Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения

Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения "Листопад". Анализ стихотворения Ивана Бунина «Листопад Бунин листопад основная мысль

Анализ стихотворения Листопад Бунина по плану

1. История создания . Стихотворение "Листопад" было написано И. А. Буниным в 1900 г. При публикации поэт посвятил его . Произведение дало название поэтическому сборнику а 1903 г., за который он получил Пушкинскую премию.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема произведения - осенняя природа. Осень выступает не просто временем года, но одушевленным существом, "тихою вдовой", вступающей в свой "терем расписной". Природа застыла в своем великолепии. Все живое наслаждается "последними мгновениями счастья". Этот "немой покой" уже очень скоро сменится холодами и ненастной погодой.

Безмолвие в природе постепенно становится пугающим, переходящим в "мертвый сон". "Застывшая красота" осеннего леса напоминает о смерти. Начавшиеся затяжные дожди заставляют Осень "запереться в тереме", который неуклонно теряет свои яркие краски и разрушается. Опустевший лес оглашается лишь звуками охотничьих рогов. Под их "грустный вопль" облетает последняя листва и улетают на юг птицы. Наступает день, когда сама Осень вынуждена покинуть "раскрытый терем" и отправиться вслед за птицами.

Автор не испытывает печали. Безрадостная картина осиротевшего леса вскоре совершенно преобразится и заиграет новыми красками ("засеребрится мертвый край"). Осенний терем будет окончательно разрушен новыми хозяевами ("ворвутся... ветры из тундры"), но лишь для того, чтобы воздвигнуть зимние "чертоги ледяные".

4. Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из семи строф.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой (перекрестная, кольцевая и смежная).

6. Выразительные средства . Стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Автор использует огромное количество эпитетов при описании красоты осени ("лиловый", "золотой", "багряный", "расписной", "янтарный"), переходного состояния природы ("мрачны и ненастны", "грустный", "туманных") и будущей зимы ("сугробах мягких", "инеи сквозные").

Произведение построено на олицетворении. Главным одухотворенным персонажем является Осень, которая "вступает", "знает", "выходит". Особую красоту стихотворению придают различные образные метафоры ("березы желтою резьбой", "воздушной паутины ткани", "сентябрь... местами крышу снял") и сравнения ("точно терем расписной", "как вышки", "как сеть из серебра").

7. Главная идея произведения заключается в неизбежности годового цикла. Разрушение прекрасного "осеннего терема" может вызвать печаль и сожаление. Но "мертвый край" недолго будет пустовать. Вступив в свои права, Зима преобразит природу. Зимнее холодное царство обладает своей неповторимой красотой. Цикличность лежит в основе всей жизни и служит залогом ее вечности.

Текст этого небольшого по объему стихотворения мы анализировали с семиклассниками. Взяли его для того, чтобы попробовать написать рецензию. Я пыталась вызвать у ребят интерес к тексту и помочь им найти подступы к его анализу.

Ивана Алексеевича Бунина ученики 7 класса знают как прозаика по рассказам “Цифры” и “Лапти” и немного как поэта.

Приступая к работе над текстом, задаю детям вопрос: Когда вы слышите слово “листопад”, какие ассоциации у вас возникают? Ответы получаю самые разнообразные, записываем их на доске, объясняем. Затем обращаемся к стихотворению: интересно узнать, как это слово звучит у поэта. Читаем текст.

Листопад

Льет дождь холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре.

Можно ли сказать, что здесь рассказывается о листопаде? – Нет. – О чем же? Что является предметом, объектом внимания автора? (Это тема текста.) Составляем смысловые гнезда:

Почему же Бунин дает именно такое название стихотворению? Ведь о листопаде всего одна строка: “Кружатся листья по полянам ”. (Основная мысль текста – главная мысль произведения, выражающая отношение автора к действительности, к предмету своего внимания.)В ходе беседы приходим к мысли о том, что поэт тоскует по уходящей красоте, по движению, символизирующему жизнь, и настроение у него грустное. А вы что испытываете, когда читаете бунинский текст? Понятна ли вам позиция автора?

Обращаем внимание на то, что поэта интересуют не отдельные детали, из которых складывается картина. Эти детали (дождь, листья, гуси…) находятся в едином пространстве. Проследим за взглядом художника слова:

Переходя к разговору о языковых средствах исходного текста, ребята в первую очередь видят в нем изобразительные средства (тропы) и без особого труда их называют. Картина осени – зимы рисуется автором с помощью эпитетов: дождь “холодный”, “длинный” караван, леса “багряны”, “морозное” серебро; сравнения: “дождь холодный, точно лед”; метафор-олицетворений: “кружатся листья”, “караван гусей”, “дымы встают столбами”, “дни идут”, “земля в серебре”.

