Урок обучения грамоте по теме «Буква Щ и звук [щ] . Закрепление.»
Цели и задачи урока:
План урока:
Ребята! У нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть на вас, какие вы стали большие, как вы учитесь. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.
Здравствуйте – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет!
Теперь садимся на свои места и начинаем урок. Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
У нас сегодня необычный урок, мы отправимся в гости. А вот куда, вы узнаете, разгадав ребус.
РЕБУС (работа в парах)
У вас на столах лежат две карточки. Зачеркните одинаковые буквы, а из остальных составьте слова.
Вы узнали, куда мы отправляемся? В Лесную школу. Слайд 1
А позвал нас в гости Михайло Потапыч.
Жил себе Михайло Потапыч и был он всю жизнь школьным учителем. Вот однажды переехал он на новое место жительства в волшебный лес. И обнаружил он, что местные обитатели леса не умеют ни читать, ни писать и совсем не знают математики. И тогда медведь решил открыть Лесную школу. И пришли к нему на урок белки, зайцы, волки. А нас он позвал неслучайно.
Как вы думаете, зачем нас позвал Михайло Потапыч?
- Правильно, он позвал нас помочь ему провести урок, т.к. мы уже многому научились, умеем читать, писать, выучили много букв. А вы знаете, что нужно всегда помогать своим товарищам. Даже если это лесные звери.
Поможем? И поделимся своими знаниями.
Начнём мы наш урок, как всегда с разминки.
а) дыхательная гимнастика
б) чистоговорка с разным настроением (мордочки) Слайд 2
Ща-ща-ща выловили мы леща
Щу-щу-щу я его не отпущу
Ще-ще-ще мечтает котик о леще
в) скороговорка Слайд 3
Щука щекотала щёткою щегла.
Чтение вслух с чётким проговариванием 1звука
Чтение с выделением ударного слога
Чтение с выделением каждый раз нового слова
Чтение в разном темпе (день, ночь)
3. Постановка темы и целей урока.
Ребята, а вы заметили, какой звук чаще всего встречался?
А кто подскажет лесным зверятам, какая тема урока, с какой буквой мы продолжим знакомиться. Слайд 4
Чему же мы будем учиться на уроке? (будем учиться читать слоги и слова с буквой щ, учиться грамотно писать слова и предложения с буквой щ, вспомним хар-ку звука, учится отличать звук щ и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв)
Мы уже начали знакомиться с этой буквой на предыдущем уроке, а вот лесные зверята ничего о ней не знают. Давайте вспомним всё, что мы знаем и расскажем.
На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые
Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие
Расскажите правило про букву щ и дайте характеристику звуку (буква ща обозначает один согласный звук, мягкий, глухой щ)
А на какую букву похожа буква щ (на ш), как её отличить (хвостик)
А чем отличается звук ш от щ?
Молодцы, вот мы и познакомили лесных учеников с буквой ща.
Но вот незадача, лисёнок прослушал и теперь не может выполнить задание Михайло Потапыча. Слайд 6
Вы поможете лисёнку? Михайло Потапыч раздал слова, вам нужно выбрать слова с буквой ша, а соседу с буквой ща. (работа в парах)
Шапка, щётка, шашка, пища, роща, шишка (проверка сигналом)
Я думаю, теперь лисёнок будет внимательней.
А кто из вас самый внимательный, мы узнаем, поиграв в игру. (девочки встают услышав звук ш, а мальчики звук щ)
Камыш, шалаш, щука, ландыш, щель, щавель, шина, штаны, клещ, лещ, шиповник, ночь, кошка, щека, шелк.
Для выполнения следующего задания, Михайло Потапыч приготовил элементы букв и попросил зверят собрать букву ща, но они запутались. Давайте соберём букву ща и подскажем зверятам из каких элементов она состоит. Слайд 8
Откройте пропись и проверьте, правильно ли вы собрали букву.
Из скольких элементов она состоит?
Закрасьте эти элементы.
Как-ие элементы букв вам знакомы. У каких букв они встречались?
Напишите эту букву в воздухе.(под счёт)
Обратите внимание на параллельность наклонных линий, правильное написание малой опущенной петли, мы уже писали её у строчной буквы щ.
Пропишите образец в рамочке и первую строку.
Посмотрите внимательно на соединения и скажите, какое правило нам поможет, чтобы писать без ошибок? (ща, щу)
Пропишите соединения. Сказка. Слайд 9
Теперь вы знаете, почему ща пишется с а, щу с у.
