Интерактивное взаимодействие. Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды учреждения дополнительного образования. Где используется интерактивность

Интерактивное взаимодействие. Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды учреждения дополнительного образования. Где используется интерактивность

Интерактивная функция общения направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и вытекающее отсюда воздействие друг на друга. Существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния.

Совместная деятельность всегда связана с решением конкретной профессиональной задачи (производственной, педагогической и пр.), стоящей перед участниками образовательного процесса, а также с наличием у ее участников общей цели. К основным принципам деловых взаимоотношений относятся:

  • – рациональность;
  • – сознательное управление ходом делового взаимодействия;
  • – сведение к минимуму элемента случайности;
  • – поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов. К ним относятся:

  • – единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между участниками взаимодействия;
  • – общность мотивов, побуждающая людей к совместной деятельности;
  • – вынужденность взаимосвязи участников;
  • – выработанный стандарт поведения (организационная культура);
  • – наличие единого пространства и времени выполнения совместных действий (регламент занятия, аудитория);
  • – разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками (обучающий и обучаемые);
  • – координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;
  • – знание каждым участником норм, правил, процедур межличностного и группового взаимодействия;
  • – необходимость передачи информации и обязательная обратная связь.

В литературе рассматриваются как наиболее распространенные следующие типы делового взаимодействия:

  • кооперация или сотрудничество, т.е. групповая интеграция – действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации того или иного процесса; при этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций; сотрудничество основано на стремлении к достижению результата, взаимной выгоде и общности целей;
  • конкуренция, или соперничество (от лат. concurrere – сталкиваться) – взаимодействие, характеризующееся противостоянием; здесь активность участников взаимодействия направлена на ослабление, вытеснение друг друга с целью борьбы за лидерство, за симпатии третьей стороны, за объекты, имеющие ограниченный ресурс; при этом один из партнеров или они оба не желают делить между собой объекты общих устремлений;
  • конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, заканчивающееся в большинстве случаев противоборством; серьезное разногласие между партнерами делового взаимодействия; острый спор, превращающийся в конфликт мнений.

Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: действующий субъект (педагог), объект действия или субъект, на которого направлено воздействие (обучаемые), средства или орудия воздействия, метод действия или способ использования средств воздействия, реакция участников, на которых воздействуют, или результат действия.

По степени формализации, как известно, различают формальные и неформальные группы. Взаимодействие в формальных группах позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:

  • – организационными (схема организационной структуры образовательного учреждения);
  • – функциональными (роли и функции обучаемых и обучающих).

Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

  • 1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
  • 2) предметно-целевой характер содержания деятельности (обучение и развитие);
  • 3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также субординации и делового этикета (преподаватель – слушатель, педагог – ученик);
  • 4) заинтересованность всех участников делового взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений (продвижение и обучение);
  • 5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил, психологический контракт и т.п.);
  • 6) формальные ограничения:
    • – конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;
    • – ситуативные, т.е. взаимодействие в той форме обучения, регламенте и пространственной среде, которые предлагаются обстоятельствами;
    • – эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым участником взаимодействия стрессоустойчивости, высокой эмоциональной культуры и способности к самоконтролю;
    • – насильственные, т.е. в образовательной практике на учебных занятиях с использованием интенсивных технологий допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение).

Неформальные группы обычно характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженностям, дополняющее формальное общение.

Как было отмечено в гл. 6, взаимодействие при интеграции коллективных усилий для совместного решения той или иной учебной задачи называется интерактивным. Интерактивное взаимодействие – это интервенция (вмешательство) педагога в групповую ситуацию "здесь и теперь", которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной педагогической целью. При рассмотрении проблемы взаимодействия участников образовательного процесса в качестве объекта взаимодействия мы будем рассматривать учебную группу, которую можно отнести к малой (при использовании интенсивных технологий). Как правило, вся учебная группа делится на несколько малых групп, оптимальное число каждой из которых – пять-семь человек, что отражает уровень межличностного и социального (группового) интерактивного общения.

Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интерактивная группа по успешности своей работы во многих отношениях превосходит любую аналогичную по составу, но построенную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а успешность совместной деятельности участников образовательного процесса определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий.

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе отражены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе

Преимущества работы в группе

Недостатки работы в группе

Большинство интересных идей возникает в группах.

Возможность объединения в группе специфических навыков и знаний ее членов.

Группа – средство снижения профессиональной автономии.

Повышается гибкость, оперативность, качество принимаемых решений.

Группа способствует индивидуальному развитию.

Коллективная работа создает синергический эффект

Большие потери времени из-за необходимости выслушивать каждого.

Стремление к частным (групповым) целям.

