Российский государственный гуманитарный университет. — Расскажите, пожалуйста, почему вы решили уйти

Из Института психологии имени Выготского, входящего в состав РГГУ, уволились сразу 13 преподавателей. О массовом увольнении сообщалось ранее, однако точное число покинувших Институт преподавателей стало известно только сейчас.

Доктор медицинских наук, бывший преподаватель Института психологии имени Выготского , входящего в состав Российского государственного гуманитарного университета, Андрей Жиляев в интервью НСН рассказал, почему принял решение покинуть вуз, а также о конфликте Института с руководством РГГУ.

— Расскажите, пожалуйста, почему вы решили уйти?

— Меня не выжимали открыто, но я бы ушел в любом случае, потому что давно планировал переход на другую работу, просто так совпало по времени. Но я готов был остаться в институте на полставки, не ломать учебный процесс и дочитать в обозримом будущем курсы, а студентов, которые пишут дипломные и курсовые, довести до защит. К тому же, предметы, которые я в институте читал, больше никто не читает. В связи с этим я написал заявление о своей готовности остаться на полставки. На нем была поставлена виза ректора «возражаю». Больше попыток задержаться в РГГУ в каком-либо качестве я не предпринимал. Сразу оговорюсь, личной обиды на руководство у меня нет. Я просто недоумеваю, как они будут решать эту проблему.

— Почему Институт покинули сразу так много преподавателей?

— Сейчас там предпринимается попытка сократить Институт психологии до уровня общеуниверситетской кафедры, то есть практически его ликвидировать. Это очень странно, потому что Институт приносил стабильный доход и имел хорошие международные связи. То есть объективных причин ликвидации у ректората нет. Мы попросили предоставить нам цифры для проведения внутреннего финансового аудита, но получили отказ в ультимативной форме. К тому же, ректорат не утвердил ученый совет института. Он 15 лет существовал, последние 10 лет – практически в неизменяемом составе из ведущей профессуры, а вдруг, как говорится, без объявления войны, его не утверждают. А ученый совет – это руководящий орган института. Также начали тормозить работу диссертационного совета, который работает на базе института, — его работы приостановили практически без объяснений. Об этом с удивлением узнали лица из Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, которые по идее ответственны за этот совет. К тому же, в институте к началу учебного года не оказалось утвержденных трудовых договоров, а также не было составлено расписания с часами нагрузки.

В прошлом году за подобную ситуацию, возникшую исключительно по причине физического отсутствия со стороны ректората тех людей, которые могли бы подписать документы, мы с Кравцовой (директор Института психологии имени Выготского – НСН ) получили по замечанию. В этом году всё повторилось и в еще более запущенном варианте. Фактически получается так, что вся работа в Институте – учебная, научно-исследовательская, административная – встречает какие-то странные препоны со стороны ректората. Необоснованно урезали нагрузку – была совершенно нелепая идея совместить на разных кафедрах одни и те же, по их мнению, циклы. Но ведь под одинаковыми названиями содержатся совершенно разные курсы, и материалы для них готовятся разные. Клиническая психология для социальных работников и для клиников – это по сущности разные предметы, преподаватели говорят о разном. А в глазах ректората это было необоснованное удвоение нагрузки. Причем у нас нет неаттестованных рабочих мест, все время проблемы с помещениями для занятий. А если объединять кафедры? В одной аудитории будут сидеть люди, которые совершенно по-разному воспринимают информацию – это все равно что объединить физмат и физтех. Вроде названия похожи, но суть-то во многом разная.

— Все эти трудности возникли с началом учебного года или копились давно?

— Давно. Преподаватели держались сколько могли, потому что мы все были хорошим и надежным коллективом под руководством очень серьезного специалиста – Елены Кравцовой. Она же практически с нуля собрала этот Институт, и вдруг начала подвергаться какому-то странному давлению со стороны руководства РГГУ. Например, этот год в психологии – год Выготского, а она его внучка. И она не была даже приглашена в организационный комитет конференции, которую спланировал РГГУ без участия Института, хотя предыдущие 13 или 14 лет подряд именно мы организовывали такие мероприятия. Я задавал вопрос по этому поводу ректору, но внятного ответа не получил.

— Не так давно стало известно, что преподавателям Института не платят отпускные. Это правда?

