Средневековый крестьянин. Как жили крепостные крестьяне на руси

Средневековый крестьянин. Как жили крепостные крестьяне на руси

В 17 веке была связана с церковью. При рождении его крестили в церкви; молодожёнов — венчали в церкви; умершего — отпевали в церкви. Богослужение проходило по церковным книгам. В некоторых семьях читались нравоучительные книги о житиях святых. Ростки нового в разных областях жизни отразились и во взглядах людей XVII в. Появились новые ценности в обществе , новое восприятие действительности, изменялось миропонимание человека.

Наряду с послушанием и исполнением воли старших, что очень ценилось в прежние века, пробуждается интерес к самостоятель-ным поступкам. Ценится стремление к знаниям и образованию, же-лание понять и объяснить происходящее вокруг. Больше внимания уделяется человеку, его земным делам. Все эти изменения отража-лись в культуре.

Духовный мир крестьянина был тесно связан с природой и опи-рался на опыт поколений. Крестьяне в решении многих вопросов действовали по обычаю: как прадеды и деды жили и поступали.

Традиционность в крестьянской культуре прослеживалась в на-родном творчестве и фольклоре. Зимой молодёжь собиралась «на посиделки» в какой-нибудь просторной избе. Там рассказывались сказки и легенды, пелись старинные песни. Летом — водили хорово-ды, устраивали игры с песнями и речитативами.

Жизнь в городе менялась быстрее, чем на селе. Именно город-ская жизнь определила в дальнейшем развитие страны. В город-ской среде быстрее, чем в крестьянской, приживалась светская (не-церковная) культура. Знатные люди стали обучать своих детей не только грамоте, но и наукам, греческому и латинскому языкам , заво-дили новую обстановку в доме по западному образцу. Материал с сайта

Дом Голицына. Московский дом боярина Голицына поражал москвичей. Это было двух-этажное каменное здание модной в 1680-е гг. фасадной архитектуры, со множеством больших застеклённых окон. Залы и комнаты дворца были за-полнены мебелью: там стояли стулья и кресла, секретеры, столы и постав-цы для драгоценной посуды. Стены были украшены картинами, портретами русских и иностранных государей; в золочёных рамах на стенах висели гео-графические карты . В простенках между окнами сияли большие зеркала. В разных комнатах находились часы изумительной художественной работы. В спальне помещалась кровать с пологом. Покои освещались свисаю-щей с потолка люстрой. Одно помещение было отведено под библиотеку, где хранились рукописные и печатные книги на русском, польском, немец-ком языках.

Крестьяне | Формирование сословия зависимых крестьян


В эпоху Великого переселения народов, когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, которые отправились в поход.

Поскольку земледельцам в неспокойную эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и признать себя зависимым от него.

Иногда в зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и превратившихся в феодальную знать.

Часто крестьян брал под покровительство монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе почти не осталось.



Крестьяне | Категории зависимого крестьянства

Однако уровень несвободы крестьян очень сильно различался. С одних крестьян господин требовал только курицу на Рождество да десяток яиц на Пасху, зато другим приходилось работать на него чуть ли не половину своего времени. Дело в том, что одни крестьяне работали на сеньора лишь потому, что лишились собственной земли и были вынуждены пользоваться землей, предоставляемой сеньором и жить под его защитой. Такие крестьяне назывались поземельно зависимыми. Размер их повинностей зависел от того, сколько земли и какого качества предоставил им сеньор. Гораздо тяжелее было положение тех крестьян, которые попали в личную зависимость от сеньора.Это обычно были должники, преступники, пленники или потомки рабов.

Таким образом, все крестьяне подразделялись на две группы:

  • поземельно зависимые крестьяне;
  • лично и поземельно зависимые (так называемые сервы или вилланы ).

  • Крестьяне | Права и повинности

    Общекрестьянские повинности.

    Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая церкви - церковная десятина.


  • Особенности обязанностей сервов.

    Свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца.


    Права крестьян

    Несмотря на обилие повинностей, средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать крестьянские повинности. С развитием централизации в крупнейших европейских странах, начиная с XII-XIV вв., судебное решение сеньора лично свободные крестьяне могли обжаловать в королевском суде.

