На самом ли деле демон любил тамару. Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон. Образ Демона, созданный Лермонтовым

На самом ли деле демон любил тамару. Почему Тамара жертвует собой в поэме «Демон. Образ Демона, созданный Лермонтовым

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

В пещере Кисловодского парка, навек заключенный, сидит Демон, по образу, созданном Врубелем. Врубель создал этот образ для иллюстрации гениальной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова — "Демон". Лермонтов написал яркий образ благородной личности, которая не в силах противостоять Злу.Это не творец Зла, это его жертва, Романтик и поэт, Лермонтов влюблен был в Кавказ, повсюду носил с собою записную книжку, куда заносил свои впечатления о горах, людях, горские легенды. Поэт давно и долго вынашивал свою поэму, создал восемь её вариантов. Блестящие, никем не превзойденные описания природы Кавказа предстают перед нами:

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, - и горный зверь, и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;...

Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!

Лермонтов описал современный ему Кавказ, отобразил быт и нравы горцев, но центральной фигурой его поэмы встает фигура Демона. Это не возгордившийся Люцифер, бросивший вызов Богу, желая власти -нет, это "печальный дух изгнанья." Давно прошли времена, когда:

"Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый…"

Теперь разочарованный, духовно опустошенный он летит над грозными, или прекрасными картинами природы, но «на челе его высоком не отразилось ничего»... « И всё, что пред собой он видел, он презирал, иль ненавидел». Образ Демона, духа зла интересовал многих художников и поэтов всего мира. Мильтон, Мур, Байрон — вот неполный перечень поэтов, которые в своих произведениях обращались к этому образу. В поэме Лермонтова слились образы Демона из горских поэм о Гуде — грозном духе гор, его собственные размышления и, может быть, что то от Люцифера западного образца. Он страстно ищет примирения с самим собой, перерождения души к Свету, и, думая, что любовь принесет ему освобождение, всюду ищет её.

И вот,
"И Демон видел… На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!..

Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
То был ли признак возрожденья?
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог…
Забыть? - забвенья не дал бог:
Да он и не взял бы забвенья!.."

Демон увидел Тамару.
О любви злого духа и чистой, романтической девушки написано много поэм, песен, стихов. Но все они кончаются трагически — вспомним Светлану Жуковского - «Твой труп сойди в могилу, а душу Бог помилуй!» На свадьбу с дочерью Гудала спешит «Властитель Синодала», молодой, пылкий жених. Но Демон его искусил — второпях жених не помолился святому:

"И вот часовня на дороге…
Тут с давних лет почиет в боге
Какой-то князь, теперь святой,
Убитый мстительной рукой.
С тех пор на праздник иль на битву,
Куда бы путник ни спешил,
Всегда усердную молитву
Он у часовни приносил;
И та молитва сберегала
От мусульманского кинжала."

В ночной темноте разгорелся бой и "бежали робкие грузины», а отважный князь, припав к шее скакуна мчится в ночной мрак:

"И кровь широкими струями
На чепраке его видна.
Скакун лихой, ты господина
Из боя вынес как стрела,
Но злая пуля осетина
Его во мраке догнала!"

На беззаботную семью, которая готовилась к свадьбе

"Как гром слетела божья кара!
Упала на постель свою,
Рыдает бедная Тамара;
Слеза катится за слезой,"

Сделав своё злое дело, устранив помеху на своём пути, Демон пытается утешить несчастную Тамару, он говорит, что её жених:

"Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей;
Небесный свет теперь ласкает
Бесплотный взор его очей;
Он слышит райские напевы…"

Любви молодой девушки и нечистого духа посвящены многие произведения, такие, например как «Мать Иоанна от ангелов» Польского писателя Ярослава Ивашкевича, давно вошедшие в классику мировой литературы. Но нигде так проникновенно не описаны сцены обольщения девушки:

"К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать…»

Тамара и жаждет снова услышать этот чудный голос, и боится, что это бесовское наваждение:

"Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы,
Огонь по жилам пробегал,
И этот голос чудно-новый,
Ей мнилось, всё еще звучал."

"Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел.
То не был ангел небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!"

Тамара стремится отгородиться от искушения в святой обители. Презрев многочисленных женихов, она пытается спрятаться в келье, где «...власяницою смиренной, грудь молодую облекли...» Напрасны терзания плоти - власяница, своими многочисленными кончиками жестких волос должна впиваться в кожу и отвлекать её от грешных мыслей. Но «...Всё беззаконною мечтой В ней сердце билося как прежде.» Тамара страдает и её страдания, её ночные стенания в душах запоздалых путников рождают священный ужас, рождают новые предания:

"Тревожит путника вниманье;
И мыслит он: «То горный дух
Прикованный в пещере стонет!»

