Проект по физкультуре на тему: Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе - презентация. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры Виды ууд по фгос в физической культуре

Проект по физкультуре на тему: Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе - презентация. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры Виды ууд по фгос в физической культуре

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями ФГОС становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают - обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.

Общеучебные умения - умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т. е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета и может быть использовано при изучении других предметов .

Цель проекта - формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры через игры.

Объект проекта - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы.

Предмет проекта - развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач :

Определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры по средствам игр;

Составить программу формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игр.

Программа формирования УУД включает:

  1. характеристику универсальных учебных действийпо физической культуре;
  2. характеристику результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе;
  3. типовые задачи формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игр.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностные , включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметные , включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметные , включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результатом использования УУД на уроках физической культуры, повышение сформированности общеучебных умений и навыков, которые дают толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышают качество знаний обучающихся по предмету.

Характеристика универсальных учебных действий по физической культуре

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и

Сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать в паре.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий

на уроках физической культуры с использованием игр

В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД .

Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности . И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

Успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

Сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;

Развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

Сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т.д.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам (см. Таблица 2). Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения .

Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовать с учетом разделов программного материала . Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. .

Таблица 2

Формируемые УУД на уроке физической культуры

Формируемые УУД

Предметные действия

Личностные универсальные действия

основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов двигательной деятельности.

Регулятивные универсальные действия

умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные универсальные действия

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Личностные УУД :

Самоопределение;

Смыслообразование.

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Таблица 3

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.

Игра «Какой я буду кошкой»

Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.

В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Игра «Фото на память»

Цель : развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято».

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель : развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД:

1. Формулирование цели

2. Выделение необходимой информации

3. Структурирование

4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5. Рефлексия

6. Анализ и синтез

7. Сравнение

8. Классификаци

9. Действия постановки и решения проблемы

Таблица 5

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Ищем сокровище», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Игра «Клубок».

Цель : развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.

Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

В рамках запланированных задач урока помогают их решению игры, которые применяются в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного ис-пользования с общеразвивающими и специальными упражнениями. При планировании конкретного занятия, учитывается общая нагрузка урока и определяется её место игры среди других упражнений и учебных заданий .

Таким образом, в планомерно подобранные игры, занимающиеся естественно и непринужденно, учащиеся учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать командных состязаниях.

Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно.

Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.

  1. Арефьева, О. М.Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О. М. Арефьева //Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С.74-78: табл. - Библиогр.: с. 78
  2. Клубович О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О. В. Клубович //Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
  3. Ахметова Г. Д., Актуальные задачи педагогики: материалы V Mеждунар. науч. конф. Главный редактор Ахметова Г. Д., Редакционная коллегия сборника: М. Н. Ахметова, Ю. В. Иванова идр.(г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - 163 с. - 111 с. http://www.elenav.ru/wp-content/uploads/2015/01/ped146_ch1.pdf [Дата обращения 08.06.2015]
  4. Копылов, Ю. А., Верхлин В. Н. Третий урок физической культуры в начальной школе: Методические рекомендации / Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин // - М. : Чистые пруды, 2005. -32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе») - 11-28 с.
  5. Аникеева Н. П., Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.- 144 с.- (Психол. наука - школе). http://www.psyparents.ru/read/books/2851/?print=Y [Дата обращения 08.06.2015]
  6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).

Реализуемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к компетентности педагога и предполагает формирование универсальных учебных действий. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования. Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Субъективными показателями эффективности формирования универсальных учебных действий является вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю. В статье представлена попытка разработки схемы наблюдения сформированности универсальных учебных действий обучающихся четвертого класса на уроках физкультуры.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, схема наблюдения, компетентность педагога, урок физической культуры.

