Варново-кастовый строй Древней Индии. Варно-кастовая система Древней Индии. Законы Ману Чем характеризовался кастовый строй в древней индии

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия русского балета имени А.Я. Вагановой»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Специальность – хореографическое искусство

РЕФЕРАТ

По Всемирной истории

на тему:

Варновый общественный строй Древней Индии

  1. Введение.......................................................................................................3
  2. Историография............................................................................................4
  3. Основная часть
    1. История формирования и описание варнового общественного строя........................................................................................................5
    2. Значение кастового общественного строя в истории Древней Индии......................................................................................................8
  4. Вывод...........................................................................................................10
  5. Список использованной литературы........................................................11

Введение

Индийская цивилизация – одна из древнейших в мире, ее история – уникальный объект исследований многих ученых на протяжение столетий, привлекающий к себе интерес своей самобытностью и несхожестью с историей любого другого государства.

К сожалению, на сегодняшний день наука располагает достаточно скудным количеством достоверных письменных источников по истории Индии. В основном, при ее изучении приходится опираться на труды религиозного характера или художественные произведения.

Первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда датируются VI–IV тысячелетиями до н. э., очаги урбанистической культуры зародились в Индии примерно в III тысячелетии до н.э., а первой древнеиндийской цивилизацией принято считать Хараппскую. Однако сведений о ней практически не сохранилось во многом потому, что письменность того периода еще не расшифрована. Дальнейшее развитие культуры полуострова Индостан предопределило начавшееся приблизительно в начале II тысячелетия до н.э. переселение в долину реки Ганг племен индоариев, о причине которого до сих пор известно немного. Именно в период Ведийской цивилизации, культуры индоариев, просуществовавшей до V в до н.э., которая ассоциируется с Ведами, самыми ранними источниками об истории Индии , впервые появляется разделение общества по родовому признаку. Это разделение усилилось во времена империи Маурьев – первой великой индийской империи.

Хотя признаки кастового общественного строя засвидетельствованы у многих народов, Индия дает нам один из самых ярких примеров данной организации.

Историография

Научное изучение истории и культуры Индии началось в середине XVIII века. Именно тогда большой интерес привлек к себе санскрит, изучением которого активно занялись английские и немецкие ученые, переведшие некоторые наиболее известные произведения древнеиндийской литературы на европейские языки. Пионерами индологии считаются Генри Томас Колбрук , Уильям Джонс , Август Вильгельм Шлегель и другие, первым русским индологом считается Г.С. Лебедев, составивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику хиндустани.

Зарождение индийской эпиграфики произошло в первой половине XIX века, а первые археологические раскопки провелись только в конце столетия, после того, как А. Кеннингэм составил археологическую карту Индии. В XX веке, когда начались систематические раскопки, английские ученые Маршалл и Маккэй и индийские археологи Сахни и Банерджи, а также многие другие обнаружили развалины древних городов на Северо-Западе страны.

С самого возникновения индологии в этой науке сложилось несколько разных школ и направлений. Для многих трудов западноевропейских ученых характерен европоцентризм, для русской школы индоведения, внесшей большой вклад в современную индологию, характерен объективный и строго научный подход. На рубеже XIX – XX веков появление интереса к изучению собственной истории в Индии было связано с начавшейся борьбой за независимость.

Сегодня история Индийского государства привлекает к себе все больше внимания, ведь так и продолжают существовать и множиться вопросы без ответов, появляются новые факты, новые неизученные материалы.

История формирования и описание варнового общественного строя

Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд». Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II – начале I тысячелетия до н.э., можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 – 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире. Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.

И только в позднем гимне из «Ригведы», в X мандале, в знаменитом «Пуруша-сукте», содержится миф о том, что четыре варны произошли от первочеловека Пуруши. Из уст Пуруши произошла высшая варна – «брахманы», это жрецы, которые должны были служить богу, из рук произошли «кшатрии», военные, полководцы, из бедер – «вайшьи», ремесленники, земледельцы, скотоводы, а из ступней произошла низшая варна – «шудры», слой неимущих и неполноправных людей. Считается, что три высшие варны были генетически связаны с ариями и поэтому назывались «дваждырожденными», что давало им право на обряд «второго рождения», то есть обряд инициации. Он проводился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнурка, цвет которого соответствовал положению в обществе, и впоследствии обеспечивал обучение профессии и занятиям предков, что позволило бы затем стать домохозяином.

