Послание иакова глава 2. Биография. Проповедники и наставники в древнем мире

Послание иакова глава 2. Биография. Проповедники и наставники в древнем мире

Яков II 1633-1701

Яков II являлся одной из самых интересных личностей в истории Англии и Шотландии семнадцатого века. Второй сын Карла I, он долгие годы был лишь «запасным» наследником престола. Поразительное умение вызывать скандал сочеталось в нем с подлинным талантом к военному делу и организаторскими способностями. Однако в отличие от своего старшего брата он не сумел договориться со своими подданными, что, как и для его отца, имело для него роковые последствия.

Яков II родился в Лондоне 15 октября 1633 года и был назван в честь своего деда по отцу, Якова I. Еще младенцем он получил титул герцога Йоркского - традиционный для второго сына английских монархов. Когда в начале 40-х годов конфликт между королем и парламентом разгорелся в полную силу, Карл решил, что старшие сыновья должны сопровождать его во время очередных военных походов. В результате принц, на тот момент еще подросток, вел жизнь солдата: большую часть времени он проводил в военных лагерях, в окружении полководцев-роялистов. Вместе с братом его едва не схватили силы парламента в ходе битвы при Эджхилле. Когда сторонники короля захватили Оксфорд, было решено воспользоваться этой возможностью и позаботиться об образовании принца, однако тот предпочитал физические упражнения, а не чтение. Ему все же удалось овладеть французским языком, хотя это могло произойти еще в детстве и быть заслугой его матери и придворных. Когда в 1646 году Оксфорд перешел в руки сторонников парламента, Яков стал их пленником. Его привезли в Лондон, где вместе с сестрой и младшим братом Генрихом заточили во дворце Сент-Джеймс. Принц несколько раз пытался бежать. Первые две попытки закончились неудачей, зато в результате третьей в апреле 1648 года он оказался в Голландии.

Портрет Якова II. Питер Лели, XVII в., частная коллекция

ЯКОВ II СТЮАРТ В 1660 ГОДУ ВОЗГЛАВИЛ АНГЛИЙСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЛ КОМАНДОВАНИЕ В ХОДЕ АНГЛО-ГОЛЛАНДСКИХ ВОЙН. А ТАКЖЕ РУКОВОДИЛ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ И РАСШИРЕНИЕМ МОРСКОГО ВЕДОМСТВА.

Шахматы, в которые играл Яков II и подарил их Сэмюэлю Пипсу, XVII в., Лондонский музей, Англия

На протяжении последующих четырех лет Яков курсировал между двором своей матери в Париже, резиденцией сестры, герцогини Оранской, в Гааге и островом Джерси, который продолжал признавать Стюартов своими правителями. Он также поддерживал Карла II в подготовке его похода в Шотландию и старался уладить свои финансовые проблемы путем поиска достаточно состоятельной невесты. Когда зги планы провалились, а шотландский поход его брата закончился поражением, принц в 1652 году решил вступить во французскую армию. Сражаясь под командованием виконта Тюренна, Яков получил ценный опыт ведения военных кампаний, который, как он писал в своем дневнике, надеялся использовать в будущем, чтобы поддержать попытки Стюартов вернуть себе корону. Он завершил службу по приказу брата, который хотел, чтобы Яков был рядом с ним. Позже Карл, в надежде на мощную поддержку Габсбургов, распорядился, чтобы он поступил в испанскую армию.

Для Якова это означало, что он будет сражаться со своими прежними товарищами по оружию. Несмотря на это, он хорошо справлялся с обязанностями офицера испанской армии. Много времени он провел в Нидерландах, что позволяло ему поддерживать регулярные контакты со своей сестрой Марией. Во время пребывания при ее дворе у Якова случился роман с одной из фрейлин, Анной, дочерью Эдуарда Хайда-советника Карла. Когда оказалось, что Анна ждет ребенка, Яков обещал жениться на ней. После того как об обещании узнал Карл, отказаться от своих слов Яков уже не смог.

Брак вызвал огромный скандал, тем более что очень скоро ситуация Якова диаметрально изменилась. После реставрации монархии в Англии в 1660 году он оказался наследником английского и шотландского престолов, а также лордом-адмиралом английского флота. Будучи самым старшим из живых братьев короля, он стал вторым лицом в стране, а следовательно, мог жениться на женщине, значительно превосходившей положением Анну.

Однако Карл был непреклонен, и пара, которая, вероятно, тайно обвенчалась еще в Голландии, в сентябре 1660 года официально предстала перед алтарем в Лондоне.

В последующие годы Яков, по утверждению одного венецианского дипломата, в очень незначительной степени участвовал в государственных делах и занимался прежде всего собственными утехами. Он был известен большим числом любовниц и был страстным охотником, хотя в отличие от своего брата избегал алкоголя и никогда не играл в азартные игры. Он также почти не занимался политикой, сосредоточив свое внимание на флоте, командующим которого был назначен. Будучи лордом-адмиралом, он отвечал за строительство новых кораблей и действия эскадры во время военного конфликта с Голландией. В сентябре 1666 года брат поручил ему контролировать ситуацию после Великого лондонского пожара - отряды под его командованием стояли на страже общественного порядка в городе, а сам Яков координировал акции по тушению огня.

Вероятнее всего, в конце 60-х принц начал склоняться к католичеству. Неизвестно, когда именно он перешел в католическую веру, но с середины 70-х это уже было секретом Полишинеля - принц не принимал участия в англиканских богослужениях, он оставил пост командующего флотом, дабы не приносить присягу, противоречащую учению Католической церкви, а Папа признал его заключенный в 1673 году брак с католичкой, дочерью герцога Моденского Марией Беатриче. (Анна умерла еще в 1671 году, оставив Якову II двух дочерей: Марию и Анну.)

Принимая во внимание положение Якова, вопрос его вероисповедания имел политическое значение, особенно в связи с усилением в Англии антикатолических настроений. В 1678 году появились слухи о заговоре католиков (Папистский заговор), целью которого якобы было совершение государственного переворота. Большая часть общества и политиков, опасаясь все более реальной угрозы восшествия на трон монарха-католика, старалась исключить Якова из числа наследников. Однако это встретило сопротивление со стороны Карла II, который заблокировал внесение соответствующих изменений в законы. Политический спор вокруг Якова существенным образом повлиял на формирование двух политических лагерей, которые в будущем стали доминировать на британской политической сцене: сторонников короля, не соглашавшихся исключить Якова, герцога Йоркского, из числа наследников трона, начали называть тори, а их противников, стремившихся обеспечить преемника короля - протестанта, прозвали вигами.

Поскольку ситуация зашла в тупик, было подготовлено обращение к Якову, призывавшее его вернуться в лоно Англиканской церкви, но тот ответил отказом. В этой связи король согласился на некоторое время устранить герцога из общественной жизни - весной 1679 года Яков выехал в Брюссель, а с октября того же года до весны 1682-го он находился в Эдинбурге, где даже сумел завоевать некоторую популярность.

По возвращении в Лондон он вновь начал участвовать в политической жизни и делах флота, однако не смог договориться с противниками католичества. Когда в феврале 1685 года он стал королем, первые недели его правления были довольно спокойными. Более того, созванный им парламент был настроен к нему положительно, хотя это могло быть обусловлено стремлением любой ценой избежать гражданской войны, которая разразилась бы, если бы король не смог усмирить бунт под руководством графа Аргайла и старшего незаконнорожденного сына Карла II Джеймса Скотта, герцога Монмута, объявившего себя претендентом на трон, а Якова назвавшего узурпатором. Мятеж довольно быстро был подавлен - уже в июле бунтовщики были схвачены, приговорены к казни и обезглавлены.

Однако «медовый месяц» короля и его подданных продолжался недолго - действия монарха, который решительно ослабил антикатолическое законодательство, и конфликты между придворными и высокопоставленными политиками действовали во вред королю. Постепенно при дворе начала формироваться хорошо организованная оппозиция, которая могла рассчитывать на поддержку королевского зятя Вильгельма, герцога Оранского. Когда было объявлено, что Мария Беатриче беременна, ситуация накалилась до предела, а когда королева родила сына, оппозиционеры уже не намеревались сидеть сложа руки. Семеро из них (так называемая «Бессмертная семерка») обратились к Вильгельму с официальной просьбой начать военное вторжение против Англии и захватить власть в стране. Через несколько недель стало ясно, что герцог на самом деле готов к оккупации. Однако это не склонило Якова на уступки по отношению ко все более сильной оппозиции. Король, убежденный, что он храним провидением (доказательством чего якобы было рождение сына и факт, что первая попытка высадки отрядов Вильгельма на английский берег закончилась неудачей из-за плохой погоды), не мог понять, что его покидают прежние сторонники и даже собственные дочери. В середине декабря ситуация настолько ухудшилась, что ему пришлось бежать из Лондона. Во время побега он был узнан и захвачен в плен, но верный ему отряд сумел отбить его. Король вернулся в столицу, однако вскоре перед лицом приближающегося противника ему пришлось бежать снова. На этот раз его отступление прикрывали голландцы. 23 декабря 1688 года ему удалось (очевидно, с молчаливого согласия зятя) провести своих «защитников» и убежать на побережье, откуда он отплыл во Францию.

