«Волжская атлантида»: село Василёво, ныне город Чкаловск. «Волжская атлантида»: село Василёво, ныне город Чкаловск Годы революции и гражданской войны

«Волжская атлантида»: село Василёво, ныне город Чкаловск. «Волжская атлантида»: село Василёво, ныне город Чкаловск Годы революции и гражданской войны

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наверное, мы никогда не сможем однозначно ответить на вопрос, благом или катастрофой было строительство Волжского каскада водохранилищ. У каждого своя правда в этом вопросе.

С одной стороны, была получена дешевая электроэнергия, благодаря чему стал возможен индустриальный скачок. Исчезли разрушительные весенние половодья и паводки. Ушла в прошлое и летняя межень, большие суда получили возможность в течение всего периода навигации подниматься до самой . Было улучшено водоснабжение многих населенных пунктов. Не только , но и другие города европейской части России стали гордо именовать себя «портами пяти морей». Водохранилища — излюбленные места отдыха местных жителей и путешественников.

С другой стороны, были затоплены огромные площади плодородных пахотных земель, равные территории Швейцарии. Ушли под воду 7 старинных городов и около 700 деревень. Около 130.000 человек было переселено. Утрачены многие памятники истории и культуры. Искалечены человеческие судьбы. Ухудшилось и продолжает ухудшаться качество воды, гибнет водная флора и фауна.

Горьковское водохранилище (Волга) в Чкаловске

Среди затопленных городов есть широко известные: скрытая водами Рыбинского водохранилища Молога, знаменитый своей колокольней Калязин, часть которого ушла под воды Угличского водохранилища… Другие города менее известны — Корчева на , Пучеж на Горьковском водохранилище, Весьегонск на Рыбинском водохранилище, Ставрополь Волжский (ныне ) и Спасск Татарский на … О затопленных деревнях сейчас уже немногие вспоминают, разве что потомки переселенцев и те, кто интересуются историей и краеведением.

Дом Чкаловых в Чкаловске, ныне — музей В.П.Чкалова

Чтобы узнать об истории Василёва-Чкаловска, мы отправились в Дом культуры имени Чкалова в Чкаловске, где сейчас располагается краеведческая экспозиция, посвященная истории села Василево и «Музей скоростей», рассказывающий о разработках Ростислава Евгеньевича Алексеева — судах на подводных крыльях и экранопланах.

«Музей скоростей» в Чкаловске

Экспозиция «Музея скоростей»

Здание Дома культуры — прекрасный образец «сталинского ампира», 1940 года постройки. Автором проекта является горьковский архитектор Александр Александрович Яковлев. Если посмотреть на здание сверху, то оно напоминает самолет, видны крылья и фюзеляж. Фасад похож на волжские речные вокзалы. Соединение водной и воздушной стихий — суть Чкаловска.

История Василёвской слободы

Василёвская слобода входила в состав древнейшего на Нижегородской земле Городецкого княжества , или Белогородья. Она была основана в XII веке князем Василием Юрьевичем, сыном Юрия Долгорукого. Когда в XIII веке был дотла сожжен войсками хана Батыя, центр Белогородья на некоторое время переместился в Василёво. Затем Василёво становится родовой вотчиной князей Шуйских. В 1612 году село отходит инокине Елене — принявшей монашеский сан супруге Василия Шуйского. После её кончины оно переходит во владения московского Вознесенского монастыря, а с 1764 года становится государственным экономическим селом.

Благодаря своему выгодному положению на , Василёвская слобода богатела. Главным доходным промыслом была торговля хлебом. Купцы строили добротные дома, некоторые из которых сохранились до нашего времени. Развивалась торговля, ремесло, гончарный промысел.

Доходным делом было судостроение. Строили беляны — огромные суда до 108 метров длиной и до 26 метров шириной, перевозившие по Волге исключительно лесные материалы: тес, дрова, шпалы, рогожу, лыко и др. Большие суда могли принять на борт до 13 тонн груза. На изготовление одной беляны уходило около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Свое название беляны получили от слова «белый» — «чистый», «несмоленый». На Нижней Волге беляны обычно продавали вместе с товаром.

Также в Василёве строили расшивы . Расшива — парусное судно, предназначенное для плавания исключительно по Волге. Длина расшивы составляла от 32 до 64 метров, ширина — 8-15 метров. Прямой парус расшивы обычно изготавливался из дорогой ткани. Ширина паруса равнялась длине судна, а длина — от 32 до 43 метров. Строили расшивы из соснового и елового леса. На борт расшива могла принять до 480 тонн груза. Обычно на расшивах перевозили хлеб. Численность команды доходила до 350 человек. Против течения расшивы тянули бурлаки, которые впрягались в специальные бурлацкие лямки. Именно расшива изображена на знаменитой картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Василево было одним из основных поставщиков волжских бурлаков. Как только весной вскрывались реки, начинали свою работу бурлацкие базары. Кто-то нанимался на короткое время, а иные — на целый сезон. Далеко не все шли в бурлаки по причине нужды. Были и те, кто нанимался из-за любви к свободе. На каждую тысячу пудов грузоподъемности судна требовалось не менее трех бурлаков.

Бурлаки шли обычно на «авось», надеясь на хорошие погодные условия и легкий заработок. А там — как повезет. Нанимались василёвцы и на другие волжские работы: боцманом, кормчим, водоливом (начальник бурлаков), бакенщиком.

Появление пароходов и барж на Волге во второй половине XIX века привело к исчезновению расшив и белян, значительному сокращению бурлацкого промысла. Однако выросла потребность в дноуглубительных работах, поскольку Волга сильно мелела в межень. В 1883 году в Василёво были открыты мастерские. Слобода быстро росла и богатела, значительно увеличился приток населения. Многих василёвцев можно было назвать весьма зажиточными людьми.

Самая богатая часть села, прилегающая к Волге, называлась Базаром: еженедельно по средам здесь устраивались торги, на которые съезжались даже из других городов и сел. Рядом с Базарной площадью находилась Вознесенская церковь. Другая часто села находилась на возвышенности, поэтому проживающих здесь людей называли «горскими».

Главной городской артерией была мощеная булыжником Большая улица, которая переходила в Большую дорогу, ведущую в . В 1930-е годы она была переименована в улицу Чкалова, а при строительстве Горьковской ГЭС попала в зону затопления.

После революции стоявшие в Василёве суда национализировали, многие из них впоследствии были переоборудованы для Волжской военной флотилии. На месте прежних мастерских возник судостроительный и судоремонтный завод имени Ульянова (Ленина), ныне — ОАО «Чкаловская судоверфь».

28 августа 1937 года по просьбе местных жителей рабочий поселок Василёво был переименован в Чкаловск — в честь своего знаменитого земляка, Валерия Павловича Чкалова (1904-1938), совершившего в 1937 году свой уникальный перелет через Северный полюс в США.

