Идет строительство Европы. С этим связываются большие надежды. Их удастся реализовать, только учитывая исторический опыт: ведь Европа без истории была бы подобна дереву без корней. День сегодняшний начался вчера, будущее всегда обусловлено прошлым. Прошлое не должно связывать руки настоящему, но может помочь ему развиваться, сохраняя верность традициям, и создавать новое, продвигаясь вперед по пути прогресса. Наша Европа, территория, расположенная между Атлантикой, Азией и Африкой, существует с давнего времени: ее пределы определены географией, а нынешний облик формировался под воздействием истории - с тех самых пор, как греки дали ей имя, оставшееся неизменным до наших дней. Будущее должно опираться на это наследие, которое накапливалось с античных, если не с доисторических времен: ведь именно благодаря ему Европа в своем единстве и одновременно многообразии обладает невероятными внутренними богатствами и поразительным творческим потенциалом .
Серия «Становление Европы» была основана пятью издательствами в различных странах, выпускающими книги на разных языках: «Бек» (Мюнхен), «Бэзил Блэквелл» (Оксфорд), «Критика» (Барселона), «Латерца» (Рим) и «Сёй» (Париж). Задача серии - рассказать о становлении Европы и о неоспоримых достижениях на пройденном пути, не скрывая проблем, унаследованных от прошлого. На пути к объединению наш континент пережил периоды разобщенности, конфликтов и внутренних противоречий. Мы задумали эту серию потому, что, по нашему общему мнению, всем, кто участвует в строительстве Европы, необходимо как можно полнее знать прошлое и представлять себе перспективы будущего. Отсюда и название серии. Мы считаем, что время писать сводную историю Европы еще не настало. Сегодня мы предлагаем читателям работы лучших современных историков, причем кто-то из них живет в Европе, а кто-то - нет, одни уже добились признания, другие же пока не успели. Авторы нашей серии обращаются к основным вопросам европейской истории, исследуют общественную жизнь, политику, экономику, религию и культуру, опираясь, с одной стороны, на давнюю историографическую традицию, заложенную Геродотом, с другой - на новые концепции, разработанные в Европе в XX веке, которые глубоко преобразовали историческую науку, особенно в последние десятилетия. Благодаря установке на ясность изложения эти книги будут доступны самой широкой читательской аудитории .
Мы стремимся приблизиться к ответу на глобальные вопросы, которые волнуют сегодняшних и будущих творцов Европы, равно как и всех людей в мире, кому небезразлична ее судьба: «Кто мы такие? Откуда пришли? Куда идем?»
Жак Ле Гофф составитель серии
Посвящается Брониславу Геремеку
Любая историческая книга, даже если в ней рассматривается весьма отдаленный период прошлого, связана с сегодняшним днем. Эта книга имеет прямое отношение к современной ситуации в Европе. Я пишу ее в 2002–2003 годах, в момент между принятием единой европейской валюты и вступлением в состав Европейского союза нескольких государств Центральной и Восточной Европы. Важно также, что книга выходит в серии «Становление Европы»: это общее начинание пяти разноязычных издательств, задуманное как вклад в создание единого культурного пространства. Само название серии «Становление Европы» отражает желание издателей и авторов беспристрастно осветить обстоятельства складывания единой Европы и повысить тем самым престиж исторической истины.
Это исследование не претендует на всеохватность: я не буду последовательно рассматривать историю Средних веков и не ставлю себе задачи осветить все основные вопросы, связанные с историей этого периода, даже сколь-нибудь полно, а тем более подробно.