Доспехи короля Якова II. Ричард Холден, 1686 г., Королевский арсенал, Великобритания, Лидс

В Париже Якова уже ждала жена, сын и несколько самых верных соратников. Английских беженцев разместили в довольно комфортабельных условиях в замке Сен-Жермен-ан-Ле, где бывшему монарху пришлось провести остаток жизни. Правда, гостеприимство Людовика XIV не было бескорыстным. Для французского короля весьма желательным было поражение армии Вильгельма, поэтому в марте 1689 года Яков отплыл в Ирландию, чтобы возглавить там силы сопротивления. Экспедиция закончилась поражением. Яков, побежденный силами оранжистов при Бойне, сдался и вернулся во Францию.

ЯКОВ II СТЮАРТ БЫЛ ПОСЛЕДНИМ АБСОЛЮТНЫМ ВЛАСТИТЕЛЕМ АНГЛИИ И ПОСЛЕДНИМ КАТОЛИКОМ НА АНГЛИЙСКОМ ПРЕСТОЛЕ. ОН ПЕРЕШЕЛ В КАТОЛИЧЕСТВО В 1668 ИЛИ 1669 ГОДУ, НО В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ХРАНИЛ ЭТО В ТАЙНЕ.

Последующие годы он посвятил прежде всего своей семье - в 1692 году на свет появилась его самая младшая дочь, Луиза Мария Тереза, - а также написанию религиозных трактатов и воспоминаний. Их чтение показывает, что свои неудачи у кормила власти и последовавшее за этим изгнание он считал расплатой за проступки, совершенные в молодости. Он также никогда не смирился с фактом, что его собственные дочери выступили против него. Когда в 1697 году Людовик XIV официально признал Вильгельма королем Англии, Яков стал так набожен, что его религиозные практики начали беспокоить даже его исповедника, опасавшегося за здоровье бывшего короля, которое и в самом деле неумолимо ухудшалось. В августе 1701 года его настиг недуг, оказавшийся последним. Яков умер 5 сентября после двухнедельной агонии. Его тело было захоронено в парижском костеле бенедиктинцев на улице Сен-Жак. Похороны в Вестминстерском аббатстве, на которые он, будучи коронованным монархом Англии, имел право претендовать, никогда не состоялись. Во время Французской революции гробница короля была осквернена, а его тело в течение нескольких месяцев было выставлено на потеху зевакам.

Из книги Я - мемуарю! автора Иванов Яков

ЯКОВ ИВАНОВ. «Я - МЕМУАРЮ!» © 1993 г. Посвящается, тем счатливым пяти годам, которые безвозмездно дарит нам ALMA MATER ! (автор

Из книги У самого Черного моря. Книга III автора Авдеев Михаил Васильевич

Исцелители «яков» Как-то мне довелось услышать - темпераментный моторист Иванов «просвещает» новичка:- Александр Рой?.. Ты еще спрашиваешь? Это все равно, как если бы одессит не знал Одесского театра! А ты пытаешь про Роя! Он на всем флоте известен… Да ты посмотри, как он

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга III автора Биркин Кондратий

Из книги Первопроходцы автора Автор неизвестен

РОЖДЕНИЕ "ЧЕРТЕЖНОЙ КНИГИ СИБИРИ" 1701 ГОДА Еще 18 ноября 1698 года Андрей Виниус, принимая от Ремезова большой настенный общий чертеж сибирских земель, дал ему наказ по возвращении в Тобольск составить новую чертежную книгу всей Сибири и включить в нее копии "с привезенных к

Из книги Ощупывая слона [Заметки по истории русского Интернета] автора Кузнецов Сергей Юрьевич

6. Яков Кротов «НасНет», февраль 2001 г. Ласковый родной дядяКогда я был маленьким, у меня был дядя. То есть у меня было четыре дяди разной степени родства, но речь сейчас пойдет об одном - троюродном, кажется. Звали его Максим, и больше всего мне нравилось, что у него дома

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Афанасьев, Яков 1981, сентябрь. Афанасьев Я. поступает на филфак Тюменского университета. С первого же курса выдвигается в число виднейших личностей этого заведения: сочиняет стихи, поет всякую бардятину (впоследствии и рок), является активистом всякой прочей

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Яков Брюс Яков Брюс. Гравюра XVIII в.В 1875 году в Харькове был переиздан, как значилось на титуле, «Первобытный Брюсов календарь». Имелось в виду точное повторение труда этого автора, предложившего прогноз астрономических, экономических и политических, а также

Из книги Короткие встречи с великими автора Федосюк Юрий Александрович

Яков Флиер Я.В. Флиер в Вене (фотография 1946 года) В сентябре 1946 года ВОКС направил в Австрию делегацию на 1-й конгресс Австро-советского общества в составе: профессор В. (глава делегации), архитектор В.М. Кусаков, профессор-невропатолог В.К. Хорошко, пианист Я.В. Флиер и в

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Яков ЭСТРИН Шахматист Он был юрист по образованию, но шахматист – по призванию. В шахматах Эстрина интересовало все: история и теория начал, забавные эпизоды и строгие анализы, турниры и шахматная педагогика, лекции и сеансы, книги… Он много ездил, вел активную

Из книги Шарль Перро автора Бойко Сергей Павлович

Яков РОХЛИН Впервые увидел Якова Герасимовича Рохлина в августе 1924 года в Петроградском шахматном собрании что размещалось в двух небольших комнатах Владимирского игорного клуба. Осенью того же года Всероссийский шахматный союз был закрыт и началась новая эпоха в

Из книги Дочь Сталина. Последнее интервью автора Аллилуева Светлана Иосифовна

1701–1702 годы В этом году началась война за Испанское наследство, которая продолжится долгих 13 лет.Заключая Рисвикский мир в 1697 году, Людовик XIV был уверен, что вскоре вознаградит себя крупными приобретениями за счет испанской короны. Последний представитель испанской

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Яков Из интервью Светланы Аллилуевой:«Яшу мы все очень любили. Сейчас, с высоты лет и опыта, мне кажется, что именно он мог стать моим единственным другом, близким человеком на всю жизнь. Он был значительно старше всех нас, детей, и уже тем самым притягивал мое внимание, а

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Яков Безродный С Володей Высоцким мы учились в одной московской школе - тогда она была мужской - в параллельных классах. Входили в одну школьную дружескую компанию. Все мы тогда жили практически рядом: Володя - на Большом Каретном, Володя Акимов - в Каретном ряду, Гарик

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

79. Капитан Кидд?- своему золоту (1701 г.) Проклятым кладом я порабощен. Мне снилось: он к моей привязан шее, И волокут дублоны и гинеи Меня на дно, надежно взяв в полон. Тонул я, а ко мне со всех сторон Утопленники плыли, свирепея От вида долгожданного трофея, Вцеплялись в

Из книги Рубенс автора Авермат Роже

1633-й: печальный год для королевы-матери Еще когда обсуждался договор в Безье, через своих гонцов король пытался выяснить ситуацию с браком принца. И Гастон и Пюилоран отвечали уклончиво, но перед казнью герцог де Монморанси приказал одному из своих друзей рассказать обо

Из книги автора

XIII ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ (1630–1633) Шестого декабря колокола Синт-Якобскерк радостно звонили в честь новобрачных - Петера Пауля Рубенса и его молодой жены. Несколько дней спустя Карл I подписал указ о возведении художника в звание кавалера ордена Золотой Шпоры. Для того

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Лицеприятие - это употребляемое в Новом Завете выражение, означающее чрезмерное и несправедливое предпочтение одних перед другими из-за их богатства, влияния или известности. Новый Завет последовательно осуждает и клеймит этот порок. Уж в этом-то иудейские ортодоксальные руководители не обвиняли Иисуса, даже они вынуждены были признать, что Он поступает и говорит нелицеприятно (Лук. 20,21; Мар. 12,14; Мат. 22,16 ). После посетившего его видения Петр познал, что Бог нелицеприятен (Деян. 10,34 ). Павел был убежден в том, что Бог одинаково судит и язычников и иудеев, потому что нет лицеприятия у Бога (Рим. 2,11 ). И в этом Павел вновь и вновь убеждает своих читателей (Еф. 6,9; Кол. 3,25 ).

