Культура древней руси киевская русь. Культура киевской Руси (кратко). Культура Киевской Руси: кратко о музыке

Культура древней руси киевская русь. Культура киевской Руси (кратко). Культура Киевской Руси: кратко о музыке

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

Культура Киевской Руси

Введение

1 Духовная культура Киевской Руси

1.1 Фольклор

1.2 Религия

1.3 Литература и письменность

2 Материальная культура Киевской Руси

2.1 Строительство и архитектура

2.2 Живопись и искусство

2.3 Быт и развитие ремесел

Заключение

Список литературы

Введение

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.

История Киевской Руси берет своё начало с объединения Киева и Новгорода Олегом, соответственно, и культура складывается в те же века, что и становление русской государственности.

Развитие народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

В данной работе мы рассмотрим такие составляющие культуры, как фольклор, его жанры; религию славян (до и после крещения); литературу и письменность - становление, основные жанры; архитектуру и строительство - типы построек, стили в которых они исполнялись; искусство и живопись - основные виды, уникальные памятники. Также обратим внимание на развитие ремесел и быт народа Киевской Руси.

Всё это мы рассмотрим в период от образования государства и до монголо-татарского нашествия.

  1. Духовная культура Киевской Руси
    1. Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Киевской Руси.

Главной составной частью русского фольклора является песня — в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. С незапамятных времен русские запечатлевали в песне весь ход своей жизни: работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события.

Обрядовый фольклор включал в себя заговоры, заклинания, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, песни на пирах и тризнах. Распространены были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды.

Существовали также формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни.

Письменные памятники донесли до нас множество преданий и легенд о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II - VI вв. отразилась в «Слове о полку Игореве. Предания о борьбе славян с аварами в VII в. сохранила «Повесть временных лет».

На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную летопись» в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. Она предшествовала летописи письменной и послужила одним из её основных источников. К числу таких преданий относятся сказания об основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам и многие другие. Летописное повествование о событиях IX - X вв. практически полностью основано на фольклорном материале.

К середине X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, вершины устного народного творчества. Былины -устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реальные люди. Богатыри всегда готовы защитить князя и его государство, в них нет подобострастия, каждый из них изображается как личность со своим собственным характером. Старший - Илья Муромец, большой могучий человек крестьянского происхождения, целеустремленный и бесстрашный. Алеша Попович, сын священника, который полагается на свою хитрость. Добрыня Никитич - боярин, благородный великодушный человек.

Главная тема былин - борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи величия и единства Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев - богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса.

Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом Киевской культуры,

и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

  1. Религия

Дохристианская религия, по старой церковной традиции именуемая языческой, представляла собой целый комплекс первобытных воззрений, верований и культов, которые, с одной стороны, отражали зависимость людей от окружающей природы, с другой - служили формой закрепления и передачи многовекового хозяйственного опыта, конкретных практических знаний, накопленных многими поколениями.

Славяне представляли мир просто и ясно. Для них он единое целое. Мир - космос (природа). В нем все взаимосвязано и всему свое место и время.

Небо и земля виделись славянам как бессмертная супружеская чета, олицетворявшая мужское и женское начала, мать и отца. С землей был связан культ Рода, небесного существа, носителя мужского начала. Природа соотносилась с землей-матерью, дающей начало всему живому миру. Этот культ Рода и Рожениц (дев плодородия и покровительниц младенцев) был наиболее распространенным и устойчивым и сохранялся довольно длительное время, даже после принятия христианства.

Древние авторы указывают на то, что славяне покланялись огню. Имя огненного бога, которому покланялись славяне-язычники - Сварог. Это божество понималось как высочайшее существо, источник огня и света, ходящее по небу. Также покланялись сыну Сварога - Дажьбогу, богу солнца.

Также существовал культ воды. Славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Они приносили жертвы воде, оставляя свои жертвоприношения на берегу или опуская в воду, чтобы их приняла почитаемая священная стихия.