Михайло Потапыч предложил лисятам прочитать в прописи предложения, но лисята не знают ничего о предложениях. Давайте им поможем.
Урок 90. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Щ (закрепление)
03.05.2013 9897 0Урок
90. чтение слов с
БУКВОЙ Щ
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о мягком, глухом, согласном звуке [щ’], букве щ ; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
● Игра «Узнайте звук».
а) Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:
пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
б) Сколько звуков [щ’] в поговорке:
Щи да каша – пища наша.
● Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком[щ’], которые встретятся в рассказе.
КАТИН ЩЕНОК
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и начал играть.
Вопрос ы:
– Кого подарили Кате?
– Куда посадила Катя щенка?
– Где уснул щенок?
– Что сделал щенок, когда проснулся?
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением ящика, щетки, клещей, плаща .
Называют вещи и объясняют, для чего они нужны.
Физкультминутка
▲ Чтение текста о щенках, с. 189.
Вопрос ы:
– Что делают щенки?
– Как они это делают?
– Что есть у щетки?
– Чем недовольны щенки?
– В каком настроении они ушли?
2. Разгадывание загадок про овощи, с. 188.
– Какие еще овощи вы знаете?
– Какие еще загадки знаете про овощи?
▲ Чтение текста «Овощи», с. 190–191.
Вопрос ы:
– Откуда пришла хозяйка?
– Что она принесла?
– О чем спорили овощи на столе?
– Что тем временем сделала хозяйка?
– Что в итоге получилось?
Физкультминутка
3. Проговаривание чистоговорок.
Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.
Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
4. Прослушивание сказки.
СКАЗКА ПРО ШИПЯЩИЕ
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Но очень дружат и стоят в парах:
жи – ши, ча –ща, чу – щу!
Дети делают выво д: нет слияний шипящих с гласными Ы, Ю, Я.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
Разделы: Начальная школа
Класс: 1
Цель
: формирование у детей представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;
Задачи
: способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
продолжить работу по классификации букв и звуков; воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированности;
Оборудование
: карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а; картинки: щука, щегол, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint
Ход урока.
І. Организационный момент.
Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подровнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок. 2 слайд
ІІ. Актуализация знаний.
1.Работа над чистоговоркой.
3 слайд
Щука щекотала щёткою щегла
Щётка – щекотиха щетиною была.
- Чтение про себя.
- Чтение вслух с чётким проговариванием 1 звука.
- Чтение с выделением ударного слога.
- Чтение с выделением каждый раз нового слова.
2. Словарная работа.
- Что значит щётка - щекотиха?
- Что такое щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)
- Что общего у данных слов?
Дайте характеристику звуку [ щ]. (Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий)
Как вы думаете, над чем сегодня нам нужно поработать на уроке?
ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
- Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком [ щ].
- Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт.
-Подумайте, а к кому же она зайдёт? (а, е, и, ё, у)
1. Чтение слогов и составление слов. 4 слайд
Какие слова вам не понятны? (щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)
2. Составление рассыпавшегося слова.
А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его.
РЕЩТОКАТ (
трещотка)
5 слайд
- Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск. 2. Народный музыкальный ударный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек,
3. Человек - тот, кто громко, без умолку говорит)
Вывод: иногда буква щ дружит с буквой О.
- С какими гласными буквами не дружит буква щ? Почему? (я, ю, ы)
ФИЗМИНУТКА
4. Работа над рассказом Л. Толстого «Два товарища». 6 слайд
Знакомство с автором.
9 сентября 1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом. Кроме него там же воспитывалисьещё 3 брата и одна сестра.
В доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех.Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.
В Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные рассказы. 8 слайд
Делом всей его жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети. Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы.
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
3. Словарная работа.
13 слайд
- Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в рассказе.
- Подберите к словам 1 столбика похожие, слова - синонимы.
ТОВАРИЩ |
НÉЧЕГО |
1) Работа над заголовком.
- Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?
2) Чтение учителем?
Вопросы после чтения.
- Кто набросился на детей?
- Как они среагировали на опасность?
3) Чтение детьми про себя.
Вопросы после чтения.
- Как поступил медведь?
- В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)
- Каких друзей хотели бы иметь вы?
- Какой вывод сделаете?
- Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.
4) Работа над пословицами о дружбе.
14 слайд
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
ІV. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем запомнится урок?
V. Рефлексия.
Просмотр отрывка из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный Король» 15 слайд
- Какие же чудеса может творить настоящая дружба?
УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ! 16 слайд
Литература: