І вариант
1. Выпиши правильную транскрипцию данного слова «парад».
а) [парад]
б) [пар’ат]
в) [парат]
2. Выпиши слова, в которых два слога.
Корона, стена, наш, край, тропа, деревня, волна, огородник, пальма.
3.
а) загорелый, гореть, горка, горелый
б) рисовать, рисунок, рис, нарисованный
в) глаз, глазик, глазной, глазоньки
а) Липа – дерево с зубчатыми листьями и душистыми цветами.
б) Липовый – сделанный из древесины, коры, цветов липы.
в) Липучка – цветок липы.
Ягодка, жучок, вагончик, пакетик, звёздочка.
6 ( дополнительное) осина
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
ІІ вариант
4. Выпиши правильную транскрипцию данного слова «клюв».
а) [кл’юв]
б) [кл’ув]
в) [кл’уф]
5. Выпиши слова, в которых три слога.
Лейка, монета, каравай, ружьё, деревья, музыкальный, переправить, тракторист.
6. Выпиши ту группу слов, где все слова однокоренные.
а) море, морс, морской, моряк
б) нога, ножной, ножка, ноженьки
в) дерево, дуб, деревянный
4. Выпиши строчку с ошибочным толкованием слова.
а) Засолка – заготовка солёных овощей.
б) Солить – делать солёным.
в) Солист – тот, кто солит.
5. Запиши и обозначь суффикс в словах.
Липовый, бобрёнок, радость, конвертик, морской.
6 ( дополнительное). Найди среди данных слов только родственные слову осёл . Выпиши эти слова. Обозначь корни.
Осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик, подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень.
Контрольные работы
(2 класс, первое полугодие)
● На выявление умения определять границы предложения
Работа 1
Вчера дядя Артем поймал щуку и леща тетя Люба сварила уху она угостила гостей супом и пирогом дочка Наташа наливала чай в чашки. (23 слова)
Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями.
3. Запиши имена собственные. Подчеркни в них
буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
4. Напиши цифрой, сколько слогов в слове дочка.
Работа 2
Пришла зима река скована льдом поля и луга
покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм
под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)
Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.
Инструкция предъявляется по этапам выполнения:
1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и
конец каждого предложения.
2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово,
употребленное в переносном значении.
4. В этом же предложении поставь над словами
знак ударения.
● На применение правил правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн
Работа 3
Диктант
Жить, шить, чайка, пища, шучу, тащу, хищник,
печка, печник.
Порядок работы. Слова диктуются.
Инструкция
1. Запиши слова.
2. Подчеркни слова, в которых слышится, но не
пишется буква ы.
3. Подчеркни сочетания, в которых не пишется ь.
Предупредить: хищнИк, тАщу.
● На выявление умения составить словосочетание
Работа 4
Дерево (какое?) ...
Ветки (какие?) ...
Мох (какой?) ...
Тропинка (какая?) ...
Инструкция
1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и
запиши словосочетания.
2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить
знак ударения.
3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка.
● На составление предложений по вопросам
Работа 5
Куда? что сделала? какая? кто?
Сорока, на забор, красивая, села.
Как? что сделал? какой? кто? откуда?
Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.
Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.
Инструкция
1. Составь предложения по вопросам.
2. Подчеркни главные члены предложения.
Работа 6
Диктант
У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов)
Слова для справок (записываются на доске): клеткЕ, пОчЕму, не пОет, выпустИла, лЕтал, пОтом.
Инструкция
1. Каждое предложение начинай писать после того,
как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты
написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за
ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст
медленно).
Грамматические задания
1. Подчеркни вопросительное предложение.
2. Выпиши слова, в которых букв больше, чем
звуков.
3. Придумай и запиши заголовок к тексту.
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.
Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.
Список всех букв - это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Всего в русском алфавите используется:
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
◊ Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].
Важно:
Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.
