Различие психологии и рефлексологии. Как делать рефлексологию рук Русский ученый автор рефлексологии

Различие психологии и рефлексологии. Как делать рефлексологию рук Русский ученый автор рефлексологии

10 февраля, 2018

Рефлексология - это один из нетрадиционных методов медицины, который основан на определенном воздействии на зоны стопы, иногда на зоны рук или ног.


По сути рефлексология - это техника массажа для рук и ног.

Она основана на теории, что есть рефлекторные точки в руках и ногах, которые связаны с различными железами и внутренними органами, и что стимулирование этих рефлекторных точек может улучшить функционирование желез и органов. Рефлексотерапия используется для снятия стресса, улучшения кровообращения, стимуляции нервной системы и появления состояния глубокого расслабления.

Происхождение рефлексологии своими корнями уходит в Древний Египет и Китай. Именно в те годы медики этих стран практиковали лечение воздействием на рефлекторные зоны.

По мнению рефлексологов, подобный метод лечения улучшает кровоснабжение, нормализует мышечную активность, снимает стресс. Чаще всего рефлексология помогает избавиться от головных болей, болезней синуса, запоров и бессонницы.
Более серьезные заболевания рефлексология помогает скорее предупредить, чем вылечить.

Также как на ногах и ушах, на наших руках существует «карта» человеческого организма. Каждой части тела, в том числе и внутренним органам, соответствует определенная рефлекторная точка на руках. Надавливая на рефлекторные точки на руках, вы будете стимулировать нервные импульсы, которые идут в соответствующие части тела.

Эти импульсы вызывают реакцию релаксации. Когда мышцы расслабляются, а кровеносные сосуды открываются, то кровообращение усиливается, а значит увеличивается количество кислорода и питательных веществ, поступающих в клетки этой части тела.

Как делать рефлексологию рук

Сядьте, расслабьтесь, нанеся на руки любимый лосьон. Масла и лосьоны обычно не используются на профессиональных сеансах рефлексологии, но не будет никакого вреда, если вы нанесете их при проведении неформального сеанса.

Массируйте руки с лосьоном в течение нескольких минут, или пока он полностью впитается. Это расслабит ваши руки и повысит их гибкость, подготовив к рефлексотерапии. Не используете жирный лосьон или такое масло, от которого руки и пальцы станут скользкими.

Закройте глаза и сосредоточьтесь на той части тела, где вы чувствуете дискомфорт или боль. Иногда вы можете просто чувствовать, как будто какая-то часть вашего тела нуждается в регулировке.

Изучите схему рефлексологии рук, чтобы определить, какие рефлекторные точки на руках соответствуют тем частям тела, с которыми вы хотите поработать. Например, если у вас есть боль в левом плече, то посмотрев на схему, вы увидите, что рефлекторные точки левого плеча находятся на мизинце левой руки.

Сильно надавите на рефлекторную точку. Вы можете постепенно увеличивать давление, при этом важно убедиться, что вы "запустили" рефлекс, но если вы чувствуете боль, то ослабьте давление.

Поддерживайте давление в течение 30 секунд, а затем отпустите.

Подождите несколько секунд и повторите. Вы можете либо надавливать еще 30 секунд, либо надавливать и отпускать рефлекторную точку, в виде пульсации в течение 30 секунд.

Используйте указательный или большой палец, чтобы мягко надавливать, если вам не подходит техника сильного давления. Делайте круговые движения над рефлекторной точкой в течение 5 секунд в одном направлении, а затем в обратном направлении, в течение еще 5 секунд.
Повторите несколько раз для каждой рефлекторной точки.

Сделайте рефлексотерапию всех зон на обеих руках , но уделите больше внимания проблемным зонам.

После окончания сеанса рефлексологии посидите спокойно, по крайней мере, 10 минут. Если есть такая возможность, то лягте и отдохните в течение получаса.

Выпейте несколько стаканов воды в течение нескольких часов после рефлексотерапии. Вода поможет вывести токсины, которые были выпущены из ваших органов и мышц во время сеанса.

Большой палец

Большой палец несет груз всех ваших решений. Он отвечает за тревогу и головные боли.

