муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение
детский сад с. Коршик
Тьютор: Панагушина Е.
Конспект занятия
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному,
сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку
чувство товарищества.
Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
Учить определять жанр произведения.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются авторские.
А есть сказки, которые сочинил народ…
Может кто-то из вас мне скажет как называются такие сказки. (Ответы детей) .
Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете? (Ответы детей).
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию.
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
Какие животные изображены на обложке?
Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.
Выразительное чтение сказки воспитателем.
Действительно ли вы услышали сказку?
Как догадались? (звери разговаривают).
Как бы вы назвали эту сказку?
Сказка называется «Зимовье зверей».
Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось?
Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера).
Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье?
Как они его строили?
Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды?
Что зверям помогло спастись?
Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
Рефлексия
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Чему учит эта сказка?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с другими русскими народными сказками?
Позднее мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
Цель: формировать представления детей о зимовье зверей в лесу.
Задачи :
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция:
Методические приемы:
Оборудование:
Предварительная работа:
Стук в дверь. Воспитатель вносит в группу игрушку Котик.
— Ребята, смотрите, у нас гость. Вы его узнали? (Да, это котик.)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут кот Васька. Я живу в городе, в комнате вместе со своей хозяйкой, и я никогда не был в лесу. А я очень хочу увидеть лес и узнать, как живут там зверюшки!
— Ребята, что же нам делать? Васька очень хочет увидеть, как звери в лесу живут. (Поможем Ваське. Покажем кино. Покажем книжки с картинками. Сходим в лес и покажем.)
— Отлично! Тогда мы с вами отправляемся в лес! И возьмём с собой корзинку с подарками для зверюшек.
— Ребята, посмотрите в окно: какое у нас сейчас время года? (зима). Значит, мы с вами идём не в простой лес, а в лес зимний….!!! Одевайтесь потеплее!
(Дети имитируют одевание штанишек, куртки, шапки, ботинок, варежек.)
— Все готовы? А теперь покружились, покружились – и в лесу мы очутились!!!
Дети идут по группе. Слышен звук ветра. – Что вы слышите? (ветер, метель)
— Ветер принёс в лес снежинки. Как они кружатся? Давайте покажем Ваське!
Дыхательная гимнастика. Дети дуют на бумажные снежинки. Набираем воздух в ротик. Надуваем щёчки. Делаем губки трубочкой и дуем на снежинки.
— Зимой все звери стараются укрыться от мороза, холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспосабливается.
Подходят к ели, на ветке которой сидит белка.
— Кто это? (Белка.)
— Какая она? (Серая.)
(Ответы детей)
— Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки в дупле: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
— Давайте белочку угостим. Что мы можем ей подарить?
(Дети достают шишку из корзинки.)
— Смотрите, кто это выглядывает из-за дерева? (Волк. ) – Какой он? (Серый, худой .) Где живёт волк? (в лесу, в норе ) Волчья нора называется логово .
— Лапы у волка мощные, он быстро может передвигаться по глубокому снегу в поисках пищи. А что кушает волк? (зайчиков, мясо ) Волку зимой очень тяжело, еды мало, поэтому он такой худой. Давайте его тоже угостим, и быстренько уйдём подальше! (Дети достают колбасу для волка.)
— Ой, чьи это следы на снегу? Так много! Хотите узнать, кто их оставил? Тогда вставайте друг за другом и двигайтесь точно по следам.
Цель: научить двигаться в заданном направлении, развивать ловкость, координацию движений. Воспитывать умение двигаться вместе, не толкая друг друга.
Дети двигаются по следам под музыку из м/ф «Маша и медведь». Доходят до кустика с сугробом. За сугробом оказался зайчик.
— Кто это? Зачем зайка так следы запутал? Какой зайчик? Вы знаете, почему зайчик зимой беленький? (Ответы.)
— Угостите зайку. (Дети достают из корзинки веточки.)
— Какой огромный сугроб! Кажется, там кто-то есть!
Слышен звук спящего медведя. Воспитатель отодвигает «снег», и дети видят в берлоге спящего медведя.
— Кто это? Как называется домик медведя? Как вы думаете, почему мишка спит зимой? (Ответы детей.)
— Правильно. Мишка очень большой, ему нужно много еды, а зимой её тяжело найти. Поэтому мишка много кушает летом, накапливает под кожей жирок, ложится спать и спит всю зиму. – Ребята, мишку мы угостим? Что у нас осталось в корзинке? Ягоды! Давайте оставим ягоды в снегу, а весной мишка проснётся и скушает их!
Как хорошо мы с вами погуляли! Замёрзли? Давайте немного согреемся.
Двигательная гимнастика под музыку. Греем ручки (трём ладошки друг о друга), греем щёчки, ушки, ножки (согласно тексту).
— А теперь покружились, покружились – снова в группе очутились!!!
Снимайте тёплую одежду, ребята! (Дети имитируют снимание штанишек, куртки, шапки, ботинок, варежек.)
А сейчас мы с Васькой посмотрим, что вы запомнили, гуляя по лесу.
Ход игры: расставить зверей на картинке с проговариванием слов дупло, берлога, логово, кустик, спячка . Мишку спящего – в берлогу, зайку белого – под кустик, белочку серую – к дуплу, худого волка – к логову. Цель: закрепить названия жилищ зверей, особенности внешнего вида зверей.
