В 70-х годах XX века развернулась дискуссия между Б. И. Додоновым и П. В. Симоновым относительно того, являются ли эмоции ценностью. На первый взгляд спор этот не имеет отношения к рассмотрению мотивационной роли эмоций. Однако в действительности понимание эмоции как ценности означает не что иное, как осуществление эмоциями функции побуждения, притягательности для человека.
Додонов справедливо считает, что эмоции необходимы для существования человека и животных, для их ориентировки в мире, для организации их поведения.
«И поэтому про эмоции-оценки можно сказать, что они имеют для нас большую ценность, но ценность эта служебная. Это ценность средства, а не цели» (1978, с. 46-47).
Однако эмоции, по Додонову, обладают и самостоятельной ценностью. «Этот факт, - пишет он, - достаточно хорошо осознан и вычленен житейской психологической интуицией, четко разграничившей случаи, когда человек что-либо делает с удовольствием и когда он чем-то занимается ради удовольствия» (Там же, с. 47). Ученый отмечает, что с теоретическим осмыслением этому факту явно не повезло. С самого начала на него легла тень некоторых ошибочных философских и психологических концепций, критика со стороны которых «выплеснула вместе с грязной водой и самого ребенка». До сих пор «весьма распространено мнение, будто любое признание эмоции в качестве ценности или мотива деятельности должно быть априорно отброшено как давно разоблаченная философская ошибка» (Там же, с. 47-48). При этом Додонов ссылается на многие художественные произведения, в которых писатели и поэты отразили мотивационное значение эмоций, представив эмоцию как мотив поведения.
Потребность в эмоциональном насыщении. Понимание эмоции как ценности приводит Б. И. Додонова (1978) к представлению о том, что у человека имеется потребность в «эмоциональном насыщении», т. е. в эмоциональных переживаниях. Действительно, еще знаменитый математик Б. Паскаль говорил, что мы думаем, что ищем покоя, а на самом деле ищем волнений. Это означает, что эмоциональный голод может прямо обусловливать мотивационный процесс.
Для обоснования этой потребности Додонов ссылается на известные последствия отрыва ребенка от матери и на феномен сенсорной депривации. Первое доказательство основывается на том, что отсутствие интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому его развитию, к частым болезням, ущербной эмоциональности, «холодности», низкой способности к сопереживанию и сочувствию (Обуховский, 1972; Bakwin, 1949; Bowlby, Robertson, 1956). С этим доводом можно согласиться, хотя этот пример скорее свидетельствует о том, что для развития эмоциональной сферы ребенка нужна тренировка этой сферы, которая и обеспечивается контактом с матерью и связанными с ним чувствами, переживаниями. Со вторым же примером согласиться трудно. Ведь при сенсорной депривации речь идет об ограничении притока раздражителей, воздействующих на органы чувств (анализаторы), но отнюдь не о чувствах и эмоциях. Возникающие при сенсорной депривации психические нарушения, как утверждает сам Додонов, дают лишь основание подозревать, что среди причин, вызывающих эти нарушения, может быть и отсутствие разнообразия эмоциональных переживаний. Поэтому он говорит об эмоциональной депривации, считая, что она является следствием сенсорной депривации. По этому поводу автор пишет: «…если доказана важность чисто сенсорного насыщения для нормального развития и функционирования мозга, то не естественно ли предположить, что насыщение эмоциями… является для него еще более необходимым? А раз дело обстоит именно таким образом, то это означает, что эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью» (1978, с. 76).
В этой цитате обращает на себя внимание смелый переход автора от предположения о необходимости насыщения эмоциями к констатации этого как уже имеющего место факта.
Додонов полагает, что потребность в эмоциональном насыщении является физиологической, несмотря на то что сами эмоции несут в себе психологическое содержание. Он обосновывает это тем, что всякий орган должен функционировать, в противном случае произойдет его инволюция, деградация. Следовательно, центры эмоций нуждаются в функционировании, т. е. в проявлении эмоций для того, чтобы сохранить свою реактивность.
П. В. Симонов не согласен с трактовкой эмоций как ценности, так как в этом случае они сами являются мотивом, «притягивающим» субъекта к деятельности. Он ссылается на А. Н. Леонтьева (1971), который утверждал, что эмоции не являются мотивами, и на философа С. Штрессера (Strasser, 1970), который не отождествляет эмоции с влечениями и потребностями. По Симонову, самостоятельная ценность эмоций, их способность мотивировать поведение в любом случае оказываются иллюзией.
Стремление к переживанию положительных эмоций не в состоянии объяснить, почему данный человек стремится именно к такому, а не иному источнику удовольствия.
С последним утверждением можно согласиться. Однако нельзя при этом не отметить ограниченность понимания Симоновым (и не только им) мотива. Дело в том, что эмоция-потребность, во-первых, еще не весь мотив, и во-вторых, как всякая потребность, она может удовлетворяться разными способами и средствами. Поэтому нельзя требовать от потребности ответа на все вопросы: почему, для чего и как. Но это не устраняет у потребности в эмоциональном переживании функции побуждения. Просто надо понимать, что это побуждение не к деятельности, а лишь к развертыванию мотивационного процесса, формированию мотива. Кроме того, ссылаясь на А. Н. Леонтьева, П. В. Симонов не учитывает, что он говорил о «сдвиге мотива на цель», когда деятельность начинает выполняться просто потому, что доставляет человеку удовольствие.
О потребности человека в положительных эмоциях пишет Э. Фромм. Действительно, человек делает многие вещи ради получения удовольствия, наслаждения: слушает музыку, читает нравящуюся ему и не раз уже читанную им книгу, катается на американских горках, чтобы испытать «острые ощущения» и т. д. Поэтому эмоция выступает в виде цели (человек делает что-то ради получения желаемого переживания). Осознаваемая же цель является для человека ценностью или, по Б. И. Додонову, мотивом поведения.