Поэтому, если вы подавлены, взволнованы, нервничаете, и от этого начинает болеть голова, сожмите большой палец, но не сильно. Примерно на 5 минут. По словам рефлексологов, это поможет остудить голову


Указательный палец

Этот палец контролирует мышечные боли, а также чувства разочарования, страха и смущения.

По данным исследований Университета Миннесоты, пациенты, страдающие от мышечных болей и болей в спине, отмечали улучшение после сеанса рефлексотерапии.
Сожмите указательный палец другой ладонью на 5 минут.


Средний палец

Надавливать на средний палец следует, если вы чувствуете себя более усталым, чем обычно.

И если вы раздражены или разгневаны. Исследования показали, что такие упражнения снижают артериальное давление и расслабляют.


Безымянный палец

Справиться с негативными эмоциями и грустью можно с помощью безымянного пальца.

Некрепко сожмите его на 5 минут. Не забывайте сохранять спокойствие и следить за дыханием.


Мизинец

Мизинец отвечает за самооценку, стресс и нервозность.

Если вы любите заниматься самокопанием и преуменьшением собственных достоинств, вам точно нужно устроить 5-минутный сеанс массажа мизинца. Параллельно постарайтесь отбросить лишние мысли и думать о хорошем.


Ладонь

Сожмите центр ладони пальцами другой руки, помассируйте круговыми движениями и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

Согласно рефлексологии, ладонь — это центр чувств и эмоций. По данным исследований, регулярный массаж ладоней помогает бороться с тошнотой, напряжением, диареей и запором.


Прижатые друг к другу ладони

Этот жест часто используется при медитации. Он помогает сконцентрироваться, привести в порядок мысли и чувства.

Прижимая ладони и надавливая ими друг на друга, можно добиться улучшения кровообращения.

  • Всегда работайте с рефлекторными точками на обеих руках, чтобы ваш организм не вышел из равновесия.
  • Методика рефлексологии рук заключается в том, что когда в организме что-то не работает правильно, при давлении на соответствующую рефлекторную точку на руке появятся необычные ощущения. Возможно, при давлении на точку ощущения будут более жесткие, более мягкие, более нежные, или вы даже можете почувствовать хруст. Если вы натолкнетесь на болезненное место, то сверьтесь со схемой рефлексологии рук, чтобы увидеть, какой области тела эта точка соответствует.
  • Затемненная, тихая комната идеально подходит для сеанса, но вы можете заняться рефлексотерапией рук сидя в самолете или за рабочим столом.
  • Если вы страдаете от артрита, и использование указательного и большого пальца вызывает боль, вы можете использовать другие предметы, которые помогут вам надавливать на рефлекторные точки.
    Вы можете приобрести специальные инструменты для рефлексологии, но они дорогие. Вы можете получить тот же результат, если воспользуетесь предметами домашнего обихода, чтобы оказать давление на ваши рефлекторные точки.
    Попробуйте сжимать или катать в руке мяч для тенниса или любой маленький, круглый предмет, например, бигуди.
    Если вам слишком больно сжимать предмет, то поместите его на ровную поверхность и, накрыв рукой, надавливайте на него так сильно, как только сможете.


Предупреждения

  • Не делайте рефлексотерапию рук, если у вас на руках есть травмы. Вместо этого, используйте другую форму рефлексологии, например рефлексологию стопы или уха, пока ваша рука не заживет.
  • Рефлексотерапия является дополнительным способом лечения. Не пытайтесь диагностировать и лечить себя при любом серьезном заболевании или состоянии.
    Проконсультируйтесь с врачом в дополнение к самостоятельному применению рефлексотерапии.
    по материалам

Деятельность В.М. Бехтерева по формированию советской психологической науки и обоснование им рефлексологии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Рефлексология