    Крестьяне | Численность крестьян и их роль в обществе

    Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. Общественное положение крестьян, как и представителей других сословий, наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря - рыцарем или же, скажем, аббатом. Крестьяне занимали неоднозначное положение среди средневековых сословий. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне - необходимая часть общества. Если в античном Риме к физическому труду относились с презрением, считали его недостойным свободного человека, то в средневековье тот, кто занят физическим трудом, - уважаемый член общества, и его дело весьма похвально. По мнению средневековых мудрецов, каждое сословие необходимо остальным: и если духовенство заботится о душах, рыцарство защищает страну, то крестьяне кормят всех остальных, и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего. Средневековые философы сравнивали общество с человеческим организмом: душа человека - это молящиеся, руки - это воюющие, а ноги - это работающие. как нельзя себе представить, чтобы ноги ссорились с руками, так и в обществе все сословия должны выполнять свой долг и оказывать друг другу поддержку.


    Крестьяне | Народная культура


    Праздники. У многих крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лилось рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней Обычаи. Чтобы "нормальный ход вещей в мире не нарушался", крестьяне прибегали к магии. Ближе к новолунию они устраивали обряды, чтобы "помочь луне восстановить её сияние". Конечно, особые действия были предусмотрены в случае засухи, неурожая, затянувшихся дождей, бури. Тут и священники нередко участвовали в магических обрядах, кропя святой водой поля или иными средствами, кроме молитвы, стараясь подействовать на высшие силы. Влиять можно не только на погоду. Зависть к соседу могла породить желание всячески навредить ему, а нежное чувство к соседке - приворожить её неприступное сердце. В колдунов и колдуний верили ещё древние германцы. И в средние века чуть ли не в каждой деревне можно было найти "специалиста" по наведению порчи на людей и скот. Но не редко эти люди (пожилые женщины) ценились односельчанами за то, что умели лечить, знали всяческие травы и злоупотребляли без особой нужды своими вредоносными способностями: Устное народное творчество. Всевозможная нечисть часто упоминается в сказках - одном из самых распространённых видов устного народного творчества (фольклора). Помимо сказок в деревнях звучали многочисленные песни (праздничные, обрядовые, трудовые), сказки, поговорки. Наверное, знали крестьяне и героические песни. Во многих рассказах действовали животные, в поведении которых легко угадывались человеческие черты. По всей Европе пересказывали истории о хитром лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и могучем, капризном, но порой простоватом царе зверей - льве Нобле. В 12 веке эти истории свели вместе и переложили на стихи, получилась обширная поэма - "Роман о Лисе". Уставшие от трудов крестьяне любили рассказывать друг другу всевозможные байки о сказочной стране. Особенности крестьянского христианства. Также в Западной Европе боялись оборотней (у германских народов назывались "вервольвы"- человековолки). Умершему святому отрезали руки, чтобы использовать их как отдельные реликвии. Крестьяне широко использовали всевозможные обереги. Обереги могли быть словесными, вещественными или представлять магическое действие. Один из самых распространённых в Европе до сих пор "вещественных оберегов" - это подкова, прикреплённая у входа в дом. Христианские реликвии, по общему мнению, тоже могли служить талисманами, исцелять от недугов, защищать от порчи.


    Крестьяне | Быт крестьян

    Жилище

    На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и

    когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом - в одной избушке.

    Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 - 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.


    Питание

    Неурожаи и голод - постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза - утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере - говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах - баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

    В средневековой Европе много пили, на юге - вино, на севере - до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель - пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.

    Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.



    Одежда

    До XII - XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны - брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса - блио. В XII - XIII вв. распространяются длинные чулки - шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ - простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула - плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

    В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов -- серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок, в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

    На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

    В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда - котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.


    Орудия труда

    Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.


  • Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

    Средневековье и эпоха феодализма

    История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

    Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

    В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

    Зависимость крестьян от феодалов

    Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

    Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

    Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

    Деление крестьян на группы

    Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

    Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

    Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

    Недовольство крестьян

    История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

    Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

    Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

    По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

    По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

    Девятнадцатый век дал значительное число разнородных источников по истории русского крестьянства, но в силу целого ряда причин - прежде всего политических - в следующем веке они оказались невостребованными. Реальная и полноценная история русского крестьянства большевикам была не нужна. Отношение к дореволюционной истории России как к «допотопной», сильнейший идеологический пресс и цензура - все это привело к тому, что голосов самих крестьян мы не слышим. Мы не знаем, что они сами думали, видели, чувствовали. Вся многоликая и разнокачественная литература о русском крестьянстве - это всегда взгляд сверху или со стороны.

    В этой книге я попытался через судьбы отдельных личностей - и с помощью устной истории - показать судьбу русского крестьянства в страшном и драматичном двадцатом веке. Что же такое устная история?

    Устная история - это история современности на основе воспоминаний участников и свидетелей событий, записанных интервьюером. В условиях России устная история - это и история многих бесписьменных в девятнадцатом веке народов.

    До возникновения письменности именно в устной форме хранились и передавались от поколения к поколению социальный опыт, информация о прошлом, художественные произведения (эпос). Думается, что прав исследователь Д. П. Урсу: «После возникновения историописания (анналов, хроник, летописей) устная история не исчезает: параллельно существуют две формы исторической памяти - устная и письменная» . Основная социальная база устной истории - патриархальное крестьянство. Двадцатый век - последний век существования патриархального крестьянства в Европе.

    Абсолютизация письменных источников привела большинство историков к полному забвению источников устных. Второе рождение устной истории (oral history) связано с достижениями научно-технической революции. В 1948 году профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Алан Невинс (1890–1971) начал записывать воспоминания, используя первые магнитофоны. Уже в 1973 году в США было 316 научно-исследовательских учреждений, работавших в области устной истории. В Европе устная история массового распространения не получила, хотя в каждой западноевропейской стране были широко известные специалисты в этой области.

    Отметим прежде всего демократизм устных источников. Действительно, на их основе можно писать историю «простецов» - народа, а не правителей и государства. История снизу - это история личной, приватной жизни людей.

    Запись на магнитофон обеспечивает высокую степень достоверности свидетельств очевидцев. А кроме того, в устных рассказах людей есть элементы уникальности - неповторимости личной судьбы человека, чего никогда не найдешь в официальных документах.

    Революция в исторической науке двадцатого века привела к тому, что принцип «Нет документа - нет истории» был отвергнут. Таким образом, словесно-речевой способ информации о прошлом вернулся в обиход историка. Мы вновь вспомнили, что народная история всегда была устной.

    В нашей стране наконец произошло осознание того, что коллективная память народа - это национальное богатство. Причем в России интерес к устной истории гораздо больший, чем на Западе. Ведь в любом тоталитарном обществе - две правды: официальная и неофициальная, и объем неофициальной правды в нашем обществе был исключительно велик. К тому же очень велик был объем слегка приукрашенных, полуправдивых и полностью фальсифицированных документов. Наши архивы загромождены колоссальным объемом бесцветных, ничего не значащих бумаг, а по-настоящему исторические события часто не документировались.

    Мы должны отчетливо осознать - в России 1970–1990-х годов произошел не просто естественный уход поколений, родившихся в 1900–1920-е годы. С этими людьми в прошлое ушла целая тысячелетняя эпоха народной жизни - комплекс традиций и повседневный уклад, создававшийся у нас столетиями.

    Резкий слом материальной и духовной (прежде всего национальной русской) культуры, происшедший в 1930–1960-е годы, поставил под сомнение культурные ценности традиционного крестьянского общества. Сформировалось негативное отношение к народной культуре прошлых столетий как к чему-то давно отжившему. Между тем это была живая структура, державшая национальное самосознание общества на своих плечах.

