Определенные педагогические ситуации. Примеры педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Варианты решения проблемной ситуации

Определенные педагогические ситуации. Примеры педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Варианты решения проблемной ситуации

КОНФЛИКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗМОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ

Ситуация «Контрольная»

Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто.

Возможный вариант решения:

Учитель: «Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а в оставшееся время вы должны будете решить контрольную работу».

Ситуация «Урок стоя»

Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», - все продолжают стоять.

Возможный вариант решения:

Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов добиться этого - начать урок как обычно, не акцентируя вни¬мания на том, что класс стоит.

Ситуация «Украшение»

Урок английского языка в десятом классе ведет молодая учительница. По ходу урока, проходя по классу, она приостанавливается у парты Вити. На платье учительницы Витя замечает украшение из янтаря и тут же в сторону бросает реплику: «Подумаешь, канифоль нацепила».

Возможный вариант решения:

Ситуация «Необычное применение стула»

Учительница музыки входит в восьмой класс. За последней партой развалился «акселерат» с распущенными волосами. На голове у него стул.

Весь класс озорливо поглядывает то на учительницу, то на ученика и ждет ее реакции.

Возможный вариант ответа для учителя: «Что, уже и этим местом сидят?»

Класс взрывается от смеха. Ученик покраснел. Он явно смущен и теперь не знает, что делать. Учитель же, как ни в чем не бывало, начинает урок. Стул поставлен на место.

Ситуация «Опоздание»

Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня в очередной раз (неизвестно какой по счету) она входит в класс через 15 минут после звонка, когда урок в самом разгаре.

Ваши действия:

1. Не обратить никакого внимания на это опоздание (при¬выкли).

2. Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.

3. Устроить «торжественную» встречу «Ее Величества Ната¬ши» с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

Ситуация «Система»

Ребята шестого класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работает в школе второй год), заменявшей заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук. Но учительница не реагировала, поскольку не знала, что это: система или случайность. Свою «атаку» она повела после второго хрюканья.

Возможный вариант решения:

«Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на свиноферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне от ребят уже приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя?»

Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось.

Ситуация «Войдите»

Урок биологии в девятом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли, как подобает учащимся школы.

Ребята выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках...

Возможный вариант решения:

Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И - ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок.

(Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? = The conflict - is it creative?: Тренинговый практикум по конфликтологии. - Минск, 1996.)

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических си-туаций. - М., 1999.

Когда Сережины папа и мама учатся в вечернем техникуме, мальчик остается на попечении бабушки. Она старается, чтобы внук не скучал, и раз­решает ему смотреть все телевизионные передачи. («Пусть ребенок получит удовольствие!»)

Приходит время сна, и Сережа со скандалом идет в постель. Долго не засыпает, хнычет. Спит ночью беспокойно... Вот и сегодня утром с трудом встал с постели. Настроение понурое, ел плохо, капризничает.

Уж не заболел ли? - беспокоится бабушка. И прежде чем вести в дет­ский сад, меряет Сереже температуру, на всякий случай одевает его потеплее.

Медсестра детского сада, осмотрев ребенка, сказала:

Мальчик здоров.

Бабушка теряется в догадках: в чем причина плохого самочувствия Сережи?

Важно подчеркнуть

Маленькие дети очень впечатлительны, их нервная система еще не сфор­мировалась и поэтому легко ранима. Это всегда надо иметь в виду, и тогда станет очевидным, почему вредно перегружать впечатлениями детей. Даже самые приятные впечатления, но с передозировкой не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые. Особенно вредны ребенку зрелищные мероприятия, рассчитанные на взрослых.

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же зате­вает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, под­чиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхи­вает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители пока что вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на тран­спорте. «Значит, ребенок устает»,- делает предположение воспитатель.

Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу,- возражает отец.- Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Важно подчеркнуть

Можно впасть в ошибку, если считать, что ребенок устает от тех же причин, что и взрослые. Одна из характерных особенностей, присущая маленьким детям, - быстрая утомляемость не от движений (хотя и их передозировка столь же вредна!), а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности. В основе этого явления лежит быстрая утомляемость некоторых мышц и соответствующих им центров нервной системы. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров меняется. «Не работающие» в данный момент мышцы и нервные центры как бы «отдыхают», набираются сил. Когда ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит, слушает чтение и т.д.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются.

Ира гуляет с папой на бульваре. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, и снова внимание девочки занято мячом.

Папа, лови, а я буду бросать! – просит дочь. Но папа не разделяет ее игрового настроения.

Играй сама. Или вон с той девочкой, - предлагает он малышке, на секундуоторвавшись от газеты.

Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой папа предлагал играть, тут жеупорхнула, ловко перепрыгивая через скакалку.

Скучающая Ира трется возле отцовских колен.