Произвести впечатление на читателя, вызвать в его душе отклик помогают выразительные средства языка (фигуры речи). Это антитеза , которая присутствует во всем стихотворении: движение в первой строфе и его отсутствие в последней строке, дождь и “морозное серебро”, беспорядочное движение (“кружатся листья”) и строго направленное (“гуси держат перелет”); инверсия в первой строфе, с помощью которой на первое место выходит действие: “льет дождь”, “кружатся листья”; звукопись представлена аллитерацией на звуки [л], [д], [т] в начале и на звук [р] в конце первой строфы и ассонансом на звук [о] (в первой строке он встречается пять раз) и на звук [а] (во второй строке он повторяется семь раз), что позволяет говорить о смене настроения в тексте. Если затронуть вопрос о цветописи, то она здесь не очень яркая: “лед”, “дымы”, “багряны”, “серебро”. Как видим, преобладают ахроматические цвета. Обратим внимание на багряный цвет. Спрашиваю у ребят: “Значение его в данном тексте такое же, как и в знакомом с пятого класса отрывке из другого стихотворения И.А.Бунина и тоже с названием “Листопад”:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный ,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной?”

– Нет. В нашем тексте леса багряны не оттого, что они покрыты разноцветными листьями, а потому, что автор их увидел зимой на заре.

Относительно новый материал для семиклассников – синтаксические средства языка. Посмотрим на предложения в стихотворении. Их всего три: первое и третье бессоюзные сложные, и второе – простое нераспространенное. В виде схемы это выглядит так:

Как все четко: определенность, стройность формы текста и соответствие каждого из трех предложений трем микротемам (осень – время – зима) ! И “но” здесь не “сочинительный противительный союз”. Через него автор передает неизбежность течения времени и свою грусть об ушедшем.

Наблюдение за глаголами – сказуемыми показывает, что все они стоят в настоящем времени и плавно переходят в краткие прилагательное – сказуемое “багряны” и причастие- сказуемое “недвижимы”, а в последнем предложении совсем отсутствуют. О чем это может говорить? Так поэт показывает постепенный переход природы из одного состояния в другое, от жизни ко сну. Самый “живой” глагол в тексте – “кружатся”, он же и самый “веселый”.

Не проходим мимо и “серьезного” словосочетания (высокий стиль) – “держат перелет”. Почему поэт не говорит просто: гуси летят на юг? Дети замечают, что Бунин к этому явлению относится серьезно и с уважением, сравнивая его с тем, как человек держит свой путь.

И совсем коротко об элементах стихосложения. Стихотворение написано четырехстопным ямбом (--" --" --" --") с использованием пиррихия (двусложная безударная стопа – пропуск очередного метрического ударения – в ямбе и хорее) во всех строках, кроме первых в каждой строфе. Рифмовка разная: в первом четверостишии – кольцевая, во втором – перекрестная. Рифма в основном точная, как мужская, так и женская.

Заканчивая работу над текстом стихотворения И.А.Бунина “Листопад”, ребята говорят о том, что этот текст содержит загадку, заставляет думать о серьезных вещах, что автор его – И.А.Бунин – поэт интересный.

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Стихотворение И.А.Бунина «Листопад» - яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.

Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости. В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.

Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии...

При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.

Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени - тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…

Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.

Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».

В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах. Повторение же звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.

В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».

Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.

Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.

«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама

Мастерская для 11 кл....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Творчество Ивана Алексеевича Бунина популярно во всем мире. За время своей жизни он написал огромное количество произведений, которые создавали настоящий резонанс среди читателей. Очень популярным стихотворением раннего периода автора является «Листопад». Созданы стихотворные строки в начале девятнадцатого века, когда поэту уже исполнилось тридцать лет.

В этом же году данное произведение было опубликовано и представлено для обсуждения читателям того времени. В октябре 1900 года стих был презентован в известном журнале, именуемом «Жизнь». Посвящалось стихотворение Горькому и являлось своеобразной осенней поэмой.

Этот стих стал самым первым в создании поэтического сборника, который был напечатан спустя три года и удостоен премии имени Пушкина. Стихотворение «Листопад» понравилось многим, а сам автор очень сильно дорожил им всю жизнь.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Произведение «Листопад» представляет собой своеобразную лирическую композицию с пейзажной тематикой, которая посвящена описанию природы в осенний период. В композиции Бунин использовал свои личные наблюдения, поэтому в стихотворении прослеживаются мотивы философии. Автор рассуждал по поводу течения человеческой жизни и изменения человеческих судеб по воле случая.

Стихотворение отличается своеобразным и необычным построением строк и рифм. Если рассмотреть рифмовку, здесь имеется определенный перечень четверостиший и отдельных двустиший, которые преподнесены читателю в виде четырехстопного ямба.

Главная особенность стихотворения «Листопад» - это своеобразная напевность, которая приближает данное произведение к фольклорной типологии.

Повествование стихотворения Ивана Алексеевича направлено на расширение временных и пространственных границ. Это отслеживается во всей сюжетной части.

