Понятие «мониторинг» пришло в практическую деятельность из экологии, биологии, социологии и других сфер научного исследования. В последнее время большое значение уделяется мониторингу в педагогической деятельности и управлении образовательным учреждением. Отслеживание результатов деятельности образовательных учреждений стало необходимым в связи с особыми требованиями к качеству образования.
Обобщая разные значения, можно сказать, что мониторинг - это:
При организации мониторинговой деятельности в системе образования важно развести понятия «изучение педагогического явления» и «отслеживание его результативности», «оценивание». Изучение педагогического явления происходит в процессе его диагностирования, снятия нужных показателей, сбора необходимой для дальнейшего анализа информации. Отслеживание результативности педагогического явления происходит в процессе анализа результатов диагностики, динамики показателей.
При организации мониторинговой деятельности необходимо определить объект и предмет мониторинга. Объектом мониторинга в соответствии с современными требованиями к образованию детей может быть, например: требование государственного стандарта, цель деятельности, результаты обучения (знания, умения и навыки), воспитания (уровень социальности, нравственности ребенка), развития детей (уровень развития сущностных сфер личности ребенка), результаты реализации социально-педагогических функций (уровень оздоровления, социальной защиты, адаптации, коррекции детей и т.д.). Предметом мониторинга тогда может быть соответствие результатов стандартам или целям деятельности; соответствие достижений обучающихся нормативным результатам; качество кадрового состава учреждения, удовлетворенность субъектов деятельности ее результатами и другие.
Мы выделяем следующие уровни предметов мониторинга. Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка - изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других. Предметом мониторинга на уровне педагога могут стать изменения в профессиональной позиции педагога - изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др. Рассматривая уровень результатов деятельности учреждения в целом, можно определить особенности объекта и предмета мониторинга. Они будут определяться целью деятельности учреждения и содержанием основных путей достижения этой цели. Поэтому при организации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении важно помнить, что реализация целей, выраженных в результатах деятельности, является главным объектом мониторинга. Задача управленца - отслеживать реализацию целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности.
Базовой единицей современной системы образования является не класс или образовательное объединение, а все образовательное учреждение. Именно вокруг образовательной команды, интеграции совместных усилий должно строиться образование. От вклада всех элементов системы деятельности учреждения зависит достижимость необходимого результата. Поэтому особую важность приобретает организация мониторинга на уровне всего учреждения.
Цель организации мониторинга развития учреждения - изучение изменения результативности деятельности учреждения на основе изменений в количественных и качественных характеристиках системы деятельности учреждения и его отдельных компонентов.
В рамках предлагаемого нами интегративно-вариативного подхода к управлению эффективность управления может рассматриваться на трех уровнях:
Управленческими задачами мониторинга могут быть следующие: правильно оценить степени, направления и причины отклонения от намеченной цели деятельности; предупредить о неблагополучии, опасности для эффективного функционирования системы; иметь информацию для принятия управленческого решения.
Кроме того, организация мониторинга в управленческой деятельности позволяет решить ряд проблем: совершенствовать систему информационного обеспечения управления; использовать полученную информацию в принятии конкретных управленческих решений; повысить роль анализа в управленческой деятельности; создать эффективную систему условий для реализации предназначения УДОД.
Изучение опыта управления УДОД, проведенное нами, указывает на ряд проблем и трудностей, которые возникают при организации мониторинговой деятельности. Прежде всего, надо сказать о проблемах качества и стандартизации дополнительного образования. Мы уже говорили о том, что предъявлять стандарт к результату дополнительного образования детей вряд ли имеет смысл. Многообразие направлений, уровней, аспектов дополнительных образовательных программ предполагает и многообразие результатов, которые невозможно описать едиными требованиями. Трудность мониторинга в этом случае связана с неразработанностью эталонного показателя, основного мерила каждого из многообразных результатов дополнительного образования детей.
Во-вторых, можно говорить о недостаточной разработанности содержания деятельности УДОД. Сам термин «дополнительное образование» не определен конкретно, имеет разные толкования и разное отношение к нему как в среде науки, так и среди практиков. Что к чему дополняется и до какой степени? Кроме того, в настоящее время в системе дополнительного образования большое внимание уделяется повышению качества образовательной деятельности, обеспечению реализации целей обучения, воспитания и развития детей. Реализация целей социально-педагогической деятельности пока встречается лишь в отдельных случаях. Поэтому сегодня необходимо говорить об особой роли управления в осмыслении этой деятельности педагогами и обеспечении ее содержания.
В-третьих, система дополнительного образования детей недостаточно обеспечена профессиональными кадрами. Реализация комплексных образовательных целей требует профессионального педагогического опыта и знаний. Поэтому УДОД сегодня требуются педагоги-профессионалы, имеющие специальную педагогическую подготовку в высших или средних специальных учебных заведениях: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, методисты. Поскольку отечественные педагогические учебные заведения пока недостаточно готовят кадры для системы дополнительного образования детей, передовые учреждения используют эффективные методы обучения в коллективе, которые позволяют работникам не отставать от быстро развивающихся технологий и растущего объема знаний.
В-четвертых, можно говорить о трудности практической реализации процесса мониторинга. Известное сопротивление управлению оказывает сам человек как субъект деятельности УДОД. Многогранность интересов, индивидуальные черты характера, возможности и способности детей, родителей, педагогов, а также возможности образовательной системы могут как способствовать, так и препятствовать практической реализации идей мониторинга результатов деятельности. Более того, сегодня достаточно неразработанным и мало практически реализованным является механизм отслеживания результатов дополнительного образования детей. Проблема критериев и показателей, технологий отслеживания результатов стоит пока остро не только в системе дополнительного образования детей, но и в системе образования в целом.
И, наконец, особую трудность при организации мониторинговой деятельности в УДОД представляет работа с целями и результатами, что обусловлено следующими причинами:
Для того чтобы уменьшить трудности в работе с результатами УДОД, необходимо выполнять ряд требований:
Можно назвать еще ряд проблем организации мониторинговой деятельности в УДОД. Однако наибольшую проблему представляет именно работа с целями и результатами УДОД, решение которой мы рассмотрим далее.