Преподавание физической культуры в школе, согласно ФГОС НОО, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемы стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся, подчеркивая при этом важность дея- тельностной составляющей образовательного процесса. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования, что включает в себя: самостоятельное усвоение новых знаний; самостоятельную организацию как процесса, так и результата обучения; умение ставить и достигать цели; планировать, уметь осмысливать получаемую информацию, что в конечном итоге приводит к формированию ценностно-смысловой и операциональной сфер. То есть, формирование субъекта обучения влечет за собой изменения в самой учебной деятельности, освоение всех ее компонентов: мотивационный, постановка учебной цели и учебной задачи, такие учебные действия, как ориентировка в материале, преобразование его, контроль выполнения, оценивание по эталону. Названные умения способствуют эффективной социализации обучающегося не только на этапе начального образования, но и в будущей жизни, в том числе и профессиональной, что способствует конкурентноспособности личности в условиях рыночной экономики, самореализации и самоактуализации, что приводит к удовлетворенности и субъективному благополучию. За счет универсальных умений человек осваивает пространство бытия, строит субъективный образ мира и себя в нем. Все это способствует сохранению и упрочению психологического здоровья как важнейшей основы саморегуляции и самоосуществления.

Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного; планирование; оценка; способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели; выделение необходимой информации; структурирование; выбор эффективных способов решения учебной задачи; рефлексия; анализ и синтез; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; постановка вопросов; разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Таблица 1
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД





Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Субъективными показателями эффективности формирования УУД будет вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю.

В образовательной практике многие трудности, с которыми преподаватель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся универсальных учебных действий: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе. Учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Подготовила

учитель физической культуры

Дергаченко Е.А.

Актуальность

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебных действий

Это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Функции УУД

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний,
  • формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

коррекция

контроль

планирование

целеполагание

прогнозирование

Регулятивные УУД

саморегуляция

Познавательные универсальные учебные действия

Логические учебные действия

Анализ, синтез;

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;

Подведение под понятие;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепочки рассуждения;

Доказательство, выдвижение гипотиз

Постановка и решение проблемы

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Общеучебные

Самостоятельное выделение, формулирование цели;

Поиск и выделение информации;

Структурирование знаний и др.

Знаково-символические действия

Преобразование моделей

Коммуникативные универсальные учебные действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

разрешение конфликтов

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

управление поведением партнёра

постановка вопросов - инициативное сотрудничество

Перечень УУД на уроках физкультуры Современные задачи

  • Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
  • Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
  • Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.
  • Задания должны соответствовать возрасту детей.
  • Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Успеваемость по основным предметам;

Уровень развития речи;

Степень владения русским языком;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Ожидаемые результаты:

Обучающемуся

получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

повысить интерес к предмету;

повысить активность учащихся на уроках, динамических часах, прогулках;

повысить эффективность самостоятельной работы

Педагогу

реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке;

повысить эстетическую привлекательность урока;

привлечь учащихся к использованию ИКТ

Пичугова Ольга
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Актуальность

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

Действительно , в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : как обучать в новых условиях?

Каждое утро я вхожу в спортивный зал своей школы, но для меня это не только моё рабочее место, а поле моей профессиональной деятельности, на которое необходимо вывести не просто игроков, а слаженную команду единомышленников, способную привести к высоким профессиональным результатам.

Кто же они – игроки моей профессиональной команды?

На переднюю линию я вывожу двух игроков – Новые образовательные стандарты и Планируемые результаты.

Приоритетной целью школьного образование, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться .

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

Личностных

Познавательных

Регулятивных

Коммуникативных

Важным и востребованным в современном мире является умение общаться, строить отношения в коллективе и с окружающими людьми, становиться лидером.

Как я на своих уроках , в своей профессиональной деятельности работаю над формированием коммуникативных универсальных учебных действий ?

Целью моей работы считаю :

Обучение учащихся поведению в группе (команде, общению с окружающими людьми

Для реализации цели ставлю следующие задачи :

Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- взаимодействовать с товарищами уважительно и доброжелательно, не забывая о взаимопомощи и сопереживании.

Не секрет, что уроки физкультуры нравятся детям , но для меня принципиально важно :

Чтобы они были максимально полезными – соответствовали возрастным особенностям, потому что здоровьесбережение – главный аспект уроков физкультуры (не навреди) .