Пап, смотри какой смешной воробей! – теребит она папу.

Угу,- отвечает он, не отрываясь от газеты.

Посмотри, папа, мальчик вез свою коляску и упал!..

Угу...- бормочет отец, едва кивнув головой.

А потом еще и еще:

Папа, посмотри, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?

Вон в той,- безучастно отвечает папа. Увлекшись чтением газеты, он не слышит просьб дочери. Девочка с грустью замолкает, лицо ее становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать:

Хочу домой!.. Хочу домой!

Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а нака­зание,- с раздражением говорит папа.

Важно подчеркнуть

Ребенок гуляет с удовольствием, если он не скучает от бездеятельности. Игры, наблюдения за природой, птицами, животными, за явлениями окружаю­щей жизни, общение со сверстниками, посильный труд в природе, спортивные развлечения - все это обогащает прогулки детей на воздухе. От взрослого зависит, каким содержанием наполнить детскую прогулку соответственно сезону, возрасту ребенка, в зависимости от его физического состояния, мест­ных условий. Прогулка не только оздоровительный фактор, но и фактор воспитывающий. Важно руководить детской деятельностью на свежем воздухе, следить за физиологической нагрузкой, сменой подвижных игр и занятий с менее подвижными, сочетать игры с трудом, с наблюдениями за окружаю­щим.

Мать четырехлетнего Юры рассказывает воспитателю:

Утром его трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, вымаливает «еще минуточку». Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина... Конечно, не высыпается, сам не хочет одеваться и, не открывая глаз, протягивает мне то одну ногу, то другую, а я натягиваю носки. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игруш­кам, разбрасает их, а убирать, конечно, некогда: опаздываем. В выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведешь домой, крику не оберешь­ся. В общем, с характером! За столом вялый, что называется, на ходу засыпает. И обед не в обед. Ну, думаю, уложу в постель, пусть выспится. Но не тут-то было: сон как рукой сняло. Другие дети могут сами занять себя, а этот целый день слоняется без дела. Капризным, непослушным становится. Почему?

Важно подчеркнуть

Строгий, четкий, разумный режим – фактор весьма существенный в выработке динамического стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий ему смену деятельности, приучающей его, где надо, быть подвижным или усидчивым, организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться общему распорядку. Если ребенок поставлен перед необходимостью подчинять себя размеренному общему течению жизни в доме, то от него легче добиться уравновешенного поведения, а уравновешенный ребенок более податлив воспитанию.

Кто не знает, сколько требуется выдержки, чтобы накормить ребенка, который плохо ест! Чтобы заставить малыша поесть, взрослые используют любые способы. Суют на прогулке мороженое, апельсин или бутерброд, чтобы ребенок, увлекшись игрой, незаметно съел лишний кусочек.

В таких семьях кормление малыша - целое событие. Взволнованные взрослые уговаривают ребенка поесть, зачитывают сказками, стараясь вся­чески его отвлечь и незаметно сунуть ему в рот ложку пищи.

В ритуале кормления трехлетней Кати участвуют все взрослые. Но девоч­ка крутит головой, находя все новые и новые причины: «невкусно», «соленое», «тарелка не такая», «горячо».

Меняют тарелку, наливают «несоленый суп», все разом дуют на ложку, даже высаживают перед девочкой любимых кукол. Сквозь слезы она ест по­тому, что «куклы все поедят, а ей ничего не достанется». Иногда Катя делает одолжение и ест ложку «за маму, за папу, за бабушку», при этом идет спор о том, что ложка слишком полная, что в ней много «густоты». А взрослые хва­лят ее за каждый глоток.

Пища, съеденная ребенком без удовольствия, механически, усваивается плохо. Кроме того, если каждый раз ребенок вынужден есть по принуждению, то у него может сформироваться отрицательное отношение к еде. Постоянные упрашивания, замечания вызывают у ребенка неприятные эмоции. Если же подобная ситуация повторяется изо дня в день, то неприятные чувства, свя­занные с едой, «запоминаются». В результате физиологический механизм аппетита бывает настолько глубоко поврежден, что вместо естественного чувст­ва голода у ребенка появляется отвращение к пище при одном ее виде. Воз­никает, так называемая, анорексия (потеря аппетита), которая может про­изойти у вполне здорового ребенка. Это, конечно, крайний случай. Разговор о детях, страдающих анорексией,- сфера медицины. Без вмешательства врача вывести ребенка из этого состояния трудно.

Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу», «Не умею».

Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный», «Он еще очень маленький!», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ

Ребенок обладает большой внушаемостью, поэтому так быстро усвоил Алеша, что он маленький, беспомощный, слабый, что взрослые должны опекать его.