Цель является не просто центральным понятием в педагогике, а центральным объектом отслеживания. Поэтому к формулированию цели предъявляются особые требования. По мнению М. М. Поташника, цель образования - это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени . Цель и результат должны быть охарактеризованы, описаны и измерены в одних единицах, или параметрах. Еще раз обратимся к мнению М. М. Поташника и других ученых о том, что цели должны быть спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. Речь идет о наивысших возможных для конкретного школьника оптимальных результатах, достижение которых можно простроить в реальном процессе и отследить в любой момент времени. Особенно важен этот подход для системы дополнительного образования детей, где цели и результаты творческой деятельности часто задаются декларативно на идеализированном или эмоциональном уровне, в описательном виде. Например, часто можно встретить такие формулировки целей, как «формирование духовной личности», «нравственное воспитание детей», «развитие творческих способностей» и так далее. Что подразумевают эти цели? Какие аспекты нравственности, духовности, креативности собираются формировать или развивать организаторы образовательного процесса?
Такие проблемы возникают потому, что цели дополнительного образования чаще всего носят интегративно-вариативный характер, так как соединяют в себе обучение, воспитание, развитие детей, решение их социальных проблем и, возможно, другие составляющие в разнообразных вариантах. При интегративной постановке цели ее необходимо разложить на более простые составляющие. Например, для реализации нравственного воспитания детей можно определить, что должен знать ребенок о нравственности, какое нравственное поведение освоить, какие нравственные качества личности развить и т.д. В каждом виде деятельности есть свои возможности для реализации интегративных целей как ожидаемых результатов деятельности. Вот почему сегодня важно опираться на операционально заданные результаты, ориентированные на образовательный процесс и достигаемые при осуществлении этого процесса.
Таким образом, чтобы реализацию цели можно было отслеживать, она должна отвечать таким требованиям, как реальность, достижимость, измеримость, диагностичность и другим. Формулировка цели должна конкретизировать уровень результата, который будет отслеживаться. Более того, при формулировке цели всегда должен существовать понятный и ясный механизм, позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели. При нахождении соответствия между целью и результатом можно идти от обратного и рассматривать желаемые результаты как цели деятельности.
Анализ опыта организации мониторинга в УДОД позволил выделить основные этапы его проведения, представленные в приложении пособия. При этом на каждом этапе должны использоваться особые методы, способы, технологии управления, которые позволят получить результаты организации мониторинговой деятельности в условиях УДОД как особого типа учреждения в системе образования.
Не вызывает сомнения тот факт, что для ведения мониторинговой деятельности необходим достаточный объем информации. При этом важно точно понимать, какую информацию и в каком объеме надо собирать. Поэтому далее мы покажем, как можно в УДОД создать банк информации.
По мнению О. Е. Лебедева, информационная база стратегических решений в области образования должна содержать три вида информации: информацию о должном, информацию о сущем (реальном), информацию о возможном . Особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей определяют следующее содержание информационной базы. Должное определяется существующей нормативной базой системы дополнительного образования детей, требованиями, которые предъявляет к системе государство, социальное окружение, сама система. Оно выражается в социальном заказе на деятельность, в педагогических целях, задающих стандарт реализации дополнительных образовательных программ, и управленческих целях, которые определяют желаемое состояние деятельности, адекватное социальному заказу, педагогическим целям, и соответствие требованиям к самой системе дополнительного образования детей. Реальное характеризуется фактическим состоянием деятельности, которое выражается в определенном уровне достижения должного и имеющихся проблемах. Информация о возможном включает в себя два компонента: информация прогностическая, относящаяся к возможностям данного УДОД, и информация, расширяющая поле выбора и относящаяся к другим УДОД или вообще образовательным учреждениям.
Сбор информации о должном и возможном не представляет особой проблемы. Для этого необходимо постоянно изучать нормативные документы и опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей. Сложнее и важнее всего наладить сбор информации о реальном состоянии деятельности УДОД. При создании банка данных о реальном состоянии учреждения нужно выполнить как минимум два условия: сохранение системности деятельности учреждения, то есть сбор информации о реальном состоянии каждого из компонентов системы и их взаимосвязях; полнота базы показателей реального состояния: учет всех количественных, качественных показателей и показателей, характеризующих соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.
Предлагаемая нами структура банка информации УДОД (табл. 9) учитывает все компоненты системы деятельности учреждения, их количественные и качественные показатели.
Структура банка информации УДОД
Таблица 9
Наименование информации |
||
Документы УДОД |
Основные нормативные документы и локальные акты деятельности |
|
История УДОД |
Летопись основных событий УДОД с момента открытия до настоящего времени |
|
Структура УДОД |
|
|
Внешняя среда УДОД |
|
|
Цели, ценности, принципы,приоритеты деятельности УДОД |
|
|
Состояние образовательного процесса УДОД |
Информация о субъектах образовательного процесса УДОД: Дети - сводные данные по динамике контингента воспитанников. Родители - информация о целях, задачах, направлениях, формах работы с родителями. Педагоги - сводные данные по педагогическим кадрам УДОД (динамика развития его кадрового состава, динамика штатного расписания, информация об аттестации педагогических кадров).
|
Наименование информации |
Основное содержание информации |
|
|
||
Состояние системы обеспечения деятельности УДОД |
|
|
Состояние системы управления деятельностью УДОД |
|
|
Результаты деятельности УДОД на уровне детей и педагогов |
|
|
Общие аналитические выводы |
Информация об общих выводах эффективности функционирования и развития УДОД, которые делались в процессе анализа общей информации в разное время |
Как видно из предложенной таблицы, при организации сбора информации учитываются все компоненты системы деятельности УДОД.
Кроме того, в каждом из разделов структуры банка может содержаться информация о количественных и качественных показателях. Описание содержания и технологии создания банка информации УДОД представлено в приложении.
Разработка проблемы информационного обеспечения мониторинговой деятельности будет неполной без рассмотрения таких ее аспектов, как создание информационных потоков в учреждении, особенностей распространения и использования информации.
Информационные потоки характеризуют движение информации по следующим показателям: от кого к кому движется информация, какая информация нуждается в передвижении по учреждению, какая необходима форма предоставления информации, кого из специалистов необходимо привлекать к созданию информационного банка.
Особенности распространения информации должны учитывать, кто может пользоваться данной информацией и зачем. Также важно решить, где помещать информацию. Уровни использования информации могут зависеть от условий хранения информации, ее систематизации, условий анализа информации в соответствии с определенными целями и подготовки аналитической справки, необходимости принятия оперативных решений по частным вопросам, подготовки и принятия стратегических решений.
Форма ведения и обработки банка информации - компьютерный и папочный варианты. Каждый из разделов банка обязательно должен содержать аналитические выводы. Хорошо, если количественные и качественные показатели будут представлены в виде схем, таблиц, графиков.
Анализ информационной базы деятельности УДОД дает нам достаточно большой набор показателей, некоторые из них сложно поддаются измерению. Поэтому иногда, чтобы облегчить процесс мониторинга, используют индикаторы результативности деятельности УДОД.
