Смысловое чтение на уроках технологии и изо. Изобразительное искусство. Y – YI классы

Главным источником развития каждого человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои мысли. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

Поэтому перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащимся к чтению, научить их читать.

Это отражается в нормативных документах. Неслучайно, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

Под смысловым чтением понимается процесс восприятия текстовой информации, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД - входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД - умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Мой опыт позволяет выделить этапы работы с учащимися.

На первом этапе в 5-6 классах необходимо выделить главное в тексте, составить примеры, аналогичные приведенным в тексте, найти в тексте ответ на поставленный вопрос, грамотно пересказать прочитанный текст.

Умение составить план прочитанного текста, воспроизводить текст по предложенному плану, пользоваться образцами решения задач, запомнить определения, схемы, алгоритмы - это составляющие второго этапа для учащихся 7 - 8 классов.

Третий этап определяет работу с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами), необходимо использовать новую теорию в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждать научными фактами, конспектировать содержание новой темы. Это выполняют учащиеся 9 - 11 классов.

На уроке работа с текстом строится по трём направлениям: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Работа с любым текстом предполагает три этапа: дотекстовый, текстовый и после текстовый.

Первый этап ориентирован на постановку цели и задач чтения, актуализацию или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализацию предшествующих знаний, диагностику, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, включение механизма антиципации - прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирования умения и привычки думать над книгой до чтения.

Наиболее продуктивными являются стратегии: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса», «Алфавит за круглым столом»

Целью второго этапа работы с текстом является выдвижение гипотезы о содержании читаемого материала, подтверждение или отклонение гипотезы, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю, насколько хорошо понимаю прочитанное.

Стратегии «Чтение в кружок» (попеременное чтение»), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками» помогают достичь результата.

Работа с текстом после чтения - третий этап. Он предполагает применение, использование материала в различных ситуациях, формах, сферах, включение тематического материала в другую, более масштабную деятельность.

Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного. «Отношение между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист» - вот, где происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию является целью смыслового чтения. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.

Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Как примерно может строиться работа по формированию навыков смыслового чтения на уроке литературы?

Для примера использую текст Е.И. Замятина «Огненное А». Предлагаю использовать несколько стратегий смыслового чтения, которые расширяют предметную область и формируют важнейшие метапредметные умения.

До работы с основным текстом Замятина применяю стратегию «Направленное чтение». Целью этой стратегии является формирование умения целенаправленно читать учебный текст. Для того чтобы представить личность незаурядного автора и понять его произведение, можно поработать с текстами, которые содержат фрагменты биографии писателя, воспоминания о нём Юрия Анненкова, а также текст о значении чтения.

После знакомства с текстами, необходимо обсудить в группе предложенные вопросы.

Что вы можете сказать о писателе Е. И. Замятине после прочтения текста?

«Читаем и спрашиваем» - это следующая стратегия, которая формирует умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы и работать в группах.

Прочитав текст Е.И.Замятина «Огненное А», следует сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответы. К примеру, Почему А - «огненное»? Почему взрослые изображены «глупыми»? Почему «А»? Можно ли назвать героя рассказа Вовочку нашим современником? Чему может научить рассказ?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к основным событиям рассказа, его сюжету. А для этого воспользоваться теоретическим материалом и провести словарную работу.

Работа со словом обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё и развивает орфографический навык. При изучении новых терминов на уроках литературы прибегаю к такому приёму как словарная работа.

Осуществляется работа с сюжетом произведения.

Для 1 группы - задание: заполнить таблицу и составить, используя материал из таблицы, рассказ, в котором должен быть предан сюжет произведения.

Для 2 группы - задание: обсудить, почему именно буква «А».

(Варианты ответов: первая, главная; легче строится, это эмоциональный сигнал, может быть названа капитаном, придаёт важность, лучше видна, понятна, похожа на шагающего человечка)

Для 3 группы - задание: обсудить, почему «А»- огненная.

