О медленном чтении. Формирование читательской компетенции через методику медленного чтения. Малое поле зрения

О медленном чтении. Формирование читательской компетенции через методику медленного чтения. Малое поле зрения

Каковы же причины медленного чтения?

Обработка информации человеческим мозгом исследуется учёными не первый десяток лет. Конечно, моделей процесса обработки рассмотрено немало, но любая сложная модель переработки информации во время чтения завершается одним и тем же выводом по поводу самой причины медленного чтения.

Основной причиной принято считать элементарную привычку согласовывать прочитанное с внутренним голосом. Это происходит от того, что все без исключения учатся читать вслух . Сначала по слогам, а потом проговаривая всё быстрее слоги и словосочетания. Однако, после обучения, и читая про себя (не вслух) мы все привыкаем вслушиваться в свои мысли и цепляемся глазами за сложный слог, постановку двух согласных рядом или же задумываемся над мягким знаком на конце слова.

Предел скорости такого чтения оканчивается на 900 знаков в минуту или около 150 слов, только и всего.

В период обучения человека скорочтению, самым первым делом удаляют привычку чтения речеслуховым анализатором. Это, как раз то, что останавливает скорость мышления и переработки увиденного на листе.

Также можно назвать это обучение подавлением скрытого произношения.

Принудительное подавление постепенно из зрительного анализатора всё быстрее отправляет в смысловой, пропуская звуковые каналы. Но, не всё так просто. Даже этот долгий процесс обучения быстрого чтения может попросту сойти на нет, если человек склонен к чтению в слух. Рано или поздно этот навык перевесит приобретённый "фильтр" и скорость чтения про себя вернётся в прежние цифры.

Второй барьер между чтением и улавливанием информации с большей скоростью является маленькое поле зрения.

Перепрыгивая меду словами, мы вынуждены проделывать 4-7 движений глазами, постоянно восстанавливая фокусировку, видя до трёх слов максимум или до 15-ти символов. Это вполне адаптированная скорость для чтения с произношением. Выдержка интонации, произношение звуков и пауза между фразами, позволяют сосредоточиться на следующей паре слов, обработав предыдущую. Но вот в скорочтении это время просто непозволительно тратится и теряется в обработке.

Развивая периферическое зрение , скорость чтение можно увеличить в три раза, постепенно теряя навыки "плавать" рядом со словом в книге.

После некоторых тренировок , которые, кстати, не ограничиваются теорией и двумя - тремя практическими упражнениями, зрительные функции человека заметно улучшаются и для чтения хватает до трёх фиксаций. Это означает, что любой человек, натренировавший периферическое зрение, способен читать в три раза быстрее , чем любой нормальный образованный человек.

Если начать упражнения по устранению помех быстрого чтения немедленно , то результат будет ясен вам уже через две недели, но работать над собой нужно ежедневно .

Попробуйте повысить уровень скорости чтения и уже через две недели вам захочется большего!

Без книги в мире ночь и ум

людской убог,
Без книги,как стада,
бессмыслены народы.
В ней добродетель, долг, в ней
мощь и соль природы,
В ней будущность твоя
и верных благ залог.

Виктор Гюго

Доброе утро, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжаем разговор о книгах и медленном чтении. Прежде всего мне хотелось бы уточнить, что правила носят исключительно рекомендательный характер, однако к ним обращаются лекторы и преподаватели литературы ведущих университетов мира и это не случайно. Не нужно воспринимать их как попытку ограничить свободу воображения. Наоборот, они помогают ему обрести крылья и раскрыть себя как книгу, которую вы читаете. Смысл правил медленного чтения не в том, чтобы показать читателю, что так нужно читать всегда и это единственный верный способ. Задача их в том, чтобы показать как может расшириться читательский опыт, какие сокровища можно обнаружить, начав читать медленно и терпеливо. Это также учит тому, чтобы двигаться мелкими шагами, не пытаясь узнать и получить всё сразу. Этот навык мы приобретаем и тренируем при медленном чтении и он же сослужит нам добрую службу и в других областях жизни - в общении, в работе, в спорте и в приобретении полезных привычек.

Итак, первое и самое важное правило, за которым следуют все остальные - Проявляйте терпение.


Под терпением автор подразумевает очень многое. Мы должны проявить терпение в том случае, когда охвачены сложностями книги . Мы должны позволить себе быть растерянными и сбитыми с толку для того, чтобы методом проб и ошибок понять как задать книге правильный вопрос. Мы должны проявить терпение и вложить время и усилия, необходимые для глубокого вдумчивого чтения.

Любой проект, который чего-то стоит, всегда начинается с неопределённости, и чтение не является исключением. Каждый читатель помнит с чего всё начиналось, когда мы только учились складывать буквы алфавита. Но со временем этот процесс превращается в радость - мы начинаем узнавать слова и их значения. Так, ещё в самом детстве мы получаем необходимый опыт - мы продолжаем предпринимать множество попыток, отказываясь увязнуть в трудностях. Став взрослыми мы продолжаем учиться различать над чем стоит потрудиться, прежде чем понять, а что стоит просто отпустить. Но прежде чем это понять, необходимо проявить терпение.

Терпеливое чтение также означает радостное и в какой-то степени одержимое внимание к деталям. Сила чтения увеличивается в огромной пропорции, когда мы закрепляем внимание на героях книги и их рассуждениях в самых мелких, но значимых моментах. Эти моменты являются островами в потоке поэзии или прозы, в них мы оставляем якорь нашего восприятия.

