Предложения
Связанное по смыслу и грамматически. Текст – результат речевой деятельности говорящего или пишущего. В нем заключена потенциальная речевая деятельность одновременно и слушающего и читателя.
К текстам можно отнести пословицы и поговорки, состоящие из одного предложения: Любишь кататься – люби и саночки возить; Жизнь прожить – не поле перейти. Текстом также называют любое законченное произведение (очерк, фельетон, стихотворение, рассказ, роман и т.д.) или его фрагмент (глава, часть и др.). Текст может существовать в двух формах – устной и письменной.
Основными признаками текста являются связность и цельность . Предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре. Чтобы составить текст, необходимо расположить предложения в определенной последовательности, которая отражает логику развития мысли адресанта; одновременно автор должен учитывать возможности восприятия того, к кому обращена его речь, - адресата.
В построении текста большое значение имеет композиция – структура изложения) его начало, развитие и конец).
Тема текста может быть заложена в его названии (т.е. в названии произведения): «Отцы и дети», «Война и мир», «преступление и наказание», «Герой нашего времени», и др.
Тема текста часто может заключаться в первом предложении:
Берегите Землю!
Берегите
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите Землю!
(М. Дудин)
По форме тема текста может быть выражена обращением:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А. Пушкин)
Текст может начинаться с вопросительного предложения или с риторического вопроса.
Большое значение в построении текста имеет порядок слов в предложении, который помогает выделить ключевые слова. Ключевые слова – это слова, благодаря которым создается единство, цельность текста.
Определение темы помогает адресату понять круг интересов автора в данном тексте, что важно для раскрытия основной мысли или идеи (от греч. idea "понятие, представление"), - того главного, что хочет сказать автор, ради чего создается произведение.
Текст может представлять собой простое или сложное предложение (иногда – период ).
Часть общей темы текста называется микротемой, которая обычно раскрывается в нескольких предложениях.
Средства связи частей текста также имеют свои правила. Предложения в тексте, как правило, объединяются темой и определенными языковыми средствами: местоимениями, наречиями, родственными словами, союзами, повторением слов, синонимами, антонимами.
В каждом следующем предложении текста содержатся новые сведения, т.е. происходит развитие мысли. Предложения могут быть соединены последовательно и параллельно.
Смысловая и грамматическая цельность текста может создаваться с помощью синонимов.
Несколько связанных между собой предложений, объединенных микротемой и определенной структурой, называются сложным синтаксическим целым (ССЦ) (или сверхфазовым единством). У ССЦ есть своя композиционная организация: оно состоит из трех частей – зачина, срединной части и концовки. В зачине, как правило, первом предложении, определяется микротема, срединная часть ее развивает, а концовка предлагает авторский вывод, в котором звучит либо оценка, либо важное для автора суждение по поводу данной микротемы.
От ССЦ необходимо отличать абзац, который может совпадать с первым по своим границам. Абзац – это композиционно-стилистическая единица, которая является важным стилеобразующим средством. Абзац служит для перехода от одной микротемы к другой. Каждый абзац дает какую-либо новую информацию, развитие действия, характеристику героев, уточняет ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Чаще всего абзац включает в себя два и более синтаксических целых, иногда ССЦ состоит из нескольких абзацев.
Каждый текст заключает в себе информацию, которая является актуальной, интересной для определенного круга людей (для адресата).
ЕГЭ(1-3)- 4балла
В-1
1)Принято считать, что письменной (графически фиксируемой) речи предшествует устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной. (2)<…> на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной: в ситуациях жизни взрослого человека письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. (3)Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи,
и редко проговаривает его вслух.
ГЛАВНАЯ
Предполагают, что устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной, редко используется в наше время, в отличие от письменной.
Обычно считают, что устная речь предшествует письменной, но на самом деле ей предшествует речь мысленная, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.
Известно, что в современном цивилизованном обществе устная речь предшествует письменной речи: пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, как бы проговаривая его вслух.
Чаще всего письменной речи предшествует не устная речь, когда пишущий проговаривает текст вслух, а мысленная речь, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.
Поскольку
Кроме того,
Иначе говоря,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Знать названия и последовательность чисел. С. до десяти .
кого-что . Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
что
. Пользоваться какими-л. единицами измерения.
С. в килограммах.
С. температуру по Цельсию, по Фаренгейту.
кого-что кем-чем, за кого-что или с союзом «что» . Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты не прав .
4б – 5
3б – 4
2б – 3
1б – 2
ЕГЭ(1-3)- 4балла
В-2
1. (1)Естественный отбор как процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам, является в мире животных следствием непрекращающейся борьбы за существование. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,
а отбирающим фактором
–
деятельность человека.
В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора
и оставить после себя полноценное потомство.
Вследствие непрекращающейся борьбы за существование
выживают
и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
С другой стороны,
Напротив,
Несмотря на это,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ , -я, м .
Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
Тот, кто представляет в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
4б – 5
3б – 4
2б – 3
1б – 2
ЕГЭ(1-3)- 4балла
В-3
1. (1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.
Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.
Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.
По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Даже если
Затем чтобы
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.
Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.
Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники .
4б – 5, 3б – 4, 2б – 3, 1б – 2
ЕГЭ(1-3)- 4балла
В-4
1. (1)Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера <…> окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.
Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.
Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
с этой целью
потому что
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР , -а, м .
Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле .
Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м .
ед . Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м .
Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений .
ед
. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
Жить
в миру. Уйти из мира в монастырь.
Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).
4б – 5
3б – 4
2б – 3