Полнота удовлетворения эмоциональной потребности зависит от качества предмета удовлетворения. Это отчетливо проявилось в исследовании В. Д. Балина и А. А. Меклер (1998), которые показали, что прослушивание музыки при ее воспроизведении на аппаратуре высшего качества с пластинки вызывает эмоции большей интенсивности и в большем количестве, чем с кассетного магнитофона третьего класса. По аналогии можно сказать, что глубина и интенсивность эмоционального переживания при прослушивании музыки на стереофоническом проигрывателе будет больше, чем на монофоническом, а присутствие на концерте доставит большее эмоциональное наслаждение, чем прослушивание того же музыкального произведения дома. Точно так же большее эмоциональное впечатление окажет посещение картинной галереи, чем просматривание дома альбомов, слайдов и открыток.
1. Альтруистические эмоции переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство надежности или умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.
Нередко студенты, чрезмерно склонные к альтруизму, вызывают постоянное недовольство преподавателей: они подсказывают своим однокурсникам, дают им конспекты, делают за них домашние задания. В данном случае соответствующая потребность оказывается сильнее, чем доводы рассудка и внешние требования.
2. Коммуникативные эмоции - возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей. Коммуникативные эмоции способствуют формированию неформальных отношений внутри учебной группы.
3. Глорические эмоции (от лат. "слава"), связанные с потребностью в самоутверждении и славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности. Некоторые студенты в процессе обучения стремятся не просто к получению знаний, а к высшим достижениям ("самый умный", "лучше всех успевающий" и т.д.).
4. Праксичсские эмоции, вызываемые деятельностью, ее изменением в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами своего труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение от того, что дело сделано. Занимаясь любимым предметом, студент может испытывать сильное чувство усталости и одновременно удовольствие от самого процесса работы.
5. Пугнические эмоции (от лат. "борьба"), определяемые потребностью в преодолении опасности, интересом к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.
Более актуальны соответствующие эмоции у мужчин, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому между студентами нередко возникают специфические "соревнования" - борьба за лидерство, доминирование.
6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали; волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности, тайны; чувство особой значительности происходящего; чувство зловеще-таинственного, мистического.
Сегодняшнему рациональному поколению бывает трудно понять своих родителей, которые в погоне за романтикой готовы были пренебречь всеми благами цивилизации и мчаться на край света "за туманом и за запахом тайги".
7. Гностические эмоции (от греч. "знание"), связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление понять происходящее или изучаемое, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения при столкновении с проблемой; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все знания и взгляды в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Если у студента оказались несформированными соответствующие эмоции, то его учебная деятельность ведется чисто на формальном уровне (репродуктивное заучивание учебных текстов).
8. Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение гармонией и красотой объекта, явления; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма; чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательные переживания; чувство душевной размягченности, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминаний о давнем; горько-приятное чувство одиночества.
9. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями - от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, безмятежности; нега, сладкая лень; чувство веселья; приятная бездумная возбужденность в компании, на танцах; сладострастие. Эти эмоции в студенческой жизни нередко либо подавляются (аскетический образ жизни), либо, актуализируясь, отвлекают студентов от учебной деятельности.
10. Акизитивные эмоции (от франц. "приобретение"), порождаемые интересом, тягой к накоплению, коллекционированию, обладанию: стремление иметь определенные объекты в своем безраздельном пользовании, умножать их число, накапливать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при осмотре своих накоплений. Объекты коллекционирования могут быть самые неожиданные - от произведений искусства до крышек от бутылок. Кто-то "коллекционирует" собственные сердечные победы, а кто-то - книги с описанием чужих побед.
Книга кандидата психологических наук, доцента Симферопольского государственного университета В. И. Додонова рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе - с точки зрения теории ценностей. Автор выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности.
Работа адресована читателям, интересующимся философскими и психологическими проблемами.
“...Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек”, - заметил Гегель, имея в виду запоздалый приход исторической мудрости.
Примеряя к малому то, что сказано о большом, удостоверить меткость этого изречения мог бы и любой исследователь, В научной работе тоже не часто удается прийти к постановке и решению какой-либо новой проблемы кратчайшим, прямым путем. Логика и психология мышления никогда полностью не совпадают. Той последовательной цепи изысканий, суждений и умозаключений, которую исследователь представляет на суд общественности в законченной работе, обычно не бывает в его действительных поисках; последние являются, так сказать, частным делом ученого, и он редко о них упоминает. Автор этой книги тоже не собирается водить читателей по лабиринтам своих мыслей. Но все же хотелось бы рассказать, “откуда все пошло”. Тем более, что “все пошло” от фактов, с которыми, вероятно, сталкивались многие.
Внешне они очень разные, эти факты. Возьмем хотя бы такой.
“Я был склонен к грусти, к элегии, - все это было в рассказах Бунина, - пишет о себе молодой советский прозаик Виктор Лихоносов.- И всегда была в его вещах мелодия, тот “звук”, без которого - сам признавался - он не мог написать первую строчку. Так вот музыка, тон, протяженность совпадали с настроем моей души, - и это правда, это не громкие слова. Поэтому я принимал Бунина как родного”.