На АНТ-25 «Родина» Чкалов, Байдуков (второй пилот) и Беляков (штурман) совершили свои знаменитые перелеты из Москвы на Дальний Восток (остров Удд) 20-22 июля 1936 года и из Москвы через Северный полюс в США (Ванкувер) 18-20 августа 1937 года

В годы войны Чкаловск выпускал продукцию для фронта. В 1950-х годах вся богатая, низинная часть Чкаловска попала в зону затопления Горьковского водохранилища. Многие здания были разобраны и перенесены выше, в том числе судостроительный завод и дом Чкалова. За счет присоединения близлежащих деревень, площадь Чкаловска увеличилась. В 1955 году Чкаловск получил статус города.

Плотина Горьковской ГЭС — Нижегородский (Горьковский) гидроузел

Памятник В.П.Чкалову в новой части Чкаловска

На схеме хорошо видна та часть слободы, которая попала в зону затопления. Сейчас это расширенное устье реки Санахты.

Устье реки Санахты, до строительства Горьковской ГЭС здесь находился Базар, центральная часть Василёва

Дом купцов Рукавишниковых, сохранившийся после затопления Василёва

Устье реки Санахты и бывшая Покровская гора

Музеи Чкаловска

В Чкаловске сохранилось несколько старинных зданий вдоль устья реки Санахты. Главная достопримечательность города — музейный квартал «Русские крылья» , куда входят:

  • Мемориальный музей В.П.Чкалова
  • Дом культуры имени В.П.Чкалова, где расположены выставочный зал имени Народного художника РСФСР А.М.Каманина, «Музей скоростей», экспозиция которого посвящена главному конструктору судов на подводных крыльях Р.Е.Алексееву и краеведческая экспозиция истории села Василёво.

Начало службы в авиации

Лётно-испытательная работа

Рекордные перелёты

Гибель Чкалова

Альтернативные версии

Памятные места

Названы в честь Чкалова

Памятники

В филателии и монетах

Фильмография

Валерий Павлович Чкалов (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя - 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) - советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза.

Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон).

Биография

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика василёвских казённых мастерских. Русский.

Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем - в училище. Учился средне, но отличался отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). В 1918 годуучилище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку «Волжская-1».

Начало службы в авиации

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк вНижнем Новгороде.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923-1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Junkers). Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Инструктор А. И. Жуков дал следующую характеристику Чкалову:

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде, что, впрочем, документами не подтверждается. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к одному году лишения свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.

В 1926-м году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня - Гатчина), где Чкалов служит с 1926 по 1928 годы.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имениМенжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15(биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.

Рекордные перелёты

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолётУ-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССРот Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто «глох»; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10-15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1-2 полёта по 30-68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. П. Супруна .

По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

…Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков - Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны - тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко.

Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом:

а) преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;.

е) самое главное, недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших лётчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза…

2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб.

Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Находится близ дома № 52, корп. 2 по Хорошёвскому шоссе.

Альтернативные версии

Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар (расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта). Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод имени П. О. Сухого.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта (например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора).

Семья

  • Жена - Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова (1901-1997), в браке с 1927 года, ленинградская учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.
    • Дочь - Валерия (1935-2013).
    • Дочь - Ольга (р. 1939).

Игорь Валерьевич Чкалов (1 января 1928, РСФСР, СССР - 2006, Москва, Российская Федерация) - окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.12.1997 г. № 8). Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. П. Чкалова в г. Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство («Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина» ).

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза (24.07.1936, учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004 году);
  • два ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936);
  • орден Красного Знамени (июль 1937);
  • медаль «XX лет РККА» (февраль 1938).

Память

Памятные места

  • Мемориальный музей В. П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
  • 1924-1927 - улица Милосердия, 21 (ныне - улица Всеволода Вишневского, 11);
  • 1926-1928 - Троцк (Гатчина) Красноармейский проспект, 4; на доме проживания установлена мемориальная доска.
  • 1929-1930 - улица Текстилей (бывшая улица Милосердия), 21.
  • Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».
  • Вблизи места падения самолёта Чкалова на Ходынском поле (в настоящее время это район дома № 52, к. 2 по Хорошёвскому шоссе, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская») установлен мемориальный камень.

Названы в честь Чкалова

  • С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область.
  • Населённые пункты :
    • город Чкаловск в Нижегородской области,
    • город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана,
    • село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана,
    • посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
    • посёлок Чкаловский (Московская область),
    • посёлок Чкаловск (Калининградская область),
    • посёлок Чкалова в Запорожье, Украина,
    • с 1938 по 1957 годах город Оренбург назывался Чкаловым,
    • село Чкаловское (Приморский край).
  • Район города - Чкаловский административный район в Екатеринбурге.
  • Микрорайоны городов :
    • посёлок имени Чкалова в городе Каменске-Уральском Свердловской области;
    • посёлок Чкаловск в составе Калининграда;
    • Чкаловский микрорайон в Екатеринбурге;
    • Чкаловский микрорайон в Омске;
    • Чкаловский микрорайон в Переславле-Залесском;
    • Чкаловский микрорайон в Ростове-на-Дону;

Микрорайон имени Чкалова в городе Ковров Владимирской области.

  • Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в России , а также ряд улиц за рубежом:
    • Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге,
    • площадь Чкалова в Ростове-на-Дону.
    • Улица Чкалова :
      • в России - в Абакане, Азове, Архангельске, Ачинске, Борисоглебске, Белове, Брянске, Барнауле,Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Дивногорске, Екатеринбурге,Жуковском, Ижевске, Иркутске, Искитиме, Калининграде, Кемерово, Керчи, Коврове, Коломне,Котласе, Красноармейске, Краснодаре, Красноярске, Магнитогорске, Миассе, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Петрозаводске, Перми, Рязани, Рыбинске,Самаре, Смоленске Стерлитамаке, Ступино, Сыктывкаре, Томске, Улан-Удэ, Химках, Хабаровске,Череповце, Черногорске, Чистополе, Чите, Элисте, Ярославле, Кимовске;
      • за рубежом - в Ванкувере (США), в Праге, в Минске, Гомеле, Бресте, Витебске, Барановичах(Республика Беларусь), в Луцке, Виннице, Днепропетровске, Измаиле, Малине, Николаеве, Харькове,Херсоне, Хмельницком, Лубнах, Черновцах и Геническе (Украина), в г. Караганде,Костанае,Павлодаре, Усть- Каменогорске и Талгаре (Казахстан).
  • Учебные заведения :
    • Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова.
    • Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в городе Борисоглебске Воронежской области (постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 года). Там же установлен бронзовый бюст героя.
    • Инженерно-строительный институт в Нижнем Новгороде.
    • Воронежский авиационный техникум имени В. П. Чкалова.
    • Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации имени В. П. Чкалова.
    • Школа № 1397 имени В. П. Чкалова, город Москва.
    • Школа № 116 имени В. П. Чкалова, город Нижний Новгород.
    • Школа № 3 имени В. П. Чкалова, город Арзамас Нижегородской области.
    • Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова в рабочем посёлке Шугурово (Татарстан).
    • Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова в городе Нарын (Кыргызстан).
    • МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В. П. Чкалова (Хабаровск).
    • МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» (Новокузнецк).
  • Станции рельсового транспорта :
    • станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте (в октябре 2012 года переименована в Дустлик) и в Екатеринбурге;
    • железнодорожная станция Чкаловская.

