам клиент должен хорошо понимать основы этого терапевтического подхода. Современный трансактный анализ, каким его преподносят Ян Стюарт и Вэнн Джойнс в совместной книге «Современный трансактный анализ», отличается от понимания ТА его основателем. В своей книге Стюарт и Джойнс смогли последовательно изложить информацию о том, какие сейчас существуют подходы и методы в ТА, так что в данный момент книга используется как пособие по обучению ТА. По заявлениям авторов, изучать трансактный анализ по книге можно как в группе, так и индивидуально, но для полноценного освоения ТА следует выбрать все-таки групповой метод обучения, а для занятий психотерапией необходимо пройти так называемые 101 и 202 курсы. В настоящее время существует Международная ассоциация трансактного анализа и Европейская ассоциация ТА, в рамках которой специалист может пройти обучение и сертифицироваться как терапевт по трансактному анализу. «Современный трансактный анализ» сейчас может использоваться как пособие по обучению ТА. Стюартом и Джойнсом приведено много упражнений, позволяющих изучить этот метод психотерапии на своем опыте.
Стоит отметить возникновение двух ответвлений в терапии ТА. Во-первых, это «Терапия нового решения», основателями которой стала семья Гулдингов. Главным отличием от классической школы в созданной Гулдингами «терапии нового решения», является отношение к особенностям принятия родительских интроектов или предписаний. Берн писал по этому поводу, что они «вшиваются» ребенку патернальными фигурами без каких-либо решений со стороны Ребенка, Гулдинги же считали, что человек сам принимает решения и в силах их потом изменить.
Во-вторых, это школа Катексиса или школа пассивности, основателями которой стала семья Шиф. Она возникла в результате работы с гебефренной формой шизофрении, а метод работы был назван Репарентинг (переродительствование). Смысл терапии заключался в работе по перевоспитанию людей с шизофренией. Терапевты строили свою работу так, чтобы подавить негативную часть деструктивного состояния Родителя и сформировать новое состояние.
Ян Стюарт полагает, что сегодня для понимания сущности трансактного анализа необходимо изучить теорию эго-состояний, которая стала основой ТА. Эрик Берн был одним из учеников Зигмунда Фрейда, и часто его концепцию сравнивают с концепцией классического психоанализа о психических структурах. Супер-эго сравнивают с Родителем, Ид - это Ребенок, а эго рассматривают как аналогию Взрослого эго-состояния. Однако разница выражается в нескольких ключевых аспектах: например, в том, что, если Фрейд говорил о неких абстрактных структурах, то Берн заявлял о конкретных паттернах поведения. Если взять во внимание состояние Ре (Дитя), то мы можем видеть реакции человека, схожие с его детским поведением, с теми паттернами поведения или эмоциональных реакций, которые он проявлял в детстве. Эти паттерны поведения отложились у него в памяти, и теперь, когда человек входит в это состояние, его психические процессы меняются, так, что он начинает использовать реакции, к которым он привык в детстве.
Со времен выхода самой популярной книги Э.Берна трансактный анализ приобрел в глазах общественности статус популярной психологии, причиной этого стало желание автора трансактного анализа сделать его доступным всем. Отсюда и такая упрощенная терминология. Однако со времени основания концепции трансактный анализ коммерциализировался и стал одной из отраслей популяризированной психологии. Отчасти Э.Берн достиг своей цели, но, с другой стороны, в трансактном анализе многие стали уделять внимание только простым составляющим модели, не уделяя должного интереса другим элементам концепции, имеющим гораздо более глубокую основу. Стала популярна упрощенная модель Эго-состояний, где считалось, что Эго-Ребенка означает нахождение в эмоциональных состояниях, Эго-Взрослый значило быть мыслящим, Эго-Родитель означало оценивание. Ян Стюарт в своей книге «Современный трансактный анализ» выражает критическую позицию по поводу сложившейся ситуации, так как такой подход обесценивает трансактный анализ в глазах других терапевтических школ.
Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.
У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется, когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.
Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат. Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу - эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя, так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен «высовываться», и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется.
В целом, используя ярлыки «негативный» или «позитивный», обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент «здесь и сейчас», то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.
