"Социометрия: исследование межличностных отношений в группе". Метод социометрии Кем был разработан социометрический метод

» Метод социометрии

Социометрия Дж. Морено - методика, процедура, обработка результатов. Социограмма

Социометрическая методика

Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником Фрейда - Джекобом Морено (1889-1974). Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. Это несовпадение, по его мнению, означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие макро- и микроструктуры. Именно с этой целью должна применяться социометрическая методика, с помощью которой можно исследовать симпатии и антипатии, чтобы в соответствии с полученными результатами осуществить определенные изменения.Термин «социометрия» буквально означает «социальное измерение», социометрическая методика предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатии, привлекательности. Имея характер опроса, социометрия существенно отличается от анкетного опроса и интервью тем, что вопросы касаются эмоциональной сферы отношений людей.

Социометрическая процедура

Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.Например, «С кем Вы хотели бы вместе готовиться к экзамену?» или: «Кого бы Вы пригласили на день рождения?» И т.д. Успех изучения взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопросов. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека та или иная деятельность, чем теснее и продолжительнее общение она предусматривает, тем сильнее считается критерий выбора. Чаще всего в социометрическом исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они добираются таким образом, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности - в труде, учебе, отдыхе, дружбе и тому подобное.
  1. Кого из членов группы Вы пригласили на день рождения?
  2. С кем из членов группы Вы выполняли общая задача (производственное, учебное)?
  3. С кем из членов группы Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?
Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы, и их интенсивность - в большей или меньшей степени. Чаще всего количество выборов ограничивается тремя.

Результаты социометрии

Результаты, полученные с помощью социометрической процедуры, могут быть представлены графически в виде социограммы, матрицы и специальных числовых индексов.Таблицы результатов социометрии заполняются в первую очередь, к тому же отдельно по деловым и личными отношениями.По вертикали записываются по номерам фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали - только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами 1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый исследуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами 1, 2, -3 - тех, кого испытуемый не выбирает в первую, вторую и третью очередь.Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице кружком (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в полученные каждым членом группы выборы (сумма выборов), тогда подсчитывают сумму баллов для каждого члена группы учитывая при этом, что выбор в первую очередь равен +3 баллам (-3), во вторую - 2 (-2), в третью - 1 (-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Сплоченность группы

Групповая сплоченность высчитывается по формуле ,где ∑ - сумма всех взаимных выборов в группе; n - количество членов группы.Сплоченность группы тем выше, чем ближе к единице коэффициент сплоченности.На основании данных социометрического анализа делаются выводы об уровне сплоченности группы; наличие группировок; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных.

Социометрическая таблица

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Абалкин +1 +2 +3 -1
2 Эсторский +1 +3 +2
3 Каммерер -1 +1 +2 +3
4 Бромберг +2 +1 +3
5 Глумова +2 +1 +3 -3 -2
6 Сикорски
7 Атос-Сидоров +1 +3
8 Щекн-Итрч +1 +3 +2
9 Горн +2 +1 +3 -1
10 Репнин +2 +1 +3 -1
Кол-во выборов
Кол-во баллов
Общая сумма

Социограмма

Социограмма - это графическое изображение результатов, полученных с помощью социометрической методики при исследовании межличностных отношений. Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов малой социальной группы за их статусом (популярностью). С помощью специальных знаков и стрелок обозначают тип выбора (позитивный, негативный, односторонний, двухсторонний).Социограмма наглядно показывает центральных, наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки взаимосвязанных лиц, выбирающих друг друга. Чаще всего в социометрических результатах встречаются положительные группировки из 2-4 членов.

Социометрические методы были предложены в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено(1892-1974) в рамках развиваемой им теории социометрии – метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Социометрия в трактовке Морено – проект социальной науки в целом. Основная идея – малая группа – модель общества: для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных (неформальных) отношений, которую возможно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения человека зависят от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе; недостаток симпатий порождает жизненные трудности.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно и это неустранимо. Структура неформальных групповых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур порождает конфликты, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. А значит, все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, т.к. социометрические процедуры позволяют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы.

Социометрический метод – метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Назначение социометрической процедуры:

а) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Основная цель – превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и преобразование групп, чтобы формальная поверхностная структура соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

В узком смысле социометрические методы – это способы изучения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Правило адекватной мотивации участников: процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых.

Триединая система Морено включает в себя три группы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию).


Критерии (по Золотовицкому):

1. Социометрия должна быть добровольна, а не анонимна.

2. Критерий выбора должен быть событие, а не вопрос, очевидное и понятное всем. Самый надежный способ, оказаться всем в одном и том же событии – это социодрама.

3. Экспериментов должно быть столько, сколько человек в группе.

4. Результатом будет не знание, а определение и оптимизация меры общения.

5. Культурный запрет на отрицательные выборы и на перенос выбора на человека.

Возможности социометрического метода:

1. изучение межличностных отношений в малых группах.

2. изучение социометрического статуса членов малой группы,

3. выявление уровня сплоченности группы, представление о групповых ценностях,

4. возможная коррекция взаимоотношений людей в группах.