Чрезмерные затраты.

Групповое единомыслие, мешающее развитию.

Поляризация мнений.

Доминирование одного из членов группы.

Разделение ответственности.

Эскалация участия

Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема в интерактивном обучении носит творческий характер и имеется несколько вариантов ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и получаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:

  • – большим объемом и разнообразием учитываемой информации;
  • – большим творческим потенциалом (в процессе принятия решений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);
  • – большим риском, "осторожной смелостью" в принятии решений;
  • – применением более эффективной "фокусирующей" тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;
  • – активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.

В связи со сказанным, следует отметить, что А. В. Петровский и М. А. Туревский изучали эффективность групповой работы, проводя эксперименты с учебной группой, и обнаружили, что десятерых легче обучить, чем двоих, что в совместной работе рождается "групповой эффект", чрезвычайная прибавка к возможностям каждого. Все это приобретает черты подлинной коллективности и способствует не только развитию компетентностей, но и воспитанию участников группового взаимодействия.

Реализовано в версии 8.3.10.2168.

Мы реализовали новый механизм, который назвали Система взаимодействия . Это платформенный механизм, передающий информацию между клиентскими приложениями и серверами 1С:Предприятия.

Система взаимодействия предназначена для автоматизации бизнес-процессов, или для помощи в осуществлении бизнес-процессов предприятия.

Взаимодействия могут быть как интерактивные, так и программные. Например, интерактивным взаимодействием может являться передача информации между пользователями при помощи сообщений, сгруппированных в обсуждения.

Система взаимодействия реализована в статусе бета-версии. Её функциональность, описанная далее, не является окончательной, а будет расширяться и совершенствоваться.

Зачем нужна система взаимодействия?

Система взаимодействия предоставляет несколько разных (по своему прикладному смыслу) видов интерактивного взаимодействия. Во-первых, вы можете создавать тематические обсуждения, посвященные какому-либо вопросу: мероприятиям, связанным с открытием нового магазина, вариантам проведения новогоднего праздника или грядущему совещанию у директора.

Во-вторых, вы можете обсуждать вопросы ведения учёта, связанные с конкретными объектами данных: накладными, товарами, поставщиками и т.д. При этом вся переписка будет отображаться в форме этих данных.


И, в-третьих, при наличии микрофона, вы можете звонить другим пользователям. А если у вас и вашего собеседника подключены веб-камеры, вы сможете ещё и видеть друг друга.

В данном случае у администратора отсутствует веб-камера, поэтому при видеозвонке отображается его аватар.

Архитектура системы

Система взаимодействия реализована в клиент-серверной архитектуре. Она состоит из двух частей. Клиентская часть реализована в 1С:Предприятии. Серверная часть представляет собой отдельный программный продукт 1С:Предприятие - Сервер взаимодействия , который может быть развернут в Интернете, или в локальной сети организации.

Использовать систему взаимодействия могут пользователи информационных баз 1С:Предприятия. Для этого информационная база должна быть зарегистрирована в сервере взаимодействия . Авторизацию осуществляет сервер 1С:Предпрития. Всё остальное платформа выполняет автоматически.

На момент написания этой статьи сервер взаимодействия не поставляется в виде отдельного продукта. Но для того, чтобы вы могли пользоваться новым механизмом, в Интернете, на аппаратных мощностях фирмы «1С», мы развернули экземпляр этого сервера, носящий название 1С:Диалог . В данный момент это публичный сервер, которым могут пользоваться все желающие. Мы планируем поддерживать его и в дальнейшем, но условия использования могут быть изменены.

Связь между клиентскими приложениями и сервером взаимодействия осуществляется по протоколу WebSocket . Этот протокол может использовать как открытую, так и защищённую передачу данных, поэтому взаимодействие, как через Интернет, так и в локальной сети, является достаточно безопасным.

Как «включить» систему взаимодействия?

Чтобы в интерфейсе 1С:Предприятия появились элементы системы взаимодействия, нужно зарегистрировать информационную базу в сервере взаимодействия . Это делается в режиме 1С:Предприятие с помощью стандартной функции Управление системой взаимодействия .

Тут вам нужно обратить внимание на то, что эта функция присутствует только в тех информационных базах, в которых созданы пользователи. Пока в информационной базе нет ни одного пользователя, эта стандартная функция будет недоступна.

В текущей реализации эта функция представляет собой простой диалог, с помощью которого вы можете отправить запрос на подключение к сервису 1С:Диалог , получить по почте код регистрации, и ввести его в качестве подтверждения.