Для удобного понимания организации опыта у человека в трансактном анализе используется модель структурного анализа второго порядка. Эго-состояние Родителя как усвоенного от родителей опыта в первую очередь разделяется на структуру второго порядка, то есть Р-3 В-3 и Д-3. Суть такого подхода в том, что мы, получая родительские предписания, помним наших реальных родителей, а они, выдавая предписания, также могли находиться в различных эго-состояниях. Эго Р-3, то есть Родитель в Родителе, означает, что в нашем опыте записано, как мама или папа выдавали предписание, сами находясь в эго Родителя, и передавали опыт, полученный от своих родителей. Так формируются и передаются аспекты культуры, так мы усваиваем опыт многих поколений. Эго-состояние В-3 - Взрослый в Родителе - это те мыслительные конструкции, которые нашими родителями применялись для описания реальности. Они могли быть ошибочными, но в текущей ситуации это было описание реальности, исходящее из имеющихся знаний. Парентальные фигуры и их поведение, усвоенное нами в наше эго Родителя, также могли находиться в состоянии Ребенка (в данном случае Р-3) во взаимодействии с нами, и могли также передавать часть предписаний в этом эго-состоянии, в этом случае предписания усваивались невербально, с учетом эмоциональных состояний. Если мама «дулась» на ребенка, когда хотела чего-либо добиться от него, то в его Д-3 была записана эта модель поведения. Или, к примеру, когда ребенок плакал, а мама раздражалась на него, ввиду каких-то своих причин, будучи сама в состоянии Ребенка, то на невербальном уровне могло быть усвоено предписание «не проявляй эмоций».
Что касается Эго-состояния Взрослого, то оно не делится, так как мы, находясь в состоянии Взрослого в данный момент, пребываем в состоянии «здесь и сейчас» и нацелены на разрешение текущих проблем и сбор информации. Поэтому эго Взрослого остается неделимым и в структурном анализе второго порядка именуется как В-2.
Так же, как и в эго-состояниях Родителя, в структурном анализе второго порядка опыт Ребенка делится на три составляющих. Эго Родителя в Ребенке (Р-1) в современном трансактном анализе часто называется Родитель-волшебник, так как, будучи детьми, мы также уже обладаем определенными эго-состояниями, и, находясь в состоянии Родителя, ребенок часто использует магическое описание с целью самомотивации. С такими волшебными толкованиями информации, полученной от родителей, дети хранят знания. Эго Родителя в Ребенке - это фантазии о том, что будет, если они не будут выполнять то, что говорят родители. Эго Ребенка в Ребенке, как своеобразная матрешка, когда терапевт работает с воспоминаниями, то может сталкиваться с шестилетним Ребенком, впавшим в эго Ребенка трехлетнего возраста, и так далее. Эго Ребенка в Ребенке - это те желания и страхи, которые присутствовали, когда мы были детьми, чаще всего в довербальном возрасте, поэтому это эго-состояние в современном трансактном анализе часто называется соматическим Ребенком.
В трансактном анализе также выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.
Использование структурного анализа второго порядка имеет только аналитический смысл изучения воспоминаний человека, однако наблюдая за людьми в их взаимодействии с другими, мы можем говорить лишь о функциональном эго-состоянии. Если рассматривать несколько глубже и говорить о структурах, то об этом мы можем узнать, лишь разбирая детально воспоминания человека.
В трансактном анализе для понимания и диагностики эго-состояний, в том числе для использования терапевтических вмешательств, применяют четыре метода, но в основном это поведенческий диагноз. Целью анализа поведения является наблюдение за:
Используя наблюдение, можно с большей вероятностью выяснить состояние человека. Поведенческий диагноз используется в первую очередь и помогает определить состояние с большей точностью. Однако трансактный аналитик также может использовать социальный диагноз. В случае если происходит взаимодействие, то человек, наблюдая то, как он сам реагирует, в каком состоянии находится, может определить, из какого состояния обратились к нему. Если на ваше обращение реагируют из Свободного Дитя, то можно предположить, что вы находились в Воспитывающем Родителе, и наоборот, если на ваше обращение отреагировали из состояния Взрослого то, скорее всего, вы были в состоянии Взрослого.
