Конспект занятия

Конспект занятия "звук х и буква х". Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках Звук х какой он

Цель занятия: изучаем букву Х, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Х, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Х по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Вова гулял во дворе. Была зима. У Вовы замерзли руки. Снял он рукавички и стал дуть теплым воздухом на руки: х-х-х-х. Повтори, как Вова дул на руки.
Пришел Вова домой. Мама показала ему смешную картинку. Вова долго смеялся: ха-ха-ха! Повтори, как смеялся Вова. ХХХА - какой тут первый звук?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Хомяк Хлеб Хорёк Холодильник

Скажи, как я: ХОМЯК, ХЛЕБ. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его - за нижними зубами. Произнеси XXX и попробуй это почувствовать. Когда мы произносим звук [х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит, звук [х| - согласный звук.

  • Рассмотри букву X. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву X.

Задание: печатная буква Х для дошкольников

Напиши букву X в воздухе и один раз в тетради.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Хлоп - и конфета стреляет.
Как пушка!
Каждому ясно: это…(Хлопушка).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей.
А называюсь я - … (хоккей).

Сказка про букву Х

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

Я ему говорю:

«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты,- восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
- Что, что потом?! - хором спросили хомяки.
- Я… потом…
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка.
- Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Загадки для детей на букву Х

Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Легкий, а не пух.
Мягкий, а не мех.
Белый, а не снег.
Но оденет всех.
(Хлопок)

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Пословицы и поговорки на букву Х

Делано наспех - сделано на смех.
Хлеб - всему голова.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
У ленивой пряхи нет про себя и рубахи.
Лето - собериха, зима - поедиха.
Хороший товар сам себя хвалит, хорошей хозяйкой дом стоит.

Веселые стихи про букву Х для детей

Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)

Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)

Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)

Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы согласная буква «Х ». Разнообразьте свои занятия, знакомя с буквой Х, предложите сначала придумать слова со звуком Х. Предложите ребенку выложить букву или вылепить, кстати, этот прием используйте почти на каждом занятии, меняйте, только, материал для выкладывания.

Ну, а я как всегда приготовила для вас практический материал: художественное слово, игры, кроссворды.

Буква «Х»

Веселые стихи

Х на ножницы похожа,Но в работе, а не лежа.Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь.

Хочешь – сам себя стрижешь.

В Степанов

Радо солнцу небушко,

Полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

Он на ней как солнышко.

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

Не рогаты мы, не злы.

Кузлы мы, а не козлы.

Держим мы в руках бревно,

Чтоб не выпало оно.

Е. Тарлапан

Хлеб! Не наскучит ли он?

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда!

Нет важнее труда хлебороба!

Хвост есть у слоненка –

Маленький он только.

Хвост у взрослого слона

Большим не будет никогда.

Сердце так и гложет страх! Ах!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух! Ах! Эх! Ох! Ух!.. не вызвали.

Ц. Ангелов

На ходулях скороход

Собирается в поход.

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Хлеб – всему голова.

2. Хорошей хозяйкой дом стоит.

3. Снег на полях – хлеб в закромах.

4. Сделано наспех – сделано на смех.

5. Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Игры

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы:

– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

Игра «Рифма».

Придумайте рифму к слову храбрец.

Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

Игра «Звук заблудился».

1. Не делай из мук и (мух и ) слона.

2. Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

Игра «Полсловечка за вами».

Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

Игра «Слово рассыпалось».

Соберите рассыпавшееся слово.

Б е л х (хлеб ).

Игра «Найдите слова».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

– – х – – х – –

– – – х – – х – –

– – – – х – – х – –

– – – – – х – – х – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

От хода – к шагу .

Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

Игра «Анаграммы».

Халва (хвала ), хаос (соха ).

Игра «Из одного слова – несколько».

Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

Игра «Наборщик».

Подберите слова из букв, составляющих слова:

храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

Игра «Составим новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Слоговой аукцион».

Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , -чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

Игра «Где звук?».

1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

Кроссворд

В первый кроссворд впишите названия растений, а во второй – названия трех животных и одного пресмыкающегося.

О т в е т: хрен, хурма, хлопок, хризантема; хряк, хомяк, хорёк, хамелеон.

