Учитель физкультуры и его уроки отличаются от прочих школьных предметов. Ведь физкультурные занятия должны в себе содержать и пользу, и развлечение одновременно.
Профессия учителя в России не является редкой. Ее выбирают как женщины, так и мужчины. Несмотря на это, на рынке труда спрос на специалистов данной отрасли не падает учителя физкультуры, согласно опросам, является довольно востребованной.
Для работы по профессии «учитель физической культуры» выпускнику школы, окончившему 9 или 11 классов, следует поступать в педагогический колледж или педуниверситет на соответствующую специальность, например, «педагогическое образование по профилю «Физическая культура», «педагогическое образование по профилю «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура» и пр. Хотя, если вы окончите педагогический колледж, получите среднее профессиональное образование и решите связать свою жизнь со школой, то вам доверят только учащихся начальных классов и максимум – среднее звено. Потому, скорее всего, все же придется окончить дополнительно вуз для получения высшего образования по той же специальности.
Профессию учителя физической культуры выбирать должны физически здоровые и крепкие юноши или девушки, так как физическая подготовка должна быть у педагога по на высшем уровне. Часто учителями физкультуры становятся юноши и девушки, с детства интересующиеся и занимающиеся спортом.
В обязанности учителя физической культуры входит проведение уроков, ведение документации (заполнение классного журнала, бумажного и электронного), участие в итоговой аттестации, повышение квалификации на соответствующих курсах не реже 1 раза в 5 лет, замещение временно отсутствующих учителей физкультуры и пр.
У данной профессии есть возможности карьерного роста. Учитель физкультуры всегда может проводить занятия в платных кружках и секциях. Существует возможность и вовсе уйти работать в детско-юношескую спортивную школу.
Учитель физкультуры должен обладать навыками сплочения коллектива, ведь класс на его должен превратиться в команду или в две. Кроме того, повышенным чувством ответственности, ведь его предмет обладает высоким уровнем травматизма, потому соблюдение техники безопасности на физкультуре – первостепенная задача.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
НА ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Москва 2013 г.
«ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ». М.: Издательство МГОУ, 2013, - 13с.
К. п.н., доцент,
К. п.н., доцент
К. п.н. доцент
Московский государственный областной
университет, 2013
Издательство МГОУ, 2013
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Для поступления на факультет физической культуры предусмотрен экзамен по двигательной подготовке.
Экзамен по двигательной подготовке включает комплекс из шести контрольных испытаний по выявлению уровня развития основных физических качеств и владения двигательными умениями. Явка на все виды испытаний обязательна.
По решению экзаменационной комиссии абитуриенту может предоставляться дополнительная попытка в каждом из испытаний (при наличии объективной причины, помешавшей выполнению основной попытки).
Абитуриенты, имеющие среднее специальное и высшее образование при поступлении на заочное отделение проходят следующие испытания:
Русский язык – тест;
Биология – тестирование;
Двигательная подготовка – тестирование.
Экзамен по двигательной подготовке оценивается по 100-балльной шкале.
ПРОГРАММА
ЭКЗАМЕНА ПО ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Экзамен (тестирование) преследует цель – выявить базовую практическую подготовленность, уровень и потенциал физических кондиций, необходимых будущему специалисту для успешного освоения и выполнения профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта.
Тест 1. Плавательная подготовленность.
И. П. – старт из воды. Преодолеть дистанцию 100 метров, используя один из известных способов плавания на воде, по правилам соревнований. Попытка одна. В случае, когда абитуриент не проплывает всю дистанцию, попытка не засчитывается и не оценивается.
Тест 2. Бег на 100 метров.
Начало бега из-за стартовой линии по команде («На старт», «Внимание», «Марш»). Можно использовать высокий и низкий старт, с колодок и без колодок. Попытка считается выполненной, когда дистанция преодолевается без каких-либо нарушений правил соревнований.
Тест 3. Бег на дистанцию 1000 метров.
Данный тест проводится в условиях стадиона или на местности.
И. П. – высокий старт. Преодолеть дистанцию по правилам соревнований. Попытка одна.
Тест 4. Бросок набивного мяча.
(Мужчины – 3 кг, женщины – 1 кг.). Бросок мяча осуществляется двумя руками из-за головы.
И. П. – ноги на одной линии (параллельно) или одна впереди, другая сзади.
Нельзя отрывать ноги от опоры до момента выполнения броска, наступать или переступать стартовую линию метания, касаться поверхности за линией старта после метания любой частью тела.
Попытка одна: три броска подряд. Оценивается лучший результат.
Тест 5. Акробатика. Содержание упражнения и их оценка.
Абитуриент выполняет акробатический комплекс по выбору.
Мужчины.
Комплекс 1.