(Она лучше видна, марсиане привыкли к красному цвету, марсиане видят тепло, привлекают знания истории; можно предположить, что во всех языках есть эта буква, что есть один земной язык, по принципу: сказал «А», скажи и «Б». И тогда начнётся что-то новое. Мальчики стремятся к началу эпохи).

На данном этапе формируются способности не просто пересказывать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, дать оценку той информации, которую получили, или оценить героев произведения, о которых прочитали. Такая работа позволяет вступать в диалог с автором текста, спорить с ним или соглашаться с его мнением, научиться строить свой текст.

Чтобы построить свой текст, можно использовать прием «Свободный микрофон». Этот прием учит задавать вопросы разных типов, опираясь на смысл прочитанного, прогнозировать развитие сюжета. Учит способам переработки информации.

К примеру, вопросы по содержанию текста могут быть такими:
. Есть ли в рассказе герои, желающие установить контакт с марсианами?
. Какие слова подчёркивают «огонь» любознательности?
. Что означает выражение «работать с огоньком»?
. Когда у человека загорается взгляд?
. Почему рассказ называется «Огненное «А»?

В ходе работы - размышления над вопросами определяется основная идея рассказа: Добиться цели, чего бы это ни стоило. А работа с ключевыми словами помогает в этом.

К чему надо стремиться в жизни? Ответить на этот вопрос поможет прием, который называю «Дневник моих записей».

При работе с текстом возможен один или несколько видов деятельности: задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы и обобщения, выписки, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию), составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графические схемы, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

Завершая работу с текстом, необходимо выполнить по группам такие задания:

  • Для 1 группы - нарисовать рисунок - ассоциацию, которую вызвал текст?
  • Для 2 группы - подчеркнуть слова и словосочетания, которые помогут ответить на вопрос: что в характере мальчиков показалось интересным?
  • Для 3 группы - составьте план по тексту.

Работая с текстом Е.И. Замятина «Огненное А», формированы следующие результаты обучающихся:

личностные:

  • сформированность ценностного отношения к чтению
  • совершенствование читательских навыков
  • развитие эстетического вкуса
  • формирование развивающего круга чтения

метапредметные:

  • умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом
  • обращаться к различным информационным источникам
  • объективно оценивать достоверность и значимость информации
  • освоить опыт проектной /исследовательской деятельности

предметные:

  • усвоение учебного содержания (по плану)

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.

В заключение, размышляя о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете учит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашей школе стало одной из важнейших педагогических проблем.

Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.

Мы познакомим вас лишь с несколькими приёмами, которые практикуем на уроках литературы и внеклассных занятиях в 5- 8 классах с разными типами текстов. Они используются всеми учителями-предметниками.

Представляем вашему вниманию фрагмент внеклассного занятия, на котором учащиеся работали с текстами притч. Для активизации работы была подготовлена и распечатана газета «Узелок на память». На этом занятии ребята познакомились с разными типами чтения.

- Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? (Ответы)

- Хорошо , тогда познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга , мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом .

Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе». Мы читали по цепочке.

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

Перед вами примеры утверждений:

Купил себе человек новый дом. (Да)

Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка».

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

В своей работе пользуемся и другими приемами:

Приём «Рюкзак - помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

Приём «Закладки - подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

Приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

Приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

Приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

Итак, использование этих и других приёмов (вы можете познакомиться с ними в буклете) помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

Начинается работа с 5 класса, а при подготовке к изложению в 9 классе и сочинению в 11 классе учащиеся легко находят ключевые слова в текстах, кроме того выделяют главную мысль, извлекают информацию из текста для осознанного построения речевого высказывания.

что читать и как понимать прочитанное -

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Филиал МКОУ «Шамарская СОШ № 26» - «Горная СОШ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Работу выполнила:

Горбунова Елена Николаевна,

д.Гора, 2016г.


