Из Института психологии имени Выготского, входящего в состав РГГУ, уволились сразу 13 преподавателей. О массовом увольнении сообщалось ранее, однако точное число покинувших Институт преподавателей стало известно только сейчас.
Доктор медицинских наук, бывший преподаватель Института психологии имени Выготского , входящего в состав Российского государственного гуманитарного университета, Андрей Жиляев в интервью НСН рассказал, почему принял решение покинуть вуз, а также о конфликте Института с руководством РГГУ.
— Расскажите, пожалуйста, почему вы решили уйти?
— Меня не выжимали открыто, но я бы ушел в любом случае, потому что давно планировал переход на другую работу, просто так совпало по времени. Но я готов был остаться в институте на полставки, не ломать учебный процесс и дочитать в обозримом будущем курсы, а студентов, которые пишут дипломные и курсовые, довести до защит. К тому же, предметы, которые я в институте читал, больше никто не читает. В связи с этим я написал заявление о своей готовности остаться на полставки. На нем была поставлена виза ректора «возражаю». Больше попыток задержаться в РГГУ в каком-либо качестве я не предпринимал. Сразу оговорюсь, личной обиды на руководство у меня нет. Я просто недоумеваю, как они будут решать эту проблему.
— Почему Институт покинули сразу так много преподавателей?
— Сейчас там предпринимается попытка сократить Институт психологии до уровня общеуниверситетской кафедры, то есть практически его ликвидировать. Это очень странно, потому что Институт приносил стабильный доход и имел хорошие международные связи. То есть объективных причин ликвидации у ректората нет. Мы попросили предоставить нам цифры для проведения внутреннего финансового аудита, но получили отказ в ультимативной форме. К тому же, ректорат не утвердил ученый совет института. Он 15 лет существовал, последние 10 лет – практически в неизменяемом составе из ведущей профессуры, а вдруг, как говорится, без объявления войны, его не утверждают. А ученый совет – это руководящий орган института. Также начали тормозить работу диссертационного совета, который работает на базе института, — его работы приостановили практически без объяснений. Об этом с удивлением узнали лица из Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, которые по идее ответственны за этот совет. К тому же, в институте к началу учебного года не оказалось утвержденных трудовых договоров, а также не было составлено расписания с часами нагрузки.
В прошлом году за подобную ситуацию, возникшую исключительно по причине физического отсутствия со стороны ректората тех людей, которые могли бы подписать документы, мы с Кравцовой (директор Института психологии имени Выготского – НСН ) получили по замечанию. В этом году всё повторилось и в еще более запущенном варианте. Фактически получается так, что вся работа в Институте – учебная, научно-исследовательская, административная – встречает какие-то странные препоны со стороны ректората. Необоснованно урезали нагрузку – была совершенно нелепая идея совместить на разных кафедрах одни и те же, по их мнению, циклы. Но ведь под одинаковыми названиями содержатся совершенно разные курсы, и материалы для них готовятся разные. Клиническая психология для социальных работников и для клиников – это по сущности разные предметы, преподаватели говорят о разном. А в глазах ректората это было необоснованное удвоение нагрузки. Причем у нас нет неаттестованных рабочих мест, все время проблемы с помещениями для занятий. А если объединять кафедры? В одной аудитории будут сидеть люди, которые совершенно по-разному воспринимают информацию – это все равно что объединить физмат и физтех. Вроде названия похожи, но суть-то во многом разная.
— Все эти трудности возникли с началом учебного года или копились давно?
— Давно. Преподаватели держались сколько могли, потому что мы все были хорошим и надежным коллективом под руководством очень серьезного специалиста – Елены Кравцовой. Она же практически с нуля собрала этот Институт, и вдруг начала подвергаться какому-то странному давлению со стороны руководства РГГУ. Например, этот год в психологии – год Выготского, а она его внучка. И она не была даже приглашена в организационный комитет конференции, которую спланировал РГГУ без участия Института, хотя предыдущие 13 или 14 лет подряд именно мы организовывали такие мероприятия. Я задавал вопрос по этому поводу ректору, но внятного ответа не получил.