И. П.: полуприсед, руки назад (старт пловца);
1. Прыжок кувырком вперед; - 1.0
2. Кувырок вперед в упоре присев; - 0.5
3. Стойка на голове и руках – держать; - 3.5
4. Опускание в упор присев; - 0.5
5. Встать на одну ногу, другая вперед, руки вверх; - о.5
6. Переворот в сторону в стойку ноги врозь, руки в стороны; - 3.5
7. Приставить ногу, руки вниз – основная стойка
Комплекс 2.
И. П.: основная стойка.
1. Левая нога вперед,
руки вверх – переворот влево с поворотом налево в стойку на правой,
левая вперед на носок, руки вверх
2. Толчком левой и мазом правой стойка на руках – обозначить - 3.5
3. Кувырок вперед в упор присев - 1.0
4. Полуприсед, руки назад («старт пловца»),
длинный кувырок вперед - 1.5
5. Прыжок, прогибаясь, руки в сторону – кувырок - 0.5
(упражнение можно выполнить в другую сторону полностью)
Женщины.
Комплекс 1.
И. П. основная стойка
1. Упор присев – кувырок вперед - 1.0
2. Кувырок вперед – лечь на спину, руки вверх - 1.0
3. «Мост» - 3.5
4. Поворот налево (направо) в упор присев - 2.0
5. Кувырок назад - 1.5
6. Прыжок, прогибаясь, руки в сторону – вверх - 1.0
Комплекс 2.
И. П. основная стойка
1. Упор присев – кувырок присев - 1.0
2. Перекатом назад стойка на лопатках - 2.5
3. Кувырок назад через плечо в упор, стоя на колене,
другая нога назад - 2.5
4. Махом одной упор присев – встать, руки вверх - 0.5
5. Переворот в сторону – основная стойка - 3.5
Тест оценивается по правилам соревнований спортивной гимнастики по десятибалльной шкале. Полученная оценка переводится в зачетные баллы (см. таблицу).
Тест 6. Силовой тест:
Мужчины.
И. П. – вис на высокой перекладине. Силой, сгибая руки, выполнить подъем переворотом и опускание вперед в вис. Фиксируется положение упора и виса. Результат оценивается по количеству раз. Попытка одна.
Женщины .
Лазание по канату с помощью ног.
Нормативы и оценки
физической подготовленности для абитуриентов
факультета физической культуры
1. Плавание 100м.
Вольный стиль
Результат |
||
Результат |
||
Результат |
||
2. Бег 100 м
Результат |
||||
2. Бег 1000 м
Результат |
||||
3. Бросок набивного мяча
Результат |
||||
4. Акробатика
Результат |
|
5. Силовой тест
Результат |
||||
Итоговая оценка выставляется на основе результатов по всем пяти тестам.
Оценка в баллах
Абитуриент, набравший менее 40 баллов, считается не сдавшим экзамен.
Правила проведения вступительных испытаний.
На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
Во время проведения вступительных испытаний участникам указанных мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Запрещается засчитывать в качестве вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных отделениях, курсах (школах) при вузах.
Поступающие сдают вступительные и аттестационные испытания на русском языке .
При несоблюдении порядка проведения вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно члены приемной комиссии, проводящие вступительное испытание, вправе удалить поступающего с места проведения вступительного испытания с составлением акта об удалении. В случае удаления поступающего с вступительного испытания вуз возвращает поступающему принятые документы.
Профессия учителя физкультуры только на первый взгляд кажется простой и не требующей специальной педагогической подготовки.
Средняя заработная плата: 17000 рублей в месяц
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
На деле учителю физкультуры надо не только любить спорт и детей, но и быть первоклассным преподавателем-воспитателем, главная задача которого заключается в формировании у школьников интереса к здоровому образу жизни.
Учитель физкультуры – это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.
Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.
Во времена Ренессанса (XIV-XVI век) интерес к человеческому телу и физическим упражнениям возродился, важную роль в этом сыграл труд итальянского медика Иеронима Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики». В современном виде физкультуру в школу начали вводить в XIX веке в Великобритании. В России одним из основоположников физвоспитания был Петр Лесгафт, который разрабатывал научную систему специализированного образования.
Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.
В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.
На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:
Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:
Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.
На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности:
В вузах готовят педагогов по таким направлениям:
Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору.
Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.
Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:
Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. , учитывая масштаб страны, не так уж и много - всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:
Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.
Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:
Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя - это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.
Что нужно знать преподавателю физической культуры:
Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).
Также преподаватель обязан распознавать способности ученика к разным видам физической активности и мотивировать его заниматься спортом на более высоком уровне в ДЮСШ.
Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).
Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.
Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:
К плюсам профессии можно отнести интересную работу с детьми, часто на свежем воздухе, возможность развиваться и постоянно повышать свою квалификацию. Немаловажная деталь - это социальный пакет и длительный отпуск в летние месяцы.
Главный недостаток - повышенная ответственность за жизнь и здоровье учеников, поскольку уроки физкультуры считаются самыми травмоопасными, а в последнее время участились факты смерти школьников на занятиях из-за ослабленного здоровья. Также можно вспомнить невысокую зарплату, сложности работы в педагогическом коллективе и психоэмоциональные перегрузки.
Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15-25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге - 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15-20 тысяч рублей.
Учитывая специфику работы, непосредственно в общеобразовательной школе у преподавателя физической культуры больших перспектив нет, стать завучем или директором шансов мало. Однако наличие хорошего образования, развитые профессиональные умения и личные качества могут поспособствовать в поиске дополнительного заработка или перехода на более перспективное место работы.
Можно перейти на свободную должность в детско-юношескую спортивную или частную школу. Перспективный вариант - трудоустройство на тренерское место в спортклубе или тренажерном зале, плавательном бассейне, оздоровительном центре или санатории. Всегда актуальной остается возможность сделать управленческую карьеру в подразделениях физической культуры и спорта или образования в местных, областных или краевых администрациях, а также муниципалитетах.
Если учитель физкультуры не поленился пройти дополнительные курсы по одному из современных популярных видов фитнеса (зумба, стретчинг, аэробика, йога), то он может набрать группу и заниматься в частном порядке. Еще одно направление для приложения своих усилий - это индивидуальные уроки с детьми, которые отстают в физическом развитии и требуют особых программ подготовки.
Несмотря на то что педагогические вузы выпускают ежегодно тысячи учителей физической культуры, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким. Таким образом, если человек любит спорт и имеет склонность возиться с детьми, то ему стоит посвятить себя этой работе, несмотря на все ее недостатки. Кроме того, для него откроются неплохие и более доходные перспективы в смежных специальностях.
Чтобы поддерживать себя в хорошей форме и совершенствовать свои физические возможности, недостаточно просто выполнять упражнения. Требуется помощь специалиста, который составит программу занятий с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Также специалисты по физической культуре покажут, как правильно выполнять упражнения и будут следить за безопасностью во время занятий. При необходимости тренеры окажут первую помощь. На специальности «физическая культура» готовят тренеров и инструкторов по разным видам спорта. Чтобы стать успешными специалистами, студенты изучают анатомию и физиологию человека, спортивную психологию, спортивный менеджмент, методику преподавания основных видов спорта, биомеханику и биохимию и пр. Специалисты умеют работать с людьми разных возрастов (от детей до пенсионеров). Отдельная специализация – лечебная и восстановительная физкультура, цель которой – профилактика нарушений, реабилитация после болезней и травм. *
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения
Преподаватель физического воспитания (физкультуры) руководит школьниками в играх и спортивных мероприятиях, которые направлены на развитие их физического здоровья и способностей. Инструкторы по физическому воспитанию требуются как в частных, так и государственных школах начального и среднего образования. Учителя физкультуры поощряют учащихся вырабатывать полезные привычки и мотивируют их продолжать физические нагрузки. Как и любой инструктор, учитель физкультуры должен обладать сильными ораторскими и лидерскими навыками, чтобы суметь поддерживать контроль в классе и объяснить учащимся, как выполнять определенные упражнения.
Часть 1
ПодготовкаПолучите степень бакалавра. Специализация по направлению физическое воспитание рекомендуется, но она не обязательная во всех регионах.
Получите опыт работы преподавателем. Большинство послевузовских учебных программ требуют от аспирантов минимальное количество часов преподавательской работы.
Наберитесь спортивного опыта. Если вы хотите участвовать в физическом воспитании, то вам самим необходимо быть «на ты» как с физическим воспитанием, так и с занятиями спортом.
Пройдите образовательные курсы. Если ваш университет предлагает курсы в области образования, то рекомендуем вам посетить, по крайней мере, несколько таких курсов.
Часть 2
Получение лицензии преподавателяОбратитесь к программам, дающим право преподавания и/или к магистерским программам. Как только вы получите степень бакалавра, следующим шагом по пути к получению преподавательской лицензии станет участие в последипломной программе.
Получите часы аудиторной работы. Вам будет необходимо провести определенное количество часов аудиторной работы.
Сдайте государственный экзамен на профессиональное соответствие. Кроме участия в образовательной программе и лицензии с правом преподавания, вам будет необходимо сдать государственный экзамен для получения этой самой лицензии.
Подайте заявление на получение преподавательской лицензии. Каждый штат ставит свои уникальные требования для получения такой лицензии. Чтобы узнать детали по всем требованиям региона, посетите сайт местного отдела народного образования.
Часть 3
Получение работыПодготовьте свои документы заявителя. Хотя требования к заявителю могут и различаться в каждой школе, есть те общие документы, которые вам могут потребоваться, включая:
Ищите объявления о работе. После того, как вы получите лицензию преподавателя, вы будете готовы к началу поиска работы. Здесь представлен список некоторых мест, откуда вы можете начать:
Точно следуйте рабочим инструкциям. Когда вы найдете работу, на которую хотите попасть, внимательно прочитайте приложение и список требований, а затем точно их выполняйте.