Рефлексология (от лат. reflexus - отраженный и греч. - logos - учение) - механическое направление в психологии, рассматривающее психиатрическую деятельность человека как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему. Рефлексология ограничивалась изучением внешних реакций организма, отказываясь от изучения психики, сознания. Это естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в нашей стране, и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева. Следуя за И.М. Сеченовым, рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексология стремилась использовать исключительно объективные методы как "твердую точку опоры" для научных выводов, рассматривая психическую деятельность в связи с нервными процессами и привлекая для ее объяснения материалы физиологии ВНД. Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на ряд эмпирических достижений, рефлексология не смогла преодолеть механистическую трактовку психических процессов как побочных явлений актов поведения. К концу 20-х гг. усилилась марксистская критика рефлексологии. Значительная часть рефлексологов в начале 30-х гг. пересмотрела прежние позиции. Однако в 50-х гг. после так называемой "Павловской сессии" Академии наук и Академии медицинских наук получили развитие антипсихологические установки, имеющие характер рефлексологических реминисценций.



Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии

В 1893 году начинается новый этап в научной деятельности Бехтерева. Он получает предложение возглавить кафедру и клинику нервных и душевных болезней в Петербургской военно-медицинской академии. Здесь по его инициативе организованы: анатомическая лаборатория для изучения строения центральной нервной системы, лаборатория экспериментальной психологии. В 1899 году за большие заслуги перед отечественной наукой он был удостоен звания академика Военно-медицинской академии.

Петербургский этап творчества Бехтерева характеризуется определенной этапностью, общее их направление составляет переход от объективного экспериментального изучения психики к рефлексологии, отказывающейся от исследования психических явлений и акцентирующей внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание рефлексологических идей Бехтерева отражена в «Объективной психологии» (СПб, 1907-1910); «Общие основания рефлексологии» (ПГ, 1918); «Объективное изучение личности» (ПГ, 1923); «Общие основы рефлексологии» (М, ПГ, 1923) и другие.

В работе «Объективная психология» обоснуется перспективность объективного метода изучения психологии, рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации. В более поздних из перечисленных работ происходит уже полный отказ от психологии, психических явлений, системы ее категорий и понятий. Отвергнув субъективную психологию, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики. Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Деятельность человека представляет собой сумму рефлексов, различающихся по сложности и характеру, особенностям организации. Центром изучения Бехтерева становится не психика, сознание, а их внешние проявления.

Таким образом, от утверждения идеи объективного изучения психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология заменяется рефлексологией. Принимая интроспективное определение сознания как единственно возможное, как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение – отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения.

В целом, в творчестве В.М. Бехтерева отразилось кризисное состояние психологической науки на рубеже 19-20 веков. Отсутствовала разработанная научная методология психологии. Создавая новую объективную парадигму, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические предвытекающие из всей логики развития естественнонаучных взглядов ученого. Они не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом, характер его отношений с миром, с социальной действительностью сводился к пассивному реагированию на внешние воздействия.

Но эти ошибочные подходы к исследованию психики не означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и, прежде всего, глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека.

Бехтерев считал, что психология – это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова и поэтому она должна включать в свой состав такие области, как общая психология, индивидуальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии.

Рефлексология, в его понимании, выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки – естествознанием и обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления – коллективная рефлексология (Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.-Пг.,1921). Впервые им было дано определение общественной психологии, перечень круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально – психологических процессов. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовых явлений и ряд других его положений, не только не утратившие своей актуальности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда; под его непосредственным руководством развивается генетическая психология, центром которой становится Педагогический институт, созданный в 1922 году.

В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем Института мозга и психической деятельности. Являясь мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в Психоневрологическую академию и возглавляемыми В.М. Бехтеревым. Можно с полным основанием считать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно – организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и другие.

53. Роль и значение К.Н. Корнилова в формировании марксистских основ советской психологии.

Отмечая традиционную ориентированность психологии на связь с философским знанием, Корнилов (1879-1957) считал вполне оправданным применение марксизма в реорганизации психологии. Причем последний характеризовался им как "строго научное или, как говорят, "внутринаучное" философское мировоззрение".

