Период правления
царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского
общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел
коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому
петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедиях, а также
очень много вы сможете узнать заглянув в Интернет, были направлены на
достижение прогресса.
Промышленность в
России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с
цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому
петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и
строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого
инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных
учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя
льготы и привилегии.
При этом
хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские
реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых
условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее,
промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали
гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать
от России железо, полотно, пшеницу.
Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В
период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к
Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл
Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.
И Петр создал
такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат,
которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы.
Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский
король убегает прочь. Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра
Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ
боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система
летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как
раньше.
Бояре в эпоху Петра
начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать
грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги
переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры.
Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская
дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение
по управлению страной. Начинает меняться порядок обращения с
крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко
поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на
холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных
при Петре только усиливается.
Сетевая викторина
« КогдаРоссиямолодаямужаласгениемПетра »
ЧАСТЬ 1. О, МОЩНЫЙ ВЛАСТЕЛИН СУДЬБЫ!!
1. Почему Петр I образование получал не в учебном заведении, а у дьяка Никиты Зотова?
Б) Не Петр должен был управлять впоследствии государством.
2. Какое качество Петра I как правителя и человека часто мешало ему в делах важных, государственных?
А) Неуравновешенность.
3. Какое событие Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?
Г) Победа под д. Лесной.
4. Что запретил Петр I делать необразованным дворянам?
Б) Жениться.
5. Как называлась первая в России газета, которая стала печататься при Петре I?
Г) «Ведомости…».
6. При Петре I вместо приказов были учреждены…
А) Коллегии.
7. Сколькими ремеслами владел Петр I?
8. Каких экзотических животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?
Б) Верблюдов.
9.Как стали называться при Петре I отборные части русской армии?
Г) Гвардия.
10. С какой целью при Петре I была возведена в короткие сроки (всего 4 месяца) Петропавловская крепость?
А) Защитить отвоеванные у шведов территории.
11. Какое из ремесел так и не удалось освоить Петру I?
В) Ремесло плетения лаптей.
12. Почему Петр I, бывая в гостях у своего повара, всегда платил ему червонец за обед?
В) Помогал своему повару жить в достатке.
13. Что поразило Петра I при посещении Голландии, и он, вернувшись в Россию, учредил «Садовую контору»?
Б) Обилие цветов в дворцовых садах и парках.
14. С какого приказа начались реформы молодого монарха?
А) Дворянам сбрить бороды.
15. В 1722 году Петр I издал указ о систематическом…
Г) Наблюдении за погодой.
ЧАСТЬ 2. САМЫЕ-САМЫЕ БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ И СОРАТНИКИ
1) Весельчак и гуляка в мирной жизни, лихой рубака и храбрец на войне, он стал ближайшим соратником Петра, несмотря на значительную разницу в возрасте. Его возвышение произошло стремительно и неожиданно для всех. Всего 9 лет находился он рядом с Петром, ему молодой монарх доверял, к его советам прислушивался…
ФРАНЦ ЛЕФОРТ
2) Говорят, что он в младенчестве пас свиней. Это до встречи с Петром. Но встреча с молодым царем его изменила. Всегда собран, в обхождении свободен, одарен высоким умом, рассудительностью и живостью. Владел несколькими иностранными языками : английским, немецким, испанским, французским, польским, литовским. Личный доверенный царя. Его считали вторым лицом государства.
ЯГУЖИНСКИЙ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
3) Торговец пирогами, взят в услужение к Лефорту. Умен, хитер, услужлив. После смерти своего господина становится денщиком у Петра. И тут-то и проявляются все его таланты: сумел завоевать расположение и любовь молодого царя, стать ему другом. Обладал прекрасной памятью и большой энергией, умел хранить тайны, мог смягчить вспыльчивость монарха. Добился высокого взлета в карьере. Имел множество титулов, в названии которых первое слово – первый…
МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ
4) Закончил Киевскую академию, учился еще и еще… Всегда поддерживал Петра, прославляя монарха. Создал книгу «История императора Петра Великого». Создал школу для детей-сирот, где обучал их помимо математики и чтения рукоделию , музыке, рисованию. Был членом Синода, был блестящим оратором и публицистом.
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
5) Соратник Петра, имел репутацию неподкупного человека, занимался политическим сыском. Командовал потешными полками, всегда кого-нибудь подозревал в неблаговидности, был жесток. Однако верен был Петру, как никто другой, поддерживал его во всем. Сам Петр уважал его за храбрость и верность.
РОМОДАНОВСКИЙ ФЕДОР ЮРЬЕВИЧ
ЧАСТЬ 3. ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ
1. СКИПЕТР – НА РЫШКИНА
2. ЖЕЗЛ – ПУШКИН
3. ДЕРЖАВА – АЛЕКСЕ Й
4. БАРМЫ – «МЕДНЫЙ ВС АДНИК»
5. …АНЕКДОТ ОВ – ТРОН
БАРМЫ – С
ДЕРЖАВА – Е
ЖЕЗЛ – Н
СКИПЕТР – А
ТРОН - Т
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: СЕНАТ.
31 января 1714-го Петр I подписал указ, запретивший дворянским юношам жениться, не получив азов математической грамотности. Священникам запрещалось венчать молодых людей без разрешения школьного преподавателя.
Великий государь, царь и великий князь , всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.
Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.
Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.
К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй — Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные, ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.
§ 14. В университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.
(…)
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и при том (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать. И тако подобает, чтоб они за такую добродетель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук, обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно б без великих убытков намерения нижней школы исполнить…