Что такое бессознательное определение. Основы учения о бессознательном. Современные исследования бессознательного

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии – вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т.е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз .

Многие века мыслители, изучавшие человеческую природу, считали, что понятие бессознательного внутренне противоречиво. Однако некоторые философы – Августин , Г.Лейбниц , И.Гербарт , а также Г.Фехнер и Г.Гельмгольц , занимавшиеся экспериментальной психологией, отмечали, что психологические операции могут производиться без их осознания субъектом действия.

Роль бессознательного в развитии психических расстройств была продемонстрирована в трудах психологов и психиатров. Так, Ж.Шарко показал, что симптомы возникшего в результате травмы невроза являются результатом не поражения нервной ткани, а бессознательных воспоминаний о перенесенной травме. П.Жане применил понятие «бессознательных идей фикс» к анализу истерии и пришел к выводу, что травматические представления, хотя и отделенные от сознания, проявляются в форме истерического синдрома. Жане сообщил об излечении нескольких больных истерией с помощью гипноза, который он применял с целью обнаружения первоначальной травмы и вторичного переживания ее пациентом. Й.Брейер лечил больную истерией путем введения ее в гипнотическое состояние с последующим разъяснением обстоятельств, связанных с ее трудностями. Как только ситуация травмы оказалась раскрытой, симптомы истерии исчезли.

Фрейд заменил гипноз особыми методиками свободных ассоциаций и толкования сновидений. Он утверждал, что содержания бессознательного не только сами уходят, но и «вытесняются», т.е. насильно изгоняются из сознания. Невротические симптомы выражают конфликт между вытесняющими силами и вытесняемым материалом, и этот конфликт вызывает сопротивление, с которым сталкивается психоаналитик, когда пытается раскрыть вытесненный материал. Кроме случайных психических травм, вытесняется целый период раннего детства, включая эдипову ситуацию (бессознательное влечение к родителю противоположного пола). У нормального человека эти события раннего детства незаметно для него самого воздействует на мысли, чувства и поступки; у невротика они определяют широкое разнообразие симптомов, которые психоаналитик старается проследить вплоть до их бессознательных источников. Иррациональные установки пациента по отношению к психоаналитику во время психоаналитического лечения получили название «переноса» или «трансфера»; они являются возрождением старых забытых установок по отношению к родителям. Задача психоаналитика – вместе с пациентом проанализировать его сопротивление и «перенос», с тем чтобы пациент мог полностью осознать свою бессознательную мотивацию.

Юнг считал, что бессознательное – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Он различал индивидуальное и коллективное бессознательное, считая последнее вместилищем «архетипов» – универсальных символов, заряженных психической энергией. В качестве нового способа исследования бессознательного Юнг предложил тест словесных ассоциаций, как спонтанных, так и направленных, и свой собственный подход к толкованию сновидений. Целью его терапевтического метода было воссоединение сознания и бессознательного, через которое, как он считал, человек может достичь «индивидуации» – полноты раскрытия своей личности.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще - врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

В.И. Овчаренко

Бессознательное (Шапарь)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1) Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2) Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Бессознательное (Грицанов)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Тезис о независимости психики от сознания (примеры: Гельмгольц: бессознательные умозаключения; сомнамбулические состояния, сновидения, роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов (психиатрическая практика: существования особого мира)).

Психика не ограничивается только состояниями сознания.

Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Случай Анны О. – предположение, что заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания состояла в том, что эти ущемленные аффекты получили ненормальное применение (после воспоминания в гипнотическом состоянии больная получала несколько часов нормальной жизни). Если больная с выражением аффекта в гипнозе вспоминала, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить симптомы болезни (катартический метод лечения).

Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все, тогда надо заставить вспомнить). Таким методом: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность зиждилась на идеи о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно.

Исходные тезисы: независимость психики от сознания (обосновать существование ее и исследовать). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание).

Словарь по психологии : бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с пчихотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).

Основные понятия и направления психоанализа.

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения:

    динамической,

    топической (учение о структуре душевной жизни)

    экономической.

С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики – сознательное, предсознательное и бессознательное . Сознательное имеет свойство переживания.

Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания.

Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики.

Источники о предположении бессознательного: безусловный детерминизм и факты не поддающиеся сознательному контролю имеют причины и их надо объяснить (забывчивость, описки, сновидения и т.д.). Объективные проявления – сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость – открываются сознанию, а причины – нет. Они лежат в бессознательном.

Пути выявления бессознательных причин – анализ объективных проявлений бессознательного (метод свободно всплывающих ассоциаций – требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей).