В 980г. князь Владимир Святославович предпринимает первую попытку сформировать своеобразный пантеон верховных божеств во главе с богом грозы, войны и оружия, покровителем княжеской дружины Перуном. Он хотел поставить на холме кумиры следующих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокошь

Перун и Хорс считались сыновьями Сварога. Имя Стрибога в славянской мифологии соотносится с атмосферными стихиями. Мокошь - женское божество, которая почиталась как «мать урожая», богиня жизненных благ и изобилия. О Симаргле существует несколько гипотез, но все они связаны с толкованием числа семь как символа совершенства.

Культы богов дополнялись образами добрых и злых лесных, водяных и домашних богов помельче, а также многочисленными добрыми и злыми духами.

Итак, люди и боги в мифологии древних славян жили в одном мире - мире природы. Боги были сильнее людей и обладали правом повелевать, поэтому считалось необходимым приносить им жертвы, чтобы испросить их милости. Боги, дававшие людям благо, считались белыми (добрыми), а причинявшие вред - черными (злыми).

Сохранение племенных культов, многобожие препятствовали объединению племен. И попытка Владимира создать единый пантеон из наиболее почитаемых богов во главе с Перуном и придать ему общегосударственный характер не увенчалась успехом. Молодое феодальное государство нуждалось в соответствующем идеологическом оформлении, в религии, освещавшей социальное неравенство. Такой религией стало христианство с его монотеизмом, иерархией святых, идеей посмертного воздаяния, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивлением злу насилием.

В 988г. христианство было провозглашено господствующей религией. Но новая религия далеко не сразу была принята народом. Даже чисто формальная христианизация населения встречала сильное сопротивление. Сначала только городские жители приняли христианство более или менее серьезно, в отдаленных сельских районах под тонким покровом христианских обрядов язычество долго сохраняло свои позиции. Результатом было так называемое «двоеверие». Люди могли носить кресты и ходить в церковь, но они продолжали отмечать и языческие праздники.

Жители Киевской Руси получали представление о христианстве преимущественно через богослужение (или через церковный обряд в целом). В дальнейшем объяснения предлагались в проповедях. Проповеди выдающихся священнослужителей обычно записывались и распространялись среди грамотных людей, количество которых значительно увеличилось к концу одиннадцатого века.

Возможно, самым главным результатом было новое чувство моральной ответственности каждого человека за свои дела и даже мысли, которое поддерживало идея будущей жизни и Страшного Суда. Если человек грешил, то он и раскаивался, а новый элемент внутренней борьбы за лучшее, обогащал его духовную жизнь и религиозный опыт. Таким образом, в русском характере произошла важная психологическая трансформация.

Трансформация коснулась не только личности, но и общества в целом. Понятие индивидуальной ответственности шло рядом с понятием ответственности социальной. От церковных лидеров ждали указания народного пути. Монастыри превратились в центры того, что можно назвать социальной работой; в них организовывались больницы, приюты, они также занимались благотворительностью. Многие князья следовали этому примеру. Образование тоже финансировалось как князьями, так и Церковью, и именно Церковь первой приняла на себя задачу написания истории нации.

Сострадание было одним из главных проявлений христианского чувства на Руси, одним из столпов народной религиозности в сравнении с официальной теологией. Даже если человек был преступником или еретиком, с точки зрения народной религии, страдание очищало его.

Принятое христианство существенно трансформировалось под влиянием местных традиционных верований и культов. В то же время и христианство оказывало воздействие на мировоззрение, подчиняя народное сознание официальной идеологии.

Новая религия способствовала становлению и укреплению раннефеодальной государственности, упрочению международного положения Руси, занявшей достойное место среди христианских государств. Она содействовала дальнейшей консолидации восточнославянских племен в единую народность, государственному единству всех русских земель. Принятие христианства привело к расширению международных культурных связей Руси и создало условия для приобщения её к культурным достижениям Византии и всего христианского мира.

