В любом производном слове выделяются минимальные значимые части - морфемы. Морфемы могут указываться при этом в их линейной последовательности; например, в глаголе наперестраиваться приставки на-, пере- , корень cmpaj (cmpoj ), суффиксы -ива- , -ть- , постфикс -ся. Морфемы могут указываться также в их семантической иерархии (морфемы с вещественным значением, затем - словообразовательным, наконец - формообразующим; в нашем случае - корень cmpaj , приставка пере- со значением действия, производимого заново, инфинитивный суффикс -ть , постфикс с возвратным значением -ся , наконец, приставка на- со значением насыщенности действием и суффикс несовершенного вида -ива- ). Может отмечаться хронологическая последовательность нанизывания в слове морфем с указанием их значения (корень cmpaj , суффикс -и (ть ), приставка пере- , суффиксы -ива- , -ся , приставка на- ). Исходя из сказанного, под "составом слова" целесообразнее понимать не простую совокупность выделяемых в нем в линейной последовательности морфем, а систему морфем в их отношении друг к другу в хронологическом и смысловом плане: cmpa (o )j , -и (ть ), пере- , -ива- , -ся , на-. Это значит, что с формальной точки зрения такие существительные, как подполковник и подвоз , имеют одинаковый морфемный состав, распадаясь на корень и приставку под- , не считая нулевой флексии. Однако эта приставка в них различается значением. В слове подполковник она используется для называния лица, которое по своему служебному положению находится на ступеньку ниже лица, называемого производящим словом. В слове же подвоз приставка под- указывает на движение в сторону какого-либо объекта. В хронологическом плане появление этой приставки в указанных словах также не совпадает. В состав существительного подполковник она вошла на первой и в данном случае единственной ступени его образования: под + полковник. В составе существительного подвоз приставка под- появилась на первой, но не последней ступени его образования: (под + возить ) подвоз.
Существительные соученик и собутыльник в формальном отношении также одинаковы по морфемному составу, оба имеют, кроме корня (и нулевой флексии), приставку со- и суффикс -ник (-еник ). И в смысловом отношении последние тождественны. Приставка со- означает совместность, а суффикс -ник (-еник ) - действующее лицо. Отличаются эти аффиксы только временем появления в составе рассматриваемых производных. В существительном собутыльник эти аффиксы появились на первом (и притом единственном) этапе его образования: со + бутыль + ник. В состав существительного соученик они вошли на разных ступенях его образования со + [(учить + ся ) + еник ].
Рассматривая состав слова, следует более подробно раскрыть понятие основа слова. Как уже упоминалось, это часть изменяемого слова без окончания. Например: реформ-a , -ы , -е , -у; активный , -ая , -ое , -ые; забываj-у , -ешь , -ет. Неизменяемые слова состоят только из основы: завтра , благодаря , бац. В основе слова заключено его лексическое значение. Основа слова может иметь твердый конечный согласный (рук -а , ручн -ой , поручительств -о ) и мягкий (поруч -у , поруч -аю , поручител ь ), а также гласный (поручивши -сь ).
Основы слова бывают простые, содержащие один корень (фирма , объединение ), и сложные, содержащие два корня и более (сельскохозяйственный , русско-англо-французский ). Основа слова может быть непроизводной (немотивированной) и производной (мотивированной). К первому виду относятся, например, основы слов стул , снег , белый , играть; их значение нельзя объяснить при помощи более простых по составу однокоренных слов. Ко второму виду относятся, например, основы в словах столик - маленький стол , подснежник - цветок, растущий под снегом , побелить - сделать белым , игрушка - вещь, служащая для игры. Значение выделенных основ можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы. Следовательно, основа слова может выступать как производящая, если при образовании производного к ней присоединяются аффиксы: кольцо - кольцевой , внук - правнук.
Основа настоящего времени глагола остается, если от его словоформы отбросить окончание (обнимаj-ут ); прошедшего времени - если отбросить окончание и суффикс -л- (обнима-л-и ). Основа прошедшего времени совпадает с основой неопределенной формы (обни-ма-ть ) и может совпадать с основой настоящего времени (нес-л-а - нес-ут ).
Морфонология - это часть морфемики, в которой описываются фонемы как элементы построения морфем и словоформ.