В нашем языке согласные бывают:
Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Использованная литература:
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
2 класс 2 четверть
1 вариант
парад
[парад]
[пар’ат]
[парат]
1) Может ли в слове быть один гласный звук и два слога?___________
2)Может ли в слове быть один гласный звук и один слог?____________
загорелый - гореть – горка – горелый
рисовать – рисунок – рис – нарисованный
глаз – глазик – глазной - глазоньки
4. Отметь
1) Засолка – заготовка солёных овощей.
2) Солить – делать солёным.
3) Солист – тот, кто солит.
5. Отметь суффикс в словах.
ягодка, жучок, вагончик, пакетик, звёздочка
6 (дополнительное). Среди данных слов найди и подчеркни только родственные слову осина. Отметь корни.
2 класс 2 четверть
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
2 вариант
1. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова.
клюв
[клув]
[кл’ув]
[кл’уф]
2. Ответь на вопросы словом да или нет.
1) Может ли в слове быть два гласных звука и один слога?___________
2)Может ли в слове быть два гласных звука и два слога?____________
3) Может ли в слове быть один гласный звук и два слога?____________
3. Подчеркни только ту группу слов, в которой даны однокоренные слова.
море – морс – морской - моряк
нога – ножной – ножка - ноженьки
дерево – дуб - деревянный
4. Отметь
· номер ошибочного толкования слова.
1) Липа – дерево с зубчатыми листьями и душистыми цветами.
2) Липовый (чай) – чай, собранный из цветов липы.
3) Липучка – цветок липы.
·
5. Отметь суффикс в словах.
липовый, бобрёнок, конвертик, морской, радость
6 (дополнительное). Среди данных слов найди и подчеркни только родственные слову осёл. Отметь корни.
осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик,
подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень
2 класс 2 четверть
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
3 вариант
1. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова.
скамья
[скам’ й’а]
[скам’ я]
[скамй’а]
2. Ответь на вопросы словом да или нет.
1) Может ли в слове быть два гласных звука и два слога?___________
2) Может ли в слове быть два гласных звука, звук [ й’] и три слога?____________
3) Может ли в слове быть три слога и два гласных звука?____________
3. Подчеркни только ту группу слов, в которой даны однокоренные слова.
гроз – грозовой – гроздь - грозный
минута – секунда – час - месяц
напиток – пить - сопит – пью
пух – пушистый – пушок - пуховик
4. Отметь
· номер ошибочного толкования слова.
1) Дворник– человек, который убирает двор.
2) Печник – человек, который кладёт печи.
3) Сырник – человек, который делает сыр.
5. Отметь суффикс в словах.
глубина, северяне, быстренький, розоватый, стрельба
6 (дополнительное). Среди данных слов найди и подчеркни только родственные слову оса. Отметь корни.
осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик,
подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень
2 класс 2 четверть
1 вариант
парад
[парад]
[пар’ат]
[парат]
2. Ответь на вопросы словом да или нет .
1) Может ли в слове быть один гласный звук и два слога?___________
2)Может ли в слове быть один гласный звук и один слог?____________
загорелый - гореть – горка – горелый
рисовать – рисунок – рис – нарисованный
глаз – глазик – глазной - глазоньки
1) Засолка – заготовка солёных овощей.
2) Солить – делать солёным.
3) Солист – тот, кто солит.
5. Отметь суффикс в словах.
ягодка, жучок, вагончик, пакетик, звёздочка
осина . Отметь корни.
2 класс 2 четверть
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
2 вариант
1. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова.
клюв
[клув]
[кл’ув]
[кл’уф]
2. Ответь на вопросы словом да или нет .
1) Может ли в слове быть два гласных звука и один слога?___________
2)Может ли в слове быть два гласных звука и два слога?____________
3) Может ли в слове быть один гласный звук и два слога?____________
3. Подчеркни только ту группу слов, в которой даны однокоренные слова.
море – морс – морской - моряк
нога – ножной – ножка - ноженьки
дерево – дуб - деревянный
4. Отметь ٧ номер ошибочного толкования слова.
