Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой: Стих. Афанасий Афанасьевич Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой… Никитин зреет рожь над жаркой нивой

Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой: Стих. Афанасий Афанасьевич Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой… Никитин зреет рожь над жаркой нивой

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец «чистого искусства» он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ «Зреет рожь над жаркой нивой» по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Полный текст стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой…»А. А. Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы, и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет

Вариант 1

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики, открывается . Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке.

Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу - передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Вариант 2

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы – живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины – поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца – все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига – закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Вариант 1

Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. Особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства», предшественник старших символистов К.Бальмонта и , А.А. Фет, судьба которого складывалась весьма

Трагично и нелегко. Его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из такого стало лирического произведения «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение. Масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. С одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: «зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы, и до нивы…».

С другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой»; в стихотворении охватывается большое открытое пространство, бесконечные дали: «Но широко в область ночи день объятия раскинул»; «Над безбрежной жатвой хлеба…». Хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности.

Краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов Фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы»- золотой цвет это, как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует очень яркий перифраз, в котором заключено антропоморфическое и символическое восприятие «огнедышащее око». Солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит»- символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом антропоморфичность словосочетания.

Антропоморфизм проявлен также как один из основных приемов в основе всего стихотворения, в природе чувствуется душа, волнение. На это указывают яркие олицетворения, особенно во втором катрене: «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…День объятия раскинул». Этот прием позволяет говорить и о неком психологизме пейзажа, который как будто является воплощением щемящего чувства лирического героя, что что-то близится, что-то вскоре наступит – оно отражено в приближении захода солнца. Одухотворенное описание пейзажа передает состояние души, человеческое настроение.

Из этого можно сделать вывод, что у этого лирического произведения элегический модус художественности - результат эстетического переосмысления, элегическое «я» состоит из цепи мимолетных состояний- восхищение, волнение, предвкушение, причем это элегическое «я» относится к природе, но подразумевается, что такие же ощущения испытывает лирический субъект. По жанру соответственно тоже близко к элегии, поскольку созерцание пейзажа эмоционально, хотя и нет глубоких размышлений на поверхности строк, но они подразумеваются.

Обострение эмоционального ощущения передается с помощью четырех стопного хорея, который задает динамику, особый интонационный темп в соответствии с темпом изменения пейзажа в его переходном состоянии. Различная организация рифмы и рифмовки в первом катрене – смежная рифма, женская рифмовка позволяют цветописи – «золотым переливам» охватить пространство «от нивы и до нивы».

Само стихотворение также построено на приеме градации, так как в композиционной структуре данного лирического произведения выделяются две части: первая – 1 и 3 , и вторая, которая является заключительно- кульминационной- солнце исчезает, ночь становится уже совсем близко…Исходя из выше проанализированного стихотворения, можно сказать, что и в этом лирическом произведении, и в творчестве Фета присутствуют различные литературные направления и особенности поэтики Фета, такие как символизм, импрессионистичность в сочетании с пластичностью в своей зримой вещественности и конкретности его поэзии, продолжил свое существование, но уже несколько в ином амплуа романтизм, здесь созерцательный, ассоциативность- в стихотворении солнце ассоциируется с огнедышащим оком.

Использование высокой лексики, во-первых, указывает на утонченность эстетики в лирике Поэта, во-вторых делает возвышенным и необыкновенным образ природы, красота и своеобразие которой в этом стихотворении становятся преображающей мироздание силой, чем-то вечным, несмотря на то, что мгновение, бессмертным. Эта философия Фета о преклонении красоте, которая подменяет собой Бога, звучит в данном стихотворении и в других лир произведениях поэта. Чуть позднее такие мотивы будут звучать, например, у А.А.Блока и других символистов.

Вариант 2

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет.

Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика - это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850‑х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:

…Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж - истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь - растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина - еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика - переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Вариант 3

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: “ ”, “ ”, “ ”, “Снега” и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры “золотые переливы”, которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, “широко в область ночи день объятия раскинул”. Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества.

Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца - то, что он “робко смотрит в очи” и “изумлен, что день не минул”. Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую - они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где “над безбрежной жатвой хлеба” небо “смежает огнедышащее око”, ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета “Зреет рожь под жаркой нивой”, скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Афанасий Афанасьевич Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасьевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:

…Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Афанасий Афанасьевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасьевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Афанасий Фет

Зреет рожь на жаркой нивой…

Title: Купить книгу "Зреет рожь над жаркой нивой...": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Фет Афанасий book_name: Зреет рожь над жаркой нивой...


Как беден наш язык!


Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

11 июня 1887 г.

О, не вверяйся ты шумному…

О, не вверяйся ты шумному

Блеску толпы неразумному, -

Ты его миру безумному

Брось – и о нем не тужи.

Льни ты хотя б к преходящему,

Трепетной негой манящему, -

Лишь одному настоящему,

Им лишь одним дорожи.

Между 1874 и 1886 гг.

Целый мир от красоты…

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Между 1874 и 1886 гг.

Из дебрей туманы несмело…

Из дебрей туманы несмело

Родное закрыли село;

Но солнышком вешним согрело

И ветром их вдаль разнесло.

Знать, долго скитаться наскуча

Над ширью земель и морей,

На родину тянется туча,

Чтоб только поплакать над ней.

9 июня 1886 г.

Я тебе ничего не скажу…

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что́ я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

2 сентября 1885 г.

Учись у них – у дуба, у березы…

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

31 декабря 1883 г.

Это утро, радость эта…


Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все – весна.

1881(?)

Майская ночь

Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила

С звездами на челе. -

Ты, нежная! Ты счастье мне сулила

На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,

А вон оно – как дым.

За ним! за ним! воздушною дорогой -

И в вечность улетим!

1870

Опять незримые усилья…

Опять незримые усилья,

Опять невидимые крылья

Приносят северу тепло;

Все ярче, ярче дни за днями,

Уж солнце черными кругами

В лесу деревья обвело.

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

А там по нивам на просторе

Река раскинулась как море,

Стального зеркала светлей,

И речка к ней на середину

За льдиной выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей.

1859

Какая ночь!

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

1857(?)

У камина

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница

Влечет, усталый теша взгляд,

И неразгаданные лица

Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно

Былое счастье и печаль,

И лжет душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль.

1856

Зреет рожь над жаркой нивой…

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Конец 50-х гг.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает ка запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1855

Средь кленов девственных и плачущих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен;

Они смущают рой живых и сладких грез,

И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне

Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают

И, неизменные, ликующей весне

Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой

И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, -

Они останутся холодною красой

Пугать иные поколенья.

1854

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь – поневоле

Тяжело-хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

1854

Как здесь свежо под липою густою…


Как здесь свежо под липою густою -

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

1854

Жди ясного на завтра дня…


Жди ясного на завтра дня.

Стрижи мелькают и звенят.

Пурпурной полосой огня

Прозрачный озарен закат.

В заливе дремлют корабли, -

Едва трепещут вымпела.

Далеко небеса ушли -

И к ним морская даль ушла.

Так робко набегает тень,

Так тайно свет уходит прочь,

Что ты не скажешь: минул день,

Не говоришь: настала ночь.

1854

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу…

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет все боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею

Здесь расстанусь. Черемуха спит.

Ах, опять эти пчелы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

Кусок мрамора


Тщетно блуждает мой взор, измеряя твой мрамор начатый,

Тщетно пытливая мысль хочет загадку решить:

Что одевает кора грубо изрубленной массы?

Ясное ль Тита чело, Фавна ль изменчивый лик,

Змей примирителя – жезл, крылья и стан быстроногий,

Или стыдливости дев с тонким перстом на устах?

1847

Урок 2 4. А . Фет «Мама ! Глянь - ка из окошка ... » , «Зреет рожь над жаркой нивой ... »

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов А. Фета, его портрет.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева. Показ иллюстраций, которые дети подготовили.

III . Речевая разминка

Он кружится,

Легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

Я. Аким

- Прочитайте жужжащим способом.

- О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это стихотворение о первом снеге. Можно так и назвать - «Первый снег».)