    Следующие поколения уже не восприняли и не передали дальше существенные культурные ценности традиционного общества. Произошел разрыв в цепи поколений - в чем-то, может быть, и неизбежный, но проведенный «мужикоборцем» Сталиным чрезвычайно грубо, жестоко, варварскими методами. Урбанизация и индустриализация страны, роль донора по отношению к национальным окраинам, гибель наиболее творчески активной части населения России в годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны - все это привело к полному разорению российской деревни и уничтожению российского крестьянства - самого массового творца-созидателя великой русской культуры.

    Представленные здесь рассказы-воспоминания очень типичны. Записи интервью-рассказов крестьян-старожилов собирались в 1980–1990-е годы самим автором и проинструктированными им студентами города Кирова (Вятка) по созданным автором программам и опросникам. Всего собрано более тысячи записей. Опросы проводились в основном в Кировской области, но имеются записи рассказов крестьян - жителей других областей России. Многие рассказы отличаются высоким уровнем доверительности, так как опросы проводились внуками старожилов.

    Что же замечательного есть в этих рассказах?

    Первое. Это рассказы людей, перенесших неслыханные муки и тяготы, переживших такие бури, которых с избытком хватило бы на несколько веков тихого, бескризисного эволюционного развития. Не может не поражать загадка невероятной устойчивости нравственной основы, крепости духа тех поколений. Очевидно, дело здесь в цельности, нерасчлененности народного самосознания.

    Второе. Сегодняшние 70–80-летние деревенские старики и старухи унесут с собой живой русский язык - эту живородящую основу великой русской литературы XIX века. Сменяющие их поколения как в городе, так и на селе говорят совершенно по-другому. Ладовость, сказовость, поэтичность строя народной речи в этих рассказах удивительна.

    Третье. Для воспоминаний женщин характерен в основном ассоциативный (а не логически-рациональный) стиль мышления. Прибежавшей на поле встречать отца девочке кажется, что звон от его медалей разносится, словно колокольный, по всему полю. Поэтому высока, кроме всего прочего, литературная значимость такого рода записей.

    Не столь драматичны, трагичны воспоминания мужчин. У них один образ не цепляет второй; рассказ идет по хронологии - снизу вверх. Немало тут сухой перечислительности. В художественном отношении воспоминания-рассказы мужчин гораздо менее значимы, чем женские. Вероятно, это особенность стиля мышления, механизма памяти. Для мужчин характерны преуменьшение значимости событий, иронический анализ прошедшего, последовательно-логическая манера изложения. Зачастую эти рассказы окрашены юмором.

    Оказалось, что образование накладывает свой отпечаток на стиль рассказа, причем часто этот отпечаток не на пользу. Порой раскрепощенный, живой и яркий рассказ старухи, только две зимы ходившей в школу, резко контрастирует с сухим, казенным мертвым языком учителя, врача, служащего. Образование серьезно меняет строй речи, строй мышления человека, часто уменьшая художественную значимость его воспоминаний. Не столь свободным становится при этом механизм неосознанного отбора значимых для человека эпизодов. У меня есть десятки записей рассказов, по которым словно прошелся асфальтовый каток, настолько они сухи, бесцветны, двухмерны. В основном это люди со средним или высшим образованием. Не получается у них сопереживания, слияния, растворения в той эпохе. Барьер времени, отстраненности для них часто непреодолим. Эмоциональный накал речи, ее интонационное многообразие, жест в речи для них так же недостижим, как естественен для многих престарелых крестьянок.

    Жизнь крестьян в средние века была суровой, полной лишений и испытаний. Тяжёлые налоги, разорительные войны и неурожаи зачастую лишали крестьянина самого необходимого и заставляли его думать только о выживании. Всего 400 лет назад в богатейшей стране Европы - Франции - путешественникам попадались деревни, жители которых были одеты в грязные лохмотья, обитали в полуземлянках, норах, вырытых в земле, и дичали настолько, что в ответ на расспросы не могли произнести ни одного членораздельного слова. Неудивительно, что в средние века был распространён взгляд на крестьянина как на полуживотное-полудьявола; слова "виллан", "виллания", обозначавшие сельских жителей, означали одновременно "грубость, невежество, скотство".