При чтении не нужно спешить к быстрому пониманию смысла или требовать, чтобы автор подал свою точку зрения легко и аппетитно, в соответствии с нашими ожиданиями. Если мы разочарованы тем, что стиль автора достаточно уклончивый и труднопостижимый, если он отказывается просто и ясно передать нам свою главную идею, то нужно вспомнить о том, что в попытках найти смысл книги и заключается то, ради чего мы читаем . Этот навык очень важен и в жизни - ведь далеко не все важные ответы лежат на поверхности.

В самом процессе поиска необходимых ответов и заключается радость. Этот процесс не должен быть мучительным или насильным . Заставлять читать - это всё равно что заставлять есть и это вызывет только обратный процесс у человека в любом возрасте. Поэтому если вы чувствуете, что буквально мучаетесь дочитывая книгу, в надежде в ней начти нечто важное и при этом процесс не доставляет вам никакой радости, то лучше отложить эту книгу и заняться чем-то другим. Существует очень важный урок в том, чтобы научиться различать свое состояние. Иногда необходимо просто проявить терпение и дать книге шанс, даже если она не понравилась вам сразу. И совсем другое дело - настойчиво продолжать читать то, что вызывает явную антипатию. Однако даже в этом случае важно задать себе вопрос - почему эта книга вызывает такие чувства, какие ценности в ней противоречат вашим.

Терпение необходимый навык для развития чтения, которое в более широком смысле является когнитивным навыком и в том числе способствует развитию воображения. При медленном вдумчивом чтении мы прилагаем усилия и тем самым тренируем эти навыки и чем больше мы тренируемся, тем в лучшей форме мы находимся и тем больше прочитанного становится доступным для понимания.

Никогда не пропускайте часть текста в книге только для того, чтобы поскорее приблизиться к её окончанию . Терпеливое и медленное чтение не совместимо с такой стратегией. Задавая себе правильные вопросы, вы сможете обнаружить множество оттенков смысла, вложенных автором и его личным опытом и это делает чтение особенно полезным.

Существует несколько ключевых вопросов , которые можно задать себе во время чтения - "Кто это говорит?", "Каким образом этотгерой себя проявляет?", "Какие образы и повороты фраз привлекают наибольшее внимание и почему"? "Что можно сказать о героях по их словам?" В каждый момент чтения необходимо оставаться активным и держать в голове темы и вопросы, которые возникают по ходу чтения.

Нужно быть готовым к тому, что с первого раза какие-то части книги останутся недоступными. Невозможно охватить всё и сразу, поэтому к книгам можно и нужно возвращаться, перечитывать их раз за разом. и каждый раз они будут открываться с новых, неизведанных ранее сторон.

Читая книгу нужно проявлять такое же терпение, как при общении с новым человеком. Золотым правилом общения является умение слушать . Прежде чем делать суждения о книге, необходимо дать ей шанс быть услышанной. Она всегда напрямую обращается к тому, кто держит её в руках и каждый раз ей есть что вам сказать. Чем больше внимания вы вкладываете в книгу, тем большую отдачу получаете. С книгой можно соглашаться и спорить. В какой-то момент книга может заставить вас пересмотреть свои взгляды на себя, на окружающий мир, также как это делает беседа с добрым другом. Но прежде чем что-либо отвечать - необходимо проявить терпение и сначала выслушать книгу.

Оставайтесь с нами. Мы продолжим говорить о правилах медленного чтения ровно через неделю.

2. Причины, тормозящие процесс чтения. Что такое быстрое чтение? - страница №1/2


1.Введение.

2.Причины, тормозящие процесс чтения.

3.Что такое быстрое чтение?

3.1.Формы чтения.

4.Этапы формирования техники чтения в начальной школе:

4.1. Формирование техники чтения на начальном этапе;

4.2. Развитие кратковременной памяти;

4.3. Совершенствование внимания, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;

4.4. Упражнения, развивающие оперативное поле;

4.5. Упражнения, вырабатывающие гибкость и скорость чтения вслух и молча;

4.6. Упражнения на антиципацию;

4.7. Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов у учащихся во время чтения;

4.8. Формирование динамического чтения.

5. Упражнения, игровые моменты, которые использую на уроках чтения.

6. Зрительные диктанты.

7. Заключение.

8. Использованная литература

1.Введение.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, к школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.

В настоящее время наблюдается у школьников снижение интереса к получению знаний, большинства характерно нежелание учиться. Это объясняется разными причинами, общественными, социальными, экономическими.

Как показывают исследования ученых, из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения. Дети, читающие со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов- на «4», 90 слов – на «3». Те, кто читает медленнее, вообще не в состоянии учиться в школе.

Не этим ли объясняется тот факт, что качественная успеваемость резко снижается сразу при переходе из начального в среднее звено? При появлении новых предметов возрастает объём читаемого материала. При чтении 90 слов в минуту (а это норма для выпускника 3 класса) учащиеся в 5 классе должны готовиться ежедневно к урокам 8-9 часов. Для многих это непосильный труд. Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить её по возможности до динамического чтения.

В зависимости от того, как развита техника чтения, всех читателей можно разделить на 3 типа.

Первый тип – читающие ушами- видят, проговаривают и слушают себя при чтении. Это самый медленный темп чтения. В начальной школе именно такой тип читателя преобладает. Причем учителя специально используют приемы, которые направлены на шепотливость при чтении учащихся. Как показали данные психологов, такие упражнения в тренировке техники чтения только тормозят данному процессу. Максимальная скорость такого типа читателя – 90-100 слов в минуту.

Второй тип – читающие глазами- это те, кто читает без проговаривания, скорость их чтения достигает 600 слов в минуту.