У греческого слова просополемпсиа интересное происхождение. Оно происходит от выражения просопон ламбанейн. Просопон означает лицо , а ламбанейн имеет значение поднимать, возвышать, давать повышение . Греческое выражение является буквальным переводом древнееврейской фразы. Возвышение человека проявляется в особом отношении к нему и, соответственно - противоположно унижению кого-либо . Первоначально это слово не имело никакой негативной окраски; оно попросту означало приятие человека с почетом, с особым уважением . Пророк Малахия спрашивает, будет ли князь доволен и благосклонно ли примет людей , если они принесут ему в жертву животное с физическими недостатками (Мал. 1,8.9 )? Слово лицеприятие очень скоро приобрело плохой смысл. Лицеприятием стали называть возвышение кого-либо, исходящее исключительно из социального положения этого человека, престижа, которым он пользуется, его власти или богатства. Бог обвиняет людей в том, что они не соблюдают путей Его и лицеприятствуют при отправлении правосудия (Мал. 2,9 ). Величайшей особенностью Бога как раз и является Его нелицеприятие, равное отношение ко всем. В законе было записано: "Не делайте неправды на суде, не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего" (Лев. 19,15 ). Здесь следует отметить еще вот что: человек может быть несправедлив, заискивая перед богатым, но может быть также несправедлив, окружая ореолом бедного. "Господь, - говорит Иисус, сын Сирахов, - есть судия, и нет у Него лицеприятия" (Сир. 35,12 ).

Ветхий и Новый Заветы едины в осуждении лицеприятия в системе правосудия и предпочтительного отношения к одним перед другими, являющегося результатом раболепия перед человеком, его общественным положением, богатством или мирским влиянием. И этим пороком страдают более или менее почти все люди. "Богатый и бедный встречаются друг с другом, - говорится в книге Притчей Соломона, - того и другого создал Господь" (Прит. 22,2 ). "Несправедливо, - говорит Иисус, сын Сирахов, - обеспечить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного, если он богат" (Сир. 10,26 ). Надо помнить, что пресмыкание перед толпой есть такое же лицеприятие, как и пособничество тирану.

ОПАСНОСТЬ СНОБИЗМА ВНУТРИ ЦЕРКВИ (Иак. 2,2-4)

Иаков предупреждает, что в Церковь может вкрасться снобизм, чувство превосходства одних над другими. Он описывает, как в христианскую общину входят два человека. Один из них хорошо одет, пальцы его украшены перстнями. Хвастливые люди в древности носили перстни на каждом пальце, за исключением среднего, и даже по несколько перстней на одном пальце. Они даже брали перстни у других и надевали их, когда хотели произвести на кого-либо впечатление своим богатством. "Мы украшаем наши пальцы кольцами, - говорит Сенека, - и на каждый сустав надеваем по драгоценному камню". Климент Александрийский рекомендует христианам носить лишь один перстень, на мизинце. На нем должна быть какая-нибудь религиозная эмблема: голубка, рыба или якорь. Ношение перстня оправдывалось тем, что его можно было использовать как печать.

Так вот, в христианскую общину входит один человек, элегантно одетый, с многочисленными перстнями, а другой вошедший - бедный, в простой одежде, потому что ему нечего больше одеть, и без всяких украшений и драгоценных камней. Богатого встречают со всякими любезностями и уважением и проводят на особое почетное место, а бедного просят постоять или устроиться на полу, около скамеечки для ног богатого.

Следует отметить, что нарисованная Иаковом картина вовсе не была преувеличением - это видно из инструкций в современных ему молитвенниках. Вот один типичный отрывок из эфиопского списка "Статуса Апостолов":
"Если войдут какие иные мужчина или женщина в прекрасных одеждах, братья из церковного прихода или из соседнего прихода, ты, священник, пока ты говоришь о Слове Божием, или слушаешь или читаешь, не лицеприятствуй и не прерывай проповедь для того, чтобы указать им места их, но оставайся спокойным, ибо братья примут их, и если для них не будет свободных мест, из низших братьев или сестер кто поднимется со своего места и освободит место для них... А если войдет бедная женщина или бедный мужчина из церковного прихода или из соседнего прихода и для них не будет свободного места, ты, священник, со всем радушием приготовь место таким людям, даже если тебе придется усесться на землю, ибо ты воздаешь уважение не человеку, а Богу".

И вот Иаков рисует подобную картину. Более того, он допускает, что проповедующий может приостановить службу при входе богатого человека и проводить его на особое место.

Вне всякого сомнения, в раннехристианской Церкви должны были возникнуть проблемы социального характера: ведь Церковь была единственным местом в древнем мире, где не существовало социальных различий. Должно быть, хозяин чувствовал себя не очень удобно, если ему приходилось сидеть рядом со своим рабом, или, если он приходил на богослужение, которое вел его раб. Пропасть между рабом, бывшим по закону всего лишь живым орудием, и хозяином, была настолько большой, что это могло вызвать трудности в сближении с обеих сторон. Кроме того, в эпоху своего зарождения Церковь была преимущественно бедной и простой, и поэтому, если богатый человек обращался ко Христу и примыкал к христианскому братству, у людей могло возникнуть желание сделать из него нечто особенное и видеть в нем особое приобретение для Христа.

Церковь должна быть тем местом, где стерты все различия. Когда люди встречаются в присутствии Царя славы, различия в чинах и заслугах должны исчезать. В присутствии Бога все земные различия значат меньше, чем прах, а земная праведность - меньше, чем презренные лохмотья. В присутствии Бога все люди равны.

Стих 4 представляет трудность для перевода. Греческое слово дискрифете имеет два значения:

1. Оно может значить: "Вы неустойчивы в ваших суждениях, если вы так поступаете", другими словами: "Если вы оказываете особые почести богатым, вы не видите разницы между мирскими мерилами и мерилами Божьими и не можете решить, которым же следовать".

2. Оно может значить: "Вы повинны в том, что признаете классовые различия, которых в христианском братстве не должно быть".

Нам представляется более уместным второе значение, потому что Иаков говорит далее: "Если вы так поступаете, вы становитесь судьями с худыми мыслями". Другими словами: "Вы нарушаете завет Того, Кто сказал: "Не судите, да не судимы будете" (Мат. 7,1 ).

СОКРОВИЩА НИЩЕТЫ И НИЩЕТА БОГАТСТВА (Иак. 2,5-7)

"Бог, - говорил Авраам Линкольн, - должен любить простых людей, потому что он создал их". Христианство всегда несло особую весть бедным. В Своей первой проповеди в синагоге Назарета Иисус сказал: "Он помазал Меня благовествовать нищим" (Лук. 4,18 ). На трудный вопрос Иоанна Крестителя Тот ли Он, Который должен придти, Помазанник Божий, Иисус ответил: "Нищим проповедуется благая весть" (Мат. 11,5 ). Первое из блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5,3 ). А у Луки это выражено еще более определенно: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" (Лук. 6,20 ). Когда Иисус был изгнан из синагог и проповедовал благую весть по большим дорогам, на горах и у берега моря, Он обращался к толпам простых людей. И в эпоху зарождения христианской Церкви бродячие проповедники обращали свои проповеди в первую очередь к массе простых людей. Христианская благая весть, в сущности, заключается в том, что тот, кто ни для кого ничего не значит, имеет большое значение для Бога. "Посмотрите, братия, кто вы призванные, - писал Павел, - не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 1,26 ).

Евангелие так много давало бедным, а от богатых столь много требовало, что в Церковь пришли как раз толпы бедных. Ведь именно простые люди с радостью слушали Иисуса, а богатый молодой человек ушел опечаленный, потому что был обладателем больших богатств. Иаков вовсе не закрывает двери Церкви перед богатыми, но он говорит, что Христова Благая Весть особенно дорога бедным людям. Она обращена к тем, к которым никто не обращается, и поэтому ей, прежде всего, внимают те, которых мир не ставит и в грош.