    Не нужно думать, что все крестьяне в средневековой Европе походили на чертей или оборванцев. Нет, у многих крестьян в сундуках были припрятаны золотые монеты и нарядная одежда, которую надевали по праздникам; крестьяне умели повеселиться на деревенских свадьбах, когда пиво и вино лились рекой и все отъедались за целую череду полуголодных дней. Крестьяне были сметливы и хитры, они хорошо видели достоинства и недостатки тех людей, с которыми им приходилось сталкиваться в своей немудрёной жизни: рыцаря, купца, священника, судьи. Если феодалы смотрели на крестьян как на дьяволов, вылезающих из адских нор, то и крестьяне платили своим сеньорам той же монетой: рыцарь, проносящийся по засеянным полям со сворой охотничьих собак, проливающий чужую кровь и живущий за счёт чужого труда, казался им не человеком, а демоном.

    Принято считать, что именно феодал был главным врагом средневекового крестьянина. Отношения между ними действительно были сложными. Сельские жители не раз поднимались на борьбу против своих господ. Они убивали сеньоров, грабили и поджигали их замки, захватывали поля, леса и луга. Самыми крупными из таких восстаний были Жакерия (1358 г.) во Франции, выступления под предводительством Уота Тайлера (1381 г.) и братьев Кетов (1549 г.) в Англии. Одним из важнейших событий в истории Германии стала Крестьянская война 1525 г.

    Такие грозные всплески крестьянского недовольства были редкостью. Происходили они чаще всего, когда жизнь в деревнях становилась по-настоящему невыносимой из-за бесчинств солдат, королевских чиновников или наступления феодалов на права крестьян. Обычно сельские жители умели ладить со своими господами; и те и другие жили по дедовским, стародавним обычаям, в которых были предусмотрены почти все возможные споры и несогласия.

    Крестьяне подразделялись на три большие группы: свободные, поземельно зависимые и лично зависимые. Свободных крестьян было сравнительно немного; они не признавали над собой власти никакого сеньора, считая себя свободными подданными короля. Они платили подати только королю и хотели быть судимы только королевским судом. Свободные крестьяне часто сидели на бывших "ничьих" землях; это могли быть расчищенные лесные поляны, осушенные болота или же земли, отвоёванные у мавров (в Испании).

    Поземельно зависимый крестьянин по закону тоже считался свободным, но он сидел на земле, принадлежащей феодалу. Подати, которые он выплачивал сеньору, рассматривались как плата не "с человека", а "с земли", которой он пользуется. Такой крестьянин в большинстве случаев мог покинуть свой клочок земли и уйти от сеньора - чаще всего его никто не удерживал, но идти-то ему было в основном некуда.

    Наконец, лично зависимый крестьянин не мог покинуть своего господина, когда ему этого хотелось. Он душой и телом принадлежал своему сеньору, был его крепостным, т. е. человеком, прикреплённым к сеньору пожизненной и нерасторжимой связью. Личная зависимость крестьянина выражалась в унизительных обычаях и обрядах, показывающих превосходство господина над чернью. Крепостные обязаны были выполнять на сеньора барщину - работать на его полях. Барщина была очень тяжела, хотя многие из обязанностей крепостных крестьян кажутся нам сегодня довольно безобидными: например, обычай дарить сеньору к Рождеству гуся, а к Пасхе - корзину яиц. Однако, когда терпению крестьян приходил конец и они брались за вилы и топоры, восставшие требовали наряду с отменой барщины и отмены этих повинностей, унижавших их человеческое достоинство.

    Крепостных крестьян в Западной Европе к концу средневековья оставалось не так уж много. Крестьян освобождали от крепостной зависимости вольные города-коммуны, монастыри и короли. Многие феодалы к тому же понимали, что разумнее строить отношения с крестьянами на взаимовыгодной основе, не притесняя их чрезмерно. Лишь крайняя нужда и обнищание европейского рыцарства после 1500 г. заставили феодалов некоторых стран Европы предпринять отчаянное наступление на крестьян. Целью этого наступления было восстановление крепостной зависимости, "второе издание крепостного права", но в большинстве случаев феодалам приходилось довольствоваться тем, что они сгоняли крестьян с земли, захватывали пастбища и леса, восстанавливали некоторые старинные обычаи. Крестьяне Западной Европы ответили на натиск феодалов чередой грозных восстаний и заставили своих господ отступить.