  1. Литература и письменность

Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась, разработанная двумя болгарскими монахами Кириллом (827 - 869) и Мефодием (815 - 885), славянская азбука — кириллица. Это было историческое событие в области духовной культуры многих народов. Славянская азбука позволила выразить и закрепить славянский язык как основу болгарского и будущих русского и украинского, белорусского и ряда других языков. Христианизация Руси в форме православия закрепила и славянский язык, явившийся формой развития средневековой русской культуры. Византийское православие, которое утверждалось в Киевской Руси, разрешало молиться на разных языках и имело существенное преимущество перед римской католической церковью, которая придерживалась жестких ограничений в употреблении языков для богослужений (древне-еврейский, греческий и латинский).

Новая «собственная» письменность послужила основой бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых цивилизованных государств Европы в XI -XIII веках. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Рукописные книги светского содержания, хроники, исторические сочинения, наряду с византийскими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности к культуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и его приближенные, но и купцы, и ремесленники. Особое место в библиотеке, собранной еще самим Ярославом Мудрым, занимали переведенные на славянский язык книги. Именно они и были размещены в Софийском соборе.

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются берестяные грамоты. В Новгороде найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" возник в начале XII в., до нас дошел в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. Важнейшими темами данной летописи были защита христианской веры и родной земли. Её автором обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения: "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., "Поучение" Владимира Мономаха, где был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Одновременно стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях.

2 Материальная культура

2.1 Строительство и архитектура

Недаром говорят, что архитектура — это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.

Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа, привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза. Но если первые русские храмы были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — Константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престиж.

2.2 Искусство и живопись

Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей — все это было свойственно византийскому искусству.

И вот, перенесенное на русскую почву искусство Византии, столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их культом природы, солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений.

То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно для Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Новгорода, Ярославля. Мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

В то же время шло интенсивное развитие художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры — золотых и серебряных дел мастера. Они делали украшения, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие, оклады икон, книги.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали».

2.3 Быт Киевской Руси и развитие ремесел

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в которых группировалось по два-три двора.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы князей и видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили, сюда свозились дани и подати. В просторных гридницах нередко проходили пиры, женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей былин.

Наряду с земледелием развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Развивались и другие ремесла: гончарное, плотницкое кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Заключение

В целом, древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией, определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.

Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии - Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является "Остромирово Евангелие". Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором "Слова о законе и благодати". Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором "Чтения", "Жития Феодосия" и "Повести временных лет". Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. "Поучение" стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы - "Слове о полку Игореве".

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию ("Слово о гибели Русской земли").

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Самое значительное сооружение этого периода - Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды - фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Художественная
культура
Средневековой Руси.
Киевская Русь.
Средневековое русское искусство охватывает свыше
восьми столетий. Его отсчёт начинается с середины 9 века и
заканчивается на рубеже 17-18 веков.

Созданные в этот период памятники художественной
культуры обеспечили русскому искусству
признание во всём мире.
Знакомство с русским искусством обычно начинают
с 988 года, в период существования Киевской Руси.

Существенную роль в становлении единой
русской культуры сыграло язычество.
языческая религия - комплекс первобытных воззрений,
верований и обрядов.
В начальный период существования Киевской Руси,
вплоть до конца X века,
язычество играло роль государственной религии
С принятием христианства на Руси
в 988 году прежняя вера
перестала отвечать новой
исторической ситуации.
Но навсегда искоренить из
сознания славянских народов
языческие традиции не удалось.
И сейчас мы отмечаем некоторые
языческие праздники.

1. Архитектура Киевской Руси.
В Киевской Руси началось грандиозное каменное строительство – это
были времена правления Ярослава Мудрого (ок.978-1054) .
Древнерусское государство с центром в Киеве достигло наивысшего
расцвета.
Доминирующий характер приобрело строительство храмов и соборов
расположенных на фоне усадебной застройки.
крестово-купольный храм.

Главные и прочие столбы делили храм на нефы.
НЕФ (франц. nef от лат. navis - "корабль") - главное
помещение христианского храма крестово-купольного или
базиликального типа.
В более узком значении - продольное, вытянутое в плане
помещение.
В восточной части заканчивается алтарным выступом
- апсидой.
Нефов, как правило,
было три или пять.
Вход в церковь был в
западной части храма.
Над ним древнерусские
зодчие строили хоры -
верхнюю открытую
галерею, балкон, где
пребывали во время
богослужения именитые
люди: князь, его семья и
приближённые.