Корнилова поддержали многие ученые, работавшие в основных психологических центрах страны: В.А. Артемов, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др. В начале 20-х гг. он становится одним из лидеров российской психологии. Этому немало способствовал исход дискуссии, развернувшейся в это время между ним и Г.И. Челпановым. С Челпановым в послереволюционные годы ассоциировались традиционные идеалистические воззрения в российской психологии. Последовательный борец против материализма, сторонник эмпирической, интроспекционистской вундтовской психологии, Челпанов сохраняет свои взгляды и в новых условиях. Декларируя необходимость осмысления возможностей использования марксизма в психологии, он в то же время последовательно отстаивал тезис о независимости эмпирической психологии от идеалистической философии. Тем самым делалась попытка вывести представляемое им направление из-под удара. Столь же безосновательным, по мнению Челпанова, является связывание эмпирической психологии с диалектическим материализмом. Позже Челпанов сделал безуспешную попытку обосновать возможность соединения интроспективной эмпирической психологии с марксизмом.

Главным оппонентом Челпанова становится Корнилов, который, критикуя идеализм и непоследовательность Челпанова, в то же время предлагал столь же непродуктивный путь чисто внешнего, механического, ассоциативного соединения марксистских идей с психологическими положениями. О проблеме "марксизм и психология", по сути дела, спорили два человека, в равной степени далеко стоящие от понимания подлинного содержания и эвристических возможностей марксистской философии как методологии психологии. Столкнулись две крайние позиции: неприятие по существу нового философского мировоззрения и попытка его чисто механического внедрения в науку. Не логика научных аргументов, а однозначное и прямолинейное восприятие социально одобряемого мировоззрения обеспечило победу Корнилова: в 1923 г. он замещает Челпанова на посту руководителя Психологического института. Этим фактически завершалась длительная борьба, ведущаяся между естественно-научным и идеалистическим, интроспекционистским подходами в отечественной психологической науке.

К. Корнилов, как было неоспоримо отмечено историческим фактом, был идейным противником Челпанова и его концепции рефлексологии и в полемике с ним выдви­гает программу новой науки - реактологии, основными положе­ниями которой были:

1. рассмотрение поведения как совокупности реакций чело­века на биосоциальные раздражители;

2. реакция- это единица поведения человека, акт биологи­ческого порядка, где есть и биологическая сторона, и ее интро­спективное выражение;

3. в структуре реакции выделяется три компонента: сенсор­ный, понимаемый как раздражение органа; центральный, являю­щийся процессом, происходящим в ЦНС; и моторный, включа­ющий в себя двигательный импульс; при этом сенсорный и моторный компоненты могут проявляться в скрытой форме;

4. реакция есть трансформация энергии и постоянное нару­шение энергетического равновесия между индивидом и окру­жающей средой;

5. выдвижение принципа однополюсной траты энергии, со­гласно которому эта трата может быть периферической и цент­ральной; отсюда вытекает вывод об антитезисном характере от­ношений между интеллектом и волей;

6. основной сущностью жизненного процесса является спо­собность организма отзываться, реагировать на внешние раздра­жители; таким образом реакция является основной формой вся­кого жизненного проявления;

7. реакция также является единственной изначально данной, врожденной формой жизненного проявления;

8. изучение психологии должно начинаться не с ощущения или восприятия, а с первично данного нам в непосредственном опыте явления реакции;

9. объектом изучения должны быть реакции живого орга­низма, охватывающие все формы проявления его в отношении к окружающим;

10. выделяются следующие формы реакций человека: нату­ральная, мускульная, реакции различения, отбора, узнавания, ассоциативные реакции и реакции представления.

Главными недостатками учения Корнилова большинство психологов посчитали очень широкое понимание реакции, в котором фактически стирались различия между простейшими и че­ловеком, а также крайний механицизм, натурализм и биологизаторство. Это привело к тому, что его теория не получила широко­го распространения и многие из его учеников отошли от него.

Коллективная рефлексология В. М. Бехтерева

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес В. М. Бехтереве (1857–1927), исследовавший различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии. В фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" он представил весьма подробную картину влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа "Роль внушения в общественной жизни".

Помимо методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки, се предмета и метода В. М. Бехтерев исследовал широкий круг ее специальных проблем, в том числе: коллектив как собирательную личность; коллективное объединение; взаимовнушение и взаимоиндукцию как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия. В. М. Бехтерев исходил из положения о "безусловной закономерности сложных человеческих действий".

