Год написания ель рукавом мне тропинку завесила. Сочинение: Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила. Структурный анализ стихотворения

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.

Урок литературы в 6 классе.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…». Анализ стихотворения А.А. Фета

Цели:

Образовательные: Продолжение ознакомления с лирическими произведениями А.А. Фета, формирование полноты, осознанности, прочности знаний; совершенствование речевых навыков, овладение навыками анализа художественного текста.

Развивающие: Формирование интереса к предмету, мотивации к дальнейшему изучению поэтических произведений; развитие образного, логического мышления, речи, памяти, внимания, умения обобщать и систематизировать.

Воспитательные: Воспитание чувства восхищения красотой родной природы, гордости за свою Родину; культуры общения, веры в торжество добрых начал; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: презентация «Детские годы А.А. Фета», аудиозапись стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», иллюстрации учащихся по стихотворениям А.А. Фета.

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Афанасия Фета.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература».

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки выполненного действия и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: развитие читательских умений, ориентирование в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание, формировать тип правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая отражена в учебниках и тетрадях по литературе.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической речью, быть готовым корректировать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие учителя. Вопрос учителя : «Дома ученики выполняли задание по вариантам. 1 вариант - Подготовить сообщение о детских годах А.А. Фета; 2 вариант – Рассказать о мастерстве А.А. Фета в создании картин родной природы. Для 1 и 2 варианта общее задание: ознакомиться с анализом лирического произведения, подготовить выразительное чтение стихотворения ««Ель рукавом мне тропинку завесила…». Индивидуальное сообщение: подготовить сообщение об истории создания стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Скажите, пожалуйста, о чём же мы с вами будем сегодня на уроке беседовать? (Ученики самостоятельно называют тему урока.) Записываем в тетради по литературе.

    Основная часть.

    Сообщение ученика о детских годах А.А. Фета и о его мастерстве в создании картин природы во все времена года.

    Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1820 года. В документальной биографии его многое не совсем точно – неточна и дата рождения. Интересно, что сам Фет отмечал как день своего рождения 23 ноября.

Место рождения будущего поэта – Орловская губерния, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Афанасий Неофитович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал в войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами. В 1807 году, по болезни, ушел в отставку (в звании ротмистра) и стал служить на поприще гражданском. В 1812 году он избирается на должность Мценского уездного предводителя дворянства.

Род Шеншиных принадлежал к древним дворянским родам. Но богатым отец Фета не был. Афанасий Неофитович пребывал в постоянных долгах, в постоянных домашних и семейных заботах. Может быть, это обстоятельство отчасти объясняет его сумрачность, его сдержанность и даже сухость и по отношению к жене, матери Фета, и по отношению к детям. Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. В домашних делах решающего участия не принимала, но воспитанием сына, по мере своих сил и возможности занималась.

Интересно и отчасти таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года жила она в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фетом, имея на руках малолетнюю дочь, она встретилась с 44-летним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Тот находился в Дармштадте на излечении, познакомился с Шарлоттой Фет и увлекся ею. Кончилось все тем, что он уговорил Шарлотту бежать с ним в Россию, где они и обвенчались. В России, очень скоро по приезде, Шарлотта Фет, ставшая Шеншиной, родила сына, нареченного Афанасием Шеншиным и крещенного по православному обряду.

В детстве Фета было и грустное, и радостное. Радостного даже, пожалуй, больше чем плохого. Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая школа – не книжная. Школа естественная, жизненная. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Больше всего воспитывало общение с дворовыми, простыми людьми, крестьянами. Один из них – Илья Афанасьевич. Он служил камердинером у отца Фета. С детьми Илья Афанасьевич держался с достоинством и важностью, он любил наставлять их. Также воспитателями будущего поэта явились и обитатели девичьих – горничные. Девичьи для юного Фета – это самые последние новости, чарующие предания и сказки. Мастерицею рассказывать сказки была горничная Прасковья.