Собо́р Свято́й Софи́и.
г.Киев. XI век
Увеличение крестово-купольных
храмов в длину происходит за счет
прибавления с западной стороны пары
столбов.
В больших городских соборах
увеличивают и число нефов.
Именно по такой схеме строится при
Ярославе Мудром самый древний из
дошедших до нас соборов – собор
Святой Софии в Киеве.
В XI в. Софийский собор был
тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было глубоко символично.
Тринадцать куполов символизировали Иисуса
Христа и двенадцать апостолов
Сейчас в святой Софии – 19 глав

Софиевский собор был
заложен в 1037 году князем
Ярославом Мудрым.
По преданию храм был
возведен именно на том
месте, где князь одержал
победу над язычниками
печенегами.
Более десяти лет строили и
украшали здание
византийские и местные
мастера.
Только в 1049 году Киевский
митрополит Феопемпт
освятил величественное
сооружение.
София Киевская стала главным
храмом страны - здесь Ярослав
основал первую на Руси
библиотеку, здесь велась летопись,
переписывание и перевод книг,
проводились церемонии восхождения
князей на киевский престол, приемы
послов, тут находились усыпальницы
великих князей.

Собор святой Софии в Киеве

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен
воинами Батыя, в 1385-90 гг. митрополит Киприан восстановил его,
после чего он более трех с половиной веков находился в запустении,
хотя и продолжал действовать.

В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской)
церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром
(Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской
монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года,
когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

София стала местом захоронения киевских
князей.
Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын
Всеволод, а также сыновья последнего –
Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах.
Запись о смерти
Ярослава Мудрого

Собор святой Софии
в Киеве (13 глав)
Достойным преемником византийских и киевских
художественных традиций выступило
Новгородское княжество.
Собор святой Софии
в Новгороде (5 глав)
Построен из камня по образцу Софийского
собора в Киеве.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050)
Храм был построен сыном Ярослава Мудрого –
новгородским
князем Владимиром Ярославичем

Собор имел важное значение в
общественно-политической жизни
новгородцев.
Здесь находились архив,
библиотека, хранилась казна,
происходила церемония
назначения на высшие
государственные должности,
объявлялись указы.
В соборе хоронили именитых
горожан.

Облик храма характеризуется исключительной
монолитностью и мощью. Лаконичный храмовый
образ Софии послужил образцом для последующего
новгородского церковного строительства.
Пять куполов венчают собор,
средний купол был позолочен
в XV в., очертания этого
купола явственно
напоминают шлем русского
воина-богатыря.
Новгородскую Софию
заслуженно
считают одним из
выдающихся памятников
древнерусского зодчества.

На кресте центрального купола
находится свинцовая фигура
голубя - символа Святого Духа.
По легенде когда в 1570 году Иван
Грозный жестоко расправился с
жителями Новгорода, на крест
Софии присел отдохнуть голубь.
Увидав оттуда страшное побоище,
голубь окаменел от ужаса.
После Богородица открыла одному из монахов, что этот
голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с
креста, город будет им храним.

Собор святой Софии
в Киеве
Собор святой Софии
в Новгороде (5 глав)

2. Изобразительное искусство
Особую историческую и художественную
ценность представляют мозаики и фрески
Софии Киевской. Это уникальный ансамбль
произведений монументальной живописи
(260м2 мозаики и 3000м2 фресок)

Мозаики и фрески Киевского Софийского собора были созданы в
середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из
Константинополя византийскими мастерами.
Христианские сюжеты были призваны просветить неграмотных
людей языческой страны.
На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее
родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия
Победоносца, покровителя Киева - архистратига Михаила и многих
православных святых.
Внутренне убранство храма
отличалось богатой
росписью.
Русские художники использовали
в
храмах синие и розовые
оттенки.
Церковные сооружения
отличались превосходной
акустикой (в стены были
вмонтированы горшки).