В "Коллективной рефлексологии" ученый также проанализировал ряд законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как "собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей", он пришел к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает "в виде одной коллективной или собирательной личности". Поэтому "законы проявления деятельности коллектива суть тс же, что и законы проявления деятельности отдельной личности".

Коллективные рефлексы, по мнению В. М. Бехтерева, проявляются в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую "путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида". Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Эти и другие положения учения В. М. Бехтерева помогают глубже осмыслить содержание психологической стороны деятельности и общения людей.

Доминанта психической деятельности человека. А. А. Ухтомский

Для понимания данного вопроса важное значение имеют труды А. А. Ухтомского (1875–1942), прежде всего его учение о доминанте, базирующееся в том числе на данных физиологии. "Доминанта, – пишет А. А. Ухтомский, – есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников". И как таковая "является физиологической основой акта внимания и предметного мышления". Будучи сформированной доминанта "стойко держится в центрах и подкрепляется разнообразными раздражениями, обеспечивая проявления тех или иных инстинктов". К тому же "однажды вызванная, она может восстанавливаться". Исследователь обосновал положение о том, что доминанта определяет "направленность поведения, мысли и деятельности". Исследуя доминанту как "фактор поведения", он говорит о ней как об "определителе поведения". Полемизируя с У. Мак-Даугаллом, А. А. Ухтомский делает вывод: "В конце концов не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих конкретных доминант с унаследованным и привычным поведением приводит к оплодотворению всей работы..."

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Коломенский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социальная психология»

«Рефлексология М.В. Бехтерева»

Выполнил:

студент группы ГМУ-31 В.С. Трунина

Проверил:

преподаватель В.И. Шивалин

г. Коломна

Введение……………………………………………………………………….3

Теория В.М. Бехтерева о рефлексологии……………………………………4

Заключение…………………………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………………8

Введение

Советский невролог, психиатр и психолог В.М. Бехтерев, родился в 1857 году. Создатель фундаментальных трудов по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Основатель научной школы. Исследовал лечебное применение гипноза, в том числе при алкоголизме. Разработал труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (ныне им. Бехтерева) и института по изучению мозга и психической деятельности.

Владимир Михайлович был человек, наделенный необычайными способностями и поистине несравненным трудолюбием. Он не побоялся взяться за те именно дисциплины - невропатологию и психиатрию, которые во времена его становления как врача еще не имели достаточно надежного научного фундамента. Невзирая на множество встреченных трудностей, и преград, молодой ученый принялся за изучение морфологии и физиологии нервной системы. Длительная, самоотверженная работа привела к тому, что он обогатил эти разделы неврологической науки множеством ценнейших открытий и создал фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. И прежде всего в их числе следует назвать двухтомный, труд "Проводящие пути спинного и головного мозга" и семь томов под общим заголовком "Основы учения о функциях мозга". Названные книги стали настольными для нескольких поколений специалистов. Они не потеряли своего значения до настоящего времени.

1. Теория В.М. Бехтерева о рефлексологии

Уже в 1918 году была опубликована книга Бехтерева "Общие основания рефлексологии", положения которой автор считал весьма важными и придавал им принципиальное значение. В последующем эта книга Бехтеревым постоянно пополнялась, дорабатывалась и выдержала еще три издания, в 1923, 1926 и в 1928 годах (последнее издание - посмертное).

Новое направление в психологии, именовавшееся Бехтеревым сначала как "объективная психология", а затем "психорефлексология", с выходом указанной книги стало называться "рефлексологией". "Рефлексология, - по определению Бехтерева, - в частности рефлексология человека, есть научная дисциплина, ставящая своей задачей изучение ответных реакций в связи с внешними и внутренними раздражителями и вообще всех соотношений с окружающим миром человеческой личности как биосоциального существа, например, ее действий и поступков, поведения вообще, устной и письменной речи, мимико-соматических соотношений, наследственно-органических рефлексов или инстинктов и простых рефлексов".