1) Липа – дерево с зубчатыми листьями и душистыми цветами.
2) Липовый (чай) – чай, собранный из цветов липы.
3) Липучка – цветок липы.
5. Отметь суффикс в словах.
липовый, бобрёнок, конвертик, морской, радость
6 (дополнительное). Среди данных слов найди и подчеркни только родственные слову осёл . Отметь корни.
осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик,
подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень
2 класс 2 четверть
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
3 вариант
1. Выбери и подчеркни правильную транскрипцию данного слова.
скамья
[скам’ й’а]
[скам’ я]
[скамй’а]
2. Ответь на вопросы словом да или нет .
1) Может ли в слове быть два гласных звука и два слога?___________
2) Может ли в слове быть два гласных звука, звук [ й’] и три слога?____________
3) Может ли в слове быть три слога и два гласных звука?____________
3. Подчеркни только ту группу слов, в которой даны однокоренные слова.
гроз – грозовой – гроздь - грозный
минута – секунда – час - месяц
напиток – пить - сопит – пью
пух – пушистый – пушок - пуховик
4. Отметь ٧ номер ошибочного толкования слова.
1) Дворник – человек, который убирает двор.
2) Печник – человек, который кладёт печи.
3) Сырник – человек, который делает сыр.
5. Отметь суффикс в словах.
глубина, северяне, быстренький, розоватый, стрельба
6 (дополнительное). Среди данных слов найди и подчеркни только родственные слову оса . Отметь корни.
осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик,
подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень
2 класс 4 четверть
1 вариант
1. Выпиши однокоренные слова.
рисунок, рисовать, Борис, рис, нарисованный
2. Выпиши слова, которые подходят к схеме
котенок, дорога, барабанщик, мышка
Предмет мебели со спинкой для сидения одного человека – это ______________________________(скамейка, стул, табуретка, диван)
маленькая машина (новая, небольшая, красивая, крошечная) - _______________________________________________________
5. Подбери антонимы к словам сильный, бодрый . Запиши пары слов.
усталый
слабый
слабость
усталость
6(дополнительное). Запиши номера тех фразеологических оборотов, которые можно заменить словом бездельничать.
_____________________________________________________________________________ 2 класс 4 четверть
Итоговая контрольная работа за второе полугодие
1 вариант
1. Выпиши слова с приставками. Отметь приставки.
Поболтать, повеселиться, повидло, подвинуть, порог
___________________________________________________________
2. Выпиши слова (только имена прилагательные), которые подходят к схеме:
лисёнок, лесной, снежные, больной, горожанин, предобрый
______________________________________________________
3. Выбери из скобок слово, значение которого приведено.
Белый порошок с острым вкусом, который добавляют в пищу, – это ______________________________(сахар, соль, мука, мел)
4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову.
умный ребёнок (ловкий, послушный, смышленый, сообразительный, воспитанный) - _______________________________________________________
5. Подбери антонимы к словам глубокий, холодный . Запиши пары слов.
подводный
мелкий
горячий
жарко
солнечный
__________________________________________________________________________________________________________________________
6 (дополнительное). Соедини фразеологические обороты и их значения, используя слова правого столбика.
2 класс 4 четверть
Итоговая контрольная работа за второе полугодие
3 вариант
1. Выпиши слова с окончаниями. Отметь окончания.
Озеро, пальто, зеркало, пианино, корыто
___________________________________________________________
2. Выпиши (только имена существительные), которые соответствуют схеме:
ножка, перегрузка, придорожный, дошкольник, перекрёсток
______________________________________________________
3. Выпиши из скобок слово, значение которого приведено.
Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, которая приводится в движение ногами ездока, – это _________________________________ (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самокат)
4. Из слов в скобках подбери синонимы к выделенному слову.
весёлый человек (молодой, радостный, добрый, остроумный, грустный) - _______________________________________________________
5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Запиши пары слов.
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
6(дополнительное). Подбери к фразеологическим оборотам антонимы. Соедини пары.