Сущность социально-педагогической деятельности. Система работы социального педагога в школе Направления деятельности социального педагога

Это понятие имеет многоуровневый характер в зависимости от того, кто (что) выступает ее субъектом - государство в целом, организация или конкретный специалист.

Социально-педагогическая деятельность каждого уровня имеет свои специфические цели, а также особенности содержания и соответствующие им формы реализации, как уже отмечалось в предыдущих главах учебника. Однако все эти разноуровневые цели в конечном счете направлены на достижение главной цели - оказания педагогического содействия в социализации, социальном развитии каждому конкретному человеку. А эта цель непосредственно реализуется в профессиональной деятельности конкретного специалиста - социального педагога совместно, как отмечалось ранее, с такими специалистами, как психолог, дефектолог, социальный работник идр.

Поэтому именно в профессиональной деятельности социального педагога наиболее ярко раскрывается сущность и специфика социально-педагогической деятельности. Ее мы и будем рассматривать далее.

Социально-педагогическая деятельность профессионального уровня (т. е. профессиональная деятельность социального педагога) по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами - работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. - в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др.

Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Педагогическая деятельность имеет непрерывный, планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти определенные образовательные уровни, т.е. она равнонаправлена на всех детей. Кроме того, объектом педагогической деятельности могут быть и взрослые, как, например, в системе профессионального образования.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи детям и молодежи в процессе их социализации, социального развития, освоения ими социальных норм и ценностей, на создание условий для их самореализации в обществе.

Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждения, организациях, объединениях, в которых могут находиться дети и молодежь.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности, как отмечалось ранее, являются:

  • деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей и молодежи посредством их личностного развития;
  • деятельность по социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Однако профилактическая деятельность в работе социального педагога, как правило, имеет второстепенный, вспомогательный характер. Основу профессиональной деятельности этого специалиста составляет работа с конкретным ребенком (молодым человеком), направленная на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка (молодого человека) и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ему. Поэтому социально-педагогическая деятельность по своей сути является адресной, она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема клиента.

Представим выделенные отличия сопоставляемых видов профессиональной деятельности в табл. 2.

Таблица 2

Педагогическая и социально-педагогическая деятельности

Таблица наглядно показывает специфику социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической деятельностью.

Поскольку проблема человека, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, обычно социально-педагогическая деятельность включает две составляющие:

  • непосредственную работу с личностью с проблемами;
  • посредническую деятельность в его взаимоотношениях со средой, способствующую ее социальному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет большое значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время это - задача непростая, поскольку сфера практической социально-педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально возможные области ее применения.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми и молодежью. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

  • социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
  • социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования;
  • социально-педагогическая деятельность в социальных службах разных ведомств (социальной защиты населения, здравоохранения и др.);
  • социально-педагогическая деятельность в детских и молодежных общественных объединениях и организациях;
  • социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей и молодежи;
  • социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха подростков и молодежи;
  • социально-педагогическая деятельность в различных конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей и молодежи, имеющих

отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные их категории, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

  • социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими социальные отклонения (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети переселенцев и беженцев и др.);
  • социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью, имеющими отклонения в развитии или здоровье;
  • социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью, имеющими педагогические отклонения;
  • социально-педагогическая деятельность с детьми и молодежью отклоняющегося (девиантного) поведения.

В посреднической деятельности социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая работа с семьей. Данное направление особенно значимо в решении проблем ребенка, что обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе его социализации. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда - и в профилактической работе.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он, скорее всего, будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.

В настоящее время теоретическая разработка, организационное оформление, нормативное закрепление, оснащенность методиками и технологиями выделенных видов профессиональной социально-педагогической деятельности реализованы в разной степени. Общая ситуация такова, что официально должность социального педагога введена далеко не во всех учреждениях, где она нужна, а там, где введена. Профессиональный потенциал такого специалиста реализуется, как правило, недостаточно полно - либо вследствие неразработанности его функциональных обязанностей, либо потому, что в этой должности работает человек, не имеющий специального профессионального образования, либо в силу других объективных или субъективных причин.

