С мамой в классе. Что такое компенсация за семейное образование и как её получить Сколько платят за семейное обучение

С мамой в классе. Что такое компенсация за семейное образование и как её получить Сколько платят за семейное обучение

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования .

Такая форма образования, как образование семейное, существует в нашей стране достаточно давно. В отличие от вынужденного надомного образования (связанного с состоянием здоровья учащегося), образование семейное – дело, по сути, добровольное.

Ранее даже в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях. Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Директора школ стали заявлять родителям, что ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

На первый взгляд, в словах представителей администраций школ есть логика. Но если вчитаться в новые нормативно-правовые акты повнимательнее, можно понять, что тут не все так просто.

Действующее законодательство не запрещает выплату компенсаций за образование в семье. А исчезновение прямых норм в федеральном законе, скорее всего, связано с тем, что теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.

Семейное образование, как одна из форм обучения, проговаривается в статье 17 ФЗ №273. А значит, оно совершенно законно. Учитывая тот факт, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников (вне зависимости от их наличия в «списках»), идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично. Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой речь идет о поддержке различных форм образования и самообразования.

В результате, в одних регионах из-за семейного образования развернулись судебные баталии, в других – органы местной власти решили снять противоречия, урегулировав вопросы выплат специальными региональными нормативными актами.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году. В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2018 учебного года выплаты сохранены.

В Пермском крае материальная сторона семейного образования регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае». Прикамье вообще считается одним из передовых регионов России в вопросе домашнего обучения детей. Здесь регулярно проводятся межрегиональные конференции, посвященные данному вопросу, родители не только учат детей в индивидуальном порядке, но координируют свои усилия, открывают частные мини-школы.

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Конечно, было бы неплохо, чтоб точку в этих дискуссиях поставил именно федеральный законодатель, прописав норму о компенсациях в законе на государственном уровне таким образом, чтобы это больше не вызывало разночтений и разногласий, но, при этом, соответствовало самой системе финансирования образования. Однако в ожидании этого шага родителям приходится добиваться решения данного вопроса терпеливо и очень настойчиво.

Что делать, если в вашей школе вам отказывают в компенсации за обучение ребенка на дому?

Получение компенсации нужно обсуждать с директором школы на стадии написания заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если же он не желает принимать ответственности на себя – то с руководством регионального департамента образования. Если же и там к вам не прислушаются, а вы будете принципиально настроены довести дело до логического завершения, вам нужно будет либо готовить документы в суд, либо вместе с другими родителями инициировать обращение в региональные правительства и заксобрания с просьбой урегулировать вопрос при помощи принятия специального нормативного акта на уровне области, края или республики.

Олег Полевой

Ольга антольевна

04.10.2014 в 09:46

Россия, г. Владивосток | Вопросов: 1

Оплата домашнего обучения родителям

Номер вопроса №5034360

Прочитан 1397 раз

Единая Бесплатная Консультация Юристов

Защита прав потребителей, банкротство, алименты, ЖКХ, наследство

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

3 ответa на вопрос от юристов сайт

    Закон РФ " Об образовании" не предусматривает оплату родителям к сожалению.Учат учителя. на дому

    У вас мало информации. Варианты возможны.Обращайтесь. уточняйте.

    Ольга Анатольевна, добрый день!

    В Приморском крае действует программа по возмещению расходов родителей детей, обучающихся на дому, только для родителей детей-инвалидов.

    Так, в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па утвержден порядок, в том числе и по возмещению расходов:

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    в IX классах - до 11 часов;

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    копию паспорта;

    ТАКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕНА ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ.

    ДЛЯ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНО, И ПРЕДУСМОТРЕНО ПОСЕЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НА ДОМ.

    ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ОБУЧЕНИЕ ЗА СВОЙ СЧЕТ ИМ ПОЛОЖЕНА КОМПЕНСАЦИЯ ДО 10000 РУБ. В ГОД

    В ИНЫХ СЛУЧАЯХ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации .

    Постановление Администрации Приморского края от 02.03.2011 г. №58-па

    ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

    В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

    1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают воспитание и обучение этих детей на дому.

    2. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

    Заключение лечебно-профилактического учреждения оформляется в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее основные общеобразовательные программы (далее - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

    4. Зачисление детей-инвалидов в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

    5. Образовательное учреждение:

    предоставляет детям-инвалидам, обучающимся на дому, на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает детей-инвалидов, обучающихся на дому, специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию детей-инвалидов, обучающихся на дому;

    в соответствии с лицензией выдает детям-инвалидам, обучающимся на дому, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

    6. Для индивидуальной организации обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю:

    в I - IV классах - до 8 часов;

    в V - VIII классах - до 10 часов;

    в IX классах - до 11 часов;

    в X - XI классах - до 12 часов.

    7. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, до получения ими основного общего образования имеют право выбирать формы обучения в соответствии с действующим законодательством.