Памятники

  • В Днепропетровске, Киеве, Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
  • Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.
  • Мемориальная доска в Петрозаводске (открыта 31 мая 2013 года).
  • Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика.
  • Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
  • Бронзовый бюст на территории Севастопольского Авиационного предприятия.
  • Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
  • Бронзовая скульптура высотой в шесть метров на семиметровом пьедестале установлена в 1954 году на набережной реки Урал в Оренбурге.
  • Бронзовый памятник в городе Жуковском. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. П. Чкалове и его героических перелётах.
  • В Новосибирске памятник перед зданием управления авиационного завода (НАПО имени В. П. Чкалова).
  • Памятник на железнодорожной станции Берёза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии. Согласно табличке на пьедестале «памятник установлен в честь остановки здесь В. Чкалова вместе с Г. Байдуковым и Беляковым в 1937 году по пути на Родину после исторического перелёта через Северный полюс в США». По другой версии, определяющим в выборе места для установки памятника стал тот факт, что в деревне Первомайская (тогда - Блудень) родился бортмеханик самолёта АНТ-25 Василий Бердник.
  • Памятник В. П. Чкалову в Одессе, во внутреннем дворе санатория имени Чкалова на Французском бульваре.

В филателии и монетах

  • Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году - «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова»; в 2004 году - «100-летие со дня рождения В. П. Чкалова».
  • Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В. П. Чкалов».

Другое

  • 20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелёта - общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
  • Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
  • Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
  • Валерий Павлович Чкалов - единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою - Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».

Фильмография

  • В 1941 году на киностудии имени М. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» (новая редакция выпущена в 1962 году). В главной роли: Владимир Белокуров. Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов.
  • В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова «Рейс сквозь память» о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937 году, в создании которого принимали участие киностудия «20th Century Fox» и актриса Ширли Темпл.
  • Образ Чкалова в 2007 году был использован в сериале «Сталин. Live» (в роли Дмитрий Щербина).
  • В 2012 году кинокомпаниями «Соло Фильм» и «Централ Партнершип» был снят восьмисерийный биографический сериал «Чкалов» («Крылья») о жизни лётчика с 1924 по 1937 год. Режиссёр Игорь Зайцев. В главной роли - Евгений Дятлов. Трансляция сериала началась 1 октября 2012 года по Первому каналу. Дочь Валерия Чкалова Ольга крайне отрицательно отнеслась к данной экранизации.
  • В 2014 году «РД Студия» был снят четырёхсерийный фильм «Люди, сделавшие Землю круглой» о рекордных перелётах 1930-х годов, в котором рассказывается о перелёте В. П. Чкалова через северный полюс.

Т.И. ГЕРАСИМЕНКО
доктор геогр. наук, зав. кафедрой географии и регионоведения,
декан геолого-географического факультета
Оренбургского государственного университета

Выезд из Оренбурга. Фото Дядя Ванятка, фотосайт.ру

«Я недавно услал к своим вид, снятый неискусною, но услужливою рукою с зауральской природы, сидя на вышке оренбургского менового двора, или, пожалуй, на крыльце бывшего губернаторского дома, все равно; видом этим я служить не могу, потому что я его услал; но если вам угодно сделать снимок, не имея подлинника, то возьмите в руки перо или карандаш, положите перед собою большой лист бумаги или склейте их несколько десятков вместе; начните карандашом с одного конца и ведите прямо, до другого края бумаги, а потом подпишите выше черты: небо, а ниже: земля, и я, не видав художественного произведения вашего, скреплю: с подлинным верно, приложу и руку и печать, или, пожалуй, тамгу, которая здесь, у нас, занимает место креста нашего безграмотного мужика и к коей мусульмане здешние оказывают большое уважение, уверяя что сам Чингисхан роздал во все роды и племена рукоприкладные знаки. Итак, вы познакомились с видом в зауральскую степь; справедливость требует, однако же, сказать, что такой печальный вид степь представляет только, начиная от Оренбурга до взморья; Оренбург, по уверению книжников, стоит мало выше океана; здесь-то и степь наша принимает вид сухого моря. Выше - места разнообразные, частью гористые и лесистые; но бедный Оренбург, перенесенный с места на место до трех раз, судьбы своей не миновал: он наконец-таки расположился в безлесной и голой пустыне».

В.И. Даль. Бикей и Мауляна

«Сегодняшний Оренбург с полумиллионным населением сохраняет свое очарование. Красивые неоклассические дворцы города находятся по соседству с улочками с деревянными домами, окна которых, кажется, являются воплощением вечной России. Я возвращаюсь из Оренбурга, который меня соблазнил, восхитил и покорил. Часть моих предков жила там, и я решил отправиться туда. Оренбург стал как бы последним местом моего паломничества перед тем, как я покину этот мир».

М. Дрюон. Газета «Фигаро»
Цитируется по:
И. Савельзон// Лехаим.
Сентябрь, 2005

Вопросы без ответов

В статье, посвященной Владивостоку, Т.Г. Нефедова и А.И. Трейвиш справедливо заметили: «В России есть регионы с особой судьбой» («География», № 15/2006). Следует уточнить: в России каждый регион имеет особую судьбу. Таково и Оренбуржье. Присоединенный к России позже многих других (даже после Сибири и Дальнего Востока) по причинам и мотивам, которые являются предметом многочисленных споров современных исследователей, регион то процветал и оживал (при этом сам Оренбург становился центром огромной губернии, городом, куда стекались торговые караваны азиатских и российских купцов), то приходил в упадок из-за разорения изнурительными восстаниями аборигенов либо вследствие ослабления интереса России к этой территории. В любом случае, во все времена город и регион жили своей жизнью, были самодостаточными, а население отличалось трудолюбием, любовью к земле и к своему городу. Людям некогда было выяснять отношения: они трудились - выращивали хлеб, разводили скот, растили детей. Сам облик современного города, без архитектурных изысков, но в то же время крепко стоящего на земле, располагает к труду. Оренбуржцы не привыкли отдыхать, поэтому и мест для отдыха в городе немного. Любимым местом отдыха (или труда?) для большинства горожан является дача, кормилица, которая и называется здесь «сад-огород».

Оренбург - город разный, многогранный, его пространство многослойно, а образ сложен, неоднозначен и противоречив, что связано с его маргинальным положением, насыщенной событиями историей, поликультурностью населения. Маргинальность территории (от marginal - край) предопределяет то, что нередко можно выразить только через отрицание: «не-Европа» и «не-Азия»; «не-Урал» и «не-Поволжье»; «не-Россия» и «не-Казахстан». При характеристике Оренбурга больше вопросов, чем ответов: само его существование - результат дальновидной политики российского государства или политической авантюры его представителей? Оренбург - поликультурный рай или клубок будущих противоречий? Это город с большим будущим или «мертвый» город, любые вложения в развитие которого абсолютно бесперспективны? Это центр инноваций или сырьевой придаток центральных российских регионов и зарубежных стран? Окрестности города - степной рай или экологическая пустыня?