Перевертыши

Хорошо. Шорох.

Шарада

С буквой Х меня на себе носят,

С буквой С в столовой просят.

(Х алат – с алат.)

Загадки

Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Легкий, а не пух, мягкий, а не мох,

Белый, а не снег, но оденет всех.

(Хлопок.)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

А теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

(Холодильник.)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк.)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб.)

К дереву прижметсяИ кверху змейкой вьется.А под осень выйди в сад –

Гроздья желтые висят.

(Хмель.)

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник.)

Белый, тощий корнеплод,

Под землею он растет.

И хотя он горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят.

(Хрен.)

Был я сыпучим, потом стал тягучим,

В огонь попал – твердым стал!

(Хлеб.)

Зверек живет в норе глубокой.

Он толстосум и толстощекий.

(Хомяк.)

Что за дом со шнуром,

Даже летом стужа в нем?

(Холодильник.) Г. Виеру

Какая игрушка

Стреляет, как пушка?

(Хлопушка.)

Если статья оказалась полезна для вас оставьте пожалуйста свои комментарии.

Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: "Ха-ха-ха!"
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: "Хи-хи-хи!"

Давайте выделим первы звук из слога ХА и ХИ - правильно, Х!

0а) Попробуй составить букву Х из карандашей!
0б) Можешь показать букву Х при помощи рук и ног?
0в) Слепи из пластилина!

1а) Найди слова на букву Х

1б) Буква Х играет в прятки. Где спрятался звук Х: в середине, в началн или в конце? (отсюда)


Звук Х бывает разный:
1) твёрдый (синий): ХА, ХО, ХУ ("а" указывает на твёрдость согласного и нет улыбки)
2) мягкий (зелёный): ХИ, ХЕ ("и" указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

2) Буду называть слова и если в слове спрятался звук Х твёрдый - будете приседать, а если мягкий - вставать на носочки (подсмотрела )
= холод, хлеб, хитрый, халва, хобот, химия, художник, хор, хочу, хилый, хороший, хижина
= сахар, муха, мухи, смех

3а) Составление и чтение слогов
= Х- а, о, у, ы, э
= ХЯ, ХЁ, ХЮ, ХИ, ХЕ


4) Классики с Х (ищите )

5) Дидактическая игра. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук Х.
= пух, муха, мех, мухомор, яблоко, холод, кит, химия

7) Буква потерялась
= ..алва, ..леб, ..итрец, ..алат, ..обот

8а) Занятие про букву Х ("Игры на развитие речи")

8б) "Учим буквы играя"


8в) Прописная буква Х (оригинал)


8г) Рабочий лист (взят )

9) Найти спрятанные буквы Х (взято )

10) Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х. Соедини их ниточками с хомячком. (взято )
11) Добавь недостающий элемент.

12) Закрась части мозайки с буквой Х. Что получилось? ()

13) Прочитаю тебе стихотворение-загадку, а ты угадай пропущенное слово.
"Хомяку сказал хорёк:
_______ твой узок, мой широк."

ХОРЁК

ХОМЯК
О чём идёт речь? О ХВОСТЕ!
Игра "Хвосты"
а) Карточки "Половинки животных - хвосты": нужно правильно собрать животное и определить первую букву, или подобрать написанную заранее надпись к этому животному
б) Карточки, на которых нарисованы хвосты, и карточки, на которых написаны названия животных. Задача ребёнка соединить правильно хвост и животное, к которому оно относится.

Физминутка

“Хомка”
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5- хомка хочет сильным стать!

14а) Игра "Четвёртый - лишний!" (взято про различие звуков [Х] и [К])
= сапоги, тапочки, халат, туфли -- халат (начинается на Х - глухой согласный)
= апельсин, яблоко, банан, капуста -- капуста (начинается на К - звонкий согласный)

14б) Игра "Поймай звук": когда услышишь звук К, поднимай карточку с буквой К, если Х - то с Х.
= в звуковом ряде: п, т, к, х, г, т, п, х, г, к
= в слогах: ок, оп, ох, ат, ак, ах, гу, ку, ду, ху, ит, ип, ик, иг, их
= в словах: картина, компот, холодец, пол, конь, мох, хлеб, мак

14в) Игра "Потерялся звук"
= лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), лопу... (х), ма…(к), ме… (х), пету…(х), пу…(х), то... (к), плато…(к), сти... (х).