В обстановке психотерапевтического сеанса возможно также использование исторического диагноза. Исторический диагноз — это изучение реального текущего состояния и сравнение с опытом его переживания в детстве.
Для оценки роли патологии во влиянии на эго-состояния человека в трансактном анализе используется два понятия: это контаминация (включение) и исключение.
Берном, вслед за Фрейдом, было введено понятие катексиса - энергии. Он считал, что нахождение в том или ином эго-состоянии обеспечивается этой энергией и что катексис может свободно перетекать из одного состояния в другое. Чем свободнее катексис перетекает, тем гибче личность, и более эффективной становится ее адаптация к изменяющимся событиям.
В каждом эго-состоянии человека присутствуют свои рамки, ограничивающие их проявления. Однако часто встречается ситуация, когда границы становятся менее плотными и одно эго-состояние наслаивается на другое. Такое наслоение также обеспечивается перетеканием катексиса. Данное пересечение эго-состояний, или их наслаивание, называется в трансактном анализе контаминацией. Существует три вида контаминации: это наслоение Родителя на состояние Взрослого, наслоение Ребенка на состояние Взрослого, и смешение сразу двух этих эго-состояний, наслаивающееся на состояние Взрослого - так называемая двойная контаминация.
Примером Родительской контаминации может быть приведенный Стюартом случай, когда Мейдж говорит: «Нужно делать, то, что говорят и не показывать свои эмоции людям» . Когда Родительские предписания смешиваются с реальным Взрослым эго-состоянием (таким, как «Мир ужасен», «Никому нельзя доверять») и при этом человек верит в то, что эти высказывания являются отражением реальности, то он находится в контаминации.
В случае если человек пребывает только в двух эго-состояниях, а третье настолько сжато границами, что катексис не может проникнуть сквозь плотность барьеров, то в трансактном анализе это называется исключением.
Типов исключения может быть всего три в соответствии с количеством эго-состояний. Когда человек не способен на то, чтобы находится в Детском эго-состоянии, он также становится не способен на то, чтобы радоваться жизни, человек выключает воспоминания детства и часто выглядит холодным. В случае исключения Взрослого состояния, человек все время пребывает в диалоге Родитель-Ребенок, и неспособен реально оценивать ситуацию. Также среди преступных элементов часто встречается исключение Родителя с его моральными установками.
Кроме этого, существует исключение сразу двух эго-состояний, в этом случае человек все время пребывает в одном эго-состоянии, тогда оно называется константным, исключающим.
Эрик Берн описывал трансакции как любое взаимодействие людей, в своей книге он задает читателю вопрос, что делают люди после того, как говорят «Здравствуйте». Любое взаимодействие двух людей, означающее, что один человек замечает присутствие, называется трансакцией. Берн назвал трансакцией единицу взаимодействия.
В трансактном анализе рассматривается три типа взаимодействия: это пересекающиеся трансакции, параллельные и скрытые трансакции.
В первую очередь важно рассмотреть параллельные трансакции. Если во взаимодействии человек производит ответ из того эго-состояния, к которому обратились, то коммуникация продолжается и может длиться бесконечное множество раз - это первое правило коммуникации. Это то, что называется параллельной трансакцией. К примеру, когда человек обращается к Ребенку другого из своего состояния Родителя, а другой отвечает трансакцией Ребенок-Родитель, то в этом случае мы имеем дело с параллельной трансакцией, или тем, что Берн называл дополняющей трансакцией.
Второй вариант коммуникации - это пересекающаяся трансакция. В случае если вы произвели трансакцию, а получили ответ совсем из другого эго-состояния, то это называется пересекающей трансакцией, в этом случае коммуникация заканчивается. Это одна из частых проблем коммуникации. К примеру, вы обратились из состояния Взрослый к Взрослому состоянию собеседника, но он ответил из эго Родителя, обратившись к вашему эго Ребенка, тогда коммуникация обрывается.