Общее понятие об эмоциях. Специфика и функции эмоций. Физиологические основы эмоций. Центры базальных эмоций (гнева, страха, радости). Представление о динамической локализации социальных эмоций. Классификация эмоций и чувств. Эмоциональные состояния (настроение, аффекты, фрустрация). Психологические теории эмоций: эволюционная теория Ч. Дарвина, психоорганическая концепция Джеймса-Ланге, теория Кеннона-Барда, когнетивные теории эмоций (понятие когнитивного диссонанса Л.Фестенгера). Информационная теория эмоций П.В.Симонова. Эмоциональные свойства личности. Эмоция как ценность. Эмоциональная направленность личности (по Б.И.Додонову). Понятие об общей эмоциональной направленности личности
Эмоции представляют собой сложные системные психологические образования, включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на разных потребностях. Это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия. Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от тех потребностей, на базе которых они формируются. Эмоции делят также на низшие (базальные) и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции. Параметры эмоций ((и классификация ): характер потребностей (витальные, базальные - социальные, небазальные), их уровень (элементарные - сложные), их знак (положительные - отрицательные), их связь с модальностью ощу-щений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом (врожденные - приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные - неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие - успокаивающие), их объект (направленные «на себя» - направленные «вовне»-), их длительность (краткие - длительные), их интенсивность (сильные - слабые), их отношение к деятельности (вед-ущие - неведущие) и т. д. В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые угнетают, подавляют активность (страх, тоска). Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции (А.Н. Леонтьев) + «эмоциональный тон ощущений» не исчерпывает все разнообразие эмоциональных явлений
В результате филогенетического развития чувства и эмоции стали выполнять ряд специфических функций Переключательная - состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения, наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Подкрепляющая. Эмоции осуществляют положительное и отрицательное подкрепление общего соотношения достигнутых в деятельности результатов с ее мотивами и целями. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий Предвосхищающая ф. Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована, они успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Д арвин в работе 1872 г. «Выражение эмоций у чела и животных» писал, что эмо-и выполняют функцию адаптации (приспособления) регулируют взаимодействие у видов, которые ведут социальный образ жизни, регулируют поведение человека. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды. Коммуникативная : Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д
Физиологические основы эмоций . Кеннон предлагал теорию эмоций, в которой он утверждал, что эмоции возникают в результате деятельности таламуса. Опыты над таламусом показали, что одновременное раздражение некоторых участков гипоталамуса приводило к особым проявлениям поведения, характерным для той или иной эмоции. Потом они обнаружили, что к эмоциям отношение также имеют и еще некоторые другие древние формации мозга. Установлено участие в эмоциональных реакциях гиппокампа и миндалины, базальных ганглиев - скорлупы, хвостатого ядра, бледного шара и ограды. Позднее выявили участие поясной извилины. В конце концов, была сформулирована теория о лимбической системе - совокупность структур головного мозга, принимающих участие в образовании эмоционально - мотивационного поведения. Согласно этой теории эмоции возникают в гиппокампе, оттуда направляются в гипоталамус, таламус и затем в поясную извилину - круг Пейпеца. С поясной извилины импульсы распространяются на другие участки коры больших полушарий. Поэтому любые психические процессы приобретают эмоциональную окраску. эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга.
Центры базальных эмоций . Если сравнивать мозг животного и человека, то мы увидим огромные различия в полушариях мозга, которые называют еще также неокортексом ("нео" - новая, "кортекс" - кора). Именно с этим объектом связана высшая нервная деятельность человека. Центры базальных эмоций относятся к участкам старой коры - к подкорковым образованиям, а они у человека и животных имеют сходство. Отсюда и сходство в низших эмоциях. Радость, удовольствие :Форстер и Гогель уже в 1933 г. показали в ходе операций в области основания мозга, что раздражение гипоталамуса путем сжатия дна 3-го желудочка вызывало эйфорию, характерную для маниакального состояния. Олдс: раздражении поясной коры, амигдалярный комплекс, перегородку, гигшокамп, ядра таламуса, передний отдел гипоталамуса, то есть в области обонятельного мозга и передней части ствола мозга, что вызывало положительное подкрепление деятельности. Реакции смеха зависят от раздражения базальных ядер. Ярость, страх : В 1937 г. Папец говорил об обонятельном мозге, включающим несколько образований, из которых наиболее важным является гиппокамп. Эти глубокие структуры относятся к конечному мозгу, от которого они получают информацию, но они тесно связаны с промежуточным мозгом. Реакции промежуточного мозга зависят от структур обонятельного мозга, которые выполняют как тормозящую, так и активирующую роль. Можно вызывать реакции ярости, влечения к чему-то или насыщения, сексуальных побуждений путем локальной стимуляции гипоталамуса, спинноталамического пути, задне-вентрального ядра таламуса и гиппокампа Состояние возбуждения, соответствующее ярости, распространяется по стволу мозга, включая ретикулярную формацию, средний мозг и задний отдел гипоталамуса. все эти центры эмоций находятся под контролем новой коры. В опытах Лилли (1957) при раздражении гипоталамуса обезьяны сами прерывали ток, как только его интенсивность достигала Vs величины, вызывавшей у них панический страх.
Представление о динамической локализации социальных эмоций . 1) эмоц явления явл системными по психологич стр-ре и осущ-ся с пом систем-х мозговых мех-мов.В их состав включ такие стр-ры мозга,кот реализ-т важные мотивацион –потребност пр-ссы. 2) Разл параметры эмоций явл сист-ми кач ми и связаны с работой разл мозговых стр-р.3) Поражен того или иного звена эмоц-й функ-й системы-или опред фактора должно привести не к изолир –му наруш эмоц сферы опред хар-ра,а к целой совокупности нарушений, т е к особого рода эмоуион синдрому,кот склад-ся из разл форм наруш-я опред аспекта эмоц сферы.4).Хар-на чёткая уровневая организация, наличие частично осознанных и бессознат ур-ней реализац-ии эмоц явл-й. При лок пораж мозга возможны пост эмоц растрой-ва и пароксизмальные аффективные наруш-я(не им реального повода).3 осн локализации пораж мозга, сиязанные с эмоц наруш: гипофизарно-гипоталамическая, височная и лобная обл мозга. Большинство ученых считают главным то, что все участки мозга, ответственные за эмоциональные проявления, связаны в одну систему и каждый из них вносит что-то свое в проявление конкретной эмоции. Кроме этого, ученые впоследствии установили, что на возникновение эмоций также оказывают влияние и другие системы организма: пищеварительная, эндокринная, а также информация извне.