Первым учителем русской грамоты, по выбору матери, стал для Фета отменный повар, но далеко не отличный педагог мужик Афанасий. Афанасий скоро научил мальчика буквам русского алфавита. Вторым учителем был семинарист Петр Степанович, человек, видимо, способный, решивший учить Фета правилам русской грамматики, но так и не научивший его читать. После того как Фет лишился учителя-семинариста, его отдали на полное попечение старика-дворового Филиппа Агафоновича, занимавшего при деде Фета должность парикмахера. Будучи сам неграмотным, Филипп Агафонович ничему научить мальчика не мог, не при этом заставлял его упражняться в чтении, предлагая читать молитвы. Когда Фету пошел уже десятый год, для него наняли нового учителя-семинариста, Василия Васильевича. Для пользы в воспитании и обучении, для возбуждения духа соревнования решено было учить вместе с Фетом также и приказчикова сына Митьку Федорова. В близком общении с крестьянским сыном Фет обогатился живым знанием жизни. Можно считать, что большая жизнь поэта Фета, как и многих других русских поэтов и прозаиков, началась со знакомства с произведениями А.С. Пушкина. Стихи Пушкина заронили в душу Фета любовь к поэзии. Они зажгли в нем поэтический светильник, пробудили первые поэтические порывы, дали почувствовать радость высокого рифмованного, ритмического слова.

    Учитель. Развитие ассоциативного мышления. Вопросы: Когда мы говорим о поэтическом произведении и произносим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем? Что мы представляем, когда говорим «весна, лето, осень, зима»? Запишите в тетрадь свои ассоциации с каждым временем года. А теперь давайте сравним записи. Какие можно сделать выводы?

(Зима, весна, лето и осень в поэзии означают большее, чем времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с осенней грустью, печалью и, напротив, с радостью, весельем, связанным с весенним пробуждением жизненных сил. Природа – не просто фон, на котором проходит жизнь человека, это часть его души).

А теперь переходим непосредственно к работе по анализу стихотворения.

Сообщение ученика: Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти. Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Чтение стихотворения несколькими учениками выразительно.

Использование плана анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения

Участие в обсуждении.

Определение темы и основной мысли (идеи) лирического произведения.

Повторяем: тема (о чём пишет автор), идея – (для чего, зачем, что он хочет сказать?)

Кто такой лирический герой? Это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой - художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

Произведение состоит из трех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность.

Перед нами произведение о поздней осени, о красоте природы и тех чувствах, впечатлениях, которые вызывает унылая осенняя картина. Самые противоречивые чувства переполняют поэта:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.

Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении «странника бедного», ведь «кругом всё гудёт и колышется…». О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает «странника». Но вот приходит неожиданное спасение:

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Изобразительно – выразительные языковые средства:

А. А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты («глашатая медного», «странника бедного»), олицетворения («Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые… листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты»), с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с помощью аллитерации (звукописи согласными звуками) - повторением сонорных звуков «р», «л», «н», «м», что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

Для А. А. Фета осень – пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.

Образ лирического героя . Лирический герой оказался один в темном лесу. Его окружает царство неприступных могучих деревьев, царство тайн, загадок, пугающих теней и звуков. Герой Фета в смятении. Его влечет этот неведомый мир в его постоянной изменчивости, непредсказуемости, в постоянной смене состояний и настроений. Его привлекают неповторимость и трепетность этих мгновений. Сейчас вокруг всё «гудет и колышется». А что же будет дальше? Может, через минуту все успокоится и выглянет солнце, примирит природу, внесёт покой и умиротворение в душу человека? Но задумаемся! Можно ли объяснить смятение героя только лишь одиночеством и темнотой леса, только тревожным состоянием природы? Конечно же, нет! Здесь, как и во всех произведениях поэта, перед нами открывается сложный и неповторимый душевный мир человека, с его загадками, тайнами, с его надеждами, ожиданиями, мечтами, с его страстями, чувствами, любовью и сомнением. Именно лирическое волнение самого автора придает глубокий смысл явлениям природы, оживляет их. Мы чувствуем, насколько тесно слились в единое целое мир природы и мир человеческой души, насколько ярко и живо отражают картины и звуки природы едва уловимые чувства героя, чувства самого автора. «Я ничего не пойму», - говорит Фет. И эти слова относятся не к происходящему вокруг, не к таинственному завыванию ветра, не к плотно сомкнувшимся ветвям ели, преградившим путь лирическому герою. Поэт говорит о себе самом, о тех противоречивых и волнующих чувствах, которые как-то внезапно, в один момент, как будто сами собой проснулись в его душе. Почему же настолько разные и необъяснимые эмоции захлестнули душу поэта? Почему ему одновременно «и жутко, и грустно, и весело»? Вероятно, потому, что он каким-то странным образом предчувствует скорую перемену не только в неприступном темном царстве леса, но и в своей судьбе. Постоянным ожиданием живет лирический герой. Ожиданием чуда, волшебства, счастья, любви постоянно живет сам автор.

Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? В чём состоит особенность поэтического стиля А.А. Фета в изображении природы? Надеюсь, этот урок не пройдёт для вас бесследно, и вы ещё долго будете вспоминать то, о чём мы с вами говорили. Я думаю, вас заинтересуют и другие стихотворения о природе А.А. Фета и русских поэтов.

    Домашнее задание . Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Нарисовать иллюстрацию, подобрать репродукцию картины или фотографию к выбранному стихотворению

    Рефлексия. – Оцените, пожалуйста, как вы поработали на уроке?

- Что понравилось в своих действиях?

- Что было непонятно, трудно?

Выставление оценок в оценочный лист.

Анализ стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.
Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.
Также стихотворение имеет следующие характеристики:
Стихотворный размер - четырехстопный дактиль;
Наиболее популярные средства художественной выразительности - это эпитеты ("мертвые листы", "странника бедного"), олицетворения ("ель...завесила", ", метафоры (рог называется "глашатаем медным");
Рифма точная.

Афанасий Фет известен среди прочих поэтов 19 века как создатель пейзажной лирики. Он создал множество произведений, описывающих красоту русской природы в разное время года. При этом большая часть его стихотворений посвящена осени.

Особенности пейзажной лирики Фета

Поэтический дар Фета сформировался, во многом, под влиянием романтизма. Этим обусловлены особенности его лирического героя. Даже когда поэт описывает самые простые явления (ночь, снегопад или листопад, осеннее небо и т.д.), его герой как будто познаёт таинство природы и ее скрытый смысл.

Помимо этого для пейзажной лирики Фета характерна и тема свободы. Часто его лирический герой познаёт собственное начало через общение с окружающим миром и ощущает свою независимость в тот момент, когда созерцает природу.

Наиболее важная стилистическая черта лирики - это простота. Фет не использует сложные образы или большое количество средств выразительности. Язык его легок и понятен, но при этом создает полный эффект присутствия (читатель может увидеть картину, которую хотел перед его взглядом нарисовать поэт). Это позволяет увидеть в стихотворениях Фета черты импрессионизма.

Анализ стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила..."

Стихотворение посвященное теме осени. Оно описывает лирического героя, совершающего прогулку по теряющему листья лесу. Дополнительно здесь присутствует тема одиночества. Герой чувствует себя неуютно до того момента, как слышит звук охотничьего рога. Это напоминает ему о присутствии других людей в лесу и осень перестает казаться ему такой печальной.

Как в других произведениях, для синтаксиса Фета здесь характерны короткие простые предложения. В большинстве случаев они повествовательные, но также имеется и несколько восклицательных.

Также стихотворение имеет следующие характеристики:

  • Стихотворный размер - четырехстопный дактиль;
  • Наиболее популярные средства художественной выразительности - это эпитеты ("мертвые листы", "странника бедного"), олицетворения ("ель...завесила", ", метафоры (рог называется "глашатаем медным");
  • Рифма точная.