Более позднее описание варн изложено в «Ману-смрити», также известном как «Законы Ману». Этот документ – свод законов и правил Древней Индии, в котором освещены такие аспекты, как социальный строй, имущественные и семейные отношения, а также преступления и наказания. Точной датировки текст не имеет, однако есть предположения, что составление законов в нем ограничивается временными рамками со II века до н.э. до II века н.э. Считается, что после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности, влияние брахманов было под угрозой неведических движений, поэтому вышеупомянутый документ и другие Дхарма-шастры (сборники правил) были реакцией брахманов на эти угрозы. В «Законах Ману» подробно описывается создание четырех варн и значение каждой из них в обществе:

«А ради процветания миров он [Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде] создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.»

Переход из одной варны в другую был абсолютно невозможен, была установлена строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны): « Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - шудрянка и своей варны, для кшатрия - те обе и своей варны, для брахмана - те три, а также своей варны. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры ». Все профессии были наследственно закреплены, законы образа жизни каждой из варн были сформулированы в дхармах, существовала разная степень наказания за причинение вреда более или менее знатным субъектам.

Варна кшатриев осуществляла управление государством, она возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую. В отличие от варны брахманов, она не была такой замкнутой. Но несмотря на это, брахманы занимали самое почетное место в обществе: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» («Законы Ману»), их называли « авадхъя » - неприкосновенные. Важной особенностью положения брахманов было то, что их нельзя было казнить, самым существенным наказанием могло быть только изгнание.

К варне вайшьев принадлежали по большей мере свободные общинники, которые занимались земледелием или ремеслом, они являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел, однако с течением времени вайшьи теряли свои привилегии в обществе, в том числе обряд «второго рождения», поэтому линия раздела стала проходить уже между знатью, брахманами и кшатриями, с одной стороны и беднотой, вайшьями и шудрами, с другой.

Предполагается, что варна шудр возникла в результате участившихся войн, к ней первоначально причислялись те люди, которые по родовому признаку не принадлежали ни к одной варне. Права шудр были значительно более ограниченными, чем права остальных: как было сказано ранее, все, что мог делать шудра – это прислуживать более знатным людям, они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, шудрам изначально было запрещено накапливать богатства, они не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн.

Со система варн не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче и сильнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами, более дробными подразделениями, превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней.

Значение варнового общественного строя в истории Древней Индии

Варновый, а впоследствии кастовый общественный строй можно назвать одной из самых устойчивых и незыблемых моделей разделения общества, ведь он до сих пор существует в современной Индии. Очевидно также и то, что вышеописанный строй достаточно сильно влиял на менталитет жителей Древней Индии, на существовавшую тогда монархию, на решение внутренне- и внешнеполитических проблем, на историю Индийского государства в целом.

Так, например, можно сказать, что разделение общества в Древней Индии повлияло на создание одного из важнейших компонентов социального и экономического строя – сельской общины, ведь наиболее многочисленной варной были вайшьи. Структура сельской общины была многослойна, так как процесс имущественной дифференциации глубоко проник в нее: существовала верхушка, которая эксплуатировала рабов и наемных работников и рядовые общинники, сами работавшие на своих участках. Также община была в определенном роде самостоятельна в своих внутренних делах: свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления.

Существование разделения именно на варны привело к спецефической модели рабства. В отличии от других государств Древнего Востока, в решающих отраслях экономики Индии рабский труд значительной роли не играл. В законах отсутствовало противопоставление свободных и рабов, касты заслоняли собой классы. Особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение. Рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование.

Нужно еще отметить, что, несомненно, кастовый строй влиял на управление государством во времена монархии, ведь вследствие того, что в древних законах было сказано о значительности брахманских родов, немаловажную роль при дворе играл царский жрец. Также большую роль в управлении государством играл совет царских сановников – паришад, который состоял из знати – военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

В целом варновый строй сильно влиял на ход истории Индии. Большое влияние представителей высших варн и знатных родов не способствовало прочности возникавших в то время империй. Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам.

Вывод

Система разделения общества в Индии выступала в роли своего рода альтернативы слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причины. Она вполне могла существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ведь ее внутренние законы итак успешно выполняли политико-административные функции.

Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.

Именно благодаря уникальности варнового строя его формирование и особенности до сих пор являются предметом пристального интереса исторической науки.