— Да, уже второй год эти сложности возникают, хотя предпосылок нет. У нас много студентов, так называемых платников, и весь бюджет Института достаточно грамотно спланирован. Но отпускных нам не заплатили – второй год подряд. В прошлом году нас за три дня до отпуска известили о том, что отпускных не будет – вы представляете, у скольких людей порушились планы? К тому же, отпускные положены по закону.

— А кто-то из преподавательского состава вообще остался в Институте? По каким соображениям, как вы считаете?

— Я не выступаю за то, чтобы каким-то образом представлять коллаборационистами тех, кто остался. Решение каждый должен принимать сам. Уже уйдя из Института, я могу сказать, что эта ситуация кажется лично мне унизительной. Ну, и все преподаватели, которые ушли — это руководители направлений, а остались работать – не в полной степени реализованный подшерсток. Это люди, которые сочли для себя возможным получить преференции на фоне сложившейся ситуации. Боюсь, правда, что их чаяния не оправдаются, потому что у ректора есть другая команда, которая его больше устраивает. То есть на место уволившегося топ-менеджмента Института придет команда ректора. Фактически мы имеем дело с рейдерским захватом – попыткой взять успешный институт под свой контроль. Кто за это ответственен, мне неизвестно, но схема выглядит очень знакомой.

Метро

05 Новослободская 09 Менделеевская 05 Белорусская

02 Белорусская

Росси́йский госуда́рственный гуманита́рный университе́т (РГГУ) - один из ведущих гуманитарных вузов России в сфере гуманитарных и социальных направлений , высшее учебное заведение в Москве .

История [ | ]

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) был организован в марте 1991 года на базе .

Другим компонентом, влившимся в состав РГГУ, стал Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского - одно из наиболее прогрессивных дореволюционных высших учебных заведений, открытое для людей всех сословий и полов (существовал с по 1919 годы). С по 1932 год университет Шанявского был реорганизован в «Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова ». С по 1939 год этот же ВУЗ был переименован в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет, с по 1991 год носил название Высшая партийная школа при ЦК КПСС .

Таким образом, в качестве основного новый университет занял историческое здание университета Шанявского на Миусской площади, став преемником Высшей партийной школы. Здание Историко-архивного института на Никольской улице также стало равноправной частью территориальной структуры университета.

В середине 2010-х годов выяснилось, что в бюджете вуза образовалась «дыра» в 238 млн руб., в связи с чем началось сокращение численности преподавательских кадров . 16 сентября 2016 из Института психологии массово уволились 12 сотрудников из-за планов нового ректора вуза Евгения Ивахненко оптимизировать штат и увеличить нагрузку на преподавателей . В вузе распространилась практика внедрения годовых контрактов с преподавателями, а нагрузка на ставку преподавателя достигла 900 часов в год (и 600 часов внеаудиторной работы) .

С сентября 2017 года пост и.о. ректора, сменившего Е.Н. Ивахненко, занимает А. Б. Безбородов , взявший курс на повышение позиций вуза в рейтинге высших учебных заведений России. Была отменена повсеместная практика годичных контрактов с преподавателями, произошло уменьшение нагрузки на профессорско-преподавательский состав. Приказом Министра науки и высшего образования Российской Федерации в сентябре 2018 года назначен ректором РГГУ .

В 2018 году согласно рейтингу RAEX РГГУ вошел в топ-10 вузов в сфере «Гуманитарные и социальные направления». Одним из критериев стала кооперация вузов с ведущими мировыми образовательными организациями, в данной сфере РГГУ продемонстрировал уверенные лидирующие позиции .

Обучение [ | ]

РГГУ ведёт обучение студентов по 39 профессиональным образовательным программам бакалавриата и 28 направлениям магистратуры , в том числе: документоведение и архивоведение, международные отношения , востоковедение и африканистика , культурология , религиоведение , история , социология , политология , искусствоведение , музеология , менеджмент , туризм , реклама и связи с общественностью, экономика , философия , филология , психология , интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, журналистика и многие другие.

В РГГУ обучаются более 15 тыс. студентов. Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 600 штатных преподавателей и около 200 совместителей, специалистов из учреждений РАН, вузов Москвы и других научных учреждений как отечественных, так и приглашенных специалистов из-за рубежа. В РГГУ работают более 70 академиков и членов-корреспондентов российских и иностранных академий, более 200 профессоров и докторов , свыше 500 кандидатов наук .