Эмоциональные состояния (настроение, аффекты, фрустрация) Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно или внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным. имеет личностный характер. На него оказывает большое влияние темперамент. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. В состоянии аффекта сужается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов ипредставлений, связанных с переживанием. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.
Ч. Дарвин предложил теорию, объясняющую происхождение и назначение тех органических изменений и движений, которые обычно сопровождают ярко выраженные эмоции. Эта теория получила название эволюционной. По Ч. Дарвину зачатки базальных эмоций есть у животных. Базальные эмоции являются важнейшими средствами невербальной коммуникации. В процессе социокультурного развития на основе базальных эмоций формируется сложный многокомпонентный комплекс высших эмоций, эмоциональных явлений и состояний, объединенных в единую эмоционально-личностную сферу, имеющую сложную мозговую организацию.
1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления
эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они
настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него
сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое
существо.
2. Когда-то в процессе эволюции живых существ те органические и
двигательные реакции, которые у них есть в настоящее время, были
компонентами полноценных, развернутых практических приспособительных
действий. Впоследствии их внешние компоненты сократились, но жизненная
функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе
оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них
учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить
акт агрессии.
Американский психолог Уильям Джемс в 1884: непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. (то есть физические изменения следуют до возникновения эмоций).Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге (1885): по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий, их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как “теория Джемса-Ланге”. Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ее, эмоции включают как чувственное, так и когнитивное содержание; эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями.
В 1929 году физиолог Кэннон пришел к выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. 3атем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно Физиологическая часть теории Кэннона-Барда не была верна в деталях. Но она вернула процесс возникновения эмоций из периферических органов, куда его относила теория Джеймса-Ланге, обратно в мозг.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера . Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
В отечественной психологии можно выделить несколько основных подходов .
А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров разрабатывали тему с позиции деятельностной обусловленности всех психических явлений. В этом отношении эмоции можно характеризовать как внутренние регуляторы деятельности.
В соответствии с представлениями таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, одной из самых важных характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. В различных видах познавательной деятельности, направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняют оценочную и побудительную функции, отвечая за пристрастность познавательной деятельности и ее целенаправленность.
П.К. Анохин, К.В. Судаков, подходивших к проблеме эмоции с точки зрения общей теории функциональных систем, а также П.В. Симонова, рассматривавшего эмоции в рамках информационного подхода.
И.П. Павлов различал врожденные эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и приобретенные (по механизму условных рефлексов) эмоции, направленные на удовлетворение приобретенных потребностей.
Информационная теория эмоций П.В. Симонова (1964
)
: в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. "В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин - Ис), …. ],
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции. (...) эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:
Эмоциональные свойства личности - постоянно проявляющиеся особенности эмоционального реагирования. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).
Эмоция как ценность . специфика высших чувств (Л.И. Божович): они «могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметом его потребности. Это так называемые ненасыщаемые потребности... Они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым поискам и созданию предмета их удовлетворения. В отличие от элементарных («натуральных») потребностей они могут побуждать человека в силу не отрицательных, а положительных переживаний и приводить его не к приспособительной, а к созидательной, творческой деятельности» С процессом культурно-исторического развития потребностей, - по мнению Л.И. Божович, - тесно связано развитие эмоций и чувств. Таким образом, возникновение новообразований в ходе развития потребностей означает вместе с тем возникновение и новых функциональных структур в развитии эмоциональной жизни человека. Так рождаются сложные, специфически человеческие чувства - нравственные, эстетические, интеллектуальные и пр.
Додонов
(1987) выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Он дает эмоциям двоякое определение:
а) как процесса оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;
б) как части «единого регуляционного процесса, осуществляемого человеком или животным в ответ на внешнюю или внутреннюю стимуляцию» Направленность личности- это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ. Люди различаются не только по эмоциональному отношению к одним и тем же явлениям действительности, но и по-разному относятся к своим эмоциям, т. е. более или менее осознанно стремятся к совершенно различным эмоциональным состояниям: альтруистический тип (радость, когда удается сделать что-то хорошее для людей, и обида, когда они платят неблагодарностью), праксический тип (душевный подъем, когда работа идет хорошо, и раздражение, когда она плохо ладится), гностический тип (горячий интерес при познании нового и страдание при неудовлетворяемой жажде познания), эстетический тип (своеобразное сладкое «томительное» чувство, возникающее при восприятии природы, музыки, вообще чего-либо прекрасного, и неудовлетворенность из-за отсутствия такой красоты), гедонистический тип (веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, покоем, безопасностью, безмятежностью или беспричинная тоска и апатия). Методика исследования эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова направлена на анализ эмоционального состава интересов, мечтаний и воспоминаний личности.
М., Политиздат, 1978. 272 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
Книга кандидата психологических наук, доцента Симферопольского государственного университета В. И. Додонова рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе - с точки зрения теории ценностей. Автор выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности.
Работа адресована читателям, интересующимся философскими и психологическими проблемами.
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Эмоции и их функции 7
2. Проблема ценности эмоций и гедонистические теории поведения 17
3. Потребность в эмоциональном насыщении как природная основа ценности эмоций 21
4. Классификация эмоций и типов эмоциональной направленности личности 30
1. Счастье, эмоции и деятельность 36
2. Интересы 41
3. Мечты 47
4. Воспоминания 51
5. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний человека 56
1. Общий подход к психологической классификации индивидов 59
2. Типологические проявления эмоциональной направленности личности 61
3. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности 68
4. Эмоциональная и мировоззренческая направленность в их единстве и взаимодействии 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
“...Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек”, - заметил Гегель, имея в виду запоздалый приход исторической мудрости.