В обществе, в котором жил Иаков, богатые угнетали бедных. Они подавали на бедных в суд за их долги. Люди, стоявшие в самом низу социальной лестницы, были настолько бедны, что им едва хватало на жизнь, а заимодавцев было много и деньги они давали под грабительские проценты. В античном мире человека можно было арестовать без всякого ордера или постановления суда. Кредитор мог, встретив на улице своего должника, схватить его и, в буквальном смысле слова, "тащить" в суд. Вот так богатые и поступали по отношению к бедным; у них не было никакого сочувствия к людям, но только одна цель: отнять у человека последний грош. Иаков ненавидит поведение богача: такой богач бесчестит имя, которым называют христиан.

Христианами впервые стали в насмешку называть последователей Христа в Антиохии, может быть, потому что в день крещения над христианином произносили имя Христа. Иаков при этом употребляет слово еписалеисфаи , переведенное в Библии: называетесь , причем этим словом у греков обозначался факт принятия вышедшей замуж женщины имени ее мужа. Это же слово употреблялось тогда, когда ребенку давалось имя отца. Христианин принимает имя Христа крещением во имя Его. Крещение подобно вступлению в брак со Христом или же рождению и крещению в семью Христову. У богатых людей и господ должно было быть много причин бесславить имя христиан: раб, ставший христианином, обретал новую независимость ; он больше не чувствовал трепета перед властью хозяина, наказания больше не пугали его и он смотрел в лицо хозяину, облаченный новым мужеством.

Он обретал новую честность . Он становился лучшим слугой, но, вместе с тем, он не хотел более служить орудием в мошенничествах и мелких интригах своего хозяина; он обретал новое чувство почитания Бога и настаивал на том, чтобы оставить работу в воскресенье, с тем, чтобы иметь возможность вместе с другими божьими людьми поклоняться Богу. У хозяина-рабовладельца, действительно, было достаточно поводов бесчестить имя христиан и проклинать имя Христа.

ЦАРСКИЙ ЗАКОН (Иак. 2,8-11)

Иаков осуждал тех, кто оказывает особое внимание принявшему христианство богачу. "Но, - могут возразить Иакову, - закон учит меня любить ближнего, как самого себя, и потому мы обязаны приветствовать человека, входящего в церковь". "Отлично, - отвечает Иаков, - если вы действительно приветствуете такого человека потому, что любите его как самого себя, и оказываете такой же радушный прием, какой хотели бы встретить сами, это прекрасно. Но если вы оказываете ему особое радушие только потому, что он богат - это лицеприятие, грех и нарушение закона. Здесь нет ничего общего с соблюдением закона. Вы вовсе не любите своего ближнего, иначе бы вы не относились так пренебрежительно к бедняку. Так любят богатство, а закон против этого.

Великую заповедь "возлюби ближнего как самого себя" Иаков называет царским законом . Это выражение может иметь несколько значений. Оно может иметь значение закон высшего качества ; оно может иметь значение закон, данный Царем царей ; оно может иметь значение царь всех законов ; оно может иметь значение закон, делающий людей царями и пригодный для царей . Исполнение этого величайшего закона делает человека царем над собой и царем среди людей. Это закон для царей и этот закон может сделать человека царем.

Далее Иаков излагает величайший принцип относительно закона Божия: нарушение любой части закона есть нарушение всего закона. Иудеи были вполне склонны видеть в законе ряд несвязанных между собой заповедей. Соблюдение одной засчитывается человеку в плюс, нарушение другой засчитываются ему в минус. Человек, по мнению иудеев, мог соблюдать одни заповеди и заслужить за это похвалу, в то время как несоблюдение других заповедей увеличивало, так сказать, его "штрафные очки". Сложив одни и вычтя другие, человек, по мнению некоторых учителей, мог оказаться в выигрыше. Существовала такая раввинская поговорка: "Благо тому, кто соблюдает один закон; дни его будут продлены и он унаследует землю (обетованную)". Многие раввины также считали, "что заповедь о субботе значит больше, чем все остальные" и потому соблюдение субботы отождествлялось с соблюдением закона.

Иаков же видит волю Божию во всем законе; нарушение любой его части есть преступление этой воли и, следовательно, грех. И это совершенно верно: человек, нарушивший любую часть закона, попросту становится грешником. Даже по человеческим нормам человек, нарушивший один закон, становится преступником. И потому Иаков утверждает: "Какими бы хорошими вы ни были в других отношениях, если относитесь к людям лицеприятно, вы поступаете против воли Божией и являетесь грешником".

В этом великая истина, которая и сегодня имеет такой же вес, как и в старину. Человек может быть хорошим почти во всех отношениях, но погубить свою добродетель одним проступком. Человек может быть высоконравственным в своих делах, чистым в своих речах и щепетильным в своей преданности, но если он при этом суров, самоуверен, негибок и черств, то добродетель его погублена.

И поэтому не будем забывать, что, хотя мы и можем утверждать, будто мы сделали много хороших дел и устояли против многих плохих, но в нас может быть нечто, что испортит все.

ЗАКОН СВОБОДЫ И МИЛОСЕРДИЕ (Иак. 2,12.13)

Заканчивая свою мысль, Иаков обращает внимание своих читателей на два важных факта христианской жизни:

1. Христианин живет по закону свободы и судим он будет по закону свободы. Под этим Иаков подразумевает следующее: в отличие от фарисея и ортодоксального иудея христианин живет не по комплексу давящих на него извне норм и требований, а по внутренним требованиям любви; он идет по правильному пути - по пути любви к Богу и к людям вовсе не потому, что его принуждает к этому какой-то внешний закон или из страха наказания, а потому что пребывающая в нем любовь Христа побуждает его к этому.

2. Христианин должен всегда помнить, что на милосердие может уповать лишь тот, кто сам проявляет милосердие. Этот принцип проходит красной нитью через Священное Писание. Иисус, сын Сирахов, писал: "прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих. Сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?" (Сир. 28,2-5 ). Иисус Христос говорил: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мат. 5,7 ). "Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мат. 6,14.15 ). "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы" (Мат. 7,1.2 ). Иисус рассказал о наказании, постигшем раба, не захотевшего простить своего должника, и закончил притчу такими словами: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мат. 18,35 ).

Писание единодушно в том, что человек, рассчитывающий на милосердие, сам должен быть милосердным. А Иаков идет даже дальше этого, заявляя в конце, что милосердие торжествует над правосудием; под этим он подразумевает, что в Судный день человек, проявивший милосердие, осознает, что его милосердие изгладило даже грехи его.

ВЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДЕЛА (Иак. 2,14-26)

Прежде, чем мы приступим к детальному изучению этого отрывка, мы должны рассмотреть его целиком, потому что этот отрывок часто используют для того, чтобы показать будто Иаков и Павел по-разному смотрели на один и тот же вопрос. Совершенно очевидно, что Павел делает ударение на том, что человек будет спасен лишь верой одной, и что свершения его при этом вовсе не будут иметь никакого значения. "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3,28 ). "Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа...ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Гал. 2,16 ). Часто утверждают, будто Иаков не просто высказывает другую точку зрения, а прямо возражает Павлу. Вот это-то мы и должны рассмотреть.

1. Для начала отметим, что Иаков ставит те же акценты, которые можно встретить во всем Новом Завете. Уже Иоанн Креститель проповедовал, что человек может доказать подлинность своего раскаяния лишь достойными свершениями (Мат. 3,8; Лук. 3,8 ). Иисус Христос проповедовал, что человек должен жить так, чтобы все видели его добрые дела и прославляли Отца Небесного (Мат. 5,16 ). Иисус настаивал на том, что человек узнается по плодам его и что веру, выраженную лишь в словах, никаким образом нельзя поставить вровень с верой, выраженной в делах, в исполнении воли Божией (Мат. 7,15-21 ). Да и Павел не оставлял этот аспект без внимания. Какие бы общетеоретические и богословские проблемы Павел ни рассматривал в своих Посланиях, он всегда настаивал на том, что христианство проявляется в делах. Кроме того, Павел неоднократно подчеркивал значение добрых дел в христианской жизни. Он говорит, что Бог каждому воздаст по делам его (Рим. 2,6 ), что каждый из нас за себя должен дать отчет Богу (Рим. 14,12 ). Он призывает людей отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света (Рим. 13,12 ). "Каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3,8 ); все должны явиться пред судилище Христово и каждый получит соответственно по тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5,10 ). Христианин должен избавиться от своей старой природы и всех ее дел (Кол. 3,9 ).

Мысль о том, что христианство человека должно проявляться в его поведении, как часть его христианской веры, проходит красной нитью через весь Новый Завет.