Кроме того действует 3 общеуниверситетских факультета (социологический, философский, истории искусства), 7 общеуниверситетских кафедр, 8 общеуниверситетских учебно-научных и научных центров, 17 международных учебно-научных центров .

Также в РГГУ действуют Институт дополнительного образования, Гуманитарный колледж, учебный художественный музей, созданный совместно с Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , научная библиотека, центр комплектования библиотек вузов РФ иностранной литературой, центр консервации документов библиотек вузов РФ.

Историко-архивный институт

Историко-архивный институт РГГУ (ИАИ РГГУ) - структурное подразделение в составе РГГУ, правопреемник Московского историко-архивного института (МГИАИ), основанного в 1930 году . Директор - д-р ист. наук, профессор А. Б. Безбородов . В составе института действуют: факультет архивного дела; факультет документоведения и технотронных архивов; факультет истории, политологии и права РГГУ, в том числе Учебно-научный Мезоамериканский центр им. Ю. В. Кнорозова; факультете международных отношений и зарубежного регионоведения, высшая школа документоведения и архивоведения.

Институт экономики, управления и права

Основная статья:

Институт информационных наук и технологий безопасности

Состоит из факультета информационных систем и безопасности (ФИСБ).

Институт филологии и истории

В составе института действуют: Историко-филологический факультет; Отделение переводоведения и практики перевода; Отделение литературы, театра и кино.

Институт восточных культур и античности

В составе института действуют: Центр сравнительного изучения культур Востока и Запада; Центр компаративистики ; Центр антиковедения; Центр восточной и эллинистической археологии; Центр древневосточных исследований; Мемориальный кабинет-библиотекa академика B. Н. Топорова ; а также 5 кафедр.

Институт новых образовательных технологий

В составе института действуют: Учебно-научный центр по разработке информационно-образовательных проектов; Учебно-научный центр перспективных медиа-технологий; Центр сетевого вещания, обслуживания и информационнай поддержки комплекса мультимедийных классов; учебно-научная лаборатория развивающих технологий; лаборатория системной интеграции образовательного пространства; лаборатория по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики; лаборатория технических средств обучения.

Русская антропологическая школа

Учебно-научный институт «Русская антропологическая школа» образован в 2003 году на базе семинара «Когнитивные проблемы антропологии». РАШ - этап реализации плана академика Вячеслава Всеволодовича Иванова создать учебно-научную структуру, интегрирующую разные гуманитарные науки и смежные с ними дисциплины логико-математического и биологического знания.

Отделение социокультурных исследований

Создано в 2013 г., руководитель отделения - Галина Ивановна Зверева . В состав отделения входят кафедра истории и теории культуры, учебно-научный центр социокультурных проектов и школа неформального гуманитарного образования «Культурное измерение». Подготовка бакалавров по направлениям «Культура России», «Культура Европы», «Культура массовых коммуникаций», а также магистров по программам «Культура медиа» и «Культурология XX в.». Среди преподавателей ОСКИ - О. В. Гавришина, К. Ю. Ерусалимский, И. В. Кондаков, О. В. Мороз, Е. И. Нестерова, А. А. Олейников, Е. Е. Савицкий, И. Г. Яковенко. ОСКИ проводит ежегодно в середине апреля конференцию «Современные методы изучения культуры».

Общеуниверситетские факультеты

Общеуниверситетские кафедры

  • Кафедра стран постсоветского зарубежья
  • Кафедра истории науки
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра прикладных иностранных языков "Международные специализации"
  • Кафедра физического воспитания
  • Группа Гражданской обороны
Общеуниверситетские учебно-научные и научные центры
  • Центр изучения религий
  • Учебно-научный центр социальной антропологии
  • Центр «Общество историков русской философии им. В. В. Зеньковского»
  • Центр изучения культуры народов Сибири
  • Учебно-научный центр визуальной антропологии и эгоистории
  • Научно-образовательный центр когнитивных программ и технологий
  • Учебно-научный центр типологии и семиотики фольклора
  • Учебно-научный институт русской истории
Международные учебно-научные центры Филиалы

Ректоры [ | ]

Выпускники [ | ]

РГГУ является партнёром программы «Российские интеллектуальные ресурсы», поэтому ежегодно университет заканчивает большое количество выпускников, которые потом идут на работу в ведущие российские и зарубежные компании, а также в государственное управление. Из выпускников РГГУ можно выделить такие известные личности, как: Тина Канделаки , Максим Галкин , Андрей Малахов , Иван Алексеев (Noize MC) , Дмитрий Борисов , Людмила Алябьева, Петр Осипов, Юрий Ландер , Александр Малкин, Давид Белозеров и другие.