Начиная с этого момента каждый пользователь, подключающийся к этой информационной базе, будет видеть элементы системы взаимодействия в своём интерфейсе. Соответственно, чтобы они появились в вашем интерфейсе, или в интерфейсе пользователей, которые уже работали в базе на момент регистрации, вам нужно перезапустить свои клиентские приложения.

Небольшое замечание хочется сделать по поводу адреса электронной почты. Система взаимодействия оперирует понятием абонент . Это физическое лицо или организация, от имени которого выполняется регистрация информационной базы в сервере взаимодействия. Схожее понятие используется и в технологии 1cFresh .

У одного абонента системы взаимодействия может быть зарегистрировано несколько информационных баз. Идентификатором абонента является его адрес электронной почты. При запросе регистрации, если в сервере ещё нет абонента с таким адресом, он создаётся автоматически.

Поэтому вам важно понимать, что адрес электронной почты, который вы указываете при регистрации (интерактивной, или программной), это не «какой-то любой адрес», который можно забыть. Это ключевой идентификатор, который может понадобиться вам для общения со службой поддержки, например.

В каком месте интерфейса находится система взаимодействия?

Интерфейсная часть системы взаимодействия реализована в интерфейсе Такси в тонком клиенте, веб-клиенте и в управляемом режиме работы толстого клиента. Для пользователей система взаимодействия обозначается словом Обсуждения . О том, что в информационной базе доступны обсуждения, вы можете узнать по нескольким признакам.

Во-первых, в центре оповещений появляется команда Обсуждения .

Во-вторых, в панели открытых появляется стандартная закладка Обсуждения .

В-третьих, в заголовке формы объекта, рядом с кнопкой закрытия, появляется команда Обсуждение .

Здесь вам нужно обратить внимание на то, что последняя команда появляется только в тех формах, которые не блокируют окно владельца или весь интерфейс. Как правило, это «содержательные» формы, в которых находится большое количество информации, они обладают собственным прикладным контекстом, в них «есть что обсудить».

В отличие от них формы, блокирующие окно владельца, используются в основном для отображения и редактирования второстепенных данных, не имеющих самостоятельного прикладного значения. Поэтому в таких формах механизм обсуждений не предусмотрен. Например, в форме склада.


Как видите, все инструменты для работы пользователя с сообщениями уже встроены в платформу и появляются автоматически. От вас, как от разработчиков, не требуется никаких действий для того, чтобы пользователи начали обмениваться сообщениями.

Единственное, что могут захотеть пользователи, это указать свои реквизиты в системе взаимодействия: номер телефона и адрес электронной почты. Для этого нужно кликнуть мышью на имени пользователя в заголовке главного окна.


Здесь же, кликнув мышью на стандартном аватаре, они могут заменить его своей фотографией. Но это необязательные действия. Обсуждения будут работать и без этого.

Типичные сценарии использования

Как мы уже рассказывали в самом начале статьи, есть несколько разных видов общения. Теперь мы остановимся на каждом из них подробнее.

Неконтекстное обсуждение

Любой пользователь информационной базы может создать несколько неконтекстных обсуждений . Каждое такое обсуждение является приватным. Это значит, что читать переписку и отправлять сообщения могут только участники данного обсуждения. Остальным пользователям информационной базы данное обсуждение недоступно.

Все неконтекстные обсуждения, в которых участвует пользователь, находятся в основной форме системы взаимодействия . Открыть эту форму можно либо кликнув на закладке Обсуждения в панели открытых, либо по команде Обсуждения из центра оповещений.

По команде +Новое создаётся новое обсуждение. Например, администратор может создать обсуждение, чтобы напомнить пользователям о грядущем совещании, и узнать их планы по участию в этом совещании.

Желательно (но не обязательно) указать тему обсуждения, и обязательно нужно выбрать участников. Подбор участников выполняется с помощью поиска, поэтому достаточно ввести фрагмент имени пользователя, а затем выбрать мышью подходящего. Когда все участники обсуждения указаны, нужно нажать кнопку Создать обсуждение .

Теперь можно вести переписку в этом обсуждении. Вы можете написать сообщение, и отправить его нажатием Enter . Также для отправки сообщения можно использовать кнопку Отправить в нижнем правом углу формы.

В результате каждый участник обсуждения получит оповещение . Оно, как и оповещения пользователя, будет отображено в правом нижнем углу экрана, а кроме этого оно попадёт в центр оповещений.

Если пользователь (в данном случае менеджер по продажам) находится за компьютером и готов принять участие в обсуждении, он может кликнуть по оповещению, и в основной форме системы взаимодействия написать своё сообщение.

В результате администратор, инициировавший это обсуждение, через некоторое время (по мере ответа пользователей) увидит такую переписку:

Аналогичным образом переписка будет выглядеть и у других участников этого обсуждения. Разница будет только в том, какие сообщения выделены цветом. Потому что цветом выделяются собственные сообщения пользователя.