Он считал, что методы рефлексологии, которая представляла собой фактически направление физиологической психологии, обеспечат возможность объективного изучения не только психической деятельности здоровых и взрослых людей, но и психики младенцев, душевнобольных, животных. Противопоставляя рефлексологию классической психологии, которую он именовал субъективной психологией, Бехтерев вводил новую терминологию. Даже понятие "психическая" или "нервно-психическая деятельность" было переименовано им в "соотносительную деятельность", а "психические процессы" стали соответственно обозначаться как "соотносительные процессы".

В отличие от классической психологии, допускавшей логические построения на основе аналогий и предположений, рефлексология, как считал Бехтерев, позволяла "ввести изучение высших отправлений организма, устанавливающих его отношение к окружающему миру или той деятельности, которую мы называем соотносительной, в цикл биологических наук, которые имеют дело с строго объективным методом". При этом он был убежден, что "наблюдения внешних проявлений человеческой личности в виде поведения и движении вообще, включая речевые, в виде сосудистых изменений и секреции в связи с теми или иными внешними условиями, нам дадут более полную и более точную картину всей вообще соотносительной деятельности, нежели выяснение одних субъективных переживаний данной личности".

В 1921 году вышла из печати давно задуманная Бехтеревым книга "Коллективная рефлексология". Она должна была отразить взгляды основателя рефлексологии на законы формирования коллективов и принципы их деятельности. "Если рефлексология, - говорилось в ней, - изучает проявления соотносительной деятельности отдельных индивидов, то коллективная рефлексология изучает ту же деятельность коллективов. Она показывает, следовательно, как проявляется эта деятельность в том случае, если образуется социальное объединение между несколькими (двумя, тремя и большим числом) индивидами и в какой мере особенности этой соотносительно деятельности зависят от характера социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами. Отсюда очевидно, что коллективная рефлексология, кроме того, и даже, прежде всего, должна выяснить механизм связи, устанавливаемой отдельными индивидами между собою при образовании коллективов".

В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. В историях болезни, написанных с позиций объективной психологии, содержатся ценные для психологического анализа сведения о нарушениях личности, сознания и самосознания, эмоционально-волевой сферы. Излагаются они в динамике, которая позволяет видеть условия и стадии развития психического дефекта, проявляющиеся в реальной жизнедеятельности человека .

Заключение

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения .

Создание рефлексологии было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад рефлексологии отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе .

При жизни Бехтерева В.М. многие проблемы, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его безвременной кончины .

Для того чтобы правильно понять его вклад в науку, учесть сильные и слабые стороны его позиции, необходимо рассматривать их в современном историческом контексте, который поможет лучше высветить некоторые наиболее общие линии в развитии всей психологической науки от времен В.М.Бехтерева до наших дней.

Список использованной литературы

1. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник.– К.: "Рута", 2010.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательство Московского университета, 2009.

3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.

Наука, занимающаяся изучением вышеуказанных процессов в субъективном их понимания, носит название психологии, ставящей своей целью исследование, т. наз. внутреннего мира с его сознанием, т. е. того, что известно под названием психических переживаний. В этой области знания, занятой иследованием психической деятельности, до последнего времени господствовал субъективный метод или метод самонаблюдения своих переживании и своего сознания вообще и уподобления ему передаваемых словесно или обнаруживаемых иначе другими лицами их субъективных переживаний. Таким путем до последнего времени шло изучение нашей психической жизни, имевшее своим исходным пунктом предполагаемое существование в нас двух миров, - телесного и духовного, и этим же путем делались попытки подойти к изучению социальной жизни в смысле изучения общественного сознания. Но в течение последних трех десятков лет автору приходилось вести решительную борьбу против такого субъективного подхода к изучению личности человека.

Достигнутые в настоящее время успехи науки в этой области при собранном до настоящего времени многообразном научном материале, путем наблюдения и эксперимента, дают полную возможность представить с довольно большой точностью картину работы мозга, и при том исключительно основываясь на объективных данных возникшей впервые в России научной дисциплины, разрабатываемой мною совместно с другими авторами и названной мною рефлексологией.