Примеряя к малому то, что сказано о большом, удостоверить меткость этого изречения мог бы и любой исследователь, В научной работе тоже не часто удается прийти к постановкеи решению какой-либо новой проблемы кратчайшим, прямым путем. Логика и психология мышления никогда полностью не совпадают. Той последовательной цепи изысканий, суждений и умозаключений, которую исследователь представляет на суд общественности в законченной работе, обычно не бывает в его действительных поисках; последние являются, так сказать, частным делом ученого, и он редко о них упоминает. Автор этой книги тоже не собирается водить читателей по лабиринтам своих мыслей. Но все же хотелось бы рассказать, “откуда все пошло”. Тем более, что “все пошло” от фактов, с которыми, вероятно, сталкивались многие.
Внешне они очень разные, эти факты. Возьмем хотя бы такой.
“Я был склонен к грусти, к элегии, - все это было в рассказах Бунина, - пишет о себе молодой советский прозаик Виктор Лихоносов.- И всегда была в его вещах мелодия, тот “звук”, без которого - сам признавался - он не мог написать первую строчку. Так вот музыка, тон, протяженность совпадали с настроем моей души, - и это правда, это не громкие слова. Поэтому я принимал Бунина как родного” 1 .
Это признание В. Лихоносова остановило на себе внимание потому, что чувство, звучания произведения “в ладя собственной душе было еще со школьных лет хорошо знакомо и мне. Ориентируясь на него, помнится, удавалось без ошибки выбирать интересную книгу, прочитав какой-нибудь абзац на любой, наугад раскрытой ее странице.
Нечто подобное происходило и с восприятием людей, событий, природы. С одной стороны, были просто хорошие люди, приятные события, красивые пейзажи. С другой, встречались одни, другие и третьи, по поводу которых хотелось по-пушкински: воскликнуть: "Это я!", выражая трудно передаваемое ощущение странной родственности воспринимаемого каким-то тайным “струнам своего сердца”, совпадения их мелодии с его мелодией.
1 В. Лихоносов, Элегия. М., 1976, стр. 3-4.
Если читатель не замечал за собой того же самого, пусть присмотрится - заметит. Ведь это присуще каждому - одному в большей, другому в меньшей степени.
Загадка этого ощущения родственности некоторых явлений и ситуаций каким-то собственным, неясно осознаваемым духовным устремлениям занимала нас многие годы. Нас интересовала природа того общего, что наше чувство обнаруживало подчас в совсем далеких друг от друга вещах и не находило в совсем близких...
Много позднее, читая курс психологии в педагогическом институте, я провел со студентами следующий эксперимент: предложил им классифицировать слова: поцелуй, таракан, соловей и кашель. Оказалось, что это, как будто бы совсем несложное задание разные студенты выполнили совершенно различным образом. Часть из них представила классификацию: 1) поцелуй, кашель; 2) соловей, таракан. Другая сгруппировала эти слова совсем иначе: 1) соловей, поцелуй; 2) таракан, кашель. Первые при этом ссылались на то, что “поцелуй” и “кашель” представляют собой действия, а “соловей” и “таракан” - объекты, живые существа. Вторые мотивировали свое решение тем, что “соловей” и “поцелуй” приятны, а “таракан” и “кашель”, наоборот, вызывают чувство брезгливости. Однако спора между “классификаторами” о правильности той и другой разбивки слов на группы не возникло: “Вообще-то, сгруппировать эти слова можно и так и этак”, - согласились они. Дальнейшие опыты показали, что “эмоциональная классификация” явлений, как мы сначала назвали классификацию второго типа, идет много дальше подразделения вещей на “приятные” и “неприятные”. Внутри каждого из таких подразделений есть свои “рубрики”. Герой и знамя, розы и стихи, шампиньоны и ботинки были разнесены нашими испытуемыми по разным группам не потому, что здесь, как в первом случае, отделялось привлекательное от непривлекательного, а потому, что все классифицированные объекты были по-разному хороши и ценны.
Так впервые наглядно предстали две теоретически выделенные философами формы деления явлений действительности: понятийная и ценностная. Постепенно стало ясно и другое: то общее, что объединяет разные явления по их эмоциональному “звучанию” и соответствию последнего тому “звуку”, который субъект находит в своей собственной “душе”, тоже есть ценность, хотя и совершенно особого вида. В дальнейшем пришло убеждение, что как раз она создает очень важную линию ценностных ориентации личности, в значительной мере определяющую такие явления, как интересы и мечты человека, его мироощущение, его представление о счастье.
О сущности этой ценности, о ее месте в мотивационной структуре деятельности, о склонностях людей, их особых запросах к жизни, наконец, об их типах в зависимости от общего “эмоционального лейтмотива”
проявлений их личности и пойдет главным образом речь в этой книге.
Как и в каждой работе, в предлагаемой читателю книге помимо текста будет определенный подтекст - в данном случае общие теоретические позиции автора в понимании человека, механизма его активности, его ценностей и ценностных ориентации. Подробно излагать эти позиции здесь нет ни возможности, ни необходимости. Но совсем умолчать о них тоже было бы неверным, потому что это помешало бы читателю правильно разобраться в той системе понятий, которая далее будет использована. Постараемся поэтому хотя бы эскизно наметить общие теоретические координаты нашей специальной концепции.
Прежде всего сориентируемся в некоторых аксиологических проблемах, то есть проблемах теории ценностей.