Ограничения метода:

1. данный метод можно реализовывать только при наличии всех или почти всех членов группы,

2. исследование можно проводить только в коллективах имеющих опыт в 6 месяцев,

3. полученные данные нельзя рассматривать как полноценную картину внутригрупповых отношениях, надо проводить еще другие методы,

4. ситуация в группах быстро меняется, она динамична. Изменяются социометрические статусы и роли,

5. социометрическая карточка не является анонимной.

Каждый человек, индивид входит в систему общественных взаимоотношений. Люди по своей природе не смогли бы прожить в одиночку, поэтому объединяются в коллективы. Нередко в них возникают конфликты интересов, ситуации неприятия, отчуждения и другие моменты, которые могут мешать плодотворной деятельности. Социометрический метод в социологии является эффективным средством выявления подобных проблем. Он неоднократно был апробирован, и с его помощью оперативно можно установить существующие взаимосвязи и дать им характеристику. Социометрический метод создал Дж. Л. Морено - американский ученый, исследователь природы человеческих групповых отношений.

Определение социометрического метода

Существует несколько подходов к определению данного понятия. Во-первых, социометрический метод представляет собой систему диагностики эмоциональных или взаимных симпатий между членами одной группы. Кроме того, в процессе исследования измеряется степень разобщенности-сплоченности группы, выявляются признаки симпатии-антипатии членов сообщества по отношению к авторитетам (отвергнутые, лидеры, звезды). Во главе с устанавливаются внутригрупповые сплоченные образования (неформальные группы) или замкнутые сообщества, положительные, напряженные или даже конфликтные отношения, их определенная мотивационная структура. То есть в ходе изучения группы во внимание принимается не только качественная, но и количественная сторона предпочтений членов группы, выявленных в тесте.

Во-вторых, социометрический личности обозначает и прикладное направление, включающее использование и совершенствование специального инструментария в решении практических задач.

Зарождение и развитие социометрического эксперимента

Социометрический метод создал в 30-е гг. XX в. американский психиатр и социолог Дж. Л. Морено, он же ввел понятие «социометрия», которое обозначает измерение динамики межличностных взаимоотношений членов одной группы. По мнению самого автора, сущность социометрии заключается в изучении внутренней структуры социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки. Теоретические основания социометрического метода базируются на том, что каждая сторона социальной жизни - политическая, экономическая - легко объяснима состоянием эмоциональных отношений между индивидами. Конкретно это может выражаться в проявлении людьми антипатий и симпатий друг к другу. То есть автор социометрического метода считал, что изменение психологических отношений в небольших группах непосредственно оказывает влияние на всю социальную систему. На сегодняшний день данный метод имеет множество модификаций.

Болгарский социолог Л. Десев выделил три области исследований, в которых используются социометрические методы:

  • Динамическая или «революционная» социометрия, предметом исследования которой является группа в действии (Дж. Л. Морено и другие).
  • Диагностическая социометрия, которая классифицирует социальные группы (Ф. Чэпин, Дж. Х. Крисуэлл, М. Л. Нортуэй, Дж. А. Ландберг, Э. Боргардус и др.).
  • Математическая социометрия (С. Ч. Додд, Д. Стюарт, Л. Кац и др.).

Советскими психологами, внесшими большой вклад во внедрение данного метода, стали И. П. Волков, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. А. Ядов и др.

По мнению Я. Л. Коломинского, психологической основой изучения взаимоотношений выступает знание о том, что стремление одного человека к другому происходит из желания быть ближе к объекту привязанности. Притом выражение в словесной форме должно быть признано значимым реальным показателем не только понимания, но и в целом присутствия потребности у человека.

Значение метода и области применения

Социометрический метод изучения малых групп и коллективов применяется социологами и психологами в школах, вузах, на предприятиях и в организациях, спортивных коллективах и других объединениях людей для диагностики межличностных отношений. Например, большое значение результаты такого исследования имеют при установлении психоэмоциональной совместимости экипажей космических кораблей, антарктических экспедиций.

Социометрический метод исследования группы, по мнению А. В. Петровского, является одним из немногих способов анализа межличностных отношений в небольшом коллективе, которые зачастую имеют скрытый характер. На настоящем этапе научных проявляется творческое начало, направленное на изучение данного предмета новыми приемами. В последующем развитие таких методов и применение их в совокупности с другими методиками значительно расширят возможности социологии и психологии при анализе небольших групп. Нельзя недооценивать роль малой группы для общества. Она аккумулирует в себе общественные отношения в целом и перевоплощает их во внутригрупповые. Это знание заключает в себе важный элемент социального управления, построенный на научной почве.

Характеристика социометрического метода

Исследования такого рода позволяют совершенствовать отношения в любом коллективе. Но в то же время - это не совсем радикальный метод разрешения внутренних проблем группы, поэтому чаще всего их стоит искать не в антипатии или симпатии членов группы друг к другу, а в более глубинных источниках.

Социометрический метод исследования осуществляется в виде постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, респондент делает выбор конкретных членов своей группы, которых он предпочел бы другим в условиях определенной ситуации.

Возможны варианты индивидуальных или групповых тестирований. Это зависит от возраста испытуемых и содержания поставленных задач. Но, как правило, чаще используется групповая форма исследования.

В любом случае социометрический метод в изучении группы позволяет установить динамику внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.