Также существует такой вид взаимодействий, как скрытые трансакции. Эрик Берн утверждал, что, чтобы понять суть коммуникации, необходимо уделять внимание именно психологической, скрытой составляющей трансакции, и предлагал представлять себя марсианином, спустившимся на землю и не имеющим представления о сути человеческого общения. Трансакции часто проходят на двух уровнях: социальном, открытом и психологическом, скрытом уровнях. К примеру, основной стимул может быть направлен на открытом уровне из состояния Взрослый в состояние Взрослый, на психологическом уровне трансакция была иной: Родитель - Ребенок, эта трансакция осталась скрытой, то же самое наблюдаем и в ответной реакции, такой тип называется двойной скрытой трансакцией. Стюарт приводит пример, когда муж спрашивает жену «Где моя рубашка?» - она отвечает «Положила в шкаф» , на первый взгляд, трансакция В-В, но если рассматривать поведенческий диагноз, то мы увидим изменение эмоциональных состояний, как у Родителя, так и у Ребенка. Кроме этого отмечают еще один тип скрытых трансакций - угловые трансакции. Сущность этого типа взаимодействия заключается в том, что начинающий взаимодействие на открытом уровне направляет трансакцию из В к В, но на психологическом - это трансакция Взрослый - Ребенок, тем самым провоцируя партнера по общению отреагировать из Детского эго. Для того, чтобы определять скрытые трансакции, необходимо наблюдать за невербальными сигналами человека, так как именно оттуда поступают скрытые психологические послания.
Клод Штайнер в своей книге описал поглаживания как важную форму стимуляции друг друга, без которой невозможна жизнь человека. Ранее была описана трансакция как единица взаимодействия, и в результате этого взаимодействия люди получают поглаживания.
Проведенные исследования показали, что люди имеют так называемый стимульный голод. Наличие этого голода говорит о том, что человек нуждается в поглаживаниях. Еще с детства, начиная с самого рождения, ребенок нуждается в физических прикосновениях, обнимании, поглаживаниях. Отсутствие такого поглаживания приводит к тому, что ребенок плохо развивается. В исследованиях детей, выросших в детском доме, в сравнении с детьми, выросшими в домашней обстановке, выявлено, что дети, получающие больше поглаживаний и родительского тепла, становятся более успешными, а дети из детского дома имеют большое количество психологических проблем.
Вырастая, мы продолжаем нуждаться в утолении стимульного голода, в поглаживаниях, но теперь заменяем физические поглаживания, социальными. Теперь мы можем получать поглаживания при любом взаимодействии, оно говорит нам «я замечаю тебя».
Поглаживания можно разделить на условные и безусловные, положительные и негативные, вербальные и невербальные.
Стюарт в своей книге показывает несколько проблем, связанных с выдачей поглаживаний. Одной из форм проявления поглаживания является такое, когда человек в конце поглаживания выдает его обесценивание. Такое поглаживание называется фальшивым. Другой вид проблемы, связанной с выдачей поглаживаний, это так называемые пластиковые поглаживания, когда человек выдает чрезмерное и неискреннее поглаживание.
Также существует несколько типов проблем, связанных с получением и принятием поглаживаний. Существует фильтр поглаживаний. Мы пропускаем только те поглаживания, которые для нас являются важными, ценными. Стюарт приводит пример собственной реакции на поглаживание, когда он оценивает как слабое поглаживание человека, только что пролиставшего его книгу, и как высокоценное такое же поглаживание человека, прочитавшего книгу от корки до корки.
В свою очередь, Клод Штайнер указывает на 5 видов запретов у большинства людей на поглаживания, вызванных воспитанием родителей, целью которых является создание впечатления о том, что количество поглаживаний ограничено, и раздавать их просто так запрещено:
В современном трансактном анализе не все согласны с концепцией Штайнера, о необходимости формировать у человека убеждение о том, что раздавать и получать поглаживания можно в неограниченном количестве.
Штайнер считал, что, принимая поглаживание, мы храним его в так называемом «Банке поглаживаний» и, когда нам необходимо, мы можем доставать и использовать его для самопоглаживания, однако поглаживания имеют свойство истощаться со временем и поэтому необходимо иметь возможность постоянно пополнять «банк». Макаровы в своей книге также утверждают, что наличие большого «Банка поглаживаний» дает возможность человеку становиться более успешным и достигать больших целей в своей жизни.