Начало поэмы отличается краткостью временного промежутка – это всего-навсего один день из жизни. Действие в данном случае ограничивается простым пейзажем – поляной. Такая особенность позволяет имитировать ощущение последних счастливых моментов. Автор концентрирует внимание на мелочах, например, на мотыльке, который чувствует последние прощальные и теплые лучи солнца, а на этом фоне постукивает дрозд, напоминая об уходящем лете.

В ходе формирования сюжетной части действие постепенно расширяется на месяцы. Автор напоминает о «кружащем» сентябре. Пространственная значимость в сюжете уходит от мелочей, и особое внимание уделяется уже лесу, небу и всей окружающей природе, расширяя границы до масштаба всей планеты.

В представленном стихотворении пора года является собирающим понятием. Осень в произведении «Листопад» - это своеобразное существо, которое может существовать самостоятельно. Данная «госпожа» - некая тихоня-вдова, которая является хозяйкой всей природы – лесов, лугов, полей.

Автор с помощь такого эксклюзивного очеловеченного образа осени старается показать читателю все особенности внутреннего мира и жизненного цикла природы. Этот мир полон как радости, так и грусти, здесь есть как счастливые моменты, так и различные страдания.

Автору удалось удивительно правдиво передать смену настроений, заложенных глубоко в личности героя. Здесь присутствуют всевозможные художественные обороты. Они созданы таким образом, чтобы сущность человека и природных особенностей не имели явного разделения.

Бунин показывает читателю идеи о возможности вечной жизни, а также особенную цикличность, которая отслеживается в процессах мироздания. В поэме смена природы показана в виде специфического кольца. Красота поры года – осени, окутанной золотистым нарядом – передается через увядание. Может показаться, что природа гибнет и страдает, но это совсем не так. Просто всё живое готовится к длительному сну, который будет обеспечен в зимнюю пору.

Первая часть произведения представлена читателю в виде прекрасного образа леса, окутанного золотистой листвой и растительностью. Здесь используются практически все краски, встречающиеся в натуральной природе. Эта цветовая гамма искусно разукрашивает всё стихотворение: серебряная паутина, терем лилового оттенка, янтарная тональность листвы, освещенная солнцем поляна.

Поэт старается передать читателю осеннее время года в виде своеобразной сказки. Имитируя красоту и особенности этого времени. В строках также отслеживается сказочная лексика, например, автором приводится сравнение поляны с широкой дворовой территорией, в качестве терема используется лесной массив, а просветы между листьями на деревьях – это своеобразные окна.

Постепенно восприятие светлой картины разноцветной осени приобретает минорное, и даже грустное настроение. Таким образом, автор указывает на то, что осень – это «тихая вдова». Данные образы напоминают о мотивах смерти, страданиях и грусти. Дальнейшая часть стихотворения уже показана в виде картины, на которой преобладает безмолвный и уставший лес, которые ожидает скорой смерти. Это отслеживается практически в каждой строчке и навевает грусть на читателя.

Постепенно сюжетная линия переходит к третьей части. На данном этапе осень «умирает» и это заметно по многим вещам. Автор передает ощущение угасания с помощью различных звуков, а яркие краски начинают пропадать, и уходят в небытие. Осень покидает описываемые места.

Заключительная часть также имитирует смерть и гибель натуральной природы. Но, хотя дуют сильные ветры, и в права вступает зима, многим обитателям леса нравится такая погода.

В своём стихотворении «Листопад» Бунин старается передать читателю осенний период максимально ярко и выражено, чтобы человек смог ощутить натуральность происходящего. Для этого в произведении используются различные дополнительные приемы. Например, чтобы передать движения применяются специфические выразительные средства:

✔ Инверсия. Используется она в первой строфе – кружат листья, льет дождь.


Стоит заметить, что в стихотворении присутствует большое количество разнообразных тропов. Буниным изысканно используется и анафора, которая представляет собой ассонанс при замене буквы «О» на «Е». Такая особенность позволяет создать в произведении мелодичность. Замена букв «Ш», «С» в различных словосочетаниях олицетворяет звуки натуральной природы, стараясь передать читателю максимальную естественность происходящей ситуации на примере тишины и шуршания листьев.

В представленной читателю поэме имеется большое количество сравнительных оборотов, например, мотылек сравнивается с белым лепестком, а блеск ткани с серебром. В стихотворении достаточно и различных метафор, например, терем с пестротой, а также широкий двор вместо луга.

Имеются в произведении и специфические олицетворения, стараясь максимально качественно показать читателю то, что осень представляет собой своеобразное живое существо – осень, заходя в свой терем. Иногда олицетворения перекликаются вместе с метафорами, например, дым встает столбами. Полно в произведении и эпитетов – вдова, мертвая молчаливость, серебряный мороз.

В заключение нелишним будет отметить, что Иван Алексеевич Бунин – это настоящий художник мысли. Автор произведения «Листопад», благодаря своему таланту, смог передать в словесной форме множественные особенности окружающего мира, все красоту природы и ее величие.