Подготовка к проведению исследования

Социометрический метод в проведении не требует больших усилий и временных затрат. Инструментарием для исследования являются бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. Изучению может быть подвергнута группа лиц любого возраста: от дошкольного до старшего. Социометрический метод исследования дошкольников может быть применим, поскольку уже в данном возрасте дети получают первый опыт общения и взаимодействия. Критерии социометрического выбора формируются, исходя из задач, которые решаются в ходе исследования и возрастных, профессиональных или других особенностей исследуемой группы. Критерием является, как правило, определенный вид деятельности, а чтобы выполнить таковую, индивиду потребуется сделать выбор, то есть отвергнуть одного или нескольких членов своей группы. Он представляет собой определенный вопрос из списка. Ситуация выбора при опросе не должна быть ограниченной. Приветствуется, если применяемые критерии будут интересовать работника: они должны описывать конкретную ситуацию. По содержанию критерии теста подразделяются на формальные и неформальные. Используя первый тип, можно изменить отношения на совместную деятельность, ради выполнения которой и была создана группа. Другая группа критериев служит для изучения эмоционально-личностных отношений, которые не связаны с совместной деятельностью и достижением общей цели, например, выбор товарища для проведения свободного времени. В методологической литературе они также могут называться как производственные и непроизводственные. Критерии также разделаются по признаку ориентации на позитивные («С кем из членов группы вы хотели бы работать?») или негативные («С кем из членов группы вы не хотели бы работать?»). Социометрический метод предполагает, что опросник, который содержит инструкцию и перечень критериев, создается после их формулировки и выбора.

Список вопросов адаптируется с учетом характерных особенностей изучаемой группы.

Предварительный этап проведения опроса

Социометрический метод исследования проводится в открытой форме, поэтому до начала опроса необходимо проинструктировать группу. Этот предварительный этап преследует цель разъяснить группе важность исследования, указать на значение результатов для самой группы, рассказать, насколько необходимо выполнять задания с вниманием. В конце инструктажа важно подчеркнуть, что все ответы членов группы будут сохранены в тайне.

Примерное содержание инструкции

Текст инструкции может иметь следующее содержание: «Поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом, то при формировании вашей группы не могли быть учтены абсолютно все ваши пожелания. На настоящий момент взаимоотношения определенным образом сформировались. Что касается то его результаты будут выгодно учтены вашим руководством при организации деятельности коллектива в будущем. В связи с этим просим вас быть предельно искренними, давая ответы. Организаторы исследования дают гарантию того, что индивидуальные ответы будут сохранены в тайне».

Социометрический метод исследования: процедура проведения

Существуют некоторые критерии относительно численного состава изучаемого коллектива. Количество членов группы, при котором срабатывает социометрический метод, должно составлять 3-25 человек. Однако отмечены примеры проведения исследований, допускающих задействование до 40 человек. Социометрический метод изучения межличностных отношений в группе (трудовом коллективе) допустимо применять при условии, если стаж работы в ней превышает шесть месяцев. Важной составляющей подготовки является установление доверительной атмосферы отношений с группой. В противном случае недоверие к экспериментатору, подозрение, что ответы на вопросы могут быть использованы во вред респонденту, могут привести к отказу выполнять задания или даче ложных ответов. Принципиально, чтобы исследование не проводилось лицом, имеющим отношение к коллективу: руководителем или человеком, входящим в группу. Иначе результаты не будут достоверными. Также стоит упомянуть о недопустимых вариантах ответов, которые могут быть использованы. Например, респонденту неловко при совершении положительного выбора оставлять вне списка других членов группы, поэтому он может, руководствуясь таким мотивом, сказать, что «выбирает всех». В связи с этим авторы и последователи социометрической теории прибегли к попытке частичного изменения процедуры опроса. Так, вместо свободного количества членов группы по заданным вариантам респондентам могли устанавливать строго ограниченное их число. Чаще всего оно равняется трем, реже четырем или пяти. Такое правило получило название «лимит выборов», или «социометрическое ограничение». Оно снижает вероятность случайности, облегчает задачу обработки и интерпретации информации, заставляет участников опроса адекватнее и вдумчивее подходить к ответам.

Когда подготовительные мероприятия будут проведены, начинается процедура опроса. В социометрическом методе исследования должен принять участие каждый член группы. Испытуемые записывают фамилии членов группы, которые выбраны ими по тому или иному критерию, а в опросном листе указывают свои данные. Таким образом, опрос не может быть анонимным, поскольку именно в этих условиях возможно установить взаимосвязи между членами коллектива. В ходе исследования организатор обязан следить за тем, чтобы респонденты не общались между собой, регулярно напоминать, что ответить необходимо на все вопросы. Не нужно торопить испытуемых в ответах на вопросы.

Однако, если перед ними нет списка с членами группы, можно разрешить визуальный контакт. Для большего удобства и исключения неточностей фамилии отсутствующих можно написать на доске.

Допустимы следующие способы выбора:

  • Ограничение количества выбора до 3-5.
  • Полная свобода выбора, то есть респондент вправе указать столько фамилий, сколько посчитает нужным.
  • Ранжирование членов группы в зависимости от предложенного критерия.

Первый способ более предпочтителен, но только с точки зрения удобства и простоты при последующей обработке результатов. Третий - с точки зрения достоверности и надежности результатов. Метод ранжирования позволяет исключить напряжение, которое может возникнуть при выборе членов группы по отрицательным признакам.