Кликнув на имени пользователя у любого сообщения, можно увидеть реквизиты пользователя и его увеличенный аватар. Зелёная точка означает, что в данный момент пользователь подключён к информационной базе.

Контекстное обсуждение

Контекстные обсуждения, в отличие от рассмотренных выше, являются публичными. На них накладываются ограничения, соответствующие правам доступа на объект данных. То есть все пользователи информационной базы, которым система прав разрешает доступ к данному объекту данных, могут полноценно участвовать в его обсуждении.

Для каждого объекта данных предусмотрено единственное обсуждение. Поэтому ничего создавать не надо, достаточно просто открыть панель обсуждения в форме нужного объекта.

В ней можно написать сообщение, и отправить его клавишей Enter .

Это сообщение сможет прочитать любой пользователь, которому доступен товар Валенки . Но, во-первых, как «любой пользователь» узнает, что тут кто-то что-то написал? А во-вторых, менеджер по закупкам, очевидно, хочет обсудить валенки с конкретным пользователем, с продавцом. Поэтому, прежде чем отправить сообщение, он в поле Кому выбирает того пользователя, которого хочет оповестить о своём сообщении.

Дальше всё происходит так же, как и в предыдущем примере. Продавец получит оповещение. Если он рядом с компьютером, он отреагирует на него. Если же он в данный момент отсутствует, то оповещение исчезнет с экрана. Но, вернувшись к компьютеру, продавец увидит, что в центре оповещений есть новая информация.

По клику на оповещение платформа откроет ему форму того объекта, к которому относится данное оповещение.

Продавец нажмёт кнопку Ответить , напишет ответ, и отправит его. В результате менеджер по закупкам увидит такую переписку:


Отвечая в контекстном обсуждении в поле Кому можно подобрать нескольких пользователей, которых нужно оповестить о своём сообщении.

Как правило, обсуждение происходит в постоянном кругу участников. Поэтому, чтобы не подбирать каждый раз пользователей вручную, можно нажимать на кнопки Ответить и Ответить всем . В этом случае платформа будет автоматически подставлять в поле Кому пользователей из выбранного сообщения.

Как мы уже говорили, на контекстные обсуждения накладываются ограничения, соответствующие правам доступа на объект данных. Читать и писать могут все, кому системой прав разрешён доступ к этому объекту.

А раз так, то один из возможных сценариев работы заключается в том, что пользователь не принимает активного участия в обсуждении, но должен быть в курсе того, «что происходит с объектом». Как ему быть в этом случае? Постоянно открывать форму объекта и смотреть, не появилось ли там что-то новое и важное?

Специально для такого случая мы предусмотрели режим наблюдения . Этот режим включается кликом на колокольчик в заголовке обсуждения.

В режиме наблюдения пользователь автоматически будет получать оповещения о каждом новом сообщении в этом обсуждении. Даже в том случае, если он не указан среди тех, кого автор сообщения хотел оповестить.

Также нужно заметить, что отвечая в контекстном обсуждении, можно ничего не указывать в поле Кому . В этом случае сообщение появится в обсуждении, но никто из пользователей (кроме тех, кто наблюдает за этим обсуждением) не будет извещён об этом. Этот способ можно использовать в тех случаях, когда в прикладном решении уже существует собственная система оповещения, например, по электронной почте. Тогда пользователи, для реагирования на изменения, будут использовать привычную им бизнес-логику, а вот сам текст сообщений (который раньше каким-то образом хранился в информационной базе и отображался в форме) будет теперь храниться и показываться в форме средствами системы взаимодействия.

Видеозвонок

При наличии микрофонов, видеозвонки позволяют общаться голосом «один на один» с любым пользователем информационной базы. А при наличии веб-камер, собеседники могут ещё и видеть друг друга.

Видеозвонок можно выполнить, кликнув на имени пользователя в любом обсуждении и выбрав видеозвонок. В этом случае платформа сразу же начнёт установку соединения с выбранным пользователем.

Также видеозвонок можно выполнить из любого обсуждения, неконтекстного или контекстного. В этом случае нужно будет выбрать пользователя, которому адресован звонок.

В процессе установки соединения в окне видеозвонка отображается аватар пользователя. А в нижней части окна указывается ссылка на обсуждение. Она добавляется автоматически, каким бы образом звонок ни инициировался. В данном случае указана ссылка на обсуждение совещания у директора.

На стороне собеседника появляется входящий звонок. В нём, кроме вызывающего пользователя, также указана ссылка на обсуждение. Таким образом собеседник, если есть необходимость, (после ответа на звонок) может быстро открыть контекст разговора и познакомиться с ним.