Рефлексология является, таким образом, наукой, изучающей собственно ответные реакции человека и вообще живого существа, возникающие в связи с воздействиями внешнего мира и внутренних поверхностей в настоящем и прошлом и характеризующие собою все вообще отношения живого существа к окружающей среде. Как наука объективная, рефлексология человека в отношении механизма образования высших рефлексов опирается на анатомию и физиологию центральной нервной системы, а в отношении внешних воздействий, вызывающих те или другие реакции, исходит из понятия человека, как биосоциального существа, для которого даже и воздействия материального мира преломляются главным образом под углом социально-экономических отношений (См. В. Бехтерев. "Общие основы рефлексологии человека". Гос. изд. 1926. "Коллективная рефлексология". Ленинград, изд. Колос 1923 ).

Мозг снизу Слух Обоняние Вкус Зрение Осязание . Вертикальный разрез через кожу: bg - кровеносные сосуды; fz - жировые клетки; gd - сосудистые сосочки; h - волос; hp - волосяной сосочек; hs - роговой слой; lh - кожа; m - мышца; n - нерв; nkö - нервное образование; nkr - нервные венцы; sd - потовая железа; sh - слизистая оболочка; td - сальная железа; tk - осязательные тельца, - (весь рис. из малого Брокгауза)) ">
Рис. 15. 1) Вертикальный продольный разрез чрез мозолистое образование, мозговой ствол, малый продолговатый мозг : ha - мозговой придаток; hb - мозолистое образование kh - малый мозг; rh - правая половина мозга; rs - обонятельные тяжи; sn - зрительный нерв; vh - передний мозг или мозговые полушария; vm - продолговатый мозг. 2) Мозг снизу (основание мозга): aa) место глазного яблока; äamn - наружный глазной мышечный нерв; gn - зрительный нерв; kh - малый мозг; ls - левый зрительный нервный тракт; rs - обонятельные тяжи; sk - перекрест зрительных нервов; vb - Варолиев мост; vm - продолговатый мозг. 3) Кусок спинного мозга, показывающий выход нервов спинного мозга : g - нервный узел (ганглий); hesp - задний продольный желоб; rmn - нервы спинного мозга; vlsp - передняя продольная щель. 4) Слух . Вертикальный разрез чрез слуховой аппарат: äg - наружный слуховой хол; gk - слуховые косточки; l - лабиринт; om - ушная раковина; osd - ушные сальные железы; ospd - околоушная железа; ot - Евстахиева труба; psr - барабанная полость; sb - височная кость; tf - барабанная перепонка. 5) Обоняние . Место окончания обонятельных нервов (обонятельная область) на правой боковой стенке носовой полости и носовой перегородки (поднята): nm - носовые раковины; nsw - носовая перегородка; rb - обонятельная область. 6) Вкус . Верхняя поверхность языка с вкусовыми сосочками; fw - нитевидные, pw - грибовидные; um - окруженные валиком вкусовые сосочки; n - нервы. 7) Окруженный валиком вкусовой сосочек в вертикальном разрезе: d - железа; n - нервы; sb - вкусовая рюмка. 8) Зрение . Горизонтальный разрез чрез (правое) глазное яблоко; ah - сосудистая оболочка; gk - стекловидное тело; hak - задняя глазная камера; bh - роговая оболочка; i - радужка; l - хрусталик; lh - склера; nh - сетчатая оболочка; oa - оптическая ось; p - зрачек; sa - ось зрения; sn - зрительный нерв; vak - передняя глазная камера. 9) Глазное (левое) яблоко с глазными мышцами: äqm - наружная; iqm - внутренняя; oqm - верхняя прямая мышца; olm - верхняя поднимающая веко; osm - верхняя косая мышца; sn - зрительный нерв; uqm - нижняя прямая; usm - нижняя косая мышца. 10) Осязание . Вертикальный разрез через кожу: bg - кровеносные сосуды; fz - жировые клетки; gd - сосудистые сосочки; h - волос; hp - волосяной сосочек; hs - роговой слой; lh - кожа; m - мышца; n - нерв; nkö - нервное образование; nkr - нервные венцы; sd - потовая железа; sh - слизистая оболочка; td - сальная железа; tk - осязательные тельца, - (весь рис. из малого Брокгауза)