Третий тип – читающие носом, нюхом, умом, они как будто угадывают основное содержание текста, воспринимают его целыми блоками, это сверхбыстрый метод чтения - от 1000 до 10000 слов в минуту. Такое чтение называют динамическим. Это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков.

Процесс чтения напоминает рассматривание картины, пейзажа, слова воспринимаются как образы, символы. При этом текст запоминается с одного прочтения лучше. Практика показывает, что уже в 3 классе можно обучать детей динамическому чтению. Чтобы научить учащихся владеть методом быстрого чтения, важно знать причины медленного чтения.

2. Основные причины, тормозящие процесс чтения.

Психологи выделяют следующие причины, тормозящие процесс чтения.

1 Малое поле зрения при чтении. При медленном чтении глаз читающего останавливается на каждом слове, а начинающий читать ребенок видит 1-2 буквы в слове. Увеличение скорости чтения основано на охватывании сразу нескольких слов движением глаз. Дети читают быстрее, так как глаз останавливается реже, лучше понимают, потому что для осознания читающего сразу доходят целые смысловые понятия, а не отдельные слова, которые надо ещё соединять друг с другом.

2 Регрессия глаз, то есть непроизвольные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Этот недостаток самый распространённый у детей, он резко снижает скорость чтения.

3 Артикуляция при чтении. Привычка проговаривать слова формируется в детстве, когда ребенок учится читать, впоследствии она остается навсегда. Жужжание, шепотливость, проговаривание замедляют темп чтения, от этого вида чтения надо учить детей освобождаться, так как это будет преградой: ученик не сможет не сразу схватить несколько слов, если при прочтении каждого из них двигаются его голосовые связки.

4 Отсутствие гибкой стратегии чтения. Ведь та или иная скорость подчиняется прежде всего целям, задачам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма и определяет способность быстро читать.

5.Отсутствие внимания при чтении. Многочисленные наблюдения показали, что медленное чтение – чтение неряшливое, невнимательное, так как внимание у читающего переключается на посторонние мысли и предметы, интерес к чтению снижается, смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения. Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встала проблема повышения скорости чтения. В чем причина? В условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, чтобы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память основы нового знания.

3. Что такое быстрое чтение?

Быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами.

Быстрое чтение – не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, приводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания.

Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т е операций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Именно потому быстрое чтение обеспечивает высокое качество усвоения прочитанного, нежели чтение медленное.

В освоении техники быстрого чтения весьма важным является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Навык, будучи сформирован и закреплен однажды, действует всю жизнь.

Навык чтения, как и любой другой, проходит длительное развитие: вначале ребенок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласную букву, далее, осваивает чтение сочетаниями слов. Важно при обучении грамоте дать ученику ориентиры чтения, чтобы он как можно раньше овладел чтением целыми словами.

Русское письмо звуко-буквенное, читающий оперирует в процессе чтения звуками. Поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. Это поможет предотвратить разъединение процесса восприятия и узнавания слов, которые мешают ребенку овладеть речью

3.1.Формы чтения.

Существует две формы чтения:

Чтение вслух – предназначено для слушателей. Это четкое, внятное чтение целыми словами, безошибочное и достаточно выразительное Чтобы ребенок овладел всеми речевыми секретами и нормами русского языка, учитель должен совершенствовать эту форму чтения, особенно на начальном этапе – при обучении грамоте. Чтение вслух обеспечивает обогащение словарного запаса детей, способствует орфоэпической грамотности, формирует интонацию строй речи. Учитель должен помнить, что максимальная скорость чтения вслух – это темп разговорной речи, т е 120-150 слов в минуту.

Дети в начальной школе читают медленно, так как недостаточно развит артикуляционный аппарат, учащиеся не выговаривают некоторые звуки, шепелявят. На скорость чтения также влияет владение детьми мыслительными операциями,: анализ, сравнение, обобщение, выделение главного.

Чтение «про себя» - это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Это наиболее скоростная форма чтения, так как она предназначена для себя, и не требует большой мыслительной работы. Учителю необходимо особое внимание уделять этой форме чтения во 2-3 классе.

При чтении «про себя» психофизиологический механизм упрощается, так как процесс переработки информации замыкается на читающем, а процесс выдачи её отсутствует.

Самое слабое звено – это начальные классы. Уже в 4 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения способствует её освоению.

Существует 3 точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения. Первая точка зрения говорит о том, что скорость чтения к концу третьего класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит Ложкаревой Н А. Её рекомендация: к концу третьего класса желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит Сухомлинскому В А. Он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это в темпе 150-3000 слов в минуту.

4. Этапы формирования техники чтения в начальной школе

С учётом условий, обеспечивающих процесс чтения, и психологических особенностей детей школьного возраста можно выделить восемь этапов формирования техники чтения в начальной школе.

Поэтапная отработка формирования беглого и динамического чтения.




этап

класс

форма чтения

макс скорость чтения

1

Начальный этап

1кл (1 полуг)

Вслух -90 %, шепот -10%

60-100 слов в минуту

2

Этап развития кратковрем памяти

1 кл (2 полуг)

Вслух -70%, «про себя» - 30%

150 слов в минуту

3

Этап совершенствования внимания

1 кл (4 четв), 2 кл (2 четв)



300 слов в минуту

4

Этап разв угла зрения

2 кл (1 полуг)

Вслух – 50%, «про себя» - 50%

300 слов в минуту

5

Этап –переход на чтение «про себя»

2 кл (2 полуг)

Вслух – 50%, «про себя» - 50%

300 слов в минуту

6

Этап развития умения антиципации памяти

2 кл (2 полуг)

Вслух – 50%, «про себя» - 50%

300 слов в минуту

7

Этап отключения слуховых, звуковых аппаратов

2 кл (4 четв)

Вслух – 20%, «про себя» - 80%

600 слов в минуту

8

Этап формирования динамического чтения

3 класс

Вслух – 10%, «про себя» - 90%

1000-4500 слов в минуту

4.1.Формирование техники чтения на начальном этапе.