    1. Приёмы организации смыслового чтения на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………………5

    2. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка………11

    3. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики…………16

    4. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках окружающего мира...26

    5. Приёмы обучения смысловому чтению в работе с информативным текстом в курсе «Основы религиозной культуры и светской этики»…………32

    6. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках ИЗО…………………35

    7. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках технологии…………37

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...……….42

ВВЕДЕНИЕ

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных ученых действий, которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Таким образом, цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся приёмы организации работы с текстом (текстовой деятельности) во время ознакомительного или изучающего чтения. Представлены практические способы, использование которых поможет формированию метапредметных умений при работе с текстом.


  1. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

«Чтение в кружок».

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с пометками».

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

«Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс:

Лягушка

Лупоглазая, толстая.

Соображает, болтает, хвастает.

Изобретает необыкновенный способ передвижения.

Путешественница.

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Вот как может выглядеть план работы с текстом при работе в паре или малой группе, когда чтение текста организуется по очереди, т.е. « в кружок» :


  1. Прочитаю первый абзац вслух.

  2. Подчеркну непонятные слова.

  3. Объясню непонятные слова или спрошу у одноклассников(или учителя).

  4. Расскажу, что понял из прочитанного однокласснику.

  5. Отвечу на его вопросы.

  6. Продолжу работу с одноклассниками.
Составление картинного плана текста, как один из способов формирования навыков осмысленного чтения, возможен при работе с произведениями, где чётко прослеживается структура текста и возможно выделение этапов развития сюжета. Например, при работе над литературным произведением Н. Носова «Заплатка» детям после первичного ознакомления предлагается составить картинный план («мультфильм») к произведению.

Указывается количество рисунков-картин к произведению(5),

в паре или группе, дети схематично изображают последовательность событий, а затем представляют свою работу классу.

Осмыслению прочитанного помогает и составление таблиц:

Таблица как способ структуризации текста выступает на разных этапах работы с текстом, а различные виды таблиц можно использовать даже при первичном ознакомлении с текстом, например самые простые таблицы:

Развитию умений читать текст с пониманием помогает работа по вопросам к тексту. Учитель может заранее приготовить детям вопросы, записать их на карточке и предложить детям в качестве взаимотренажа поработать друг с другом.

Вот как можно построить работу в малой группе при работе над былиной «Добрыня и Змей» :

Карточка для работы в малой группе выглядит так:


  1. Прочитай былину «Добрыня и Змей» самостоятельно. Обрати внимание на незнакомые слова:
Ухватки- манера поведения

Паробок- слуга, помощник

Изнурился - сильно устал

Супротивник – враг

Вываживать – выводить


  1. Ответьте на вопросы в группе:
1)Каким вырос Добрыня?

2)Что рассказывала Добрыне мать о Почай-реке и о Сорочинской горе?

3)Послушался ли Добрыня свою матушку?

4)Что делал Добрыня на Почай –реке?

5)Как Добрыня сражался со Змеем?

6)Что случилось в Киеве у князя Владимира?

7)Как Добрыня помог князю?

2.2.Приёмы обучения смысловому чтению на уроках русского языка.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»): Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

3 класс. Русский язык. «Повторение изученных орфограмм».
Предтекстовый этап:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, оставьте место для заголовка.
Иволга – ре…кая птица. Она пр…л…тает в наш… б…рёз…вые л…са поз…нее всех.
Св…и гнёзда в…ёт, спл…тая их, как гамач…ки, в развилках суч…ев, уже оп…рившихся зел…нью б…рё… .
Всё в б…рёз…вом л…су подчинено гол…су этой з…л…той с ч…рными подкрылками птиц… . Вся музыка леса пр…слуш…вается к её гол…су.
А как кр…сиво в п…лёт… з…л…тое веретено её стремител…ного тела, на фон… осл…пител…но светлой утренней сини.
Текстовый этап:
Выберите заголовок, подходящий к данному тексту. Объясните свой выбор.
1) Редкая птица.
2) Иволга.
3) Необычная птица.
Как еще можно было бы озаглавить текст?
Какие вопросы рассматриваются в тексте?
Послетекстовый этап:
В списке слов выделите слова, которые отражают тему текста:
Зимующая птица, перелётная птица, осёдлая птица;
хвойные леса, лиственные леса, берёзовые леса;
гнездо-гамак, гнездо-шар, гнездо-чаша;
мелодичная песня, главная песня, радостная песня;
золотая, чёрная, золотая с чёрным.
С помощью выделенных слов расскажите, что узнали об иволге;
Где и как можно использовать сведения, полученные из текста?
3 класс. Русский язык (развитие речи). Тема: «План текста».
1) Прочитайте текст и определите его основную тему.
Кукушка.