Предметом описания морфонологии являются, во-первых, фонемная структура морфем разных типов; например, установление морфемного состава слова (допустим, слово книга имеет две морфемы: корень -книг- , состоящий из четырех фонем - /к , н , и , г/ и окончание -а , состоящее из одной фонемы /а/ ). Количественный подсчет в морфемах фонем носит скорее теоретический, формальный характер, чем практический, и интересен более при сопоставлении различных языков. Можно указать на наименьшую длину морфем, не принимая во внимание нулевых, - это одна фонема: в корнях (в - предлог; и - союз; о ! - междометие; ш-ла - глагол), в приставках (с-формироватъ ; а-сексуалъностъ ), в суффиксах (фон-и-ть ; магнит-к-а - магнитная карта), в окончаниях (авиа-циj -а; агрохимикат-ы), в интерфиксах (брит-о-головые; брон-е- жилет ), в постфиксах (усмехая-сь ). Максимальная длина морфем: в корнях русских по происхождению слов обычно 5 фонем (закон , канав-а ), в заимствованных - до 10 (демпинг , аллерген , ассамблея ), в приставках - до 7 (сверх-нормативный , проти-во-ракетный ), в суффиксах - до 8 (изыска-телъниц-а , газ-ификаццj-а ), в окончаниях - 3 (аудиотекст-ами , аудиторск-ими ), в интерфиксах - 1 (высок-о-ликвидный , внешн-е-экономический ), в постфиксах - до 5 (гуманизировать-ся , что-нибудь ).
Во-вторых, объектом морфонологии является слоговое деление морфем. В этой связи следует отметить, что все типы морфем могут быть неслоговыми, т.е. не образующими слога, если в них отсутствуют гласные (со-г-нуть , вс-пененный , госдумов-ск-ий , перестраи- вая-съ , преда-шъ ). Но морфемы встречаются и однослоговые (кейс , за-биче-вать ), двуслоговые (спон-сор , пере-грузка , кто-либо ), даже трехслоговые и четырехслоговые (около-литератур-ный ).
В-третьих, морфонологию интересует чередование фонем в одних и тех же морфемах при образовании слов и их форм. Чередоваться могут согласные с согласными, гласные с гласными, гласные с нулевым звуком.
В-четвертых, предметом морфонологического анализа являются сочетания фонем на стыке морфем. Например, в слове переписчик на стыке корня и суффикса произносится [ш": ], но в морфонологии важно установить границы между данными морфемами: корень оканчивается на с , суффикс начинается с ч , что обусловливает правописание слова в целом через сч .
Таблица 11 . Чередование фонем
Чередующиеся звуки |
Примеры чередования |
г - ж - з |
подруга - дружить - друзья |
к - ч - ц |
воскликнуть - клич - восклицать |
д - ж - жд |
ходить - хожу - хождение |
т - ч - щ |
светлый - свеча - освещать |
ск - cm - щ |
блеск - блестит - блещет |
воздух - воздушный |
|
мазать - смажу |
|
носить - ношу |
|
б - бл |
любить - люблю |
п - пл |
топить - топлю |
в - вл |
ловить - ловлю |
ф - фл |
разграфить - разграфлю |
оспорить - оспаривать |
|
залезать - слазить |
|
о - 0 (нуль) |
сон - сна |
е - 0 (нуль) |
отец - отца |
В-пятых, в последнее время морфонологию особенно интересуют явления, которые возникают при словообразовании и связаны с употреблением интерфиксов - "прокладок", облегчающих соединение производящих основ и словообразовательных элементов. К таким "прокладкам" относятся, например, -й- , -ш-: кофей ник (от кофе ), кагэбэш ник (от КГБ).
Морфемный состав слова
Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.
Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова . Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.
Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).
Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.
Упражнение № 1
Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.
Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.
Упражнение № 2
Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.
Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.
Упражнение № 3
Выполните морфемный разбор слов.
Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.
В русском языке существуют следующие способы образования слов:
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:
Упражнение № 4
Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.
Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.
Упражнение 5
Составьте словообразовательные цепочки к данным словам.
Живой – оживленный
Карман – прикарманить
Здоровый – выздороветь
Народ – обнародовать
Упрямый – заупрямиться
Память – беспамятство
Зависть – позавидовать
Твердый – затвердеть
Дым – продымленный
Жестокий – ожесточение
Упражнение № 6
Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках.
Брат – ___________ – братственный
Боль – болеть – _____ – болезненный
Медленный – __________ – медлительный
Гнев – _____– разгневаться
Говор – говорить – ________ – разговорчивость
Единый – _____– единственно
Упражнение № 7
Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.
Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст
Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).
Упражнение № 8
Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.
Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).
Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.