Наша книга иллюстрирует тезис о том, что Средневековье было эпохой зарождения и формирования Европы как исторической реальности и понятия. Средние века стали решающей вехой в истории Европы: на них пришлось ее рождение, детство и юность, хотя у людей того времени не возникало желания строить единую Европу и эта идея даже не приходила им в голову. Ясное представление о Европе как о целом возникло только у Папы Пия II (Энея Сильвия Пикколомини, носившего папский сан с 1458 по 1464 год). В 1458 году он написал текст, озаглавленный «Европа», за которым в 1461 году последовала «Азия». Эта перекличка напоминает о важности диалога Европы и Азии. Идея Средневековья как эпохи зарождения Европы широко обсуждалась накануне Второй мировой войны и после нее - в период интенсивных раздумий о судьбах Европы, а также выработки экономических, культурных и политических проектов, реализация которых предполагалась в масштабах всей Европы. Работы, в которых наиболее отчетливо сформулирована «европейская идея», принадлежат перу специалистов по XVI веку: «Европа. Возникновение идеи» (1957) англичанина Дэниса Хэя (Hay) 1 и «История европейской идеи» (1961) итальянца Федерико Кабода (Chabod) - запись университетских курсов 1943–1944 и 1947–1948 годов. Но саму концепцию зарождения Европы в период Средневековья предложили накануне Второй мировой войны два французских историка, основавшие журнал «Анналы», с которого началось обновление историографии, - Марк Блок (Bloch) и Люсьен Февр (Febvre). М. Блок писал: «Европа возникла, когда рухнула Римская империя», а Л. Февр подхватил его мысль, добавляя: «Лучше сказать, что возникновение Европы стало возможно, когда империя пришла в состояние раздробленности». В главе «Первый урок» курса, прочитанного в Коллеж де Франс в 1944–1945 годах (L’Europe. Genèse d’une civilisation. P. 44.), Люсьен Февр пишет: «На протяжении всего Средневековья (а конец Средневековья нужно относить к моменту, далеко продвинутому в Новое время) основные идеи христианской культуры, не привязанные к конкретной почве, курсировали, преодолевая условные границы лоскутных королевств, и это мощное воздействие христианства сыграло свою роль в создании общего образа мыслей, свойственного всем жителям Запада, несмотря на разделяющие их границы; это общее мировоззрение постепенно секуляризировалось, и на его основе сформировалось европейское сознание».
Марк Блок предлагает европейский взгляд на Средневековье. Впервые он сформулировал эти идеи на Международном конгрессе по историческим наукам в Осло в 1928 году в своем докладе «Сравнительная история европейских обществ», который был напечатан в журнале «Ревю де синтез историк» в декабре 1928 года. Потом он возвращается к этой теме: «проект преподавания сравнительной истории европейских обществ» фигурирует в представлении его кандидатуры для Коллеж де Франс (1934). В этом же тексте он пишет: «Европейский мир, именно как европейский, - это порождение Средневековья, когда одним махом была разрушена целостность средиземноморской цивилизации, весьма, заметим, относительная: в тот момент в одном горниле перемешались и народы, когда-то попавшие под власть Рима, и те, что не были завоеваны Римской империей. Тогда-то и родилась Европа в привычном понимании этого слова… И возникший тогда европейский мир с тех пор то и дело охватывают общие веяния» 2 .
Эти первые контуры Европы и явления, предвосхищающие образ Европы, возникший в XVIII веке (прилагательное européen - «европейский» во французском языке появилось в 1721 году, а выражение à l’européenne - «по-европейски» - в 1816 году), ни в коей мере не похожи на линейный процесс и не дают оснований утверждать, что идея единой Европы была подспудно заложена в ее истории или географии. До сегодняшнего дня Европу еще нужно выстраивать и даже - продумывать. Прошлое предлагает направления, но не диктует ничего определенного, так что настоящее, в его поступательном развитии, - во многом дело случая и результат свободного человеческого выбора.
В этой работе мы постараемся обрисовать те контуры Европы, что сложились в Средневековье, а также события, которые в большей или меньшей степени изменили эти первые очертания, хотя здесь и неприложимо представление о последовательном процессе, состоящем из побед и отступлений.
Но мы попробуем доказать также, что это время (IV–XV вв.) было ключевым для развития Европы и что из всех составляющих европейского наследия, которые имеют значение сегодня и будут не менее важны в будущем, средневековая составляющая - самая значимая.