С другой стороны, разные работники детских учреждений и организаций (учителя, руководители кружков, клубов, вожатые, воспитатели и др.) всегда профессионально выполняли - и при отсутствии социального педагога в штате сотрудников продолжают выполнять до сих пор - те или иные социально-педагогические функции, прежде всего - профилактического характера.

В этой ситуации необходимо учитывать разную степень актуальности решения тех или иных социально-педагогических проблем. Так, профилактическая работа или работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, может ждать, пока естественным путем сформируется система профессиональной социально-педагогической помощи этим категориям детей, поскольку фактически она частично осуществляется другими специалистами - учителями, организаторами внешкольной работы, вожатыми, воспитателями и др. в различных образовательных и досуговых учреждениях.

Другое дело, например, - проблемы социализации детей, имеющих социальные и педагогические отклонения, которые в своем подавляющем большинстве оказались вне сферы педагогического воздействия. Эти социально-педагогические проблемы должны грамотно, профессионально решаться уже сегодня, ибо от этого зависит социальное здоровье нашего общества завтра. Вот почему, на наш взгляд, теоретическая разработка и организационное оформление социально-педагогической деятельности с этими категориями детей приобретает сегодня приоритетное значение. При этом необходимо опираться на тот богатый опыт, который накоплен в рамках образования, медицины, социальной защиты, органов внутренних дел и других сфер практической профессиональной деятельности, где такая работа велась до введения института социальной педагогики.

социальный педагог воспитание

Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят:

  • -индивидуальный подход;
  • -опору на положительные стороны личности подопечного;
  • -объективность подхода к подопечному;
  • - конфиденциальность.

Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения:

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности -- ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога -- это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

  • · выдвижение и обоснование целей;
  • · определение путей их достижения;
  • · проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований;

  • · диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);
  • · реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
  • · преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);
  • · результативность (контроль результатов достижения цели);
  • · идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

  • · диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
  • · моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
  • · организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
  • · уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
  • · составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности -- это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, -- определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

  • · создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
  • · формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;
  • · предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
  • · создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
  • · реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
  • · системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
  • · установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
  • · социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
  • · социально-педагогическая опека и посредничество;
  • · социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

  • *ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
  • *сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
  • *оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.)

Результатом является развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.

Социально-педагогическая деятельность: понятие и значение

Определение 1

Социально-педагогическая деятельность – это раздел педагогики, отражающий процессы профессиональной работы педагогов, ориентированной на социальное воспитание и развитие подрастающего поколения на определенном этапе общественного развития.

Такая деятельность нацелена на помощь в приспособлении к жизни в социальной среде и особенностям ее функционирования.

Социально-педагогическая деятельность осуществляется педагогами, которые помогают детям усвоить социальный и культурный опыт, приспособится к жизни в обществе, самореализоваться и самоутвердиться в нем. Их работа ориентирована на определенный конечный результат – социальную адаптацию личности и ее эффективное развитие.

Социально-педагогическая деятельность носит целенаправленный характер и ориентируется на отдельную личность. Адаптация к социальной среде будет результативной, если в расчет будут браться индивидуальный качества отдельного ребенка, специфика его развития, особенности восприятия внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс социализации.

Специфической чертой социально-педагогической деятельности является наличие временных рамок т.е. эта деятельность носит местный характер, воздействуя на конкретную личность, с ее особенностями развития и ограничивается временным периодом, необходимым для ее социальной адаптации.

Данный вид деятельности имеет постепенный характер. Она не происходит одномоментно, а имеет определенные этапы прохождения и временной период, в течение которого достигается целевое назначение и задачи педагогической работы. Кроме того, деятельность является разносторонней и разноплановой. Ее участники выполняют задачи разной степени сложности и уровня. Они включают в себя удовлетворение интересов в сфере социальной адаптации, помощь в развитии личности и раскрытии ее природного потенциала, развитии навыков самостоятельности и закреплении качеств самодостаточности.