1. Гласная выбирается в зависимости от ударения:
ГОР – ГАР
А пишется под ударением, О – в безударном положении
загорелый – загар
исключение: выгарки
(остатки сгоревшего)
ЗОР – ЗАР
О пишется под ударением, А – в безударном положении
зóри – заря
исключение: зарево
КЛОН – КЛАН
поклон – кланяться
наклониться
ТВОР – ТВАР
под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О
затвор – тварь,
исключение: утварь
2. Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня:
КОС – КАС(а)коснуться – касаться
ЛОЖ – ЛАГ(а)положить – полагать
БЕР – БИР(а)соберу – собирать
БЛЕСТ – БЛИСТ(а)блестеть – блистать
ДЕР – ДИР(а)раздеру – раздирать
ПЕР – ПИР(а)запереть – запирать
ТЕР – ТИР(а)стереть – стирать
МЕР – МИР(а)умереть – умирать
СТЕЛ – СТИЛ(а)расстелить – расстилать
ЖЕГ – ЖИГ(а)поджег – поджигать
НЯ – НИМ(а)принять – принимать
ЧА – ЧИН(а)начать – начинать
исключение: сочетание, сочетать
3. Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:
РОС – РАСТ (РАЩ)
росли – растут – наращение
(исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)
СКОЧ – СКАК
выскочить – скакать
исключение: скачок; н. ф. скакать – скачу
4. Гласная выбирается в зависимости от значения:
МОК – МАК
МАК – значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; МОК – значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают; замочить белье
РАВН – РОВН
РАВН – значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; РОВН – значение «ровный, гладкий»: выровненный участок, уровень
исключение: равнина, равняться, равнение
Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.
Упражнение № 9
Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
Прик...снуться к двери, пол...жить на стол, зам...рать от восторга, несг...раемый ящик, свет з...рницы, точность изложения, оз...ренный молнией, широкая р...внина, выр...вненная дорога, бл...стеть на солнце, соб...раться в дорогу, откл...нение в сторону, изл...гать факты, выр...щенный плод, вск...чить на ходу, нар...стающий шум, накл...ниться к земле, соприк...саться с огнем, высказанное предпол...жение, изб...рательная кампания, прятаться в зар...слях, выск...чить из кустов, прил...гать усилия, непром...каемый плащ, ур...внять в правах, бл...стящий оратор, борьба за р...вноправие, прекл...нение перед авторитетом, неук...снительное исполнение.
Упражнение № 10
Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).
Провозгл...шать, бл...стательный, бл...снуть, об...ятельный, насл...ждение, предпол...гать, предпол...жить, тр...диция, объед...нение, к...сается, прик...снувшийся, благосл...влять, тв...рец, претв...рить, утв...рь, просв...щать, накл...ниться, б...гряный, пл...нительный, несг...раемый, к...нфликт, оч...рование, оз...ривший, ижд...венец, впеч...тляющий, выпл...вка, пл...вец, к...варство, сож...ление, нар...щение, р...стущий, выр...сший, выск...чка, на ск...ку, ск...чок, ар...мат, б...чевать, вым...кший, ав...нгард, погл...тить, ув...дание, р...вномерный, ур...вновешенный, р...весник, инт...лл...гентный, напр...женность.
Проверь себя:
В каком ряду все слова пишутся с Е?
1)др…хлеющий, м…тодичный, обд…лить, обл…денеть, разм…жеваться
2)разд…ление, зат…сать, объед…нение, разр…дить (грядки), землетр…сение
3)сп…шить, прист…жной (воротник), поч…сти, п…хотинец, просв…щение 4)г…рючий, возг…рание, приг…рь, к…снувшись
Слово состоит из морфем.
Морфема -- это минимальная, далее неделимая, значимая часть слова.
В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.
Корневая морфема составляет лексическую базу слова.
Аффиксальные морфемы (от лат. affixus - прикреплённый) - аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, ■ишь и -ся), оформляющие каждое из этих слов как определённую часть речи в системе её форм.
По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы . Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун. По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова). Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами , а в формах бодрый, бодрая окончания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.
В изменяемых словах выделяются основа
и окончание
.
Основа слова может включать в себя одну морфему -- корень, например: вода, весна, гора
, а также несколько морфем -- приставку, корень, суффикс, например: пригород, столик, побелка
.
Корень -- это основная, значимая морфема основы, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов:
зима -- зимний -- по-зимнему -- зимушка -- зимовье
. В корне слова наблюдаются различные чередования гласных и согласных, например о // а (ровный -- равный); г // ж (бегу -- бежать) и т.д.