После того как карточки социометрического опроса будут заполнены, их собирают у членов группы и начинают процедуру математической обработки. Наиболее простыми способами количественной обработки результатов исследования являются графический, табличный и индексологический.

Варианты обработки и интерпретации полученных результатов

В ходе исследования одной из задач выступает определение социометрического статуса личности в группе. Под ним подразумевается свойство индивида занимать то или иное положение в рассматриваемой структуре (локус), то есть конкретным образом соотноситься с остальными членами коллектива.

  • Составление социоматрицы. Она представляет собой таблицу, в которую вносятся результаты опроса, а именно: положительные и отрицательные выборы, которые сделали члены изучаемой группы. Она строится по такому принципу: горизонтальные строки и вертикальные столбцы имеют равное количество и нумерацию по числу членов группы, то есть таким образом указывается, кто кого выбирает.

В зависимости от критериев выбора могут быть построены единичные и суммарные матрицы, показывающие выборы по нескольким критериям. В любом случае полную картину взаимоотношений в группе может представить анализ социоматрицы по каждому критерию.

Кругом обводятся взаимные выборы, если взаимность неполная, то полукругом. Или же места пересечения столбцов и строк помечают знаком «плюс» в случае положительного выбора или «минус», если он был отрицательным. Если выбора не произошло, то ставится 0.

Главным достоинством матрицы является возможность представить все результаты в числовом виде. Это позволит в итоге проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, определить порядок влияний в группе.

Число полученных выборов называют группы, который можно сравнить с теоретически возможным количеством выборов. Например, группа состоит из 11 человек, число возможных выборов будет равно 9, следовательно, 99 - это количество теоретически возможных выборов.

Однако в общей картине значение имеет не столько количество выборов, сколько удовлетворенность каждого респондента своим положением внутри группы. Имея данные, можно рассчитать коэффициент удовлетворенности, равный делению числа взаимных положительных выборов индивида. Так, если один из членов группы стремится к общению с тремя определенными людьми, но никто из них не выбрал его при опросе, то коэффициент удовлетворенности КУ = 0:3 = 0. Это говорит о том, что респондент пытается взаимодействовать не с теми, с кем надлежало бы.

  • Индекс групповой сплоченности. Данный социометрический параметр вычисляется путем деления суммы взаимных выборов на общую цифру возможных в группе. Если полученное число лежит в диапазоне 0,6-0,7, то это является хорошим показателем групповой сплоченности. То есть социометрический метод в изучении группы позволяет установить состояние внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.
  • Построение социограммы. Используя социоматрицу, можно построить социограмму, то есть сделать представление социометрии наглядным в виде «схемы-мишени». Это будет неким дополнением к табличному подходу интерпретации данных.

Любая окружность в социограмме будет иметь свое значение:

  1. Внутренним кругом будет называться зона звезд, то есть та группа выбранных людей, в которую были выделены лидеры, набравшие абсолютное большинство положительных выборов.
  2. Второй круг, или зону предпочитаемых, будут составлять члены группы, которые набрали число предпочтений выше среднего показателя.
  3. Третий круг называется зоной пренебрегаемых. В него попадают лица, набравшие ниже среднего показателя количества выборов по группе.
  4. Четвертый круг замыкают так называемые изолированные. К ним относятся члены группы, не получившие ни одного очка.

При помощи социограммы можно получить наглядное представление о наличии группировок в коллективе и характере взаимоотношений между ними (контакты, симпатии). Они формируются из лиц, взаимосвязанных и стремящихся к выбору друг друга. Нередко социометрический метод выявляет положительные группировки, состоящие из 2-3 членов, реже встречаются из 4 или более человек. Это наглядным образом можно увидеть на плоской социограмме, на которой изображены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и имеющиеся связи между ними.

Третьим вариантом будет являться индивидуальная социограмма. Целенаправленно или произвольно выбранный член коллектива изображается в системе связей, установленных в процессе исследования. При составлении социограммы руководствуются следующими уловными обозначениями: лицо мужского пола изображается в виде треугольника с номером, соответствующим конкретному человеку, а женское лицо - внутри окружности.

После завершения обработки полученных данных составляется перечень рекомендаций с целью корректировки поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Результаты доводятся до сведения начальствующего состава и группы. С учетом полученных расчетов и других форм анализа выносится решение об изменении состава коллектива, руководителя или переводе некоторых членов в другие коллективы. Таким образом, социометрический метод в изучении группы позволяет не только установить проблемы во взаимоотношениях, но и разработать систему практических рекомендаций, способных укрепить коллектив, повысив тем самым производительность труда.

Несмотря на эффективность и доступность, в настоящее время социометрия как метод недостаточно широко используется в российской психологической практике.

Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.

Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа -- важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности -- социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Термин “социометрия” происходит от латинского слова societas -- общество и греческого metruin -- измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны -- прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Политиздат, 1990. -- 494 с.

Социометрия - это созданные итальянским психологом Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно экспериментальный метод, социально - психологический тест, позволяющий изучить и на основе полученного знания регулировать межличностные связи и отношения в группе.