Опека мешает воспитанию трудолюбия, нормальному развитию ребенка, он растет безинициативным, безвольным, лишенным самостоятельности. Привыкая к тому, что за него все делают домочадцы, он ждет, чтобы его одели, накормили. В детском саду он чувствует себя беспомощным, не умеющим не только обслужить себя, но и психологически неподготовленным к жизни в обществе сверстников. Безволие, неспособность отстоять, защитить себя, неумение принимать решение – таков багаж детей, привыкших к чрезмерной опеке в семье.

Рассмотрим несколько педагогических ситуаций.

Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлепывает ее, раздраженно приговаривая:

Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза!

Воспитатель, заметив это, говорит:

Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.

Но девочка не слушает ее, возражает:

А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. «Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам», - говорил Януш Корчак. Особенно ярко проявляется это в играх детей. Стремление подражать может помочь воспитанию, если ребенок видит возле себя положительные примеры поведения взрослых и сверстников. Но эта же особенность нередко становится причиной отрицательных проявлений, так как ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, быть похожим на близких!

Костя ноет, выпрашивая разрешение задержаться «еще минуточку» у телевизора… Мама уговаривает его:

Не надо плакать. Завтра, перед выходным, посмотришь подольше. А теперь не плачь… Ну, успокойся, не нервничай, перед сном это вредно…

Ну скажи ты сыну, чтобы он послушал меня!

Отец поддерживает мать и, обращаясь к сыну, спокойно, не повышая голоса, говорит:

Ты слышал, о чем сказала мама: пора спать. И быстрей. Я не повторяю требования.

Костя больше не пытается ныть и отправляется умываться.

Пятилетний мальчик постоянно слышит, как мама обращается к помощи отца: «Скажи, чтобы послушал меня», «Скажи, что так нельзя», «Скажи, а то он не слушает»

Мать удивленно говорит воспитателю:

Почему сын слушается отца беспрекословно, а мои требования ни во что не ставит?

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ

Дети по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от этого. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать или запрещаем и одновременно подаем надежду; ребенок делает вывод: слушаться не обязательно. Так это и было допущено мамой мальчика. Мать допускает и еще одну ошибку: постоянно обращаясь при ребенке к отцу за поддержкой своих распоряжений, она как бы подчеркивает свою беспомощность, заранее предопределяет, что ее слово не будет иметь веса. И вот мальчик уже уловил: слушать нужно тогда, когда скажет свое веское слово отец, а мамино распоряжение необязательно.

Родителям необходимо уметь предъявлять детям требование авторитетно, соблюдая твердость и серьезность тона, при этом быть справедливыми и последовательными. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно, располагали ребенка к препирательству, «выторговыванию» исполнения своих желаний.

Анализ педагогических ситуаций:

Анализ проблемы состоит из следующих мыслительных шагов:

  • Предварительное описание проблемной ситуации;
  • Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
  • Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
  • Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР(идеальный конкр. рез-т)
  • Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
  • Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
  • Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3
  • Рефлексия.

Задача № 1

Проблема: Мама бесконечно опаздывает за ребенком. Конфликтовать нельзя, хвалить - тоже. Ваши действия.

Анализ ситуации: в данной ситуации маму устраивает, что ребенок полностью готов к ее приходу.

Анализ задачи: Что есть? - мать, которая постоянно опаздывает за ребенком в детский сад.

Что не устраивает? - воспитатель задерживается на работе.

Что нужно? - чтобы мать вовремя приходила забирать ребенка.

Конфликт: желание воспитателя уйти домой вовремя конфликтует с регулярными опозданиями матери.

Противоречие: если воспитатель будет постоянно напоминать маме о времени, то «+» мама возможно перестанет опаздывать, «-» возникнут конфликтные отношения.

Ресурс: время, затраченное на сборы ребенка домой.

Задача решается одним из типовых приемов разрешения противоречий «обратить вред в пользу»: сборы ребенка домой занимают личное время не только воспитателя, но и матери.

Конкретное решение: непосредственно перед приходом матери воспитатель занимает ребенка интересным делом или игрой. Когда мать приходит, ребенок неохотно идет домой. Воспитатель настаивает на том, чтобы ребенок убрал за собой игрушки. Матери приходится ждать…

Задача № 2

Проблема: Дети, обучаясь элементам письма, пишут аккуратно до первой помарки, которая на начальном этапе появляется незамедлительно. Старания хватает только на начало новой строчки. Как поддержать старание?

Задача: что есть? - дети, которые обучаются элементам письма.

Что не устраивает? - после помарки дети не стараются;

Что нужно? - чтобы дети старались при отработке элементов письма постоянно.

Конфликт: наше желание научить детей письму конфликтует с нежеланием детей аккуратно писать после помарки.

Противоречие: если уделить внимание каждому ребенку, то «+» ребенок будет стараться, «-» остальные дети потеряют интерес к заданию.