Чтобы умение взаимодействовать в игре ребята могли применить в повседневной жизни.

Чтобы опыт, приобретённый ребёнком в учебной спортивной ситуации , помог ему при решении жизненных проблем.

Конечно, в играх, соревнованиях дети расширяют круг друзей, учатся контролировать своё поведение, эмоции в общении с малознакомыми людьми.

Ещё один игрок моей команды, без которого в современных условиях нельзя начинать урок – это новые инновационные технологии, главной из которых я считаю технологию сотрудничества.

Для формирования навыков общения применяю упражнения, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия с действиями других детей , - общеразвивающие упражнения в парах, передвижения в строю, групповые и командные подвижные игры. Наряду с ними используются этюды психогимнастики, разработанные М. И. Чистяковой (1990) и направленные на развитие выразительных движений.

Овладение выразительными движениями помогает детям преодолеть барьеры в общении, способствует развитию умений понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Особенно нравится ребятам выполнение движений под музыку. Здесь использую лидерские качества, способности в танцах.

Так, в 7 классе на уроке «Круговая тренировка» учащиеся выполняют работу в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др., которую они выполняют в парах или небольшими группами, показывая навыки самостраховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает, затем меняются местами. После прохождения станции отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Я подаю только сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд) и слежу за техникой безопасности и техникой выполнения.

Все упражнения, входящие в урок , необходимы для сдачи норм ГТО.

1. При сдаче зачётов по нормам ГТО подсказывать товарищу не разрешается, но дети мимикой, жестами стараются помочь друг другу эмоционально, правильно занять исходное положение, исправить ошибку.

2. Использую приём проговаривания упражнений (например, на вводных уроках обучающийся проговаривает само упражнение, и только потом приступает к выполнению). При этом ученик контролирует свои действия , реже допускает ошибки.

3. Эффективнее организовывать работу учащихся в группе, в парах.

На уроках , для большей плотности двигательной активности и для решения коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.

Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает своё задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю командиров, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала командирами назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Они получают хорошую оценку, если справились с заданием, в их отделении была хорошая дисциплина, и они правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать командиром, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать с начальных классов ) .

Одним из приёмов методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры , которые я применяю, является следующий : метод упражнений по словесной инструкции. Такую работу можно проводить в парах. Делю класс на два отделения, даю задание : выполнить комбинацию из нескольких упражнений. Первое отделение выполняет, второе проверяет (в парах) . Далее выборочно опрашиваю второе отделение, они должны назвать ошибки, совершённые их партнёрами (если были ошибки, если проверяющий отвечает неуверенно, мямлит, значит, сам не понял задания. Затем второе отделение выполняет аналогичное задание.

Также провожу урок по инструкции , представленной в письменной форме . Даю неправильную, неполную инструкцию (провокация на уточнение, задавание вопросов) . Даю домашнее задание по написанию инструкций по выполнению упражнений для партнёра, для группы.

После такой работы наблюдаю уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции, что показано на диаграмме (до инструкции и после инструкции) .

На внеклассных мероприятиях и во внеурочное время, большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий уделяю организации работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаю с деления на команды. Можно выбрать капитанов считалочкой (1-3 класс) или ребята сами предлагают капитанов (4-5 класс, а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат : мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества , ребята прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, они начинают согласовывать свои действия с партнерами . Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляется толерантность в общении, соблюдаются правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Сейчас большое внимание уделяется формированию важнейшей группы результатов, а именно метапредметных результатов (применение полученных знаний на практике) . Я, совместно с учащимися, ввела в практику своей работы, выявление областей практического применения полученных знаний в повседневной жизни. Например, изучение акробатических элементов кувырок вперед-назад. Мои учащиеся знают, что эти упражнения используются гимнастами, при выполнении сложных элементов. Ну и, конечно же, довожу информацию мальчикам , что данные упражнения – пригодятся для службы в армии. Здесь есть поле для проектной деятельности.