Вернутся птички и не заметят, что у них в гнезде ещё одно яйцо прибавилось. Они высидят вместе со своими птенцами кукушонка.

Как только наступит весна, птицы начинают вить гнёзда, а потом выращивать птенцов. А вот кукушка гнезда не вьёт.

Она и детей не выращивает. Найдёт кукушка гнездо каких-нибудь птичек, выследит, когда хозяева улетят. Тихо подложит она своё яйцо в гнездо.

А уж кукушонок о себе сам позаботится. Вытолкает он других птенчиков из гнезда и останется один.
2) Разбейте текст на части и переставьте части так, чтобы он соответствовал плану:
1. Пора гнездования.
2. Плохая мать.
3. Прибавление в семействе.
4. Борьба за выживание.
3) Запишите ответы на вопросы, соблюдая смысловое расположение частей:
1. Что делают птицы с наступлением весны?
2. Почему кукушка – плохая мать?
3. Как она поступает со своим яйцом?
4. Что будет дальше с кукушкиным яйцом?
5. Кто и как позаботится о кукушонке?

Приём «Вставить пропущенные (недостающие слова)»

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ____________________.

Приём «Синквейн»

Сборник текстов

«Смысловое чтение на уроках предметов

Эстетического цикла и технологии»

Г. Нарьян-Мар

Составитель сборника: Ульяновская Н.Д., методист ГБУ НАО «НРЦРО».

Над составлением сборника трудилась творческая группа:

Артеева Н.Н., учитель технологии ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»;

Краева Н.Г., учитель ИЗО, черчения и МХК ГБОУ НАО «НСШ им. А. П.

Пырерки»;

Саклакова Е. В., учитель музыки ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки»;

Торопова А.Н., учитель технологии ГБОУ НАО «Средняя школа № 1»;

Ульяновская Н.Д., методист ГБУ НАО «НРЦРО».

В данном пособии представлены тексты с творческими заданиями по изобразительному искусству, музыки и технологии (обслуживающий труд). Материал представлен по разделам программ перечисленных выше предметов.

Предназначено учителям изобразительного искусства, музыки и технологии, может быть полезно учащимся.

Рецензенты:

И. Л. Паршукова, декан факультета дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук;

Т. Б. Шило, декан кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО», кандидат педагогических наук.

Введение

Сборник «Смысловое чтение на уроках предметов эстетического цикла и технологии» составлен на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации образовательной программы основного общего образования.

Идея создания сборника возникла в процессе работы творческой группы по работе по смысловому чтению на уроках предметов эстетического цикла. Исследования, проводимые членами творческой группы, показали, что дети очень слабо владеют умениями и навыками работы по данной проблеме. Одних уроков русского языка и литературы для их развития недостаточно. Педагоги в течение года разрабатывали приемы работы с текстами на своих предметных областях. Повторное исследование показало, что результат улучшился. Тогда возникла идея написания такого сборника.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в деятельности и общении. Понятие грамотности чтения включает в себя такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации. Грамотность чтения – способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них; к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.


Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание обучающимся смыслового содержания текста. Это способность человека к осмыслению письменных текстов не только на уроках литературы, но и в других предметных областях. Обучающиеся должны научиться не только читать текст, но и уметь использовать полученную в тексте информацию для достижения собственных целей, получения знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение, как универсальное учебное действие, включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:

Осмысливание цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

Определение основной и второстепенной информации;

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

Понимание и адекватное оценивание языка средств массовой информации.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

В личностные УУД входят мотивация, мотивы учения, отношение к себе и к

В регулятивные УУД – принятие обучающимися учебной задачи, произвольная

регуляция деятельности;

В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная

память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Универсальность умения смыслового чтения заключается в том, что их можно использовать при выполнении самых различных заданий на любом этапе урока:

Чтение параграфа учебника;

Чтение условия задач;

Чтение инструкций и рецептов;

Подбор материалов для написания рефератов.