План Оренбурга. Обращают на себя внимание исторические названия: Берды (на северо-западе), Аренда (на западе), Форштадт (на востоке)

Оренбург - город центральный (экономический и политический центр трансграничного региона) или периферийный (утраченные административные и транспортно-географические позиции, провинциальная пустыня - «дыра»)? Это ворота в Азию (таковым он замышлялся, так и развивался до определенного времени) или задворки российской цивилизации (город у границы, лишенный прямой транспортной связи с большинством регионов России)? Это культурный центр (поэты, писатели, художники, музеи, театры, филармония и любители классической музыки, университеты, библиотеки, национально-культурные и религиозные центры) либо город, который характеризуется полным бескультурьем («Азия-с», грубые люди, которые не подают дамам пальто, грязный, замусоренный город)? Это спокойный (тихий, провинциальный) либо криминальный город (транзит наркотиков и наркоторговля, пышные похороны и безумно дорогие памятники криминальным авторитетам на городском кладбище)? Это город индустриальный (газ, нефть, НПО «Стрела») либо сельскохозяйственный (пуховые козы, целина, пшеница, сады-огороды)? Сама постановка этих вопросов - результат маргинального положения, а однозначных ответов на них быть не может.

Территория региона мало известна за ее пределами. Разумеется, многие слышали об Оренбурге, но в большинстве случаев представления о нем (если таковые вообще есть) весьма далеки от реальности. Это явно не место паломничества туристов, и вряд ли таковым станет в ближайшее время. Вместе с тем это город (и регион), не лишенный экзотики. Какие аналогии возникают чаще всего с ойконимом «Оренбург»? Оренбургский пуховый платок. Уральские горы. Степь. Пугачев. Казаки. Всё? Платок - бренд, раскрученный благодаря известной песне на стихи В. Бокова. Но песню молодежь уже не помнит, а платков не носит. Гор здесь практически нет, лишь отроги. Степь распахали в годы освоения целины.

Смоленские студенты-географы описали свои ассоциации с Оренбургом до поездки сюда в следующих выражениях: эклектика, «микс» азиатской и европейской культур, верблюды, тихий провинциальный город, почти деревня. Молодые люди в Перми сообщили, что Оренбург - это город где-то в Сибири, а красноярцы решили, что в Германии (это к вопросу о географическом образовании в средней школе, которое заведомо хуже лингвистического: немецкое название уловили сразу).

После знакомства с городом и горожанами одни меняют взгляд к худшему («не за что зацепиться взгляду», «серый», «низкий» город, «грубые водители», «продавцы хамят», «мало мест для отдыха и прогулок»), другие, напротив, характеризуют Оренбург как «очень хороший», «приветливый» город с нераскрытым потенциалом. В этих противоречивых взглядах нет ничего удивительного. Все зависит от времени, мест посещения, контактов. Приехавшие сюда впервые отмечают замусоренность улиц, плохие дороги. Однако, пожив здесь, привыкают и перестают обращать внимание на такие мелочи. Но большинство не принимают плохо обустроенный город и уезжают. Область имеет отрицательное сальдо миграций за счет межрайонного обмена, несмотря на положительное сальдо внешних миграций. Лучше всего приживаются здесь выходцы из Средней Азии и Кавказского региона. Сложнее складываются отношения с Оренбуржьем у мигрантов из Сибири, Дальнего Востока и прочих лесных районов.

Коренные оренбуржцы не замечают и не пытаются объяснить многие тонкости. Они просто живут и любят свой город. «Оренбург - это наша родина, и мы его любим таким, какой он есть». Город вполне устраивает молодых жителей, особенно тех, кто не бывал в других местах. Уехавшие в столицу и другие крупные города на учебу, как правило, не возвращаются. Но часть посетивших более крупные российские города вполне довольны Оренбургом и ценят его. Город «не слишком большой», «легко перемещаться практически в любую его часть»; «город меняется к лучшему»: «обустраивают дворики, сажают цветы»; подъезды, по их мнению, чистые и ухоженные. Вместе с тем оренбуржцы отмечают, что город проигрывает по внешнему облику, например, Екатеринбургу или Челябинску.

Образ Оренбурга, сложившийся в сознании оренбуржцев, мифологичен. Мифы связаны с преувеличением роли тех или иных лидеров, места города в экономической, политической и культурной жизни страны и региона, тех или иных событий. Справедливо замечено, что роль Пушкина, который провел здесь всего 3 дня, явно преувеличена. А вот о В. Дале мало известно, несмотря на то, что он прожил здесь 8 лет и оставил богатейшее литературное наследие. Вряд ли горожане объяснят, где находится совсем небольшая улица Даля. Явным преувеличением является образ В.П. Чкалова, с которым во многом связан образ Оренбурга . Одна из главных улиц города носит его имя.

Памятник А.С. Пушкину
у музея истории Оренбурга (гауптвахта)

В последнее время раскручен образ Ростроповичей, живших здесь в годы войны в эвакуации; в Оренбурге целых два музея-квартиры, Институт искусств, конкурсы юных музыкантов. Морис Дрюон после визита в Оренбург также хорошо известен горожанам. А вот Муса Джалиль и Юрий Гагарин, так же как и Владимир Даль, имеют право на большее присутствие в образе города. Несмотря на то, что есть памятник М. Джалилю, мало кто из оренбуржцев расскажет о поэте и герое и назовет его настоящее имя. С Оренбургом связаны имена Тараса Шевченко, Виктора Черномырдина и многих других известный людей.

Окно в Азию или задворки
Российской цивилизации?

Образ Оренбурга географичен. Географичность определяется, прежде всего, положением на границе Европы и Азии, чему множество подтверждений: стела «Европа-Азия», кафе на берегу Урала с зазывающим названием «Евразия», мост с соответствующими символами и даже фуникулер через Урал, содержащий пограничную маркировку. Образ границы частей света представлен широко, несмотря на сомнения относительно ее истинности (по геотектоническим и некоторым другим параметрам следует считать, что граница на самом деле проходит восточнее). Еще Петр I хотел основать в этих краях город - ворота в Азию, отлично понимая потенциальную геополитическую роль территории, но увлекся Европой. Оренбург был основан его последователями на 40 лет позже Петербурга. Не случайно одна из аналогий, часто встречающаяся при характеристике города в художественной, публицистической, краеведческой и научной литературе - сравнение Оренбурга, который нередко называют «окном в Азию», с Петербургом. В. Каганский даже назвал один из своих теоретико-географических этюдов «Степной Санкт-Петербург» (Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. Сборник статей. - М., 2001).

Памятник В.П. Чкалову.
В 1938-1957 гг. город назывался Чкалов

Уже почти навязчивыми и даже банальными стали вопросы: нужно ли нам это окно и для чего на самом деле осваивался Россией этот регион. Это частный случай раздающихся в разных аудиториях мнений, в том числе авторитетных ученых, о том, что присоединение к России некоторых территорий было исторической ошибкой . Авторитетные ученые рассуждают, как было бы замечательно, если бы Россия занимала значительно меньшие площади, поскольку их легче было бы обустраивать. Б.Б. Родоман в одном из выступлений заявил, что восточные регионы России нужны лишь для улучшения экологической обстановки страны.

Мост через реку Урал и пилоны «Европа-Азия»

Сама постановка вопроса представляется странной. О какой России идет речь? Какой России нужны (или, точнее, не нужны) ее пространства (и какие именно)? Европейской России? Москве? Эти пространства уже есть, и это тоже Россия! Они заселены нашими согражданами, родственниками, друзьями. И в этом ракурсе очевидна вся абсурдность такой постановки вопроса, который должен звучать следующим образом: нужна ли России Россия?