Как известно, всех философов-марксистов, занимающихся вопросами аксиологии, в противоположность многим буржуазным теоретикам, объединяет признание того, что зачисление людьми тех или иных явлений материальной или духовной действительности в разряд ценностей имеет под собой объективные основания.
“Ценности, - подчеркивает С. Л. Рубинштейн, - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, чтб в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека” 1 .
1 С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М., 1973, стр. 369.
Вместе с тем и в марксистской аксиологии понятие “ценность” трактуется не вполне однозначно. Одни авторы считают ценности неотделимыми от оценок, рассматривая те и другие как носителей “двуплановой информации объективно-субъективного содержания” 1 . Другие полагают, что “ценность нельзя рассматривать как результат оценивающего сознания, она существует объективно” 2 .
Думается, что это столкновение двух позиций не может быть разрешено простым преодолением какой-либо одной из них как ошибочной. И в этой связи методологически оправданным представляется поставить вопрос о разграничении фактических и признаваемых ценностей.
В “ранг” признаваемых ценностей предмет или явление “возводятся” оценкой со стороны того или иного лица, класса или всего человечества. Только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении. Явления же, не получившие никакой оценки, как бы вовсе не существуют для субъекта деятельности, даже если и оказывают на него исподволь определенное влияние.
Однако ценность не есть нечто не подлежащее обсуждению. О ценностях можно и
1 М. С.Каган. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971, стр. 89.
2 М. В. Демин. Проблемы теории личности. М., 1977, стр. 124.
нужно спорить. Одни признаваемые ценности поддаются доказательной защите, другие - доказательному развенчанию. Одни из них оказываются истинными, другие - ложными. Но это как раз и означает, что кроме признаваемой ценности существует еще фактическая ценность (хотя, подчеркнем снова, в качестве мотивов поведения 1 могут выступать только признаваемые ценности, причем совершенно независимо от того, истинны они или ложны).
Глубинной основой разграничения фактических и признаваемых ценностей является характер понятия “потребность”, по отношению к которой определяется значимость для людей тех или иных физических и духовных объектов. Словом “потребности” в научной литературе обозначают:
1) объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие;
2) фундаментальные свойства личности, имеющие тенденцию определять ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определять образ ее жизни и деятельности;
3) определенные состояния психики человека, отражающие недостаток веществ,
1 Следуя в трактовке мотива в основном точке зрения А. Н. Леонтьева, мы будем понимать его как ценность, рассматриваемую по отношению к той деятельности, которая направлена на утверждение этой ценности или овладение ею.
энергии и других факторов, необходимых для нормального функционирования человека как живого организма и личности.
Важно подчеркнуть, что за каждой из этих трех дефиниций стоит своя реальность. В первом случае это, так сказать, диктат со стороны объективных законов природы и общества, неподчинение которому грозит человеку физической и духовной деградацией или даже смертью. Во втором - отражение этого диктата в сложившихся “механизмах” активности личности, определяющих ее жизненные запросы. В третьем - чувственные сигналы в “инстанцию сознания” о том, что в удовлетворении этих запросов наступила нежелательная задержка.
Поскольку во всех трех случаях мы сталкиваемся с действительно существующими фактами, бессмысленно спорить, какое представление о потребности является правильным. Здесь можно разве что условиться ввести во избежание путаницы разграничительную терминологию (например: нужда - потребность - потребностное состояние). Но это вопрос не принципиальный. Другое дело - правильное соотношение трех указанных содержаний понятия “потребность” с иными психологическими понятиями и представлениями. Несомненно, в частности, что понятие “фактическая ценность” определяется соответствием предмета или явления понятию потребности как объективной нужды, а не нужды понимаемой или переживаемой субъектом.
Такова наша позиция по вопросу о двух статусах понятия “ценность”, В этой работе, впрочем, как правило, речь будет идти только о признаваемых положительных ценностях, называемых в таких случаях просто ценностями, что соответствует наиболее общей традиции использования данного термина. При этом, опять-таки в соответствии с традицией, слово “ценность” будет прилагаться как к явлению в целом, так и к одному лишь его ценностному качеству (сравните, например, выражения: “искусство - ценность” и “ценность искусства”).
Другой, еще более сложный вопрос, до которому необходимо уже здесь высказать свои взгляды, - это вопрос о ценностных ориентациях человека и о тех “механизмах” его активности, в которых эти ориентации закреплены.
Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки - рациональной или эмоциональной). Однако одного этого мало. Для каждого из нас существует масса объектов, которые мы признаем как ценности, но которые тем не менее существенного влияния на нашу деятельность не оказывают. Об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект так или иначе “запроектировал” в своем сознании (или “подсознании”) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Формирование ценностных ориентации - сложный процесс, в который включена, в частности, и самооценка индивидуума.
Надо также иметь в виду, что для конкретной личности нет того обязательного движения от потребности к ценностям и ценностным ориентациям , которые существуют для человечества в целом. Для отдельного субъекта путь в ряде случаев может быть и прямо противоположным: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было.
Тем не менее, для того чтобы по-настоящему разобраться в далеко не единообразном характере ценностных ориентации, необходимо рассмотреть те внутренние образования личности, в которых эти ориентации или предпосылки к ним могут быть так или иначе закреплены. Лучше всего это рассмотрение начать с еще более широкого вопроса об источниках активности людей.
При абстрактном рассмотрении проблемы источник активности людей можно видеть в их объективных нуждах. Человечество для своего развития нуждается, например, в освоении новых пространств, в совершенствовании техники, в росте производства, в выработке новых, все более прогрессивных форм общественной жизни и т. д. Это, в общем, и определяет направление активности людей, некоторую суммарную составляющую их индивидуальных устремлений. Однако реализация объективных требований жизни в действиях людей происходит не автоматически, а через отражение этого императива необходимости в свойствах самого их организма и личности 1 . Поскольку, например, жизнь невозможна без удержания и развития антиэнтропийных состояний за счет увеличения энтропии веществ окружающей среды, то потребностью организма является соответствующая жизнедеятельность. Для личности в свою очередь такой потребностью может стать потребность бороться за лучшее переустройство общества или за укрепление прогрессивного общественного строя.