Мозаики первоначально занимали
огромную площадь, однако сохранилась
лишь их третья часть.
Мозаичная палитра насчитывает 177
оттенков.
Синий цвет состоит 21 оттенков,
зеленый из 34,
желтый из 23,
красный из 19,
золотой из 25,
серебряный из 9,
что свидетельствует о высоком
профессиональном уровне мастеров.
Кусочки смальты, выкладываемые по сырой
штукатурке, ставились под разным наклоном
таким образом, что лучи света, на них
падающие, отражались под различными
углами и создавали искрящуюся, светоносную
поверхность что придает мозаикам собора
особую выразительность.
Согласно канону, в
зеркале центрального
купола находится
мозаика Христос
Пантократор
(Вседержитель), а
вокруг него – фигуры
четырех архангелов

Архангелы –
начальники ангелов,
они составляют
высшую степень
ангельского чина. Они
благовествуют о
Великом и
Преславном,
открывают тайны воли
Божией, укрепляют в
людях веру и
просвещают их светом
Святого Евангелия.
В настоящее время одна из фигур архангелов – мозаичная, а
три других дошли до нашего времени не полностью: имеются
утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны
художником Михаилом Врубелем масляными красками.

В конхе центральной апсиды – мозаичное изображение
Богоматери Оранты (Молящейся), с широко
вознесёнными руками.
Облачённая в праздничные
сине-золотистые одежды
Богоматерь окружена
мерцанием золотой
смальты.
Мозаичная икона
Богоматери, известна под
именем «Нерушимая
стена».
Многие века в народе
существует поверье, что
доколе не разрушится
«Нерушимая стена», стоять
и Киеву.

Голова Милостивой Матери покрыта платом
(омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот
плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров
Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую
Землю от злых напастей, бед и неприятелей.
Отдельные кусочки мозаики положены под
разными углами таким образом, что вокруг фигуры
Богородицы всегда видно неяркое сияние.
Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя
смальта насчитывает 21 оттенок, а зеленая - 34.

Расположение фресок в Софии Киевской рассчитано на
круговой осмотр по часовой стрелке, как и в любом другом
византийском крестово-купольном храме.
В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских
сюжетов, из которых не все сохранились до сегодняшнего дня.
София неоднократно горела,
перестраивалась, в XIII веке пострадала от
нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках
стояла вообще без крыши - все это
пагубным образом сказалось на фресках.
До наших дней из 5000 фресок созданных в
XI веке уцелело чуть более двух тысяч.
В конце XVII века старинные фрески были
забелены известью и были вновь случайно
обнаружены в 1843 году когда отвалился
кусок штукатурки с масляной живописью, и
открылась стенопись XI века.
Однако расчистка стен велась
непрофессионально и рабочие кое-где
удалили и фресковую роспись.
Апостол Павел

Особую ценность среди фресок
Софийского собора составляет групповой
портрет семьи Ярослава Мудрого.
Композиция находилась на северной,
западной и южной стенах главного нефа.
Фреска сохранилась, к сожалению, лишь
частично.
Портрет представлял
собой парадный выход
князя, его жены Ирины,
дочерей - будущих
королев Франции,
Норвегии, Венгрии - и
сыновей, ставших
известными
политическими
деятелями.

Сам Ярослав Мудрый
был изображен с макетом
заложенной им Софии
Киевской.

Фрески украшают стены, столбы,
своды.
Среди изысканной и яркой
живописи можно увидеть
изображения Святых и сюжеты из
Евангелия.
Преподобомученница
Евдокия Фреска
Изображение музыкантов и
плясунов на лестничной фреске.
На некоторых фресках в соборе представлены не
библейские темы, а мирские сюжеты. Более
поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены
только религиозной тематике.