2. И, тем не менее, читая Послание Иакова, складывается впечатление, что он придерживается иного, чем Павел, мнения, ибо, несмотря на приведенные нами мотивы, Павел делает главное ударение на благодати и вере, а Иаков - на делах и свершениях. Но надо отметить вот что - Иаков осуждает не точку зрения Павла, а ее извращение. Позиция Павла, сведенная к одному предложению, была следующей: "Веруй в Иисуса Христа и спасешься" (Деян. 16,31 ). Но совершенно очевидно, что содержание этой фразы полностью зависит от содержания вкладываемого в слово "веруй". Веровать можно по-разному.

Вера может быть чисто умозрительной. Так, например, я верю, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, и, если надо, я могу доказать это, но в моей жизни от этого ничего не меняется, я принимаю это, но это не оказывает никакого влияния на мою жизнь и на мои поступки. Но есть и другая вера: я верю, что 5+5=10 и не заплачу более десяти рублей за две плитки шоколада стоимостью пять рублей каждая - я не просто понимаю и помню этот факт, а поступаю соответственно.

Иаков возражает против веры первого типа, против того, чтобы приняв факт, не позволять ему оказывать какое-либо влияние на свою жизнь. Бесы в своем уме убеждены в существовании Бога; они даже приходят в дрожь от мысли о Нем, но их вера ничего не меняет в них. Павел же имел в виду веру второго типа. Для него вера в Иисуса значила переводить эту веру во все сферы жизни и жить соответственно.

Нетрудно извратить точку зрения Павла и выхолостить подлинное значение слова вера. Иаков ополчается не против учения Павла, а против извращающего ее варианта. Он осуждает вероисповедание, не проявляющееся в будничной жизни, а такое осуждение вполне поддержал бы и Павел.

3. Но даже с учетом этого, надо подчеркнуть еще одно различие между Иаковом и Павлом - они начинали в различные эпохи становления христианской жизни . Павел, стоявший у истоков, утверждал, что ни один человек не может заслужить Божьего прощения: инициатива должна исходить от добровольной благодати Божией, человек может лишь принять прощение, предложенное ему в Иисусе Христе.

Иаков же начинал много позже, в эпоху исповедующих христиан , людей, утверждавших, что они уже получили прощение и вступили в новые отношения с Богом. Такие люди, справедливо говорит Иаков, должны вести новый образ жизни, потому что они новые создания. Они прощены, теперь они должны показать, что стали святыми . А с этим Павел был бы совершенно согласен.

Но остается фактом, что никто не может спастись делами рук своих, но точно также никто не может спастись, не совершая добрых дел. Лучшей аналогией здесь может служить человеческая любовь. Любимый человек всегда уверен в том, что он не достоин быть любимым, и, в то же время, он уверен в том, что должен посвятить этому свою жизнь - стать достойным этой любви.

Различие между Иаковом и Павлом сводится к различию в отправной точке. Павел начинает с фундаментального факта. Ни один человек не может заработать или заслужить прощения Божьего, говорит он. Иаков же отталкивается от исповедующих христиан и настаивает на том, что человек должен показать и доказать свое христианство своими делами. Мы спасаемся не делами , мы спасены для дел - вот двойная истина христианской жизни. Павел делает ударение на первой, а Иаков - на второй половине. Они, в сущности, не противоречат друг другу, а дополняют друг друга; весть каждого из них имеет громадное значение для христианской веры. Пусть каждый, у кого есть такая вера и надежда, воплотит их в дела.

ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ И ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА (Иак. 2,14-17)

Иаков не принимает вероисповедания, которое не проявляется в жизненной практике. В подтверждение своей мысли, он приводит яркую иллюстрацию: предположим, что у человека нет одежды, которая защищала бы его от холода, нет пищи для пропитания, а его друг выражает ему свое искреннее сочувствие и этим ограничивается, не попробовав даже облегчить положение несчастного. Какая от этого польза? Какой смысл в сочувствии, если оно не подкреплено стремлением воплотить его в практические дела? Вера без дел мертва. Этот отрывок особенно много говорил иудею.

1. Благотворительность была для иудея делом первостепенной важности, настолько важным, что благотворительность и праведность значили для него одно и то же. Считалось, что, когда человек придет на суд Божий, он сможет в качестве защиты и самооправдания сослаться только на оказанную им при жизни благотворительность. "Вера угасит пламень греха, - писал Иисус, сын Сирахов, - и милостыня очистит грехи" (Сир. 3,30 ). В книге Товит читаем: "Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие" (Тов. 4,7 ). Когда руководители иерусалимской церкви одобрили обращение Павла к язычникам, они дали ему только один наказ: не забывать бедных (Гал. 2,10 ). Этот призыв оказывать практическую помощь людям стал одной из самых великих и прекрасных сторон иудейской набожности.

2. Греческая религия не содержала особо выраженного пафоса сочувствия и благотворительности: греческие стоики стремились к апатии, полному отсутствию всяких чувств; целью их жизни была безмятежность; путь к совершенному спокойствию стоики искали в полном уходе от всех чувств; в жалости стоики видели лишь нарушение беспристрастного философского спокойствия, к которому нужно стремиться. Эпиктет говорил, что лишь тот, кто повинуется божественным заповедям, никогда не почувствует ни печали, ни жалости ("Беседы" 3,24.43). Римский поэт Вергилий, рисующий в "Георгиках" (2,498) портрет совершенно счастливого человека, не питает никакой жалости к бедняку и никакого сочувствия к страдающему, потому что такие чувства нарушили бы безмятежность. Это является полной противоположностью иудейской точке зрения. Стоики отождествляли блаженство с беспристрастностью и спокойствием, иудеи же отождествляли его с активным сопереживанием в несчастьях других.

3. Иаков глубоко прав: самое страшное для человека то, что он, вновь и вновь, испытывая благородные порывы и чувства, не попытается привести свои поступки в соответствие с этими порывами. И потому каждый раз уменьшается вероятность того, что он вообще будет способен так поступать. Можно даже сказать, что человек не имеет права испытывать сочувствия, если он, по крайней мере, не попытается воплотить его в дела. Чувства - это то, что нужно воплотить в жизнь ценой усилий и труда, ценой самодисциплины и жертв.

НЕ "ТО ИЛИ ДРУГОЕ", А "ТО И ДРУГОЕ" (Иак. 2,18.19)

Иаков представляет себе, как кто-то возражает ему: "Вера - прекрасная вещь, но и дела прекрасны. И то, и другое - подлинное проявление настоящей веры. Но ведь не у каждого человека есть и то и другое вместе. У одного, может быть, есть вера, а у другого - дела. Кто-то проявляет себя в делах, а кто-то имеет веру. И каждый из них будет по-своему искренно религиозным". Оппонент считает веру и дела равноценными проявлениями христианской религии. Но Иакова не устраивает то или другое порознь; он считает, что проблема состоит не в наличии или отсутствии веры или дел . Проблема состоит в том, что религиозность обязательно должна включать и веру, и дела .

Вообще, христианство часто представляют в неверном свете, как религию "того или этого", но она должна быть религией и "того и другого".

1. В гармоничной жизни должно быть место и мысли, и действию . Обычно считают одного человека мыслящим человеком , а другого - человеком действия . Мыслящего человека представляют высиживающим в своем кабинете великие идеи, а человека действия - совершающим в обществе великие дела. Но все это не так. Мыслитель только наполовину человек, если он не воплощает свои идеи в дела. Он едва ли сможет подвигнуть других людей на какие-либо свершения, если сам не выйдет на поле битвы и не примет участие в борьбе. Как сказал Киплинг:

О, Англия - это сад.
А такие сады не делаются словом
"О, как красиво!", сидя в тени.
Потому что люди, лучшие чем мы,
Начали свою трудовую жизнь,
Взяв сломанные кухонные ножи,
Выкапывая сорняки на садовых дорожках.

Никто также не может стать настоящим человеком действия, предварительно не продумав те великие принципы, на которых основываются его дела.

2. В гармоничной жизни должно быть место и молитве, и усилию . Большой соблазн сокрыт в делении людей на две группы - на святых, проводящих свою жизнь коленопреклоненно в уединении и постоянной молитве, и тружеников, работающих все дни в пыли и в жаре. Но и эта картина не будет верной.