В Средние века отчасти выявились, а отчасти и сформировались такие реальные и проблемообразующие особенности Европы, как сочетание потенциальной общности и глубинных различий, смешение населения, выделение оппозиций между Западом и Востоком, Севером и Югом, нечеткость восточной границы и приоритетная роль культуры, которая играет роль объединяющего начала. В этой книге мы будем обращаться как к тому, что принято называть историческими фактами, так и к явлениям, относящимся к ментальности. Формирование ментальных образов, сферы человеческого воображения, которое очень бурно развивалось в Средневековье, - принципиальная составляющая процесса складывания Европы и как реальности, и как идеи. Читая эту книгу, нужно с самого начала иметь в виду, что понятие границы в Средневековье колеблется между реальностью и представлением. Четкой линии границы, прочерченной римскими пограничными валами (limes), которые протянулись на огромные расстояния, больше не существовало, точно так же как не было четкой границы между «этим светом» и потусторонним миром. Лестница Иакова, по которой спускаются и поднимаются, сталкиваясь друг с другом, люди и ангелы, была для средневекового человека обыденным зрелищем. Границы в их сегодняшнем линейном виде, как множество пропускных пунктов и столбов, появились в Средневековье достаточно поздно - в момент создания государств, и то не всюду. Появление таможни в период экономического пробуждения и становления более или менее выраженных национальных экономик произойдет только на рубеже XIII и XIV веков. Присоединение Руссильона к французскому Лангедоку в конце XIII века, конфликты между каталонскими купцами, королем Арагона и королем Майорки из-за повышения пошлин на каталонские товары в порту Кольюр (ставшем после присоединения Руссильона самой удаленной точкой французского Средиземноморья) показывают, как постепенно, через подобные столкновения, происходило в Средние века становление границ. Медиевисты не без основания отказались от американской концепции границы, разработанной историком Тернером (Turner) для Дальнего Запада, поскольку она не применима к европейской истории: исследователи подчеркивают, что в Средневековье, до позднего его периода, когда началось становление государств, границы были местом встреч и противостояний, но, кроме того, еще и зоной обмена и смешения, на базе которой Карл Великий в начале IX века введет пограничные округа (марки) - а их важность для Средневековья переоценить трудно. Марка, как показал Жан-Франсуа Лемаринье (Lemarignier), имела особое значение для института феодализма: там влиятельный вассал клялся своему сеньору в верности 3 , и можно даже сказать, что эти нечеткие и открытые для проникновения псевдограницы благоприятствовали смешению европейских народов. Что же касается рек, которые часто играли роль границ, то они были скорее не «текучими стенами», а местом встреч на нейтральной территории для сильных мира сего (например, императора Священной Римской империи и короля Франции). Королевство западной Франкии, а потом и Францию ограничивали с восточной стороны четыре реки: Шельда, Мёз, Сона и Рона. Даниель Нордман (Nordman) обратил внимание на то, что хронист Фруассар, который в своем XIV веке был самым «европейским» по духу из всех хронистов, для обозначения того, что мы называем границей, чаще всего использует слово «марка», а «границу» (frontière) оставляет для обозначения линии фронта на войне.
Прежде чем отправляться искать Европу в Средневековье, заметим, что и в те времена, и в более поздние ее обозначали также и другими названиями. Как мы уже видели и еще не раз увидим, Европа была неким понятием, противопоставлявшимся Азии и, в более широком плане, Востоку. Следовательно, термин «Запад» может обозначать территорию, которая приблизительно совпадает с Европой. И хотя такое использование понятия «Запад» было не слишком распространено в Средние века, оно подкреплялось в сознании людей разделением христианского мира 4 на Византийскую империю и латинский христианский мир, которое вытекало из раздела Римской империи на Восточную и Западную. Грандиозная цезура, разрыв между Восточной и Западной Европой, который ощущался со времен Римской империи, в Средние века получил новое обоснование - это был разрыв лингвистический, религиозный и политический. «Западный» характер латинской христианской Европы, который определил основы Европы нынешней, подчеркивался теорией, предложенной несколькими христианскими интеллектуалами в XII–XIII веках. Это была идея перемещения средоточия власти и культуры с востока на запад: translatio imperii, translatio studii, что соответствовало переходу власти от Византийской империи к империи Германской и передаче знания из Афин и Рима - в Париж. Это движение культуры на запад, безусловно, сыграло свою роль в формировании мнения о превосходстве западноевропейской культуры, которого придерживались многие европейцы будущих столетий.
Вопреки распространенному убеждению, эти представления возникли не в первые века существования христианства. Конечно, в эпоху Карла Великого говорили о христианской империи, но понятие «христианский мир» начнут использовать для обозначения территории, которая станет прообразом Европы, лишь во времена христианских завоеваний XI века, после введения реформ, которые получат название григорианских, когда начнет свою деятельность знаменитый клюнийский орден 5 и родится идеология крестовых походов. Выражение «христианский мир» может привести к некоторой путанице. Никто не отрицает принципиальной роли христианства в создании Европы и в складывании уникального европейского сознания. Даже после того как в Европе распространились идеи Просвещения и светские взгляды, христианская основа, в явной или скрытой форме, продолжает играть важнейшую роль. Однако христианство было лишь очень существенным и долгим эпизодом в истории, которая началась до появления христианства и продолжается параллельно с его упадком. Заметим еще, с целью показать относительность всех наименований, что в эпоху крестовых походов мусульмане называли всех христиан франками, а у христиан, в свою очередь, бытовало слово «сарацины» - название одного из арабских племен, которое византийцы, а вслед за ними и люди с Запада, применяли ко всем мусульманам. Еще в ходу были такие названия, как «смуглолицые» (noirauds), или «мавры», от слова morisco, которым мусульман называли испанцы.