Начальный этап приходится на период обучения грамоте. Это самый важный этап в совершенствовании техники чтения, так как основные учебные умения и навыки.

Основная цель – обеспечить быстрый переход от смыслового чтения на чтение целыми словами словосочетаниями.

Чтобы дети овладели процессом чтения целых слов необходимо учителю решать следующие задачи:


  • развитие фонематического слуха

  • подготовка артикуляционного аппарата

  • упражнения для развития пальцев

  • ориентиры детям в чтении целыми словами

  • упражнения на совершенствование чтения целыми словами.
Комплекс упражнений для развития фонематического слуха.

Исходным принципом этих упражнений является знакомство учащихся со звуками. При комплексной работе по развитию фонематического слуха дети быстро переходят к слитному чтению целыми словами.

1 . Интонированное произнесение слова , т е последовательное выделение каждого звука для его характеристики: п-п-п-п – парта; па-а-а-арта; парт-т-т-та; парт-а-а-а;Графическая модель слова ПАРТА


?

?

?

?

?

2 . Игры – звукоподражания:

Ты слушал, как жужжат пчёлы?Попробуй пожужжать так: ЖЖЖЖЖ.

А теперь давай поговорим на пчелином языке, будто мы пчёлки.Вот так:

Давай дружжжжить!

Где ты пожжжживаешь?

Я жжжживу в этом жжжжилище.

3. Чтение стихов (Э. Мошковский «Ночные стихи»)

Вот приШел бесШумно Шорох,

Новостей принес он ворох.

И все Шорохи слетелись,

И приШел бесШумно Шелест;

Шевельнул рукою Шелест,

И все Шелести слетелись.

И соШлись со всего света,

И ШуШукались до света

За Широкой наШей Шторой.

И Шептал им что-то Шорох,

Что-то страШное, чудное

Что-то тайное, ночное

РазоШёлся, расШептался.

А под утро распрощался.

Шорох выШел, Шелест выШел,

И Шагов никто не слыШал.

5. Игра «Магазин»

На прилавке разнообразные предметы.

Что выбрал?

За ложку надо заплатить первым звуком этого слова.

Чтобы лечить больного, доктор выписал ему 10 слов на (ррр)

Какая болезнь у больного?

Что продают в булочной?

- …леб.


- Какой предмет у меня в кармане?

- …асы.


8. «От бочки до точки»

Повстречалась бочка с почкой ми говорит:

Ой, как мы похожи. Только первые звуки у нас разные.

Какие слова получатся, если первый звук в слове БОЧКА заменить на звук [д],[к], [н], [м], [т]?

9. Назови слова, в которых есть данный звук.

Назови смлова о зиме. (звук И) - зИма, санИ, снеговИк….

Какие игрушки подаришь другу? (звук У) – кУкла, кУбики, гУсь, петУшок….

10. Какой звук заблудился?

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!

11. Назови слова, в которых было бы столько звуков, сколько в слове ЖУК.

12. Назови, на каком этаже живет слово МАК.



Какое ещё слово может жить на этом этаже?

13. Найди картинку к схеме.

ХХХ Х – слабый хлопок – безударный слог; Х – сильный хлопок – ударный слог.


  • Прохлопай слово

  • Запиши хлопками схему слова

  • Угадай, какое слово задумано: ХХХ
Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата

  1. Речевая разминка (2-3 мин)

  • «забей гол» - рот закрыт, губы без движения, язык кончиком задевает щеки

  • «почисти зубки» - кончиком языка при закрытом рте чистим зубы

  • «часики»- высунуть острый язык, прижать его зубами и двигать слева направо, чтобы зубы терли серединку языка.

  • «задуй свечку»- щеки д/ б втянуты. Покусывание высунутого языка.

  • «блинчики» - быстрое покусывание языка с одновременным произнесением

  • «пироги»- покусывание свернутого в трубочку языка

  • «гармошка»- язык прижат к небу, а рот открывать и закрывать

  • «гриб»- язык присосать к небу и широко открыть рот

  • «лошадка»- цокание

  • «пулемет»- указ пальцем бить по сомкнутым губам. Сделать О и сразу в широкую улыбку И

  • «дворник»- вытянутым языком облизать верхнюю и нижнюю губы

  • «качели»- водить нижнюю челюсть сначала из стороны в сторону, затем вперед-назад.
Каждый урок проводить 1-2 упражнения, одно и то же упражнение можно отрабатывать в течение учебной недели.

Каждая речевая зарядка заканчивается работой над скороговоркой. Скороговоркой можно исправить заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.

Методика работы над скороговоркой. Скороговорка детьми произносится сначала медленно, при этом выделяется определенный скороговоркой звук. Затем произносится в среднем темпе, с четким выделением звука, затем быстро, но звук должен слышаться отчётливо, форма слов д/б сохранена. Полезно при быстром темпе брать в рот ручку или карандаш и произносить как можно четче, быстрее и громче данную скороговорку.

Скороговорки полезно применять на каждом этапе формирования навыка чтения.

Упражнения для развития пальцев рук.