Список использованной литературы

  1. З.М. Черниловский, В.Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.
  2. К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права.
  3. Л.С. Васильев. История востока.
  4. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран.
  5. К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии.
  6. Н.В Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.
  7. Л.Б. Алаев. Средневековая Индия.
  8. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.


Работу выполнила студентка 6/ I А курса Хорева Мария Владимировна

Научный руководитель _______________________

преп. Т.И. Пелипенко

Государственный строй . Примитивные государственные образования складывались на территории полуострова Индостан в III тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме, так называемых, племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы (жрецы), или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев. Правители первых государственных образований (протогосударств) - раджи , выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту- налог. В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад . Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной. На рубеже III - II тысячелетий до н.э. полисный период завершается образованием Харапской цивилизации. Однако просуществовала она недолго и по невыясненным учеными причинам прекратила существование. Примерно в IX - VIII вв. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих «месте с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не составили заметного следа в индийской истории. С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований , возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации, Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами. Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность индийской общины сделали ее в определенном смысле внеисторичной .

3. Государственная организация державы Маурьев

4. Право Древней Индии. Законы Ману

1. Первые государства на территории полуострова Индостан (сейчас на полуострове Индостан существуют государства: Индия, Бангладеш и Пакистан ) были созданы Индской (или Хараппская ) цивилизацией, которая развивалась в долине реки Инд (северо-запад Индостана) в XXIII- XVII вв. до н.э. (2-3 тыс. до н.э.). Наиболее значительные города – Хараппа и Мохенджо-Даро. В основе сельского хозяйства тоже лежало ирригационное земледелие. Население – племена дравидов (негроидная раса, близки австралийским аборигенам) . В городе Мохенджо-Даро археологи обнаружили общественные туалеты, систему городской канализации, а во дворце даже водопровод. Письменность до сих пор не расшифрована. Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н.э.

В середине 2 тыс. до н.э. (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) на севере Индии появились пришедшие с территории современного Ирана племена индоевропейцев , которые говорили на языке, родственном основным европейским языкам - греческому, латыни, германским, славянским. Эти племена называли себя ариями (полноправные, благородные). Они создали в долине реки Ганг Ведическую цивилизацию (существовала до V века до н. э.) , название которой происходит от слова веды . Веды (санскр. «знание», «учение») - это сборник священных писанийдревних индусов (ариев).

Существует четыре Веды:

Риг-веда - «Веда гимнов»

Яджур-веда - «Веда жертвенных формул»

Сама-веда - «Веда песнопений»

Атхарва-веда - «Веда заклинаний»

Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Общество ариев во 2 тыс. до н.э. находилось на родоплеменной стадии развития, Основной ячейкой являлось племя. Руководство племенем осуществлял военный вождь – раджа, который первоначально избирался народным собранием (такая организация власти называется – «военная демократия ». Постепенно роль раджи усиливается, и эта должность становится наследственной. Одновременно органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Начиная с VI века до н.э. на территории Индии появилось множество независимых государств.

2. Общественный строй Древней Индии значительно отличался от других стран Древнего Востока. В Индии существовали особые сословия – варна (группы). Варны – это полностью замкнутые социальные группы. Принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую был строго запрещен. Браки между представителями разных варн были запрещены.

В соответствии с Законами Ману существовали четыре варны:

брахманы (высшии из людей ) – жрецы. Их занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Единственное наказания за преступление совершенное брахманом - это изгнание и острижение (лишение священного сана);

Второе значение слова Брахма́н – в индийской философии понятие, обозначающее безличный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

кшатрии - военная аристократия. Из среды кшатриев - выходили цари, военачальники, сановники;

вайшьи - свободные полноправные общинники (кре­стьянане, ремесленники, торговцы);

шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Обязанностью шудры являлось услужение трем высшим варнам. Шуд­ра мог иметь семью. Его нельзя было убить безнаказанно. Однако в глазах закона шудра был нечестив, общения с ним следовало избегать, его свидетельство всегда вызывало подозрение, его наказывали строже.

Члены трех высших варн, проходили (обычно в возрасте 8-12 лет) обряд упанаяна , символизировавший второе рождение и дававший право на изучение вед. Женщины, как правило, к обряду упанаяна не допускались. Шудры к нему не допускались безо всяких исключений и веды не изучали.

Рабы стояли вне варн. Положение раба было хуже, чем положение шудры. Раб, как и шудра, мог иметь семью, имущество, право наследо­вания, мог требовать освобождения за плату. Но как представитель вар­ны шудра находился на ступень выше раба.