По определению социологического словаря, индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. Она должна достаточно полно характеризовать изменения изучаемого объекта. Например, наиболее простым и характерным индикатором деятельности УДОД часто считают количество детских пальто в гардеробе учреждения. Этот индикатор характеризует такие показатели, как сохранность контингента, востребованность услуг, предлагаемых учреждением, статус и доход семей и другие. При поиске индикаторов можно столкнуться, по крайней мере, с двумя проблемами: проблемой выявления основания для определения индикаторов и проблемой смещения индикаторов.
Согласно «закону смещения индикаторов», если существует индикатор, значимый для испытуемых и им известный, то он испытывает неосознанное или осознанное воздействие со стороны испытуемых и начинает смещаться. Смещение угрожает достоверности информативных показателей, если они известны испытуемым и используются при получении значимых оценок достаточно долго.
Так, в некоторых случаях попытка оценить деятельность УДОД по объемным показателям, например, количеству детей, в них занимающихся, приводит к тому, что управленцы осознанно не учитывают тот факт, что некоторые дети занимаются в 2-х и более коллективах. Это приводит к тому, что общий показатель контингента воспитанников оказывается значительно больше реальной картины.
Таким образом, использование индикаторов в образовательном учреждении не должно допускать их смещения. Анализ практики организации мониторинговой деятельности, проведенный в рамках курсов повышения квалификации руководителей УДОД России, позволил нам выявить несколько оснований для поиска индикаторов; перечень их, предложенный нами, явно неполный и может быть доработан каждым УДОД с учетом специфики его деятельности. Кроме того, индикатор должен обладать интегративными характеристиками, обеспечивая отслеживание сразу нескольких результатов и по нескольким показателям.
Первое основание - по субъектам деятельности УДОД. Тогда система индикаторов может иметь, например, следующий вид (табл. 10).
Таблица 10
Индикаторы результативности по субъектам деятельности УДОД
Индикатор |
Показатели |
|
Дети |
||
Сохранность контингента, количество воспитанников УДОД второго - третьего и последующих годов обучения |
|
|
Наличие органов детского самоуправления в образовательных объединениях УДОД |
|
|
Количество достижений детей в виде побед на смотрах, конкурсах, вы ставках, фестивалях и Т.Д. |
|
Индикатор |
Показатели |
|
Количество выпускников, связавших свою профессию с занятиями в УДОД |
|
|
Родители |
||
Отзывы родителей о деятельности педагога, образовательного объединения или учреждения в целом |
|
|
Количество родителей, участвующих в общей деятельности образовательного объединения |
|
|
Педагоги |
||
Стабильность педагогического коллектива |
|
|
Результаты аттестации педагогических и руководящих работников УДОД |
|
|
Состояние творческих объединений педагогов и участников в них |
|
|
Количество достижений педагогов УДОД |
|
Второе основание - по достижениям учреждения. Система индикаторов тогда может иметь следующий вид (табл. 11).
Таблица 11
Индикаторы результативности по достижениям УДОД
Индикатор |
Показатели |
Востребованность выпускников УДОД на рынке труда |
|
Количество социальных партнеров УДОД |
|
Количество побед в смотрах, конкурсах учреждений системы образования |
|
Третье основание - по соответствию деятельности нормативным показателям. Система индикаторов тогда может иметь следующий вид (табл. 12).
Таблица 12
Индикаторы результативности по соответствию нормативным показателям
Будет ли тот или иной индикатор работать, зависит от целей проведения исследования, формулировки вопросов, формы предоставления информации, критериев ее анализа, то есть от конкретного инструментария. Понимая важность этой проблемы, мы далее рассмотрим особенности технологий мониторинга результатов деятельности УДОД.
Информационный банк мониторинга формируется в процессе исследования результатов деятельности УДОД. Основой для исследования являются технологии (инструментарий) мониторинга. Рассматривать технологии мониторинга отдельно от анализа его результатов вряд ли имеет смысл. Проведение исследования разных результатов предполагает использование разных технологий. Результат на уровне ребенка может отслеживаться с использованием методов педагогической диагностики, результат на уровне педагога и учреждения в целом - с использованием методов диагностики систем управления.
Педагогическую диагностику в мониторинговой деятельности мы определяем как систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов, процесс распознания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров . Диагностика систем управления, по нашему мнению, представляет собой определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, а также это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, который осуществляется во времени и пространстве.
Мы попытались найти общее и особенное в педагогической диагностике и диагностике систем управления.
Общее состоит в том, что речь идет о диагностике, применяемой в процессе исследования на основе общей научной методологии. «Диагноз» в переводе с греческого означает «распознание», «определение». Сущность диагностики определяет ее предмет - какой результат функционирования и развития нас интересует в соответствии с поставленными целями, а также то, при каких условиях может осуществляться эта диагностика, кто и что при этом должен делать, какими средствами, методами это процесс может осуществляться. Диагностика вносит конкретность в деятельность педагога и руководителя, нацеливает их на решение первоочередных задач, ориентирует на оптимизацию образовательного процесса. Она создает основу для выявления отклонений от заданной цели, оценки направления и причины этих отклонений, предупреждения об опасности для эффективного функционирования и развития образовательного учреждения. Поэтому и в педагогической диагностике, и в диагностике систем управления могут применяться общенаучные методы исследования - наблюдение, устный и письменный опрос, эксперимент, тестирование, изучение документов.
Особенное в педагогической диагностике и диагностике систем управления определяет специфические методы исследования:
Мы рассматриваем УДОД как систему и понимаем, что результаты разных уровней не могут существовать вне зависимости друг от друга. Поэтому при выборе методов диагностики результатов деятельности УДОД может быть использован интегративный подход - объединение, сочетание разных методов, направленное на выявление интегрированного результата, взаимовлияния результатов разного уровня, упорядочения результатов деятельности УДОД.
Проблема классификации методов мониторинга результатов деятельности образовательных учреждений пока рассмотрена недостаточно глубоко. Обобщая существующие сегодня подходы (Т. В. Ильина, А. Н. Майоров и другие), можно предложить следующую классификацию методов мониторинга результатов деятельности УДОД:
Методы диагностики, применяемые в мониторинговой деятельности УДОД, должны отвечать следующим требованиям: быть нацелены на выявление результатов его деятельности; давать информацию о количественных и качественных характеристиках изучаемых результатов; обладать свойствами, дающими возможность неоднократного повторения через определенные промежутки времени.