  1. Поставить руки на парту, вращать кисти рук в разные направления.

  2. Сложить ладони и разводить пальцы рук

  3. Сомкнуть пальцы, вращать большие пальцы один вокруг другого

  4. Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

  5. С силой сжимать по очереди пальцем левой и правой руки в кулак

  6. По очереди вращать в разные стороны пальцы рук

  7. Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак: темп упражнения постепенно увеличивать до максимального, потом вновь снижается

  8. Постукивая согнутыми пальцами по парте, вначале совместное, в дальнейшем каждым пальцем в отдельности – играем на пианино.

  9. Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, кисть одной руки размять пальцами другой.
Ориентиры в чтении слогов и слов.

С первых уроков обучения грамоте дети получают установку на чтение слов слогами. Основное место занимает слогослияние. Ориентиром в чтении слогослияния является гласная буква. Сначала в слоге надо узнать гласную букву, но не называть её, затем узнать согласную и прочитать её вместе с гласной: НО, НА, НИ, НЫ, НУ, НЕ


  1. Гласная буква – ориентир в чтении (произношении) твердого или мягкого согласного звука.
А, О, У,Ы,Э –обозначают в слиянии твердость предшествующего согласного

Я,Е,И,Ю,Ё –обозначают в слиянии мягкость предшествующего согласного.

ЛУК-ЛЮК, МАЛ-МЯЛ, БЫЛ-БИЛ.


  1. Если слог или слово начинается с гласной буквы, для прочтения достаточно опознать и назвать гласную букву - ЛИСТ, УТКА, ОСЫ, ИВЫ

  2. Согласный вне слияния в начале слова, в середине, в конце произносится как твердый согласный звук - КРОТ, ПАРТА, МАК

  3. Если после согласной буквы стоит Ь, надо звук произнести мягко -СОЛЬ, МОЛЬ, КОНЬ, ЛОСЬ.

  4. Если после согласной – согласная буква, то смотри на последующую букву и учись произносить несколько звуков за 1 порцию выдыхаемого звука –ЛИСТ, КУСТ, КОНКУРС, ТРАКТОР.

  5. Ъ и Ь перед гласными указывают, что на их месте надо произнести слияние, первый звук, в котором (j), предшествующий согласный звук произносится мягко:
ВЬЮГА,СЪЕЛ,ПЬЮ.

Упражнения на совершенствование в чтении целыми словами.

1 . Чтение слов и слогов, составленных из разрезной азбуки

2 . Чтение слоговых пирамидок


3. Рассыпанные буквы (учитель называет буквы, ученики составляют слово)

Т, О, С, И, Р, К

ТРОС, ТРОСТИК, РИС, РОТ, РОСТ

4. Волшебный домик.

Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в домике.

5. Чтение слов с наращиванием

РО РА РУ

КРО БРА ТРУ

КРОТ БРАТ ТРУД

6. Чтение карточек типа

ПОНИ СОСНА

ПИОН НАСОС

КИНО НАВЕС

КОНИ ВЕСНА

7. Печатание слоговых таблиц

КО МА /СЛО

НИ РА ВО
НА ТА ДА

8. Чтение за диктором

Читает учитель или сильный ученик, диктор при чтении немного опережает слабых учащихся

9. Чтение в группах или парах

Дети читают хором текст, задача слабых – не отставать от сильных, задача сильных – читать быстрее и выразительнее.

10. Многократное чтение

11.Параллельно с работой по формированию беглого чтения на уроках необходимо проводить ежедневные упражнения и на уроках русского языка. При обучении письму необходимо с первых занятий обучать скоростному письму: безотрывное письмо узоров из элементов букв:


  • безотрывное письмо слогов на слух: со, су, по

  • безотрывное письмо слов на слух с замером скорости

  • писать как можно быстрее и красивее

  • письмо на слух предложений, состоящих из 2-3 слов.
4.2. Развитие кратковременной памяти

Кратко временная память характеризуется ограниченным временным хранением информации(до 30 секунд). Сохранение 2-3 слов в течение короткого времени делает возможным установление смысловой связи между ними. Развитие кратковременной памяти обеспечивает возможность быстро слить воедино несколько слов, предложений в единую информацию, что дает высокий процент запоминания читаемого материала при высоком темпе чтения.



  1. Списывание текста

  2. Диктант по памяти

  3. Игры на развитие кратковременной памяти
а) Игра «Разведчики»

(на столе учитель раскладывает 20 мелких предметов, которые накрываются листом бумаги. На короткое время лист убирается, дети могут смотреть, перечислять предметы, потрогать их руками. После этого лист закрывает снова предметы, а дети по памяти перечисляют их)

б) Игра «Фотограф»

(в течение нескольких секунд зафиксировать человека, картинку, комнату и т д, а затем словесно описать, как можно с большими подробностями)

в) Игра «Вспомни»

(класс делится на 2 группы. Учитель указывает на ученика, тот должен вспомнить название горы, реки, правило, песню. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных баллов)

г) Игра «Кто самый внимательный?»

(учитель на 1 секунду показывает карточку со словом, дети должны за это время успеть прочесть слово)

д) Игра «Сыщик»

(В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш и т д. После этого в комнату приглашаются ученики, они молча осматривают её, записывая в тетради названия предметов, которые появились в классе).


    1. Совершенствование внимания.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

Чтение слов и словосочетаний типа: вода, водный; бельё, белый; родина, родной.

Чтение слов типа: чистота-частота, девушка- дедушка, белка- булка

Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи: зеленый – зелень, бодрый- ободрился.