Говорят, что Мартин Лютер близко дружил с одним монахом, таким же убежденным сторонником Реформации, как сам Лютер, и они договорились, что Лютер отправится в мир и будет вести борьбу там, а второй - останется в келье и будет молиться за успех Лютера. Но однажды ночью монах увидел во сне одинокого жнеца на необъятном поле за невыполнимой работой. Жнец обернулся, и монах узнал в нем Мартина Лютера и он понял, что должен оставить келью и молитвы, чтобы пойти на помощь ему. Правда, есть и такие люди, которые из-за своего возраста или физической слабости могут только молиться, и их молитва действительно помогает другим и дает им силы. Но если здоровый и сильный человек считает, будто молитвы могут заменить усилия, то такие рассуждения лишь отговорка. Молитва и усилия должны идти рука об руку.

3. Во всякой уравновешенной жизни должны быть и вера, и дела . Вера может проявиться и утвердиться в делах. И лишь в вере можно решиться на дела и совершать их. Вера должна перейти в действие, ибо действие начинается лишь тогда, когда у человека есть вера.

ИСПЫТАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЕРЫ (Иак. 2,20-26)

В подтверждение своей точки зрения Иаков приводит два примера: Авраам - величайший пример веры; Авраам доказал свою готовность принести в жертву Исаака, когда Бог испытывал его. Раав также была знаменитой героиней иудейских легенд. Она дала убежище соглядатаям, посланным высмотреть все в земле обетованной (Иис. Н. 2,1-21 ). В более поздних легендах говорится, что она стала прозелиткой иудейской веры, вышла замуж за Иисуса Навина и была прямым предком многих священников и пророков, в том числе Иезекииля и Иеремии. Своим поступком по отношению к соглядатаям она доказала свою веру.

Здесь прав и Павел, и Иаков. Если бы у Авраама не было веры, он не последовал бы Божьему призыву. Если бы у Раав не было веры, она никогда не рискнула бы связать свою судьбу с судьбой Израиля. И все же, если бы Авраам не был готов повиноваться Богу абсолютно во всем, его вера не была бы ненастоящей; а если бы Раав не рискнула всем, ее вера была бы тщетной.

Эти два примера показывают, что вера и дела не исключают друг друга; напротив - они нераздельны. Ни один человек не начнет действовать, если у него нет веры, а вера человека - тщетна, если она не подвигает его к действию. Вера и дела - это две стороны познания человеком Бога.

Яков II (1633-1701), английский король в 1685-1688. Из династии Стюартов. Пытался восстановить абсолютизм и его опору - католическую церковь. Низложен в ходе государственного переворота в 1688-89 (т. н. Славная революция).

ЯКОВ II Стюарт (Иаков II, Джеймс II; James II) (14 октября 1633, Лондон - 6 сентября 1701, Сен-Жермен, Франция), король Англии и Шотландии в 1685-88.

Второй сын и Генриетты-Марии, младший брат Карла II, до прихода к власти носил титул герцога Йоркского. Годы детства и юности принца пришлись на эпоху гражданской войны, во время которой он находился рядом с отцом в Оксфорде. По окончании первой гражданской войны (1646) Яков оказался под надзором Парламента, но позднее роялистам удалось организовать его побег - сначала в Голландию, а затем во Францию, давшую приют его матери и сестрам. Яков смолоду проявил себя отважным воином. Под началом маршала Тюренна он участвовал в подавлении французской Фронды, а позднее - в войне с Испанией. Но после того как правительство Мазарини в 1655 заключило договор с Кромвелем, члены английской королевской семьи были вынуждены покинуть Францию. Герцог Йоркский поступил на испанскую службу: он командовал полком английских и ирландских эмигрантов, расквартированном во Фландрии.

Лорд-Адмирал

После реставрации монархии в Англии Яков возглавил адмиралтейство. Под его руководством был предпринят ряд попыток реорганизовать деятельность морского ведомства и избавить его от коррупции. Сам герцог лично участвовал в морских сражениях в ходе войн с голландцами, в 1665 он разбил адмирала Ондама, сражался со знаменитым голландским адмиралом де Рюйтером в 1672, что снискало ему популярность в стране.

Герцог Йоркский и католицизм

Еще находясь в изгнании, Яков тайно обручился с Анной Хайд (1638-71), дочерью советника и будущего министра Карла II графа Кларендона, которая была одной из придворных дам Марии Стюарт, жены Вильгельма II Оранского, правителя Голландии. Вернувшись в Англию, герцог Йоркский, вопреки желанию брата, женился на ней. От этого брака родилось две дочери – Мария (1662-1694), впоследствии ставшая женой Вильгельма III Оранского, и Анна (1665-1713), вышедшая замуж за принца Георга Датского. Жена Якова была католичкой, с 1668 и сам он обратился в католичество, но по настоянию короля обе его племянницы воспитывались в англиканской вере.

После смерти в 1671 Анны Хайд Яков вступил во второй брак с Марией, дочерью герцога Модены (1658-1718), также являвшейся католичкой.

Католические пристрастия Якова, из которых он не делал тайны, вызывали недовольство англичан, желавших видеть наследником престола протестанта.

«Католический заговор» и вопрос о престолонаследии

Герцог Йоркский постепенно терял популярность, а после раскрытия так называемого заговора 1679 он был обвинен в подготовке убийства Карла II. Король был вынужден приказать брату покинуть Англию, а в стране виги развернули кампанию за исключение Якова из престолонаследия. Яков обосновался в Брюсселе; спустя несколько месяцев Карл II вернул брата из изгнания, но, не решаясь позволить ему приехать в Англию, назначил его своим наместником в Шотландии. Однако уже в 1681 опальный герцог вернулся в Лондон и фактически возглавил правительство в последние годы правления своего брата. С его именем связывают роспуск парламента 1681, отказавшегося признать Якова наследником престола, и пятилетнее беспарламентское правление Карла II.

Вигская оппозиция потерпела поражение, и после смерти брата, не оставившего законного наследника, Яков II беспрепятственно взошел на престол.

Правление Якова II (1685-88)

Придя к власти, Яков II начал борьбу с оппозицией, пытавшейся воспрепятствовать реализации его прав на корону. Опираясь на поддержку парламента, он ввел в стране постоянную армию, рядом постановлений ограничил свободу печати, что должно было сдержать влияние вигской пропаганды. Оппозиция попыталась поднять против него восстания: летом 1681 в Шотландии поднял восстание граф Аргайл, а в октябре того же года на юго-западном побережье Англии высадился герцог Монмаут, якобы незаконнорожденный сын Карла II, которого часть вигов рассматривала как претендента на престол. Однако оба восстания были быстро подавлены.

Внешняя политика Якова II свидетельствует об охлаждении между Англией и Францией. В отличие от брата Яков II стремился к большей независимости; к тому же он, будучи тестем Вильгельма III Оранского и рассматривая его как будущего наследника, опасался французских завоевательных планов в Голландии. Тревогу Якова II вызвала и отмена Нантского эдикта, лишившего гражданских прав французских гугенотов. Невзирая на недовольство Людовика XIV, он предоставил убежище многим протестантам, покинувшим Францию в 1685. Но отношения между ним и королем Франции значительно ухудшились.

В начале правления Яков II пользовался поддержкой общества, в том числе и иерархов Англиканской церкви. Но, будучи ревностным католиком, король стремился уравнять в правах своих подданных - протестантов и католиков. Он добился от судей признания за собой права приостанавливать действие законов, запрещавших католикам занимать официальные должности, в результате чего католики проникли в армию и в число судейских и ряды их постоянно множились. Король не жалел сил и средств на католическую проповедь в стране: в Англию возвращались католические священники, в Лондоне появились иезуитские школы. Хотя он и не стремился к полному обращению страны в католичество, а отношения с папой Иннокентием XI были прохладными, распространение католицизма воспринималось подданными с подозрением.

В 1687 Яков II обнародовал Декларацию о веротерпимости, согласно которой приостанавливалось действие всех уголовных законов против диссентеров, в том числе против католиков. Декларация, повторенная в 1688, вызвала волну протеста по стороны дворян – тори, по большей части принадлежавших к англиканской церкви, и прежде всего епископов. Епископы обратились к королю с петицией, где было выражено их несогласие с религиозной политикой монарха. В ответ Яков II приказал арестовать семерых епископов по обвинению в распространении направленных против короля памфлетов. Это дело сплотило против короля и тори и оппозиционеров-вигов. Протест охватил не только Лондон, но и графства.

Последней каплей стало рождение 10 июня 1688 у королевы сына, названного Джеймсом (Яковом). Если раньше наследницей престола считалась старшая дочь Якова II Мария и ее муж Вильгельм Оранский, бывшие протестантами, и общество ожидало возвращения к старым порядкам после смерти короля-католика, то с появлением сына, воспитанием которого занялись бы католики, перспектива возвращения страны к католицизму в глазах подданных Якова II казалась вполне реальной.