Если же мы хотим, как объявлено в заглавии книги, говорить о Европе, то следует прояснить историю самого слова «Европа», поскольку историки, как и средневековые клирики, считают, что явление определяется своим названием. Это показано в Книге Бытия; однако нельзя не заметить, что даже названия, которые казались самыми незыблемыми, со временем выходили из употребления, - из этого следует, что личности и реалии, которые ими обозначались, тоже в каком-то смысле были преходящими.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа № 2»
Голышмановского района Тюменской области
Конспект урока по истории
в 10 классе
«Мир эпохи средневековья»
подготовил
учитель истории и обществознания
Попов Артем Андреевич
Голышманово
2014
Цели:
Сформировать представление учащихся об эпохе Средневековья. Познакомить учащихся со Средневековыми цивилизациями и принципом периодизации Средних веков.
Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.
Воспитать интерес к прошлому, к истории.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с миром эпохи Средневековья. Подробно рассмотрим само понятие «Средневековье», его периодизацией, и отношениями между государствами.
Объяснение нового материала:
Принципы периодизации Средних веков
Понятие «Средние века» возникло в эпоху Возрождения. Одним из первых его использовал римский историк Ф. Бъондо (1392 -1463). Он обозначил им время, отделявшее эпоху Античности от современной ему действительности, когда возродился интерес к культурному и духовному наследию Древнего Рима и античной Греции. Наступление Средних веков связывалось с падением Западной Римской империи и возникновением на ее территории десятков королевств, основанных «варварами», не знавшими и не понимавшими ценностей римско-эллинистической культуры. Современная наука отказалась от взгляда на Средние века как своего рода «темный период» в истории человечества. На протяжении примерно тысячи лет Средневековья в странах Европы постепенно совершенствовались орудия труда, менялись социальные отношения, политическая организация общественной жизни. Перемены дали стимул становлению предпринимательства, развитию мануфактур и торговли, обеспечившим наступление Нового времени - эпохи европейского господства. Спорным в науке остается вопрос о том, насколько универсально понятие «феодализм», каковы особенности Средних веков в странах Востока. Европейские историки XIX в. еще мало знали о прошлом государств Азии и полагали, что феодальные отношения существовали повсеместно. Более фундаментальное изучение всеобщей истории в XX в. показало, что в большинстве стран Востока общественные уклады, организация политической жизни очень отличались от европейских. У каждой из великих цивилизаций Востока, где в период европейского Средневековья проживало приблизительно 70% населения мира, были свои значимые события, связанные с уникальными особенностями их развития. Однако события, которые были рубежными для Европы, - падение Западной Римской империи, Возрождение, открытие Нового Света -мало сказались на жизни большинства народов Азии. Для них 11овое время наступило лишь с началом эпохи европейских колониальных завоеваний, нарушивших неспешное течение исторического времени Востока. В последние десятилетия многие историки, особенно сторонники теории локальных цивилизаций, стали признавать, что такие понятия, как «Средние века», «феодализм», следует считать европоцентристскими, т.е. применимыми лишь к истории Европы. С учетом этого в современных исторических грудах все чаще говорится о «европейском Средневековье», «европейском феодализме».
Мир глазами средневекового европейца
Человеку XXI в., привыкшему к быстрым переменам в жизни, способному менее чем за сутки достичь любой точки земного тара или за минуты связаться с абонентом на другом континенте по телефону или даже увидеть его с помощью Интернет, порой трудно представить, как воспринимал мир средневековый европеец. Подавляющее большинство обитателей Европы в ранние Средние века составляли крестьяне, которые жили в одних и тех же поселениях из поколения в поколение, передавая свои знания и навыки по наследству. Им не приходило в голову усомниться в правильности существующих сословных порядков, праве сеньоров-землевладельцев требовать выполнения повинностей и вытаптывать посевы во время охоты. Грамотных людей (т.е. умеющих читать и писать на латинском языке) было мало, в основном это были священнослужители, монахи и купцы. Даже многие феодалы, прекрасно владевшие оружием, не умели ни читать, ни писать. Люди, как правило, плохо представляли себе, что происходит за пределами своего села, городка, владения, - отсюда огромное влияние церкви, которую они воспринимали как несокрушимую и всезнающую высшую силу. Без священников и их благословения не обходились ни рождения, ни похороны. При необходимости они могли призвать к порядку зарвавшегося сеньора, повлиять - во что люди верили - на погоду, урожай, здоровье, посмертную судьбу. Церковь владела тайной Второго пришествия и Страшного суда, которого страшились все европейцы. Так, накануне наступления 1000 г. от Рождества Христова все страны Европы охватила паника: люди были убеждены, что эта круглая дата не может обойтись без негативных последствий. Кроме того, духовенство и шире - церковь являлась хранительницей знаний, в том числе географических, опиравшихся на труды ученых древности, особенно Аристотеля, авторитет которого в Средневековье был непререкаемым. Мир представлялся географам Средневековья чем-то вроде плоского диска (догадка о том, что Земля круглая, не считалась ересью, хотя вызывала сомнения) с вращающейся вокруг него твердой небесной сферой, на которой размещались Солнце, Луна, звезды и планеты. На европейских средневековых картах достаточно точно отражены очертания самой Европы и стран Средиземноморья, которые посещали европейские купцы. От времен древности, от знаний, полученных от Византии и арабов, было известно о существовании обширного континента Азии, таких стран, как Индия и Китай. Однако достоверной информации о них у европейцев не было. Существовали лишь легенды о людях «с песьими головами», с одной ногой и огромными ушами, об ужасных варварах, питающихся человечиной и живущих в Азии.