При индивидуальном чтении можно использовать приём взаимопроверки. С помощью карточек можно давать для восприятия слова на время, чтобы учащиеся могли различить основные элементы слов и воссоздать их по памяти. Эти упражнения можно выполнять на всех уроках.


    1. Упражнения, развивающие оперативное поле.
Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребенок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляд не воспринимает её содержание. Начинать надо с гимнастики для глаз.

Гимнастика для глаз:

1 .Откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох. Наклониться вперед к краю парты – выдох. (5-6 раз)

2 Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, зажмурить глаза, открыть глаза (5-6 раз)

3 Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево. Посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

4 Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки. (5-6 раз)

5 Закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений. Начинать с чтения слова, состоящего из одного слога, затем из двух, затем из трех, потом подключать 2 слова, постепенно доводить восприятие до 10-12 слов.

ПЕСНЮ
ЗАПЕЛ


В ЛАЗУРИ
ЖАВОРОНОК
ПОЕТ ГОЛОСИСТО
ЛЕС ЗАРДЕЛ
Убыстрение темпа. Убыстрение доводится постепенно до темпа скороговорки.

Переход на незнакомый текст. Суть упражнений состоит в том, что после многократного прочтения текста с постепенным убыстрением темпа, ученику предлагается читать следующую часть текста в повышенном темпе.

Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен «схватить» глазами следующее слово или группу слов.

Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается поглядывать в учебник.

4.5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

1. «Губы»

Цель: для чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного проговаривания при чтении.

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем.

3.»Молния»


4.6.Упражнения на антиципацию (на умение угадывать последующий текст)
1. «Угадай»

а ) раздаются карточки с предложениями, в которых нет окончания отдельных слов

Мы с папой сегод.. по.. в ки…


б) предлагается на карточках текст с пронумерованными предложениями, отдельные слова лишены окончаний, пропущенные буквы помещаются на обороте карточки
в) антиципация скороговорок:

сделал дело…

тише едешь…

дал слово…

лучше поздно…

без труда не выловишь..


г) антиципация частей предложения

предлагается прикрыть листом первую половину страницы. Дети читают устойчивые сочетания на левой стороне, добавляя к ним возможные варианты окончаний.

Он сам во всем виновен

Дверь была открыта, закрыта

Солнце уже взошло, зашло

Весь день шёл снег, дождь

Ветер гнул деревья
д ) «Юный поэт» . Ученики получают рифмы для 2-х или 4-х строчек стихотворения. Используя рифмы, каждый ученик пишет свои варианты.…..снежок …. тетрадки …мороз

…..лужок …….в порядке …..абрикос

2. Чтение с линейкой

Вариант 1. Непрозрачной линейкой быстро то открывается, то закрывается читаемая строка

Вариант 2 . Закрывается линейкой слово, которое должен читать ученик в следующий момент

Вариант 3 . Закрывается вся правая часть страницы, ученик читает текст, предугадывая его содержание.

3. Таблица Шульте

Работа рассчитана на25-30 секунд. За это время ученик должен прочитать про себя цифры по прядку 1,2,3,4,5… -указывая на них карандашом.


15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

4.Упражнения на антиципацию слов на основе входящих в их состав согласных Восстановить возможные слова на основе заданных таблицей комбинаций согласных. Соответствующие гласные и Ь учащиеся добавляют произвольно. Например, Ц –цель, целый, с-л – сало, соль, осел, сила. Таблица представляет собой квадрат 15*15, разделенный на 225 клеток.

С

В

Б

Г

Р

Г

Л

Г

М

Л

Б

Х

Р

Х

Д

Т

Р

С

Р

В

Л

П

Р

З

Н

Р

Д

М

Р

К

К

З

Н

Д

Н

З

Л

Т

М

Т

Г

Л

Б

К

И

Н

Г

Д

З

Б

Н

С

К

Л

П

Р

Т

Г

З

Б

П

Ж

Р

В

Р

Г

Д

Р

Ж

Р

Ж

С

Ф

Л

М

Ж

Л

З

Л

Г

Л

К

С

Д

М

Т

З

Д

К

Ж

К

Б

Т

Н

С

П

С

К

Р

Д

Л

Б

Р

Б

Л

Ш

К

С

Л

Ж

Л

Д

Н

Ш

Г

З

Т

Н

Ж

Р

Н

М

Р

З

М

Т

М

Б

К

П

В

Р

С

П

Т

П

Н

В

Н

Т

Л

М

К

Л

Г

Р

М

Т

Р

С

З

В

Д

Л

П

Щ

К

В

Щ

Л

З

Р

Ж

Б

Р

Ц

Р

Т

М

С

Г

Т

Н

К

Р

Л

Д

К

Р

Т

П

С

П

Л

Б

З

М

Ф

Л

Т

З

Р

Л

Ч

С

Б

Р

З

М

Ж

В

Т

Р

Т

М

Н

С

П

Р

К
А Б В

Работа в парах. Обучаемый найдя заданную партнером согласную, комбинируете с рядом стоящей, произвольно добавляя гласные.

4.7. Отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов у учащихся во время чтения.

Чтобы загрузить учащихся посторонней работой, отключить слуховой и звуковой аппарат при чтении можно использовать упражнения чтения со счетом слов, которое выполняется следующим образом.

1) Перед выполнением упражнения детям рассказывается, что словом является любая часть речи, обязательно на каком-то тексте учитель должен показать, как это делается.

2) При чтении и счете слов необходимо плотно сжать губы и зубы. Для контроля сжатия зубов и губ в первое время дети должны прижимать к губам указательный палец левой руки в течение всего чтения со счетом слов.