— Не так давно стало известно, что преподавателям Института не платят отпускные. Это правда?
— Да, уже второй год эти сложности возникают, хотя предпосылок нет. У нас много студентов, так называемых платников, и весь бюджет Института достаточно грамотно спланирован. Но отпускных нам не заплатили – второй год подряд. В прошлом году нас за три дня до отпуска известили о том, что отпускных не будет – вы представляете, у скольких людей порушились планы? К тому же, отпускные положены по закону.
— А кто-то из преподавательского состава вообще остался в Институте? По каким соображениям, как вы считаете?
— Я не выступаю за то, чтобы каким-то образом представлять коллаборационистами тех, кто остался. Решение каждый должен принимать сам. Уже уйдя из Института, я могу сказать, что эта ситуация кажется лично мне унизительной. Ну, и все преподаватели, которые ушли — это руководители направлений, а остались работать – не в полной степени реализованный подшерсток. Это люди, которые сочли для себя возможным получить преференции на фоне сложившейся ситуации. Боюсь, правда, что их чаяния не оправдаются, потому что у ректора есть другая команда, которая его больше устраивает. То есть на место уволившегося топ-менеджмента Института придет команда ректора. Фактически мы имеем дело с рейдерским захватом – попыткой взять успешный институт под свой контроль. Кто за это ответственен, мне неизвестно, но схема выглядит очень знакомой.
05 Новослободская 09 Менделеевская 05 Белорусская
02 БелорусскаяРосси́йский госуда́рственный гуманита́рный университе́т (РГГУ) - один из ведущих гуманитарных вузов России в сфере гуманитарных и социальных направлений , высшее учебное заведение в Москве .
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) был организован в марте 1991 года на базе .
Другим компонентом, влившимся в состав РГГУ, стал Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского - одно из наиболее прогрессивных дореволюционных высших учебных заведений, открытое для людей всех сословий и полов (существовал с по 1919 годы). С по 1932 год университет Шанявского был реорганизован в «Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова ». С по 1939 год этот же ВУЗ был переименован в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет, с по 1991 год носил название Высшая партийная школа при ЦК КПСС .
Таким образом, в качестве основного новый университет занял историческое здание университета Шанявского на Миусской площади, став преемником Высшей партийной школы. Здание Историко-архивного института на Никольской улице также стало равноправной частью территориальной структуры университета.
В середине 2010-х годов выяснилось, что в бюджете вуза образовалась «дыра» в 238 млн руб., в связи с чем началось сокращение численности преподавательских кадров . 16 сентября 2016 из Института психологии массово уволились 12 сотрудников из-за планов нового ректора вуза Евгения Ивахненко оптимизировать штат и увеличить нагрузку на преподавателей . В вузе распространилась практика внедрения годовых контрактов с преподавателями, а нагрузка на ставку преподавателя достигла 900 часов в год (и 600 часов внеаудиторной работы) .
С сентября 2017 года пост и.о. ректора, сменившего Е.Н. Ивахненко, занимает А. Б. Безбородов , взявший курс на повышение позиций вуза в рейтинге высших учебных заведений России. Была отменена повсеместная практика годичных контрактов с преподавателями, произошло уменьшение нагрузки на профессорско-преподавательский состав. Приказом Министра науки и высшего образования Российской Федерации в сентябре 2018 года назначен ректором РГГУ .
В 2018 году согласно рейтингу RAEX РГГУ вошел в топ-10 вузов в сфере «Гуманитарные и социальные направления». Одним из критериев стала кооперация вузов с ведущими мировыми образовательными организациями, в данной сфере РГГУ продемонстрировал уверенные лидирующие позиции .
РГГУ ведёт обучение студентов по 39 профессиональным образовательным программам бакалавриата и 28 направлениям магистратуры , в том числе: документоведение и архивоведение, международные отношения , востоковедение и африканистика , культурология , религиоведение , история , социология , политология , искусствоведение , музеология , менеджмент , туризм , реклама и связи с общественностью, экономика , философия , филология , психология , интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, журналистика и многие другие.