Роль города менялась и сильно зависела от геостратегии и геополитики государства. Когда в России приходили к власти «западники», город утрачивал свои позиции. Его роль возрастала, когда Россия обращала свой взор в сторону Средней Азии и Казахстана. Интерес был взаимным. Это регион, где России следовало бы усилить свои позиции, иначе это сделают другие государства . Для этого у нее есть все необходимые предпосылки и даже обязательства: исторические (длительное совместное развитие территории), экономические (сложившийся хозяйственный и инфраструктурный комплекс, взаимная потребность в ресурсах и товарах), гуманитарные (ответственность сопредельных государств за своих граждан, проживающих по обе стороны границы), культурные (этнокультурная, языковая общность), географические (единое пространство). Совместное развитие в течение длительного периода позволяет рассчитывать на определенную роль России в регионе, а географическое и геополитическое положение делают взаимодействие сопредельных регионов неизбежным. В настоящее время характеристика Оренбурга как «окна в Азию», к сожалению, может считаться не соответствующей реальности, преувеличенной. Город создавался и развивался как форпост перед Азией, но со временем утратил эти позиции. Многие шансы были упущены, а напрасно. Один из них пока еще существует и связан с возможным строительством транспортного коридора в Азию. Оренбург еще имеет основания стать звеном этого коридора, хотя и этот шанс почти утерян. Город остался в стороне от главных российских транспортных магистралей, а приграничность требует больших усилий и финансовых затрат по преодолению негативных сторон периферийного положения.

Первый губернатор Оренбурга И.И. Неплюев
окончательно определил местоположение города

Оренбуржцы считают Оренбург культурным и экономическим центром огромного региона, однако это явное преувеличение. Когда-то город был таковым. Он возник как крепость, однако быстро превратился в торговый центр. Киргиз-кайсаки (казахи) постепенно приобщались к торговым отношениям. Они торговали лучшими в регионе лошадьми, баранами и овцами; шкурами волков, лисиц, корсаков, продавали овчинки с молодых ягнят, верблюжью шерсть, а также за-нимались перепродажей, в частности азиатских тканей. Город был центром огромной губернии, его влияние простиралось до Каспийского и Аральского морей на юге, до Башкирии на севере. Несколько лет (с 1920 по 1925 г.) Оренбург был столицейКиргизской (Казахской) АССР, оставаясь губернским центром. После ряда преобразований в 1934 г. была образована Оренбургская область в современных границах. Сейчас в значительной степени центральные позиции Оренбурга утрачены. Даже на территории собственной области нельзя считать его влияние безраздельным (например, западные районы со всей очевидностью тяготеют к Самаре).

Достопримечательность Соль-Илецка (70 км к югу от Оренбурга) - соленое озеро Развал. Утонуть здесь нельзя. В расположенной на берегу озера шахте добывается каменная пищевая поваренная соль высшего качества

Углеводородное сырье, гелий, металлы, другие минеральные ресурсы - главное, что привлекает сюда европейских партнеров, на которых делается ставка. Сырье по большей части вывозится, его запасы не беспредельны. К примеру, весь производимый гелий идет за границу. Роль сырьевого придатка не слишком перспективна и привлекательна, и странно, что это не удручает руководителей. Более того, в «Стратегии развития Оренбургской области», принятой администрацией, несмотря на поставленную цель «инновационного развития», фактически прописан сырьевой путь.

Первый исследователь края П.И. Рычков.
Мемориальная доска

Сейчас возможен поворот геоэкономического и геополитического векторов в сторону Азии в связи с новой политикой нашего государства (укрепление российско-казахстанских отношений, серия новых договоров, в том числе об использовании Карачаганакского газоконденсатного месторождения).

Город-кочевник

Географичность образа Оренбурга определяется не только макро- и мезоположением, но и его природоцентричностью и связана с его месторазвитием - бескрайними степными просторами (Степной поселок, Степная улица), Уралом и Сакмарой (город основан на стрелке), составляющими основу гидрографии, старицей (Урал меняет свое русло), Зауральной рощей (пойменный лес и посадки в левобережной части города, любимое место отдыха горожан), Уральскими горами (которых практически нет) и другими элементами рельефа (гора Маяк); сухим континентальным климатом, снежными морозными зимами, буранами, жарой; суховеями и засухами летом, наводнениями весной, чудным «бабьим летом» осенью. Буранная улица - символическое название. «Оренбургским дождем» называют местные жители знаменитые пыльные бури . Из-за знойной погоды летом город становится ночным: он оживает ближе к полуночи, когда спадает жара.

Оренбург - часть степной цивилизации, город-миф, город-кочевник. Он дважды менял свое положение. Первые два раза место для закладки было выбрано стратегически неудачно. В 1743 г. первый губернатор Оренбурга И.И. Неплюев окончательно определил местоположение Оренбурга и построил его рядом с Бердянской крепостью у впадения в Урал Сакмары.

Аналогия, которая приходит в голову при характеристике Оренбуржья: сравнение степи с морем, а кочевников с пиратами. Еще первый исследователь края П.И. Рычков неоднократно отмечал склонность киргиз-кайсаков к войне. Они грабили караваны купцов, мешая оренбургской коммерции. Лишь действия форпостов оградили от их набегов калмыцкие и русские поселения. После принятия киргиз-кайсаками российского подданства было освобождено из плена много российских граждан. Есть в 264-летнем существовании города что-то от романтики флибустьеров. Возможно, поэтому хорошо выражены в сознании горожан стороны горизонта, что нечасто встретишь в других регионах. Все отлично знают Южный и Восточный поселки, прекрасно ориентируются по сторонам света. Оренбуржец безошибоч-но определит, на какую сторону выходят окна его квартиры.

Оренбург. Водонапорная башня на проспекте Победы

Явным преувеличением и даже мифологизацией можно считать природные красоты окрестностей города, воспетые местными жителями. Степь разнообразна и многолика, но это очевидно лишь для самих оренбуржцев. Приезжие могут оценить это лишь при определенном ракурсе или настроении. К тому же и степи-то настоящей почти не осталось: по большей части ее заменила пашня во время освоения целины. Правда, в настоящее время сельскохозяйственные земли заброшены и по большей части не используются по назначению (выражаясь языком Т.Г. Нефедовой, превратились в «черные дыры»), что должно радовать экологов и огорчать экономистов, однако настоящей степью эти исковерканные ландшафты уже вряд ли станут. Нет единства во взглядах на дальнейшее использование этих территорий даже среди ученых. Одни (например, директор Института степи, член-корр. РАН А.А. Чибилев) убеждены в необходимости вернуться к ограниченному традиционному отгонному животноводству, которое позволит не только сохранить, но и восстановить утраченные ландшафты (копытные - недостающее звено современных оренбургских степей). Распашка недопустима. Эта позиция встречает серьезные возражения. Аргументы таковы: население (и его потребности) гораздо больше, чем было во времена кочевничества, кормовая база ограничена. Следовательно, нужно использовать земли более продуктивно для интенсивного орошаемого земледелия.