Цель социометрии -- гармонизировать общественные отношения расстановкой людей в группе в зависимости от их эмоциональных предпочтении и нейтрализацией эмоциональных отвращении между членами группы.

Суть социометрической технологии на операциональном уровне анализа определяется понятием «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы делать выбор или определять предпочтения среди членов группы в качестве партнеров с точки зрения как делового взаимодействия, так и эмоционально-чувственного восприятия («для дала» и «для души»).

Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный положительным и отрицательным реальным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о числе выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, числе взаимных выборов или отвержений, числе оправдавшихся или не оправдавшихся предположений на выбор или отвержение со стороны других членов группы и др. В конечном счете, социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогащает анализ групповой дифференциации.

Число выборов, полученных каждым человеком, служит мерилом его положения в системе межличностных отношений, его социометрического статуса.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социогрмм, числовых индексов.

Социограмма - это графическое выражение математической обработки результатов исследования межличностных отношений. Она позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, причем в разных формах - индивидуально для каждого члена группы и в целом для всей группы. Члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности - в центре или на периферии, при этом отражаются практически все связи.

Социометрический «расклад» может иметь следующую структуру: - люди, получающие больше всего положительных выборов. Это означает, что они пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» относятся те, кто получает большинство положительных выборов при условии, что каждый делает три выбора;

Люди, получающие среднее число таких выборов. Они относятся к категории «предпочитаемых»;

Люди, получающие меньше среднего числа положительных выборов. Они относятся к категории пренебрегаемых;

Люди, не получающие ни одного положительного выбора. Это люди, которых игнорируют, отвергают.

В результате социометрического исследования руководитель получает не только информацию о положении каждого члена группы в системе межличностных отношении, но и обобщенную картину состояния этой системы или то, что обычно называют психологически климатом группы. Характеризуется он особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений группы. Он может быть:

Высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых», «отвергаемых» членов группы;

Средним, если имеет место примерное равенство этих величин;

Низким, если число «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвергаемых» членов группы больше числа «звезд» и «предпочитаемых».

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования: ГОУ «Детский дом № 1» г. Архангельска

Количество испытуемых: 21 человек.

Цель: исследование межличностных взаимоотношений в разновозрастных группах путем психологического тестирования и включенного наблюдения.

Объект: воспитанники детского дома.

Предмет: межличностные взаимоотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования:

Социометрия;

Проективный тест «Субъективное ощущение себя в группе»;

Математическая обработка;

Анализ и интерпретация полученных данных.

Для исследования взяты две группы.

В первой - дети от 8 до 15 лет, 7 мальчиков и 3 девочки. Во второй - дети от 9 до 17 лет. 6 мальчиков и 5 девочек.

Членам группы предлагается ответить на вопросы. Зачитывается вопрос и дается инструкция: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 -- кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 -- кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй».

Вопросы при социометрическом исследовании:

С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?

1. «Звезды» - Валя К., Саша Я.;

«Предпочитаемые» - нет;

«Принятые» - Женя К., Дима Б., Егор Ф., Сергей К., Наташа Ч., Аня К.;

«Непринятые» - Кристина Ч.; Наташа Ч.

«Отвергнутые» - Дима М.

2 . «Звезды» - Илона В, Галя М.;

«Предпочитаемые» - Саша З.;

«Принятые» - Костя А., Виталик С., Витя Н., Катя Т., Оксана А.;

«Непринятые» - Иван С., Аня Р.;

«Отвергнутые» - Рома Ю.

Анализируя ролевой репертуар можно сказать, что «Звезды» имеют более высокий уровень активности, они более доброжелательны и сознательны, чем другие члены группы. Эти дети осуществляют регуляцию межличностных отношений, ведут группу, организуют, планируют и управляют деятельностью группы. Лидеры этих групп принимают более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности, стимулируют группу, нацеливают ее на решение определенных задач. Лидер не всегда успешен, при определенных условиях лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив снижаться. Кроме «Звезд», в группе выделяют и другие социальные роли. Большая часть группы это «Принятые» и «Предпочитаемые». У «Непринятых» и «Отвергнутых» - наблюдаются более низкие коммуникативные способности, чем у остальных, среди них дети недавно вошедшие в группу и у которых идет адаптация в группе, а так же дети с отклоняющимся поведением.

Для гармонизации межличностных отношений в данное время можно использовать следующие методы, но для этого следует учитывать, что группа - это не сумма индивидов, а общность, которая влияет на поведение всех членов:

Включение индивидов в совместную деятельность. Деятельность же эта становиться столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием, или убеждением, а самостоятельно;

Обобщение внимания, интересов, мотивов, установок, нравов, обычаев и привычек;

Соперничество с другой группой или группами (сплоченные люди чувствуют поддержку друг друга, и у них не возникает напряженности в отношениях и неудовлетворенности собой).

Субъективное ощущение себя в группе

Для подтверждения данных полученных с помощью социометрического исследования, детям было предложено задание на субъективное ощущение себя в группе. Суть этого задания заключалось в выполнении творческого задания, в котором детям предлагалось представить и изобразить на чистом листе бумаги с помощью цветных карандашей свою группу в виде цветных кружков.

Цель: исследование межличностных отношений в разновозрастных группах.