Доколумбовы цивилизации Америки
Обширные территории Северной и Южной Америки во времена европейского Средневековья заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жили в условиях родоплеменного строя. Они занимались охотой и собирательством. Ограниченное распространение получило земледелие и скотоводство. В то же время на территории современной Мексики и в районе Андского нагорья (современное Перу) уже сложились первые государственные образования ацтеков и инков. Уровень их развития приблизительно соответствовал таковому в Древнем Египте. Во время испанского завоевания большая часть памятников культуры древних американских государств была разрушена. Одна из первых цивилизаций, о которых есть достоверные сведения, - цивилизация майя существовала в V -XV вв. на полуострове Юкатан. Майя разработали иероглифическое письмо, собственную двадцатеричную систему счета, создали очень точный календарь, включавший 365 дней. У майя не было единого государства, их цивилизацию составляли соперничавшие один с другим города. Основными занятиями жителей юродов были земледелие, ремесло и торговля. Широко использовался труд рабов, обрабатывавших поля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землепользование, при котором применялся подсечно-огневой метод обработки земли. Цивилизация майя папа жертвой войн между городами-государствами и нападений враждебных племен. Единственный сохранившийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был уничтожен европейцами в конце XVII в. Самой развитой цивилизацией Северной Америки к моменту испанского вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV в. завоевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоянные войны с соседними племенами с целью захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, выращивали высокие урожаи. Их строительное мастерство, ремесла (ткачество, вышивка, резьба по камню, керамика) не уступали европейским. При этом золото, слишком непрочный металл для изготовления оружия и инструментов, ценилось ацтеками ниже меди и серебра. Особую роль в ацтекском обществе играли жрецы. Верховный правитель, или тлакатлекутль , был одновременно верховным жрецом и военачальником. У ацтеков существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвоприношения, они считались необходимыми, чтобы умилостивить богов. По описаниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно ценилось принесение в жертву детей и молодых девушек. В Южной Америке наиболее развитым было государство инков, занимавшее площадь более 1 млн кв. км с населением более 6 млн человек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загадочных. У них были развиты металлургия, ремесла, они использовали ткацкие станки, на которых ткали ковры и ткани для одежды; инки строили каналы, дамбы; выращивали кукурузу и картофель, до открытия Америки неизвестные европейцам. При этом торговля у них не была развита. Инки, как и другие американские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьючных животных. Однако они построили развитую сеть дорог.
Аравийские племена в начале новой эры
Большая часть Аравийского полуострова представляла (и представляет) собой пустыню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существовать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена кочевников-бедуинов, у которых к VII в. сохранялись многие черты родоплеменного строя. Племенем руководил меджлис - совет, состоявший из глав семей или родовых общин. Заметную роль играли военные вожди. Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов и скота. При этом особенно высоко ценились верблюды. Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысячелетии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию. К началу VII в. в Аравии все острее ощущалась проблема перенаселенности. Контроль над торговыми путями перешел в основном к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков вызывали массовое недовольство городских низов.