Лермонтов конечно слышал предания о Амиране, горского богоборца,заточенного в тпещере, заваленного громадой Казбека, поэт сам видел эти чудесные картины — развалины монастырей и заоблачных замков, он пересекал Крестовый перевал и взбирался на Гуд-гору, имя которой он дал отцу Тамары.И поэт находит проникновенные строки, когда описывает мучения Демона:

«Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз;
Он хочет в страхе удалиться…
Его крыло не шевелится!
И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..."

Демон входит, «любить готовый», но его встречает ангел-хранитель Тамары. Тяжкие упреки обрушиваются на демона и снова пробуждают в нем:

«...И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.»

Не выдержав битвы со злым духом ангел-хранитель удаляется, оставив беззащитную Тамару полностью во власти Демона. Но Демон ещё верит в своё перерождение:

«О! выслушай - из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;»

Тамара молит злого духа - поклянись страшной клятвой, нерушимой клятвой:

"Нет! дай мне клятву роковую…
Скажи, - ты видишь: я тоскую;
Ты видишь женские мечты!...
...Клянися мне… от злых стяжаний
Отречься ныне дай обет.
Ужель ни клятв, ни обещаний
Ненарушимых больше нет?.."
И Лермонтов находит проникновенные, жгучие слова клятвы Демона Тамаре, который клянется всем, чем он только может:
«...Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой,...»
«...Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Слезой раскаянья сотру...»

Как и полагается демону искусителю, он обещает Тамаре царство над всем миром, отстраненность от земных мучений и страданий:

«Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам;
Прислужниц легких и волшебных
Тебе, красавица, я дам;
И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;»
Тамара верит ему, но Зло неистребимо:
«...Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой.»

Злой дух торжествовал, но чес его торжества был недолог:

«...Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих.»

Только теперь, за гранью земной жизни для Тамары полностью открылось лицо «бессмертного любовника Тамары» (Анна Ахматова).

«...Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, —
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.»

Демон педъявляет претензии на грешную душу Тамары, но « благо Божьего решенья» открыло Тамаре двери рая:

«...Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила —
И рай открылся для любви!»

По мнению Лермонтова искренняя, чистая любовь искупает все земные грехи. В своём произведении Лермонтов дает нам картины Кавказа, страданий и любви Тамары, и наконец, побежденного Демона:

«...И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,...»

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Темы

    • Любовь . Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
    • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
    • Одиночество . «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
    • Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
    • Идея

      Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

      Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

      Проблематика

      Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

      Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

      Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

      Критика

      В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
      Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

      Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • И мир в неведенье спокойном
  • Я на челе, тебя достойном,
  • Ни ненавидеть, ни любить.
  • Слезой раскаянья сотру
  • Следы небесного огня
  • и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. Тамара лишь просит Демона дать «клятву роковую» («Клянися мне… от злых стяжаний Отречься ныне дай обет»). Следующая затем знаменитая клятва Демона, выдержанная в «восточном» стиле и чрезвычайно напряженная по интонационному и ритмическому рисунку, отчетливо делится на две части. В первой Демон говорит искренне и горячо о себе, о том, что он решил отныне стать «добрым»:

  • И мыслит он, что жизни новой
  • Ничей уж не встревожит ум;
  • Отныне яд кровавой лести
  • Открывая Тамаре незнакомую ей ранее сложность мира, Демон увлекает ее на путь гордого презренья к человеческому миру. Возрождение Демона невозможно без внутреннего перерождения Тамары. Герой поэмы пытается достигнуть своих целей посредством отторжения героини от объективных этических ценностей, лишить ее кровных связей с миром. В этом противоречии – Демон несет Тамаре внутреннюю безграничную свободу духа и одновременно тягость бесцельной жизни, пережитой им самим, пытается взвалить на ее хрупкие плечи бремя индивидуализма и скепсиса – выразилась в конечном итоге злая природа демонического героя. Демон и ради собственного возрождения не может покинуть пределы назначенного пути. В страсти он остается таким же индивидуалистом, лишенным объективных этических ценностей, хотя и стремящимся познать их. Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя

  • Ни долговечной красоты,
  • Цельная натура Тамары становится ареной борьбы двух распавшихся и непримиримых начал – естественности, стихийной чувственной одухотворенности и абстрактного умозрения, пропитанного ядом безудержного и разъедающего скепсиса. Выход, найденный Тамарой, – уход от земного мира в монастырь – символизирует желание избежать внутренней противоречивости, но он порождает не менее драматическое распадение между телом и духом. Монастырь несет спасенье для души, но для тела – гроб («Пусть примет сумрачная келья, Как гроб, заранее меня…»).