3) На всех уроках кроме первого, ввести элемент игры-соревнования на скорость чтения, с одновременным счетом слов.

4) Перед выполнением задания каждый раз нужна психологическая подготовка

Приготовьтесь! (10-15 сек)

Внимание! (3-5 сек)

5) Для того чтобы дети сознательно читали текст, необходимо перед чтением задать контрольный вопрос, который лучше записать на доске.

После чтения для контроля можно задать 1-2 дополнительных вопроса.

6)Текст должен быть незнакомый. . Для фиксации результатов необходимо вести специальную тетрадь.

7)Время проведения – ежедневно 3-5 минут. Дети приучаются читать словами.. При выполнении упражнения можно повесить памятку.

Памятка.

1.Плотно сожми губы и зубы

2 Читай только словами

3 Читай как можно быстрее, считая про себя слова текста.

4 Ответь,сколько слов в тексте

5 Ответь на вопросы к тексту


4.8. Формирование динамического чтения

Чтение блоками. (Упражнения)

1»Спринт»

Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя текст, плотно сжимая зубы и губы. Упражнение выполняется ежедневно 2-3 минуты, затем время сокращается до 1 минуты. Учитель задает вопросы по прочитанному.

Памятка для чтения «Спринт».


  1. Плотно сожми зубы и губы

  2. Читай только глазами

  3. Читай как можно быстрее

  4. Ответь на вопросы.
2 «Разведка»

Чтение – разведка отмечает следующее:


  1. Использовать метроном

  2. В поисках ответов на вопросы, ученик вертикальным движением глаз просматривает каждую строчку за один удар метронома, т е взгляд ученика должен спускаться по строчкам, как по ступенькам. Пальцы должны двигаться по полям, за краями строчек.

  3. В этом упражнении можно использовать в начале подсчёт строчек. Учащихся нацелить, что главное – понять смысл текста.
Памятка для чтения «Разведчик».

  1. Плотно сожми зубы и губы

  2. Поставь пальцы на начало и конец строки.

  3. За один удар метронома читай всю страницу.

  4. За время чтения найди ответы на вопросы.
Поэтапная отработка навыка беглого чтения.

вид упражнений

этапы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Упражнение на развитие фонематическ слуха

*

*

2

Упражнение на развитие артикуляц аппарата

*

*

3

Упражнение на развитие пальцев

*

*

4

Чтение за диктором

*

*

5

Чтение в парах

*

*

6

Многократное чтение с послед убыстрением

*

*

7

Зрительные и слуховые диктанты

*

*

*

8

Упражнения на скорость письма

*

*

*

*

*

*

*

*

9

Письмо по памяти

*

*

*

*

*

*

*

*

10

Игры на развитие памяти

*

*

*

*

*

*

*

*

11

Скороговорки

*

*

*

*

*

*

*

*

12

Упражнение на совершенствование внимания

*

13

Упражнение на развитие угла зрения

*

14

Убыстрение чтения с переходом на незнак текст

*

*

*

*

15

Упражнение на переход чтения «про себя»

*

16

Упражнение на развитие умения антиципации

*

17

Упражнение со счетом слов

*

18

Упражнение «Спринт»

*

19

Упражнение «Разведка»

*

20

Упражнение с часами

*

В своей работе для развития фонематического и артикуляции я использую пословицы, поговорки, скороговорки.

На уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями слов. Использую хоровое чтение.

После чтения и разбора текста провожу работу по обучению словесному рисованию. Использую алгоритмы.


следующая страница >>

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. T&P решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка. Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту. Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз. Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия? Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание. Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания. «Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется. Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение. Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости. Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.

Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой. Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники. Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться. Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз. Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора. Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.

Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно. При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз! Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание. Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами. Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме. Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями. В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения). Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна. Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации. Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное. Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное. Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма? Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста. Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения). Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить. Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием. Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой. Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились. Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту. Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой). Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли. Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения. Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным. Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик. Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость. При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу: Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде), Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение), Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости), а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления. Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания». Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо

доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management)

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное. Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает. Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения. Одну и ту же книгу можно читать с разными целями и, соответственно, с разной скоростью. Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм. Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет. С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее. Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Что я могу порекомендовать? Во-первых, читайте! Чтение - это практический навык. Те, кто много читает, делают это быстро. Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится. Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы. Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ. Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования. Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей. Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.

Иконки: Microphone by Edward Boatman, Eye by Carin Marzaro, Refresh by Viktor Vorobyev, Circus Elephant by Solène Troussé, bookmark by Nicholas Menghini - all from the Noun Project.

Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить и о его нравственных качествах.

Образцом и самым ярким примером человека, владеющим высокой культурой речи, стал академик Д. С. Лихачев, с его скромностью, искренним уважением к людям, с его высочайшей общей культурой, с его пониманием и любовью к подлинным сокровищам искусства. Диктор Центрального телевидения И. Л. Кириллов так говорит о речи Д. С. Лихачева: «Если бы меня попросили привести пример образца русской речи, я бы, не задумываясь, назвал речь Дмитрия Сергеевича Лихачева. Она, как я часто говорю, льющаяся, свободная, рождающаяся тут же у тебя на глазах». Эталоном для Дмитрия Сергеевича был язык актеров Малого театра, которые берегли традицию с щепкинских времен.

С обретением свободы выражения своих мыслей и взглядов обнаружилась низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Как сказал в одном из своих последних интервью Д. С. Лихачев, «общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего». Волна заимствований, возрастающее количество слов-архаизмов, устаревание подлинно русских слов, язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

Что же делать? Как можно противостоять этому процессу? Чтобы привить вкус к красивой речи, Лихачев советовал читать детям вслух и вообще учить их медленному чтению.