При проведении мониторинга важно определить также периодичность диагностических исследований. Это необходимо для выявления динамики отслеживаемых результатов деятельности, а также для того, чтобы вовремя увидеть отклонение от намеченной цели или опасность для функционирования учреждения.
Итак, в нашем подходе организация мониторинговой деятельности в УДОД рассматривается на трех уровнях - уровне детей, педагогов и учреждения в целом.
Мы признаем трудность отслеживания результатов дополнительного образования на уровне детей. Никому еще не удалось измерить уровень духовного развития личности или уровень воспитанности ребенка. Однако существует большое количество показателей, о которых мы знаем и по которым можем судить и о воспитанности, и о духовности, и о других качествах развития личности ребенка - уровень знаний, манера поведения, крут интересов и другие показатели. В каждом виде деятельности есть возможности для развития отдельных свойств личности, которые будут определенным вкладом в формирование интегративного качества. Педагог или управленец могут отслеживать то, что они реально предприняли для достижения ожидаемого результата: как сформулировали цель, отобрали содержание, формы и методы ее реализации, технологии отслеживания результата.
Специфика личностно-ориентированного дополнительного образования требует от образовательного процесса многообразия аспектов, направлений, видов деятельности. В этом смысле важна, во-первых, комплексность результата как органическое сочетание результатов реализации разных функций с учетом факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязи образовательных областей и так далее. Вторым важным условием является вариативность результата, то есть разработка различных его вариантов, дифференциация по содержанию и организации в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей.
Таким образом, можно выдвинуть определенные требования к выбору технологий отслеживания интегративных образовательных результатов: рассмотрение образовательного процесса как целостной системы, системообразующим фактором которой является цель, заявленная в дополнительной образовательной программе; определение сторон образовательного процесса и его результатов, подлежащих отслеживанию; определение количественных и качественных характеристик предмета мониторинга. Кроме того, при отслеживании результатов дополнительного образования детей необходим творческий подход к выбору технологий отслеживания. Здесь важно то, что содержание методик не должно ограничиваться только информацией о знаниях, умениях и навыках детей. Нельзя забывать об эмоционально-нравственном и действенно-практическом опыте участников образовательного процесса. В практике деятельности УДОД существуют традиционные технологии отслеживания результатов, которые часто рассматриваются как формы деятельности или формы контроля. К ним относятся такие технологии, как выставки, зачеты, игры, смотры, конкурсы, творческие книжки, творческие отчеты и другие. Хотим обратить внимание на то, что данные технологии становятся инструментом мониторинга образовательных результатов, когда педагог применяет их многократно, ведет запись и анализ результатов по определенной форме и постоянным критериям, соответствующим специфике творческой деятельности коллектива. В последнее время появляются новые технологии отслеживания результатов дополнительного образования детей, такие как «портфолио», методы врачебной диагностики, деловые и ролевые игры, наблюдение, тестирование и т.д.
Одним из важных аспектов деятельности УДОД является работа с кадрами, когда особое значение приобретает отслеживание результатов развития УДОД на уровне педагогов. Анализ педагогической практики позволяет выявить такие результаты деятельности, как профессиональный рост педагогов, степень сотрудничества с коллегами и родителями, признание авторитета педагога в учреждении, создание педагогом учебно-методического комплекса по профилю деятельности, стабильность и сформированность его детского коллектива и другие. Технологиями отслеживания результатов деятельности УДОД на уровне педагогов могут быть: анализ документации, анкетирование и тестирование педагогов, деловые игры и другие.
Результат на уровне учреждения в целом будет складываться из результатов реализации образовательных, социально-педагогических, обеспечивающих и управленческих функций деятельности УДОД. Здесь мы имеем в виду интеграцию результатов на уровне деятельности детей, педагогов, структурных подразделений и служб, управленческих кадров. Таким образом, при организации мониторинга результатов деятельности на уровне учреждения целесообразно, с одной стороны, выявлять варианты интеграции результатов деятельности УДОД и, с другой - разрабатывать варианты интеграции технологий отслеживания этих результатов. При этом становится важным нахождение оснований для выбора вариантов интеграции технологий мониторинга. Ведущим основанием являются, конечно, цели деятельности. Индикаторы мониторинга также могут облегчить этот выбор. При отслеживании результатов деятельности УДОД в целом могут использоваться как комплексные технологии, так и технологии, направленные на изучение отдельных аспектов деятельности: анализ документов, письменные и устные опросы, собеседования, статистические методы и др.
Таким образом, организация мониторинга результатов деятельности является одним из важнейших условий эффективного управления развитием УДОД. Отслеживание результативности управления невозможно без построения системы мониторинга, грамотное осуществление которой позволит определить цели, критерии и показатели, технологии отслеживания разнообразных, интегративных, вариативных результатов деятельности УДОД. Кроме того, постоянное ведение банка информации и выявление индикаторов результативности деятельности поможет упорядочить и упростить трудоемкий процесс изучения результативности развития учреждения. В последнее время в практике деятельности УДОД стали применяться механизмы самооценки эффективности развития, которые представлены в следующем параграфе.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ступинского муниципального района
На тему:
« Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей »
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Зуева С.Б.
Ступино 2016 г.
«Проблемы мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей»
Проблема мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей актуальна и обусловлена рядом обстоятельств, касающихся реального положения дел в данной сфере, государственной политикой в области образования, векторами демократизации и гуманизации общественных институтов.
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
Большой энциклопедический словарь определяет мониторинг как «наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека».
В сфере образования термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества» появились сравнительно недавно. Существует несколько определений термина «педагогический мониторинг».
«Педагогический мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
«Педагогический мониторинг»- это организованное целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения.
Педагогический мониторинг может осуществляться в разных видах деятельности: управленческой, педагогической, методической.
Объектами педагогического мониторинга являются все участники педагогического процесса (педагоги, обучающиеся и сам педагогический процесс).
Если рассматривать мониторинг как наблюдение, оценку и прогноз состояния системы, то детское объединение (студия, кружок, секция, мастерская) – это и есть образовательная система со своими законами, проблемами, перспективами, предполагающая описание и прогнозирование ее развития в образовательной программе. Мониторинг позволяет определить правильность и точность этого прогноза, а также проанализировать изменения, которые произошли в процессе реализации программы.
Мониторинг реализации образовательной программы – это формы организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации по деятельности объединения, обеспечивающие непрерывное слежение за состоянием и изменением, дающие возможность прогнозировать развитие объединения и принимать обоснованные решения.
Образовательный процесс – это процесс управляемый. Им управляет тот, кто ставит цель, определяет и использует средства для решения конкретных задач воспитания, обучения и развития, достигает результата (предполагаемого или отличного от него).