В РГГУ обучаются более 15 тыс. студентов. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 600 штатных преподавателей и около 200 совместителей, специалистов из учреждений РАН, вузов Москвы и других научных учреждений как отечественных, так и приглашенных специалистов из-за рубежа. В РГГУ работают более 70 академиков и членов-корреспондентов российских и иностранных академий, более 200 профессоров и докторов , свыше 500 кандидатов наук .
Кроме того действует 3 общеуниверситетских факультета (социологический, философский, истории искусства), 7 общеуниверситетских кафедр, 8 общеуниверситетских учебно-научных и научных центров, 17 международных учебно-научных центров .
Также в РГГУ действуют Институт дополнительного образования, Гуманитарный колледж, учебный художественный музей, созданный совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , научная библиотека, центр комплектования библиотек вузов РФ иностранной литературой, центр консервации документов библиотек вузов РФ.
Историко-архивный институт
Историко-архивный институт РГГУ (ИАИ РГГУ) - структурное подразделение в составе РГГУ, правопреемник Московского историко-архивного института (МГИАИ), основанного в 1930 году . Директор - д-р ист. наук, профессор А. Б. Безбородов . В составе института действуют: факультет архивного дела; факультет документоведения и технотронных архивов; факультет истории, политологии и права РГГУ, в том числе Учебно-научный Мезоамериканский центр им. Ю. В. Кнорозова; факультете международных отношений и зарубежного регионоведения, высшая школа документоведения и архивоведения.
Институт экономики, управления и права
Основная статья:
Институт информационных наук и технологий безопасности
Состоит из факультета информационных систем и безопасности (ФИСБ).
Институт филологии и истории
В составе института действуют: Историко-филологический факультет; Отделение переводоведения и практики перевода; Отделение литературы, театра и кино.
Институт восточных культур и античности
В составе института действуют: Центр сравнительного изучения культур Востока и Запада; Центр компаративистики ; Центр антиковедения; Центр восточной и эллинистической археологии; Центр древневосточных исследований; Мемориальный кабинет-библиотекa академика B. Н. Топорова ; а также 5 кафедр.
Институт новых образовательных технологий
В составе института действуют: Учебно-научный центр по разработке информационно-образовательных проектов; Учебно-научный центр перспективных медиа-технологий; Центр сетевого вещания, обслуживания и информационнай поддержки комплекса мультимедийных классов; учебно-научная лаборатория развивающих технологий; лаборатория системной интеграции образовательного пространства; лаборатория по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики; лаборатория технических средств обучения.
Русская антропологическая школа
Учебно-научный институт «Русская антропологическая школа» образован в 2003 году на базе семинара «Когнитивные проблемы антропологии». РАШ - этап реализации плана академика Вячеслава Всеволодовича Иванова создать учебно-научную структуру, интегрирующую разные гуманитарные науки и смежные с ними дисциплины логико-математического и биологического знания.
Отделение социокультурных исследований
Создано в 2013 г., руководитель отделения - Галина Ивановна Зверева . В состав отделения входят кафедра истории и теории культуры, учебно-научный центр социокультурных проектов и школа неформального гуманитарного образования «Культурное измерение». Подготовка бакалавров по направлениям «Культура России», «Культура Европы», «Культура массовых коммуникаций», а также магистров по программам «Культура медиа» и «Культурология XX в.». Среди преподавателей ОСКИ - О. В. Гавришина, К. Ю. Ерусалимский, И. В. Кондаков, О. В. Мороз, Е. И. Нестерова, А. А. Олейников, Е. Е. Савицкий, И. Г. Яковенко. ОСКИ проводит ежегодно в середине апреля конференцию «Современные методы изучения культуры».