Фрески Софийского собора в Новгороде
В отличие от киевских соборов в новгородской
Софии нет дорогостоящих мрамора и шифера.
Новгородцы не использовали также и мозаики
для украшения своего кафедрального храма.
Благовещение Из
Праздничного ряда иконостаса
Севастийские мученики икона
На стенах Софийского собора сохранились
фрагменты фресковой росписи XII в., а также
многочисленные надписи, нацарапанные в разное
время посетителями храма (начиная с XII в.).
Константин и Елена Фреска

Задание на дом
Гл.16, Упр. 3 стр. 168.
Софийский собор
в Константинополе (Стамбуле)
в Киеве
1. Общее в архитектурном облике
2. Отличительные черты

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

Киевская Русь в 11 веке

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11 веке

В 10 веке началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр – Киев. В 11 веке этот процесс получил новый виток развития, государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Несмотря на то, что Русь больше не была союзом племен, а была уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым – в ее состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11 веке простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан город Владимир Залесский и позднее княжество) и до верховьем Западного бута (город Владимир Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты – эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако, в целом, Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Несмотря на то, что разноплановое население и пестрое этнически теперь вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился – племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которая не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Несмотря на то, что большая часть руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, все еще оставалось довольно много язычников и процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12 веке.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие, как вече – народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11 веке

В 988 году произошло Крещение Руси и Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью, начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала новой политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но также о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую(отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества – высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати. Богатых и бедных. Именно в 11 веке с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12 веке прочно утвердится, как основной государственный.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, появляется русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей – именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11 века на Руси

    1017-1037 гг. – строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;

    1019 г. – великим князем становится Ярослав Мудрый ;

    1036 г. – ряд успешных походов Ярослава против печенегов;

    1043 г. – последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;

    1095 г. – основание Переяславля-Залесского;

    1096 г. – первое упоминание о Рязани в летописях;

    1097 г. – Любечский съезд князей.

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, это оказало и положительное влияние – начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

Междоусобные войны на Руси

Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории.

Основной период междоусобиц пришелся на 10-11 век. Основными причинами вражды между князьями стали:

    Недовольство в распределении территорий;

    Борьба за единоличную власть в Киеве;

    Борьба за право не зависеть от воли Киева.

    Первая междоусобица (10 век). Вражда между сыновьями Святослава ;

    Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда между сыновьямиВладимира .

    Третья междоусобица (конец 11 века). Вражда между сыновьямиЯрослава .

На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Несмотря на то, что наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать Киевским князем и иметь возможность подчинить себе собственных братьев.

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был неподготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войной. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает Владимир и начинается новая вражда – междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать Киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

В 1016 году начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча, Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими войнами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Несмотря на то, что Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, а Игорю – Владимир.

В 1054 году умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.

Практически весь 1068 год на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 году власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 года Изяслав правит Русью.

Культура древней Руси - это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненный опыт народа, запечатлённый в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры.

Скоморохи - бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьём старого времени». Исторические песни и предания широко использовались летописцами, которые подчиняли фольклорный материал своей идейно-политической тенденции. Так, в летопись вошли предания о мести Ольги древлянам, о борьбе русского народа с печенегами и т. д.

Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нём народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне ещё не были зависимы. Крестьянин-богатырь Микула Селянинович рисуется в эпических произведениях свободным и богатым. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины; воплощён глубокий патриотизм народа. Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской
и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы. Другим источником, определившим самостоятельность и художественную выразительность литературы, была культура устной, ораторской речи - воинской, посольской, судебной, - достигшей высокого совершенства, лаконизма и образности.

Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами» (буквами). Свидетельством наличия у восточных славян письменности еще до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую исследователи расшифровывают по-разному («горушна» - пряность, «Горух» - имя, «псал» - писал и т. п.). Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.

Древнерусские писатели высоко ценили книгу и знания. Летописец подчёркивает пользу «книжного учения» и сравнивает книги с «реками, напояющими вселенную», с «источниками мудрости». Высокого уровня достигло искусство оформления древнерусской рукописной книги. Такие памятники письменности XI в., как Евангелие, переписанное для новгородского посадника Остромира, или «Изборник» князя Святослава Ярославича, богато украшены заставками и миниатюрами.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях.

Для оригинальной литературы Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. Ярким писателем XI в. был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати». В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Самому Феодосию - игумену Печерского монастыря - принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Ко времени около 1113 г. относится замечательный памятник древнерусского летописания-«Повесть временных лет...». Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов - исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», упомянутый выше монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран.