В период раннего Средневековья (5-10 вв. н.э.) варны распадаются на многочисленные касты (джати) . Касты – это замкнутые, группы людей, обособившиеся вследствие выполнения наследственных занятий и профессий . В 1931 г. было более 3000 каст. Самое низкое положение занимали неприкасаемые . Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

3. В конце 4 века до н. э. большая часть независимых индийских государств объединилась в Империю Маурьев (317-180 до н.э. ) под управлением Чандрагупты Маурьи . Наибольшего расцвета империя достигла при правлении царя Ашоки (правил с 273 года до н. э. по 232 год до н.э. ) восточной деспотией ».

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь обладал исполнительной и законодательной властью - был верховным судьей, назначал крупных государственных чиновников. Одной из важнейших функций царя - был сбор налогов. При этом проводилась идея о том, что царь собирает налоги ради защиты своих подданных, что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны.

Важное место при дворе занимал царский жрец , принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановнико в - паришад , который состоял из военной и жреческой знати. Он контролировал деятельность государственных органов, следил за выполнением приказов царя.

Армия в Древней Индии была профессиональной. По Законам Ману в лишь кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли браться за оружие, только когда для них наступало время бедствий. Шудрам оружие запрещалось носить. Армия выполняла также полицейские функции.

4. Источники права: обычаи, религиозно-философская литература (дхармашастры ), светская литература (артхашастры ) о праве и политике – сочинения царских чиновников (кшатриев) времен империи Маурьев, законодательная деятельность правителей империи Маурьев.

Одним из важнейших источников права были дхармашастры, которые составлялись брахманами и являлись сборниками норм (дхарм), которые устанавливали общеобязательные правила поведения.

Самыми известными дхармашастрами являются Законы Ману (II в. до н.э.).

Законы Ману (II в. до н.э.), их создание приписывается мифическому прародителю людей богу Ману. Однако авторами их были брахманы. Содержание Законов выходило за пределы права. В них говорилось и о политике, и о морали, были даны религиозные предписания благочестивому человеку.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей. Главы VIII и IX имеют правовое содержание. Правовая санкция часто дополнялась угрозой неблагоприятных последствий плохого поступка после перехода я потусторонний мир.

Значительное внимание уделялось охране частной собственности . В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности :

Наследование;

Получение в виде дара или находка;

Покупка;

Завоевание;

Ростовщичество;

Исполнение работы;

Получение милостыни;

Давность владения (10 лет).

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения . В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

Договор займа;

Договор найма рабочей силы;

Договор аренды земли;

Договор купли-продажи;

Договор дарения.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда . В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брак, по законам Ману, представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели", ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

Развод был затруднен. У мужчин было больше возможностей для развода. Так, «жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мертвых - на десятом, рожающая только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно» (гл. IX, ст. 81). Женщина могла развестись только в случае длительного безвестного отсутствия мужа.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Уголовное право в Древней Индии отличалось высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность ), рецидив , соучастие и т.д. (гл. VII, ст. 24). С другой стороны, Законы отражали некоторые пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона (гл. VIII, ст. 286), ордалий (гл. VIII, ст. 114), ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Самым важным для определения наказания была принадлежность потерпевшего и правонарушителя к той или иной варне (гл. VIII, ст. 379).

Суровыми были наказания за воровство. Застигнутый на месте преступления вор мог быть убит немедленно. Ночная кража каралась посажением на кол. В особый состав преступления выделялся грабеж. Наказанием за умышленное убийство была смертная казнь. Тому, кто искалечил другого человека, не только отрезали ту же часть тела, но также и руку. Если преступление привело к потере работником руки или глаза, то виновного осуждали на смерть.

Всякое посягательство на государственный и общественный строй каралось смертью: посажением на кол, утоплением или отрубанием головы.

Главным средством установления истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Считалось недопустимым, чтобы шудра был свидетелем по делу «высшего» (гл. VIII, ст. 68). Истец проигрывал дело и в том случае, если его свидетель в течение семи дней после показаний заболевал или с ним случалось несчастье от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессами.

Законы Maнy знали также понятие необходимой обороны : убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Таким образом , важнейшей чертой древнеиндийского общества было его деление на варны. Первоначально в Древней Индии существовало множество мелких государств, которые в конце 4 в. до н.э. вошли в состав Империи Маурьев (317-180 до н.э. ) . По форме государственного устройства эта держава была «восточной деспотией ». Нормы древнеиндийского права были тесно связаны с религиозными нормами.