Педагог дополнительного образования может стоять перед вопросом: зачем нужен мониторинг? Чем он помогает в практической работе?
Необходимость мониторинга дополнительной образовательной программы обосновывается рядом положений.
Чем тщательнее и глубже продуман и лучше организован процесс мониторинга, тем менее вероятно «завышение» или «занижение планки» предполагаемых результатов, тем более гибко способен он реагировать на запланированные и внештатные ситуации образовательного процесса. Мониторинг помогает разобраться, какие проблемы в отслеживании и оценивании результатов образовательной деятельности педагога уже решены, какие существуют затруднения в выборе методик, форм диагностики, организации процесса мониторинга и кто (или что) может помочь в их преодолении.
Образное выражение сути мониторинга можно представить фразой: «Если образовательная программа – это компас , то мониторинг – это лоция в бурном море образовательной деятельности».
По мнению Л.Г. Логиновой, отсутствие осознанного определения своего результата и собственных методик его определения в дополнительном образовании детей ведет к:
снижению уровня работы, манипулированию ее показателями,
утрате ответственности за свою деятельность перед детьми, их родителями,
пассивности в исполнении всех внешних требований со стороны выше стоящих административных органов власти, учредителей и др.,
использованию формальных способов оценки, не учитывающих специфику дополнительного образования детей, а значит - разрушающих среду самообразования детей.
Теоретические вопросы мониторинга в образовательном процессе, позволяют выделить разную его направленность: на достижения обучающихся, на процесс, на результат деятельности педагога.
В первом случае педагог оценивает изменения в познавательной и личностной сферах детей и подростков и с учетом выявленных результатов определяет собственную профессиональную деятельность.
Ориентация на процесс педагогической деятельности при реализации образовательной программы дополнительного образования связана с анализом достижений и трудностей педагога для достижения поставленной образовательной цели.
При ориентации на конечный результат собственной деятельности педагог направлен только на достижения обучающихся.
Эти направления реализации мониторинга образовательной программы дополнительного образования предполагают и разные подходы к определению критериев или показателей оценки результатов деятельности.
Существующие подходы к регламентации результатов дополнительного образования представляют диаметрально противоположные точки зрения: от фактического отказа от измерения эффективности до введения универсальных параметров для всех направлений и профилей.
Кроме того, общепризнанно, что результаты дополнительного образования не могут сводиться к информационным, инструментальным, здесь первостепенное место должны занимать мотивы, что в свою очередь осложняет формирование представлений о нормах – регламентах.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому её результаты целесообразно оценить по двум группам показателей :
личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии, секции).
В практике работы дополнительных образовательных учреждений в качестве показателей оценки сформированности и изменения результатов реализации программы дополнительного образования детей также используются:
Теоретические и практические знания, умения и навыки в определенной области
Теоретическая и практическая подготовка, общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные умения, учебно-организационные умения и навыки
Компетентности, которые заложены в Федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования (метапредметные, предметные и личностные результаты освоения образовательной программы).
Показатели оценки уровня выполнения образовательной программы дополнительного образования детей включают в себя отдельные характеристики.
Дополнительное образование детей в качестве приоритетных направлений выделяет воспитательную и профориентационную концепции, что определяет необходимость отслеживания изменений в личностной сфере, к которой могут быть отнесены психофизиологические характеристики (память, внимание, моторика, координация (ориентировка) в учебном пространстве), когнитивные характеристики, эмоционально-волевая сфера (эмоциональный самоконтроль, преобладающее настроение на занятии, волевые качества, реактивность), ценностные ориентации, коммуникативно-адаптационные способности, мотивационная сфера (Н.Б. Габдулхаметова) .
При выделении показателей оценки результативности образовательного процесса всегда встает вопрос о достаточности и полноте определяемых критериев. Позволяют ли они отразить объективно усвоение программного материала и установить изменения в развитии личности ребенка.
Важной проблемой мониторинга образовательной программы дополнительного образования детей является определение методов получения объективных данных об изменениях образовательного и личностного характера. Диагностический инструментарий, которым могут пользовать педагоги дополнительного образования, с одной стороны должен отвечать научности и достоверности получаемой информации, а с другой, должен оставаться в области компетенции педагога. Другими словами, педагог не может использовать психологический инструментарий со сложной системой обработки получаемой информации, а нуждается в адекватном педагогическом диагностическом арсенале. С другой стороны у любого специалиста с педагогическим образованием есть основы психологических знаний, которых вполне достаточно для получения сведений о развитии ребенка с использованием психолого-педагогического инструментария.
Опыт оценки достижений обучающихся по программе дополнительного образования детей позволяет выделить овладение теоретическими, практическими и общеучебными навыками и умениями, а также осуществлять учет динамики развития личностных качеств. Предметные достижения обучающихся педагог дополнительного образования может оценить по разработанной им в соответствие с авторской программой требованиям к овладению терминологией и соответствия теоретических знаний программным требованиям. Практические навыки реализации программы дополнительного образования.
Для объективизации результатов по каждому из выделенных показателей необходимо подобрать методы диагностики. Основными методами диагностики в дополнительном образовании детей можно считать наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование.
В педагогической практике дополнительного образования детей можно использовать большое количество диагностического инструментария, однако эти методики ориентированы на детей подросткового и юношеского возраста, и мало подходят к дошкольникам и младшим школьникам, которые составляют основную часть контингента дополнительного образования.
Другим вопросом, связанным с диагностикой результативности усвоения образовательной программы в дополнительном образовании детей, остается оценка выделяемых критериев (сопоставление результатов тестовых заданий на разных этапах возрастного развития).
На современном этапе образования необходимость разработки мониторинга качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей является непременным атрибутом педагогического управления образовательным процессом. Педагоги дополнительного образования должны понимать целесообразность применения в своей повседневной практике психолого-педагогической диагностики, необходимость корректировки текущего образовательного процесса, модернизации дополнительных образовательных программ.
В тоже время, существующая практика отслеживания образовательных результатов во внешкольных учреждениях не соответствует современным требованиям. В дополнительном образовании детей чаще всего результаты оцениваются по внешним критериям , к которым можно отнести достижения учащихся в конкурсах и соревнованиях, количество концертных выступлений, наличие у педагога авторской программы и т. д. Такой подход к оценке результативности деятельности педагога не всегда отражает особенности развития ребенка.
Наибольшие трудности связаны с оценкой «внутренних» результатов, связанных с личностным развитием конкретного ребенка в процессе освоения им образовательной программы, успешностью её усвоения.