Критика [ | ]

Диссертационный совет по экономической теории в РГГУ неоднократно упоминается в расследованиях «Диссернета » о «плагиате в научной работе»: «Наш любимый экспертный совет - по экономической теории. Вот некоторые из его экспертов. Учёный секретарь этого ЭС, директор института экономики и права РГГУ Надежда Ивановна Архипова - член диссовета № 212.198.01. Только у нас на сервере есть 54 фальшивых диссертации, защищенных в этом диссовете. Сама Надежда Ивановна участвовала в „многоцветных“ защитах соискателя Ю. В. Мусарского и доцента РГГУ Л. И. Бадренковой» . По оценке «Диссернета», в данном диссертационном совете произошло 50 «липовых» защит .

В 2014 году в РГГУ состоялся круглый стол по проблемам плагиата в науке. Согласно докладу Сергея Пархоменко , в диссовете Д 212.198.01 по экономическим наукам в РГГУ работала «фабрика диссертаций профессора Федора Стерликова», производившая диссертации, содержащие плагиат. В числе плагиаторов в докладе также был упомянут заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ, профессор Д. А. Шевченко . В вузе была создана комиссия по антиплагиату, рассматривающая диссертации бывших и действующих сотрудников РГГУ, которая была ликвидирована при ректоре Евгении Ивахненко .

В мае 2015 года преподаватели РГГУ написали открытое письмо ректору Е. И. Пивовару, в котором подвергли критике унизительную, по их мнению, практику заключения годичных контрактов с преподавателями, по которой преподаватели не получают зарплату за летние месяцы. Также в письме критикуется отсутствие морального осуждения и необходимой административной реакции по защищённым в РГГУ диссертациям, содержащим массовый плагиат. Всего письмо подписали 105 человек, в том числе 74 научных сотрудника РГГУ и 3 академика РАН . Встреча преподавателей с ректором 27 мая закончилась отказом ректора отвечать на вопросы преподавателей и его досрочным уходом со встречи .

Николай Белов, работавший с бывшим ректором Юрием Афанасьевым с 1988 года до его последнего дня, в том числе много лет как помощник ректора, резко критикует нынешнее руководство вуза. По его словам, университет превратился в рыхлый конгломерат структур, библиотека существует непонятно как, а первоклассное издательство уничтожено. Преподавателям задерживают зарплаты, чего не было даже «в лихие девяностые». По новому Уставу, выборы превратились «в откровенный фарс»: учёный совет, избирающий ректора, фактически формирует нынешний и. о. ректора. Белов также отмечает, что Устав вуза могла изменить лишь Конференция РГГУ, которой не было. Поскольку Устав был все-таки изменён, этот факт подпадает под статью 292 Уголовного кодекса («Служебный подлог») .

Информация о вузе

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) – Московский вуз, организованный на базе Московского историко-архивного института на стыке двух эпох: советской и новой российской. Это – достаточно молодой вуз с почти вековыми традициями преподавания: институт архивоведения, ставший его историческим предшественником, был основан еще в 1930 г. МИАИ десятилетиями готовил историков и архивистов высшей квалификации, многие из которых стали гордостью российской науки.

Университет – первый инновационный проект гуманитарного образования в России: здесь используются новые методики преподавания, применяются новые подходы к научной работе, широко внедрены в образовательный процесс информационные технологии.

Университет – это огромный учебно-научный комплекс, включающий множество факультетов, кафедр и научных центров. Университет исследовательского типа – РГГУ – постоянно совершенствует свою научную и учебно-методическую базу, вовлекая в научную работу не только преподавателей и аспирантов, но и студентов.

Обучение студентов ведется по 22 специальностям 12 направлений подготовки, которые включают: историко-архивоведение, востоковедение, международные отношения, религиоведение, культурологию, историю, социальную антропологию, политологию, связи с общественностью, документоведение, музеологию, искусствоведение, менеджмент, журналистику, мировую экономику, филологию, философию, интеллектуальные системы, психологию.