  • Исследование особенностей развития, отдельных параметров, качеств отдельной личности;
  • Формирование коммуникативных связей и сотруднических отношений педагога со своими подопечными, на которых направлена профессиональная деятельность;
  • Разработка индивидуальных программ развития личности;
  • Регулирование и контроль за протеканием процессов развития самостоятельности, самоутверждения и саморазвития в ходе адаптации к общественной среде;
  • Оказание посреднических услуг в ходе прохождения социальной адаптации;
  • Оказание помощи в преодолении трудностей, решение проблем, связанных с вливанием в общественную жизнедеятельность.

Замечание 1

Социально-педагогическая деятельность является сложным, трудоемким, системным процессом. Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, отвечающих за различные направления деятельности и достижение конкретных целей и задач.

Она состоит из субъектов и объектов. Субъектами выступают профессиональные работники, педагоги, которые выполняют определенные действия, направленные на решение социально-педагогических проблем отдельной личности или коллектива. Объектами соответственно выступают личности и коллективы, у которых возникают проблемы социально-педагогического плана и, которым требуется поддержка общества в процессе саморазвития и самореализации, в следствии недоступности общественных источников и возможностей.

Замечание 2

Социально-педагогическая деятельность основывается на личностно-ориентированном подходе, опоре на достоинства личности, объективном подходе к каждому объекту деятельности, строгой конфиденциальности.

Основные направления социально-педагогической деятельности

Работа педагогов в социально-педагогической области ориентирована на:

  • Проведение профилактических мероприятий по недопущению потери способностей к адаптации жизни в социуме. Личность может потерять навыки взаимодействия с обществом и его членами, оказаться неспособной привыкнуть к новым условиям общественного развития. Нельзя допустить развития подобных явлений, поскольку они влекут отрицательные последствия не только для отдельной личности, но и для общества в целом;
  • Мероприятия по становлению и развитию подрастающего поколения, помогающие поднять уровень их социализации;
  • Проведение социально-педагогической работы с семьями. Оказание семьям помощи в социальной адаптации, разрешение проблем дезадаптации, вызванной разнообразными причинами;
  • Проведение работы со сложными объектами: детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями, асоциальными подростками, лицами с девиантным поведением и маргинальными группами;
  • Проведение социокультурной реабилитации в отношении граждан, имеющих проблемы в психическом, физическом, социальном становлении и развитии.

Рисунок 2. Социально-педагогическая деятельность. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Социально-педагогическая деятельность может проходить, как непосредственно с конкретной личностью, помогая в преодолении ее социальных затруднений и решении проблем, так и оказании посреднических услуг, чтобы помочь приспособиться к текущим тенденциям общественного развития, принять его условия и влиться в эту среду.

Компоненты социально-педагогической деятельности

Структуру социально-педагогической деятельности составляют:

  1. Цели и задачи организации деятельности. Любая социальная и педагогическая работа начинается с постановки целей т.е. определения того, ради чего реализуется данный процесс. Цель формирует задачи, необходимые для ее достижения.
  2. Субъект и объект деятельности. Деятельность должна быть кем-то выполнена и на что-то или на кого-то направлена. Субъектом выступает специалист в области социальной педагогики, а объектом отдельная личность или группа лиц, имеющих проблемы определенного характера в социальной сфере.
  3. Содержание деятельности.
  4. Методы и приемы деятельности. Они выбираются таким образом, чтобы максимально приблизиться к целевому назначению деятельности.
  5. Формы деятельности. Деятельность может проходить в различных формах: помощь, поддержка, профилактика, консультация, исправление и т.д.
  6. План прохождения деятельности. Составление плана упрощает работу и повышает эффективность любого направления деятельности.
  7. Оценка и анализ прохождения деятельности. Итоги работы должны быть адекватно оценены и проконтролированы, чтобы внести поправки и избежать ошибок в будущем.