Облик города во многом определяет одноэтажная застройка

Оренбург - по сути сельский город. Это город дачников, которые здесь и дачами-то никто не называет. «Сад-огород» - место, куда устремляется душа настоящего оренбуржца, как только первые весенние солнечные лучи начинают растапливать накопившиеся за зиму сугробы. В летнее время перестраивается работа всего городского транспорта. Значительная часть автобусного парка устремляется по дачным маршрутам. Трудно назвать отдыхом самоотверженный труд огородников, однако попробуйте уговорить настоящего оренбуржца отказаться от такого образа жизни. Более того, оренбуржцы хоть и довольно снисходительно, но несколько свысока относятся к тем, кто не имеет сада-огорода, полагая, что это просто лентяи.

Оренбуржцы непременно расскажут о наличии в регионе горных и лесных массивов. И это очередной миф. Есть, конечно, небольшие участки леса на севере, низкогорные ландшафты - на востоке области. Бо"льшая часть лесов на территории области - пойменные либо это лесопосадки. Трудно жителям лесной зоны оценить красоты реликтового Бузулукского бора, в котором к тому же довольно много посадок. Знаменитое, но плохо обустроенное Ириклинское водохранилище с его лишенными лесной растительности берега-ми - тоже сомнительное достояние. А вот то, что могло бы быть действительно интересно для туристов, вполне обыденно для местных жителей и поэтому мало раскручено. Это соленое озеро в Соль-Илецке, кумыс, бахчи, знаменитый оренбургский хлеб, цветущие тюльпаны в майской степи, ковыль летом, этнографическая специфика, археологические памятники территории (знаменитые Каргалинские рудники, сарматские захоронения, следы материальной культуры кочевых народов, мало сохранившиеся, но все же присутствующие в виде некрополей).

Оренбургский пуховый платок - и любимый женщинами головной убор, и бренд, раскрученный благодаря известной песне на стихи В. Бокова в исполнении Л. Зыкиной

Промышленный ландшафт также ярко выражен и составляет неотъемлемую часть городского пространства: «Шелкокомбинат», «Инвертор», «Газзавод», Ша?льная фабрика» (фабрика пуховых платков), что нашло свое отражение в названиях районов. Кроме того, сохранились и исторические производственные названия: Кузнечный, Хлебный поселки, Овчинный городок.

Оренбургский хронотоп

Образ Оренбурга историчен. Существует Оренбург сарматский, кочевнический, золотоордынский (в границах города на горе Маяк была ставка хана), казачий, неплюевский, пугачевский, пушкинский (после открытия памятника Пушкину и Далю - «пушкин-дальский»), советский (целинный, газодобывающий). Оренбуржцы интересуются историей своего города и чтят ее, вместе с тем отмечают, что история не слишком-то выражена в его облике (например, Пугачевское восстание).

Пространство города историко-географично. Здесь сложился своеобразный хронотоп, сохранивший не только материальные, но и виртуальные следы прежних эпох. Жители сами формировали пространство в течение всего периода существования. Именно поэтому местные названия районов отчетливо присутствуют в сознании горожан и являются историко-культурными ядрами. Сохранились многие исторические названия, появились и новые. Вы не найдете на карте эти названия, но все знают, что такое Беловка, Биржа, Хлебный городок, Тополя, Педаль, Шанхай. Эти географические объекты жители города вам покажут или объяснят, как до них добраться, быстрее, чем, например, Дзержинский район.

Особенности формирования города хорошо описаны в работах краеведов - В.В. Дорофеева и др. Город изначально был полифункционален, формировался вокруг ядра-крепости. Наряду с опорными функциями Оренбург выполнял роль торгового, экономического и культурного центра. Поэтому пространство центра города, несмотря на архитектурное и планировочное единство, все же фрагментарно и даже мозаично. Наряду с казармами, пороховыми погребами и другими военными учреждениями с самого начала функционировали таможня, меновой и гостиный дворы. Планировка центра во многом сохранилась. Она отвечала задачам обороноспособности, поэтому не имеет четкой квартальной застройки и магистральных улиц.

К набережной Урала, к памятнику Чкалову
приезжают оренбургские свадьбы

Вслед за расширением территории города за пределами городской крепости по мере ее роста формировались предместья, которые позже срослись с городом. Некоторые предместья росли планомерно, некоторые - стихийно (отсюда название Нахаловка). Наиболее известен казачий Форштадт , построенный в конце XVIII в. на месте выжженной пугачевцами в 1773 г. казачьей слободы, где жили преимущественно крещеные калмыки, поэтому одно из неофициальных названий слободы - Калмыцкая (она же Георгиевская - по названию церкви). Любопытно, что многие районы города носят исторические названия. На месте Форштадта сейчас построены многоэтажные дома, сохранилась лишь небольшая часть исторической застройки. Шли разговоры о создании здесь этнографического музея под открытым небом, но до дела не дошло - район почти полностью перестроен. Остался только яркий топонимический след (Пугачевская улица, остановка Казачества) да несколько домов.

Еще одним сохранившимся в сознании горожан районом является Аренда (или Ренда, как часто ее называют), застроенная в основном ремесленниками и промышленниками с середины 1860-х годов западная часть города. Это «арендованные места» (отсюда название), где размещались гончарные и промышленные заведения, а позже стали селиться и их владельцы.

В конце XIX в. город продолжал расширяться. За Новой слободкой появились Новые места, или Новостройка, - этим районом, название которого до сих пор сохраняется, завершена официальная дореволюционная застройка города. Между Новой слободкой и Новостройкой, а также Форштадтом были каретные и кузнечные ряды, сенной базар, ветряные мельницы, сенные карды, женский монастырь. Отсюда названия - Кузнечный поселок, Хлебный городок, Ситцевый поселок. До сих пор сохранились улицы Каретная, Кузнечная. К востоку от монастыря, в районе современной Харьковской улицы, были пороховые склады. Местность вокруг них именовалась «Пороховые». Еще недавно, в середине прошлого века, это название широко употреблялось.

Форштадт и Аренда - наиболее известные исторические районы города. Есть еще Голубиная (Солдатская) слободка (между современной улицей Чичерина и поймой Урала), где селились отставные солдаты, мастеровые люди и купцы. Позже ее стали называть Старой слободой, в отличие от Новой, появившейся через полвека и располагавшейся от современной улицы Постникова до Цвиллинга, Караван-Сарайской и Комсомольской.

Есть в городе свой Шанхай. Его посещение оставляет сильное впечатление. Почему-то сразу вспоминается «Женщина в песках» Кобо Абэ. Жизнь в этих местах остановилась. Безысходность, безнадега…

Облик города во многом определяет одноэтажная застройка. Сохранились целые районы индивидуального строительства. Однако жители вряд ли поведут гостей в эти районы. Предпочтут показать новые многоэтажные микрорайоны, сложившиеся вокруг исторических ядер в годы индустриального строительства, красивые, по их мнению, новоделы или коттеджи, появившиеся в 90-е годы как продукт субурбанизации в престижных пригородах, где живут газовики и нефтяники, - такие как Ростоши или Пригородный. Стараниями краеведов восстанавливают исторические памятники (так, гостиному двору вернули его прямое предназначение, отреставрировав и выселив размещавшийся в его стенах в годы социализма шелкокомбинат). Отреставрированы знаменитый Караван-Сарай, где до недавнего времени размещался планетарий, сохранившиеся православные храмы, служившие долгие годы кинотеатрами.