    8. Расходы на образование детей-инвалидов на дому производятся за счет средств краевого бюджета, выделяемых краевым государственным образовательным учреждениям на основании бюджетной сметы, муниципальным образовательным учреждениям - в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, негосударственным образовательным учреждениям - в форме субсидий.

    Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий устанавливается Администрацией Приморского края.

    Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов , коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

    9. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет включительно, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, выплачивается компенсация произведенных на эти цели затрат (далее - компенсация) в размере фактически произведенных затрат, но не более 10000 рублей в год.

    Выплата компенсации производится один раз в год по документам, подтверждающим фактические затраты за предшествующий календарный год.

    Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, воспитывающегося и обучающегося на дому по общеобразовательным программам самостоятельно.

    10. Выплата компенсации производится департаментом образования и науки Приморского края (далее - департамент) в соответствии со сводной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на эти цели.

    11. При обращении за компенсацией родители (законные представители) детей-инвалидов представляют в территориальные отделы опеки и попечительства департамента (далее - территориальные отделы) по месту жительства в течение всего календарного года, следующего за отчетным, следующие документы:

    заявление о выплате компенсации (с указанием документа об установлении опеки или попечительства над ребенком-инвалидом в случае, если ребенок-инвалид является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей и реквизиты лицевого счета, открытого в кредитной организации);

    копию паспорта;

    копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида;

    копию пенсионного удостоверения об инвалидности;

    документы, подтверждающие фактические затраты родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно (оплата образовательных услуг, приобретение учебной литературы).

    Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.

    12. Родитель (законный представитель) обязан сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления компенсации, в течение 10 дней с момента их возникновения.

    13. Территориальные отделы в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, осуществляют проверку представленных документов, ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, составляют реестр выплат по форме, утвержденной департаментом, и направляет его в департамент.

    Департамент ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, готовит и направляет сводные реестры получателей компенсации в государственное казенное учреждение Приморское казначейство.

    14. Государственное казенное учреждение Приморское казначейство во исполнение договора о передаче отдельных функций главного распорядителя средств краевого бюджета государственному казенному учреждению Приморскому казначейству, заключенному с департаментом, в течение пяти дней после предоставления департаментом реестра готовит и представляет в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю заявки на кассовый расход на перечисление денежных выплат с лицевого счета департамента, открытого в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю, на счета, указанные в заявлении.

    Выплата компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, производится в течение двух месяцев со дня регистрации документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.

    15. Контроль за результативностью, адресностью и целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент.

    Положение

    о семейном образовании

    4. Финансовое обеспечение семейного образования

    4.1. Финансирование семейного обучения осуществляет учредитель.

    Родителям (и иным законным представителям), осуществляющим обучение несовершеннолетнего ребёнка в форме семейного образования по всем предметам с начала учебного года, на основании заключенного с общеобразовательной организацией договора возмещаются затраты в рамках регионального норматива бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования на соответствующем уровне. Выплаты производятся в порядке, установленном законодательством.

    В иных случаях затраты на семейное образование решаются в частном порядке без ущемления интересов родителей(законных представителей)

    4.2. Дополнительные расходы, произведённые семьёй сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (и иными законными представителями) самостоятельно.

    4.3. Родители (и иные законные представители), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

Современный прогресс требует большей поворотливости от школьной системы, которая десятилетиями остается практически неизменной – стандартный набор предметов с постоянным количеством учебных часов.

Между тем для поступления в вузы требуется сдать тестирование по ограниченному кругу дисциплин:

    родному и иностранному языку, истории, математике, информатике;

    получается, что остальные изучаемые в школе предметы могут оказаться нужными только в случае специализации абитуриента по какой-то тематике.

Семейное образование решает проблему преодолению разрыва между школьной системой образования и требованиями, предъявляемыми быстро развивающимися технологиями с узкоспециализированной направленностью. Эти процессы происходят во всем мире.

Поэтому семейное образование будет набирать сторонников, по крайней мере в интеллектуальной среде, а объемы его с течением времени увеличатся, подталкиваемые процессами глобализации:

    упрощением перемещения между странами, возможностями быстрых коммуникаций;

    снижением стоимости информационных ресурсов;

    развитием дистанционных форм обучения;

    перестройкой мышления современных детей с процесса запоминания на умение находить и структурировать нужную информацию;

    более высокими требованиями к специализации знаний в промышленности и народном хозяйстве;

    растущим стремлением людей к независимости от государства и его институтов.

Семейное образование - перспективная система подготовки детей, обеспечивающая широкие горизонты для развития творческого потенциала, независимого мышления, одновременного прохождения программ российских и иностранных школ с параллельной аттестацией.

Законодательство о семейном образовании

Семейная форма обучения предусмотрена и регламентируется следующими нормативными документами:

    часть 4 статьи 43 Конституции РФ;

    Статья 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ;

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации";

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

    Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

    Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 09.01.2017) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);

    Субъекты РФ могут издавать собственные нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона;

    локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

Семейное образование – как форма получения общего образования (по 11 класс включительно)

В соответствии с указанными выше нормами законодательства общее образование может быть получено детьми:

    как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,

    так и вне образовательных организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ общего образования в форме семейного образования предполагает:

    самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей обучающегося освоение образовательных программ

    с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации .

Цель семейного обучения - дать хорошее образование детям за счет индивидуального подхода.

Родители имеют право выбирать:

    как форму получения общего образования,

    так и форму обучения;

    при этом обязательно должно учитываться мнение ребенка.

Семейное обучение может быть организовано:

    в очно-заочной и

    заочной формах;

    допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Организация учебного процесса при семейном обучении

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования:

  • должен быть не ниже объема, установленного ФГОС .

Лица, осваивающие образовательную программу общего образования в форме семейного образования:

    проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования БЕСПЛАТНО;

    при прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе;

    родители сами могут выбрать образовательное учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию (ГИА);

    если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации , то он должен далее получать образование в образовательной организации .

Обучающимся в форме семейного образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА 9 и ГИА 11):

  • выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты:

  • выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне образовательных организаций:

    и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса;

    поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно.

Как уже отмечалось, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка.

Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях:

    как перейти на семейное обучение,

    в какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации,

    по каким программам обучать ребенка и т. д.

Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

Процедура перевода ребенка на семейную форму образования

Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной. Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку.

    проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (орган управления в сфере образования), на территории которых они проживают;

    если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся образовательного учреждения.

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей на любой ступени общего образования:

    начального общего, основного общего, среднего общего образования,

    а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей продолжить образование в другой форме, в т.ч. вернуться обратно в школу.

Порядок прохождения аттестации ребенком, который находится на семейном обучении

Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы:

п.1 статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

    учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся;

Статья 33 «Обучающиеся» и Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

  • под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию (ГИА) экстерном:

    родители должны написать заявление в образовательную организацию, где ребенок будет проходить аттестацию ;

    после этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме ребенка в образовательное учреждение для прохождения аттестации.

ч.1 Статьи 53 «Возникновение образовательных отношений» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона об образовании, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности:

  • если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

п.10 Статьи 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

Особенности обучения в форме семейного образования

Данные особенности семейного образования необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования:

    перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей

п.3 Статьи 22 «Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается;

    обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

Статья 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

    родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию;

    право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Компенсации родителям за семейное образование

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования семейного образования. Ранее в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях в форме семейного образования.

Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены. Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют.

Директора школ стали заявлять родителям, что статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет - это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

В итоге большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались.

Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на домашнее (семейное) образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако суды не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на семейное обучение, действуют законно. Похожая ситуация, за некоторым исключенияем, сложилась и в ряде других субъектов РФ.

Из истории семейного образования

Домашнее (семейное - в современном понимании) образование – давняя традиция русского общества досоветского периода, пришедшая из Византии вместе с христианством:

  • штудировали дома тогда церковные книги - Псалтырь, Часослов, Евангелие.

В Петровскую эпоху:

    получило широкое распространение домашнее академическое образование;

    в качестве учителей и гувернеров привлекались иностранцы;

    в качестве учителей в семейном образовании могли выступать и очень талантливые люди, как баснописец Крылов или поэт Жуковский (детский наставник императора Александра II).

В целом домашнее (семейное) обучение детей имело задачей привить манеры, дать начальные знания в математике, письме и иностранных языках, научить выражению своих мыслей (устному и письменному), то есть подготовить к следующей ступени получения знаний – академической.

Семейное образование в свое время получили многие известные люди России: Пушкин, Бунин, физик Гинзбург, основоположник космонавтики Циолковский, конструктор Королев, маршал Рокоссовский, создатель водородной бомбы Сахаров.

В советский период учить детей можно было только в школах. Это позволяло государству регулировать воспитательный процесс подрастающего поколения.

В большинстве европейских стран разрешенный законодательно процесс семейного образования детей на практике имеет много проблем. Среди них можно назвать:

    навязчивый контроль со стороны инспекторов,

    особенности организации аттестации,

    умышленное занижение баллов при тестировании.

Наиболее демократичный подход к системе семейного образования в США:

    для поступления в ВУЗ ребенок может представить анкету, заполненную родителями, со списком изученных предметов и проходить испытания по необходимым наукам в общем потоке;

    другими словами, государственный аттестат для поступления в ВУЗ в США не нужен вообще.

Всем известна история самого выдающегося в мире изобретателя Томаса Эдисона, которого школьные педагоги признали неспособным к наукам, вследствие чего его семейным образованием занималась мать, причем весьма успешно. Истории известны другие знаменитые иностранцы, получившие семейное образование: Франклин Рузвельт, Луи Армстронг, Чарльз Диккенс, Уолт Дисней, Агата Кристи, Авраам Линкольн, Пьер Кюри, Клод Моне, Чарли Чаплин.

Все эти прекрасные примеры лишь подтверждают, что хорошее домашнее (семейное) обучение детей – залог их успешного будущего.

Резюме:

    Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

  • С другой стороны, ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации.

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.