Славная революция

Таким образом, летом 1688 в оппозиции по отношению к королю оказалось почти все дворянство, за исключением католиков, составлявших лишь незначительное число жителей страны. Лидеры вигской оппозиции, объединившись с тори, послали зятю короля, Вильгельму Оранскому, приглашение, призывая его вторгнуться в Англию и занять престол, гарантировав населению сохранение религии и конституционных прав парламента. Яков II пытался достичь компромисса с оппозицией, объявив о свободных выборах в парламент, и примириться с англиканскими епископами, но его усилия оказались запоздалыми.

В октябре 1688 войско Вильгельма Оранского высадилось на юго-западе Англии. Армия Якова II была более многочисленной, но организовать сопротивление вторжению король не смогла - офицеры и солдаты переходили на сторону противника, так же поступали и придворные и даже его дочь Анна. На севере, в Чешире и Ноттингемшире, начались восстания. Все крупные города Англии оказали поддержку вторжению. В декабре 1688 Яков II бежал во Францию, куда заблаговременно были отправлены его жена и сын. Людовик XIV предоставил изгнаннику Сен-Жерменский дворец и выделил щедрое содержание.

Свергнутый с престола Яков не оставлял надежд вернуть власть. В 1689 он отплыл в Ирландию, подняв католическое население страны против нового короля Англии, Вильгельма III, но в 1690 его войска потерпели поражение; неудачной оказалась и попытка высадки французского десанта в 1691: французский флот был разгромлен. Впоследствии он пытался организовать общеевропейский союз против Вильгельма III, но Людовик XIV, заключивший в 1697 Рисвикский мир с Англией, отказался от поддержки планов Якова.

Личные качества

В последние годы жизни Яков полностью обратился к религии, большую часть времени проводил в парижских монастырях.

Якова II отличал суровый и властный характер. Во время военных кампаний он проявлял личное мужество. В отличие от своего брата, готового на любые компромиссы ради сохранения власти, он во всех обстоятельствах оставался верен своему слову, друзьям и убеждениям. Эти качества Яков II перенес и на свою политическую деятельность, что в итоге и стоило ему короны.

Похоронен в приходской церкви Сен-Жермена (надгробие и могила уничтожены во время Великой Французской Революции).

(James II) (1633–1701), в 1685–1688 король Англии, Ирландии и (как Яков VII) Шотландии, последний английский монарх из династии Стюартов по прямой мужской линии. Сын короля Карла I и Генриетты-Марии, младший брат будущего Карла II, Яков родился в Сент-Джеймсском дворце в 14 октября 1633, получив в январе 1634 титул герцога Йоркского. После сдачи в 1646 он попал в плен к парламентским войскам, но в 1648 ему удалось бежать. Вначале Яков находился в Гааге, а в 1649 воссоединился в Париже с матерью. В 1652 Яков вступил во французскую армию, но в 1657 был вынужден перейти на службу к испанцам, поскольку этого потребовал брат Карл, заключивший союз с Испанией. Яков командовал английским контингентом, стойко сражавшимся с французами и не сдавшим свои позиции в т.н. Битве на дюнах (близ Дюнкерка) 14 июня 1658. Он вернулся в Англию в 1660, когда произошла Реставрация, вместе с взошедшим на престол братом Карлом II и был назначен лордом-адмиралом. На этом посту Яков проявил большое усердие и искреннее желание улучшить состояние военно-морского флота. Он оказался также и хорошим флотоводцем, о чем свидетельствуют его победы над голландцами при Лоустофте в 1665 и в Саутволд-Бэй в 1672. Новый Амстердам, который англичане отобрали у голландцев в 1664, был назван в его честь Нью-Йорком. В 1660 Яков женился на Анне Хайд, дочери графа Кларендона. Незадолго до своей смерти в 1671 она перешла в католицизм, что, вероятно ускорило обращение в католицизм самого Якова, о чем он открыто объявил в 1672. Яков был сторонником тесного союза с католической Францией и естественно одобрил Декларацию о веротерпимости, изданную Карлом в 1672. В 1673, в соответствии с Тест-актом (Test Act, закон о присяге в отречении от признания папской власти и догмата пресуществления), был вынужден оставить все свои государственные должности. Истерия, которую вызвал в обществе мнимый «Папистский заговор», сделала положение Якова в Англии очень непростым, и хотя он удалился в Нидерланды, палата общин приняла в 1679 т.н. «Законопроект об отстранении», который должен был не допустить его восхождения на трон. Однако этот законопроект был отвергнут палатой лордов, и когда в 1685 Карл умер, Яков стал королем (как Яков II) при парламенте, который был готов сотрудничать с ним во всех вопросах, кроме одного: послабления для католиков и допуск их на государственные должности. Однако Яков, искренний, но упрямый и прямолинейный по характеру, решил покровительствовать католикам всеми средствами, находившимися в его распоряжении. Репрессивная политика и рождение сына (Якова Стюарта) второй женой Якова, католичкой Марией Моденской, после чего многие стали опасаться, что английская корона перейдет к католической династии, ускорили приглашение, направленное группой заговорщиков его зятю, Вильгельму Оранскому, прибыть в Англию и управлять ею в качестве короля. Вильгельму как будущему королю симпатизировали немногие, но своим нежеланием отказаться от покровительства католикам Яков упустил шанс примирить с собой английскую знать и был вынужден бежать во Францию. При поддержке Франции он попытался вернуть себе трон, высадившись в Ирландии и опершись на здешних католиков, но потерпел поражение на реке Бойне 1 июля 1690. Людовик XIV отвел Якову резиденцию в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа, где он и оставался до своей смерти 6 сентября 1701. Мария и Анна, дочери Якова от первой жены (обе они были по настоянию брата Карла воспитаны как протестанты), стали королевами Англии, первая правила совместно с мужем Вильгельмом III. Его сын Яков (Джеймс Стюарт), претендовавший на престол как Яков III, известен в истории как Старый Претендент.

Иаков II

Иаков II. Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иаков II, король Англии
Иаков VII, король Шотландии
Иаков II Стюарт
James II Stuart
Годы жизни: 14 октября 1633 - 16 сентября 1701
Годы правления: Англия: 6 февраля 1685 - 12 февраля
1689
Шотландия: 6 февраля 1685 - 11 апреля 1689
Отец: Карл I
Мать: Генриетта Мария Французская
Жены:
1) Анна Хайд
2) Мария Моденская
Сын: Иаков ("Старый претендент")
Дочери: Мария, Анна, Луиза
Еще несколько детей умерло в младенчестве.

В годы революции Иаков укрылся в Голландии, а затем поступил на службу во французский флот, где заслужил репутацию храброго и способного военачальника. После реставрации Иаков вернулся на родину, где ему был пожалован чин великого адмирала. Он сделал много полезных преобразований на флоте, в частности, изобрел морскую сигнализацию при помощи флажков и фальшфейеров. Во время войны с Голландией Иаков выиграл несколько морских сражений, чем добился некоторой популярности. На трон он взошел после смерти бездетного брата Карла в 1685 г.

Подобно брату, Иаков имел множество романов, однако в отличие от Карла его привлекали женщины грубые и некрасивые. Одна из его любовниц, Екатерина Сэдли откровенно признавалась, что не понимала причин привязанности к ней Иакова. Лишь став королем он с большим трудом смог порвать старые связи.

Иаков был деятельным и властным человеком, однако чересчур прямолинейным. Он не любил парламент и явно выказывал склонность к католицизму. Если раньше он ходил к обедне тайно, то, став королем, делал это уже открыто. При дворе поселился папский легат, хотя закон запрещал всякие отношения между Англией и Римом. После подавлении мятежа своего сводного брата Джеймса Крофтса в 1685 г. Иаков еще больше увеличил армию, в основном за счет офицеров-католиков из Шотландии и Ирландии. Вскоре католики вновь получили право занимать государственные должности и возглавлять кафедры в университетах. В 1687 и 1688 гг. были изданы декларации о веротерпимости, которые однако еще больше усугубили ситуацию. Выступившие против них епископы были заключены в Тауэр. Парламент, попытавшийся в ответ на злоупотребления короля лишить его субсидий, был распущен.