И снова вижу необходимость в свою профессиональную команду ввести еще одного важного игрока – информационно коммуникативные технологии – видеофрагменты с разминки и показом упражнений, фото-рефераты, схемы игр. Для пропаганды спорта оформляю стенды победителей , информационный стенд , турнирные таблицы. Использую возможности социальных сетей для информирования обучающихся . В группе школа №7 размещаю фотоматериалы победителей соревнований.

Для работы моей команды нужен инструментарий. На занятиях, во внеурочное время, применяю нестандартное оборудование, что увеличивает работоспособность ребят, вызывает интерес к различным упражнениям. Многие идеи разработки я выполняю своими руками и успешно применяю на различных этапах урока . Четвероклассницы увлеклись изготовлением лент и костюмов для спортивного танца, старшеклассники с удовольствием упражняются в меткости на изготовленном мною тренажере, для упражнений в равновесии в ход пошли старые автомобильные шины, от моего автомобиля. Для развития ловкости и быстроты предлагаю детям встать на самодельные лыжи, ведь у нас на юге снег это редкость. Усложняем эстафеты бросками искусственных снежков.

Для того чтобы игра моей команды была грамотно спланирована и привела к победе, необходимо умение анализировать, делать выводы и выстраивать необходимую тактику, а следовательно нужно иметь четкое представление о цели дальнейшей работы. Эти функции в моей команде выполняют важные игроки - Диагностические инструментарии и Мониторинги. В течение урока , для контроля нагрузки важны результаты ЧСС. Ежегодный мониторинг среди отрядов «Самый здоровый класс» позволяет отслеживать активность участия в спортивной жизни школы. При организации внеурочной деятельности учитываю мнения ребят по их спортивным предпочтениям. Анкетирование родителей детей, которые учатся в школе, показало, что большинство родителей отводят приоритетную роль в формировании коммуникативной компетенции именно школе.

Вывод :

В любой деятельности важен результат, в спорте нужна Победа.

Всякий раз я радуюсь вместе с ребятами их победам. Мы участники Спартакиады школьников и соревнований, организованных комитетом по делам молодежи и спорта. Я делюсь с коллегами результатами своего труда :

Делюсь опытом работы на методических семинарах различных уровней, показываю открытые уроки для коллег района и школы.

Имею дипломы, почетные грамоты, благодарственные письма за подготовку спортивных команд районных и республиканских соревнований.

Профессионализм учителя не стоит на месте, я ищу новых игроков для своей команды и вижу дальнейшие перспективы её развития :

Продолжать сплочение классных коллективов;

Активизировать интерес к укреплению своего здоровья;

Повышать результативность сдачи ГТО;

И … новых побед!

Литература :

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Управление начальной школой» -2009.-№2

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни/ москва 2013

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. Под редакцией кандидата медицинских наук М. И. Буянова Москва "Просвещение" 1990

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "метапредметные действия". Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

Я стараюсь на уроке развивать:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре я считаю развитие следующих умений:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Сложность формирования УУД на уроках физкультуры заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои . Следовательно, для того, чтобы уроки физкультуры решали узкопредметные задачи, необходимо выявить методы и приемы, при помощи которых можно формировать одновременно УУД и обеспечивать предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре. Основой такой методики должны стать следующие принципы:

1). Задания должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

2). Приоритет самостоятельности учащихся. Там, где это возможно и безопасно необходимо дать ученикам действовать самостоятельно; так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

3). Формирование УУД необходимо осуществлять системно, на всех этапах обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению цели, то есть предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие). На этапе углубленного изучения возможна организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования необходимо выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; отработка упражнения в различных условиях и ситуациях.

4). Использование проблемного диалога. В учебниках «Физическая культура» этот принцип поддерживается специальным методическим аппаратом. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

5). Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.

Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается

Задания стараюсь выбирать соответствующие возрасту детей и программе. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.

Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

В заключении хочется сказать, что любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.