Государство и право Древнего Китая.

а) Варны и касты: возникновение, различия, основные функции.

Зачастую варны обозначают словом «каста», хотя на самом деле варны и касты - это разные социальные группы. Касты, которые в Индии назывались также «джати» - это эндогамный социальный институт, который основывается на связи его членов с определенной профессией, передаваемой по наследству, каст намного больше, чем варн. Под варнами же понимаются четыре основных индийских сословия - брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Варны в ходе истории постепенно становились все более замкнутыми и по своей закрытости стали схожими с кастами, что и повлекло за собой нередкое обозначение варн словом «каста». Однако варны все же не являлись настолько закрытыми, как касты. Так, в начале формирования варн смешанные браки (браки между представителями разных варн) вполне допускались, тогда как касты строго эндогамны. Происхождение варн связывается с разложением первобытно-общинного строя и возникновением имущественного неравенства. Стоит отметить, что и в древнем Иране выделялись классы (пиштры), которые по своим характеристикам были сходны с индийскими, что дает основания полагать, что варны появились еще в индоиранский период. Сложно сказать что-либо определенное о том, как появились касты, кроме того, что они однозначно развились не из четырех варн, так как их структура слишком разная, но окончательное оформление каст - результат объединения огромного числа разнородных социальных групп в целую социально-культурную систему. Этот процесс длился около тысячи лет. В наши дни скорее касты, а не варны определяют жизнь низших слоев населения. По предположениям некоторых ученых, вначале касты имели скорее защитную функцию и являлись естественной реакцией небольших групп населения (профессиональных или этнических) на изменения, происходившие впоследствии столкновения с более развитой социальной структурой. Каста должна была обеспечивать безопасность своих членов, помогать нуждающимся. Касты не зависели от государства, потому могли изгонять своих членов на свое усмотрение. Человек, изгонявшийся из касты, изгонялся также и из семьи, это было равносильно смерти или смертельной болезни, так как вело к полной общественной изоляции. Касты в силу своей замкнутости позволили индусам сохранить свою культуру и религию.



b) Брахманы, кшатрии, вайшью, шудры. Парии в древнеиндийском обществе.

Три высших класса (брахманы, кшатрии и вайшьи) отличались от низшего (шудр) тем, что они являлись «дваждырожденными» (первый раз естественным путем, а второй раз в ходе обряда посвящения, когда они принимались в арийское общество), в то время как шудры были «единождырожденными». В «Ригведе» можно найти легенду о происхождении варн от первочеловека Пуруши. Согласно этой легенде, брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии - из рук, вайшьи - из бедер, а шудры - из ступней. В более поздних текстах эта легенда повторяется, однако появление варн связывается уже не с Пуруши, а с богом Брахмой. Чаще всего в ведийских текстах брахманы считались высшим классом, за ними следовали кшатрии, затем вайшьи, а за ними шудры, однако во многих буддийских текстах первые два класса менялись местами. Борьба между брахманами и кшатриями за власть была очевидна.

Брахманы были жрецами, именно они освящали появление каст, стремясь закрепить свое главенствующее положение. По поверьям, брахманы обладали силой, достаточной для того, чтобы погубить царскую власть, что позволяло брахманам получать покровительство царей. Брахманы отвечали за совершение обрядов, ритуалов и культивировали веру в то, что только они могут проводить обряды правильно, таким образом опять же закрепляя свое общественное положение. По тому, какие действия они совершали во время обрядова, брахманы делились на удгарти - певцов, хотри - тех, кто возносил молитвы, а также адхварью - выполнявших ритуальные жесты. Изначально термин «брахман» обозначал человека, который обладал «брахманом» (магической силой). Сначала брахманы делились на экзогамные группы готры, однако впоследствии с развитием каст и класс брахманов разделился на отдельные касты, а позже они поделились на шакхи - группы, которые устанавливали определенные правила в соответствии со своей версией ведийских текстов. Как уже было сказано, брахманы находились под покровительством царя. Также они имели некоторые социальные привилегии, в частности, освобождались от налогов. Однако не все брахманы занимались жреческой деятельностью. Если они не могли заработать себе на жизнь проведением ритуалов, из позволялось заниматься практически любыми видами торговли и ремесла.