Одна из характеристик Оренбургского хронотопа - его поликультурность и поликонфессиональность. Многие приезжие обращают внимание на то, что город на границе Европы и Азии характеризуется взаимопроникновением культур, сосуществованием рядом православных храмов, мечетей, протестантских, католических и других церквей, синагоги и т.д. 85-летний Морис Дрюон, побывавший на родине предков в 2003 г., отозвался о городе следующим образом: «В Оренбурге мне очень понравилось соседство бок о бок православных храмов, синагоги и мечетей». Наряду с по-европейски одетыми людьми обычное явление - татарские девушки в хиджабах и казашки в традиционной одежде. Летом ярким пятном выделяются среднеазиатские мигранты и переодетые под них цыгане. Однако здесь нет, как в других городах, разделения города на «русский», «татарский», «немецкий» и т.д. В отличие от сельских районов, где исторически компактное расселение встречается чаще и является скорее правилом, в самом городе невозможно выделить ни географические, ни отдельные этнические слои. Скорее, это конгломерат культур, и эта характеристика наиболее приемлема для города. Это подтверждают проведенные исследования по определению самоидентификации населения. В первую очередь жители города - оренбуржцы, и уж потом представители этнической группы. В последние годы среди некоторых групп населения ситуация меняется, - как представляется, искусственно. Администрация уделяет большое внимание национальной политике, - возможно, большее, чем этого требует ситуация. Это подтверждают такие «болезни роста», как массовое появление на улицах города казахов в традиционной одежде в 90-е годы. Прошло, наигрались. Сейчас ситуация характеризуется более серьезным подходом. Интерес к национальным традициям любой житель может удовлетворить в рамках национальных культурных центров. Открыты национальные школы и классы, однако они не пользуются большой популярностью. Это и понятно: гораздо важнее для карьерного роста хорошо знать язык межнационального общения и иностранные языки, чем родной, который часто употребляется только в быту (да и то далеко не во всех семьях). Всплеск интереса к религии тоже быстро поугас, он гораздо меньше, чем возможности для реализации религиозных чувств. Возможности для реализации этнических и религиозных потребностей предоставлены, за людьми - право выбора.

Чтобы почувствовать дух города, непременно надо летним вечером пройтись по Советской (бывшей Николаевской) улице, выйти на Беловку (набережная Урала, называемая так в память купца Белова, много сделавшего для ее обустройства), к памятнику В.П. Чкалову, через мост перейти в Зауральную рощу - в Азию. Даже в будние дни здесь массовые гуляния. Представлены, похоже, все слои населения города - и возрастные, и социальные. Нарядно одетые граждане степенно прогуливаются по пешеходной улице, беседуют. Кто-то лихо выписывает на велосипедах, роликовых коньках или иных средствах передвижения. Наряду с вполне интеллигентными фразами можно услышать грубые выражения. Крайне редко можно стать свидетелем какого-нибудь митинга. Чаще это просто прогулки. Живут городские мифы, живет и город, он продолжает развиваться, он меняется к лучшему. Формирование хронотопа не закончено. Оренбург непохож на другие города, а его жители вполне уверены в себе и в завтрашнем дне.

Оренбург назывался Чкаловым, а Оренбургская область Чкаловской с 1938 по 1957 гг. в память о погибшем великом летчике, ни разу не бывавшем в городе, лишь из-за того, что в город переместилось военное училище, в котором учился Чкалов. В 1957 г. историческая справедливость была восстановлена. Городу вернули первоначальное название.

Петербургская тематика маркировалась топонимами. Поселения за рекой Урал в 20-30-е гг. XX в. носили названия Новый Петроград, позже Новый Ленинград. Есть улицы Невская, Гороховская (почти Гороховая!).

Нередко среди политиков и ученых можно услышать мнение о том, что центральноазиатский (и даже казахстанский) геополитический и геоэкономический векторы для России не только не имеют значения, но даже ошибочны. Так, Ю.Н. Гладкий указывает на то, что присоединение Средней Азии к Российской империи было политической ошибкой (Гладкий Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. – СПб.: Издательство Р. Арсланова «Юридический центр Пресс, 2006), а Д.А. Сафонов считает проникновение России в XVII в. на территорию Оренбургской губернии результатом авантюры, не подкрепленной ни потребностями, ни возможностями страны (Сафонов Д.А. Начало Оренбургской истории: создание Оренбургской губернии в середине XVIII в. - Оренбург: Оренбургская губерния, 2003).

Среднеазиатский и Казахстанский регионы весьма привлекательны для США, Китая, Ирана, Турции, которые так или иначе предпринимают попытки для усиления своего влияния здесь.

Не случайно в годы Первой мировой войны, когда все немецкие названия вызывали раздражение, возникала идея о переименовании Оренбурга, одним из вариантов был ойконим «Пыльград», наряду с такими как Сакмарбург, Аннодар, Святогеоргиевск, Щитоград. Есть предположение, что свое название Оренбург получил по реке Орь, на берегу которой он был заложен впервые в 1735 г. Однако вероятнее всего, по мнению известного краеведа В.П. Дорофеева, название города, полученное им в царствование Анны, когда иностранцы имели большое политическое влияние, не связано с рекой. Ohren в переводе с немецкого означает «уши», вurg - «крепость». Вполне вероятно, что название имеет двойное значение, сочетая местную топонимику с символическим смыслом - «крепость-уши». Город должен был стать российским форпостом, поэтому и получил такое название.

Калмыки с XVII в. некоторое время проживали на этой территории.

Официально его называли станицей Оренбургской. Сюда наряду с казаками было переселено и некоторое число мещан. Станица жила самостоятельной жизнью.

На вопрос Какой город одно время назывался Чкалов? заданный автором **З@ Любовь... лучший ответ это Оренбург 1938-1957 годы