У нас получилась замечательная картина!
Дети, кто к нам сегодня пришёл в гости? Зачем? Мы помогли Ваське? Как? Давайте подарим нашу картину Ваське на память! А ещё мы его угостим. (достают сосиски из корзинки)
Кот Васька: какие вы молодцы! В лес меня сводили, зверюшек всех угостили! Спасибо вам за всё, ребята! Мне очень понравилась наша прогулка по зимнему лесу. А вам? А теперь мне пора домой, до свидания!
— Ребята, давайте проводим Ваську!
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы»
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Тема:
Цель: познакомить детей с произведением народной сказки «Зимовье зверей».
Задачи:
Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;
Развивать слуховое восприятие;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Коммуникация: обогащать и активировать словарь детей: зимовье, щепу драть, стены мхом конопатить.
Физическая культура: формировать правильную осанку; закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.
Социализация: совершенствовать умение детей составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Ромашка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по
образовательной области «Чтение художественной литературы»
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
группа «Звездочка»
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Подготовила воспитатель:
Напольских О. В.
г. Сургут, 2015 г.
Цель: познакомить детей с произведением народной сказки «Зимовье зверей».
Задачи:
Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;
Развивать слуховое восприятие;
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Интеграция с образовательными областями:
Коммуникация: обогащать и активировать словарь детей: зимовье, щепу драть, стены мхом конопатить.
Физическая культура: формировать правильную осанку; закреплять и развивать умение ходить, согласовывая движения рук и ног.
Социализация: совершенствовать умение детей составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Ход НОД
Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком, нос пятачком. Кто это? (ответ детей: свинья)
Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой. (ответ детей: бык)
Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (ответ детей: петух)
Серый, злой, зубастый. (ответ детей: волк)
Молодцы, всех угадали!
Ребята, помните сказку «Теремок», в которой звери жили дружно, сегодня я вам расскажу еще одну сказку об этом, которая называется «Зимовье зверей». Зимовье – это домик из дерева, в котором можно жить зимой. В сказке будут встречаться слова: щепу драть (кору с дерева снимать), стены мхом конопатить (щели в стене закрывать). Присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Рассказывание сказки «Зимовье зверей» воспитателем
Дети, понравилась вам сказка? (ответ детей: да)
Вы, наверное, устали, пока слушали, давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы ходили на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька - трусишка, и как серый волк - волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.
Ну что, ребята, отдохнули? (ответ детей: да)
Теперь я проведу с вами беседу.
Ребята, вы были внимательными, хорошо слушали сказку. А сейчас мы с вами поиграем «Собери фигуру из частей».
Какие вы все молодцы! Все справились с заданием! Я хочу вас поблагодарить!
Цель : учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки; оценивать поступки героев, учить находить выход из сложной ситуации, устанавливать позитивные межличностные отношения в коллективе, обогащать словарь детей.
Ход занятия:
1. Чтение сказки с одновременным выставлением фигурок персонажей.
2. Беседа по содержанию:
а) Какие звери надумали жить в лесу?
б) Как им жилось в лесу?
в) Почему они стали строить зимовье-хлев?
г) Кто какую работу выполнял?
д) Что услышал волк в зимовье?
е) Почему испугался?
3. Нравственный урок :
Как думаете, почему животным удалось спастись?
4. Воспитание добрых чувств:
а) Как удалось животным построить зимовье?
б) Смогли бы они построить, если были бы были по одному?
в) Если б убежали с перепугу звери, чтобы было с бараном?
г) Что бы ты сделал в этой ситуации?
Физминутка «Свинка Ненила»:
Свинка Ненила
Сыночка хвалила: (Хлопают.)
То-то хорошенький, (Округлый жест вокруг лица правой рукой.)
То-то пригоженький. (Округлый жест вокруг лица левой рукой.)
Ходит бочком, (Руки на поясе, повороты влево-вправо.)
Уши торчком, (Кисти рук, как ушки.)
Хвост пятачком. (Кисти рук за спиной лодочкой.)
5. Речевая зарядка:
а) Как назвать зимовье по- другому? (хлев);
б) Как по-другому назвать подполье? (подвал);
в) Как по-другому назвать жердочку? (насест, палочка);
г) Что сделал баран? (заблеял), петух? (закукарекал), свинья? (захрюкала), кот? (замурлыкал);
д) Какими можно назвать друзей? (верные, смелые, добрые, трудолюбивые, находчивые).
6. Развитие мышления и воображения:
а) Как одним словом можно назвать кабана, барана, петуха, свинью и кота? (домашние животные);
б) Где обычно живут домашние животные?
Придумайте начало сказки. Почему звери оказались в лесу?
7. Развитие навыка общения: Давайте сыграем небольшой момент(эпизод) сказки- как волк в зимовье пришел на разведку.
8. Итог: О чем эта сказка? Как можно назвать по-другому?
Приобщение детей к миру художественной литературы.
Продолжить формировать навыки рассматривания книги;
Учить определять жанр произведения;
Передавать интонацией голоса персонажей;
Подвести к пониманию образного содержания пословиц;
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги) Через лево повернись, В Книгограде очутись. Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.
Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов. Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние? Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными. (Воспитатель читает сказку).
Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).
С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк испугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет:
Ку-ка-ре-ку!
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.
Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.