Но эти объективные данные должны подвергнуться интерпретации, т.к. под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем.

Метод толкования сновидений – Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаваться, т.к. они неприемлемы для нас. В снах бессознательное пользуется определенной символикой, которая вполне типична. Сновидения создаются так же как невротические симптомы: они являются компромиссом между требованиями подавленных импульсов и сопротивлением цензурирующей силы (в снах можно исследовать нормальную психическую жизнь здорового человека). Таким образом, психоанализ больше не вспомогательная наука в области психопатологии, он способен и для понимания нормы.

Метод анализа ошибочных действий. Описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны

Скрытые тенденции – это желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться. Бессознательное – это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для не имеет значения критерий реальности. В ней отсутствуют противоречия, она существует в форме представлений, не облекаясь в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни: остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой психических переживаний.

Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата. Подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение, чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Т.е. течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствие-страдание.

Динамическая точка зрения . Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: Я, Сверх-Я, Оно. Индивидуум представляется как бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено Я. Здесь собираются все влечения. В окончательном варианте различаются сексуальные влечения – подчиняются принципу удовольствия; инстинкт самосохранения-влечения Я – подчиняется принципу реальности. Те и другие объединялись в группу влечений к жизни. Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению.

Оно – движущая сила поведения, источник энергии, мощное мотивационное начало.

Я – поверхностный слой душевного аппарата. Сознание. Соизмеряет деятельность Оно с принципом реальности.

Сверх-Я направлено против Оно, выражает систему требований Я. Имеет двойное лицо: включает систему идеалов и запреты. Это критическая инстанция, посредник между Я и Оно. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель. Эта часть структуры личности относится к бессознательному.

Общая линия развития человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий. Первая – это аутоэротизм.

Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях:

1. Происходит подчинение господству генитальной зоны и возникновение собственно влечения;

2. Выбор объекта составляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление исключительное значение. Объект любви среди близких взрослых. Фрейд развивает теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Формирование комплекса. Вытеснение – образование – Сверх-Я. В Сверх-Я также филогенетическое достояние. Затем латентная стадия. В 13-14 лет – период окончательного выбора объекта. Ребенок берет за образец отца и мать и переносит на другой объект. Это благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации на определенной стадии, регрессия. Эти извращения были названы инфантилизмом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается Я, формируются инстанции Сверх-Я и вытесненного Оно.

Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом окольные, через сублимацию. вСя человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как динамическое их столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом.

Сознательное Я, считавшееся раньше истинным сосредоточением индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольно плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донеся сведения лишь о том, что пропускает цензура. Сознательное – не суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим качествам.

В то же время задача заключается в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. Там где было Оно, должно быть Я.

Широкие аналогии на социальное развитие (культурное развитие и отказ от первобытного опыта).

Единственный критерий достоверности этой теории – психотерапевтическая практика. Большая произвольность в символических толкованиях. Вместо строгой дедукции используются аналогии, метафоры. Все это противоречит объективности и научности. В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно.

Индивидуальная психология А.Адлера.

Теоретические разногласия с Фрейдом . Отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов.

Центральное место в личности занимает чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект . Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций, субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство. Оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет “стилем жизни”. Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам. Жизненный стиль – продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. Стиль жизни приравнивается к личности, к Я. Формирование стиля жизни зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивид не может рассматриваться вне общества. Посредством социального общения индивид становится частью общества. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Три группы условий появления чувства неполноценности в детском возрасте:

1) наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Но преодолеть их возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту (примеры музыкантов с плохим слухом);

2) неправильное воспитание (результат изнеженные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми;

3) неправильное воспитание и как результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности.

Дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.

Выготский : Адлер не видит разницу в воспитании аномального и нормального ребенка.

Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью.

Аналитическая психология К.Юнга.

Критика Фрейда : либидо – имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм.

Проблемы : бессознательное и процесс развития личности.

Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обуславливает конкретное формирование сознательных психических содержаний.

Архетипы – некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Оснаванием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт (общее содержание в фантазиях многих больных, эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов).

Фигуры коллективного бессознательного выступают как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности – индивидуализация. Ее цель – становление Самостью и психологически обозначает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Развитие – процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение внутреннего ядра личности, его Самости.

Две базисные установки – экстравертированную и интровертированную. Четыре функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности.

Неофрейдизм.

К.Хорни . проблема социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов (характер неврозов в Америке и в Европе разный). Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход (важность культурных фактов).