    План - конспект

    Открытого интегрированного урока

    литературы и изобразительного искусства

    в 10 классе МОУ

    «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области».

    Учитель русского языка и литературы Спивак Е.П.

    Учитель изобразительного искусства Шахбазова Е.П.

    2010 – 2011 учебный год

    Тема: ЗА ЧТО НАКАЗАН ДЕМОН?

    (Аналитическое чтение поэмы М. Ю. Лермонтова)

    И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..

    М. Ю. Лермонтов. «Демон»

    Цель:
    Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
    Задачи:
    обучение интерпретации поэтического текста;

    развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;

    воспитание нравственно- духовных ценностей.
    Оборудование:
    портреты М.Ю Лермонтова и М.А.Врубеля;

    иллюстрации картин М.А. Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»;

    текст поэмы «Демон»;

    аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий».

    I. Слово учителя литературы.

    Образ Демона, отвергнувшего из гордости власть Бога, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. В 1829 году поэт пишет стихотворение «Мой Демон», в котором восхищается всеобщим бунтом и одновременно осознает трагизм своего героя. Пятнадцатилетним юношей Лермонтов задумывает поэму, начинавшуюся так:

    Печальный демон, дух изгнанья, ^

    Блуждал под сводом голубым,

    И лучших дней воспоминанья

    Чредой теснились перед ним.

    Работая над этой поэмой всю жизнь, поэт только в шестой редакции переводит действие на Кавказ. Здесь Лермонтов слышал старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем пре красную грузинку Нино, жившую в бедной сакле на берегу Арагви у подножья отвесных гор. Хотела ли девушка подняться на гору - тропинка незаметно выравнивалась под ее ножкой. Искала ли она цветы - Гуда приберегал для нее самые лучшие. Когда в 15 лет Нино стала необыкновенной красавицей, Гуда захотел ради нее сделаться с м е р т н ы м. Но девушка полюбила не его, древнего духа, а юного соседа Сосико. Этот юноша славился в ауле силой, ловкостью. Не в силах терпеть муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленных снежной лавиной и навсегда разлучил их.

    7.Какое утешение сулит Демон рыдающей Тамаре?

    8.Как отозвались в Тамаре песни Демона? Почему ее «душа рвала свои оковы»? Как вы понимаете сравнения: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..»?

    Материал к анализу I части поэмы. Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона, который блуждал «в пустыне мира без приюта», «ничтожной властвуя землей», где он «сеял зло без наслажденья». И так как ни в ком и нигде на грешной земле не встречал сопротивленья, поэтому «зло наскучило ему». И даже необычная природа Кавказа с мрачными крепостями, призрачными храмами, снежными горами, вздымающимися к небу, первоначально его оставляет спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе, который восхищен дикой красотой, необузданностью природы Кавказа:

    Под ним Казбек, как грань алмаза,

    Снегами вечными сиял,

    И, глубоко внизу чернея,

    Как трещина, жилище змея,

    Вился излучистый Дарьял,

    И Терек, прыгая, как львица

    С косматой гривой на хребте,

    Ревел - и горный зверь и птица,

    Кружась в лазурной высоте,

    Глаголу вод его внимали...

    И дик, и чуден был вокруг

    Весь Божий мир...

    Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно-величава, а добра и человечна. Однако ни развесистые чинары, ни кущи роз, ни песни красавиц «не возбудили в груди изгнанника новых чувств»: «И все, что перед собою он видел, / Он презирал иль ненавидел». И вдруг Демон видит танцующую Тамару:

    В последний раз она плясала. Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья.

    Впервые Демон почувствовал «неизъяснимое волненье» и в нем пробудились «мечты о прежнем счастье».

    Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог...

    Демон не может найти слов искушенья? Да что же это такое? А это любовь. Демон полюбил Тамару, и душа его готова была возродиться. А что же «жених нетерпеливый», который спешил на брачный пир. Отважный князь летит к Тамаре, минуя часовню, где всегда приносил «усердную молитву». И как только «презрел удалой жених обычай прадедов своих», смерть от «злой пули осетина» настигает его. Виновен ли Демон в смерти жениха Тамары ? Вряд ли. Видя, как танцует Тамара, Демон преображается:

    И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!..

    Эти строки поставлены прямо перед событиями, приведшими к смерти Синодала. Демон, в котором оживает сердце, лишен зла, жажды мести, в нем нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: / Он в мыслях, под ночною тьмою, / Уста невесты целовал». Но это его внутренний демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминание о том, что та молитва, которой (торопясь насладиться поцелуями невесты) пренебрег Синодал, сберегла путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины-мусульмане оказались смелее:

    Недолго продолжался бой: Бежали робкие грузины! -вероятно, бросив своего господина.