Возникновение ислама
Основателем новой религии - ислама (слово означает покорный) - был Мухаммад (это имя означает одержимый духом, или пророк). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом. По признанию Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов в белых одеждах. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебраил (Гавриил), который изложил ему основы нового учения и провозгласил Мухаммада пророком единого Бога - Аллаха. Проповедь нового учения, ислама, вызвала возмущение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вынужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсчета нового летоисчисления. Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остававшимися языческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Аравия была объединена сторонниками ислама. Исламское учение после смерти пророка было изложено в священной книге - Коране, составленной в стихотворной форме. Ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник - Сунну, мусульманское священное предание, считающееся дополнением к Корану. Ислам по своей сути принадлежит к религиям спасения, мусульмане признают пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предписывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличается от христианства. Внешняя сторона этих различий - гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни. Правоверные должны пять раз в день совершать молитву (намаз, или салям), омовение, строго соблюдать посты. Им запрещается пить вино, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывается обряд обрезания. Женщинам полагается носить чадру. Каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.
К числу различий относятся следующие: 1. Ислам жестко регламентировал повседневную жизнь. Каждый шаг правоверного мусульманина должен сверяться с Кораном. Шариат - свод правовых и религиозных норм праведного поведения, единственный источник права. Их нарушение квалифицируется не только как моральный грех перед Богом (как и в случае пренебрежения христианскими заповедями), но и как наказуемое властями преступление. По этой причине в исламском мире не разграничивались духовная и светская власть, церковный и светский суд. В отдельных мусульманских странах, например в Иране, они до сих пор полностью не разграничены. 2. Ислам был воинствующим учением. При провозглашении джихада, т.е. священной войны с неверными, участие в ней считалось долгом каждого мусульманина; погибшие на такой войне, согласно исламскому учению, сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он изначально основывался на фатализме (вере в предопределенность) и убеждении, что все происходящее в мире и в жизни отдельного человека решается волей единого Бога - Аллаха. 3. Ислам закреплял нормы патриархата, отводя женщине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой религии со стороны аравийских племен, чьи традиции матриархата ко времени распространения ислама уже себя изживали.
Арабские завоевания
Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает наместник, заместитель), им принадлежала вся полнота духовной и светской власти. Под их руководством арабские войска нанесли поражение двум крупнейшим державам, ведшим борьбу за контроль над Ближним Востоком, - Византии и Ирану. Арабы завоевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неоднократно (в 668, 673-678, 716-718 гг.) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, они дошли до реки Амударьи, Северной Индии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Северную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, но там в битве при Пуатье в 732 г. они потерпели поражение от франкских рыцарей.
Распад Арабского халифата
Огромная исламская держава (сначала ее столицей был Дамаск, затем - Багдад) недолго сохраняла единство. В 750 г. в отдельный халифат выделилась Испания. В начале IX в. возникли самостоятельные халифаты в Марокко, Египте, Иране, Средней Азии.
Во владениях Багдадского халифата, по мере того как завоеватели осваивали хозяйственный уклад покоренных земель, начали обостряться внутренние противоречия.
Историческое наследие Арабского халифата
Несмотря на то что халифат, как и другие крупные державы Древнего мира и Средних веков, был недолговечным государственным образованием, арабские завоевания оказали большое влияние на развитие народов Евразии.
Благодаря распространению ислама и арабского языка образ жизни народов на обширных территориях от Западной Африки до границ Китая сблизился. Это, в свою очередь, способствовало развитию торговли и ремесел. На завоеванных землях прокладывали дороги, строили ирригационные сооружения, водяные и ветряные мельницы.
Достижения в области научных и технических знаний в исламском мире были значительными. При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели сочли, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к античной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристотеля, Птолемея и Евклида в Западной Европе в эпоху Возрождения возродился в большой мере под влиянием арабов. Больших успехов арабские ученые достигли в изучении истории, географии, медицины, астрономии, математики. Арабы раньше европейцев начали использовать огнестрельное оружие. В начале XII в. у них появились первые пушки, стрелявшие каменными ядрами и разрывными бомбами. (У европейцев артиллерия появилась лишь в начале XIV в.) Европа заимствовала у арабов как десятеричную систему исчисления, так и связанные с нею слова - «цифра», «алгебра», «алхимия», «тариф» и др. Широкую известность обрела арабская поэзия.
книгопечатание . В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде , однако в целом наука находилась в глубоком упадке. Д/з: § 14 - 15. Ответить на вопросы после параграфа.Список использованной литературы
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
СредневековЫЕ цивилизациИ Европы И ВОСТОКА Д/З: записи в тетради
План урока: Что такое Средние века? Переход к Средневековью. Сеньориальный строй. Города в Средневековом обществе. Сословное общество.