- С чем сравнивает поэт снежное покрывало? (Он сравнивает его с пуховым платком.)

- Прочитаем, начиная шепотом, затем усиливая голос. (Чтение детьми.)

- А сейчас наоборот: начнем громко, затем уменьшим силу голоса до шепота.

- Прочитайте выразительно, красиво, как вы понимаете это стихотворение.

- Отгадайте загадки О. Дружковой.

Белый пух на землю ляжет,

Скроет землю пух лебяжий,

Засверкает, заискрится,

В яркий жемчуг превратится. (Снег.)

Под гору - коняшка, в гору - деревяшка. (Санки.)

Раскинулась скатерть,

Для всех еды хватит:

Что на нее положишь,

То своим трудом умножишь. (Поле.)

IV . Работа по теме урока

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»

Сегодня мы ознакомимся с новым стихотворением, которое написал замечательный русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет.

( Учитель показывает его портрет. Чтение стихотворения учителем.)

- От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка.)

- Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый. Хотя вчера там была грязь.)

- Чему он рад? (Его радует, что на ветвях иней - он не колючий, светло-синий.)

- Что еще восхищает его? (Ему еще кажется, что кто-то свежей, белой, пухлой ватой украсил кусты. И малыша это радует.)

- Все ли слова вам понятны? (Нет, непонятно слово «тороватый».)

- Найдите значение этого слова. Тороватый - щедрый (не скупой).

- Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.)

- Какие чувства ребенка они помогают передать? (Чувства восхищения, радости, восторга.)

- Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией вы его прочтете? (Выражающей чувство неуверенности. Ребенок не знает, отпустит ли его мама гулять.)

- С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (Ребенок говорит с мамой быстро, он хочет поскорее рассказать, что он видит. Интонация радостная, восторженная.)

- Ребята, как вы понимаете выражение «Все убрал кусты»? (Слово «убрал» приведено здесь в значении «украсил, придал нарядный вид».)

V . Физкультминутка

Дружно за руки взялись!

Руки вверх, руки вниз!

Руки быстро в кулачок,

Положили на бочок.

Вправо-влево покачались,

Назад-вперед, назад-вперед.

Ну-ка, кто там отстает?

VI . Продолжение работы по теме урока

1. Самостоятельное чтение стихотворения

- Подумайте, всегда ли паузы совпадают с концом строки. (Нет пауз между 2-3, 7-8, 11-12, 14-15-й строками.)

- А где паузы надо сделать в середине строки? (В 1, 16-й длинные - это конец предложения. В 4, 5, 7, 11-й - короткие паузы, так как идет интонация перечисления.)

2. Обсуждение понятия «рифма»

- Что такое рифма? (Рифма - созвучие концов стихотворных строк.)

- Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос - мороз; одеяло - побелело; синий - иней; тороватый - ватой; ты - кусты; спору - в гору; бежать - гулять; не откажешь - скажешь.)

3. Выразительное чтение стихотворения

- Молодцы! А сейчас приготовьтесь читать стихотворение выразительно, представив, что это вы обращаетесь к своей маме, рассказываете ей об увиденном. (Чтение учащимися.)

4. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...»

( Дети самостоятельно читают стихотворение.)

- Что изобразил Фет в своем стихотворении? (Поэт изобразил хлебное поле.)

- Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: жаркая; прихотливый - капризный, с прихотями, с причудами; золотые; безбрежная - такая широкая, простирающаяся на необозримое пространство, безграничная; огнедышащее - огнем дышит? (Показан жаркий летний день. Нива тоже жаркая. Рожь желтого цвета, поэтому поэт называет ее золотой. Эти слова помогают нам ощутить жар этого дня.)

- Найдите значение слова смежает. (Смежает - закрывает.)

- Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

( Выразительное чтение детей.)

5. Рассказ учителя об авторе

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов, например романс «На заре ты ее не буди». Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова.

VII . Рефлексия

VIII . Подведение итогов урока

- Что такое рифма? Приведите примеры.

- Как передает А.А. Фет настроение лирического героя?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений А. Фета. Нарисовать к нему иллюстрацию.