Незаурядным писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя - феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности (необходимость сильной княжеской власти, борьба с набегами кочевников и т. д.). «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Широкие международные связи Древнерусского государства обусловили интерес к иностранной литературе. Ярослав Мудрый заботился о переводе книг с греческого языка на русский. Эта переводческая работа продолжалась и позднее. Кроме богослужебных книг и житийной литературы, были переведены исторические произведения - византийские хроники, воинские повести и т. д. Переводчики иногда творчески перерабатывали и дополняли подлинники.

Большой интерес представляют памятники древнерусской архитектуры и изобразительного искусства. Русские мастера деревянного зодчества, имена которых, большей частью не сохранились, создавали разнообразные сооружения, строили обширные и сложные по конструкции господские хоромы, возводили крепости и замки. Особенно славились своим искусством новгородские плотники.

В конце X в. они построили в Новгороде огромный рубленый собор св. Софии с тринадцатью верхами. Найденные в Новгороде монументальные деревянные колонны конца X в., украшенные резным «звериным» орнаментом, свидетельствуют о высоком развитии декоративной резьбы в отделке жилищ.

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии. В конце X в. в Киеве были возведены каменные дворцовые постройки и сооружён 25-главый обширный собор - Десятинная церковь. На площади около этой церкви были поставлены вывезенные князем Владимиром из Херсонеса античные скульптуры.

При Ярославе Мудром Киев был расширен и обнесён могучим крепостным валом с каменными воротами. От этих укреплений сохранились лишь остатки главной башни - Золотые ворота. В центре города зодчие воздвигли Софийский собор - величественное 13-главое здание, пышно украшенное внутри мозаикой, фресками и резным камнем. Вокруг собора была сооружена стена. В другом большом городе Киевской Руси - Чернигове был построен Спасский собор, в Полоцке и Новгорода возведены Софийские соборы.

В области изобразительного искусства был также накоплен некоторый опыт... Источники сообщают об изваяниях языческих божеств на Руси, о каких-то живописных изображениях человекоподобных животных («тварей»). Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследства. Выдающимся памятником является грандиозный мозаичнофресковый ансамбль Софийского собора в Киеве, созданный византийскими и русскими мастерами. В росписи Софийского собора были помещены портретные изображения семьи князя Ярослава Мудрого, а лестницы башен, ведущие на хоры, украшены изображениями светского характера.

Княжеские дворцы и храмы резко отличались своими размерами и богатством от жилищ городского люда. Монументальное искусство было одним из сильных средств идеологического укрепления феодального строя. Но в то же время в величественных и торжественных образах архитектуры нашла отражение творческая сила русского народа, подлинного создателя материальных и культурных ценностей. Во второй половине XI в. возводятся каменные здания в княжеских монастырях в Киеве - Выдубицком, Дмитриевском, Печерском. В Вышгороде был сооружён огромный собор, соперничавший по величине с Киевским Софийским собором. Продолжалось и светское строительство.

Важной областью художественного творчества в IX-XI вв. было прикладное искусство. Мастера украшали тонко стилизованным растительным или «звериным» орнаментом металлические детали одежды, утварь, оружие. В этом орнаменте находили отражение мотивы народных преданий, появлялись характерные для дохристианских верований и культов образы птиц, древа жизни и пр. Быстрый путь развития проделало тесно связанное с потребностями и вкусами знати ювелирное искусство. Вместо характерного для X - начала XI в. сурового убора знати, состоявшего из тяжёлых кованых серебряных и золотых вещей, во второй половине XI в. русские ювелиры создают изысканные и утончённые золотые украшения, диадемы, колты, богато расцвеченные эмалью, драгоценными камнями, жемчугом и тончайшей сканью. Работа русских ювелиров изумляла иноземцев своим техническим и художественным совершенством.

В процессе наметившегося феодального дробления Древнерусского государства создались новые культурные центры. Но при всём своеобразии местных оттенков русской культуры сохранилось её единство.