    Главными врагами крестьян в средние века были всё же не феодалы, а голод, войны и болезни. Голод был постоянным спутником деревенских жителей. Раз в 2-3 года на полях обязательно случался недород, а раз в 7-8 лет деревню посещал настоящий голод, когда люди ели траву и кору деревьев, разбредались кто куда, занимаясь нищенством. Часть населения деревень в такие годы вымирала; особенно тяжко приходилось детям и старикам. Но и в урожайные годы стол крестьянина не ломился от еды - пищу его в основном составляли овощи и хлеб. Жители итальянских деревень брали с собой в поле обед, который чаще всего состоял из краюхи хлеба, ломтя сыра и пары луковиц. Мясо крестьяне ели далеко не каждую неделю. Зато осенью на городские рынки и в замки феодалов из деревень тянулись возы, гружённые колбасами и окороками, головками сыра и бочками хорошего вина. У швейцарских пастухов существовал довольно жестокий, с нашей точки зрения, обычай: сына-подростка семья отправляла на всё лето одного в горы пасти коз. Еды из дома ему с собой не давали (лишь иногда сердобольная мать тайком от отца совала сыну за пазуху кусок лепёшки на первые дни). Мальчик несколько месяцев пил козье молоко, ел дикий мёд, грибы и вообще всё, что он мог отыскать съедобного в альпийских лугах. Те, кто выживал в этих условиях, через несколько лет становились такими здоровяками, что все короли Европы стремились пополнять свои гвардии исключительно швейцарцами. Наиболее светлым в жизни европейского крестьянства был, наверное, период с 1100 по 1300 г. Крестьяне распахивали всё новые и новые земли, применяли различные технические новшества при обработке полей, учились садоводству, огородничеству и виноградарству. Еды хватало на всех, и количество населения в Европе быстро увеличивалось. Не находившие себе дела в деревне крестьяне уходили в города, занимались там торговлей и ремёслами. Но к 1300 г. возможности развития крестьянского хозяйства оказались исчерпаны - неосвоенных земель больше не было, старые поля истощались, города всё чаще закрывали ворота перед незваными пришельцами. Прокормиться становилось всё труднее, и ослабленные плохим питанием и периодическим голодом крестьяне становились первыми жертвами заразных болезней. Эпидемии чумы, терзавшие Европу с 1350 по 1700 г., показали, что количество населения достигло своего предела и возрастать оно уже не может.

    В это время европейское крестьянство входит в сложную полосу своей истории. Опасности наваливаются со всех сторон: кроме привычной угрозы голода это ещё и болезни, и жадность королевских сборщиков налогов, и попытки закрепощения со стороны местного феодала. Сельскому жителю приходится быть крайне осторожным, если он хочет выжить в этих новых условиях. Хорошо, когда в доме мало голодных ртов, поэтому крестьяне конца средневековья поздно женятся и поздно обзаводятся детьми. Во Франции в XVI-XVII вв. существовал такой обычай: сын мог привести в дом родителей невесту только тогда, когда его отца или матери уже не было в живых. Две семьи не могли сидеть на одном земельном наделе - собранного урожая едва хватало и для одной пары с её потомством.

    Осторожность крестьян проявлялась не только в планировании своей семейной жизни. Крестьяне, к примеру, с недоверием относились к рынку и предпочитали сами производить необходимые им вещи, а не покупать их. Со своей точки зрения они безусловно, были правы, потому что скачки цен и хитрости городских купцов ставили крестьян в слишком сильную и рискованную зависимость от рыночных дел. Только в самых развитых районах Европы - Северной Италии, Нидерландах, землях на Рейне, вблизи таких городов, как Лондон и Париж, - крестьяне уже с XIII в. активно торговали на рынках сельскохозяйственными продуктами и покупали там же необходимые им изделия ремесленников. В большинстве же других областей Западной Европы сельские жители вплоть до XVIII в. производили всё необходимое в своих собственных хозяйствах; на рынки же приезжали лишь изредка, чтобы вырученными деньгами заплатить оброк сеньору.