После ответа на входящий звонок происходит общение голосом, при этом в окне звонка показывается изображение с веб-камеры собеседника. В примере ниже, как вы уже знаете, у администратора веб-камера не установлена, поэтому менеджер по закупкам видит только его аватар.

Если вызываемый собеседник отсутствует на рабочем месте и не может принять входящий звонок, то через некоторое время вызов будет автоматически прекращён, и у него появится оповещение о пропущенном звонке.

Если видеозвонок выполняется из обсуждения, то платформа автоматически предлагает выбрать собеседника из тех пользователей, которые в этом обсуждении участвуют. В данном случае это единственный пользователь, продавец. Но это не препятствует тому, чтобы в качестве собеседника вручную выбрать любого другого пользователя информационной базы, например, менеджера по продажам.

В заключение нужно сделать пояснение, касающееся бета-версии системы взаимодействия. В ней по-умолчанию функциональность видеозвонков автоматически не включается после регистрации информационной базы в сервере 1С:Диалог . Это связано с тем, что видеозвонки находятся в той стадии разработки, когда мы ещё не можем предоставлять их всем желающим без ограничений. Если вам необходима функциональность видеозвонков, мы можем включить её для вашей базы (баз) по индивидуальному запросу, но не безусловно, а исходя из имеющихся у нас возможностей и технических ограничений.

Область уведомлений

При работе тонкого клиента в Windows после установки соединения с сервером взаимодействия в области уведомлений Windows (system tray) отображается значок клиентского приложения. При получении нового уведомления картинка значка изменяется.

При двойном нажатии на значок активизируется главное окно клиентского приложения и, если есть уведомления, открывается центр уведомлений.

Неполадки

Поскольку сервер взаимодействия является внешним элементом архитектуры по отношению к информационной базе и клиентским приложениям, не исключена ситуация, когда он оказывается неработоспособным, или связь с ним нарушается. В этом случае элементы интерфейса, связанные с обсуждениями, никуда не исчезают, они остаются. А о том, что связь с сервером взаимодействия потеряна, сигнализирует красный треугольник на закладке Обсуждения в панели открытых.

Программная работа с системой взаимодействия

Во встроенном языке мы реализовали объектную модель для работы с системой взаимодействия. Она, в общем, проста и понятна. С помощью свойства глобального контекста СистемаВзаимодействия вы получаете МенеджерСистемыВзаимодействия , и дальше действуете в зависимости от того, что вам нужно.

Основным направлением использования этой объектной модели мы считаем тесную интеграцию системы взаимодействия с бизнес-процессами предприятия. Например, генерацию сообщений в зависимости от каких-то событий, которые происходят с данными в информационной базе.

Если говорить более подробно, то вы можете зарегистрировать информационную базу в сервере взаимодействия, или отменить регистрацию. Можете создать обсуждение и сообщение. Можете получить существующие обсуждения по некоторому отбору. Можете получить оповещения, адресованные текущему пользователю и так далее. В этом нет ничего сложного.

Зато в объектной модели есть одна интересная особенность, о которой хочется рассказать подробнее. Теперь, помимо учётной записи пользователя в информационной базе, появляется ещё одна его учётная запись в системе взаимодействия.

Учётная запись в информационной базе представляется объектом встроенного языка ПользовательИнформационнойБазы . А учётная запись в системе взаимодействия представляется объектом встроенного языка ПользовательСистемыВзаимодействия . И тот и другой объекты указывают на одного и того же пользователя (человека). Более того, эти объекты всегда однозначно связаны друг с другом и, зная один из них, вы всегда можете получить другой.

Поэтому теперь, когда вам нужен какой-то пользователь из имеющихся, или текущий пользователь, вы получаете его в одном или другом механизме, в зависимости от своей задачи.

Например, учётную запись текущего пользователя (человека) в информационной базе вы можете получить так:

ТекущийПользовательИБ = ПользователиИнформационнойБазы.ТекущийПользователь();

А учётную запись того же самого пользователя (человека) в системе взаимодействия, так:

IDТекущегоПользователя = СистемаВзаимодействия.ИдентификаторТекущегоПользователя(); ТекущийПользовательСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьПользователя(IDТекущегоПользователя);

Зная учётную запись пользователя (человека) в информационной базе, вы можете получить соответствующую ей учётную запись этого пользователя (человека) в системе взаимодействия:

IDПользователяСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьИдентификаторПользователя(ТекущийПользовательИБ.УникальныйИдентификатор); ПользовательСВ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьПользователя(IDПользователяСВ);

И наоборот:

IDПользователяСВ = СистемаВзаимодействия.ИдентификаторТекущегоПользователя(); IDПользователяИБ = СистемаВзаимодействия.ПолучитьИдентификаторПользователяИнформационнойБазы(IDПользователяСВ); ПользовательИБ = ПользователиИнформационнойБазы.НайтиПоУникальномуИдентификатору(IDПользователяИБ);

Физически это выглядит следующим образом.