Общеуниверситетские факультеты
Общеуниверситетские кафедры
РГГУ является партнёром программы «Российские интеллектуальные ресурсы», поэтому ежегодно университет заканчивает большое количество выпускников, которые потом идут на работу в ведущие российские и зарубежные компании, а также в государственное управление. Из выпускников РГГУ можно выделить такие известные личности, как: Тина Канделаки , Максим Галкин , Андрей Малахов , Иван Алексеев (Noize MC) , Дмитрий Борисов , Людмила Алябьева, Петр Осипов, Юрий Ландер , Александр Малкин, Давид Белозеров и другие.
Диссертационный совет по экономической теории в РГГУ неоднократно упоминается в расследованиях «Диссернета » о «плагиате в научной работе»: «Наш любимый экспертный совет - по экономической теории. Вот некоторые из его экспертов. Учёный секретарь этого ЭС, директор института экономики и права РГГУ Надежда Ивановна Архипова - член диссовета № 212.198.01. Только у нас на сервере есть 54 фальшивых диссертации, защищенных в этом диссовете. Сама Надежда Ивановна участвовала в „многоцветных“ защитах соискателя Ю. В. Мусарского и доцента РГГУ Л. И. Бадренковой» . По оценке «Диссернета», в данном диссертационном совете произошло 50 «липовых» защит .
В 2014 году в РГГУ состоялся круглый стол по проблемам плагиата в науке. Согласно докладу Сергея Пархоменко , в диссовете Д 212.198.01 по экономическим наукам в РГГУ работала «фабрика диссертаций профессора Федора Стерликова», производившая диссертации, содержащие плагиат. В числе плагиаторов в докладе также был упомянут заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ, профессор Д. А. Шевченко . В вузе была создана комиссия по антиплагиату, рассматривающая диссертации бывших и действующих сотрудников РГГУ, которая была ликвидирована при ректоре Евгении Ивахненко .
В мае 2015 года преподаватели РГГУ написали открытое письмо ректору Е. И. Пивовару, в котором подвергли критике унизительную, по их мнению, практику заключения годичных контрактов с преподавателями, по которой преподаватели не получают зарплату за летние месяцы. Также в письме критикуется отсутствие морального осуждения и необходимой административной реакции по защищённым в РГГУ диссертациям, содержащим массовый плагиат. Всего письмо подписали 105 человек, в том числе 74 научных сотрудника РГГУ и 3 академика РАН . Встреча преподавателей с ректором 27 мая закончилась отказом ректора отвечать на вопросы преподавателей и его досрочным уходом со встречи .
Николай Белов, работавший с бывшим ректором Юрием Афанасьевым с 1988 года до его последнего дня, в том числе много лет как помощник ректора, резко критикует нынешнее руководство вуза. По его словам, университет превратился в рыхлый конгломерат структур, библиотека существует непонятно как, а первоклассное издательство уничтожено. Преподавателям задерживают зарплаты, чего не было даже «в лихие девяностые». По новому Уставу, выборы превратились «в откровенный фарс»: учёный совет, избирающий ректора, фактически формирует нынешний и. о. ректора. Белов также отмечает, что Устав вуза могла изменить лишь Конференция РГГУ, которой не было. Поскольку Устав был все-таки изменён, этот факт подпадает под статью 292 Уголовного кодекса («Служебный подлог») .
Информация о вузе
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) – Московский вуз, организованный на базе Московского историко-архивного института на стыке двух эпох: советской и новой российской. Это – достаточно молодой вуз с почти вековыми традициями преподавания: институт архивоведения, ставший его историческим предшественником, был основан еще в 1930 г. МИАИ десятилетиями готовил историков и архивистов высшей квалификации, многие из которых стали гордостью российской науки.
Университет – первый инновационный проект гуманитарного образования в России: здесь используются новые методики преподавания, применяются новые подходы к научной работе, широко внедрены в образовательный процесс информационные технологии.
Университет – это огромный учебно-научный комплекс, включающий множество факультетов, кафедр и научных центров. Университет исследовательского типа – РГГУ – постоянно совершенствует свою научную и учебно-методическую базу, вовлекая в научную работу не только преподавателей и аспирантов, но и студентов.