Полагаем, что именно такие потребности-свойства и надо рассматривать как механизмы, направляющие нашу активность на овладение определенными ценностями.) Подробно эта точка зрения была обоснована в статье “Потребности, отношения и направленность личности” 2 , все положения и аргументы которой мы излагать сейчас не станем. Скажем только, что в результате осуществленного в ней анализа потребностей-свойств был сделан вывод, что наиболее правильно их сущность раскрывается через понятие “программа жизнедеятельности”.
1 Это не то же самое, что отражение такого императива в сознании. В сознании отражаются и объективные нужды и субъективные потребности человека, благодаря чему личность обретает способность к известной корректировке последних.
2 См. “Вопросы психологии”, 1973, № 5.
В таких программах “потребности в потреблении” всегда являются лишь оборотной стороной “потребностей созидания” . Так,
“пищевая потребность” есть лишь следствие потребности “в производстве собственного тела” 1 .
Этот взгляд на организацию активности организма и личности вполне согласуется и с мнением представителей естественных наук. Согласно П. К. Анохину, например, “организм как открытая система активно ищет для своих “входов” точно запрограммированных ее обменом веществ недостающих компонентов” 2 . По мнению Н. П. Дубинина, “программа для человека”, которая “задается при воспитании... формирует поведение [его] в семье и обществе” 3 . Закрепившиеся, устойчивые программы жизнедеятельности человека постоянно дополняются экстренно образуемыми временными программами (“квази-потребностями”, по Курту Левину), учитывающими специфику тех ситуаций, в которых приходится реализовывать основ-
1 “Потребление есть непосредственно также и производство... - пишет по этому поводу К. Маркс- Что, например, в процессе питания, представляющем собой одну из форм потребления, человек производит свое собственное тело, - это ясно: но это же имеет силу и относительно всякого другого вида потребления, который с той или другой стороны, каждый в своем роде, производит человека” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 27).
2 “Философские проблемы биологии”. М., 1973, стр. 95.
3 Там же, стр. 65.
ные программы. Так, например, основная Программа снабжения организма кислородом, осуществляемая обычно автоматически, дополняется программой определенных осознанных действий, если дышать человеку становится явно трудно. В этих случаях возникает потребность открыть форточку или выйти из душного помещения на улицу и т. д. Толчок для развертывания цепи познавательных, эмоциональных и волевых процессов, необходимых для формирования в нашем мозгу дополнительных программ жизнедеятельности, дают потребностные состояния . Последние, таким образом, непосредственно отражают не объективные нужды человека, как это часто утверждается, а ход реализации его программ-потребностей, которые сами формируются в конечном счете в результате отражения его объективных нужд. Состояния нуждаемости, как уже отмечалось, есть сигнал того, что осуществление этих программ почему-либо приостановилось и требуется принятие срочных мер, чтобы исправить положение. Поэтому одна и та же потребность человека (например, пищевая) дает о себе знать через трудно определимое множество разных потребностных состояний: одно - когда человек давно не ел; другое - когда он переел; третье - когда он съел не то, что надо, и т. д.
Формируемые в ответ на такие сигналы дополнительные программы поведения в общем ведут себя так же, как и основные, и в свою очередь могут потребностно переживаться и дополняться вторичными “программными достройками”. Однако в отличие от основных программ-потребностей временные программы (намерения, “квази-потребности”) живут недолго и стираются мозгом тотчас после их реализации.
В соответствии с такими механизмами нашей активности можно выделить два первых вида ценностных ориентации человека: простые ценностные ориентации, определяемые устойчивыми потребностями, и гаснущие ценностные ориентации, определяемые временными программами-потребностями.
В механизме дополнения постоянной программы-потребности временной особенно важную роль играют рождаемые первой оценочные отношения к создавшейся ситуации и включенным в нее объектам. Такого рода отношения чаще всего, выполнив свою роль, угасают. Но в определенных случаях (при очень интенсивном или неоднократном их переживании) они могут закрепиться в личности и эмансипироваться от породившей их потребности. Такие эмансипированные отношения, подобно следам прошлых восприятий, могут пребывать как в потенциальном, так и актуальном состояниях. В последнее состояние их приводит повторная встреча с объектом, когда-то уже стоявшим в определенном объективном отношении к потребностям человека, а теперь “пробуждающим” отразившую их тогда эмоцию уже вне реальной связи с этими потребностями. Тем не менее актуализация таких эмансипированных отношений способна также вызвать у человека определенные ценностные ориентации, которые назовем воспроизводымыми. Они не носят постоянного характера, как ориентации, за которыми стоит закрепленная потребность, но и не являются одноразовыми как гаснущие ценностные ориентации.
Наконец, последний вид ценностных ориентации возникает на следующей основе. Определенные субъективные отношения человека (как психологические, оценочные, так и практические, действенные) могут не только эмансипироваться от породивших их объективных потребностей, но и постепенно стать для личности самодовлеющей ценностью. В этом случае индивид специально программирует осуществление таких “ценных отношений” на будущее.
Программы отношений человека к действительности (или, что то же самое, потребности в определенном отношении к ней) могут иметь разную форму.