Что такое Средние века? Термины «Средние века», «Средневековье» впервые появились в словаре итальянских гуманистов эпохи Возрождения. В XVII в. термин «Средние века» вошел в периодизацию всемирной истории и стал одним из общепринятых в истории, философии, социологии. В эпохе Средневековья выделяют периоды: 1. V -Х вв. – варварство 2. XI - XIII вв. – расцвет Средневековья 3. XIV - XV вв. – упадок Средневековья
Переход к Средневековью В Средневековье на авансцену истории Запада выходит Европа. Два мира стояли у колыбели Средневековья: греко-римская (античная) цивилизация и мир варварских (германских, кельтских, славянских) народов. Лучше всего изучены процессы становления средневекового общества в Северной Галлии, где существовало Франкское государство.
Переход к Средневековью Франкское государство эпохи Меровингов. До VII в. В его жизни преобладали явления регресса: сократилась численность населения; пришли в упадок старые римские города; были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла; римская система управления была практически уничтожена. Государство, созданное королем франков Хлодвигом, принадлежало к тому типу государств, которые историки называют варварскими королевствами: король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение, которое он вправе делить, завещать, дарить; аппарата государственного управления не было; суд осуществлялся в соответствии с нормами обычного права.
Переход к Средневековью Новые явления в жизни франков: аграризация экономической и социальной жизни (ее центром стала деревня), усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве, рост крупного землевладения знати, укрепление ее власти над крестьянством, возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов (первыми христианство в его ортодоксальной форме приняли в 496 г. ф ранки).
Переход к Средневековью В 800 г. папа римский Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной, Франкское государство было провозглашено империей. Короновавшийся в Риме и получивший корону из рук главы церкви Карл Великий, король франков, становился символом единства германских традиций, римского имперского прошлого и христианских начал. Карл Великий в результате долгих войн создал огромную державу.
Переход к Средневековью Время существования Каролингской державы было периодом оформления целого ряда институтов Средневековья: с истема зависимости крестьян от крупной знати; распространяются бенефиции; все шире становится практика пожалования иммунитетов, превращавших землевладельца в независимого правителя в своих землях.
Переход к Средневековью В основных чертах оформляется культурно-исторический тип, присущий средневековой цивилизации: усилия деятелей Каролингского Возрождения; античное культурное наследие; христианское вероучение; традиции германских народов СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ
Сеньориальный строй Аграрный строй средневековой Европы в своих основных чертах сложился в XI - XIII вв. Главной ценностью считалась земля. ЗЕМЕЛЬНОЕ ДЕРЖАНИЕ СЕНЬОРИЯ ФЕОД
Сеньориальный строй Крестьяне собственностью на землю не обладали, это признавалось привилегией господствующего сословия. Они лишь пользовались землей, выполняя в пользу ее собственника определенные повинности (денежная рента, натуральный оброк, барщина). Но крепостного права, по мнению ряда историков, западноевропейское Средневековье не знало. Более того, уже с XIII в. (а кое-где и с XII в.) начался процесс освобождения крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Формы зависимости ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ЛИЧНАЯ
Сеньориальный строй Отношения крестьян с землевладельцами поддерживались в рамках сеньорий. Сеньор в пределах своих владений являлся своеобразным государем, обладая административной, полицейской и судебной властью в отношении населения сеньории. В XI - XII вв. землевладелец, как правило, имел собственное хозяйство (домен), земля которого обрабатывалась барщинным трудом крестьян. С XIII в. домен исчезает, земля сдается в аренду, возникает так называемая чистая сеньория. Наряду с сеньорией, существовала крестьянская община.
Сеньориальный строй Земельный феод был одним из элементов вассально-ленных отношений, определявших структуру господствующего военного сословия - рыцарства.
Города в Средневековом обществе По своим размерам, уровню благосостояния и численности населения города средневековой Европы уступали городским центрам Востока.
Города в Средневековом обществе Политическое значение средневекового города: к оммунальное движение (борьба за освобождение от всех форм сеньориальной зависимости); с амоуправление; формирование особого городского сословия – бюргерства (личная свобода, права, подсудность городскому суду, участие в самоуправлении).
Города в Средневековом обществе Экономическое значение средневекового города: г ород – центр ремесла (цеховая организация); г ород – центр торговли (в XIII - XIV вв. Европа знала такие явления, как банк, вексель, биржа, кредит, страхование имущества)
Сословное общество Социальная структура Средневековья представала системой личных (наследственных) и сословных (определявшихся набором тех или иных прав и привилегий) статусов и состояний. Решающее значение имели не экономические различия, а юридические, правовые перегородки.
Сословное общество Общество мыслилось целостным организмом, отдельные части которого взаимосвязаны и все вместе обеспечивают жизнеспособность целого. Противоречие между идеальными представлениями о социальной гармонии сословий и реальными отношениями между ними очевидно.