Работа с текстами по смысловому чтению на всех предметах поможет в решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Обучающиеся научатся: искать информацию в тексте и понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать оценку полученной информации.

Педагогами подобраны тексты из разных источников, которые они прекрасно вписали в свои программы по предметам эстетического цикла и технологии.

Предлагаются различные типы заданий:

Задания «Множественного выбора»;

Задания «На соотнесение»;

Задание «На дополнение информации»;

Задание «На перенос информации»;

Задание «На восстановление деформированного текста».

В сборнике даются задания направленные на поиск информации и понимание прочитанного текста. Обучающиеся 5 класса научаться определять главную тему и назначение текста. Они могут выбирать из текста или сами придумывать заголовок, соответствующий содержанию или общему смыслу текста. При систематической работе с тестами обучающиеся смогут решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Большое внимание уделяется на преобразование и интерпретацию текста. Обучающиеся учатся использовать таблицы и изображения, преобразовывать текст в таблицы, переходить от одного представления данных к другому.

Пособие включает задания по оценке информации. Обучающиеся учатся связывать информацию в тексте со знаниями из других источников. Они оценивают утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.

В сборнике представлены текстыс заданиями для смыслового чтения по предметам эстетического цикла и технологии в 5 классе.Материал сгруппирован по разделам.Задания носят творческий характер, что является хорошей мотивацией для вызова интереса обучающихся к получению знаний по данным предметным областям.

Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трех групп умений:

Общая ориентация в тексте;

Глубокое понимание текста;

Применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Всякий учитель стремиться к тому, чтобы каждый его урок был наполнен ожиданием чего-то нового, необычного. Но не каждый может сознаться в том, что с удовольствием наблюдает, как обучающиеся увлечены именно его предметом, а их маленькие открытия не дают педагогу остановиться в своем профессиональном росте, побуждают к поиску новых способов объяснения, повторения и проверки усвоения учебного материала, к введению нестандартных приемов выполнения различных видов учебной деятельности.

Предлагаемые в пособии приемы работы с текстами полностью отвечают одному из приоритетных направлений развития современной школы – переходу к личностно ориентированной модели воспитания.

Предлагаемые обучающимся задания по смысловому чтению посильные и доступные, увлекательные и, вместе с тем, очень нужные для достижения учебной цели.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы. Любому учителю очень важно обеспечить обучающимсяразвитие основ читательской компетентности.

Изобразительное искусство.

Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Сегодня же, нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием (Презентация, слайды 3,4) . Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия - это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя (Презентация, слайды 5,6) . В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

  • различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
  • распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
  • собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

Y – YI классы

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.

YII – YIII классы

  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.

IX – XI классы

  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы (Презентация, слайды 7,8)
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

2. Приём «Составление краткой записи задачи» (Презентация, слайды 9,10)
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

3. Приём «Составление вопросов к задаче» (Презентация, слайды 11,12,13)
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4. Приём «Вопросы к тексту учебника» (Презентация, слайд 14)
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума» (Презентация, слайд 15)
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём «Тетрадь с печатной основой» (Презентация, слайд 16)
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».
7. Приём «Инсерт» (Презентация, слайды 18,19,20)
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

8. Приём «Кластер» (Презентация, слайды 21,22,23)
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

9. Приём «Ключевые слова» (Презентация, слайды 24,25)
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

10. Приём «Верные и неверные утверждения» (Презентация, слайд 26)
У ниверсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
11. Приём «Верите ли вы…» (Презентация, слайд 27)
Проводится с целью в ызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

12. Приём «Синквейн» (Презентация, слайды 28,29,30)
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).

Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря исползованию учителем следующих технологий, форм работы:

  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления. (Презентация, слайд 31)

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям предметникам следующее:

  • выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
  • организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мыщления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Библиографический список:
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.