Приставка -- это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов
(переписать, убежать) и форм слов
(наилучший -- форма превосходной степени; сделать -- глагол совершенного вида).
Суффикс -- это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов
(желтизна, городской) и форм слов
(белее -- форма сравнительной степени; читая -- форма деепричастия.).
Основа слова может быть производной
, т.е.образованной от другой основы, например: окно - подоконник, учитель - учительская, зелень -- зеленый
, и непроизводной
, т.е. не образованной от другой основы и состоящей из одного корня, например: гора, беда, земля.
Основа слова может быть членимой
, если в ней, кроме корня, выделяются другие морфемы, например: столик, оконный, бежать
, и нечленимой
, если она равна корню, например: белый, трава, зелень.
Основа слова может быть простой
, если она включает в себя один корень, а не два, например: вредный, подсеребрить
, и может быть сложной
, если включает в себя несколько корней, например: водовоз, землепашец.
Окончание -- это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в предложении,
например: красная
-- окончание, образует форму ж. р., ед. ч., им. п., бегу
-- окончание, образует форму 1-го л. ед. ч., столы
-- окончание, образует форму мн. ч., им. и вин. п.
Окончание может быть материально выраженным
, например: село, читаешь, белая
, и нулевым
, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: город, плыл, сел.
Неизменяемые слова окончаний не имеют
, например: далеко, крепче, взяв.
Обратите внимание
: основа слова не включает окончания.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР.
Цель - выделить максимальное количество значимых частей слова.
Порядок морфемного разбора.
1. Выделить основу и окончание.
2. Дать характеристику основе: производная -- непроизводная, членимая -- нечленимая, простая -- сложная.
3. Дать характеристику окончанию: материально выраженное, нулевое, окончание отсутствует. Определить значение окончания.
4. Подбором родственных слов выделить корень слова, отметить чередования звуков в корне.
5. Подбором одноструктурных слов выделить приставку или несколько приставок, установить, какую функцию они выполняют -- словообразовательную или формообразующую.
6. Подбором одноструктурных слов выделить суффикс или несколько суффиксов, установить, какую функцию они выполняют -- словообразовательную или формообразующую.
7. Сделать вывод о морфемном составе слова.
Образец анализа
.
Пригородный.
1. Чтобы выделить основу, надо изменить слово по падежам: пригородный, пригородному, пригородного. Итак, основа слова пригородн-, окончание -ый.
2. Основа слова производная, членимая, простая.
3. Окончание -ый -- материально выраженное, передает значение формы прил. м. р. ед. ч. им. п.
4. Родственные слова: город, городской, град (устар.), в городе, горожанин. В корне наблюдаются чередования д // т, д // д", д // ж, оро // ра. Корень город-.
5. Одноструктурные слова: пришкольный, придорожный. Приставка при- служит для образования нового слова.
6. Одноструктурные слова к суффиксу: привокзальный, прибрежный. Суффикс -н- служит для образования нового слова.
7. Итак, слово пригородный состоит из морфем: при-город-н-ый.
Значение работы над морфемным составом слова состоит во-первых в том, что школьники овладевают одним из способов раскрытия лексического значения слов. Учащиеся должны понять взаимосвязь, существующую между лексическим значением слова и его морфемным составом. Во-вторых даже элементарные знания об образовании слов важны для понимания учащимися основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Слова создаются из морфем, которые уже существуют в языке и по тем моделям, которые исторически сложились в системе русского словообразования. В –третьих, ознакомление с основами словообразования способствует обогащению знаний школьников об окружающей действительности. Слова опосредованно (через понятия) соотносятся с предметами, процессами, явлениями. Осознание роли морфем в слове и семантического значения приставок и суффиксов содействует формированию у школьников точности речи. Задача учителя – способствовать пониманию лексического значения слова и развитию осознанного употребления слов с определенными приставками и суффиксами. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков. Поэтому одной из важных задач изучения м.с.с. является формирование навыков правописания морфем слова, и, прежде всего корня.
При построении системы изучении морфемного состава слова ведущими выступают следующие положения: все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слове. Корень, приставка, суффикс и окончание, изучаются не изолированно, а во взаимодействии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема.
Этапы системы:
1. Пропедевтические (предварит., подготовит.) словообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению темы «Однокоренные слова» во 2 классе.
2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (2 класс).
3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; формирование навыка правописания корня и приставки (3 класс).
4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени сущ., имени прил. и глагола; формирование навыков правописания падежных окончаний имен сущ. и имен прил., личных окончаний глагола (4 класс).