Сбор данных и оценка результатов, определяющие фиксацию и анализ выполнения образовательной программы, позволяют педагогу самостоятельно осмысливать результаты своей деятельности. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача: найти (или разработать) такие формы фиксации, которые, с одной стороны, были бы эффективны, т.е. требовали минимум времени и усилий, не превращая живой процесс образования в заполнение множества таблиц и дневников, а, с другой стороны, не делали процесс мониторинга формальностью, фикцией, где цифры, уровни и результаты – сами по себе, а особенности детей – сами по себе.
Было бы не правильным говорить об отсутствии мотивации педагога к отслеживанию результатов своего труда. Педагоги ориентируются на возможности детей в овладении программным материалом, анализируют применяемые методы и приемы педагогического воздействия, вносят коррективы (изменения) в профессиональную деятельность. Не всегда этот процесс носит организованный и целенаправленный характер, и оформлен педагогом документально.
В заключении мне хотелось бы сделать акцент на том, что имеющиеся проблемы реализации мониторинга дополнительной образовательной программы, позволяют рассматривать их как поиск возможностей решения поставленной задачи в сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Опыт становления мониторинга качества образования в ТМУДО ЦДТ «Юность». ТМУДО ЦДТ «Юность» является многопрофильным учреждением дополнительного образования и осуществляет образовательную деятельность по семи направленностям. Это определяет приоритетные направления его деятельности, связанные с решением комплекса задач: обеспечение развития системы дополнительного образования, обновление его содержания; программно-методическое обеспечение дополнительного образования; повышение профессионального, образовательного уровня педагогических работников, занимающихся вопросами дополнительного образования; развитие учебно - исследовательской деятельности воспитанников; сохранение и развитие системы массовых мероприятий на уровне муниципального района.
Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное дополнительное образование. Вот почему вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость.
Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг. При рассмотрении вопроса «Педагогический мониторинг как действенный механизм управления качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования детей» определился круг проблем: Нет четкого толкования понятия «качество дополнительного образования». Не определено, что может являться результатом образования в учреждении данного типа. Нет методик оценки качества образования и его результатов.
Таким образом, перед администрацией Центра детского творчества «Юность» встала задача создания собственной системы педагогического мониторинга для учреждения дополнительного образования детей. Объектом мониторинга в дополнительном образовании мы определили результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, а целью - изучение системы и качества образовательного процесса, т.е. педагогический мониторинг – это непрерывное наблюдение за состоянием и развитием образовательного процесса.
Основу педагогического мониторинга составляет мониторинговая карта (Приложение 1), которая включает в себя два направления: «Профессиональное мастерство педагогов» и «Образовательный уровень воспитанников». Мониторинговая карта составлена по следующему алгоритму: на первом этапе определены направления мониторинга, заключающие образовательный процесс в некую систему со всеми его гранями. Каждое направление основывается на ряде параметров мониторинга, преследующих определенную цель. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, определяет исполнителей и форму фиксации результатов.
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА Объект мониторинга: Результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Цель: Изучение системы и качества образовательно- воспитательного процесса в творческом объединении. Ф.И.О. педагога: ______________________ Исполнители:
Ф.И.О. исполнителя Параметры мониторинга Профессиональное мастерство Образова- тельный уровень детей Заместитель директора по УВР ХХХХХХХХХ Заведующий отделом по направлению ХХХХХХХХХХХ
Направления мониторинга Параметры мониторинга ЦельМетоды Испол нитель Фиксац ия резуль татов Профессиональное мастерство педагога. 1 Организационные условия работы творческого объединения. Состояние журнала учета работы творческого объединения. Своевременность и качество заполнения журнала. проверка журнала …справка 2 Планирование деятельности творческого объединения. Качество составления календарно- тематического планирования. проверка календарно- тематического планирования …справка 3 Выполнение образовательной программы. Соответствие календарно- тематического планирования учебному плану образовательной программы. Полнота реализации образовательной программы согласно календарно- тематическому планированию. проверка образовательно й программы, календарно- тематического планирования …справка 4 Планирование системы учебных занятий в соответствии с календарно- тематическим планированием. Качество поурочного планирования, его соответствие календарно- тематическому планированию. проверка поурочных планов, календарно- тематического планирования …справка
Направлен ия мониторин га Параметры мониторингаЦельМетодыИсполн итель Фиксация результато в 5Качество преподаван ия Соответствие темы занятия цели, задачам, содержанию материала. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ ---Экспертная карта 6Тип занятия, логичность и последовательность этапов в его структуре, рациональность распределения времени на каждом этапе. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 7Разнообразие и эффективность использования различных форм, методов и средств обучения. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 8Воспитательное влияние занятия. Культура труда воспитанников, выполнение уставных требований по технике безопасности. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 9 Владение педагогом навыками самоанализа занятия. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ ----Экспертная карта
Направления мониторинга Параметры мониторингаЦельМетодыИсполните ль Фиксация результатов 10 Содержание воспитательной работы. Планирование воспитательной работы творческого объединения. Качество планирования воспитательной работы в творческом объединении. анализ плана воспитательной работы …оценочный лист 11 Проведение воспитательных мероприятий в творческом объединении. Качество проведения воспитательного мероприятия. наблюдение оперативный разбор …оценочный лист мероприятия 12 Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками. Определение рейтинга педагога среди воспитанников. анкетирование…экспертная карта 13 Формы работы с родителями.Эффективность работы педагога с родителями воспитанников. наблюдение собеседование …оценочный лист 14 Характер взаимоотношений педагога с родителями. Определение рейтинга педагога среди родителей. анкетирование…экспертная карта Образовательный уровень воспитанников. 15 Контингент воспитанников творческого объединения. Сохранность контингента воспитанников, занимающихся в творческом объединении. Изучение уровня сохранности контингента в творческом объединении. работа с журналом, приказами …Акты проверок, аналитическая справка 16 Умения и навыки воспитанников творческого объединения. Организация постоянно действующей выставки творческих работ воспитанников. Анализ уровня сформированности специальных умений и навыков воспитанников. наблюдение…аналитическая справка
Обобщение результатов диагностики: 1. Самооценка профессиональных умений педагога. 2. Заполнение экспертных карт и обобщение результатов. 3. Экспертная оценка профессионального мастерства педагога. 4. Составление обобщенной экспертной карты по итогам диагностики. Обсуждение итогов диагностики и принятие управленческих решений. Направление мониторинга Параметры мониторинга ЦельметодыИсполн итель Фиксация результато в 17Творческие способности воспитанников Уровень индивидуального развития воспитанников. Определение динамики развития воспитанников в творческом объединении. тестирование---Аналитиче ская справка диаграммы
Основные направления мониторинга в ТМУДО ЦДТ «Юность». Основными направлениями мониторинга в Центре детского творчества являются: профессиональное мастерство педагогического коллектива, образовательный уровень воспитанников. Для направления «Профессиональное мастерство педагогического коллектива» определены следующие составляющие мониторинга: организационные условия работы творческого объединения, выполнение образовательной программы, качество преподавания и содержание воспитательной работы. Так, исследуя первые два параметра, результаты оформляются в виде справок, которые позволяют зафиксировать качественные показатели мониторинга. Оценивая направление «качество преподавания», применяется адаптированная для учреждений дополнительного образования экспертная карта анализа занятия (Приложение 2). Эта форма является наглядной и удобной в работе, позволяющей увидеть в целом уровень проведенного занятия.