    Вопросы ко II части поэмы.

    1. Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой еще не стала.

    2.Почему даже в келье образ Демона «сиял... тихо, как звезда»?

    3. Что поразило Тамару в Демоне?


    1. Почему Демон не решается войти в обитель, из его «померкших глаз слеза тяжелая катится»?

    2. Почему Ангел признает право Демона владеть сердцем Тамары?

    3. Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары?

    4. Почему «улыбка странная застыла» на устах мертвой Тамары, а смерть ее похожа на сон?

    5. Зачем рассказана история одного из праотцов Гудала, построившего церковь, где хоронят Тамару? v
    9. Почему грешную Тамару Ангел несет в рай?

    Материал к анализу II части поэмы.

    Зачем Тамара просит отца отдать ее в монастырь? Она не обет безбрачия избирает, она не по жениху скорбит, она боится Демона, но боится не как темную силу. В ней зарождается ответное сильное чувство, которому нет сил противостоять:
    Меня терзает дух лукавый

    Неотразимою мечтой...

    Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще:

    Пусть примет сумрачная келья,

    Как гроб, заранее меня...

    Но и под сводом сумрачного храма, куда отец ее отвез, «знакомый образ иногда скользил без звука и следа... сиял он тихо, как звезда; / Манил и звал он... но - куда?..» Так куда звал Демон Тамару? Тамаре, сузившей свою жизнь до мрачной кельи, Демон хочет подарить весь мир, подарить ей не только красоты мироздания, но и вечность:

    Тебя я, вольный сын эфира,

    Возьму в надзвездные края;

    И будешь ты царицей мира,

    Подруга первая моя...

    В ранних редакциях «Демона» герой, слушая чарующую игру монахини на лютне, сопротивлялся чувству:

    Окован сладостной игрою, Стоял злой дух. Ему любить Не должно сердца допустить...

    В окончательной редакции любовь Демона к Тамаре искренна. Она не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия. Демон взволнован ее совершенной красотой, искренностью, он любит и обещает ей рай всезнанья, рай свободы:

    Я опущусь на дно морское,

    Я полечу за облака,

    Я дам тебе все, все земное –

    Люби меня!..
    Но какую цену за это должна заплатить Тамара? Цена этой свободы и любви - отказ от всего земного как ничтожного и жалкого:

    Без сожаленья, без участья

    Смотреть на землю станешь ты,

    Где нет ни истинного счастья,

    Ни долговечной красоты...

    И, несмотря на это, Тамара ждет Демона и томится в ожидании неизвестного. И Демон долго не смел «святыню мирного приюта нарушить». И не потому что не мог, мог (он на земле всесилен), а потому что любил настолько, что боялся причинить Тамаре (может и невольно) боль, он даже был готов «оставить умысел жестокий», но тут Тамара в своей келье запела. Это была песнь любви, ангельская, неземная, и из «померкших глаз»


    Демона в первый раз «слеза тяжелая катится», нечеловеческая
    слеза, и хочет он в страхе удалиться - и не может, «его крыло не
    шевелится».

    И входит он, любить готовый,

    С душой, открытой для добра,

    И мыслит он, что в жизни новой

    Пришла желанная пора.

    Преодолев все сомненья, Демон готов любить и возродиться к новой жизни. В его любовь поверил даже Ангел , явившийся защитить Тамару от посещений Демона:

    Дух беспокойный, дух порочный,

    Кто звал тебя во тьме ночной?

    Твоих поклонников здесь нет...

    Есть, Тамара песнею своей зовет Демона, и тот оскорблен неспособностью Ангела понять не преступные, а благие намерения «духа изгнанья». И потому ответ Демона так гневен и дерзок. Посланец Неба, не веря в преображение Демона, возвращает его к прежней роли, заставляет говорить на языке войны:


    Она моя! - сказал он грозно, -

    Оставь ее, она моя!

    Явился ты защитник поздно,

    И ей, как мне, ты не судья.

    На сердце, полное гордыни,

    Я наложил печать мою;

    Здесь больше нет твоей святыни,

    Здесь я владею и люблю! Ангел верит в завоевание зла и потому неохотно и огорченно удаляется, оставив Тамару Демону. У Неба не хватило веры в добро в душе Тамары и возможности его в Демоне, а потому разразилась катастрофа:

    Смертельный яд его лобзанья

    Мгновенно в грудь ее проник.