Данное задание анализировалось по следующим критериям:

По цветовой гамме: детям предлагалось на выбор шесть цветов: красный, коричневый, черный, желтый, синий, зеленый. По цвету кружков можно определить личное отношение к человеку;

По размеру кружков: определялась значимость этого человека в группе (чем больше размер кружка, тем более значимым является человек»;

По местоположению кружков на листе: определение дистанции во взаимоотношениях с отдельными членами группы;

В одной из групп респонденты включили в свой состав членов -воспитателей, причем они изобразили их в виде больших желтых кружков. Эти данные свидетельствует о том, что дети считают воспитателей важными членами своей группы. Яркие цвета - основа выбранного цвета, дети избегают темных цветов. Таким образом, можно сделать вывод, что внутри группы хорошие, теплые, эмоциональные взаимоотношения.

Данный положительный опыт организации воспитательной деятельности в детском доме сложился в результате поиска коллективом оптимальных условий для формирования личности воспитанника детского дома.

Специфическим для социальной психологии является метод социометрии , который предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп. С его помощью можно описать структуру группы на основе различия в статусе, выделить отдельные группировки, а также измерить степень сплоченности. Применяется также в тех случаях, когда необходимо исследовать социально-психологическую совместимость, сформировать благоприятный климат.

Сущность социометрии и ее возможности. Всю совокупность взаимоотношений в трудовом (учебном) коллективе можно разделить на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). В самой формальной обстановке между людьми так или иначе складываются межличностные взаимоотношения: к кому-то мы испытываем особое расположение, кого-то, возможно, недолюбливаем. И эти личные отношения не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений.

К основному методу диагностики межличностных отношений обычно относят социометрию. Термин «социометрия» образован из двух латинских корней - socius - товарищ, соучастник, компаньон и metrum - измерение. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Социометрия получила распространение в зарубежной социологии и психологии в 30-е годы, после появления книги Дж. Морено «Кто выживет?». Он считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную социально-психологическую структуру, сущность которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

В соответствии с теоретической концепцией Дж. Морено, в обществе можно выделить две структуры: макроструктуру - своеобразное «пространственное» размещение людей в различных процессах их жизнедеятельности, и микроструктуру - психологические отношения, складывающиеся у человека с его непосредственным окружением, то есть межличностные отношения.

Социометрия - это социально-психологический метод исследования системы личных взаимоотношений в группе, организации, предусматривающий вызванный исследователем выбор испытуемыми других членов группы для различных сфер совместной деятельности. Таким образом, в основе социометрии лежит специфический вид опроса. Поэтому метод социометрии зачастую еще называют социометрическим опросом.

Как и всякий метод, социометрия имеет свои преимущества и недостатки. К явным преимуществам относятся следующие:

* социометрия заполнила вакуум, появившийся в результате отсутствия других методов, позволяющих изучать взаимоотношения;

* социометрия давала результаты в форме количественных индексов в сфере, считавшейся традиционно неформализуемой;

* социометрический опрос относительно прост как в проведении, так и в анализе результатов.

К недостаткам метода социометрии относят следующие:

* специфичность и ситуативность выявляемой картины (фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выражающихся в симпатиях и антипатиях; не выявляются истинные мотивы выборов и др.);

* возможность намеренного искажения результатов в условиях неанонимного теста;

* ограниченность возможностей, в частности, в силу динамичности отношений, которую трудно уловить.

Что же позволяет выявить социометрический опрос?

Во-первых, социометрия позволяет определить состояние взаимоотношений в организации и на этой основе выявить ее неформальную структуру (микрогруппы, неформальных лидеров, социометрический статус каждого сотрудника, его потребность в общении и психологическую совместимость с другими и др.)

Во-вторых, социометрия позволяет оценить авторитет руководителей разного уровня, выявить их место в неофициальной структуре организации.

В-третьих, социометрический опрос позволяет определить уровень групповой сплоченности и разобщенности как различных подразделений организации, так и организации в целом.

В-четвертых, социометрия позволяет выполнить психотерапевтическую функцию. Участие в социометрическом опросе побуждает испытуемых к последующему анализу своих отношений с другими сотрудниками и нередко стимулирует корректирование собственного поведения.

Порядок проведения социометрического опроса. Сущность социометрии сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между сотрудниками, то есть к выявлению системы эмоциональных отношений в организации. Это выявление достигается путем осуществления каждым участником опроса определенных выборов из всего состава какого-либо подразделения организации по заданному критерию. Все данные о таких выборах заносятся в особую таблицу - социоматрицу и представляются в виде особой диаграммы (социограммы). После этого рассчитываются различного рода социометрические индексы, как индивидуальные, так и групповые.

Проведение социометрического опроса предваряется определенной подготовительной работой. Необходимо определить критерии (основания) выбора и количество выборов.

Критериями (основаниями) выбора в социометрии являются вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Их формой являются вопросы типа: «С кем бы ты хотел...?», на которые отвечает каждый. Они могут быть отнесены к любой сфере человеческих взаимоотношений.

Критерии могут быть:

* положительными («С кем бы вы хотели вместе провести выходной?");

* отрицательными («Если бы у вас была возможность, кого из сотрудников вашего отдела вы перевели бы в другой отдел?»);

* дихотомическими, которые ориентированы на предпочтение и на отрицание одновременно (*В случае реорганизации учреждения, с кем из сослуживцев вы хотели бы попасть в один отдел, а с кем бы не хотели?»).