Приложение 2 ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Посещающий: _________________ Дата: «____» _________________ 200__г. Место проведения занятия: _________________________ Ф.И.О. педагога: ___________________________________ Творческое объединение: «_________________________» Тема занятия: «___________________________________» Цель посещения: ___________________________________ Присутствовало _______ воспитанников Качественные характеристики занятия:
П/пПараметры Уровень высокийсреднийнизкий 1. Наличие плана-конспекта занятия и его оформление. 2. Начало занятия: сообщение темы, постановка целей и задач. 3. Логичность и последовательность этапов занятия. 4.Подведение итогов каждого этапа занятия. 5.Целесообразность распределения времени. 6.Теоретический уровень изложения материала. 7.Практическая работа. 8. Эффективность использованных методов обучения.
ПараметрыУровень высокийсреднийнизкий 9.Эффективность использованных методов обучения. 10.Воспитательная сторона занятия. 11.Связь занятия с жизнью и практикой. 12.Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 13.Культура труда воспитанников. 14.Подведение итогов занятия. 15.Соответствие содержания занятия его задачам. 16.Методическая грамотность педагога. 17.Владение навыками самоанализа. Уровень проведенного занятия:
Аналогично проводятся замеры качества по четвертому параметру, используя оценочный лист мероприятия (Приложение3). Оценив все данные, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. Результаты обсуждаются на педагогическом совете, совещаниях, заседаниях отдела, в индивидуальных беседах с педагогами. Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального уровня становится необходимым. Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.
Приложение 3 Оценочный лист (массовое мероприятие в объединении системы дополнительного образования) Каждый параметр оценивается по 5-ти бальной системе. Разработка и оформление сценария с учетом методических требований. Мероприятие в системе воспитательной работы Центра. Реализация воспитательных задач. Оригинальность, музыкальное оформление, ТСО. Участие детей в представлении, психолого-педагогический подход к распределению ролей участников мероприятия. Рефлексия воспитанников. Количество баллов: Дата проведения мероприятия: Проверяющий: ______________________________________
Вместе с тем нельзя не отметить, что в результате деятельности по мониторингу профессионального мастерства педагогов возник ряд проблем. Во-первых, соотнесение результатов своего труда с общими показателями иногда приводит педагогов к неудовлетворенности своим трудом, к поиску виноватых в невысокой оценке своей деятельности. Для некоторых педагогов осознание недостаточной профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием. В связи с этим усилия администрации Центра направлены на повышение профессионального уровня педагогов через организацию обучающих семинаров, вовлечение педагогов в работу МО, самообразовательную деятельность, учитывая их личностные качества.
Направление «Образовательный уровень воспитанников» рассматривается через следующие показатели: 1.Количественные – анализируемые три раза в течение учебного года. Контрольными точками являются сентябрь, январь, май. Анализируется количество детей, возрастной состав, сохранность контингента (еженедельно), распределение по образовательным учреждениям. По итогам анализа составляется диаграмма распределения воспитанников по классам, образовательным учреждениям, акты по результатам проверки наполняемости объединений(Приложение4).
2. Качественные – результаты образовательно-воспитательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга в данном направлении представляет собой использование таблицы показателей диагностики образовательного уровня воспитанника в течение учебного года (Приложение 5). Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ВОСПИТАННИКОВ. Подготовительный уровень Начальный уровень Уровень освоения Уровень совершенствования 1234 «Знания, умения, навыки» (тестирование). Знакомство с образовательной областью. Владение основами знаний.Овладение специальными ЗУН. Допрофессиональная подготовка. «Мотивация к знаниям» (анкетирование). Неосознанный Интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив: добиться высоких результатов. Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет глубоко как будущую профессию. «Творческая активность» (наблюдение). Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Отказывается от поручений и заданий. Производит операции по данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем. Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решает, но при помощи педагога. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей. «Достижения» (результативность работы). Пассивное участие в делах творческого объединения. Пассивное участие в делах творческого объединения, учреждения. Значительные результаты на уровне города, области. Значительные результаты на уровне города, области, России.
Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор воспитанников в учебные группы творческих объединений). Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения. Промежуточная диагностика проводится в январе. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая аттестация проводится в апреле – мае. Формами ее проведения являются контрольные занятия, соревнования (спортивно-техническое направление), отчетные концерты (музыкальные творческие объединения), самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ. Проведение диагностики осуществляется администрацией, заведующими отделами, педагогами учреждения в форме тестирования, анкетирования, наблюдения. Мониторинг уровня воспитанности осуществляется с помощью компьютерной диагностики в разрезе объединения, Центра по следующим четырем методикам: удовлетворенность воспитанников отношениями в коллективе (Фридман Л.М.); удовлетворенность воспитанников образовательным процессом; уровень учебной мотивации; уровень воспитанности (Н.П.Капустина) (Анкеты в приложении 6). Анализ результатов диагностики осуществляется заместителем директора по УВР. Эти результаты, с выводами и предложениями, обсуждаются на МО, МС, итоговом педагогическом совете.
3. Результаты педагогического мониторинга. Проведя педагогический мониторинг по двум направлениям, получаем две группы обобщенных результатов образования и воспитания, различающиеся по способу и возможности их определения и измерения: Количественные результаты, т.е. результаты, выраженные в конечной форме достигнутого итога. Для Центра как учреждения дополнительного образования это такие показатели, как количество учебных групп, количество детей, показатели контингента воспитанников, сохранность контингента, количество участников конкурсов и количество победителей в них.