Сословное общество «Мужики, что злы и грубы, на дворянство точат зубы. Только нищие мне любы. Любо видеть мне народ голодающим, раздетым, страждущим, не обогретым » - таково лишь одно из крайних выражений чувств рыцарства по отношению к крестьянам. «Когда б не сеял я зерно, не рыл бы огород, подох бы с голоду давно твой благородный род», - заявляет крестьянин ошеломленному рыцарю в одной из немецких баллад.
Сословное общество Враждебность иногда выплескивалась наружу. XIV - XV вв. являли собой картину бесконечной череды мощных крестьянских восстаний: ф ранцузская Жакерия (1358); восстание Уота Тайлера в Англии (1381); восстание Дольчино в Италии (1304-1307); гуситские войны в Чехии (1419-1437); восстание тюшенов во Франции и тукинов в Италии; выступления ременсов в Испании; знамя «Башмака», поднятое в Германии.
Сословное общество В сословном обществе торжествовал корпоративный дух. Личность существовала лишь как часть более или менее широкой социальной общности, построенной на принципах корпоративной замкнутости и обособленности: Крестьянин принадлежал к общине. Рыцарство являлось военной корпорацией. На корпоративных принципах оформлялось и городское сословие бюргерства. Корпоративные начала определяли и положение духовенства.
С точки зрения глубинного исторического анализа суть эволюционных процессов в Европе в конце XV века состояла в том, что она простирает, усиливая, свою экспансию за пределы собственной территории. Хотя Мишель Мол-ла и посвятил замечательную книгу средневековым путешественникам-исследователям, но ни такого занятия, ни специального слова для него в то время не существовало. Редкие вылазки римских христиан за пределы Европы были
VI. ОСЕНЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ ВЕСНА НОВОГО ВРЕМЕНИ? 287
либо экспедициями миссионерскими, как, например, путешествия францисканца Джованни да Плано Карпини в XIII веке, который, в дополнение к своим миссионерским задачам в областях, недавно обращенных в христианство, - Скандинавии, Богемии, Польше и Венгрии, - вез письма Папы Иннокентия IV русским князьям и монгольским ханам Батыю и Гуюку, безуспешно предлагая им войти в соглашение с Римской церковью 1 , либо это были купцы вроде венецианцев братьев Поло и их племянника Марко, которые отправились по торговым делам на Цейлон, потом состояли на службе у монголов и добрались, может быть, до самого Китая.
Если не считать недолговечных латинских государств в Палестине, единственным результатом средневековой европейской экспансии было создание торговой империи - обладавшей иногда и собственными территориями - внутри Византийской империи и на Ближнем Востоке. Это был результат активности крупных итальянских торговых портов, в особенности Генуи и Венеции. В восточном Средиземноморье европейцев среди множества разнообразных товаров в первую очередь привлекали пряности. Согласно трактату флорентийца Пеголотти «Практика торговли» («La Pratica della mercatura»), к 1340 году было известно 286 видов пряностей - на самом деле 193, поскольку в тексте не обошлось без повторов. Эти пряности использовались, прежде всего, в средневековой фармакопее, кроме того - в красильном деле и в парфюмерии и, наконец, для приготовления пищи. Судя по всему, люди Средневековья были весьма неравнодушны к острым блюдам. К пряностям в Средние века относили цитрусовые и тростниковый сахар. Больше четверти этих продуктов привозилось из Индии, Китая и с Дальнего Востока. Они
1 Вернувшись в Лион в 1247 году, Джованни да Плано Карпини рассказал о своем путешествии и обо всем, что ему довелось узнать, Людовику Святому, который перед отправлением в крестовый поход надеялся прийти к соглашению с монголами, чтобы напасть на мусульман с тыла. - Прим. авт.
РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ
ценились очень дорого, арабы покупали их у индийцев, а европейцы-христиане - уже у арабов, приезжая для этого в регион торговых контактов, которым являлся Ближний Восток. Главными портами, где продавали эти пряности и грузили их на корабли, были Акра, Бейрут и в особенности Александрия, которые являлись одновременно и конечными пунктами древнего Шелкового пути.
Активнее всех в Европе в конце Средневековья торговали пряностями венецианцы, которые ежегодно вкладывали в эту торговлю около 400 000 дукатов и отправляли за пряностями от трех до пяти галер в год - совсем немало, если учесть, что при весьма высокой цене пряности занимают довольно мало места. Вторыми по активности после венецианцев были купцы из Генуи, Каталонии и Анконы - они привозили по одной-две галере в год.