Соперничество, конкуренция – пронизывают личную жизнь, а не только экономику (это движущая сила). Все отношения имеют форму соперничества. Сравнение с другими, притязания, реальные возможности своего неуспеха и успеха других – тяжелые переживания – страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности, зависти и постоянной тревожности.

Тревожность – источник притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Оно порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит корнями в детство.

Человеком движут бессознательные побуждения (главным образом врожденные, частью приобретенные): стремление к безопасности и к удовлетворению. Принимая фрейдовский принцип, согласно которому поведение индивида определяется бессознательными мотивами, и предполагая, что эти бессознательные побуждения носят аффективный или эмоциональный характер. Хорни сохраняет этим всю суть психоанализа. Эти два вида бессознательного несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавление одного из них. Хорни отвергает сверх-Я как подавляющую силу, сам конфликт вызывает подавление одного из несовместимых стремлений. Подавление – выталкивание из сознания импулься или аффекта. После подавления мы субъективно убеждены, что у нас его нет. Подавленный импульс встречает сопротивление сознания. В измененном виде он может дойти до сознания. Эти защитные механизмы формируются с детства и становятся той бессознательной основой, на которой строится представления о самом себе.

Культура: с одной стороны стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения., которые подавляют эти же потребности, следовательно, усиливает бессознательную внутреннюю драму.

Г.Салливен. другая форма социализированного психоанализа. Тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Личность как относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций. Характеризующих человеческую жизнь. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются “динамизмами”. В сумме они составляют Я-систему, которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение языком, с помощью которого происходит образование синтаксического опыта, открывающего возможности освоения общезначимого специального опыта.

Э.Фромм. Радикально-гуманистический психоанализ. Идея общественной обусловленности человеческой , в том числе и бессознательной психики.

Особенности человеческого существования (свобода от инстинктивной предопределенности действия) заключает в себе экзистенциональное противоречие, проистекающее из того, что разрываются естественные (инстинкт) связи человека с природой, первичная гармония между человеком и природой разрушена, отсюда задача приспособится к природе.

Поскольку человек свободен от первичной связи с природой, все же остается связанным с нею, “свобода-от” приводит к возрастанию чувства одиночества, бессилия, ничтожности.

Возникают импульсы – потребности, направленные на перодоление этих тяжелых переживаний. Один продуктивный путь – добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека (развитие индивидуального Я).Непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей – механизмы бегства : авторитаризм, деструктивизм, конформизм . Они являются бессознательными и иррациональными.

Они результат одной базовой потребности – избежать собственной слабости и изолированности. Они не устраняют причин страдания и тревоги и не могут решить проблему человеческого существования, являясь лишь защитными механизмами.

Социальный характер – зависимость характера человека от его образа жизни. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры.


Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

В качестве прилагательного термин «бессознательное» относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна.

В качестве существительного термин «бессознательное» означает одну из динамических систем, описанных З. Фрейдом – основоположником учения о бессознательном.

В широком смысле бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, процессов, в отношении которых отсутствует контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.

З. Фрейд, и в дальнейшем К. Юнг, заложили основы учения о бессознательном, остающиеся актуальными по сей день. Основы этих учений, а также предшествующие и последующие за ними идеи будут нами рассмотрены в данной работе.

Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании – воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного и доказательства его существования впервые четко сформулирована Лейбницем в 1720 г. По его мнению, бессознательное – низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений, возвышающихся, над множеством темных восприятий. Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывал бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

В период романтизма, иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.

В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.Ф. Гербарт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс). Было установлено, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз). Исследования французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом.

Продолжением этой линии явилась концепция Фрейда. Экспериментальная разработка понятия бессознательного проведенная им, показала, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия . Им было рассмотрено, как та или иная проявляется в , и . Ранее было известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Фрейд и его сторонники одними из первых попытались подобрать ключ к тайникам сознания и открыли за ним мир «вытесненных» или просто «забытых» им и поэтому уже бессознательных психических переживаний. Они же одними из первых попытались понять эти явления, а через них и всю символическую активность сознания. Приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его теория личности стала полностью иррационалистической.

Фрейд – центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований – бессознательной психики. Учение Фрейда стало переворотом, совершенным им в психологии XX века.


В течение многих лет вокруг фрейдизма происходила ожесточенная дискуссия. Против него выступали крупнейшие ученые – Павлов, Бехтерев, Осипов, Анфимов, Гиляровский, Крепелин, Бумке и др. Ряд его прежних сторонников – Адлер, Юнг, Штекель и др. – отступились от психоанализа, однако развили свои концепции, сходные с ним. Другие его последователи – Блейлер, Шильдер, Кан, Гофман и др. – развивали его принципы в различных областях психиатрии.