После смерти Фета, многие писатели и поэты, знающие его, увидели намек на то, что Фет в этом стихотворении упоминал свою погибшую возлюбленную Марию Лазич. В свое время он не женился на ней из-за того, что ее семья была разорена. А потом она погибла в пожаре, и Фет винил в этом себя. В этом стихотворении он описывает лес, в котором ему неуютно, плохо и страшно, но одновременно он чувствует, что что-то его завораживает в нем. Он слышит зов "глашатая медного", и ему сладостен этот звук. Он якобы встречает бедного странника (Марию Лазич) и очень ему рад. Этим он хочет сказать, что он готов лишиться своей жизни только ради того, чтобы встретиться в Марией, и он готов к этому.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

6. Анализ стихотворение А. А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. ФЕТА. Издание К. Солдатенкова. 2 части. Москва. 1863 В семье второстепенных русских поэтов г. Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия,

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

Стихотворения А. А. Фета. Издание К. Солдатенкова. 2 части Москва, 1863 «Совр.», 1863, № 9, отд. II, стр. 83–87. Рецензия написана на двухтомное издание стихотворений Фета 1863 г., подводившее итог его двадцатипятилетней работы. Фет для Салтыкова «высокий поэтический талант» («Наша

Из книги Моя история русской литературы автора Климова Маруся

§ 1. Описание и анализ Суть произведения не может быть постигнута сколько-нибудь конкретно и убедительно посредством извлечения из него отдельных суждений повествователя, персонажа, лирического героя, путем комментирования и обсуждения произвольно выбранных

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

Глава 6 Волнующий шепот Фета Долгое время стихи Фета сливались у меня в сознании со стихами Тютчева, Майкова, Плещеева и прочих поэтов, описывавших природные явления. А потом вдруг случайно я где-то увидела его портрет и сразу почувствовала к нему глубокую симпатию: он

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

Литературоведческий анализ Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» повествует об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны - времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Мотивный анализ

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

Интертекстуальный анализ

Из книги От Кибирова до Пушкина [Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова] автора Филология Коллектив авторов --

В.П. Боткин Стихотворения г. А. Фета <…><…> Особенно замечательны стихотворения г. Фета. Во всей книжке его стихотворений нет, можно сказать, ни одного, которое не было бы внушено внутренним, невольным побуждением чувства. Поэтическое содержание есть прежде всего

Из книги И время и место [Историко-филологический сборник к шестидесятилетию Александра Львовича Осповата] автора Коллектив авторов

7. Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке,

Из книги Избранное: Проза. Драматургия. Литературная критика и журналистика [сборник] автора Гриценко Александр Николаевич

8. Любовная лирика Афанасия Фета Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860-х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в

Из книги Откровение и сокровение [сборник] автора Аннинский Лев Александрович

«Вечерние огни» А. А. Фета и «Зодчество» Вл. Соловьева Первый выпуск сборника Фета «Вечерние огни» (далее - ВО) был впервые опубликован в 1883 году. Известно, что в дарственной надписи на обложке книги Фет назвал Вл. Соловьева «зодчим этой книги». Попытаемся отыскать

Из книги автора

Из книги автора

Мой анализ По-моему, Ольге лучше работается в малом жанре, и особенно Елагиной удаются миниатюры. Что касается «Цикория»… Этот текст должен быть повестью, но Ольга сделала что-то среднее. В этом её ошибка. Я буду называть этот текст повестью… «Цикорий» выполнен в

Из книги автора

Мой анализ Вообще ученики Рекемчука последних лет очень похожи. Они пишут о жизни, сильно преувеличивая её тёмную сторону. Главные герои их текстов несчастные люди, которые утопают в чёрном болоте повседневности. Нищета, пьянство, безысходность. Творил бы в таком ключе

Из книги автора

Мой анализ Дело в том, что моё отношение к творчеству Андрея Нитченко менялось несколько раз – от полного неприятия до восхищения, и от восхищения к сомнению. Познакомил меня с текстами автора критик Александр Титков: «Посмотри, вот эту ерунду считают гениальной

Из книги автора

Огни Фета «Россия… прозевала Фета». Семьдесят с лишним лет назад брошено в малоизвестном узком издании литературоведом, биографию которого теперь даже и энциклопедии помнят нетвёрдо, – а бередит, жжет каждого, кто задумывается о судьбе и наследии великого лирика.Там