Ответ от Испросить [гуру]
Город Оренбург основан 19(30) апреля 1743 года. До этого его дважды закладывали в других местах. Первый раз специальная экспедиция, называвшаяся в целях обеспечения секретности "известной", заложила Оренбург у впадения реки Орь в Яик 31 августа 1735 года. Начальником ее был инициатор освоения края, обер-секретарь Сената И. К. Кирилов. Город по ряду причин сразу строить не стали, но Оренбургом некоторое время называли малую крепость, заложенную 15 августа, и предназначавшуюся для прикрытия будущего города с востока. Из этой крепости позже появился город Орск, теперь это, так называемый, "старый город". В 1737 году экспедицию переименовали в Оренбургскую комиссию, начальником которой, в связи со смертью И. К. Кирилова, назначен был известный административный деятель и ученый В. Н. Татищев. Он пришел к заключению, что место для административного центра края не удобно, так как оно слишком удалено и "все нужное к жительству получать туда принуждено с великим трудом и дороговизною", к тому же оказалось, что в большое половодье местность заливается. По его представлению, но уже в его отсутствие, в 1739 году начали подготовку к строительству Оренбурга у урочища Красногор; 6 августа 1741 года заложили его, произвели некоторые работы, но строить не начали из-за спора между инженерами о необходимости некоторого изменения расположения города. Новый начальник комиссии, контрадмирал и тайный советник И. И. Неплюев, прибывший весной 1742 года на место службы, нашел расположение города у Красной горы неподходящим, и летом 1742 года выбрал то, где сейчас расположен исторический центр Оренбурга. История подтвердила правильность этого выбора. Более двух с половиной веков спустя Оренбург остается административным и хозяйственным центром обширной территории. Строился он как город-крепость, как опорный пункт линий крепостей по Яику, Самаре и Сакмаре, охранявших юго-восточную границу России; Одновременно город должен был служить центром хозяйственно-экономического общения с народами востока, что, в первую очередь, предполагало торговлю. Поэтому город носил и военный, и торговый характер: тут и казармы, и артиллерийский двор, и пороховые погреба, и военные учреждения, гостинный и меновой дворы, таможня. Город и крепость строились одновременно. Крепостная ограда - земляной вал - в плане представлял собой овал с выступающими из него десятью бастионами и двумя полубастионами. Вал начинался на набережной, там, где сейчас установлено орудие как памятник обороны Оренбурга во время гражданской войны. Отсюда он шел по направлению к удице Бурзянцева, составляя перекресток с улицей Максима Горького вне крепости, и дальше по улице Бурзянцева и ее геометрическому продолжению до стадиона "Динамо", пересекая Хлебный переулок у дома 2 и улицу Володарского у перекрестка с улицей 9-го Января. Затем вал шел севернее улицы Володарского до Комсомольской, откуда, меняя направление на восточное, затем на юго-восточное, проходил севернее Лечебного переулка на улицу Студенческую, через территорию сельскохозяйственной академии и, постепенно поворачивая на юг, оканчивался у водоканала. Таковы были пределы города при закладке, эта же территория называлась собственно городом вплоть до упразднения крепости в 1862 году.


Ответ от Андрей захаров [гуру]
Оренбург


Ответ от Бракосочетание [эксперт]
Оренбург


Ответ от Oldest [гуру]
В 1938-1957 годах так назывался г. Оренбург!


Ответ от Домонгол [гуру]
Словарь современных географических названийОРЕНБУ́РГ (в 1938-57 гг. Чкалов) , адм. центр Оренбургской обл. при впадении р. Сакмара в р. Урал. 549 тыс. жителей (2002). Основан в 1735 г. в устье р. Орь (в районе совр. Орска) , в 1740 г. перенесён вниз по течению р. Урал в урочище Красная гора, а в 1743 г. - на совр. место. Строился как город-крепость опорной линии для защиты юго-вост. рубежей России; центр торговли с азиатскими народами. В 1920-25 гг. столица Казахской АССР. Архит. памятники XVIII-XIX вв. : Гостиный двор, караван-сарай (архитектор А. П. Брюллов) и др. В городе 4 НИИ, 8 гос. вузов, 5 театров, филармония, 4 музея, планетарий, цирк. Маш-ние и металлообработка, энергетика, газо- и нефтедоб. , нефтепер. , пищ. , лёгкая пром-сть, пр-во стройматериалов. Здесь производится лучшая в России элементарная сера, находится крупнейший в Европе и 2-й в мире гелиевый завод. Жел. -дор. узел, аэропорт. Отбывали ссылку декабристы, поэты Т. Г. Шевченко, А. Н. Плещеев; род. и отбывал ссылку композитор А. А. Алябьев.

Чкалов, бывший Оренбург, был основан на месте Бердской крепости в 1743 году. Крепость окружал земляной вал с глубоким рвом. Укреплений не было только по крутому берегу Урала, так как он сам по себе был хорошей защитой. В несколько раз, по сравнению с прошлым столетием, увеличилась территория города. Неузнаваемо изменился облик старого губернского Оренбурга, о котором народный акын Казахстана Джамбул писал: Город крови и горьких слез, Страшных пыток и кандалов. За годы Советской власти Оренбург превратился в индустриальный Чкалов. Самым крупным предприятием Оренбурга и всей губернии в 1913 году был паровозоремонтный завод. Около двух третей всей валовой продукции тогда приходилось на пищевые предприятия: мельницы, просозаводы и бойни. Единственный в городе металлозавод с громким названием «чугунно-литейно-механический» насчитывал менее ста рабочих и выпускал лишь намогильные плиты и решетки для оград.

За годы Советской власти в городе построено несколько десятков крупных фабрик и заводов. В их числе первенцы первой пятилетки: завод им. Кирова, хлебозавод, швейная фабрика им. Сталина, шорно-седельная фабрика им. «Правды». За годы Великой Отечественной войны и послевоенной пятилетки созданы станкозавод, заводы «Металлист», «Автозапчасть», инструментальный, мельнично-элеваторных машин, шелкокомбинат, обув ная фабрика и ряд других предприятий. В настоящее время заводы Чкалова выпускают столько станков, сколько изготавливали их все заводы царской России. Чкаловские сверла известны металлистам большинства заводов нашей страны. Тракторными деталями, вырабатываемыми Чкаловскими заводами, ремонтируются десятки тысяч тракторов, работающих на полях нашей Родины, Мельницы и просозаводы дают прекрасную муку из твердых сортов пшеницы и первосортное пшено.

Обширен ассортимент продукции фабрик легкой местной и кооперативной промышленности: валеная и кожаная обувь, швейные и шорные изделия, кожгалантерея, трикотаж, пуховые платки. В 1953 году в городе открылось троллейбусное сообщение. Покрылись асфальтом основные магистрали города: проспект Сталина, улицы Советская, 9-го января, Цвиллинга, Орлесовское шоссе и другие. Благоустраиваются сады и бульвары. В 1949 году создан сквер на площади Дома Советов с красивейшим фонтаном. Представители почти всех древесных пород и кустарников, произрастающих в Чкаловской области, высажены; в этом сквере, который превратился как бы в небольшой дендрарий. Сад-сквер на площади Дома Советов стал в летнее время любимым местом отдыха чкаловцев. Город украсился новыми красивыми домами. Первое место среди них занимает пятиэтажное здание Дома Советов.

Чкалов - культурный центр области. Там, где сорок лет тому назад три пятых населения были неграмотными, сейчас осуществляется всеобщее среднее обучение. Вместо 12 тысяч человек, которые обучались во всех начальных и средних школах Оренбурга, сейчас в 53 школах обучается 33 тысячи человек, т. е. почти в три раза больше. В городе имеются три института - сельскохозяйственный, педагогический и медицинский, где получают специальное образование 3600 человек; на заочных отделениях учатся около полутора тысяч человек. В двенадцати специальных средних учебных заведениях 4200 юношей и девушек получают квалификации учителей, фельдшеров, автотехников, топографов, музыкантов, бухгалтеров, товароведов. В городе сто библиотек, на полках которых находится миллион четыреста тысяч томов книг. Количество читателей достигло 80 тысяч, т. е. почти в восемнадцать раз больше, чем в 1913 году. В 1949 году чкаловцы получили прекрасное здание драматического театра. Кроме драматического театра, в Чкалове есть театр музыкальной комедии, восемь кинотеатров и несколько клубов.