Тем не менее, именно постулаты учения о бессознательном Фрейда и Юнга, составляют основу современных знаний о предмете.

В современной психологии выделяют бессознательное двух типов – и индивидуальное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное – информацию психического мира конкретного человека.

Так же бессознательное делится на , временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы процессы и состояния психики.

Выделяют также несколько основных классов проявлений бессознательного:

В общем плане, психика человека представляется по Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное считается центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое «может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».

Фрейд, подобно своим великим предшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа – психоанализ, в целом на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного, понимая таковое, как психика минус сознание.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:

«Оно» (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

«Я» (Ego) – сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

«Сверх-Я» (Super-Ego) – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности». «Сверх-Я» является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх-Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле солидаризируется с «Я». Но по своему содержанию «Сверх-Я» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» (грубо говоря, сознание) предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с «Оно», так и со «Сверх-Я» (т.е. с бессознательным).

Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. Фрейд верил в способность осознания бессознательного, вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного, человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Проблема «первичных влечений» оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного, Фрейд принял сексуальные влечения. В более поздних работах Фрейда понятие «сексуальные влечения» заменяется понятием «либидо», которое охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и так далее. В конечном счете, деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных «влечений», где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос).


В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр К.Г. Юнг, долгое время разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые присущи всему человеческому роду.

«Архетипы», представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным».

«Индивидуальное бессознательное» отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

«Коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

Все же Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете – внутренние продукты психики человека, наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.

Одним из элементов «аналитической психологии» Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном всегда находятся «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские, «комплекс власти» и другие. Они свидетельствуют о силе власти бессознательного над сознательными процессами.

Исходя из теории «комплексов», Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.

Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, характеризующих новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», у Юнга выделяются:

«Персона» (Persona) – маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения;

«Анима» – абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;

«Анимус» – абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;

«Тень» – «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;

«Самость» – центральный «архетип» личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» – нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.

Юнговская структура личности, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является всецело биологическим, природным данным, у Юнга же бессознательное включает и социальные моменты.

Отвергая биологизм Фрейда и Юнга, А. Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными. В этом отношении адлеровское понятие «социальных стремлений» сродни фрейдовским представлениям о «первичных влечениях» и юнговским – об «архетипах»

В. Райх предложил новый вариант интерпретации структуры личности. "Биопсихическая структура характера", по Райху, состоит из трех автономно функционирующих слоев:

· «поверхностный слой» – слой «социальной кооперации», фальшивый, притворно-социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости;

· «промежуточный слой» – антисоциальный слой (фрейдовское бессознательное) – представляет сумму «вторичных импульсов» – грубые, садистские, сладострастные порывы;

· глубинный слой, или «биологическое ядро», состоит из «природно-социальных импульсов», излучая которые, человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя вторичный, промежуточный слой, «природно-социальные импульсы» преломляются и искажаются.

Предложенная Райхом модель структуры характера отличается от фрейдовское модели тем, что здесь фрейдовское «Я» и «Оно» как бы поменялись местами. Если фрейдовское бессознательное являлось глубинным слоем человеческой личности, над которым надстраивался слой сознательного «Я», то в райховской модели человека глубинный слой представлен «природной социальностью», которая становилась бессознательной лишь на промежуточном уровне, где природно-социальные инстинкты к труду, любви и познанию подавлялись идеологическими и культурными «санкциообразованиями».

Бессознательное у структуралистов (Фуко, Леви-Стросс, Лакан) подвергается членению и рациональной упорядоченности посредством выявления механизмов функционирования именно языка. Бессознательное, через посредство которого обнаруживается полномочный представитель человеческой культуры – язык, скрывает в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей, общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений. Бессознательные отношения регулируют либо социальную жизнь, либо межличностные отношения.

Многие психологи в последующие периоды обнаружили зависимость сознания от бессознательных механизмов психического. Эти открытия показали, что субъект деятельности является эксцентричным по отношению к сознанию, открылась его управляемость внешними силами. Отсюда и проистекает, первенствующее положение психологии, исследующей бессознательные механизмы человеческой деятельности, как источники позитивного знания о человеке.


Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.

Основы учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.

У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.

Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.

Последователи и критики фрейдизма вносили дополнения в учение о бессознательном, но в целом общая идея о месте бессознательного в структуре личности дошла до наших дней, господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов.



1. Анри М. // Вопросы философии., 1992, № 8.

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.