    Мучительный ужасный крик

    Ночное возмутил молчанье.

    Вряд ли можно предположить, что Демон намеренно губит Тамару. Вторая встреча Демона с Ангелом, уже после смерти Тамары, свидетельствует об ошибке Неба. Тамара оказалась способной любить Демона и заботиться о спасении души. Лицо мертвой Тамары - свидетельство этой любви к Демону: Ценой жестокой искупила

    Она сомнения свои...

    Она страдала и любила -

    И рай открылся для любви! -говорит о Тамаре Ангел и потому «грешная душа» ее омыта слезами Ангела. Увидев, что душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения, прижалась к груди Ангела, Демон принадлежит уже не любви, а злобе. Ангел недаром называет его «мрачным духом сомненья». Преображение Демона стало невозможным. Демон побежден сомненьем в любви:

    И вновь остался он надменный,

    Один, как прежде, во вселенной

    Без упованья и любви!..

    За что же наказан Демон? За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что, презирая мир людей «грешной» земли, сам оказался не выше, не лучше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира при гибели мечты.


    Слово учителя ИЗО

    Поэт и художник используют разные изобразительные средства, создавая образ Демона. В живописи есть свои изобразительные средства.

    Почему нам представляется, что Демон Врубеля печален и задумчив? Что в фигуре Демона говорит об этом?

    (Он сидит устало. Его плечи опущены, бессильно сложены руки... Делаем вывод, что “печаль и задумчивость” выражены в позе персонажа.)

    Выбор позы персонажа является композиционным приёмом в живописи. Оказывается, “позу Демона” использовали и другие художники для выражения настроения задумчивости, печали, грусти, скорби.

    (Ребята вспоминают, что Демон уже в начале поэмы был печален, потому что он уже не ангел, он печалится о прошедших счастливых днях , когда он блистал, как “чистый херувим”.

    . Сложной натурой представлял своего героя Врубель. Художник говорил, что Демона не понимают: “«Демона» путают с чёртом или дьяволом, тогда как «чёрт» по-гречески значит «рогатый», «дьявол» - «клеветник», а «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа...”

    Демон заключает в себе черты и положительные и отрицательные. Демон - сложная, противоречивая натура.

    Какие средства использовал поэт, чтобы показать противоречие в натуре своего героя?

    Оказывается, антитезой пользовался и художник, только в живописи этот приём называется иначе - приём контраста. Попробуйте найти в картине противоречия.

    (Вместе с ребятами выясняем, что у Демона тёмное лицо и светлое тело, Демону тесно в картине, хотя он один в пустом пространстве. У него очень сильное молодое тело с безвольно опущенными руками... “Демон сидит в самом бездейственном состоянии, но мускулы его напряжены так, будто он действует” (Н.Петрова). Противоречие обнаруживается между мёртвыми каменными цветами и живым телом героя.)

    Какие чувства может вызвать этот печальный красивый юноша на фоне мёртвого пейзажа?

    (Жалость, сострадание.)

    Другая знаменитая иллюстрация Врубеля к поэме называется «Демон поверженный» . (Показ слайда «Демон поверженный».)

    Мы видим, какие страшные перемены произошли с нашим героем: фигура Демона уменьшилась, плетьми стали некогда могучие руки. Всю маленькую фигуру, кажется, вот-вот поглотит тьма. На картине «Демон сидящий» у Демона не было крыльев, а теперь о них напоминают сказочные перья, окружающие фигуру.

    III. Эпилог.

    А какова роль эпилога? Нужен ли он вообще после сурового приговора Демону, после победы Добра над Злом?

    Эпилог поэмы грустен и полон сознания необходимого примирения с законом жизни: человеческое существование временно, быстротечно, а природа вечна. От замка Гудала остались лишь развалины:

    И не напомнит ничего

    О славном имени Гудала,

    О милой дочери его!

    Лишь «церковь на крутой вершине», слившаяся с природой, сторожит «семью могильных плит»:

    И вечный ропот человека Их вечный мир не возмутит.

    «Вечный ропот человека» как гордое его желание встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. И при всем своем сочувствии этому мятежному желанию, автор поэмы вынужден признать его неосуществимость. Божий мир могущественнее мира человека. И не об этом ли «Кавказское» А. А. Ахматовой:

    Здесь Пушкина изгнанье началось

    И Лермонтова кончилось изгнанье.

    Здесь горных трав легко благоуханье.

    И только раз мне видеть удалось

    У озера, в густой тени чинары,

    В тот предвечерний и жестокий час –

    Сияние неутоленных глаз

    Бессмертного любовника Тамары.