В Российском государственном гуманитарном университете проходят обучение свыше 10 000 студентов. Еще 20 000 студентов получают образование в филиалах. Преподавательский состав включает свыше 600 преподавателей, работающих в штате университета, а также приблизительно 200 совместителей. Качественная характеристика кадрового состава преподавателей: свыше 70 академиков, а также членов-корреспондентов академий, как отечественных, так и зарубежных; свыше 200 докторов наук и профессоров, более 500 кандидатов наук и доцентов. Университет охватывает все уровни образования: от довузовского и среднего профессионального, до аспирантуры и докторантуры.

Ректор вуза – Е.И. Пивовар – известный ученый, член-корреспондент РАН, профессор, доктор исторических наук, специалист высочайшего класса в области историографии, теории истории, отечественной истории ХХ века.

Научная библиотека университета – богатейшее собрание уникальных фондов: свыше 1 млн. книг, от последних научных исследований до архивных данных. Прекрасную библиотечную базу для обучения органично дополняет широкое использование новейших информационных технологий: работают компьютерные и мультикомплексные классы с инновационным оборудованием, медиатека.

Визитная карточка РГГУ – Музейный центр, воплотивший в себе идею музея как образовательного учреждения.

Международная деятельность университета ведется достаточно активно: около 1000 студентов и сотрудников каждый год принимают участие в программах по международному обмену; высшее учебное заведение активно в международных программах и проектах в сфере гуманитарного образования; проводит международные конференции и другие мероприятия с участием представителей зарубежных государств. Вуз полностью отвечает современным требованиям, выдвигаемым к образовательным стандартам, и идет по пути интеграции в международное образовательное пространство.

Среди вузов России по качеству высшего образования и уровню науки РГГУ занимает высокую позицию в рейтинге (третье место среди гуманитарных высших учебных заведений России). Университет признан как ведущий российский научный центр в области социальных и гуманитарных наук. Широкая сеть филиалов вуза охватывает всю страну, работая на принципах дистанционного обучения.

По отзывам студентов, в общежитиях университета создана комфортная обстановка, которая обеспечивает высокое качество студенческой жизни и дает прекрасные возможности для самоподготовки. Интересная студенческая жизнь обеспечивается широким спектром культурно-массовых мероприятий, кружков, секций и факультативов, среди которых каждый студент может выбрать то направление, которое поможет ему раскрыться в качестве творческой личности. Лучшие студенты получают именные стипендии, что дает прекрасный стимул к учебе, научной работе и общественной жизни.

В состав Российского государственного гуманитарного университета входит десять учебно-научных институтов:

  • экономики, управления и права;
  • историко-архивный;
  • психологии;
  • лингвистики;
  • массмедиа;
  • филологии и истории;
  • информационных наук и технологий безопасности;
  • новых образовательных технологий;
  • восточных культур и античности;
  • русская антропологическая школа.

Каждый абитуриент имеет возможность освоить именно то направление гуманитарных наук, которое будет максимально соответствовать сфере его интересов.

В университете действуют все образовательные уровни: открыты бакалавриат, магистратура и специалитет. Диплом РГГУ дает широкие возможности трудоустройства своим выпускникам, поскольку специалисты, прошедшие обучение в вузе, отличаются высокой квалификацией и прекрасным качеством практической подготовки.

Гуманитарный колледж РГГУ представляет довузовский уровень подготовки, интегрированный в общую систему получения высшего образования. Студенты колледжа получают возможность продолжать дальнейшее обучение уже непосредственно в стенах университета по сопряженным программам высшего профессионального образования.

Широкий спектр форм обучения, применяемых в РГГУ, позволяет охватить различные категории студентов:

  • очная форма обучения (для студентов, которые могут полностью посвятить себя учебе);
  • заочная форма обучения (для работающих студентов);
  • очно-заочная форма обучения (для занятых категорий студентов);
  • экстернат;
  • дистанционная форма обучения (для студентов, проживающих в других городах РФ);
  • вечерняя форма обучения (для работающих студентов);
  • дополнительное профессиональное образование.

Высокое качество образовательных услуг позволяют студентам получить все необходимые теоретические знания и практические навыки, вне зависимости от выбранной формы обучения. В Российском государственном гуманитарном университете созданы уникальные условия для подготовки высококлассных специалистов в различных сферах гуманитарных наук, имеющих всестороннее образование и востребованных на рынке труда России.