Когда пользователь (человек) аутентифицируется (вводит логин/пароль, или другими способами) в 1С:Предприятии, он сопоставляет себя с некоторой учётной записью, имеющейся в информационной базе. Дальше запускается сеанс. Если это первый запуск сеанса этого пользователя после того, как информационная база была зарегистрирована в сервере взаимодействия, то платформа автоматически создаёт для этого пользователя информационной базы учётную запись в сервере взаимодействия. Таким образом получается, что эти записи жёстко связаны друг с другом и указывают на одного и того же пользователя (человека).

Планы и обратная связь

Как мы уже говорили в начале, бета-версия системы взаимодействия содержит только часть функциональности, которую мы собираемся реализовывать. Наши планы заключаются в том, чтобы предоставить возможность удобной интеграции системы взаимодействия с бизнес-процессами автоматизируемого предприятия, реализовать на её основе новые подходы к автоматизации тех задач учёта, которые обычно сопровождаются взаимодействием пользователей между собой.

При этом, конечно, мы будем уделять внимание реализации функционала, удобного и привычного для пользователей других систем взаимодействия, мессенджеров и пр.

Также нас интересует использование системы взаимодействия в реальной среде, потому что существует множество нюансов, связанных с разными браузерами, прокси-серверами и так далее.

И, конечно же, после выпуска этого функционала мы будем готовы рассматривать и обсуждать ваши замечания и пожелания к этой системе.

На стенах в кабинетах географии раньше висели карты с изображениями частей нашей планеты в разных масштабах. Теперь этого недостаточно. Карты сегодня нужны интерактивные. И не только карты...

Интерактивный - это какой?

Перевод слова с английского языка звучит как "взаимодействие". То есть интерактивность - это свойство системы, точнее ее способность к взаимодействию. Если какой-либо объект способен отвечать на действия другого объекта в режиме реального времени, здесь и сейчас, он интерактивен.

Где используется интерактивность

В самых различных сферах жизнедеятельности человека применяются такие технологии, их становится все больше с развитием общества. Сейчас интерактивность наиболее востребована в информатике, программировании, телекоммуникациях, социологии, образовании, дизайне. Рассмотрим несколько примеров взаимодействия.

Информационные системы

Любая система, способная ответить на действия извне определенным решением через максимально короткое время, будет более предпочтительной в глазах пользователя. Так, наличие возможности отправить смс или совершить звонок в прямой эфир на телевидение - это еще не интерактивность. Но если ваше и любое поступающее сообщение тут же будет обработано, и выдан результат, например, смена значений в опросе на экране телевизора, то эта система работает онлайн.

Программирование

В программировании интерактивность наиболее ярко проявляется в создании анимации. Здесь движение может начинаться по клику пользователя. Такой эффект часто используется в презентациях и образовательных методиках. Более сложный уровень интерактивности - когда в процессе движения пользователь может менять параметры и характеристики анимированного объекта.

Общение

Интерактивное общение - это возможность осуществить диалог в режиме реального времени, находясь на значительном расстоянии друг от друга. Сейчас множество программ и приложений помогают людям быстро и конструктивно общаться (Skype, ICQ и многие другие). Это большой прорыв в социальном развитии человечества. Ведь такой способ общения позволяет не только проводить в режиме онлайн бизнес-переговоры между представителями разных континентов, он дает возможность социальной адаптации разных слоев населения (подростков, инвалидов и др.).

Интерактивное ТВ - что это?

Привыкнув получать большинство услуг и функций онлайн, потребители катастрофически стали терять интерес к ТВ, даже в цифровом формате. Люди не хотят быть пассивными пользователями, подстраиваться под расписание трансляций, смотреть рекламу и прочее. Теперь для продвинутых потребителей есть интерактивное телевидение. Это платная услуга, которая дает абоненту ряд преимуществ:

  • выбирать любой фильм или передачу для просмотра;
  • смотреть трансляции всех ТВ-каналов в удобное для себя время;
  • развлекаться посредством индивидуальных и сетевых игр;
  • разговаривать с другим телефонным абонентом посредством телеэкрана;
  • получать желаемые новости по предварительной подписке;
  • иметь возможность выйти в интернет прямо "с телевизора".