За брахманами следовал класс кшатриев (в веддийских период называемых раджаньями). Кшатрии, как правило, были воинами или занимали государственные посты. Немало царей происходило из варны кшатриев. Надо сказать, что Будда Шакьямуни также был кшатрием (что отчасти объясняет главенствующее положение кшатриев относительно брахманов в буддийских текстах). Этот класс пополнялся воинами, вне зависимости от их расы или ранга, потому захватчики домусульманской Индии, соблюдавшие индийские традиции и обычаи, постепенно входили в индийское общество, занимая место, как правило, именно в классе кшатриев.

Варна вайшьев (купцов) занимала третью позицию в сословной иерархии древнеиндийского общества, однако они, в отличие от шудр, имели право проходить обряд посвящения и становиться жрецами. Эта варна была самой многочисленной. Вайшьи были обычно купцами, ремесленниками или земледельцами, наемными работниками. Богатые вайшьи материальными дарами способствовали развитию буддизма и джайнизма. Вайшьи были основными налогоплательщиками. Они образовывали своего рода буржуазию.

Шудры не были рабами, однако их положение было крайне незавидным. Они были «единождырожденными», потому не имели права на посвящение в арийское общество (упанаяна), поэтому им также запрещалось изучать священные тексты. Шудры, как правило, были экономически зависимы и бедны. Их основной задачей было служить трем высшим сословиям. В класс шудр нередко низвергались брахманами группы из других сословий, которые продолжали чтить устаревшие традиции или отказывались принимать ортодоксальные обычаи. Незаконнорожденные дети попадали в класс шудр, даже если происходили от родителей из высших варн. Шудры делились на «чистых» и «нечистых», «нечистые» практически приравнивались к неприкасаемым.

В индийском обществе существовали парии (неприкасаемые), которые находились в самом низу общественной иерархии и вообще исключались из арийской социальной структуры, хотя некоторые ученые и называли их «пятым классом» (панчама). Основой неприкасаемых были чандала, традиционно выступавшие в роли палачей или могильщиков. Им запрещалось проживать в индийских городах, они могли носить только одежду мертвых. Существовали группы неприкасаемых, которые возникли из-за неприятия индийским общество насилия. Сюда, в частности, были отнесены нишады - охотники, кайварты - рыболовы, каравары - дубильщики кожи, пуккузы - дворники, вены - корзинщики, а также ратхакары - тележники. В самой группе неприкасаемых постепенно образовались отдельные касты и даже выделились собственные неприкасаемые (например, дети от смешанных браков между чандалами и нишадами). Также к классу неприкасаемых относились млеччхи - все группы варваров, которые не принимали индийские обычаи (если они принимали индийские обычаи, их положение со временем могло улучшиться, что свидетельствует о сравнительной подвижности сословной структуры Индии, а также о том, что неприкасаемыми те или иные социальные группы становились не по происхождению, а по образу жизни).

с) Роль представителей различных варн в экономических, политических и социальных процессах.

Как уже было сказано, брахманы находились под покровительством царя, они могли также быть его советниками и таким образом оказывать влияние на политические дела государства, в то время как большую часть государственных должностей занимали кшатрии, которые таким образом имели наибольшую политическую власть, в руках кшатриях также находилось войско, что усиливало их положение в политике, вайшьи практически не участвовали в политических делах, а шудры не участвовали вообще. Наибольшую роль в экономики играли вайшьи, так как именно они составляли основную массу податного населения, они были своего рода буржуазией в индийском обществе, фактически торговля и ремесла были в их руках. Брахманы и кшатрии также могли быть торговцами и ремесленниками, однако среди них торговцев было сравнительно меньше, чем среди вайшьев. Шудры являлись дешевой рабочей силой и выполняли всю грязную работу, так как их дхармой было служение остальным варнам. Брахманы, в руках которых находились ритуалы, культ и священные тексты, оказывали значительное влияние на социальную структуру общества. Именно они в большинстве случаев закрепляли правила поведения в индийском обществе, а также само разделение общества на классы. Кшатрии вмешивались в общественную жизнь скорее с позиции управления государством. Вайшьи способствовали развитию неортодоксальных течений (буддизма, джайнизма) материально. Брахманы стремились воспрепятствовать смешению классов, постепенно ужесточая отношение к смешанным бракам. Браки между шудрами и высшими классами практически не допускались.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

    Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

    Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.

    Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

    Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

    Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.