Обучение студентов ведется по 22 специальностям 12 направлений подготовки, которые включают: историко-архивоведение, востоковедение, международные отношения, религиоведение, культурологию, историю, социальную антропологию, политологию, связи с общественностью, документоведение, музеологию, искусствоведение, менеджмент, журналистику, мировую экономику, филологию, философию, интеллектуальные системы, психологию.
В Российском государственном гуманитарном университете проходят обучение свыше 10 000 студентов. Еще 20 000 студентов получают образование в филиалах. Преподавательский состав включает свыше 600 преподавателей, работающих в штате университета, а также приблизительно 200 совместителей. Качественная характеристика кадрового состава преподавателей: свыше 70 академиков, а также членов-корреспондентов академий, как отечественных, так и зарубежных; свыше 200 докторов наук и профессоров, более 500 кандидатов наук и доцентов. Университет охватывает все уровни образования: от довузовского и среднего профессионального, до аспирантуры и докторантуры.
Ректор вуза – Е.И. Пивовар – известный ученый, член-корреспондент РАН, профессор, доктор исторических наук, специалист высочайшего класса в области историографии, теории истории, отечественной истории ХХ века.
Научная библиотека университета – богатейшее собрание уникальных фондов: свыше 1 млн. книг, от последних научных исследований до архивных данных. Прекрасную библиотечную базу для обучения органично дополняет широкое использование новейших информационных технологий: работают компьютерные и мультикомплексные классы с инновационным оборудованием, медиатека.
Визитная карточка РГГУ – Музейный центр, воплотивший в себе идею музея как образовательного учреждения.
Международная деятельность университета ведется достаточно активно: около 1000 студентов и сотрудников каждый год принимают участие в программах по международному обмену; высшее учебное заведение активно в международных программах и проектах в сфере гуманитарного образования; проводит международные конференции и другие мероприятия с участием представителей зарубежных государств. Вуз полностью отвечает современным требованиям, выдвигаемым к образовательным стандартам, и идет по пути интеграции в международное образовательное пространство.
Среди вузов России по качеству высшего образования и уровню науки РГГУ занимает высокую позицию в рейтинге (третье место среди гуманитарных высших учебных заведений России). Университет признан как ведущий российский научный центр в области социальных и гуманитарных наук. Широкая сеть филиалов вуза охватывает всю страну, работая на принципах дистанционного обучения.
По отзывам студентов, в общежитиях университета создана комфортная обстановка, которая обеспечивает высокое качество студенческой жизни и дает прекрасные возможности для самоподготовки. Интересная студенческая жизнь обеспечивается широким спектром культурно-массовых мероприятий, кружков, секций и факультативов, среди которых каждый студент может выбрать то направление, которое поможет ему раскрыться в качестве творческой личности. Лучшие студенты получают именные стипендии, что дает прекрасный стимул к учебе, научной работе и общественной жизни.
В состав Российского государственного гуманитарного университета входит десять учебно-научных институтов:
Каждый абитуриент имеет возможность освоить именно то направление гуманитарных наук, которое будет максимально соответствовать сфере его интересов.
В университете действуют все образовательные уровни: открыты бакалавриат, магистратура и специалитет. Диплом РГГУ дает широкие возможности трудоустройства своим выпускникам, поскольку специалисты, прошедшие обучение в вузе, отличаются высокой квалификацией и прекрасным качеством практической подготовки.
Гуманитарный колледж РГГУ представляет довузовский уровень подготовки, интегрированный в общую систему получения высшего образования. Студенты колледжа получают возможность продолжать дальнейшее обучение уже непосредственно в стенах университета по сопряженным программам высшего профессионального образования.
Широкий спектр форм обучения, применяемых в РГГУ, позволяет охватить различные категории студентов:
Высокое качество образовательных услуг позволяют студентам получить все необходимые теоретические знания и практические навыки, вне зависимости от выбранной формы обучения. В Российском государственном гуманитарном университете созданы уникальные условия для подготовки высококлассных специалистов в различных сферах гуманитарных наук, имеющих всестороннее образование и востребованных на рынке труда России.