В убеждении программа отношения человека к действительности выражена в форме эмоционально окрашенного вербального самонаказа: “Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так...” В идеале -в форме наглядного примера: сделав своим идеалом П. Корчагина, юноша старается так же относиться к своему народу, товарищам, труду и трудностям, как и он. В интересе в форме представления о предмете и деятельности, посредством которых данное отношение к миру может актуализироваться и реализоваться. Но во всех этих случаях мы сталкиваемся не просто с устойчивым отношением человека к чему-либо; а именно с запрограммированной установкой на такое отношение, за которое он готов бороться не только с другими, но и с самим собой. Просто закрепившееся эмансипированное отношение - реактивно (отзывчивость). Потребность в отношении активна (стремление помогать людям).
Важной особенностью таких зафиксированных в программах личности ориентации человека на те или иные отношения к миру является то, что эти ориентации часто маскируют свою сущность, проявляясь внешне через ориентации на определенные предметные ценности как средства осуществления “ценных отношений” и при поверхностном взгляде могут быть смешаны с простыми ориентациями. Однако в действительности эти два вида ценностных ориентации так же разнятся друг от друга, как разнится, скажем, направленность помыслов на пищу у гурмана и у изголодавшегося человека.
Для лучшего понимания особенностей предметных ориентации, создаваемых потребностями в отношении, рассмотрим следующий пример.
Коллекционер картин (как, впрочем, и всякий иной коллекционер) непосредственно ориентирован как будто бы на вполне материальные объекты. Но эти материальные объекты, разумеется, ценны для него не своими материальными качествами, а способностью возбуждать у него эстетические переживания. Кроме того, сама “охота” за полотнами живописи (репродукциями, марками и т. п.), равно как и изучение, размещение и демонстрация своих приобретений, представляет для коллекционера способ осуществления целого ряда других возможных ценных для него отношений к действительности - начиная с познавательных и кончая отношениями самоутверждения. Коллекционер потому и “ненасытен” в своей деятельности, что, приобретая материальные ценности, он, по существу, удовлетворяет потребность в определенных отношениях к миру. И удовлетворяет именно до тех пор, пока приобретает, изучает, обрабатывает, демонстрирует, - одним словом, действует, ибо отношение по своей природе процессуалъно, оно есть психическая и практическая дея тельность.
В последние годы в психологии все чаще стали говорить об особой категории “ненасыщаемых” потребностей; однако, если вдуматься, это выражение не является точным с содержательной точки зрения. Всякая истинная (не “квази-”) потребность одновременно и ненасыщаема (в том смысле, что ее нельзя однажды удовлетворить раз и навсегда, а необходимо постоянно или систематически удовлетворять) и насыщаема, ибо для истинной потребности возможна такая степень удовлетворения на данный момент, за которой уже последует перенасыщение. Впечатление же не насыщав мости некоторых потребностей создается вследствие того, что они удовлетворяются лишь “ценным отношением”, а последнее, чтобы существовать, должно непрестанно вовлекать в свою сферу все новый и новый круг объектов. Поэтому если естественную потребность в ее связи с удовлетворяющими ее ценностями можно сравнить с ровно горящим огоньком свечи, то “потребность в отношении” надо уподобить пламени пожара, перебрасывающегося с одного объекта на другой и оттого при подходящих условиях без конца расширяющего радиус своего действия.
То же самое верно и по отношению к разным видам деятельности людей. Возьмем в качестве примера хотя бы Островского-Корчагина (автор так слит со своим героем, что не хочется их разъединять). Борьба с белогвардейцами в рядах красной конницы, участие в строительстве железной дороги, партийная работа, литература - последовательная ориентация молодого коммуниста на все эти совершенно разные формы деятельности была для него исполнением одной и той же программы отношения к жизни: борьбе за освобождение человечества.
Ценностные ориентации, создаваемые потребностями в отношении, мы будем называть проникающими ориентациями , поскольку одна и та же ориентация этого вида может выражать себя, проникая в очень разные сферы материальных и духовных объектов и деятельностей. Проникающие ориентации - наиболее важный вид ценностных ориентации. Именно они в своей соподчиненности и скоординированности друг с другом образуют, по нашему мнению, тот ведущий компонент в структуре личности, ко-
торый следует характеризовать как ее направленность.
Направленность личности имеет две стороны: морально-мировоззренческую и эмоциональную . Первая из них, по существу, уже рассмотрена во многих работах, например в тех, где исследовались коллективистический и индивидуалистический типы направленности 1 . Вторая сторона, связанная с ориентацией личности на определенное качество отношений-переживаний, будет рассмотрена в данной книге.
Выделяя эти две стороны проблемы, следует, однако, помнить, что они расчленяются лишь в абстракции, а реально направленность личности есть единое сложное образование психической сферы человека, обусловливающее не реактивное, а активное поведение индивидуума, внутреннее единство и последовательность его целей, преодолевающее случайности жизненных ситуаций. Именно благодаря этому решающему компоненту - своей направленности - зрелая личность (если воспользоваться сравнением) становится похожей не на щепку, плывущую по течению, а на корабль, который вопреки бурям и ураганам, твердо идет своим курсом.
Мы кратко описали тот концептуальный “подтекст”, в рамках которого станем рас-
1 См. Л. И, Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Т. Е. Конникова. Формирование общественной направленности личности как педагогическая проблема.- В сб.: “О нравственном воспитании школьника”. Л., 1968.
сматривать специально, интересующую нас разновидность проникающих ценностных ориентации - ориентацию людей на определенные переживания, придающие дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям.
Впервые приступая к исследованиям такого плана, мы стремились охватить весь основной круг относящихся к этой проблеме вопросов, следствием чего является известная фрагментарность их изложения. Но вызвано это осознанной необходимостью рассмотреть выделенную линию мотивации человеческого поведения в возможно большем числе важнейших связей и опосредствовании, без чего, как учил В. И. Ленин, нельзя уберечься от односторонностей, преувеличений и принципиальных ошибок в понимании сложного явления.