14г) Что будем дарить Хоме, а что Кузе? Почему?
= хлеб, конь, мак, петух, яблоко, ботинок, паук, муха, халва, молоко

15) Собери э-паззл - букву Х (смотреть )

16 Найти и разукрасить букву Х



17) Х - хоккей (взято )


18) Помоги голодным хомякам добраться до хлеба и съесть его. Идти можно только по буквам Х. (взяла )
19) Из всех букв выбери буквы "Х" и "х" и обведи их в кружок (взято )


20) Закрась только те части рисунка, в которых ты видишь буквы "Х" и "х" (

МБОУ ДОД ЦДТ «Феникс»

Объединение «Клуб молодой семьи».

Дополнительная образовательная программа «Семь+Я».

Программа развития речи и знакомства с художественной литературой детей дошкольного возраста «Грамотейка».

Занятие п о предмету «АБВГДейка» (второй год обучения)

«Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Цели:

  • Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
  • Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
  • Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове.
  • Познакомить с новой буквой «Х».
  • Отработать навыки слогоделения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

  • Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука».
  • Магнитная доска, магниты, мел.
  • Дидактический материал: Колесникова Е.В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е.В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет».
  • Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

  1. Аспект восприятия и передачи информации:
  • словесные: беседа, рассказ
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация
  • практические: упражнения
  1. Аспект мышления:
  • репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
  1. Аспект управления:
  • работа под руководством педагога
  • самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

  • интереса к учению: творческие задания, загадки,
  • долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

  • устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
  • практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

  • метод личного примера
  • убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

  • Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
  • Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
  • поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я ».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки! Например, как рычит собака: р-р-р..или как в коляске плачет малыш: а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными. Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными? (ответы детей)

Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок). Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося (например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки? (ответы детей)

Педагог на доску вывешивает «звуковичков».

Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы веселые ребята, (шаги на месте)

Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)

Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)

Можем прыгать весь урок ! (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Кто из вас подскажет мне: помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?

Дети: Буквы!

Педагог: Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука? (ответы детей)

Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук, то пишет на доске букву. Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два), произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный. Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник).

Педагог: Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим, но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос: «Ежик- это звук или слово?» (ответы детей)

Педагог: Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка», мокрое слово «дождь». А вы какие знаете слова? (ответы детей)

Педагог: Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.

(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь»)

Педагог: Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)

Педагог: А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.

(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).

Педагог : Замечательно поработали!

Педагог благодарит детей за первую половину занятия, выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.

Перемена.

Знакомство с буквой «Х».

Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он: -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)

Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)

Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)

Педагог : Это правда или нет? (Нет )

Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)

Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)

Педагог : А это правда или нет? (Нет)

Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос: «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк», «хвастун», «храпеть», «хрюкать»? (ответы детей)

Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? (ответы детей)

Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)

Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха».

Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.

Педагог : Ха на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

А на что еще похожа буква «Ха»? (ответы детей)

Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)

Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха»? (Т,Л,Г)

Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха»? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова)

Педагог : Время отдохнуть!

Физкультминутка.

Хомка-хомка, хомячок,

Полосательный бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х».

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь».

Педагог : Слушайте первую загадку:

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра...

Дети: Хоккей!

Педагог: Правильно!

Х-хоккей. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Педагог : Слушайте вторую загадку загадку:

Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется..... (ХЛОПУШКА).

Дети: Хлопушка!

Педагог: Правильно!

Х-хлопушка. Есть знакомый звук?

Дети : Да!

Педагог : Как звучит?

Дети: «Х»!

Педагог : Где стоит?

Дети : В начале слова.

Педагог : Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог : Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: А бывает мягким?

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони.)

Встали пальчики! Ура!

В «Парус» нам идти пора!

Педагог: А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха». Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву. Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем: сколько в ней живёт звуков, один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)

Педагог: Как звучит?

Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»

Педагог: А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась: в начале, в середине, в конце слова?

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, изучили новую букву «Х», знаем какие звуки прячутся в этой букве, делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.

Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я», с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!

(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)


Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.