    До возникновения крупных капиталистических предприятий, выпускавших дешёвую и качественную одежду, обувь, предметы домашнего обихода, развитие капитализма в Европе мало затрагивало крестьянина, жившего в глубинке Франции, Испании или Германии. Он носил самодельные деревянные башмаки, домотканую одежду, освещал своё жилище лучиной, нередко сам изготавливал посуду и мебель. Эти навыки домашнего ремесла, долго сохранявшиеся у крестьян, с XVI в. использовались европейскими предпринимателями. Цеховые уставы часто запрещали основывать новые производства в городах; тогда богатые купцы раздавали сырьё для обработки (например, вычёсывания пряжи) жителям окрестных деревень за небольшую плату. Вклад крестьян в становление ранней европейской промышленности был немалым, и по-настоящему мы начинаем оценивать его только сейчас.

    Несмотря на то что им волей-неволей приходилось вести дела с городскими торговцами, крестьяне относились с опаской не только к рынку и купцу, но и к городу в целом. Чаще всего крестьянин интересовался лишь событиями, происходившими в родной деревне, да ещё в двух-трёх соседних селениях. Во время Крестьянской войны в Германии отряды сельских жителей действовали каждый на территории своего небольшого округа, мало думая о положении соседей. Как только войска феодалов скрывались за ближайшим лесом, крестьяне чувствовали себя в безопасности, складывали оружие и возвращались к своим мирным занятиям.

    Жизнь крестьянина почти не зависела от событий, происходивших в "большом мире", - крестовых походов, смены правителей на троне, споров учёных богословов. Гораздо сильнее на неё влияли ежегодные изменения, происходившие в природе, - смена времён года, дожди и заморозки, падёж и приплод скота. Круг человеческого общения крестьянина был невелик и ограничивался десятком-двумя привычных лиц, но постоянное общение с природой давало сельскому жителю богатый опыт душевных переживаний и отношений с миром. Многие из крестьян тонко чувствовали очарование христианской веры и напряжённо размышляли над отношениями человека и Бога. Крестьянин вовсе не был тупым и безграмотным идиотом, каким его изображали современники и некоторые историки много веков спустя.

    Средневековье долгое время относилось к крестьянину пренебрежительно, как бы не желая замечать его. Стенные росписи и книжные иллюстрации XIII-XIV вв. редко изображают крестьян. Но уж если художники рисуют их, то обязательно за работой. Крестьяне чисто, аккуратно одеты; их лица больше похожи на тонкие, бледные лица монахов; выстроившись в ряд, крестьяне изящно взмахивают мотыгами или цепами для молотьбы зерна. Конечно, это не настоящие крестьяне с лицами, обветренными от постоянной работы на воздухе, и ко-рявыми пальцами рук, а скорее их символы, приятные для глаза. Европейская живопись замечает настоящего крестьянина примерно с 1500 г.: Альбрехт Дюрер и Питер Брейгель (так и прозванный "Мужицким") начинают изображать крестьян как они есть: с грубыми полуживотными лицами, одетыми в мешковатые нелепые наряды. Любимый сюжет Брейгеля и Дюрера - крестьянские пляски, дикие, похожие на медвежье топтание. Конечно, в этих рисунках и гравюрах много издёвки и презрения, но есть в них и другое. Обаяние энергии и огромной жизненной силы, исходящее от крестьян, не могло оставить художников равнодушными. Лучшие умы Европы начинают задумываться о судьбе тех людей, которые держали на своих плечах блестящее общество рыцарей, профессоров и художников: языком крестьян начинают говорить не только веселя-щие публику шуты, но и писатели и проповедники. Прощаясь со Средневековьем, европейская культура в последний раз показала нам крестьянина вовсе не согнувшимся за работой - на рисунках Альбрехта Дюрера мы видим крестьян танцующих, тайно толкующих о чём-то друг с другом, и крестьян вооружённых.