К 1688 г. единственной опорой Иакова стала ирландско-шотландская армия. И тори, и виги объединились против короля и послали депешу Вильгельму Оранскому, занимавшему должность штатгальтера Нидерландов, с предложением занять английский престол. 5 ноября 1688 г. Вильгельм высадился в Англии. Пытаясь спасти ситуацию, Иаков созвал парламент, но было поздно. На сторону Вильгельма перешли все, включая министров, армию и даже членов королевской семьи. 11 декабря Иаков пытался бежать и утопил в Темзе государственную печать, однако был схвачен на побережье и возвращен во дворец. Несмотря на то, что с ним обращались почтительно, Иаков бежал вторично, и на сей раз удачно. Он достиг берегов Франции, где его принял Людовик XIV и разместил в Сен-Жермене, выделив крупную сумму денег на содержание двора.

После бегства короля 12 февраля 1689 г. парламент объявил о сложении Иаковом своих полномочий. Вскоре это же сделал и шотландский парламент. Правителями Англии были провозглашены Вильгельм Оранский и его жена Мария, дочь Карла II. Этот переворот вошел в историю Англии как Славная Революция.

Впоследствии Иаков дважды пытался вернуть себе трон. В том же 1689 г. на французские деньги он организовал восстание в Ирландии, и даже местный парламент признал его королем, однако вскоре мятеж был подавлен. В 1691 г. французский флот отправился к берегам Англии, но был разбит. У Иакова был шанс на избрание королем Польши, однако он сам отказался от короны, полагая, что это окончательно лишит его шансов на возвращение в Англию. Последние годы Иаков спокойно доживал во Франции и умер в Сен-Жермене, где и был похоронен.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иаков II, король Англии и Шотландии из династии Стюартов, правивший в 1685- 1688 гг. Сын Карла I и Генриетты Французской.

Жены: 1) с 1659 г. Анна Гэйд (род. 1638 г. + 1705 г); 2) с 1673 г. Мария д"Эста, дочь герцога Моденского Альфонса IV (род 1658 г. + 1718 г.).

В годы революции Иаков с большой опасностью для жизни, переодевшись в женское платье, бежал из Англии в Голландию. В годы протектората Кромвеля он отправился во Францию и в качестве волонтера поступил на французскую службу, где зарекомендовал себя, как храбрый и способный военачальник, весьма сведущий в морском деле. После реставрации Иаков сопровождал своего брата Карла II в Англию и был пожалован последним в великие адмиралы. На этой должности Иаков сделал много полезных преобразований и нововведений. Ему принадлежит честь изобретения флотских сигналов, днем - разноцветными флагами, ночью - такими же фальшфейерами. Его победы над голландским адмиралом Ондамом в 1665 г., битвы со знаменитым Рюйтером в 1672 г. снискали ему некоторую популярность, хотя народ вовсе не сочувствовал войне с Голландией. В 1685 г. после смерти Карла II, не оставившего законных наследников, Иаков взошел на престол.
В отличие от своего брата он был человеком деятельным и властным. Ум его был тяжел, характер отличался стойкостью и неумолимостью. Однако, при всей суровости своей натуры, Иаков подчинялся влиянию женских прелестей не менее своего пылкого и веселого брата. Но красота, которой отличались все фаворитки Карла, не была необходимым условием для фавориток Иакова. Еще в молодости он влюбился в грубую и некрасивую Анну Гэйд, дочь лорда Кларендона, на которой женился с разрешения короля. Вскоре, к величайшему изумлению всего двора, он был оторван от своей непривлекательной жены еще менее привлекательной возлюбленной - Арабеллой Черчиль. Его вторая жена была двадцатью годами моложе его и, несмотря на молодость и красоту, тоже нередко имела причину жаловаться на его непостоянство. Из всех увлечений короля сильнейшей была привязанность к Катерине Седли, лишенной всякой женской привлекательности. Тем не менее она имела над королем огромную власть. Она сама была удивлена его страстью и однажды призналась: «Не может быть, чтобы его прельщала моя красота - ведь он должен видеть, что я не хороша; и не ум мой, потому что он сам не так умен, чтобы понять, имею ли я его». Только после восшествия на престол, когда королева стала устраивать ему постоянные сцены, Иаков с огромным усилием разорвал эту связь.

Еще будучи принцем Йоркским, Иаков не мог спокойно смотреть на парламентские учреждения Англии и выказывал явную наклонность к католицизму. Несмотря на это, после смерти Карла II он принял власть без всякого сопротивления. Общество было лояльно к правящей династии, и в первом созванном королем парламенте тори имели огромное большинство над вигами. Сам Иаков признавался, что, если бы ему предоставили назначать членов палаты, он не нашел бы лучших кандидатов. Но эта политическая гармония была очень непродолжительной. Узкий, прямолинейный и недалекий Иаков был не в состоянии ни по своим умственным способностям, ни по своим нравственным убеждениям вести сложную политическую игру, необходимую в его положении. Прежде всего король не считал нужным более скрывать свою католическую веру. Если раньше он тайно ходил к обедне, то теперь широко раскрыл двери своей капеллы. Папский легат открыто поселился при королевском дворе, хотя по английским законам всякие сношения с Римом были запрещены. Католическое духовенство вело проповеди и открывало свои школы. Вместе с тем сильную тревогу вызывало стремление короля к неограниченной власти.

В 1685 г. против дяди поднял мятеж побочный сын Карла II герцог Монмут. После того как выступление его было подавлено с невероятной жестокостью, король не распустил многие полки, увеличил постоянную армию, значительная часть офицеров которой состояла из католиков Затем католикам сделались доступны государственные должности, и прежде всего управление университетами Эта ползучая католическая реакция вызвала, наконец, оппозицию парламента Собравшись на вторую сессию, депутаты отказались утвердить королевские субсидии до тех пор, пока Иаков не отменит своих злоупотреблений В ответ король распустил палату. Чтобы привлечь к себе популярность, он в 1687 и 1688 гг. издал декларации веротерпимости, но этим лишь усилил возмущение. Многие епископы подали протест против декларации. Иаков приказал заключить их в Тауэр.

На третий год правления единственной опорой Иакова стали войска, набранные из ирландцев и шотландцев. И виги, и тори объединились против самовластного и фанатичного короля. Летом 1688 г. семь виднейших общественных деятелей Англии отправили шифрованную депешу к зятю Иакова штатгальтеру Нидерландов Виль гельму Оранскому и пригласили его занять английский престол. Узнав, что Вильгельм делает приготовления для экспедиции в Англию, Иаков решился на уступки в пользу тори и объявил, что не настаивает более на допущении католиков в парламент Но было уже поздно. 5 ноября Вильгельм с большой армией высадился на английский берег. Все симпатии англичан были на его стороне Иаков поспешил к своей армии, понимая, что время работает против него и необходимо как можно скорей навязать врагу сражение. Но уныние и растерянность, которые он застал в полках, заставили его переменить решение и дать приказ к отступлению. 27 ноября король согласился созвать парламент. Однако и эта мера уже не могла спасти его. На сторону Вильгельма перешли Лондон, министры, армия во главе со своим главнокомандующим Джоном Черчилем и даже члены королевской семьи. Всеми покинутый король должен был отказаться от дальнейшей борьбы и подумать о собственном спасении. В досаде на англичан и стараясь вызвать смуту в стране, Иаков 11 декабря тайком бежал из своего дворца Переправляясь через Темзу, он утопил в ней государственную печать. Король хотел плыть во Францию, но на побережье его задержали рыбаки. Они доставили Иакова в приморский город Феверсгэм, а затем переправили под охраной в Лондон. В столице его встретили очень почтительно и поместили во дворец, но Иаков ясно видел, что правлению пришел конец. Вильгельму было досадно от того, что тестю его помешали бежать, так как он решительно не знал, что с ним теперь делать. Между тем Иаков переехал в Рочестер и бежал отсюда во второй раз. Теперь ему никто не мешал, и 25 декабря, после бурного плаванья, он благополучно достиг Франции. Людовик XIV принял изгнанника очень радушно, отвел ему великолепные помещения в Сент-Жерменском дворце и назначил большую сумму на его содержание, так что Иаков мог окружить себя великолепным придворным штатом.

В 1689 г., когда началось мощное восстание католиков в Ирландии, Людовик дал Иакову деньги, оружие, корабли и наемные отряды для ведения войны. Ирландский парламент признал Иакова королем, но 30 июля 1690 г. ирландцы были разбиты в решительном сражении на речке Бойне. Иаков бежал во Францию. В 1691 г. году он повторил свою попытку, но опять безуспешно - французская флотилия, сопровождавшая Иакова, была разбита при мысе Ла Гог. Последующие годы, вплоть до самой смерти, Иаков прожил в изгнании во Франции.

Использованы материалы книги: Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.