Результаты, которые можно определить качественно, описательно: качество обучения: качество преподавания, полнота реализации образовательной программы, стабильность работы творческих объединений. качество воспитания: планирование и качество воспитательной работы, уровень воспитывающей деятельности коллективов Центра, взаимодействие с родителями, воспитывающее воздействие педагога. развитие воспитанников: уровень индивидуального развития-зун, мотивация к знаниям, творческая активность, достижений. профессиональная компетентность педагогов: итоги аттестации кадров, уровень квалификации, освоение новых педагогических технологий
Оценив все параметры, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. (Приложения 7-8). Результаты обсуждаются на педагогическом совете.
Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 1. Качество используемых программ Учебные программы отвечают всем требованиям Министерства образования (письмо от /16) и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму (Приказ от 28 июня 2001г. 390) Учебные программы требуют незначительной доработки в одном или двух разделах, несовершенство диагностики учебных достижений учащихся Учебные программы требуют значительной доработки, отсутствует один из разделов программы, несовершенство диагностики учебных достижений учащихся. 2. Качество ведения рабочей документации: Своевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Соответствие требованиям к оформлению. Своевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Наличие незначительных замечаний по оформлению документации. Несвоевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Наличие значительных замечаний по оформлению.
Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 3. Использование разнообразных форм воспитательных мероприятий Использует помимо традиционных форм работы (занятие, беседа, утренник, конкурсная программа, чаепития, «огонек») праздники-шоу, организует выездные лагеря. Использует разнообразные формы воспитательных мероприятий: занятие, беседа, утренник, конкурсная программа, чаепития, «огонек». Использует только информирование: занятия, беседы. 4. Качество организации работы с родителями учащихся Систематически (не реже 1 раза в полугодие и в случае необходимости) информирует родителей об успехах/неудачах ребенка, прогнозе по обучаемости, о нормативных актах. Родители принимают участие в организации деятельности объединения. Систематически (не реже 1 раза в полугодие и в случае необходимости) информирует родителей только об успехах/неудачах ребенка. Контакт с родителями учащихся практически отсутствует.
Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 5. Качество методической работы педагога дополнительного образования. - Регулярно выступает на заседаниях МО ПДО, проводит мастер-классы и открытые мероприятия на школьном и городском уровнях, - обучается на семинарах и мастер- классах других педагогов; курсах повышения квалификации, - наличие методических разработок одобренных советом учреждения, ТОНМЦ, отмеченных на Российских конкурсах - Регулярно участвует в работе МО ПДО, семинаров, мастер-классов городского уровня, выступает на МО учреждения. - Проводит мастер-классы и открытые мероприятия на уровне ОУ. - Наличие качественных разработок. - Не регулярно участвует в работе МО ПДО - наличие разработок низкого качества. 6. Сохранность контингента учащихся % учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения 70-79% учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения Менее 70% учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения 7. Степень освоения учащимися программ обучения % учащихся освоили программу обучения 60-79% учащихся освоили программу обучения Менее 60% учащихся освоили программу обучения
П/ п Фамилия И.О. педагога груп пы Критерии оценки деятельности педагога дополнительного образования Методика экспертной оценки (приложение 1.5.) Прило жение 1.1. Приложение 1.2.Прило жение 1.3. При лож ение 1.4. Достижения учащихся в текущем учебном году (участие воспитанник ов в конкурсах, соревнования х различного уровня, выполнение нормативов спортивных разрядов, званий и т.д.) Взаимо приемл емость друг друга Состоя ние взаимоп омощи
Как видно, результаты образования разносторонни, сложны и взаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь результатов образования и влияние на них мониторинга мы постарались уложить в простую схему, своеобразный цикл, отраженный в мониторинговой карте. Управление качеством образования и воспитания – проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат. Прежде всего, он, наверное, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Районный центр внешкольной работы»
«Организация и проведение мониторинга
в учреждении дополнительного образования детей»
Составитель:
Анна Валерьевна Творогова методист МОУ ДО «РЦВР»
р.п. Ковернино
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Мониторинг
Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации
Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом
Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Организация и проведение мониторинга в системе дополнительного образования детей
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Виды мониторинга
Мониторинг
Образовательный
Воспитательный
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Система диагностики обученности включает в себя:
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Показатели
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Диагностика воспитательных результатов
Диагностика личностного развития учащихся может проводиться два – три раза в год по следующим параметрам:
Критерии оценки
Критерии оценки уровня теоретической подготовки (примерные):
Критерии оценки практической подготовки (примерные):
Критерии оценки уровня развития воспитанности детей (примерные)
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Принципы организации мониторинга
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Субъект, объект и предмет мониторинга в дополнительном образовании
воспитания, развития детей, результаты реализации социально-педагогических функций
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Предмет мониторинга – динамика изменения результата
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Критерии и показатели мониторинга
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Показатели мониторинга
К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.
К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
По компонентам (задачам) мониторинга:
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Классификация технологий мониторинга
По направленности мониторинга:
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Классификация технологий мониторинга
По количеству участвующих субъектов:
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Классификация технологий мониторинга
По внешнему выражению способа:
По предмету мониторинга. При таком выборе основания для классификации может быть великое множество групп способов. Например, по масштабу предмета – способы мониторинга воспитательных, учебных и т.д. результатов
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Педагогическая диагностика учащихся объединений в дополнительном образовании
Традиционные:
Специфические:
Параметры результативности образовательного процесса
I.Опыт освоения теоретической информации
II. Опыт практической деятельности
III. Опыт эмоционально-ценностных отношений
IV. Опыт творчества
V. Опыт общения
VI. Опыт самостоятельной деятельности
VII. Опыт социально-значимой деятельности
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Формы предъявления результатов
Нормы предъявления результата |
Преимущества |
Ограничения |
Выставки |
Наглядность, убедительность, Оценки наблюдателей, Дети участвуют с удовольствием, Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми) |
Задействованы не все дети, Зависимость от материально-технического оснащения, |
Массовые мероприятия |
Яркость, зрелищность, праздничность |
Ограниченное количество детей |
Экзамены Концерты |
Наглядность, яркость, зрелищность, Разнообразность тематики Традиционная форма, наглядная, очевидная |
Стресс для ребенка |
Видеозапись |
Зримость, наглядность. Можно хранить много лет |
Зависимость от материально-технического оснащения |
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Методы диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)
Методика «Образовательные потребности»
Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося
Анкета «Мир ваших увлечений»
Методики изучения умений и навыков
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Анализ состава учащихся
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.
Информационная карта самооценки освоения образовательной программы
Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Анкеты для родителей
«Позиция родителей в образовательном процессе»
«Мир увлечений вашего ребёнка»
«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Приглашаем к сотрудничеству!
606570 Нижегородская обл
р.п. Ковернино
ул. Карла Маркса, д.8