Сегодня популярно интерактивное телевидение "Ростелеком". Что этот универсальный оператор может предложить потребителю? Необходима специальная подключив и настроив которую, вы получите доступ ко всем возможностям интерактивного ТВ. "Ростелеком" предоставляет данную услугу на всей территории России. Например, онлайн-телевидение от "Билайн" не хуже, но будет ли от него толк в далекой деревушке?

Итак, основные преимущества пакета ТВ-услуг "Интерактивный" - это:

  1. Тематическое разделение каналов: детские, спортивные, новостные и т. д., количество ограничено тарифом абонента.
  2. Возможность разбить каналы по возрастным группам, защитить детей от нежелательной информации.
  3. Возможность выбора (из обширного списка) любого фильма для просмотра (услуга оплачивается отдельно).
  4. Собственно интерактивный просмотр, т. е. абонент может приостановить, перемотать, записать любую трансляцию здесь и сейчас.
  5. Доступ к социальным сетям.
  6. Дополнительные услуги, такие как онлайн-карты, прогноз погоды, курсы валют и прочее.

Насколько это удобно и актуально, безусловно, каждый решает для себя сам.

Обучение

Процесс обучения - это не только поэтапное усвоение новых знаний (фактов, теорий, правил и т. п.), но и воспитание различных качеств личности, способностей, норм поведения. В образовании существует множество моделей и методик обучения, которые направлены на достижение всех вышеперечисленных целей. - направленная на создание таких условий, при которых все учащиеся активно взаимодействуют друг с другом. Ее использование требует высокого профессионализма от преподавателя, потому что это инновационная методика проведения занятий. Взаимодействие всех участников процесса происходит в режиме диалога, обсуждения, совместного анализа, усвоение знаний - в процессе ролевой игры, прохождения, преодоления смоделированной жизненной ситуации.

Главная цель при использовании такого метода обучения, как интерактивный, - это развитие в ребенке целостной, гармоничной личности. Только при таком варианте взаимодействия педагог выполняет свою прямую работу - ведет учащегося к знаниям. То есть сопровождает, помогает, направляет ребенка к самостоятельному восприятию, анализу, усвоению новой информации.

Основные цели интерактивного обучения:

  • пробудить индивидуальные умственные возможности, способности учащегося;
  • активизировать внутреннее обсуждение у ребенка;
  • помочь принять и понять информацию, пришедшую в процессе обмена;
  • вывести учащегося на активную позицию;
  • приблизить процесс взаимодействия (обмена информацией) к индивидуальному;
  • настроить между учениками.

Необходимо также помнить об интерактивных технологиях в обучении, которые стали возможны с развитием телекоммуникаций и интернета. Во-первых, это использование компьютерных программ для активизации процесса обучения: от создания презентаций для улучшения наглядных качеств излагаемого материала до моделирования ситуаций в виртуальной реальности для полного погружения в тему занятия. Во-вторых, возможность частичного или полного дистанционного обучения: от передачи конспектов и дидактического материала в электронном виде до занятий с виртуальным (или реальным) преподавателем и онлайн-проверки знаний.

Виртуальная реальность чаще всего используется в профессиональном образовании. Помогает освоить различные навыки на довольно высоком уровне (обучение вождению и т. п.). Также существует множество специализированных программ и ресурсов, помогающих в профессиональной деятельности. Это программы для архитекторов, физиков, химиков, дизайнеров, программистов и так далее. Самым перспективным в настоящее время является направление развития интерактивных технологий обучения с применением игровых методик, элементов, процессов. распространены среди людей разного возраста и социального статуса.

"Интерактивный" - это понятие в большинстве своем относящееся к виртуальной реальности. Главное - не забывать, что по-настоящему интерактивен мир реальный...

Светлана Серебренникова (Фортова)
Семинар - практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми»

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Цель семинара - это обобщение и распространение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный , асt – действовать) . Интерактивный - означает , находящийся в режиме взаимодействия , беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие . (слайд)

Термин «интерактивное взаимодействие » в настоящее время все чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов . При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Результативность применения интерактивных форм и методов во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, тьютора, организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий .

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. (слайд)

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений :

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов . Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность ) . В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы :

словесные, наглядные, практические .

Включение интерактивных методов активизирует познавательную активность детей, усиливает их интерес и мотивацию , развивает способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между воспитанниками и педагогами. Новую, современную классификацию методов предлагают Скаткин и Лернер К ним относятся : эвристический, репродуктивный, информационно-рецептивный , метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Предлагаю рассмотреть основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных : (слайд)

принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;

изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

К интерактивным методам можно отнести :

- метод проектов ;

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах воспитанников;

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы , направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

Ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков» , каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации . Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Получение знаний с использованием компьютерных технологий;

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Предлагаю Вам обратить внимание на памятки, которые находятся у вас на столах, где предложены активные методы обучения с использованием ИКТ.

Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей обобщение ранее пройденного материала, эффектное предъявление большого по объему материала; развитие способностей к самообучению повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра) ; отработка изучаемого материала (тренинги) ; применение знаний, умений и навыков (баскет – метод ) ; использование опыта детей при предъявлении нового материала; обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра) ; эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов ) ; развитие навыков работы в группе (метод проектов ) ; выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод ) ; развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций , баскет-метод ; развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия) .

Интерактивные методы обучения – это методы , включающие детей в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют : стимулировать мыслительную деятельность ребёнка; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у детей творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе .

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Интерактивность

В данном смысле, возможность позвонить или отправить SMS в какую-либо телевизионную программу во время эфира еще не есть интерактивность. Хотя, если вся информация, полученная от телезрителей или пользователей, будет определенным образом обрабатываться, освещаться в эфире в текущем времени (или с небольшой задержкой), и на ее основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной (в общем - квазиинтерактивной ).

В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того же, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете:

  • получение информации;
  • общение с другими людьми.

Взаимодействие может осуществляться с:

  • ресурсом Интернета;
  • другим человеком, с которым данный пользователь осуществляет общение посредством служб Интернета (электронная почта, ICQ, web-форум и пр.).

В системах программирования

В традиционных системах программирования интерактивность принципиально ограничена этапом трансляции , который отделяет внесение изменений от их тестирования.

В интерактивных системах отдельного этапа трансляции нет; приложение состоит из одних и тех же объектов и во время разработки, и во время исполнения. Мало того, отсутствие разбиения на инструментальную и исполнительную среды позволяет использовать одни и те же средства и во время разработки, и во время исполнения, поэтому можно изменять работающее приложение и немедленно видеть результат этого изменения.

Интерактивная анимация реализуется только с помощью программирования.

Уровень интерактивности - комплексное понятие, включающее в себя «сложность» модели, количество физических параметров, заложенных в модель, количество вариантов сборки модели, и т. д.

По уровню интерактивности можно привести несколько примеров анимации.

Простейший пример: проигрывание анимации по нажатию на «горячую» зону - принцип, часто используемый в детских образовательных играх и учебниках.

Физическая модель объекта - наиболее сложный вид анимации, при котором система позволяет пользователю изменять те или иные параметры. При этом меняется поведение системы.

Само понятие интерактивной анимации используется очень часто для обозначения совершенно различных вещей.

Рассмотрим обычную компьютерную анимацию . Трехмерная анимация сейчас является пригодным инструментом для предоставления различной информации. На протяжении последних 20 лет создано множество различных инструментов для создания анимации. Большинство из них придерживается следующих правил:

  • Аниматор определяет позиции объектов в виртуальном мире в конкретные промежутки времени.
  • Соответствующее ПО рассчитывает промежуточные положения.

В рекламе

Файл:Интерактивная панель.jpg

Интерактивность сейчас широко используется в рекламной деятельности В США разработана реклама с возможностью интерактивного взаимодействия - технология Just Touch, на основе Touch screen -а - специальный сенсорный пульт имеет возможность реагировать на движение рук и прикосновение к экрану при выборе нужного товара (у вас сохраняется возможность найти конкретные модели или бренды, но при этом вы можете просмотреть и все похожие товары).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интерактивность" в других словарях:

    - (interactivity англ.) Неклассический тип взаимодействия реципиента с артефактом, получивший развитие в 80 90 гг. XX в. под воздействием виртуальной реальности в искусстве, сетевых способов передачи художественной информации (Интернет). И.… … Энциклопедия культурологии

    интерактивность - 1. Возможность двустороннего или многостороннего влияния друг на друга в реальном времени вне зависимости, где территориально находятся участники. 2. В Web дизайне по интерактивными страницами понимаются такие, в которых реализован интерфейс с… … Справочник технического переводчика

    Интерактивность - нравственно этическое качество личности, выражающееся как готовность к общению, сотрудничеству, как умение найти себе место в совместной деятельности, как склонность к установлению благоприятных отношений с членами группы. Интерактивность – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ИНТЕРАКТИВНОСТЬ - (от англ. interaction взаимодействие) одна из ключевых категорий социологического анализа, описывающая многообразие социальных взаимодействий на различных уровнях: межличностном, групповом, институциональном. И. как социальное взаимодействие… … Социология: Энциклопедия

    Интерактивность понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других. В… … Википедия

    Разработчик … Википедия

    Crysis Разработчик Издатели Electronic Arts Steam) Локализатор Софт Клаб Дизайнеры … Википедия