Для того чтобы правильно подобрать критерии, а следовательно, грамотно провести исследование, необходимо соблюдать ряд требований.

1. Предлагаемые критерии должны интересовать весь коллектив. Явно неудачным для группы, не связанной с практическим использованием языков программирования, будет следующий критерий: «С кем бы ты хотел вместе постигать язык программирования C++?».

2. Критерий должен отражать взаимоотношения между сотрудниками и давать возможность выбора сослуживца. Критерий типа: «Есть ли жизнь на Марсе?» - тоже не подходит.

3. Критерий должен описывать конкретную и реальную ситуацию для выбора сослуживца.

4. Количество критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга (чем длительнее контакт, тем больше критериев может быть использовано), но оно не должно превышать 5-7.

При проведении социометрии используют как минимум три критерия, охватывающих основные сферы деятельности сотрудника: служебно-функциональную, морально-нравственную и внеслужебную (досуговую). Исходя из этого, различают сильные и слабые критерии. Сильные затрагивают наиболее важную для человека сферу деятельности, где требуется длительное и тесное общение.

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах: непараметрической и параметрической . Непараметрическая форма социометрии состоит в том, что отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (то есть отсутствуют всякие ограничения на выбор). Такая форма позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого эмоциональную составляющую взаимоотношений всех членов коллектива. Кроме того, она позволяет сделать срез многообразия межличностных связей в организации.

Однако при большом количестве сотрудников в обследуемом подразделении межличностных связей при использовании этой формы выявляется так много, что процесс их определения занимает много времени и без применения электронно-вычислительной техники становится практически невозможным. При использовании непараметрической процедуры социометрии существует большая вероятность получения случайного выбора (многие сотрудники в данном случае пишут: «Выбираю всех»(?!).

Параметрическая форма социометрии состоит в том, что испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов коллектива. Какое же это число? Одни исследователи считают, что трех выборов достаточно независимо от числа членов группы. Другие утверждают, что количество выборов находится в зависимости от количества членов группы и равняется числу, полученному в результате деления количества членов группы на 5.

При параметрической форме социометрии повышается надежность данных и облегчается статистическая обработка; повышается внимание, ответственность и заинтересованность отвечающего, лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов. Кроме того, эта форма позволяет стандартизировать условия выборов в подразделениях и отделах с различной численностью членов группы в одной выборке. Это, в свою очередь, позволяет сопоставлять результаты социометрии, проведенной в различных подразделениях.

После необходимых подготовительных мероприятий исследователь может приступить к процедуре сбора информации. Важно, чтобы были соблюдены необходимые условия. Во-первых, участвующие в опросе должны иметь определенный опыт совместной деятельности не менее трех-четырех месяцев. Во-вторых, численность отдела (подразделения), где проводится социометрический опрос, не должна превышать 25-30 человек. Наконец, в-третьих, социометрический опрос проводится как естественное мероприятие, которое должно восприниматься испытуемыми не как эксперимент над ними, а как практически необходимое дело, имеющее серьезное значение для их дальнейшего общения и совместной деятельности.

Проведение опроса начинается со вступительного слова исследователя, в котором он кратко и корректно, в доступной форме должен изложить задачу опроса, указать его важность и необходимость, раскрыть порядок проведения исследования и уверить испытуемых в полном сохранении тайны их ответов.

После вступительного слова всем испытуемым:

* доводится единый пронумерованный пофамильный список исследуемого подразделения. Списки могут быть подготовлены заблаговременно, чтобы затем их раздать всем присутствующим (или хотя бы по одному списку на один стол). Если нет условий или времени для подготовки списка, то его можно продиктовать;

* доводятся критерии и разъясняется, каким образом они должны сделать выборы по каждому из критериев, то есть параметрическая или непараметрическая форма выборов;

* выдаются либо готовые бланки социометрической карточки, либо чистые листы бумаги. В верхнем левом углу испытуемый ставит тот номер, под которым записана его фамилия в общем списке. Затем он фиксирует на листе те выборы, которые он делает по каждому вопросу (критерию). Заполняя карточку, он записывает не фамилии своих сослуживцев, а номера, под которыми их фамилии стоят в общем списке. В конце работы исследователь должен получить от каждого участвующего заполненную социометрическую карточку.

Заполнение социометрической карточки - дело добровольное и сугубо личное. В этом процессе нет места нажиму и давлению. Иногда некоторые испытуемые уклоняются от ответов, особенно там, где требуется сделать отрицательные выборы. В этих случаях необходимо тактично убедить человека в необходимости ответить на все вопросы. Однако если даже после этого отдельные испытуемые отказались от участия в опросе, то драматизировать не стоит, так как это - вполне нормальное явление. Более того, отказ от участия в опросе - это тоже своего рода информация о взаимоотношениях данного сослуживца с окружающими.

После того как информация собрана, исследователь приступает к ее обработке, которая включает:

* заполнение социоматрицы;

* построение социограммы;

* расчет социометрических индексов.

После этой процедуры исследователь делает выводы и рекомендации по оптимизации взаимоотношений в подразделении.