А ведь немногие знают, что поступив в университет, Дмитрий Сергеевич, по его собственному признанию, «с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли». Дело в том, что в школе будущий академик и его одноклассники не писали классных работ и домашних сочинений. Классы не отапливались, ученики сидели в варежках, да и домашние задания учителям проверять было некогда, все подрабатывали. И вот после окончания университета Дмитрий Сергеевич придумал такую систему: во-первых, много читать хорошо написанные книги, делать из них выписки, фразеологические обороты, отдельные слова, выражения. И во-вторых, писать каждый день, писать, не останавливаясь, «без отрыва от бумаги», записывать свою собственную, внутреннюю устную речь.

Восприятие литературы во многом зависит именно от качества чтения. Если художественное произведение оказало на читателя сильное положительное или, наоборот, отрицательное воздействие, а то и вовсе оставило его равнодушным, а такое случается все чаще, то он склонен объяснять это скорее качеством самого произведения, нежели качеством своего чтения. А качество прочтения любого художественного текста зависит от многих факторов: уровня культуры, объема знаний и жизненного опыта, уровня работоспособности в момент восприятия текста и даже от настроения.

Для повышения качества чтения советский писатель, литературовед Н.Я.Эйдельман предложил особую технику чтения, обозначенную им термином, широко применявшимся в XIX и в начале XX века, – МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

Термин «медленное чтение» удобен тем, что сразу понятен. Медленно – значит «не быстро». «Медленное чтение, - писал Эйдельман, - это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины.

Медленное чтение - это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха. Медленное чтение классиков, скажем по секрету,- и есть самое быстрое, то есть эффективное: а быстрое - самое медленное, нерентабельное»

В семидесятые годы XX века все большее признание и распространение стала получать техника быстрого чтения, последователи которой утверждали, что она приёмлема и для художественной литературы.

Н.Я Эйдельман, о котором мы уже упоминали, в своей статье «Учитесь читать!» писал: «Курсы быстрого чтения, как известно. распространяются: прекрасно, прогрессивно, не смеем спорить... При одном условии. Если также будут признаны курсы медленного чтения!

Позволим себе высказать крамольное суждение: научить побольше людей по-настоящему читать важнее, чем выпустить лишний миллион-другой книжных экземпляров: что толку, если не сумеем тем богатством воспользоваться!..»

С середины ХХ века о медленном чтении писали М.О.Гершензон, Д.С.Лихачев, А.В.Западов, которые, в отличие от Н.Я.Эйдельмана, рассматривали медленное чтение скорее как виртуозное искусство, а не как конкретную технику повышения качества понимания читаемого текста. Таким образом, получается, что само прочтение художественного произведения – это тоже своего рода искусство, творчество.

Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко и вдумчиво. «Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе Лентовской наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.

Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.

Обратимся к поэзии и мы. В стихотворениях 19 века часто встречаются слова, детали, на первый взгляд непонятные современному читателю и вызывающие затруднения. А все-то дело в том, что нам мало известно о тех особенностях жизни, которые были близки поэтам. «Евгения Онегина» ведь не зря называют «энциклопедией русской жизни», и пусть это выражение стало штампом, но лучше не скажешь. Если прочитать поэму творчески, т.е. медленно, вдумчиво, не пропуская незнакомые слова, обращаясь к словарям, историческим источникам, комментариям, насколько глубже станет наше понимание самого русского быта. Какой хороший и квалифицированный урок истории мы извлечем для себя.

Лихачев тоже приводит отрывки из «Евгения Онегина»: строфа II пятой главы начинается всем знакомыми с детства строками:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

Почему крестьянин торжествует? Стало ли ему легче ездить? Почему «обновление пути» по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-то особым торжеством? Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно. «Торжество» крестьянина относится не к «обновлению пути» по чистому белому снегу, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь...

Если бы осенняя погода простояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, т.к. выпавшим снегом на третье в ночь спасен урожай».

В наш быстротекущий ХХI век мы постоянно суетимся, торопимся куда-то, и у нас почти не остается времени, чтобы внимательно и не спеша прочесть классические произведения. А читать шедевры мировой литературы надо медленно, не пропуская ничего: ни одной детали, ни одного слова, ни одной запятой.

Умение в каждом слове, в каждом выражении, предложении и даже в знаках препинания видеть не находящийся на поверхности, скрытый поэтический смысл – это тонкое искусство, это сотворчество с писателем.

«Классика не агрессивна, она учит добру...», - считал Д.С.Лихачев. У читателей прошлых лет предполагалась высокая степень образованности, нам же теперь, следуя совету великого русского ученого, академика и просто интеллигентного человека, с которого нам следует брать пример, необходимо учиться читать вдумчиво, не пропуская незнакомых, непонятных слов. Насколько обогатится наш лексический запас, если мы будем говорить с писателем 19 века на одном языке. И прибавьте к этому современный прогресс, новые явления и слова, их называющие, заимствования, расширение лексического пласта. Но только в совокупности, только накладывая новое на основу уже имеющегося богатства русского языка, не замещая его заимствованиями, вытесняя тем самым из употребления, мы достигнем высочайшего уровня образованности. Ни в коем случае нельзя проходить мимо исчезновения, забвения хороших, добрых слов, нельзя подстраиваться целиком под современные тенденции в русском языке. «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Оксана Клибанова, учитель русского языка и литературы ГОУ Пушкинский лицей №1500