ИКР9конкретный идеальный результат) : дети сами хотят аккуратно дописать до конца строки.

Ресурс: стимул для того, чтобы ребенок старался до конца строки.

Конкретное решение: в качестве стимула можно в начале задания давать установку, используя игровой момент. Например, «если твои грибочки сегодня будут аккуратные, то в дупле появится белочка». После выполнения задания воспитатель на полях рисует схематичный рисунок белочки. И так далее.

Задача № 3

Проблема: Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь». Как привлечь пассивных родителей?

Задача: Что есть? - группа родителей;

Что не устраивает? - не все родители присутствовали на встрече.

Что нужно? - чтобы в следующий раз они пришли.

Конфликт: желание воспитателя привлечь родителей к участию во встречах конфликтует с нежеланием родителей в них участвовать.

Противоречие: родители должны участвовать во встречах, так как информация важна для них, и родители не должны участвовать во встречах, если им это не интересно.

ИКР: Родители сами изъявляют желание участвовать во встречах.

Ресурс : информация, интересная для родителей;

Проблемная ситуация 1.

Юле всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить ее в другой детский сад, потому что ее присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая ее содержимое на детей. В тихий час она не спит, а громко поет песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день вызвало беспокойство родителей других детей. Заведующая и воспитатели обратились к психологу ДОУ. Оказалось, что дома с ее поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит ее в ежовых рукавицах. воспитатели пытались использовать в общении с Юлей только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка.

Проблемы и причины ситуации 1:

  • повышенная двигательная активность, возбужденность, нарушение сна;
  • отсутствие единой и приемлемой стратегии между взрослыми.

Пути решения проблем и причин ситуации 1:

Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но, прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованны. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.Не использовать в общении с гиперактивными детьми только демократический стиль воздействия: долго объясняя им, почему надо поступать тем или иным образом, пытаться делать замечания в мягкой форме.Не использовать в общении с гиперактивными детьми авторитарный подход, где любое действие таких детей сопровождается окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!»; зачастую подвергается и физическим наказаниям. Выбрать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей и для педагогов.Использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова; или в школе можно посадить ребенка рядом с воспитателем (за первый стол), проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

Прогноз: Поведение ребенка, ощутившего единый стиль общения с ним родителей и педагогов, постепенно начнет изменяться. Ребенок станет меньше манипулировать взрослыми, почувствует в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям. В результате целенаправленной работы удастся наладить взаимоотношения с ребенком. Снизится мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка. Засыпая, проснется отдохнувшим, станет менее импульсивным и предсказуемым.

Проблемная ситуация №2.

Денис воспитывается в подготовительной к школе группе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает воспитателя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе занятия бывает очень невнимателен. Воспитатель и родители, обсудив проблемы ребенка, стараются совместными усилиями помочь ему. В медицинской карте Дениса стоит диагноз - «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата.

Проблемы и причины ситуации №2:

  • импульсивность, двигательная расторможенность - отсутствие дисциплинированности;
  • дефицит активного внимания - рассеянное внимание;
  • использование взрослыми в единой стратегии неэффективного подхода к ребенку.

Пути решения проблем и причин ситуации №2:

  1. Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.
  2. Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.
  3. Если потребность ребенка в двигательной активности высока, нет смысла подавлять ее, необходимо попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.
  4. Взрослые обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
  5. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.

6.Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет, так как чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

  1. Необходимо договариваться с гиперактивным ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий, так как у них возникают трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый.
  2. Тренировка навыка следовать инструкции взрослого и соблюдать определенные правила и требования необходимо тренировать у таких детей еще в детском саду, так как с первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки; на каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам, а гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют.
  3. Для эффективности выполнения нового задания, можно использовать следующий прием: попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.
  4. Педагог дол-жен четко установить правила и предупре-дить о последствиях их несоблюдения. Од-нако следует объяснить ребенку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что все для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него все получится.
  5. Свод правил мо-жет иметь постоянное название, например «Советы самому себе», так как в процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленных им же са-мим, взрослый может без лишних слов ука-зать ему на список правил. В тех случаях, когда составление такого свода правил невозмож-но или нецелесообразно, педагог может ог-раничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструк-ция должна быть очень конкретной и содер-жать не более десяти слов. В противном слу-чае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание.
  6. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной, так как, учитывая особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…».
  7. Работая с родителями: в обмене между педагогом и родителями «карточка-ми-переписками». Что способствует снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

Прогноз: выработка взрослыми единой стратегии эффективного подхода к ребенку и постоянно действующего свода правил, выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности будет компенсироваться если придерживаться предложенных приемов.

Вывод: Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.