Заполнение социоматриц. Социоматрица представляет собой таблицу связей, отражающих все выборы в коллективе. В нее заносится информация, полученная от участвующих в опросе.

Для отражения всех выборов по какому-либо критерию заполняют социоматрицу. В горизонтальных строках, по числу членов коллектива, указываются те, кто выбирает, а в вертикальных столбцах - те, кого они выбирают. Положительные выборы обозначаются знаком «+», отрицательные - знаком «-». Взаимные положительные выборы обводятся кружком, отрицательные - треугольником. По каждому критерию заполняются отдельные социоматрицы, которые потом сводятся в общую социоматрицу.

После заполнения таблицы подсчитывается:

* общее количество выборов, полученное каждым сотрудником;

* количество положительных и отрицательных выборов, полученное каждым сотрудником;

* количество положительных и отрицательных взаимных выборов.

Заполненные социоматрицы позволяют определить:

* неофициальных лидеров в организации (те испытуемые, которые получили наибольшее количество положительных выборов);

* тех, кто отвергается коллективом организации (те испытуемые, которые получили наибольшее количество отрицательных выборов);

* тех, кто не участвует в жизни организации (те испытуемые, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов);

* место, которое занимают руководители различного уровня в неофициальной структуре подразделения, уровень их авторитетности.

Работая с социоматрицей, исследователь должен зафиксировать также взаимные отрицательные выборы, указывающие на имеющиеся противоречия между сотрудниками. Если взаимное отрицание двух работников проходит по всем критериям, то это говорит о наличии серьезного конфликта между ними, причем он может внешне и не проявляться. В практике проведения социометрии встречаются такие случаи, когда один из сотрудников имеет несколько взаимных отрицаний с другими, что свидетельствует о том, что он наиболее конфликтный член коллектива.

Построение социограмм. Для наглядного изображения результатов социометрии используется социограмма. Она может быть в нескольких вариантах. Первый вариант - индивидуальная социограмма. В этом случае выбирается тот сотрудник, который представляет наибольший интерес, и строится социограмма в системе всех его связей, выявленных в ходе опроса. Второй вариант - простая групповая социограмма. Она представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором просматриваются все связи и количество выборов между сотрудниками. Третий вариант - системная групповая социограмма. Это наиболее сложный вариант, поэтому на разъяснении его сути остановимся подробнее.

В системной групповой социограмме на основе данных социоматрицы графически показываются межличностные отношения в подразделении. На основе полученных ответов все испытуемые делятся на пять групп:

* «звезды» (сотрудники, имеющие наибольшее количество положительных выборов, как правило шесть и более; среди них, как правило, лидеры). Таких обычно насчитывается не более 3-4 человек (все расчеты для групп, насчитывающих до 30 человек);

* «принятые» или «предпочитаемые» (сотрудники, имеющие 3-5 положительных выборов). Таких насчитывается не более 10-12 человек;

* «пренебрегаемые» (сотрудники, имеющие 1-2 положительных выбора). Таких также насчитывается 10- 12 человек;

* «изолированные» (сотрудники, лишенные выборов). Таких может быть до 5 человек.

* «отверженные» (сотрудники, имеющие наибольшее количество отрицательных выборов или преобладание отрицательных выборов над положительными). Естественно, что о названии этих групп знает только исследователь, а сами названия носят скорее условный, чем реальный характер и выбраны лишь для большей наглядности в интерпретации полученных результатов.

Социограмма имеет форму пяти уменьшающихся концентрических окружностей, в которые и помещаются все сотрудники в соответствии с полученными выборами. В центральном малом круге - сотрудники первой группы, между первой и второй окружностями - сотрудники второй группы и т.д. Первый и второй круги считаются зонами благополучного положения, а третий, четвертый и пятый - зоной неблагоприятного положения.

Расчет социометрических индексов. На основании социоматрицы рассчитываются социометрические персональные и групповые показатели. Сначала рассмотрим персональные показатели.

1. Индекс социометрического статуса, который характеризует популярность и авторитетность данного сотрудника, рассчитывается по формуле:

где К+ - количество полученных положительных выборов;

К- - количество полученных отрицательных выборов.

Н - число испытуемых.

Используя эти же показатели и их обозначения, можно определить:

индекс положительного статуса отдельного члена коллектива

индекс отрицательного статуса отдельного члена коллектива

2. Индекс психологической совместимости каждого испытуемого можно рассчитать по следующей формуле:


где К++- количество взаимных положительных выборов у данного испытуемого;

К-- - соответственно количество взаимных отрицательных выборов

Для получения полной картины взаимоотношений в коллективы весьма полезны групповые показатели:


где СК++ - сумма взаимных положительных выборов в группе.


где СК-- – сумма взаимных отрицательных выборов в группе.

3. Индекс групповой сплоченности можно рассчитать на основе индексов группового единства и разобщенности:

Игс = Иге - Игр

Таковы основные социометрические индексы. На основании их вырабатываются рекомендации по оптимизации межличностных взаимоотношений в организации. Однако важно всегда помнить о таком свойстве межличностных взаимоотношений, как динамичность, поэтому нельзя ограничиваться лишь единичным исследованием. Обычно с проведения первого опроса оно только начинается и продолжается затем постоянно через определенный промежуток времени (обычно через полгода).


Похожая информация.