Одним из видов потребностей, выделенных Берном, является желание в структурировании времени, или структурный голод. Когда мы начинаем работу в какой-то группе, то сначала может возникнуть некоторый эмоциональный дискомфорт, или чувство тревоги из-за отсутствия четкого структурирования времени в группе. Каждый человек начинает структурировать свое время в группе по-своему. Всего по Берну есть шесть типов структурирования времени. Считается, что чем ниже по списку структурирование времени, тем выше психологический риск, но более сильными становятся поглаживания.
Уход - вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации в группе.
Ритуалы - каждого человека в детстве обучают определенным ритуалам, таким как приветствие и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.
Времяпрепровождение - коммуникация между членами группы происходит, не касаясь текущей ситуации в группе, а чаще о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.
Деятельность - в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.
Игры - вид структурирования времени, когда используются трансакции как на социальном, так и на психологическом уровнях.
Интимность - в данном времяпрепровождении подразумевается способность к искреннему выражению чувств, при этом если при играх проблемы только возникают, то выражение чувств во время интимности, например, гнева, приводит к их разрешению. В этом понимании интимность подразумевает искренность и аутентичность человека.
Прочитано 7512 раз
Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.
Эрик
Берн
. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.
Эрик
Берн
. Игры, в которые играют люди
Перед вами одна из основополагающих культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений.
Система, разработанная Берном, призвана избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, научить его меньше "играть" в отношениях с собой и другими, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту. В этой книге читатель найдет много полезных советов, которые помогут понять природу человеческого общения, мотивы собственных и чужих поступков и причины возникновения конфликтов. По мнению автора, судьба каждого из нас во многом определяется еще в раннем детстве, однако в зрелом возрасте она вполне может быть осознана и управляема человеком, если он этого захочет. Именно с публикации этого международного бестселлера в нашей стране начался "психологический бум", когда миллионы людей вдруг осознали, что психология может быть невероятно интересной.
Эрик Берн. Люди, которые играют в игры
Из нашумевшей работы Эрика Берна миллионы людей впервые узнали о том, что они играют в игры, причем зачастую отнюдь не по правилам, и именно неверный выбор сценария поведения обрекает их на хронические неудачи. Бестселлеры знаменитого американского психиатра полностью перевернули наш взгляд на "человеческие проблемы" и предложили совершенно новый подход, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.
Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.
Йен Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ
Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.
Харрис Т.А. Я - О"кей, ты - О"kей
Эта книга - результат поиска ответа для тех людей, которым нужны надежные факты, чтобы понять, как функционирует сознание, почему мы поступаем так, а не иначе, и как перестать делать что-то, если мы этого хотим. Ответ лежит в одном из самых ярких направлений в психологии - трансактном анализе. Он дал новый ответ тем, кто ориентирован скорее на изменение, чем на установление порядка, людям, желающим трансформировать, преобразовать себя. Он реалистичен, поскольку ставит пациента перед фактом, что тот ответственен за все, что случится в будущем, независимо от того, что произошло в прошлом...
Мэри Гулдинг, Роберт Гулдинг. Психотерапия нового решения
В книге известных американских психотерапевтов в живой и увлекательной форме описывается оригинальный метод позволяющий быстро и безболезненно изменить то что отравляет нам жизнь и мешает эффективной работе или полноценному общению.
Множество примеров из психотерапевтической практики автора убедят вас в том, что никогда не поздно пересмотреть свою жизнь и принять другое решение.
Мюриэл Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать
Роли, которые мы выбираем или роли, которые кто-то выбирает для нас… Право и свобода выбора, данные нам от рождения – что же с ними делать: отдать окружению ближнему и дальнему или, наконец, воспользоваться самим? Каждый решает сам, кем он предпочитает быть – Победителем или Побежденным. А потому – читайте и выбирайте...
Райнер Шмидт. Искусство общения
Прекрасная монография, посвященная вопросам делового общения и применению трансактного анализа в производственной деятельности.